Научная статья на тему 'Проблемы обучения народной манере пения'

Проблемы обучения народной манере пения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
560
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНАЯ МАНЕРА ПЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОДИКА / НАВЫКИ / FOLK MANNER OF SINGING / INFORMATIVELY-COMPUTER TECHNOLOGIES / METHODS / SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисенко Тамара Георгиевна

В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с воспитанием народной манеры пения в рамках современных образовательных музыкальных учреждений. Отмечена необходимость пересмотра существующих методических подходов и их дальнейшей оптимизации. Предлагается использовать информационно-компьютерные технологии, способствующие визуализации этапов постановки голоса, демонстрации специфической этнической манеры пения, внедрению материала, необходимого для усвоения практических навыков и теоретической информации. Подчеркнута потребность обновления методических пособий, хрестоматий, содержащих упражнения, произведения, которые непосредственно используются в учебном процессе. Предложено расширять мировоззрение будущих исполнителей путем знакомства с разными стилевыми направлениями современной музыки, которые способствуют их дальнейшей профессиональной самореализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF TEACHING FOLK SINGING

Pressing questions, related to education of folk manner of singing within the framework of modern educational musical establishments, are examined in the article. Noted necessity of revision of existent methodical approaches and their further optimization. It is suggested to use informatively-computer technologies, cooperant visualizations of the stages of the voice training, demonstrations of specific ethnic manner of singing, to introduction of material, necessary for mastering of practical skills and theoretical knowledge. The necessity of updating of methodical manuals is underline, reading-books, containing exercises, works which are directly used in an educational process. It is suggested to extend the world view of future performers by an acquaintance with different stylish directions of modern music, which assist their further professional self-realization.

Текст научной работы на тему «Проблемы обучения народной манере пения»

8. Шаматонова Г.Л. Web-технологии в образовательном пространстве: проблемы, подходы, перспективы // Сб. статей уч. Межд. научно-практ. конф. Под общ. ред. С.В. Арюткиной, С.В. Напалкова. 2015. - С. 544-548.

9. Apatova, N.V. Virtual telecommunication enterprises and their risk assessment / N.V. Apatova, O.V. Boychenko, T.P. Nekrasova, S.V. Malkov // Lecture notes in computer science. - Springer-Verlag GmbH. -2017. - Vol. 10531 LNCS. - p. 326-336.

Педагогика

УДК: 784.4:7.071.5

кандидат педагогических наук, доцент Борисенко Тамара Георгиевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ НАРОДНОЙ МАНЕРЕ ПЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с воспитанием народной манеры пения в рамках современных образовательных музыкальных учреждений. Отмечена необходимость пересмотра существующих методических подходов и их дальнейшей оптимизации. Предлагается использовать информационно-компьютерные технологии, способствующие визуализации этапов постановки голоса, демонстрации специфической этнической манеры пения, внедрению материала, необходимого для усвоения практических навыков и теоретической информации. Подчеркнута потребность обновления методических пособий, хрестоматий, содержащих упражнения, произведения, которые непосредственно используются в учебном процессе. Предложено расширять мировоззрение будущих исполнителей путем знакомства с разными стилевыми направлениями современной музыки, которые способствуют их дальнейшей профессиональной самореализации.

Ключевые слова: народная манера пения, информационно-компьютерные технологии, методика, навыки.

Annоtation. Pressing questions, related to education of folk manner of singing within the framework of modern educational musical establishments, are examined in the article. Noted necessity of revision of existent methodical approaches and their further optimization. It is suggested to use informatively-computer technologies, cooperant visualizations of the stages of the voice training, demonstrations of specific ethnic manner of singing, to introduction of material, necessary for mastering of practical skills and theoretical knowledge. The necessity of updating of methodical manuals is underline, reading-books, containing exercises, works which are directly used in an educational process. It is suggested to extend the world view of future performers by an acquaintance with different stylish directions of modern music, which assist their further professional self-realization.

Keywords: folk manner of singing, informatively-computer technologies, methods, skills.

Введение. Формирование профессиональной компетенции у обучающихся связано с разными аспектами изучаемых дисциплин по специализации. В условиях нынешнего времени возникают предпосылки для переосмысления методических подходов обучения, которые были сформированы в течение XX века. Традиционные компоненты образовательного процесса, конечно же, остаются неизменными, однако, некоторые из них подлежат определенному пересмотру и совершенствованию. Среди комплекса музыкальных дисциплин исполнительское искусство народного пения занимает важное место, и, соответственно, нуждается в особенном внимании к актуализации методики обучения. Большое внимание должно уделяться тем проблемным вопросам, которые появляются при освоении обучающимися народной манеры пения.

Изложение основного материала статьи. В современном отечественном музыкознании есть ряд работ, в которых уделяется внимание анализу определенных аспектов, связанных с обучением народной манере пения. Н. Филиппова подчеркивает, что сейчас основной проблемой сохранения и развития русской народной певческой культуры является глубокое изучение, освоение народных песен через внедрение их в сферу образовательных программ, творческих проектов [3].

Л. Шамина осуществляет исследование значения подготовки исполнителей народной песни для истории развития песенной культуры нынешнего времени [4]. Л. Акулова сосредоточивает исследовательское внимание на роли русского народного пения в контексте отечественного фольклорного исполнительства [1]. Ж. Кривенко в своем диссертационном исследовании раскрывает необходимость применения тембрового подхода при обучении народному пению, которое подтверждается практикой, апробированной на уровне колледжа искусств [2].

Вышеупомянутые исследования представляют значительный интерес для формирования более обновленной методики обучения пению в народной манере. Однако, существующие методические подходы требуют тщательного пересмотра, выделения проблемных моментов, которые нуждаются в совершенствовании и внесении инновационных элементов.

Воспитание специалистов, поющих в народной манере, является одним из направлений подготовки, представленных в ряде отечественных учебных заведений квалификационного уровня подготовки «бакалавр» и «магистр». Современные исследователи отмечают проблемные моменты, проявляющиеся в последние годы, в частности: снижение интереса молодежи к народному пению, уменьшение возможности учиться за счет бюджетных средств и тотальный рост заинтересованности эстрадным искусством.

Заметим, что в Крыму существуют проблемы профессиональной подготовки исполнителей народной песни. Первая проблема - это ограниченное количество высших учебных заведений, в которых обучают специальному виду вокального искусства - народному пению. Вторая - отсутствие научно обоснованной методики обучения народному пению. Именно поэтому подход к преподаванию специальной дисциплины «Народное пение» индивидуален и зависит от личного понимания преподавателя, его представления и позиции относительно народного пения.

Еще одна проблема - отсутствие бюджетных мест для обучения по данному профилю в ВУЗ Крыма, а также рост всеобщего спроса на современную поп-музыку, оказывающую влияние на количество исполнителей народной песни.

Однако, по нашему мнению, при условии определенных трансформаций в современной образовательной сфере, возможен рост заинтересованности в данной специализации песенного исполнительства. Достаточно метким является утверждение современной исследовательницы Ж. Кривенко, которая отмечает дуалистический характер народного пения: искусство народного «певца основано на синтезе противоположных начал: профессионального и аутентичного, традиционного и новаторского, этнического и общезначимового» [2, с. 1].

Соответственно, двойственность народного пения, а именно та ее часть, которая связана с профессиональным образованием, нуждается в постоянном пересмотре. Требуют обновления существующие подходы относительно формирования компетенций обучения народному пению для достижения лучшей результативности и актуализации данной специальности. «Увеличение интереса к народной песне, к народнопесенному искусству, к его философской, психологической и антропологической интерпретации, а также поиск перспектив его дальнейшего развития требуют более глубоких и комплексных исследовательско-педагогических усилий, которые сочетают как гуманитарные, так и современные технические методы, дифференцированные подходы, новый уровень постижения природы народной песенности, практико-педагогическую наследственность с целью сохранения национальнокультурних традиций» [2, с. 1].

Как известно, основными компонентами процесса воспитания компетенции является усвоение специфики правильного дыхания, умение петь на опоре, формирование нужного звука. Целесообразно выделить также другие составляющие более общего характера: формирование вокально-исполнительских умений и навыков, развитие навыков сольного пения с сопровождением, пение в ансамбле, пение в хоровом коллективе. Согласно программе обучения по специальности «Народное пение» изучаются следующие дисциплины: сольное пение, методика преподавания вокала, методика работы с вокальным ансамблем, вокальный ансамбль, расшифровка народных песен, древнерусское певческое искусство, исполнительское мастерство, история народнопесенного искусства, методика постановки голоса и др.

Одной из важных задач в процессе становления певцов с народной манерой является формирование навыков и умений коллективного пения, именно поэтому при кафедрах создаются учебные ансамбли. В результате занятий обучающиеся постигают оригинальные ансамблевые произведения различных форм и жанров а'сарре11а и в сопровождении инструментального ансамбля, изучают методическую литературу по ансамблевому исполнительству, особенности коллективного интонирования.

Параллельно с занятиями по специальности необходимо выделять теоретическую информацию, которую получают обучающиеся, связанную с изучением народнопесенного фольклорного наследия, его ритуально-обрядовыми особенностями, аспектами развития отечественной культуры. Также при освоении народного пения необходимо осуществлять общее развитие умений, связанных с голосовым аппаратом (голос, регистры, диапазон, тембр), психологической готовностью к концертной деятельности, развитием слуха, музыкальной памяти и вкуса.

Современные исследователи указывают на то, что обучение народному пению носит системный характер и выходит за пределы только вокального мастерства. В его основе заложены и театральная деятельность, и знание истории культуры в целом и фольклора в частности.

В процессе профессиональной подготовки исполнители народной песни приобретают как профессиональные знания, умения и навыки вокального искусства, так и знания в области народоведения Крыма. Это происходит путем ознакомления с музыкальным фольклором, во время изучения многожанрового песенного репертуара, его стилистических признаков, исторических условий возникновения произведений и тому подобное. Каждая песня, которую изучает исполнитель, несет в себе информацию об определеных исторических событиях из жизни народа, традиций, обычаев, верований. Народное песенное творчество - зеркало жизни, борьбы, мудрости, культуры нации, ее истории.

Основными формами обучения являются индивидуальные занятия, ансамблевое пение. Именно разное количество состава исполнителей способствует развитию слухового восприятия, умения петь вместе, что в большей степени соответствует народному музыцированию, чем сольное пение. Современные исследователи выделяют ряд практических требований, которые должны присутствовать на индивидуальных занятиях. Преподавателю необходимо с вниманием подходить к воспитанию голоса обучающегося, пытаться помочь ему познать свою индивидуальность, красоту тембра и внутреннее «Я», свою художественную ценность. Практическая иллюстрация собственным голосом правильного звукообразования, опоры дыхания и других певческих приемов используются для объяснения специфики народного звука.

Заметим, что хотя эстетическая сторона занятий играет определяющую роль, базисным остается певческое совершенство. Для достижения высокого мастерства, необходимы упражнения, направленные на развитие дыхания, соблюдение чистоты интонирования, умение верно артикулировать. Подобная задача нуждается в учебно-методическом материале, который бы отвечал специфике данной дисциплины. К сожалению, ощущается недостаток работ, направленных на воспитание народной манеры пения. Достаточно плодотворным и результативным для развития искусства народного пения было бы создание сборника, содержащего распевки для самостоятельной проработки материала, фрагменты произведений, рассчитанных на устранение определенных проблем интонационного характера, специфики ритма и др.

Можно отметить, что в последние годы возникает необходимость использовать кроме традиционных приемов, несколько другие, таким образом сочетая традиционное и новаторское начала. Стоит заметить, что в условиях нынешнего времени необходимым является применение интерактивных методов с привлечением компьютерно-информационных технологий. Возможности данного подхода достаточно большие. В первую очередь имеется в виду использование audiо-материалов, которые могут привлекаться для демонстрации практики пения на слух. За счет использования vidео-файлов, которые содержат примеры пения в народной манере разными исполнителями, возможно большое влияние на музыкальное сознание обучающегося.

Напомним, что не вся информация хорошо воспринимается на слух, ведь с психологической точки зрения у человека может превалировать определенный орган чувств, поэтому некоторые психологи считают целесообразным разделение людей на аудиалов, визуалов, кинестетиков и дигиталов. Именно поэтому за счет задействования vidео, можно продемонстрировать специфику работы голосового аппарата. Причем,

подобные визуальные материалы могут использоваться с разной дидактичной целью - для выявления ошибок у каких-то певцов (в случае их наличия), акцентирования внимания на позитивных аспектах исполнения или демонстрации интересного образца.

Подобные предложения рассматриваются в роботе Ж. Кривенко, однако обращается внимание на то, что визуализация записей может способствовать анализу спектрографии вокального исполнения: «Усвоение студентами аутентичных традиций тембрового звучания голоса при исполнении народных песен разных жанров, как демонстрирует педагогическая практика, происходит преимущественно на слух, в то время как современные компьютерные технологии спектрографии позволяют активно включать и визуальный канал восприятия тембра голоса певца, который способствует оптимизации процесса обучения народному пению» [2, с. 1].

Еще одним примером применения информационно-компьютерных технологий при обучении народному пению может быть знакомство с манерой пения, которая принята в другой этнической традиции. Обычно внимание обращается на ту вокальную практику, которая принята в данной национально-этнической традиции. Однако, при пересмотре примеров народного пения, присущих другим культурам, возможно не только расширение мировоззрения исполнителя, но и возникновение возможности использования их в образовательном процессе. Обращение внимания на такие типы народного пения, как тирольское пение (йодль), горловое пение, пение североамериканских индейцев, андалузское пение, африканское пение, могут помочь обучающемуся постичь принципиальное отличие этих этнических образцов от принятых в отечественном музыкальном пространстве.

Ж. Кривенко предлагает в процессе обучения народному пению опираться на три основные методические задачи, которые связаны с креативным мышлением: «1) совершенствование креативного мышления студентов относительно сферы народного пения; 2) развитие народно-певческих навыков, которые становятся естественными и автоматическими в процессе пения в народной манере, 3) воспитание народно-певческого слуха, который должен быть активно задействован в последующем творческом процессе будущего профессионального народного певца (фактор апперцепции)» [2, с. 10].

Не смотря на то, что креативность подходов считается целесообразной при воспитании исполнителей, не стоит забывать об основных, общепринятых методах работы с голосом, к которым относим следующие: демонстрация исполнения песни, беседа-ознакомление с текстом и музыкальным материалом, вокальные упражнения - разучивание отдельных мотивов, предложений и т.п.

Одной из главных задач в процессе обучения будущего певца является развитие условий для самореализации обучающихся, что в будущем поможет решить проблему их профессионального трудоустройства. Она может осуществляться в разных направлениях и быть связанной не только с пением в народных ансамблевых, хоровых коллективах или с сольным пением в народной манере. Достаточно ярким примером является использование народного пения в современной эстрадной музыке.

Подобный синтез возможен в стилевом направлении «World music». Его сущностью является сочетание этнических элементов (инструментов, народной манеры пения, определенного народного лада) с электроинструментами, разнообразными эстрадными ритмами.

Можно сказать, что стиль «World music» является одним из ведущих направлений развития современного искусства, которое связано с возникновением своеобразной контркультуры относительно массовой музыки. Обращение к самым давним пластам фольклора разных этнических групп в нем переплетается с новейшими открытиями в сфере музыкальной акустики, технологическими достижениями в сфере обработки звука и актуальными практиками, наподобие,например, scratching и т.д.

В российском музыкальном пространстве можно найти несколько групп, которые работают в данном направлении. Одной из них является группа «Farlanders», руководитель Инна Желанная. Специфика такого исполнения состоит в том, что музыкальная форма произведений, бесспорно, связана с российским народным мелосом (использование текста народных песен, композиций в «народном духе» и др.). В этих произведениях нет элементов танца, это не песни, исполняемые во время праздников. Им характерно обрядово-ритуальное звучание, при котором каждый слушатель становится участником синкретического действия.

Выводы. Пение в народной манере является одной из важных составных частей современной музыкальной культуры. Процесс освоения народного пения предусматривает постоянный мониторинг путей совершенствования существующих методических подходов. В качестве одного из ключевых аспектов, связанных с обновлением программ воспитания исполнителей народной манеры пения, является широкое привлечение информационно-компьютерного обеспечения. Такая новация будет способствовать пониманию спектральной картины пения, знакомству с разными типами этнического народного пения, формированию визуального представления относительно работы голосового аппарата и др. Существует потребность в создании пособий, связанных с обеспечением материалом для самостоятельной работы: попевками, песнями разных регионов России и других стран. Стоит также формировать представление о возможностях применения народного пения в разнообразных стилевых направлениях современной эстрадной музыки, которая способствует актуализации данной специализации и возрастанию интереса к ней со стороны молодежи.

Литература:

1. Акулова, Л.В. Русская народная песня в историко-культурном контексте духовной жизни народа [Электронный ресурс] / Л.В. Акулова // Cyberleninka. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/russkaya-narodnaya-pesnya-v-istoriko-kulturnom-kontekste-duhovnoy-zhizni-naroda.

2. Кривенко, Ж.Д. Тембровый подход к обучению народному пению (на примере работы со студентами музыкального колледжа МГИМ им. А.Г. Шнитке): автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Кривенко Женни Дмитриевна, - М., 2008. - 24 с.

3. Филиппова, Н.О. Жизнь народной песни в современной городской среде / Н.О. Филиппова // Успехи современного естествознания. - 2013. - № 10. - С. 171-172.

4. Шамина, Л.В. Основы народно-певческой педагогики: учебное пособие / Л.В. Шамина. — М.: Графика, 2010. - 202 с.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук Везетиу Екатерина Викторовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена анализу феномена педагогического проектирования. Проведен обзор научных взглядов, в которых указанный феномен исследуется с разных аспектов, определена сущность педагогического проектирования. В исследовании проанализированы основные теоретические аспекты педагогического проектирования: цель, объект, предмет, субъект, функции, модели, методы и средства, а также особенности реализации.

Ключевые слова: проектирование, педагогическое проектирование, проектирование педагогических систем, теоретические основы, функции педагогического проектирования, особенности реализации педагогического проектирования.

Annotation. The article is devoted to the analysis of the phenomenon of pedagogical design. The review of scientific views in which the specified phenomenon is investigated from different aspects is carried out, the essence of pedagogical design is defined. The study analyzes the main theoretical aspects of pedagogical design: purpose, object, subject, functions, models, methods and tools, as well as features of implementation.

Keywords: design, pedagogical design, design of pedagogical systems, theoretical bases, functions of pedagogical design, features of realization of pedagogical design.

Введение. В современной отечественном и зарубежном научном дискурсе появляется все больше работ, посвященных проблематике педагогического проектирования, в которых указанный феномен исследуется в различных аспектах, что говорит о высокой степени его актуальности в контексте развития педагогической науки. Несмотря на немалое количество исследований в указанном направлении, все же, по нашему мнению, глубокого изучения требуют многие вопросы педагогического проектирования. Что актуализирует потребность более детального изучения сущности данного феномена и уточнения его теоретических аспектов.

Изложение основного материала статьи. В отечественной педагогической науке теоретические аспекты педагогического проектирования являются предметом исследований Е.А. Алисова, В.С. Безруковой, В.А. Болотова, П.В. Бордовской, Е.С. Заир-Бека, Т.Г. Новикова, Г.Е. Муравьева и других ученых.

Анализ трудов современных ученых, посвященных проблемам педагогического проектирования, позволяет говорить о том, что на данном этапе в отечественной педагогической науке нет единого подхода к определению сущности ключевого термина изучаемой нами педагогической деятельности. В педагогической литературе феномен педагогического проектирования исследуется в различных аспектах:

- философско-исторические основы педагогического проектирования;

- типология педагогического проектирования;

- сущность и полифункциональность;

- методические и технологические принципы проектирования педагогического процесса.

В этой связи целесообразным, по нашему мнению, является обращение к рассмотрению ряда научных подходов относительно определения сущности термина «педагогическое проектирование». Однако, прежде чем приступить к указанному, необходимо уточнить значение понятия «проектирование».

Проектировать - означает творить, создавать что-то новое. Проектирование - это искусство приближения лучшего будущего.

В педагогическом контексте проектирование выступает средством, благодаря которому становится возможным:

- осознанное определение основных ориентиров деятельности субъектов учебно-воспитательного процесса по определенным условиям на некоторый период;

- систематизирование введение инноваций и корректив в учебно-воспитательный процесс;

- исключение прожектерства и необоснованных иллюзий по управлению организации и планирование воспитательной деятельности педагогов.

Уточнив сущность и природу понятия «проектирование», обратимся к непосредственному изучению сущности анализируемого в данном исследовании феномена.

Педагогическое проектирование не может быть чем-то принципиально иным по сравнению с проектированием в традиционнм его понимании. Ряд исследователей рассматривает педагогическое проектирование как отрасль знания или научное направление. В частности, А.П. Тряпицина понимает его как новую развивающуюся область знания, способ трактовки педагогической действительности [5]. Е.С. Заир-Бек дает следующее определение педагогического проектирования: прикладное научное направление педагогики и организуемой практической деятельности, нацеленное на решение задач развития, преобразования, совершенствования, разрешения противоречий и в современных образовательных системах [8].

Другие же исследователи дают определение педагогическому проектированию как педагогическому процессу или деятельности. Уже упоминаемый нами Е.С. Заир-Бек дает определение понятию «педагогическое проектирование» и с указанной позиции. Ученый понимает его в качестве одного из направлений исследовательской педагогической деятельности, нацеленного на решение проблем, существующих в практике образования в конкретных условиях, и предусматривающего построение комплекса педагогических идей и разработку на основе системного подхода желаемых преобразований и программ их реализации в конкретные образовательные системы [8].

В.С. Безрукова трактует анализируемый нами термин как «предварительную разработку основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов» [2, с. 95].

По мнению Е.А. Алисова, под педагогическом проектированием следует понимать «самостоятельную, полифункциональную педагогическую деятельность, направленную на создание новых или преобразование

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.