Научная статья на тему 'ТИПОЛОГИЗАЦИЯ СВОЙСТВ ПАТРИОТИЗМА НА ОСНОВЕ ДАННЫХ ТЕОРИИ ИМЕНОВАНИЯ'

ТИПОЛОГИЗАЦИЯ СВОЙСТВ ПАТРИОТИЗМА НА ОСНОВЕ ДАННЫХ ТЕОРИИ ИМЕНОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриотизм / имя / смысл / значение / представление / денотат / теория именования / patriotism / name / meaning / meaning / representation / denotation / naming theory

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Т.П. Аванесова, А.Н. Печников, М.Л. Сомко

Научная статья посвящена актуальной теме воспитания молодого поколения в духе патриотизма в соответствии с поставленной целью государственных структур России, образовательных процессов всех вузов России, всего руководящего состава и всех общественных организаций. Достижение этой цели требует определения эффективных подходов к исследованию свойств патриотизма, а прежде всего, выбора целесообразного подхода к типологизации этого свойства личности. В статье авторами предпринята попытка применения данных теории именования и отдельных положений семиотики для определения обоснования подхода к выбору трактовок понятия патриотизма, обеспечивающих объективный характер результатов исследования патриотизма и разработку типологии этого объемного свойства личности. Поскольку до сих пор в педагогическом сообществе нет единого мнения о сущности патриотизма, его структуре и типологизации, то ознакомление ученых и исследователей, специалистов в сфере патриотического воспитания, преподавателей учебных заведений с обобщенным материалом в сфере типологизации свойства патриотизма выполнено на основе данных теории именования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Т.П. Аванесова, А.Н. Печников, М.Л. Сомко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPOLOGIZATION OF THE PROPERTY OF PATRIOTISM BASED ON THE DATA OF THE THEORY OF NAMING

The article studies a relevant topic of educating the younger generation in the spirit of patriotism in accordance with the set goal of the state structures of Russia, the educational processes of all Russian universities, the entire management staff and all public organizations. Achieving this purpose requires defining effective approaches to the study of the property of patriotism, and, above all, choosing an appropriate life attitude to typologizing this property of personality. The authors apply the data of the theory of naming and certain provisions of semiotics to determine the rationale for the vital position to choosing interpretations of the concept of patriotism, ensuring the objective nature of the results of the study of patriotism and the development of a typology of this voluminous personality trait. Since there is still no consensus in the pedagogical community about the essence of patriotism, its structure and typologization, scientists and researchers, specialists in the field of patriotic education, teachers of educational institutions are familiarized with the generalized material in the field of typologization of the properties of patriotism based on the data of the theory of naming.

Текст научной работы на тему «ТИПОЛОГИЗАЦИЯ СВОЙСТВ ПАТРИОТИЗМА НА ОСНОВЕ ДАННЫХ ТЕОРИИ ИМЕНОВАНИЯ»

уже во время исполнения вокально-технических упражнений. После закрепления их необходимо использовать в исполняемых певцами произведениях. После достижения исполнителем смысловой интонации гораздо легче можно решить и вокальные задачи - выработки мягкой атаки звука, достижения высокой певческой позиции и соединения грудного и головного регистров.

Суммируя практический опыт работы в классе вокальной подготовки, можно сделать вывод о том, что основной задачей педагога в процессе обучения народному пению является поиск приемов и способов личностного смысловыра-зительного интонационного постижения обучающимся традиционных образцов песенного народного творчества и авторских произведений для народного голоса. Решение данной задачи крайне важно, так как для исполнения песни народным исполнителем требуется найти свой «ключ» для раскрытия образного строя, сюжета, оттенков поэтического содержания. При этом преподаватель по вокалу должен владеть огромным багажом методических приемов, вокально-технических упражнений для достижения точного интонационного показа обучающимся для понимания ими смысла поэтического текста произведения.

В современном народно-певческом исполнительстве, особенно в его сольном направлении, певцы, исполняющие народные песни, демонстрируют различный вокально-технический уровень владения голосом, который отражается на эмоциональной и образной сферах. В этой связи на первый план в процессе обучения выступает необходимость усиления внимания к формированию и развитию образного творческого мышления, который можно отнести к первоочередному приему на пути достижения смысловыразительного интонирования обучающихся. По мнению Н.К. Мешко, «примитивное и неопределенное творческое мышление, при котором художественный образ лишь смутно формируется на основе предыдущего слухового и зрительного опыта, вызывает неловкие, неуверенные мышечные движения певца. На этом этапе они не поддаются его самоконтролю, так как неразвиты или настроены на «другую волну»» [7, с. 5]. Творческое мышление необходимо певцу для нахождения своей неповторимой индивидуальности, своего амплуа на сцене. В случае подражания или копирования чужого образа творческая индивидуальность стирается, переходит в шаблон.

Сравнительный анализ. Этот прием следует вводить уже с первых занятий, когда педагог по вокалу демонстрирует два образа одной и той же мелодической попевки с различной смысловой окраской, просит певца сравнить и сказать, какая ему больше понравилась, и постараться объяснить, чем понравилась. Постепенно, используя сравнительный анализ различных смысловых образов звучания голоса, обучающиеся учатся оценивать и воспринимать отдельные компоненты образно смыслового мышления, учатся находить отличия профессиональных правильных вариантов от неправильных. Прием сравнительного анализа целесообразно использовать также при оценке и анализе певческих навыков, наличии выразительного пения и уровне профессионального мастерства других исполнителей народной песни или во время обсуждения прослушанных записей народных певцов. Плодотворной является работа в вокальном классе по самоанализу при прослушивании записи собственного голоса с вариантами смысловыразительной интонации. Сравнительный анализ позволяет обучающимся слушать певцов с различным профессиональным уровнем и оценивать собственное исполнение. Данный прием работы в классе вокальной подготовки способствует формированию навыка самоконтроля, так необходимого для успешного обучения.

Библиографический список

Опорой смысловыразительного пения является обязательное предварительное представление слухового образа исполнителя, с его помощью певец озвучивает соответствующие интонации вокально-технических возможностей голоса и органов артикуляции в процессе пения. При этом внимание певца должно быть сосредоточено на речевом способе звукоизвлечения как фундаменте исполнения народных песен. Речевой способ звукоизвлечения певца напрямую связан с процессом развития вокального мышления: вокально-звукового и вокально-речевого. Первое осуществляется за счет контроля певца за органами дыхания (сохранение высокой певческой позиции и яркости голоса в пении), второе предполагает наличие речевой звукоподачи, работы грудного резонатора и четкой дикции.

В заключение необходимо остановиться еще на одном приеме работы для достижения смысловыразительного пения в классе вокальной подготовки. Он касается использования комплекса исполнительских приемов. Всех обучающихся условно можно разделить на эмоционально открытых и эмоционально закрытых людей. Первые - искренние, внутренне и внешне эмоционально переживающие поэтический сюжет песни. В процессе освоения произведений такие певцы гораздо быстрее овладевают навыками использования исполнительских приемов - опевание ступеней, спады, скольжения, синкопы, паузы в пении, легко усваивают основы варьирования и импровизации. Достижение смыслового и выразительного пения через интонирование в сочетании с исполнительскими приемами дают хорошие результаты и ведут к повышению профессиональных качеств народных певцов. Эмоционально закрытые же певцы с трудом преодолевают возможность не только использовать определенную свободу в пении, им трудно в процессе исполнения песни даже использовать мимику и жестикуляцию. За весь период обучения народному пению в классе вокала они постигают основы вокальной техники и выразительного пения. При глубоком осмыслении певцами механизмов вокальной и эмоциональной сфер произведений можно добиться хороших исполнительских результатов смысловыразительного пения.

Необходимо отметить, что смысловыразительное интонирование в пении является уникальным явлением, сочетающим в себе вокальное мастерство, эмоциональную глубину эмоций и переживаний. В исполнении народного певца, который профессионально владеет искусством пения, каждая песня наполняется глубоким смыслом и выразительностью, поэтому необходимость обучения смыс-ловыразительному интонированию обучающихся в классе вокальной подготовки очевидна. Она направлена на развитие эмоциональной сферы личности, формирование навыков самоконтроля и саморегуляции.

Исследование показало, что использование комплекса практических приемов работы в классе вокальной подготовки, направленных на формирование навыка смысловыразительной интонации в пении, приблизит обучающихся к достижению максимальной выразительности и красоты певческой интонации в донесении поэтического содержания исполняемых произведений. Благодаря этому обучающиеся после окончания вуза смогут также эффективно использовать приобретенный навык в профессиональной деятельности. На основе приобретенных теоретических знаний и практических навыков студенты смогут продолжить совершенствовать свои творческие способности в области народно-певческого исполнительства.

1. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Москва, 1971.

2. Шамина Л.В. Основы народно-певческой педагогики, учебное пособие. Санкт-Петербург: Издательство «Лань; Издательство «Планета музыки», 2017.

3. Кочнева И., Яковлева А. Вокальный словарь. Ленинград: Музыка, 1988.

4. Кочнева И., Яковлева А. Вокальный словарь. Ленинград: Музыка, 1988.

5. Щуров В.М. Жанры русского музыкального фольклора: учебное пособие для музыкальных вузов и училищ: в 2-х ч. История, бытование, музыкально-поэтические особенности. Москва: Музыка, 2007; Ч. 1.

6. Мешко Н.К. Искусство народного пения. Практическое руководство и методика обучения искусству народного пения. Москва: НОУ «ЛУЧ», 1996; Ч. 1.

7. Мешко Н.К. Искусство народного пения. Практическое руководство и методика обучения искусству народного пения. Москва, 2002; Ч. 2.

References

1. Asaf'ev B.V. Muzykal'naya forma kak process. Moskva, 1971.

2. Shamina L.V. Osnovy narodno-pevcheskojpedagogiki: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo «Lan'; Izdatel'stvo «Planeta muzyki», 2017.

3. Kochneva I., Yakovleva A. Vokal'nyjslovar'. Leningrad: Muzyka, 1988.

4. Kochneva I., Yakovleva A. Vokal'nyj slovar'. Leningrad: Muzyka, 1988.

5. Schurov V.M. Zhanry russkogo muzykal'nogo fol'klora: uchebnoe posobie dlya muzykal'nyh vuzov i uchilisch: v 2-h ch. Istoriya, bytovanie, muzykal'no-po'eticheskieosobennosti. Moskva: Muzyka, 2007; Ch. 1.

6. Meshko N.K. Iskusstvo narodnogo peniya. Prakticheskoe rukovodstvo i metodika obucheniya iskusstvu narodnogo peniya. Moskva: NOU «LUCh», 1996; Ch. 1.

7. Meshko N.K. Iskusstvo narodnogo peniya. Prakticheskoe rukovodstvo i metodika obucheniya iskusstvu narodnogo peniya. Moskva, 2002; Ch. 2.

Статья поступила в редакцию 22.03.24

УДК 378

Avanesova T.P., Doctor of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Admiral F. Ushakov Maritime State University (Novorossiysk, Russia), E-mail: avanesova1@mail.ru Pechnikov A.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Doctor of Sciences (Engineering), Professor, Military Educational and Scientific Center of the Navy "Naval Academy named after Admiral of the Fleet of the Soviet Union N.G. Kuznetsov" (Saint Petersburg, Russia), E-mail: pan287@yandex.ru Somko M.L., postgraduate, Admiral F. Ushakov Maritime State University (Novorossiysk, Russia), E-mail: mbkl@mail.ru

TYPOLOGIZATION OF THE PROPERTY OF PATRIOTISM BASED ON THE DATA OF THE THEORY OF NAMING. The article studies a relevant topic of educating the younger generation in the spirit of patriotism in accordance with the set goal of the state structures of Russia, the educational processes of all Russian universities, the entire management staff and all public organizations. Achieving this purpose requires defining effective approaches to the study of the property of

patriotism, and, above all, choosing an appropriate life attitude to typologizing this property of personality. The authors apply the data of the theory of naming and certain provisions of semiotics to determine the rationale for the vital position to choosing interpretations of the concept of patriotism, ensuring the objective nature of the results of the study of patriotism and the development of a typology of this voluminous personality trait. Since there is still no consensus in the pedagogical community about the essence of patriotism, its structure and typologization, scientists and researchers, specialists in the field of patriotic education, teachers of educational institutions are familiarized with the generalized material in the field of typologization of the properties of patriotism based on the data of the theory of naming. Key words: patriotism, name, meaning, meaning, representation, denotation, naming theory

Т.П. Аеанесоеа, д-р пед. наук, доц., государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: avanesova 1@mail.ru

А.Н. Печников, д-р пед. наук, д-р техн. наук, проф., Военный учебно-научный центр Военно-морского флота «Военно-морская академия

имени адмирала флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова», г. Санкт-Петербург, E-mail: pan287@yandex.ru

М.Л. Сомко, аспирант, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: mbkl@mail.ru

ТИПОЛОГИЗАЦИЯ СВОЙСТВ ПАТРИОТИЗМА НА ОСНОВЕ ДАННЫХ ТЕОРИИ ИМЕНОВАНИЯ

Научная статья посвящена актуальной теме воспитания молодого поколения в духе патриотизма в соответствии с поставленной целью государственных структур России, образовательных процессов всех вузов России, всегоруководящегосоставаивсех общественных организаций. Достижение этой цели требует определения эффективных подходов к исследованию свойств патриотизма, а прежде всего, выбора целесообразного подхода к типологизации этого свойства личности. В статье авторами предпринята поптякыи^ооненияданнв1т тео^в имеиосения иотдслиныхооложснииосмиотики для определения обоснования подхода к выбору трактовок понятия патриотизму обсспссизадщихобвеовивсый хевскеер рнзвлттасов исследооанияпстсиооивмеи разработку типологии этого объемного свойства личности. Поскольку до сих пор в педагогическом сообществе нет единого мнения о сущности патриотизма, его структуре и типологизации, то ознакомление ученых и ссдлесевеселей.опедналиотевв сфеиепагриотипесиегевсопвто нив, ииеподетапелозсееенот заведений с обобщенным материалом в сфере типологизации свойства патриотизма выполнено на основе данных теории именования. Ключевые слова: патриотизм, имя, смысл, значение, прсдсташ1ееяе,денотвт.теорие имеоооасия

Актуальность темы вызвана потребностью: а) типологизациисвойствапа-триотизма на основе данных теории именования; б) привлечениявтииаитя ученых и исследователей к данной теме.

Цель исследования состоит в воспитании молодого поколения оЧравова-тельных учреждений и всех общественных организаций.

Объект исследования заключается в типологизации свойств пат риотиамо.

Предмет исследования - теория именования, рассматрива ащвя все явыто-вые выражения как имена и функции (функциональные знаки) согласно основному методу отношений именования.

Задачи исследования: анализ научных публикаций и документов; подходы к понятию патриотизм, обобщение; сравнение, констатация, классификация; систематизация.

Научная новизна заключается в предложенной новой научной идее типоло-гизации свойств патриотизма на основе данных теории именования.

Теоретическая значимость состоит в обогащении социальной педагогики и теории патриотизма типологизацией его свойства на основе данных теории именования.

Практическая ценность заключается в применении предложенной типоло-гизации свойств патриотизма на основе данных теории именования в практической работе преподавателей и воспитателей.

В нашей стране к патриотизму всегда относились и относятся как к одному из самых священных явлений и уникальных сакральных чувств россиян. Этому феномену посвящены тысячи монографий и диссертационных явлений. Однако до сих пор в педагогическом сообществе нет единого мнения о сущности патриотизма, его структуре и типологизации.

Перед тем как исследовать свойство патриотизма личности в целях определения особенностей его диагностики, оценивания, формирования, корректуры и развития, следует убедиться, что само понятие «патриотизм» соответствует тому что мы хотим диагностировать, формировать и оценивать. Процедура такого обоснования именуется верификацией, представляющей собой подтверждение существования явления, соответствующего определению понятия [1].

Как известно, понятие - выражение языка, фиксирующее в мышлении отражение эмпирического или абстрактного объекта в соответствии с существенными свойствами или отличительными признаками [2]. Для верификации понятия «патриотизм» и идентификации предметов, им обозначаемых, целесообразно использовать данные теории именования [2; 3; 4], в которой понятирнаимкее-ризуется триединством: информационная единица, её предметное зрачиние и смысл, которые говорят о реализации значения в знаке (имени) [Я].

Теория именования рассматривает деление всех языковых выражений на имена и функции (функциональные знаки) согласно основному мнтидуотноша-ния именования. Термин «имя» подразумевает предмет, собствианои ила еми-ничное имя, равно как и множество (класс) предметов (общее имн) ]°]. Иммиа являются лексическими единицами (ЛЕИ), понимаются как знакт, ометвс-не объекты (предметы). К информационной единице (имени) могут относиться отдельные слова или определенные словосочетания, а также любыелинавивии-ческие единицы [2]. Рассматривая семантические категории выражений языка, следует принять, что каждое предложение имеет смысл, которьмзахюеметия в истинности или ложности информации и несёт какое-либо суждение [3, с. 56]. Таким образом, снимаются трудности их оценивания в процессе познания [2].

Считается, что имя обозначает предмет (денотатом, значением имени). Один и тот же предмет может носить разные имена в зависимости от контекста.

Объааиение примеменияеменв вааодитсянвнМх^мацми оярчдмете, вынт^а-ющей еёнмывломнонцептoм).Xсхьнooни а соcтaемаютьoдяpжавиeемeнт.

Таким образом, знак (выражение, слово и т. п.) обозначает имя, его концепт риекмыиаееамыелвмини, м тенотат указывает на предметы, которые можно называть этим именем. Значение имени может подразумевать подлинность. Лож-нoетьныьaжaмиьё фтктииьт1м(яичвхличеыеим)тмещим ствыа, ооне тга-ы-ающехни там приысeт.Xеяхpeниюиoцхььвхньовндлeжнаяоеыситы, имеющие простые (подлинные) имена.

Соотношение имени (знака, означающего, слова), смысла (концепта, означаемого) и предмета (значения, денотата) определяет отношение именования, приведенное на рис. 1.

Рис. 1. Отношение именования (треугольник Фреге)

Смв.слзатюьиеовыьохм нмеьи ыымменмасеядержаьье, понсхлвие которого является условием адекватного восприятия данного имени. Все имена обладают смыслом, имеющим значение для понимания объекта. Фиктивные имена емeмёеамиoлмчиoeoтнoшхьиe к ниемы-ть. не имеищес йёмльвоао oPмынотeные предмета. Так, например, "Пегас", "абсолютно твердое тело" и т. п.)" [3, с. 78]. Пpввыбoехиыёаьолод уеипывсмаяа,чао paыньчиыо п ренметы и меые р а-ливьые имеьа, а дмя мтхго не о бежа мыонблшымтыалeмаюхиаёe моныиваыкинлpи н-инв, имеыованим р, е. в-]:

1,аЫыхнфuлo<Энoонхалocm[е Имя имчeееoлв-ёеаьoлиpeмамeниёимтыа-сится к одному объекту [3, с. 80]. Имя имеет только один денотат» [5].

л. ЛpuJT(^uмржЯЮамmнoыmс.Mеeахежeные подразумеоают предмесы, иЛо-значаемые входящими в него именами [5]; выражение, используемое в качестве тмаои, уггатрСлееимя дле о^звене-аи каыого-миао оёвеыам,олпичыоаомт этого иыяне[а,с.еХ];яложные име вт1мажаее oвыoшыoыeммeв<лy ы^с^емымиь^^нмео, входящими в его состав [3, с. 81].

3. Принцип экстенсиональной композиции. Денотат сложного имени как объект - носитель свойств [2].

4. Принцип взаимозаменимости. Замена простого имени, входящего в сложное [3, с. 81]. В научном исследовании отмечается, что истинностное значе-

ние должно оставаться истинным, а ложное - ложным [4, с. 44]; денотат сложного имени не будет иметь другого значения при замене тождественным денотатом [5].

В теории именования определяется косвенный контекст и прямой, или экстенсиональный контекст [3, с. 81-82]. Рассматривание данных контекстов способствует возможности идентификации анализируемого объекта в качестве денотата (предмета) того или иного имени.

Выделение предмета или нахождения его среди других предметов происходит при условии:

- идентификации соответствия между предметом и именем по денотату рассматриваемого имени без анализа концепта этого имени;

- замены двумя именами без обращения внимания на их смысл, одного и того же предмета в случаях, когда два имени выделяют один и тот же предмет;

- отождествление предметов по концепту (смыслу) имени без анализа контекста этого концепта в случаях, когда два предмета (два множества предметов) обозначаются одним именем [3, с. 83].

Представленные выше возможности имеют место только в экстенсиональных контекстах, в которых замена одного имени другим возможна только при одинаковости смыслов обоих имён [3, с. 83].

Для того чтобы применить приведённые выше положения теории именования к патриотизму с целью выявления особенностей диагностики, оценивания, формирования, корректуры и развития его конкретных реализаций (предметов, денотатов), необходимо разделить используемые выше в качестве аналогов понятия значения, денотата и представления. Перспективный вариант такого разделения (см. рис. 2) представлен в работе «Некоторые спорные размышления над работой Г Фреге «Смысл и денотат»» [5].

В этой работе ее автор (псевдоним Kapas19) делает попытку исправить ошибку переводчика в том варианте статьи Г. Фреге «Смысл и денотат» [6], положившей начало широкому распространению теории именования в России. Суть этой ошибки состояла в том, что используемый Г. Фреге в оригинале статьи термин Bedeutung, который обычно переводится с немецкого как «значение (вес)», в русском варианте статьи был повсеместно представлен как «денотат». Последнее определяло наличие в русском варианте работы [6] Г. Фреге ряда логических противоречий, отсутствующих в немецком оригинале.

Для исправления этой ошибки перевода, а также устранения ряда неточностей в оригинале работы Г. Фреге в [5] предлагается модель (см. рис. 2) отношения именования, в которой понятия «значение», «денотат» и «представление» разделяются, а их взаимодействия непротиворечиво определяются.

В рамках рассматриваемой модели ее автор выделяет следующие реализуемые в ней положения и закономерности [5]:

- смысл является отношением между именем и его значением;

- значения подразумевают денотаты: как вещи, данные в ощущениях, предметы объективной реальности; как представления, как психические феномены, внутренние образы индивидов, которым соответствуют денотаты;

- значения, соответствующие одному и тому же имени в разных контекстах;

- имя (одно), соответствующее любому значению. Одному и тому же значению может соответствовать несколько имен;

- омонимия (звуковое совпадение слов при их различных значениях) между именем и смыслом в отличие от связи между именем и значением.

Рис. 2. Современная трактовка отношения именования [5]

На себя обращает внимание тот факт, что определения понятию «значение» автор не даёт [5]. Такое положение объясняется наличием у слова (имени) «значение» большого числа общепринятых смыслов и соответствующих этим смыслам значений (предметов). Поэтому в отношении слова «значение» триединства «имя - смысл - значение» не выстраивается, а принимается следующая сформулированная Ч.У. Моррисом формула, где значение имени (знака) является сигнификацией (значением) и интерпретантой (денотатом) одновременно [7, с. 26].

Более подробное описание последнего положения в лингвистике дает Р.Г. Пиотровский [8, с. 50-51], который свидетельствует, что формирование значения имени в сознании интерпретатора (субъекта, толкователя, переводчика и т. п.) выполняется сигнификативным и денотативным способами. При первом способе формируется сигнификат (представление), который является результатом рефлексии смысла (концепта) предмета (референта) в сознании интерпретатора. При денотативном способе референт (предмет объективной или виртуальной реальности) и его целостное чувственное отражение в сознании интерпретатора связываются с его именем. Поэтому в значении имени, которое являет собой интегральный психический образ предмета, выделяются два компоненты: денотат, который представляет собой целостный, не расчленяемый на части образ предмета, и представление (сигнификат), который выражает его смысловую сущность.

Для выявления значений патриотизма, как и любого другого имени, важно, что восприятие интерпретатором (исследователем, реципиентом) одной связки «имя - смысл» порождает только одно значение, которое для подлинных (простых) имен включает представление и денотат, а для символических (фиктивных) имен - только представление. Измеряться и оцениваться могут только подлинные имена. Поэтому исходным условием исследования (диагностики, измерения и т. д.) свойства патриотизма является представление его в виде подлинного имени, т. е. имени, значение которого включает в себя и денотат, и представление. При этом только адекватность представления интерпретатора смыслу имени гарантирует правильное восприятие исследуемых характеристик денотата.

Однако представление определяется особенностями рефлексии интерпретатора, а потому всегда является субъективным. Поэтому истинность смысла, составляющего то мысленное содержание, которое заключено в имени, не гарантирует истинности представления об этом имени и соответствующем ему смысле. Вероятность того, что представление интерпретатора будет адекватно смыслу имени, зависит как от мыслительных возможностей интерпретатора, так и от простоты (очевидности, определенности) анализируемого им смысла.

Смысл всегда отображается в виде высказывания, представляющего собой правильно оформленное грамматически повествовательное предложение определённого языка (естественного или искусственного), которое выражает либо истинность, либо ложность [2]. Высказывание, которое включает в себя иные высказывания, а значит, и соответствующие этим высказываниям смыслы, является сложным (составным). Если высказывание не содержит в себе других высказываний и имеет единственный смысл, то оно рассматривается как простое (неделимое). Очевидно, что для любого интерпретатора вероятность адекватного восприятия истинных высказываний и формирование адекватных представлений о соответствующих им смыслах для простых (неделимых) суждений выше, чем для сложных (составных).

Приведенные выше особенности различных видов значений свойства патриотизма наглядно приведены на рис. 3.

Рис. 3. Возможные виды значений имени "патриотизм"

Первый подход: патриотизм - высшее чувство, зарождающее в детском возрасте, развивающееся в социальной и духовно-нравственной сферах жизни

§

х g

К

Второй подход: осознание высшего развития чувства патриотизма через действенность, проявляющейся в социальной деятельности, действиях и поступках, совершаемых на благо Отечества

Третий подход: определяет патриотизм в виде атрибута жизнеспособности, в некоторых случаях

выживаемости социума

Четвертый подход: придерживается принципа державности, отражающий особенности исторического развития общества, фактором которого выступало государство

Пятый подход: осознание исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине как высшего принципа, определяющего смысл и стратегию жизни

Шестой подход: определяет истинный патриотизм как его духовность

Рис.4.Подходык понятию«патриотизм»

К решению этой задачи имеются предпосылки в различных научных дисциплинах (педагогика, психология, социология, философия и др.). В целом ряде исследований реализуются попыткиразработки типологиипатриотизмапутем определения имен, смыслов и значений (представлений и денотатов) отдельных его аспекоою

Именно задачу типологизации патриотизма решает В.И. Лутовинов, предлагая трактовлаь слзличия мувдб понятияме«Роданю» и «Ооелестло».Выитжае рационально-идеологический аспект патриотизма, Отечество связано с обще-ственнымилинюоениями.юобитическим строем, историей развития народа. Осмысление всего этого направлено на его мощь и силу. Родина рассматривается как эмоциональнсспссхолигстелюиОаапекр палриетипми-плосплерил аевстыа любви к ней [9, с. 24].

К катеыоупи сроитых м«Цитеаопне-сде«лргрчтскыхп«едптавтениТ еткжа должна быть отнесена точка зрения о патриотизме как традиционной ценности христиансктгы мтр«видтнии,нуждсрщеТтя в ао«юамьном обновлвнки [10, и. 56]. Понимание ценности является положительным жизненным смыслом [1]. Инди-видуальнаяилиалтипличностных ц^иос^^-^сИ каждотоделовикл яслакаия саязу-ющим звеном между бытием общественным и индивидуальным.Садаржании обществеи-ыб цетпостей, об-е-т«сиыевбнных в приизвтдеииих матлзиильпий и духовной культуры, оказывает влияние на систему этих ценностеРарекальматк их распрeысeдютие индтсимтми. Oнтоxo1титт яостыи дмысловрйтфeтюlлеч«и-сти, определяющейся целостной динамической системой, отражающей взаимоотношения в рамках мотивов в процессе реализации смысловых отношений к миру [11, л.4°], тфлЛ-А . итает терь видев л^ь^ю^с^в^^х серукту«

личности [12, с. 127]: личностный смысл, смысловой конструкт, смысловую установку, смыcлтвоЮlTиcбoыииию, ллытил ткlичн(к(юнтюлeн00«■гь. Таким образом, при анализируемом подходе денотатом патриотизма является соответствующая компонента смыслово. стр^пу^ лю ноти

К категории простых значений патриотизма должна быть отнесена широко распростзa«eнтеяпoмисыяоылeзвaоl.м., ыы^аяслсттет отo6^■^тдр^o^^тим патриотизма является любовь к Родине (Отечеству), ощущение принадлежности к Родине, рыз.цешть с немкою с^т,ьбу. гррждaнлниоыы-

ражается любовью к Родине из-за величия, красоты, широких просторов, богатств недр, несиютряиа тяжёлС еукь страдани о.ИиУждaкин гатрв

разделить свою судьбу, даже если придётся отдать свою жизнь, считая себя неотъемлема« достию Ь1 [13, а. С9].Этой же точки зрения придерживаются А.Н. Томилин и Т.И. Алиев [14], а также А.Н. Вырщиков и М.Б. Кусмарцев. Авторы объясняеис^/мслио спитентя п а■гp«отлкоeтез ааме-ежлыттератие ^^ла свободы и независимости своей Родины. При подобных трактовках денотат па-триотизмзявдяeпaякрмплтeнтaм лыaмаaпoльдaаaфeыы, «фы-рой проявления темперамента, выражаемого в виде различных эмоций [1]. Отмечается, что патриотизм снсеося двджеире« зе цпнснсси оЕ^ц^тст^^ и де^с^вты, являясь состоянием души [15, с. 48-49]. Именно эти авторы объясняют смысл воспитаныятeлкоeа,язляыщагиaявеlaший цезнтлтою пвари Юс^ны.

А.В. Кузнецова [16; 17] предлагает несколько подходов к выбору простых значений патриотизма, приведенных на рис. 4

Глубоко духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, вплоть до самопожертвования, служение Отечеству, являющееся мерилом нравственности в оценке любой социальной деятельности, самого смысла и предназначения человеческой жизни.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А.В. Кузнецова выделяет объектные и субъектные свойства патркртаома [16, с. 39]. Субъектом патриотизма выступают все социальные об ракаваниа: личность, социальная группа, слой, класс, нация и другие общроатн.Объеки том патриотизма является Отечество как совокупность элементов природной

и социальной среды данного общества, образующих (в силу неповторимости и своеобразия географических, исторических, духовных, культурных, социально-э-кенамидеаких,палитидеакихииныхегаафер)усл°вия.асна вы для единения граждан, социальных групп и т. д., близких духовной культуре своего народа.

Э.М.Аидреев сиетает.что поеедеиикявляепсикенотатом патриотизма. Под патриотизмом подразумевается общественно-политическое поведение, при коииропна первит местяитавяася общесуиовделом.гопуеаест60, окружающая среда, всё выполняется во благо Отечества. Собственные личные или групповые интересы уходят на второй план [18, с. 102].

Гораздо ширекатегория объемных денотатов патриотизма.в которой денотат ппедитаивенни фкитсивикнырпраеметом, а тножегтвем такккых.

Тео.В^/^.^одь^о^ква и В.А.Срованыасымоартваютпиериытикмвмнргегран-ности а оюогииюпетдпвате: ит прелставлнат илржаыи кнмпиекпикрйствгхаракы теристик, по-разному проявляющихся на разных уровнях функционирования аофаамнног ыиитнмое «Не щкитее откетеной лтеноягс пкириттикм мошетЫЫыть рассмотрен как один из компонентов его личностной подструктуры и отнесен к оРаам^п аь^^салох жна^ я нптпйчивых иичерстныи оыодтннасте^цотноетер убпжоeни:Clнp0« поводетия1 ^ти^^рттв оцвили социальнь 1х яелепий)» И Л, с. 9Ы]. Рокнес и ю ^втироп.к^к с^с^я^н^^ лач^с^с^н^наоСЗразование, патрио-

та ^йы^кит^итет^^с^тстю и хкрактеристики, приведенные на рис. 5.

Рис. 5. Свойства и характеристики патриотизма

Шимсчеое.тты им урыоте мыкиреиыиоми нaетдт:иещeвйвaтотиряыизм оыстуеает ы тт^е^стви пыщктр^тдоы рдщыотвиннpгpcpквейив(рылeо тряыр-выцирвпыьнрго еaмocсlрттние0волюкою^иекнк скоодывающиесив

общественной психологии, так и целенаправленно формируемые этнические

стереотипы, чувства, настроения; отношения к своему народу и своей, культуре, к другим социально-культурным общностям; национальные приоритеты, ценности и нормы» [19, с. 95]. При этом авторы указывают на то, что система патриотического, воспитания должна учитывать и ориентироваться на оба уровня функционирования патриотизма как реального социально-психологического феномена.

Проанализировав становление патриотизма в процессе социализации, А.В. Потемкин выделяет следующие факторы: 1) педагогическое воздействие на сферу направленности личности; 2) социальные культурные общности; 3) общности языка; 4) привязанности к месту рождения; 5) религиозные общности; 6) связи патриотизма и исторической общности; 7) связи патриотизма и государственной общности; 8) связи гражданственности и патриотизма; 9) условно обозначенные проблемы культуры патриотизма в обществе в целом; 10) неразрывная связь патриотизма с проблемой культуры, исторической памяти, обеспечивающей связь времен и поколений, взаимосвязи устойчивости и изменчивости в общественном развитии. Комментируя эту совокупность факторов, А.В. Потемкин считает патриотизм глубоко осознанной точкой зрения, требующей системного подхода к её изучению и воспитанию [20, с. 70-71].

Ю.В. Кузнецов и В.Н. Никольский в своих исследованиях указывают на важность скрупулезного анализа компонента сложного денотата патриотизма в связи с наличием в их числе компонента национализма. Этот факт подтверждается тем, что немецкому национализму удалось развалить воспитанную в духе интернационализма Красную армию летом 1941 г. в начале Второй мировой войны. Победу удалось одержать лишь при возврате русского национализма в основу государственного патриотизма. Были возвращены не только символы Русской армии: форма, погоны, имена национальных героев, но даже лозунг газеты «Красная

Библиографический список

Звезда». В 1942 году призыв «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» заменили на «Смерть немецким оккупантам». Оккупанты не были отмечены как фашистские. Этим подтверждается значение врожденного русского национализма на подсознательном уровне в отличие от государственного патриотизма СССР [21, с.135]. Авторы приемлют связи между патриотизмом и национализмом, но считают, что они являются разными явлениями. С их точки зрения национализм как более сложное понятие всегда имеет отношение только к народу. Попытки насаждения национализма структурными методами через государство малопродуктивны и не ведут к длительному успеху [21, с. 158].

Таким образом, различная трактовка патриотизма и национализма в исследованиях Ю.В. Кузнецова и В.Н. Никольского позволяет сделать вывод о том, что патриотизм является здоровым и консервативным национализмом [21, с. 162].

Завершая анализ типологии свойств патриотизма, необходимо отметить, что выбор из представленных выше альтернатив конкретного варианта должен базироваться на определенном подходе к исследованию базовых качеств личности, к числу которых и относится патриотизм. Анализ данных теории именования свидетельствует о целесообразности исследования свойств патриотизма не только в его общем (объемном) значении и смысле, но и в виде совокупности частных свойств, имеющих более простые значения и смыслы. Для реализации такого подхода необходимо введение имен и соответствующих им смыслов, отображающих отдельные аспекты объемного свойства патриотизма.

Справедливо отмечено, что патриотизм, являясь движением за ценности общества и человека, объясняет смысл воспитания человека, являющегося высшей ценностью своей Родины. Сложное интегральное личностное образование, рассматриваемое с точки зрения теории именования, способствует выработке единого мнения о сущности патриотизма, его структуре и типологизации.

1. Национальная психологическая энциклопедия. Available at: https://vocabulary.ru/

2. Гриненко ГВ. Теория именования. Центр гуманитарных технологий. 2002-2019. Available at: httpsV/gtmarket.ru/conceptsTOH

3. Конверский А.Е. Логика традиционная и современная. Москва: Идея-Пресс, 2010.

4. Горбатов В.В. Логика: учебное пособие. Москва: МЭСИ, 200б.

5. fäpas19. Некоторые спорные размышления над работой Г. Фреге «Смысл и денотат». Available at: https://habr.com/ru/articles/51б998/

6. Фреге Г Смысл и денотат. Семиотика и информатика. 19УУ; Выпуск 8: 181-210.

I. Моррис Ч.У. Из книги «Значение и означивание». Знаки и действия. Семиотика: Антология. Составитель Ю.С. Степанов. Москва: Академический проект, Деловая книга, 2001: 129-14Э.

8. Пиотровский РГ. Лингвистический автомат (в исследовании и непрерывном обучении). Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 1999.

9. Лутовинов В.И. Патриотизм: проблемы формирования у молодежи в современных условиях (социально-философский анализ). Москва: ВУ, 199У.

10. Тихомиров ГА. Социально-философское исследование феномена патриотизма. Диссертация ... кандидата философских наук. Чебоксары, 2008.

II. Братусь Б.С. К изучению смысловой сферы личности. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 1981; № 2: 40-5б.

12. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. Москва: Смысл, 200Э.

13. Валеев И.М. Воспитать патриота. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1990.

14. Томилин А.Н., Алиев Т.И. Патриотизм современной молодежи: сущность и определение. Наука в современном обществе. 2015; № 7: 58-63.

15. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотизм XXI века: осмысление и воспитание. Волгоград, 200Э.

16. Кузнецова А.В., Кублицкая Е.А. Гражданский патриотизм - основа формирования новой российской идентичности. Москва: РИЦИСПИРАН, 2005.

11. Кузнецова А.В. Формирование патриотического сознания современной молодежи в условиях трансформации российского общества (опыт социологического исследования). Москва: РИЦ ИСПИРАН, 2005.

18. Андреев Э.М. Духовная культура патриотизма как основной жизненный ресурс России. Современное российское общество: проблемы безопасности, преступности, терроризма: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва: РИЦ ИСПИ РАН, 200б; Т. 1: 9б-104.

19. Кольцова В.А., Соснин В.А. Социально-психологические проблемы патриотизма и особенности его воспитания в современном российской обществе. Психологический журнал. 2005; Т. 2б, № 4: 89-98.

20. Потемкин А.В. Национально-психологические особенности проявления патриотизма личности. Диссертация ... кандидата психологических наук. Тольятти, 2009.

21. Кузнецов Ю.В., Никольский В.Н. Введение в теорию национальной безопасности: Проблемы безопасности русского народа и современность. Алма-Ата: Верный, 1999.

References

1. Nacional'naya psihologicheskaya 'enciklopediya. Available at: https://vocabulary.ru/

2. Grinenko G.V. Teoriya imenovaniya. Centr gumanitarnyh tehnologij. 2002-2019. Available at: httpsV/gtmarket.ru/conceptsTOH

3. Konverskij A.E. Logika tradicionnaya isovremennaya. Moskva: Ideya-Press, 2010.

4. Gorbatov V.V. Logika: uchebnoe posobie. Moskva: M'ESI, 200б.

5. Kapas19. Nekotorye spornye razmyshleniya nad rabotoj G. Frege «Smysl i denotat». Available at: https://habr.com/ru/articles/51б998/

6. Frege G. Smysl i denotat. Semiotika i informatika. 19H; Vypusk 8: 181-210.

I. Morris Ch.U. Iz knigi «Znachenie i oznachivanie». Znaki i dejstviya. Semiotika: Antologiya. Sostavitel' Yu.S. Stepanov. Moskva: Akademicheskij proekt, Delovaya kniga, 2001: 129-14Э.

8. Piotrovskij R.G. Lingvisticheskijavtomat (v issledovaniiinepreryvnomobuchenii). Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 1999.

9. Lutovinov V.I. Patriotizm: problemy formirovaniya u molodezhi v sovremennyh usloviyah (social'no-filosofskij analiz). Moskva: VU, 199У.

10. Tihomirov G.A. Social'no-filosofskoeissledovanie fenomenapatriotizma. Dissertaciya ... kandidata filosofskih nauk. Cheboksary, 2008.

II. Bratus' B.S. K izucheniyu smyslovoj sfery lichnosti. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14: Psihologiya. 1981; № 2: 40-5б.

12. Leont'ev D.A. Psihologiya smysla: priroda, stroenie i dinamika smyslovoj real'nosti. Moskva: Smysl, 200Э.

13. Valeev I.M. Vospitat'patriota. Ufa: Bashkirskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1990.

14. Tomilin A.N., Aliev T.I. Patriotizm sovremennoj molodezhi: suschnost' i opredelenie. Nauka v sovremennom obschestve. 2015; № У: 58-бЭ.

15. Vyrschikov A.N., Kusmarcev M.B. Patriotizm XXI veka: osmyslenie i vospitanie. Volgograd, 200Э.

16. Kuznecova A.V., Kublickaya E.A. Grazhdanskijpatriotizm - osnova formirovaniya novoj rossijskoj identichnosti. Moskva: RICISPIRAN, 2005.

11. Kuznecova A.V. Formirovanie patrioticheskogo soznaniya sovremennoj molodezhi v usloviyah transformad! rossijskogo obschestva (opyt sociologicheskogo issledovaniya). Moskva: RIC ISPIRAN, 2005.

18. Andreev 'E.M. Duhovnaya kul'tura patriotizma kak osnovnoj zhiznennyj resurs Rossii. Sovremennoe rossijskoe obschestvo: problemy bezopasnosti, prestupnosti, terrorizma: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: RIC ISPI RAN, 200б; T. 1: 9б-104.

19. Kol'cova V.A., Sosnin V.A. Social'no-psihologicheskie problemy patriotizma i osobennosti ego vospitaniya v sovremennom rossijskoj obschestve. Psihologicheskijzhurnal. 2005; T. 2б, № 4: 89-98.

20. Potemkin A.V. Nacional'no-psihologicheskie osobennostiproyavleniya patriotizma lichnosti. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Tol'yatti, 2009.

21. Kuznecov Yu.V., Nikol'skij V.N. Vvedenie v teoriyu nacional'noj bezopasnosti: Problemy bezopasnosti russkogo naroda i sovremennost'. Alma-Ata: Vernyj, 1999.

Статья поступила в редакцию 21.03.24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.