Научная статья на тему 'Информатизация здравоохранения регионального уровня на основе типовых медицинских информационных систем'

Информатизация здравоохранения регионального уровня на основе типовых медицинских информационных систем Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1027
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИПОВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / МЕДКОНСАЛТИНГ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / MODEL MEDICAL INFORMATION SYSTEM / MEDKONSALTING / REGIONAL HEALTH INFORMATION PROJECTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Салихова Э. Ш., Красиков М. А., Шустикова Т. Б., Шевченко С. А.

В статье рассмотрена концепция реализации региональных проектов информатизации учреждений здравоохранения на основе применения типового программного обеспечения, построенного на базе единой программной платформы. Приведены описания требований и функциональных возможностей основных блоков предложенной концепции, а также дан обзор наиболее важных положительных эффектов от их внедрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Computerization of health care at the regional level based on the model of medical information systems

The article discusses the concept of regional projects of informatization of public health institutions through the application of software model, built on a single software platform. The paper presents the requirements and functionality of the basic blocks of the proposed concept, as well as an overview of the most important positive effects of their introduction.

Текст научной работы на тему «Информатизация здравоохранения регионального уровня на основе типовых медицинских информационных систем»

1 и информационные

технологии

Медицинские информационные системы

Э.Ш. САЛИХОВА,

к.м.н., доцент, руководитель медицинского управления ООО «Медконсалтинг», г. Москва,

ESalihova@med-cons.ru

М.А. КРАСИКОВ,

руководитель управления развития ООО «Медконсалтинг», MKrasikov@med-cons.ru

Т.Б. ШУСТИКОВА,

ведущий бизнес-аналитик отдела проектов ООО «Медконсалтинг», TShustikova@med-cons.ru

С.А. ШЕВЧЕНКО,

ведущий эксперт по медицине отдела проектов ООО «Медконсалтинг», SShevchenko@med-cons.ru

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ НА ОСНОВЕ ТИПОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

УДК 61:658.011.56

Салихова Э.Ш., Красиков М.А., Шустикова Т.Б., Шевченко С.А. Информатизация здравоохранения регионального уровня на основе типовых медицинских информационных систем (ООО «Медконсалтинг», т. Москва) Аннотация: В статье рассмотрена концепция реализации региональных проектов информатизации учреждений здравоохранения на основе применения типового программного обеспечения, построенного на базе единой программной платформы. Приведены описания требований и функциональных возможностей основных блоков предложенной концепции, а также дан обзор наиболее важных положительных эффектов от их внедрения. Ключевые слова: типовая медицинская информационная система, Медконсалтинг, региональные проекты информатизации здравоохранения.

I

UDC 61:658.011.56

Salikhova E.Sh., KrasikovM.A., Shustikova T.B., Shevchenko S.A. Computerization of health care at the regional level based on the model of medical information systems (OOO «Medkonsalting», Moscow)

Abstract: The article discusses the concept of regional projects of informatization of public health institutions through the application of software model, built on a single software platform. The paper presents the requirements and functionality of the basic blocks of the proposed concept, as well as an overview of the most important positive effects of their introduction.

Keywords: model medical information system, Medkonsalting, regional health information projects.

На сегодняшний день в отечественном здравоохранении информационные технологии начинают играть все более важную роль. Этому способствует множество предпосылок, усиливающих в интегральном результате потребность в медицинских информационных системах (МИС): это и задачи формирования статистической отчетности и взаиморасчетов по ОМС/ДМС, это и учет платных услуг, это и задачи интеграции с различными участниками формируемого медицинского информационного пространства, включая региональные МИАЦ, территориальные

ФОМС, федеральные информационные системы и многое другое. При этом, на наш взгляд, в последнее время растет не просто спрос на медицинскую информационную систему, а потребность именно в типовых решениях, способных не только решить поставленные перед МИС задачи, но и стать полнофункциональным и гибким компонентом интеграционного плана, способным обмениваться информацией с другими информационными системами.

Очевидно, что в настоящее время система здравоохранения любого региона России представляет из себя сложную и многоуровневую

© Э.Ш. Салихова, М.А. Красиков, Т.Б. Шустикова, С.А. Шевченко, 2010 г.

36 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■

Медицинские информационные системы

www.idmz.ru

гол О, № Л

среду, эффективное управление которой сложно представить без применения информационных систем на основе собранной в электронном виде первичной медицинской информации. Подтверждением тому служат и обсуждаемые в последние 2 года профессиональным сообществом планы Департамента информатизации Минздравсоцразвития РФ по созданию единой федеральной информационной системы учета оказанной медицинской помощи, которая также строится на принципе сбора первичной медицинской информации о каждой услуге или посещении пациентов ЛПУ на базе региональных центров обработки данных и последующей обработки этой информации с целью адекватного представления о работе ЛПУ региона, повышении эффективности расхода ресурсов и управлении всей системой здравоохранения в целом. При этом на различных уровнях государственной власти высказываются четкие призывы к массовому внедрению электронных историй болезни, автоматизации документооборота в ЛПУ. Также общеизвестно, что в России разработано большое количество различных программных продуктов, включая наиболее популярный класс медицинских информационных систем. По различным оценкам, лишь незначительная часть из них может быть применена для комплексных проектов автоматизации ЛПУ и использована как часть общей информационной системы здравоохранения регионального уровня. Большинство программного обеспечения (ПО) в сфере здравоохранения может быть применено только для специализированных задач внутри ведомства или медицинской организации, что делает их фактически непригодными для последующих неизбежных процессов интеграции и совместного использования накопленных банков медицинских данных.

Такое состояние рынка МИС не удовлетворяет руководителей здравоохранения, глав регионов и муниципальных образований. По нашим данным, в регионе с населением 3,0-3,5 млн. чел. источником данных для формирования достоверного представления об эффективности

работы системы здравоохранения, которое должно быть основано на нескольких десятках показателей (смертность, заболеваемость, временная нетрудоспособность и т.д.), могут выступать не менее 150 учреждений, находящиеся в подчинении 10 ведомств. Трудно представить себе реально работающую единую региональную систему подобного уровня и сложности, основанную на применении разрозненных программных продуктов, не способных обмениваться результатами своей работы в режиме реального времени. Именно сложность реализации проектов информатизации на региональном уровне является главной причиной разработки компанией ООО «Медконсалтинг» концепции Единой медицинской информационной системы (ЕМИС).

Основное назначение ЕМИС — оптимизация управления системой здравоохранения региона в динамично меняющихся условиях экономики, повышение качества оказания медицинской помощи пациентам региона и повышение эффективности распределения ресурсов. Осуществление автоматизированного сбора данных и их последующая статистическая обработка возможны только при организации единого информационного пространства на территории: создания единообразной структуры данных в подразделениях субъекта РФ, использование в них единой нормативно-справочной информации, обеспечение надежной автоматизированной передачи данных между информационными базами подразделений.

Основные принципы функционирования ЕМИС (рис. 1):

1. Автоматизированный сбор первичны/х медицинских данных осуществляется подсистемой сбора информации, которая позволяет оперативно собирать данные учреждений здравоохранения через защищенную сеть в региональное централизованное хранилище.

2. Обеспечение защищенной передачи данных осуществляет подсистема информационного обмена МИС, обеспечивающая гарантированную доставку данных без потерь и искажений.

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 37 ■

технологии

Медицинские информационные системы

3. Управление нормативно-справочной информацией (НСИ) выполняется подсистемой единой нормативно-справочной информации, которая обеспечивает централизованное управление и ведение справочников и классификаторов, утвержденных как на федеральном, так и на региональном уровнях.

□писание технической реализации

С технической точки зрения, вся ЕМИС представлена в виде Типовой медицинской информационной системы (ТМИС), созданной для каждого конкретного участника ЕМИС. Ключевая особенность типовых решений в том, что они способны решить задачи различных медицинских организаций (поликлиники, стационара, станции скорой медицинской помощи и т.д.), но при этом обеспечить возможность использования единой НСИ и автоматизированный обмен и консолидацию всей информации на региональном уровне. Типовые МИС как компоненты ЕМИС реализованы в виде линейки самостоятельных программных продук-

тов «Медицинская организация» компании ООО «Медконсалтинг», разработанные на платформе «1С: Предприятие 8». Выбор платформы был продиктован наличием в большинстве ЛПУ программного обеспечения для бухгалтерии на базе 1С. Единая программная платформа бухгалтерского учета и созданная на ее основе типовая МИС сделали возможной простую интеграцию всех модулей единой информационной системы.

Основными преимуществами данного подхода являются:

• широкие возможности и простота настройки системы;

• открытость системы, включая быстрое внедрение, глубоко проработанные возможности настройки вплоть до изменения исходного кода МИС;

• возможность поддержки компаниями-партнерами на всей территории РФ;

• удобство сопряжения с финансово-экономическими прикладными программами;

• невысокая стоимость решения;

• масштабируемость;

Информатизация Министерства_________

Здравоохранения субъекта РФ

Принятие управленческих решений по:

* распределению бюджетных средств;

* разработке и реализации региональных целевых программ по развитию здравоохранения;

* разработке и реализации территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи;

* организация оказания медицинской помощи населению;

* разработка медико-экономических стандартов.

Контроль качества оказания медицинской помощи.

Контроль эффективности и безопасности лекарственных средств и медицинской техники.

ИнформационноАналитический Центр

Анализ данных по ЛПУ территории

Управление нормативносправочной информацией Подготовка стах отчетов Мониторинг развития системы здравоохранения Формирование прогнозов развития здравоохранения

Рис. 1. Схема функционирования Единой медицинской информационной системы

38

Медицинские информационные системы

www.idmz.ru

гол О, № Л

• возможность интеграции с медицинским оборудованием, аптечной системой, бухгалтерской системой, лабораторной информационной системой (ЛИС) и др.

Очень важным преимуществом предложенной концепции и разработанных решений является простота интерфейсов рабочих столов. В условиях невысокого уровня компьютерной подготовки большинства медицинских сотрудников это залог лучшего восприятия и быстрой обучаемости работе с системой, сокращения времени внедрения и, как следствие, снижения его стоимости. Также важной особенностью является то, что линейка продуктов представлена типовыми решениями для стационаров, поликлиник и консультативно-диагностических центров.

Типовая МИС уровня ЛПУ — это важнейший, базовый элемент всей региональной медицинской информационной системы. Разработанная типовая МИС уровня ЛПУ представляет собой решение с широкими возможностями адаптации под действующие в ЛПУ процессы. Так, МИС может использоваться в 2-х режимах:

• Комплексный проект, подразумевающий подключение к МИС всех медицинских сотрудников, участвующих в лечебно-диагностическом процессе, в режиме реального времени. Данный подход имеет максимальную эффективность, но требует и максимальных затрат, особенно на создание инфраструктуры и оснащение ЛПУ большим числом компьютерной техники.

• Ввод данных операторами. При этом варианте использования медицинский персонал полностью исключается из процесса ввода данных в конфигурацию — в таком случае данные в МИС будут вводиться операторами с неким утвержденным на этапе внедрения отставанием от реального времени оказания медицинской услуги пациенту. Данный подход позволяет осуществить ввод только некоторой, наиболее важной части медицинской информации (например, талонов амбулаторных пациентов), но зато он не требует от ЛПУ дорогостоящих затрат на оснащение всех рабочих мест ПК, а значит, может быть введен в эксплуатацию в кратчайшие сроки.

Функционал типовой МИС уровня ЛПУ включает в себя ведение электронных историй болезни пациентов, регистрацию оказываемых им услуг, ведение взаиморасчетов со страховыми компаниями и с пациентами (в случае оказания платной медицинской помощи), регистрацию расходов ЛПУ на лечение пациента, а также на поддержание работоспособности учреждения, учет оборота лекарственных средств и других аптечных товаров ЛПУ. В системе реализована возможность использовать в работе как различные медицинские классификаторы, так и различные стандарты лечения, включая внутренние стандарты ЛПУ. Также реализована возможность планирования вакцинации населения, проведения медицинских осмотров, планирования и проведения диспансерного наблюдения, автоматического формирования эпикризов различных видов на основании введенных в систему данных. Учет лечебно-диагностической деятельности медицинской организации ведется по различным схемам в соответствии с профилем подразделения.

МИС уровня Информационно-аналитического центра — это центральный узел всей системы. В нее из ЛПУ передаются расходы по статьям бюджета, штатное расписание и данные об использовании рабочего времени персонала, данные по коечному фонду стационаров и прочая необходимая для последующего статистического анализа информация. База данных Аналитического центра собирает и хранит в себе всю единую нормативно-справочную информацию, используемую во всех ЛПУ территории. Функционал ЕМИС в Информационно-аналитическом центре включает в себя механизмы управления единой нормативносправочной информацией, задания и хранение параметров целевых программ, механизмы поэтапного сравнения ключевых показателей целевой программы с их целевыми значениями, унифицированные формы отчетности для предоставления вышестоящим организациям, а также различные гибко настраиваемые отчеты для внутренней аналитики лечебно-диагностической

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 39 ■

технологии

Медицинские информационные системы

и административно-хозяйственной деятельности в области здравоохранения субъекта РФ.

Информационные системы бухгалтерского и кадрового учета обеспечивают расширенные возможности для автоматизации различных учреждений системы здравоохранения, включая государственные и частные ЛПУ, территориальные ФОМС, МИАЦ и другие организации. Данные продукты также созданы на базе единой платформы «1 С: Предприятие 8». Для ЛПУ, финансируемых за счет бюджетных средств, используется «1 С: Бухгалтерия бюджетного учреждения 8», которое позволяет вести бухгалтерский учет согласно инструкции, утвержденной Приказом Министерства финансов от 31 октября 2000 г. № 94н, и представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств организации.

В целях автоматизации кадрового учета в коммерческих ЛПУ используется специальное решение «1С: Зарплата и Управление персоналом 8». Для ЛПУ, финансируемых за счет бюджетных средств, используется «1 С: Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8», которое, в отличие от стандартного функционала ИС кадрового учета, позволяет учитывать при расчете заработной платы медицинских работников квалификационные группы и повышающие коэффициенты, вести учет нормочасов, а также предоставляет возможность учитывать рабочее время сотрудника по двум и более ставкам. Все документы в данной ИС формируются с учетом распределения зарплаты по источникам финансирования.

Эффективность предложенной концепции и преимущества внедрения

Создание ЕМИС на уровне субъекта РФ позволит оптимизировать обмен информации с учреждениями других ведомств: ЦГСЭН, аптечными организациями, учебными медицинскими учреждениями, отделами ЗАГС,

бюро медико-социальной судебно-медицинской экспертизы.

Из ИС ЦГСЭН в Информационно-аналитический центр ЕМИС может передаваться информация о санитарном состоянии территории, инфекционных больных и выявленной профпатологии, данные по заболеваемости населения территории субъекта РФ. Полученные в ЕМИС данные могут передаваться в ИС аптечной организации и использоваться при планировании структуры товарного ассортимента аптек, в том числе по обеспечению необходимыми лекарственными средствами. Информационный обмен с Бюро МСЭ позволит учитывать данные об уровне инвалидизации населения и реабилитации инвалидов в статистической обработке данных, поступающих из ЛПУ.

Статистические данные по заболеваемости населения, по укомплектованности штатных расписаний ЛПУ могут учитываться учебными заведениями медицинского профиля при планировании кадровой оснащенности ЛПУ территории.

Руководители ЛПУ, работающие в системах ОМС и ДМС, могут в любой момент времени получать отчетность об оказанных услугах в следующих разрезах:

• по контрагентам;

• по договорам;

• по подразделениям медицинской организации;

• по отделениям каждого подразделения;

• по пациентам;

• по диагнозам;

• по врачам.

В результате использования типовой МИС повышается качество оказываемых медицинских услуг, сокращается число врачебных и управленческих ошибок;

• ликвидируются проблемы неразборчивого почерка;

• исключается возможность потери данных вследствие утери бумажного носителя;

• используется вся имеющаяся информация о пациенте посредством службы одного окна;

40 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■

■ ■■г

Медицинские информационные системы www.idmz.ru , ESSE

гол о, № л "

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• создается база данных за весь период наблюдения;

• в помощь врачу осуществляется компьютерный контроль: исключение «потерь» диагнозов, контроль полноты использования «настораживающей» информации, контроль своевременности проведения лечебно-профилактических мероприятий;

• оптимизируются планы обследования пациентов и загрузка персонала.

Дополнительным преимуществом в работе новой МИС для главных врачей медицинских центров является возможность расчета реальной себестоимости лечения на каждого конкретного пациента. Своевременность и достоверность всей представляемой информации позволяют оптимизировать расходы ЛПУ, вести грамотную кадровую политику и принимать управленческие решения, направ-

ленные на успешное развитие Вашего бизнеса в динамично меняющихся условиях конкуренции на рынке медицинских услуг.

В результате реализация концепции ЕМИС на уровне субъекта РФ позволит:

• повысить качество оказываемых услуг за счет достоверности, полноты, оперативности формирования финансовой и статистической отчетности;

• оптимизировать распределение и использование бюджетных средств;

• эффективно реализовывать как федеральные, так и территориальные программы, направленные на уменьшение заболеваемости в регионе;

• отслеживать в динамике значения показателей деятельности системы здравоохранения субъекта РФ и эффективно управлять ее развитием.

ЛИТЕРАТУРА

1. Интервью CNews с Олегом Симаковым, директором Департамента информатизации Мин-здравсоцразвития РФ//http://www.cnews.ru/reviews/free/publicheаlth/int/simаkov/.

2. Описание программных продуктов компании «Медконсалтинг»//http://www.med-cons.ru.

3. Описание программных продуктов Фирмы 1C//http://www.v8.1c.ru.

4. Указ Президента Российской Федерации от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных райо-нов»//Собрание законодательства РФ. — 05.05.2008. — № 18. — Ст. 2003.

5. Письмо Минздравсоцразвития Российской Федерации от 29.06.2009 № 20-0\10\2-5067 «О направлении рекомендаций по способам оплаты медицинской помощи, ориентированным на результаты деятельности медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи»//3дравоохранение. — 2009. — № 10.

6. О мерах по созданию государственной информационной системы персонифицированного учета оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации//Врач и информационные технологии. — 2008. — № 6. — C. 4-13.

7. Как информатизированы российские клиники?//http://www.cnews.ru/reviews/free/public-health/article/informatisation.shtml

11721 в. Москве, уа Б. чвремртикип&эт. д 36, к, Z Tea: « 7 75S'0Q4S; Февг {J9SJ 90S 31-61

fr4n®ffl#d=COnS.nj.*^.fr>«d-£OnS.ftJ

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■■ ■ !S ■■ ■ ■ ■■■ ■■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■■ ■ ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.