Научная статья на тему 'Типовая медицинская информационная система персонифицированного учета оказания медицинской помощи в вопросах и ответах. Часть 2'

Типовая медицинская информационная система персонифицированного учета оказания медицинской помощи в вопросах и ответах. Часть 2 Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1025
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы —

Геннадий Орлов, директор направления медицинских информационных систем «КОРУС Консалтинг», продолжает отвечать на вопросы о разрабатываемом типовом ПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Типовая медицинская информационная система персонифицированного учета оказания медицинской помощи в вопросах и ответах. Часть 2»

Обратная связь

1 и информационные

технологии

ь >

ТИПОВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО УЧЕТА ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ. Часть 2

От редакции:

Геннадий Орлов, директор направления медицинских информационных систем «КОРУС Консалтинг», продолжает отвечать на вопросы о разрабатываемом типовом ПО. Предлагаем ознакомиться со второй серией ответов и продолжить направлять вопросы, пожелания и предложения для обеспечения конструктивного и плодотворного диалога по следующим адресам:

• Журнал «Врач и ИТ»: Куракова Наталия Глебовна, шеф-редактор журнала «ВиИТ»,

тел. +7 (495) 618 0792, E-mail: idmz@mednet.ru

• «КОРУС Консалтинг»: Орлов Геннадий, директор, направление медицинских информационных систем, тел./факс: +7(495)2295370 или +7(812)3242457, E-mail: GOrlov@KorusConsulting.ru, www.KORUSConsulting.ru

М.А.Шифрин, руководитель медико-математической лаборатории НИИ нейрохирургии им. академика Н.Н. Бурденко, к.ф-м.н.

Вопрос 1. Возможно ли еще до решения всяких вопросов с лицензированием разместить в Интернете ограниченную (например, по числу записей в БД, но не по функциональности) версию типовой МИС компании «Корус»? Тогда Вы смогли бы получить много конструктивных замечаний, а не только вопросов.

Ответ: Мы заинтересованы в конструктивном обсуждении «Типовой МИС компании «КОРУС Консалтинг». Во-первых, о терминах. Конечно, систему создавала наша компания, но называть ее так не совсем правильно. Просто типовой МИС тоже ее нельзя назвать, так как типовыми МИС некоторые разработчики называют МИС, тиражируемые более чем в одном ЛПУ. Я предлагаю использовать термин Федеральная типовая МИС (ФТМИС) — это правильно отражает ее статус и класс системы. Такое название вводится для удобства и однозначного понимания терминов.

56

Обратная связь

www.idmz.ru 2009, №5

Во-вторых, официально (и свободно) получить ФТМИС можно только в Мин-здравсоцразвития РФ или ФАИТ. Я согласен, что установленная процедура лицензирования ФТМИС требует упрощения, иначе она входит в противоречие с принципами свободного программного обеспечения, которые фактически являлись требованиями выигранного нами конкурса по ФЦП «Электронная Россия».

Пилотные регионы уже получили ФТМИС и любые их медицинские организации могут получить систему в региональном органе управления здравоохранением после подписания с ним сублицензионного договора. Для других регионов или отдельных медицинских организаций не установлено никаких ограничений по получению системы в Минздравсоцразвития РФ или ФАИТ. Причин для отказа в передаче системы медицинским организациям не существует. Так что обращайтесь с официальными запросами получения ФТМИС в эти ведомства.

При ссылке на систему в официальном запросе лучше указывать полное наименование ФТМИС:

«Программное обеспечение «Типового программно-технического комплекса персонифицированного учета оказания медицинской помощи на уровне субъекта Российской Федерации с учетом реализации требований по защите персональных данных», разработанное в 2008 году в рамках федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002—2010 годы)» и предназначенное в соответствии с техническим заданием на систему для использования в медицинских учреждениях субъекта Российской Федерации»

При передаче системы сторонами подписывается сублицензионный договор о безвозмездной передаче неисключительного права использования ФТМИС.

Мы со своей стороны готовы предоставить медицинским организациям, получившим ФТМИС, при необходимости тестовую базу данных, содержащую примеры (не имеющие отношение к конкретным пациентам) медицинских записей о пациентах и записей электронной медицинской карты, и ответить на возникающие вопросы.

Вопрос 2. Внедрение такой сложной системы, как полнофункциональная МИС, не может, на мой взгляд, быть типовым. Совершенно непонятно, что такое «адаптация МИС под требования конкретного региона» — МИС нужно будет адаптировать для КАЖДОГО медицинского учреждения. При этом начальные фазы этого процесса нужно делать на месте, в живом контакте с пользователями, и только когда система будет в целом внедрена, большую часть возникающих задач (но не все!) можно будет решать удаленно. Таким образом, система массового внедрения потребует значительного числа «внедренцев» — а ведь это, по сути, отдельная специализация, которой владеют и охотно занимаются очень немногие компании. Что Вы думаете по этому поводу?

Ответ: Я выделю вопросы для ясности. 1. Что такое адаптация под требования конкретного региона? 2. Требуется ли адаптация для каждого медицинского учреждения? 3. На кого мы рассчитываем при массовом внедрении системы?

1. Под «адаптацией» понимается внесение изменений в программный код. Адаптация системы под требования конкретного региона заключается не в расширении функционала системы, а в реализации специфических для каждого региона форматов информационного взаимодействия с региональными системами (установление соот-

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 57 ■

технологии

Обратная связь

ветствия адресного справочника в регионе федеральному справочнику КЛАДР, справочников медицинских услуг, используемым в регионе, форматам информационного взаимодействия с территориальным фондом ОМС и страховыми медицинскими организациями, а также при необходимости обеспечение взаимодействия системы с клиентскими частями в ЛПУ региональных информационных систем). Поэтому адаптация осуществляется именно под регион, один раз для всех ЛПУ за счет средств регионального бюджета. После адаптации под регион все ЛПУ могут безвозмездно получить ФТМИС в региональном органе управления здравоохранением.

2. Для каждого учреждения, конечно, требуется настройка (конфигурирование) системы. Под «конфигурированием» понимается внесение изменений в ФТМИС с помощью настройки через стандартные интерфейсы без программирования дополнительных функций и без изменения исходного кода программы. Возможности конфигурирования ФТМИС — очень широкие. Именно на стыке работ «конфигурирование-адаптация» для ЛПУ и проходит граница типовой МИС и МИС, адаптируемой для конкретного учреждения. И эта граница больше не техническая, а организационная. Сразу скажу, что ФТМИС может адаптироваться под специфические требования конкретных ЛПУ, но идея типовой системы состоит в максимальной унификации и отказе от адаптации для конкретного ЛПУ. Только в этом случае можно сократить затраты при внедрении и дальнейшем сопровождении системы на региональном уровне, то есть во всех ЛПУ, где не внедрена какая-либо из комплексных МИС. Там, где внедрены комплексные МИС, настроенные именно на специфику ЛПУ, внедрять ФТМИС не надо. Таким образом, ФТМИС нацелена не на замену существующих МИС, а на обеспечение комплексной автоматизации лечебно-диагностического процесса и исключение повторного ввода информации в отдельных программах, применяемых в ЛПУ для автоматизации узких задач (ДД, расчетов по ОМС за оказанную медицинскую помощь, информационный обмен с МИАЦ и др.). Вывод: мы считаем, что ФТМИС может внедряться в 80-90% ЛПУ региона, так как остальные ЛПУ, как правило, областные, уже оснащены теми или иными комплексными МИС или им требуется (и они готовы идти на дополнительные затраты собственных средств) специфическая настройка МИС. О реальности такой задачи говорит тот факт, что десяток лет назад многие не верили в создание территориальными фондами ОМС региональных систем расчетов по ОМС, а сейчас такие системы есть во всех регионах. Причем они являются одинаковыми, типовыми для всех ЛПУ.

3. При массовом внедрении ФТМИС в регионе мы находим регионального партнера, вместе с которым проводим внедрение в 2-4 пилотных ЛПУ. В дальнейшем партнер сам проводит внедрение в других ЛПУ региона. Партнером может быть компания, которая уже работала в сфере автоматизации ЛПУ. Также это может быть региональный МИАЦ. Такие компании в силу своей специализации сразу могут оценить преимущества ФТМИС и для обеспечения эффективного сопровождения системы, и для конечных пользователей в ЛПУ. Партнер может дополнительно осуществлять и ограниченную адаптацию ФТМИС под специфические потребности конкретных ЛПУ — это уже должны быть затраты самих ЛПУ. Для партнера участие в таком проекте обеспечит существенное расширение количества клиентов. Выбор продвинутого партнера из смежной ИТ-области, заинтересованного в эффективной работе для ЛПУ, также может быть интересен, так как отработанная технология внедрения в

58 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■

Обратная связь

www.idmz.ru

2009, №5

*

совокупности с привлечением имеющихся в любом регионе экспертов по МИС может привести к более успешному ведению регионального проекта.

Вопрос 3. Не кажется ли Вам, что внедрение ЕДИНСТВЕННОЙ типовой МИС — тупиковый путь? Только наличие здоровой конкуренции может гарантировать от застоя, а, следовательно, и регресса в информатизации. Другое дело, что здоровая конкурентная среда не возникнет сама, ее нужно активно формировать: организовывать открытые, достаточно продолжительные конкурсы разработчиков, обучать заказчиков критериям выбора систем для их учреждений и т.п., — задача, конечно, трудная, требующая времени для своего решения. Но если ее не решать, то пользователи будут «голосовать выключателем». Учтите еще низкую компьютерную грамотность и консерватизм будущих пользователей МИС, влекущие серьезные психологические трудности при внедрении.

v Ответ: Должен существовать единый функциональный стандарт на МИС, единые

'ч справочники и единые форматы взаимодействия МИС с внешними и смежными систе--■ У мами. Те МИС, которые этим требованиям будут удовлетворять, позволят медицин/ ской организации беспрепятственно встраиваться в региональную систему информационного взаимодействия или подключать дополнительные подсистемы внутри медицинской организации. Вот какую цель мы должны преследовать. Если у медицинской организации уже имеется МИС, удовлетворяющая единым требованиям, пусть она продолжает ее использовать. Но таких организаций немного. ФТМИС позволяет в масштабах России оснастить все медицинские организации, не имеющие комплексных решений. Причем медицинские организации и региональные власти будут иметь возможность выбора из всех имеющихся на рынке МИС, так как обязательными должны быть не какие-то конкретные МИС, а единые требования к ним. Мы заинтересованы в обеспечении возможности выбора — тогда и преимущества ФТМИС будут видны всем, а ее недостатки мы быстрее преодолеем, ведь продукт постоянно развивается. Я считаю, что рынок комплексных МИС должен развиваться и ФТМИС только стимулирует этот процесс.

Вопрос 4. Существует ли единая система ведения справочников, которые используются в типовой МИС? Мой вопрос относится к тем нормативным справочникам, которые имеют обязательный характер, типа «Классификатора простых медицинских услуг». Все эти классификаторы живые, достаточно часто меняются, и должна быть очень хорошо продумана система их распространения и введения на местах, иначе могут «рассыпаться» многие отчетные формы.

Ответ: Такая система ведения справочников должна создаваться и поддерживаться по заказу МЗСР. Мы с партнерами самостоятельно ведем справочники для систем, которые мы распространяем и поддерживаем, в том числе для ФТМИС, при этом максимально ориентируемся на официальные федеральные справочники. Хороший пример — использование справочника КЛАДР, фактически ставшего стандартом. Также для ведения региональных справочников будем привлекать региональных партнеров и свои филиалы. Унификация региональных справочников и стандартизация регионального информационного взаимодействия — это важнейшие задачи, которые надо решать вместе с Минздравсоцразвития России.

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 59 ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.