Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ НАРОДНЫХ ПЕВЦОВ НА ОСНОВЕ ТЕМБРОВОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ'

ВОСПИТАНИЕ НАРОДНЫХ ПЕВЦОВ НА ОСНОВЕ ТЕМБРОВОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тембр / пение / народное пение / тембровая функциональность / воспитание / timbre / singing / folk singing / timbre functionality / education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т.В. Илларионова, А.Ю. Пильникова

В данной статье рассмотрено воспитание народных певцов на основе тембровой функциональности. Эта функциональность несет за собой связующие тембровые особенности, которые проявляются при взаимосвязи с музыкой. Песенный фольклор является базисом профессионального народного пения. Стоит отметить, что партитура фольклорной песни существует как живой организм, постоянно видоизменяется за счет исполнителей, так как импровизационный характер несет новые варианты в мелодической и ритмической составляющих. Видоизменения происходят в зависимости от областных и краевых особенностей. Исходя из этого, тембральный окрас голоса также вносит изменения. Главной задачей тембральной функциональности в воспитании народных певцов является именно правильное определение тембра для того, чтобы точно подобрать певческий репертуар. Объектом исследования является тембровая функциональность, предметом работы служит воспитание народных певцов. Базовой опорой материала для исследования послужили работы Бурлакова В.А., Кривенко Ж.Д., Киселева А.Н., Мешко Н.К.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION OF FOLK SINGERS BASED ON TIMBRE FUNCTIONALITY

The article discusses education of folk singers based on timbre functionality. This functionality carries with it the connecting timbre features that manifest themselves when interacting with music. Song folklore is the basis of professional folk singing. It is worth noting that the score of a folk song exists as a living organism, constantly being modified at the expense of performers, since the improvisational nature carries new variants in melodic and rhythmic components. Modifications occur according to regional and regional features. Based on this, the timbral color of the voice also brings changes. The main task of timbral functionality in the education of folk singers is precisely the correct definition of timbre, in order to accurately select the singing repertoire. The object of the study is the timbre functionality, the subject of the work is the education of folk singers. The basic support of the research material was the works of V.A. Burlakov, I.I. Zemtsovsky, Zh.D. Krivenko, A.N. Kiselev, N.K. Meshko.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ НАРОДНЫХ ПЕВЦОВ НА ОСНОВЕ ТЕМБРОВОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ»

Порядок объяснения действий различных органов управления следующий:

- внешний вид показан на правых полях страниц;

- информация, которая при этом выводится на экран радара, указывается с отсылкой на определенную область экрана.

Самостоятельное включение и настройка РЛС на тренажёре является итогом освоения функции включения и занятия. Для этого курсантам предлагается самостоятельно включить и настроить РЛС. По ходу включения и выполнения настроек РЛС преподаватель должен уточнять назначение клавиш, тумблеров и др. технических элементов радара. В итоге курсанты должны самостоятельно включать и настраивать радиолокационную станцию и устранять помехи, влияющие на качество радиолокационного изображения и отображения объектов окружающей обстановки.

Таким образом, применение цифровых технологий в обучении будущих специалистов даёт возможность приобретения практических навыков эксплуатации технических средств и закрепления практических навыков специалистами технических специальностей. Данные рекомендации могут быть использованы для обучения не только курсантов судоводительской специальности, но и других специальностей, осуществляющих обучение в морских учебных заведениях и в учебных заведениях технического профиля, не связанных с морской деятельностью, имеющих необходимые тренажёрные комплексы с актуальным для специальности программным обеспечением.

Библиографический список

1. Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года (текст, изменённый Протоколом 1988 года к ней, с поправками) = International Convention for theSafetyofLifeatSea,1974 (textmodified bytheProtocolof 1988 relatingthereto Indudingamendments).Санкт-ПетербурпЗАО«ЦНИИМФ», 2010.

2. Касьянов О.Н. Методическое обоснование подготовки курсантов судоводительской специальности безопасному судовождению и расхождению с судами в море в экстремальных ситуациях с использованием навигационного тренажёра NAVI TRAINER PROFESSIONAL 5000 (NTPRO- 5000). Астрахань: Типография Каспийского института морскогоиречноготранспорта им.ген.-адм.Ф.М.Апраксина - филиалаФГБОУ ВО «ВГУВТ», 2023.

3. Международный кодекс по управлению безопасностью (МКУБ). Москва: Моркнига, 2008.

4. Международные правила предупреждения столкновений судов в море 1972 года с поправками (МППСС - 72). Санкт-Петербург: ЗАО «ЦНИИМФ», 2010.

5. Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года (ПДНВ - 78) с поправками (консолидированный текст) = International Convention on Standards of Certification and Watch keeping for Sea farers, 1978 (STCW 1978), as amended (consolidated text). Санкт-Петербург: АО «ЦНИИМФ», 2016.

6. Руководство навигационного тренажера "Navi-Trainer Professional 5000" (NTPRO 5000). Navi-Trainer Professional 5000. Версия: 5.40. Дата выпуска: ноябрь 2019. Навигационный мостик Transas MIP LTD. Е-mail: info@transas.com. Available at: www.transas.ru

References

1. Mezhdunarodnaya konvenciya poohranechelovecheskojzhiznina more 1974goda (tekst, izmenennyj Protokolom 1988 goda k nej, s popravkami) = International Convention for theSafetyofLifeatSea,1974 (textmodifiedbytheProtocol of 1988 relating thereto Including amendments). Sankt-Peterburg: ZAO «CNIIMF»,2010.

2. Kas'yanov O.N. Metodicheskoeobosnovaniepodgotovkikursantovsudovoditei'skoj special'nostibezopasnomu sudovozhdeniyuirashozhdeniyu ssudamivmore v 'ekstremai'nyh situaciyah s ispol'zovaniem navigacionnogo trenazhera NÄVI TRAINER PROFESSIONAL 5000 (NTPRO- 5000). Astrahan': Tipografiya Kaspijskogo instituta morskogo i rechnogo transporta im. gen.-adm. F.M. Apraksina - filiala FGBOU VO «VGUVT», 2023.

3. Mezhdunarodnyj kodeks po upravieniyu bezopasnost'yu (MKUB). Moskva: Morkniga, 2008.

4. Mezhdunarodnyepravila preduprezhdeniya stolknovenijsudovvmore1972 godaspopravkami(MPPSS -72).Sankt-Peterburg: ZAO «CNIIMF», 2010.

5. Mezhdunarodnaya konvenciya o podgotovke idiplomirovaniimoryakov inesenii vahty 1978 goda (PDNV- 78) s popravkami(konsolidirovannyj tekst) = International Convention on Standards of Certification and Watch keeping for Sea farers, 1978 (STCW 1978), as amended (consolidated text). Sankt-Peterburg: AO «CNIIMF», 2016.

6. Rukovodstvo navigacionnogo trenazhera "Navi-Trainer Professional 5000" (NTPRO 5000). Navi-Trainer Professional 5000. Versiya: 5.40. Data vypuska: noyabr' 2019. Navigacionnyj mostik Transas MIP LTD. E-mail: info@transas.com. Available at: www.transas.ru

Статья поступилавредакцию 24.11.23

УДК 394.3 (470.55)

IllarionovaT.V., Cand.ofSciences(Philology), senior lecturer, North-Eastern FederalUniversity(Yakutsk, Russia), E-mail: 445325@mail.ru Pilnikova AYu., MA student, Department of Folklore and Culture, Institute of Languages and Cultures of the Peoples of North-eastern Russia, North-Eastern FederalUniversityn.a.M.K. Ammosov(YakutskRussia), E-mail: nastena-pilnikova@mail.ru

EDUCATION OF FOLK SINGERS BASED ON TIMBRE FUNCTIONALITY. The article discusses education of folk singers based on timbre functionality. This functionality carries with it the connecting timbre features that manifest themselves when interacting with music. Song folklore is the basis of professional folk singing. It is worth noting that the score of a folk song exists as a living organism, constantly being modified at the expense of performers, since the improvisational nature carries new variants in melodic and rhythmic components. Modifications occur according to regional and regional features. Based on this, the timbral color of the voice also brings changes. The main task of timbral functionality in the education of folk singers is precisely the correct definition of timbre, in order to accurately select the singing repertoire. The object of the study is the timbre functionality, the subject of the work is the education of folk singers. The basic support of the research material was the works of V.A. Burlakov, I.I. Zemtsovsky, Zh.D. Krivenko, A.N. Kiselev, N.K. Meshko. Key words: timbre, singing, folk singing, timbre functionality, education

Т.В. Илларионова, кан. филол. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: 445325@mail.ru А.Ю. Пильникова, магистрант, Институт языков и культуры народов Северо-Востока РФ, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: nastena-pilnikova@mail.ru

ВОСПИТАНИЕ НАРОДНЫХ ПЕВЦОВ НА ОСНОВЕ ТЕМБРОВОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ

В данной статье рассмотрено воспитание народных певцов на основе тембровой функциональности. Эта функциональность несет за собой связующие тембровые особенности, которые проявляются при взаимосвязи с музыкой. Песенный фольклор является базисом профессионального народного пения. Стоит отметить, что партитура фольклорной песни существует как живой организм, постоянно видоизменяется за счет исполнителей, так как импровизационный характер несет новые варианты в мелодической и ритмической составляющих. Видоизменения происходят в зависимости от областных и краевых особенностей. Исходя из этого, тембральный окрас голоса также вносит изменения. Главной задачей тембральной функциональности в воспитании народ-

г 3 J50 ООО 010 GYRO 1000.1 ° I SEA 1 HIN NM ■ • т B0G ы u

........... .....rRNG|— 040 .BRG --

310,/ \ Y CSE --\ 050 I— SPD - - -• т - KT fl^B СЭ

эоо/ ES Off J Jf--- \ CPA \060 TCPA (2 ■ NM • - MIN MAN ÜB

280-i j / Voeo SÜSS

270-; -j- I" 090

1 \ 260-, 260\ /•100 /110 Sil

240% 230\ /120 /130 mmm @ÜB

220 4., „ 210 "'•.,„ ..,/uo .....V"N""lSO Г— VRM ÜB

R| 200 1*'"1;Г"«0 160 I* NM OBB

QBE рна_[ВЕЗ] m 0 i BRILL

Пну

Рис. З.Панельрадара Furuno

ных певцов является именно правильное определение тембра для того, чтобы точно подобрать певческий репертуар. Объектом исследования является тембровая функциональность, предметом работы служит воспитание народных певцов. Базовой опорой материала для исследования послужили работы Бурлакова В.А., Кривенко Ж.Д., Киселева А.Н., Мешко Н.К.

Ключевые слова: тембр, пение, народное пение, тембровая функциональность, воспитание

Актуальностью исследования определяется тем, что педагогам-практикам при работе с певческим голосом нужно верно определить природную тембровую характеристику голоса своего ученика.

Цель работы - изучить пути и методы воспитания народных певцов на основе тембровой функциональности. Исходя из поставленной цели, были поставлены следующие задачи:

1) ознакомиться с трудами ученых в данной области;

2) дать определение понятию «тембр»;

3) разобрать тембровые характеристики в их жанрово-стилевой принадлежности.

Научная новизна исследования состоит в доказательстве того, что от умения грамотно подобрать репертуар своему ансамблю зависит как художественное, так и нравственное воспитание, а также явное развитие голосовых возможностей, т. е. выявление тембровой принадлежности.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что работа вносит вклад в дальнейшее развитие теории подготовки народных певцов на основе тембровой функциональности. Практическая ценность видится в том, что представленные результаты могут послужить материалом лекций и семинаров для студентов культурологических и фольклористических наук, а также для специалистов в области смежных наук. Среди методов исследования использовались историко-проблемный, историко-культурный, аналитический.

Определений понятию «тембр» существует множество. Например, в своей статье: «Тембр в жанрово-стилевой принадлежности народной песни» [1], нами представлено следующее понятие: «Тембр - это универсальное акустическое качество звука; интегральное качество всего спектра звуковых колебаний, которое всегда можно использовать и трактовать как носитель психологического смысла. В частности, и вокальный тембр «является результатом сознательной и бессознательной психической и физиологической активности певца, становясь могучим средством выражения». Тут можно сказать, что в центре педагогического процесса в классе по народному вокалу работа над тембром является приоритетной. Именно тембр помогает подчеркнуть характер, своеобразие и жанровый стиль каждой народной песни» [1, с. 205].

В практике работы с фольклорным коллективом, а также над постановкой голоса крайне важно уметь услышать особенности певческих данных каждого своего учащегося, крайне точно подобрать соответствующий репертуар, обучить правильному звукоизвлечению, не нанося вреда голосовому аппарату.

Подробное описание и изучение этого вопроса представлено Кривенко Ж.Д. в одной из глав ее научной диссертации «Тембровый подход к обучению народному пению» [2]. В ней автор изучает вопросы тембрового звучания на основе региональных и жанровых отличий.

Главная особенность голоса - его тембральная окраска. Ж.Д. Кривенко отмечает: «Тембр голоса - это индивидуальная окраска голоса, звучащая во время пения. Звучание голоса обусловливается основным тоном и дополнительными звуками, обертонами. Чем больше обертонов - тем голос будет ярче и красочнее» [2, с. 168]. Хорошая дикция и артикуляция в сочетании с обертонами в голосе - секрет завораживающего звучания.

Как пишет Ж.Д. Кривенко, «певческий тембр - явление непостоянное, он выражает различную «тембровую функциональность»» [2, с. 157]. Эта функциональность несет в себе связующие тембровые особенности, которые проявляются при взаимосвязи с музыкой. Видоизменения происходят в зависимости от областной и краевой специфики. Для педагогического воспитания в области народного пения учет этого фактора - главная задача. Непрерывность тембрового звучания находит «особую тембровую гармонию», которая доносится контрастами.

Бурлаков В.А. в своей статье «Особенности вокальной работы с народными певцами» отмечает следующее: «Постановка народного голоса на основе тембрового подхода требует развития определенного музыкально-образного мышления, «очищения» слуха от подавляющих влияний звуков города, приобщения к вокально-фольклорному материалу, «вживания» в мир фольклорных звуков и развития активно функционирующего этнослуха, что осуществляется на основе:

а) изучения аудио- и видеозаписей;

б) расшифровки (самостоятельной нотной записи) прослушиваемого материала;

в) практического участия студентов в фольклорных экспедициях;

г) иллюстрации педагогом необходимого характера звучания народного голоса;

д) использования современных технических средств обучения» [3, с. 24].

Также Киселев А.Н. в своем автореферате кандидатской диссертации

«Исследование новых методов формирования тембра голоса певцов на основе изменения условий слухового самоконтроля» пишет о том, что, «выявив природные и потенциальные певческие возможности студентов, зная физиологические особенности певческого режима, определив степень влияния артикуляторного

аппарата посредством фонетического метода на звукообразование, можно целенаправленно воздействовать на работу их голосового аппарата» [4, с. 18].

Советский российский хормейстер, композитор, педагог, деятель народного искусства Мешко Н.К. в своей фундаментальной работе «Искусство народного пения: Практическое руководство и методика обучения искусству народного пения» указывает следующее: «Манера исполнения народного пения возникла из живой народной речи, воспроизведения характерных интонаций, позволяющих сохранить в пении особенности народной речи во всей ее непосредственности и непринужденности» [5, с. 36].

Доктор искусствоведения, российский музыковед-фольклорист 3емцовский И.И. отмечает: «Тембр - явление, генерирующееся на многих уровнях человеческого развития: антропологическом, историческом, национальном, индивидуальном, художественно-творческом» [6, с. 10].

В работе ансамбля всегда нужно стремиться к единству тембровых звучаний и придерживаться региональных особенностей исполнения. Звучащие в процессе пения особые мелодические переливы являются результатом взаимосвязи певческих тембров. Тембр может меняться даже при пении на одном звуке. Такую перемену можно проследить при сольном исполнении. Что касается ансамбля, здесь на помощь придет расшифровка многоканальной записи. Окраска звучания тембра существенно зависит от произношения и распевания гласных букв. Как уточняет Кривенко, гласные при пении удлиняются. Это происходит за счет вставки дополнительных гласных, что характерно для народного пения. В помощь еще идет цепное дыхание, что создает «особый тембровый колорит». Отмечается и то, что это характерно для жанра протяжных песен.

Гармония тембра ансамбля образуется в слиянии разных по природным характеристикам певческих тембров. Кривенко пишет, что это «проявляется в виде консонансов и диссонансов». Консонанс проявляется в момент, когда тембры «дополняют друг друга. Это достигается в постоянной работе над слиянием тембров, что является показателем профессионального певческого исполнения. Немаловажный фактор, который, по мнению названного ученого, следует учитывать, - это духовное родство, оно возникает при передаче «образно-содержательной глубины произведения». Здесь задачей педагога является сплочение коллектива. Лучшие профессиональные коллективы как «наивысшие образцы тембрового консонанса». Не менее важным для формирования ансамбля как единого целого является формирование в коллективе единой артикуляции. Для этого используется «общерусский язык» [3, с. 28]. Но есть те исполнители, которые, «живя в замкнутой среде», используют исключительно свой местный диалект. В данном случае на помощь приходит этническое родство.

При освоении конкретного областного фольклора обязательно должны учитываться диалектные особенности, исполнитель обязан научиться их воссоздавать в собственном исполнении. Для носителя местной традиции исполнение фольклорных произведений протекает в привычной для его жизни, среде, которая сложилась в результате жизненных обрядов. Учащимся следует в обязательном порядке уметь переключаться с одного жанра на другой, создавать местный особый «тембровый диссонанс» [2, с. 134]. Ж.Д. Кривенко в данном случае приводит в пример казачьи протяжные песни, где тембру всего ансамбля противостоит тембр дишканта. Бас и средние голоса в данной традиции ассоциируются с волевым и мужественным характером казаков. Их задача - передать текст. Исследователь отмечает, что у дишканта цель партии - парить «в высокой тесситуре, выражать тембром вольную, «как сокол», Душу казачества». Этот голос привносит в общее звучание некую легкость, яркость и полетность. Речевой посыл дишканта немногословен - е-а, е-а-е, е-а-яя, е-а-е; я-е-а и т. д.

Также ярким контрастом звучит плач невесты с одновременным пением подружек. Здесь уже играет роль смены социального статуса. Плач невесты «поется тонким голосом», иногда прерывается обрывками текста, «голошением», спадами голоса, так как идет переход из одной семьи в другую. Совсем иначе поют подруги невесты, здесь пение спокойное. Преобладают лиричные, порой шуточные интонации.

Что касается тембровой драматургии, ее образуют «тембровые соотношения», т. е. сочетания тембровых окрасок и тембровой гармонии. Связана она с «народными песенными жанрами, местными традициями и уникальностью каждого тембра» [4, с. 14]. Из этого следует, что «специфика народного тембрового мышления» заключается в выражении духовных и эстетических ценностях народа.

«Особенности народно-певческого тембра» мы можем обнаружить при рассмотрении протяжной песни. Она являет собой, с одной стороны, черты русского человека - это широта души, сопереживание и открытость, духовная приверженность и наполненность внутренней энергией. Другой стороной протяжной песни является ее богатый «спектр контрастов»: эмоциональных, областных и структурных. Ее справедливо можно назвать «вершиной песенного творчества русского народа», т. к. в ней раскрылись такие качества народа, как «яркий мелодизм, образная поэтика, «симфонизм» фактуры песен (Б.В. Асафьев) и выразительная импровизационность» [5, с. 43]. Это все и отражается в итоге в разнообразии тембровых переливов, особенно если это произведение из села или деревни,

где каждый исполнитель обладает своими неповторимыми особенностями зву-коизвлечения.

Рассмотрев и изучив труды ученых в данной области, мы смогли сформулировать понятие и сущность понятия «тембр» - это явление весьма уникальное и удивительное по своей звуковой природе, его невозможно отметить в нотах, как, например, средства музыкальной выразительности, а рассматривать именно как ритм, темп, динамику и т. д.

Определение тембра менялось и формировалось на протяжении долгого времени и все же в конечном итоге сложилось. У каждого педагога, ученого су-

Библиографический список

ществует свое мнение о природе тембра и методах работы с ним. Очень важно уметь грамотно подобрать репертуар своему ансамблю, ведь от этого, как уже было отмечено выше, зависит не только художественное и нравственное воспитание, но и явное развитие голосовых возможностей, т. е. выявление тембровой принадлежности.

В итоге можно сделать вывод, что «изучение тембра как одного из значительного средства выражения жанровой особенности протяжной песни являет собой сложную и подающую надежды область исследования тембрального звучания русских песен» [2, с. 164].

1. Пильникова А.Ю. Тембр в жанрово-стилевой принадлежности народной песни. Культура и цивилизация. 2022; Т. 12, № 5А: 202-207.

2. Кривенко Ж.Д. Тембровый подход к обучению народному пению. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2008.

3. Бурлаков В.А. Особенности вокальной работы с народными певцами. Музыкальное образование в контексте культуры: Народно-певческое образование на пороге XXI века: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 1999: 26-32.

4. Киселев А.Н. Исследование новых методов формирования тембра голоса певцов на основе изменения условий слухового самоконтроля. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Ленинград: ЛТК, 1977.

5. Мешко Н.К. Искусство народного пения: Практическое руководство и методика обучения искусству народного пения: 4.2. Москва, 2000.

6. Земцовский И.И. Этнослух как ключ к музыкальному существованию. Культура народного пения: Традиции и искусство. Москва, 2001: 4-14.

References

1. Pil'nikova A.Yu. Tembr v zhanrovo-stilevoj prinadlezhnosti narodnoj pesni. Kultura i civilizaciya. 2022; T. 12, № 5A: 202-207.

2. Krivenko Zh.D. Tembrovyjpodhodkobucheniyunarodnomupeniyu. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2008.

3. Burlakov V.A. Osobennosti vokal'noj raboty s narodnymi pevcami. Muzykal'noe obrazovanie v kontekste kul'tury: Narodno-pevcheskoe obrazovanie na poroge XXI veka: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva, 1999: 26-32.

4. Kiselev A.N. Issledovanie novyh metodov formirovaniya tembra golosa pevcov na osnove izmeneniya uslovij sluhovogo samokontrolya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Leningrad: LTK, 1977.

5. Meshko N.K. Iskusstvo narodnogo peniya: Prakticheskoe rukovodstvo i metodika obucheniya iskusstvu narodnogo peniya: 4.2. Moskva, 2000.

6. 3emcovskij I.I. 'Etnosluh kak klyuch k muzykal'nomu suschestvovaniyu. Kultura narodnogo peniya: Tradicii i iskusstvo. Moskva, 2001: 4-14.

Статья поступила в редакцию 22.11.23

УДК 373.1

Sadaeva F.Sh., ESL Teacher, Express English School by Fatima Sadaeva (Rostov-on-Don, Russia), E-mail: Qamela@list.ru

PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING: PROBLEMS AND PROSPECTS FOR APPLICATION WHEN WORKING WITH CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE. The article studies modern problems and prospects for the use of pedagogical technologies in teaching a foreign language to primary school children. In the course of the study, a systematization of the theory is carried out, revealing features of the technological approach in national education. It is highlighted that the Russian approach considers pedagogical technology in its broadest sense, while in foreign practice, pedagogical technology is revealed through the prism of technological innovations in education, for example, ICT, digital media and others. A system of psychological, pedagogical and linguodidactic conditions for teaching a foreign language to junior schoolchildren is determined. In accordance with the conditions, current requirements are put forward for the construction of educational practice in teaching a foreign language.

Key words: pedagogical technologies, language education, teaching primary school children, foreign language, game-based learning, problem-based learning

Ф.Ш. Садаева, преп., Языковая школа английского языка Express Ф. Садоевой, г. Ростов-на-Дону, E-mail: Qamela@list.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ:

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ

ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья посвящена исследованию современных проблем и перспектив применения педагогических технологий в обучении детей младшего школьного возраста иностранному языку В ходе исследования проводится систематизация теории, раскрывающей особенности технологического подхода в отечественном образовании. Выделяется, что отечественный подход рассматривает педагогическую технологию в её широком ключе, тогда как в зарубежной практике педагогическая технология раскрывается через призму технологических инноваций в образовании, например, ИКТ, цифровых средств и других. Определяется система психологических, педагогических и лингводидактических условий языкового образования младших школьников. В соответствии с условиями выдвигаются актуальные требования к построению образовательной практики обучения иностранному языку.

Ключевые слова: педагогические технологии, языковое образование, обучение детей, младший школьный возраст, иностранный язык, игровое обучение, проблемное обучение

Современные тенденции технологизации образования и, как следствие, трансформация подходов к обучению обусловливают значительное расширение возможностей в практике преподавания иностранного языка при работе с детьми младшего школьного возраста, поскольку позволяют емко и гармонично привнести в обучение новые способы организации учебно-воспитательного процесса. Технологизация в таком случае становится инструментом значительного роста качества образования за счет трансляции объективно наработанных условий и опыта в реальную практику преподавания иностранного языка. При этом под тех-нологизацией рассматривается применение современных педагогических технологий в языковом образовании младших школьников, что сопряжено с рядом концептуально значимых особенностей и проблем. Возникает противоречие между стремлениями к технологизации обучения, применению актуальных педагогических технологий и объективно обусловленными потребностями в их внедрении. Внедрение инноваций в обучение с целью видоизменения учебно-воспитательного процесса (или отдельных его составляющих) требуют учета системного,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

деятельностного и субъектно-ориентированного подходов со стороны педагогического работника и сопряжены с рядом концептуально значимых проблем и перспектив, учет которых закладывается в основу формирования собственной модели обучения.

Цель - охарактеризовать современные аспекты применения педагогических технологий в языковом образовании младших школьников.

Объект исследования - педагогические технологии в языковом образовании.

Задачи: 1) описать современное состояние технологического подхода в образовании; 2) выделить совокупность особенностей в языковом образовании младших школьников; 3) сравнить проблемы и перспективы применения педагогических технологий в языковом образовании.

Научная новизна исследования заключается в выделении характерных особенностей и задач применения педагогических технологий в языковом образовании младших школьников. Практическая значимость исследования раскры-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.