Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ МОРСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ СУДОВОЖДЕНИЯ В ЦЕЛЯХ БЕЗОПАСНОСТИ СУДОХОДСТВ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ МОРСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ СУДОВОЖДЕНИЯ В ЦЕЛЯХ БЕЗОПАСНОСТИ СУДОХОДСТВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
безопасность судоходства / тренажёрный комплекс / система управления безопасностью / управление судном / процедура / радиолокационная станция / safety of navigation / training complex / safety management system / ship management / procedure / radar station

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О.Н. Касьянов

В статье рассматривается проблема обеспечения безопасности судоходства и возможности обучения курсантов морских учебных заведений, безопасности мореплавания с учётом складывающихся рисков мореплавания. Риск неблагоприятного исхода какого-либо действия присутствует всегда, в любых жизненных и профессиональных ситуациях. Для выявления рисков в морском судовождении необходимо выявить их для каждого конкретного случая мореплавания. С этой целью на занятиях по специальным судоводительским дисциплинам рекомендуется обнаруживать возникающие риски опасных или неблагоприятных ситуаций и совместно с курсантами, побуждая их к активной деятельности, искать методы исключения рисков. В целях решения данной проблемы рекомендуется процесс обучения разделить на теоретические и практические занятия. При проведении теоретических занятий необходимо научить курсантов выявлять риски безопасного судоходства. Практические занятия рекомендуется проводить с использованием морских тренажёрных комплексов. В период проведения практических занятий опасные для безопасности судовождения ситуации интегрируются в учебную задачу, которую и необходимо решить курсантам безопасно для своего судна и других судов. На основании опыта преподавания судоводительских дисциплин автором предлагается использовать практические занятия для углубленного изучения учебной дисциплины с применением морских тренажёров, например, «NTPRO – 5000». В статье даны рекомендации по освоению симулятора радиолокационной станции, установленного в тренажёрном комплексе. Приведён пример решения задачи на освоение двух радиолокационных станций, рекомендованных для отработки на практических занятиях с использованием морских тренажёрных комплексов. С целью активизации даны рекомендации по включению их в учебный процесс и решению проблемных вопросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — О.Н. Касьянов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF MODERN DIGITAL TECHNOLOGIES FOR TRAINING CADETS OF MARITIME EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE OPERATION OF TECHNICAL MEANS OF NAVIGATION FOR ITS SAFETY

The article deals with a problem of ensuring the safety of navigation and the possibility of training cadets of maritime educational institutions, the safety of navigation, taking into account the emerging risks of navigation. The risk of an unfavorable outcome of any action is always present, in any life and professional situations. To identify risks in maritime navigation, it is necessary to identify them for each specific case of navigation. To this end, it is recommended to identify emerging risks of dangerous or unfavorable situations during classes in special navigation disciplines and, together with cadets, encouraging them to actively seek methods of eliminating risks. In order to solve this problem, it is recommended to divide the learning process into theoretical and practical classes. When conducting theoretical classes, it is necessary to teach cadets to identify the risks of safe navigation. Practical classes are recommended to be conducted using marine training complexes. During the period of practical training, situations dangerous to the safety of navigation are integrated into the training task, which the cadets need to solve safely for their vessel and other vessels. Based on the experience of teaching navigation disciplines, the author suggests using practical classes for in-depth study of the discipline with the use of marine simulators, for example, “NTPRO–5000.” The article provides recommendations for mastering the radar simulator installed in the training complex. An example of solving the problem of mastering two radar stations recommended for practical training using marine training complexes is given. In order to activate the educational process, recommendations are given for inclusion in the educational process and solving problematic issues.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ МОРСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ СУДОВОЖДЕНИЯ В ЦЕЛЯХ БЕЗОПАСНОСТИ СУДОХОДСТВ»

УДК 621.396.932

Kasyanov O.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Caspian Institute of Sia and River Transport n.a. General-Admiral F.M. Apraksin,

Branch of Volga State University of Water Transport (Astrakhan, Russia), E-mail: onkasjanov@mail.ru

THE USE OF MODERN DIGITAL TECHNOLOGIES FOR TRAINING CADETS OF MARITIME EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE OPERATION OF TECHNICAL MEANS OF NAVIGATION FOR ITS SAFETY. The article deals with a problem of ensuring the safety of navigation and the possibility of training cadets of maritime educational institutions, the safety of navigation, taking into account the emerging risks of navigation. The risk of an unfavorable outcome of any action is always present, in any life and professional situations. To identify risks in maritime navigation, it is necessary to identify them for each specific case of navigation. To this end, it is recommended to identify emerging risks of dangerous or unfavorable situations during classes in special navigation disciplines and, together with cadets, encouraging them to actively seek methods of eliminating risks. In order to solve this problem, it is recommended to divide the learning process into theoretical and practical classes. When conducting theoretical classes, it is necessary to teach cadets to identify the risks of safe navigation. Practical classes are recommended to be conducted using marine training complexes. During the period of practical training, situations dangerous to the safety of navigation are integrated into the training task, which the cadets need to solve safely for their vessel and other vessels. Based on the experience of teaching navigation disciplines, the author suggests using practical classes for in-depth study of the discipline with the use of marine simulators, for example, "NTPRO-5000." The article provides recommendations for mastering the radar simulator installed in the training complex. An example of solving the problem of mastering two radar stations recommended for practical training using marine training complexes is given. In order to activate the educational process, recommendations are given for inclusion in the educational process and solving problematic issues.

Key words: safety of navigation, training complex, safety management system, ship management, procedure, radar station

О.Н. Касьянов, канд. пед. наук, доц., Каспийский институт морского и речного транспорта имени ген.-адм. Ф.М. Апраксина - филиал ФГБОУ ВО

«ВГУВТ», г. Астрахань, E-mail: onkasjanov@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ МОРСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ СУДОВОЖДЕНИЯ В ЦЕЛЯХ БЕЗОПАСНОСТИ СУДОХОДСТВ

В статье рассматривается проблема обеспечения безопасности судоходства и возможности обучения курсантов морских учебных заведений, безопасности мореплавания с учётом складывающихся рисков мореплавания. Риск неблагоприятного исхода какого-либо действия присутствует всегда, в любых жизненных и профессиональных ситуациях. Для выявления рисков в морском судовождении необходимо выявить их для каждого конкретного случая мореплавания. С этой целью на занятиях по специальным судоводительским дисциплинам рекомендуется обнаруживать возникающие риски опасных или неблагоприятных ситуаций и совместно с курсантами, побуждая их к активной деятельности, искать методы исключения рисков. В целях решения данной проблемы рекомендуется процесс обучения разделить на теоретические и практические занятия. При проведении теоретических занятий необходимо научить курсантов выявлять риски безопасного судоходства. Практические занятия рекомендуется проводить с использованием морских тренажёрных комплексов. В период проведения практических занятий опасные для безопасности судовождения ситуации интегрируются в учебную задачу, которую и необходимо решить курсантам безопасно для своего судна и других судов. На основании опыта преподавания судоводительских дисциплин автором предлагается использовать практические занятия для углубленного изучения учебной дисциплины с применением морских тренажёров, например, «NTPRO - 5000». В статье даны рекомендации по освоению симулятора радиолокационной станции, установленного в тренажёрном комплексе. Приведён пример решения задачи на освоение двух радиолокационных станций, рекомендованных для отработки на практических занятиях с использованием морских тренажёрных комплексов. С целью активизации даны рекомендации по включению их в учебный процесс и решению проблемных вопросов.

Ключевые слова: безопасность судоходства, тренажёрный комплекс, система управления безопасностью, управление судном, процедура, радиолокационная станция

Актуальность темы заключается в решении педагогической проблемы - обучения курсантов морских учебных заведений практическому освоению и использованию технических средств судовождения для углубленного изучения учебной дисциплины, готовности к эксплуатации судовых приборов в практической деятельности при обеспечении безопасности судоходства.

Во многих странах мира судостроительные предприятия безостановочно строят новые суда различного предназначения. Каждое построенное судно более безопасно предыдущего [1]. Это обязательное требование IMO International Convention for the Safety of Life at Sea (SOLAS - 74), которая на протяжении 50 лет пополняется корректурами и новыми требованиями стандартов в судостроении, норм безопасности на морских судах и совершенствовании судового оборудования и приборов.

Применение на морских судах новейших приборов и оборудования облегчает и совершенствует процесс судовождения, однако возможности аварийных ситуаций и катастроф продолжают присутствовать в морской отрасли, а раз они остаются, значит - остается и риск в морских перевозках. По всей видимости, есть причины, связывающие работу в море с риском.

И нет уверенности, что в дальнейшем, несмотря на развитие науки, техники, цифровых технологий и т. п., эти цифры пойдут на убыль. Так, для примера, появление в 40-е годы ХХ века радиолокатора на морских судах не только не уменьшило, но и увеличило число столкновений судов. Было введено выражение «радиолокационное столкновение» - столкновение, вызванное неумелой эксплуатацией радиолокационной станции.

Международное морское сообщество много сделало и делает для совершенствования нормативной базы строительства и эксплуатации морских судов, чтобы исключить или, по крайней мере, уменьшить риск повреждения и гибели людей, судна и груза в море, загрязнения морской акватории и побережья.

Цель данной статьи: рассмотреть вопрос практической значимости освоения и применения навыков работы с техническими средствами судовождения в течение учебного процесса с применением цифровых технологий и подготовки

теоретической и практической базы для последующего закрепления, в ходе прохождения практики на морских судах.

Задачи для достижения цели статьи - выявить проблемы повышения уровня компетентности специалистов морских специальностей при обучении в вузе, наметить пути повышения уровня обучения при использовании цифровых технологий.

Научная новизна данного исследования заключается в перспективах применения и использования потенциала учебного процесса, внедрения системы эффективности при обучении для достижения профессиональных знаний и навыков инженеров-судоводителей.

Теоретическая значимость статьи заключается в исследовании новых методов обучения в высших учебных заведениях. Практическая значимость исследования состоит в приведённых рекомендациях, которые могут применяться педагогами технических учебных заведений при обучении специалистов любого профиля, где возможно использование цифровых технологий для подготовки специалиста различного технического профиля.

Международная морская организация с момента своего существования провела большую работу по установлению единых требований и стандартов безопасности морского судоходства и внедрению системы безопасности на морских судах. Были приняты Конвенции, оказавшие значительное влияние на развитие и обеспечение безопасности международной морской деятельности:

- в 1972 году - Конвенция о Международных правилах предупреждения столкновения судов в море;

- в 1973 году - Конвенция по предотвращению загрязнения моря с судов;

- в 1974 году - Конвенция по охране человеческой жизни на море;

- в 1978 году - Конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты;

- в 1979 году - Конвенция о поиске и спасании на море;

- в 1982 году - Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву;

- в 2006 году - Конвенция о труде в морском судоходстве.

Кроме того, имеются и другие законодательные акты, регулирующие правовые аспекты безопасности морского судоходства.

Совершенствование процесса безопасного мореплавания всегда предполагало борьбу с рисками, оказывающими влияние на судоходство, стремление сократить элементы риска или свести к минимуму. Но исключить риск в полном объёме, отказаться от решений, принимаемых в экстремальных ситуациях, сопряженных с риском, невозможно.

Риск появляется не только в связи со стихийными бедствиями, с ним сопряжена эксплуатация любого технического сооружения. Всегда остаётся вероятность выхода из строя, отказа или аварии механизма, агрегата или судна в целом. Нельзя исключать риск при недостаточной специальной подготовки судоводителей или их некомпетентности.

Можно с уверенностью сказать, что риск столкновения присутствует всегда в тех случаях, когда нет определённости и полной ясности в сложной обстановке, а принимать решение и действовать необходимо без промедления. Сладова-тельно, подводя итог, можно заключить, что правильное решение -этообосвов ванный выбор наилучшего действия, ведущего к достижению поставаэоной^ли в конкретных условиях обстановки.

На судне при несении вахты вахтенный помощник капитана выполняет определённые действия в зависимости от поставленных разнообэазпыхзасеа, а также от назначения судна и окружающей обстановки для его нормального функционирования. Эти действия получили в международном судохндснвеьнр е-деление «процедуры». Процедуры - это процесс, который заключается а еоаб-ходимости выполнения различного рода действий, объединённых в логически завершённые тактики [2].

Для внедрения в практику процедур безопасности функциониватанин флота резолюцией 1МО А.741 (18) от 04.11.1993 г введён к руководству Международный кодекс по управлению безопасностью (МКУБ), требующий от судоходэыа компаний разработки комплекса мер, обеспечивающих безопасно стсссдовдры-зов и экипажей, выработку руководящих документов для этих целе а.«Додсеыгуе (по МКУБ) - это документально оформленный письменный докуыант, когорыэ описывает специфическую работу и определяет ответственность и ожидаемый результат» [3].

Одной из функций, выполняемых вахтенным помощником капитанапри несении вахты, является наблюдение за окружающей обстановкой с цельюсвоев-ременного обнаружения опасности для судна. «Каждое судно должндпнстояа на вести надлежащее визуальное и слуховое наблюдение, так же как и наблюдение с помощью всех имеющихся средств, применительно к преоблад дющкм ебсто-ятельствам и условиям с тем, чтобы полностью оценить ситуацию и опасность столкновения» [4 с. 9].

Одним из приборов, обеспечивающих наблюдение за окружающей обстановкой, является морская радиолокационная станция (РЛС). РЛС до сих пор, спустя почти сто лет с момента изобретения остаётся надёжным средством обеспечения безопасности судна. Радиолокационная станция позволяет вахтенному помощнику получать информацию о суднах и объектах (как в хороших условиях видимости, так и в ограниченной видимости по состоянию погодных условий и в ночное время). «Установленное на судне исправное радиолокационное оборудование должно использоваться надлежащим образом, включая наблюдение на шкалах дальнего обзора, с целью получения заблаговременного предупреждения об опасности столкновения, а также радиолокационную прокладку или равноценное систематическое наблюдение за обнаруженными объектами» [5].

Однако радиолокационные станции не могут выполнять работу за вахтенного помощника капитана судна, они помогают ему в сборе информации об окружающей обстановке, а анализирует риски и принимает решение вахтенный помощник самостоятельно. Подготовленность в использовании радара дсяСдз-опасности судоходства является одним из кирпичиков здания безопасного мореплавания.

Нельзя оставлять без внимания возможные риски, существу ющнепри экг-плуатации судов и морских перевозках. Для внедрения в практику безопасного судовождения необходимо знать и оценивать возможные риски. Управления рисками в соответствии с темой проводимого занятия необходимо рассматривать в период теоретических занятий и учиться локализовать на практических занятиях. На теоретическом занятии следует под руководством преподавателя изучать с курсантами возникающие риски, их происхождение и выход из критической ситуации. На практических занятиях возникающие риски необходимо включать в качестве проблемной задачи для её решения в модель проигрывания упражнения. Заканчиваться практическое занятие должно разбором решения задачи, независимо от того, правильно опасность была нейтрализована или нет.

При обучении работе с радиолокационной станцией рекомендуется на теоретических занятиях использовать видеоинформацию по теме (учебные фильмы, фотографии, презентации), демонстрацию учебного оборудования и тренажёрных модулей. Последовательность преподавания учебного материала рекомендуется следующая:

- теоретические занятия, направленные на освоение новых знаний по теории радиолокации и настройке РЛС;

- проведение практических занятий с использованием тренажёрного оборудования, воспроизводящего действия оператора РЛС на судне (для воспроизведения рабочих и технических характеристик РЛС).

Необходимым условием усвоения курсантами учебного материала является вовлечение их в мыслительный процесс, рассуждение, обсуждение, построение логических связей. Между преподавателем и курсантом должна существовать обратная связь. То есть постановка проблемного вопроса курсантам по теме занятия, ответ и его разбор, нахождение правильного ответа. В конце темы подводится итог.

На практических занятиях преподаватель должен объяснить новый материал курсантам, затем продемонстрировать порядок действий. После этого курсанты выполняют практические действия самостоятельно. После выполнения ку^антнепнен^додимыгыейстнпСпукподэватвль детасоноих разоирдат.Если асвь , по мнению преподавателя, необходимость, то курсанты повторно выполняют задачу с учётом указанных недостатков.

Дэучаемыенэпросы.соторыееоЕк быть реализсгоныогыоцессе грасти-ооского змхытиянсморскэ м асахажёрэ:

- вхута^схсрсп^впссти тмогдчeтвнx срм^в судовоэдвних;

у эведенидозвдасддополниадльнк^^хэ^^с^ностеВ осоде морских объав-тов, аварий на других судах;

- аура^е^о внъеlоocби,на благоприятные по годные условия (хнтен различной силы и направления, штормовые условия, интенсивность судоходства в районе плавания, ограниченной акватории, различные скоростные и маневрен-згlхкapасоeосстгкхзддoы,тpнOyющпаподышeноoго в нмымоЕя,ыедoвaоаб ата-новка и др.),

Насах^"^и^^дшх зънсоиядп о оваоенис^ЛС регомендуносх длэдэльшей заи втэзыслвaапцстЕ ЕнyшоаeлаЦ о оеалистинности ситуации использовать морские тренажёрные модули и комплексы. Как вариант освоения РЛС рассмо-тртмиcсоЕьсoвагввнхзаl"aеиогнoго ааaнaжЛсдNaэiЫrоinрr Р 1^3310—1 50оа

( мтрро-дсооиб ].

г"хкнджоpсключоамоасрoдЕко учебнпх рахзоихтест- мoстсклзcтдпо.Ha ллогъ1^к6п^^^т^ср кoнсолосвдсльными органами управления судном, большими экранами и проекторами для визуализации, информационного табло.

Начинать освоение использования радиолокационной станции тренажёра бекоменоалтЕа cсlы"ючaзия енастртйке РЛэ^ ио^.о^иейъсгоиспользоваеия в цеаях нaСлоЕзквяоa о к^сак^й обстаеов кэд

Лримнр ва/бырд и жыcmукюГЭшжнlИlмлmpълpaдapъ

На тренажёре реализовано два вида РЛС: имитатор радара BridgeMaster Е иЕмитaтo р радара Furuno. Запуск необходимого для работы радара осуществляется из меню выбора (рис. 1).

Bridge Master Bridge Master E Bridge Master E Tactical Furuno

Nucleus

Рис. 1. Меню выбора радара

Перечень радаров может отличаться в зависимости от настроек конфигурации [6]. Для запуска имитатора радара BridgeMaster Е нажмите кнопку Е во есн выбoозpaдaзавГpвЕ.2iM).

HUP STW [ 0.0 к, LO.

NO ALARMS

Рис. 2. Панель радаpaBridgeMasterE

Порядок объяснения действий различных органов управления следующий:

- внешний вид показан на правых полях страниц;

- информация, которая при этом выводится на экран радара, указывается с отсылкой на определенную область экрана.

Самостоятельное включение и настройка РЛС на тренажёре является итогом освоения функции включения и занятия. Для этого курсантам предлагается самостоятельно включить и настроить РЛС. По ходу включения и выполнения настроек РЛС преподаватель должен уточнять назначение клавиш, тумблеров и др. технических элементов радара. В итоге курсанты должны самостоятельно включать и настраивать радиолокационную станцию и устранять помехи, влияющие на качество радиолокационного изображения и отображения объектов окружающей обстановки.

Таким образом, применение цифровых технологий в обучении будущих специалистов даёт возможность приобретения практических навыков эксплуатации технических средств и закрепления практических навыков специалистами технических специальностей. Данные рекомендации могут быть использованы для обучения не только курсантов судоводительской специальности, но и других специальностей, осуществляющих обучение в морских учебных заведениях и в учебных заведениях технического профиля, не связанных с морской деятельностью, имеющих необходимые тренажёрные комплексы с актуальным для специальности программным обеспечением.

Библиографический список

1. Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года (текст, изменённый Протоколом 1988 года к ней, с поправками) = International Convention for theSafetyofLifeatSea,1974 (textmodified bytheProtocolof 1988 relatingthereto Indudingamendments).Санкт-ПетербурпЗАО«ЦНИИМФ», 2010.

2. Касьянов О.Н. Методическое обоснование подготовки курсантов судоводительской специальности безопасному судовождению и расхождению с судами в море в экстремальных ситуациях с использованием навигационного тренажёра NAVI TRAINER PROFESSIONAL 5000 (NTPRO- 5000). Астрахань: Типография Каспийского института морскогоиречноготранспорта им.ген.-адм.Ф.М.Апраксина - филиалаФГБОУ ВО «ВГУВТ», 2023.

3. Международный кодекс по управлению безопасностью (МКУБ). Москва: Моркнига, 2008.

4. Международные правила предупреждения столкновений судов в море 1972 года с поправками (МППСС - 72). Санкт-Петербург: ЗАО «ЦНИИМФ», 2010.

5. Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года (ПДНВ - 78) с поправками (консолидированный текст) = International Convention on Standards of Certification and Watch keeping for Sea farers, 1978 (STCW 1978), as amended (consolidated text). Санкт-Петербург: АО «ЦНИИМФ», 2016.

6. Руководство навигационного тренажера "Navi-Trainer Professional 5000" (NTPRO 5000). Navi-Trainer Professional 5000. Версия: 5.40. Дата выпуска: ноябрь 2019. Навигационный мостик Transas MIP LTD. Е-mail: info@transas.com. Available at: www.transas.ru

References

1. Mezhdunarodnaya konvenciya poohranechelovecheskojzhiznina more 1974goda (tekst, izmenennyj Protokolom 1988 goda k nej, s popravkami) = International Convention for theSafetyofLifeatSea,1974 (textmodifiedbytheProtocol of 1988 relating thereto Including amendments). Sankt-Peterburg: ZAO «CNIIMF»,2010.

2. Kas'yanov O.N. Metodicheskoeobosnovaniepodgotovkikursantovsudovoditei'skoj special'nostibezopasnomu sudovozhdeniyuirashozhdeniyu ssudamivmore v 'ekstremai'nyh situaciyah s ispol'zovaniem navigacionnogo trenazhera NÄVI TRAINER PROFESSIONAL 5000 (NTPRO- 5000). Astrahan': Tipografiya Kaspijskogo instituta morskogo i rechnogo transporta im. gen.-adm. F.M. Apraksina - filiala FGBOU VO «VGUVT», 2023.

3. Mezhdunarodnyj kodeks po upravieniyu bezopasnost'yu (MKUB). Moskva: Morkniga, 2008.

4. Mezhdunarodnyepravila preduprezhdeniya stolknovenijsudovvmore1972 godaspopravkami(MPPSS -72).Sankt-Peterburg: ZAO «CNIIMF», 2010.

5. Mezhdunarodnaya konvenciya o podgotovke idiplomirovaniimoryakov inesenii vahty 1978 goda (PDNV- 78) s popravkami(konsolidirovannyj tekst) = International Convention on Standards of Certification and Watch keeping for Sea farers, 1978 (STCW 1978), as amended (consolidated text). Sankt-Peterburg: AO «CNIIMF», 2016.

6. Rukovodstvo navigacionnogo trenazhera "Navi-Trainer Professional 5000" (NTPRO 5000). Navi-Trainer Professional 5000. Versiya: 5.40. Data vypuska: noyabr' 2019. Navigacionnyj mostik Transas MIP LTD. E-mail: info@transas.com. Available at: www.transas.ru

Статья поступилавредакцию 24.11.23

УДК 394.3 (470.55)

IllarionovaT.V., Cand.ofSciences(Philology), senior lecturer, North-Eastern FederalUniversity(Yakutsk, Russia), E-mail: 445325@mail.ru Pilnikova AYu., MA student, Department of Folklore and Culture, Institute of Languages and Cultures of the Peoples of North-eastern Russia, North-Eastern FederalUniversityn.a.M.K. Ammosov(YakutskRussia), E-mail: nastena-pilnikova@mail.ru

EDUCATION OF FOLK SINGERS BASED ON TIMBRE FUNCTIONALITY. The article discusses education of folk singers based on timbre functionality. This functionality carries with it the connecting timbre features that manifest themselves when interacting with music. Song folklore is the basis of professional folk singing. It is worth noting that the score of a folk song exists as a living organism, constantly being modified at the expense of performers, since the improvisational nature carries new variants in melodic and rhythmic components. Modifications occur according to regional and regional features. Based on this, the timbral color of the voice also brings changes. The main task of timbral functionality in the education of folk singers is precisely the correct definition of timbre, in order to accurately select the singing repertoire. The object of the study is the timbre functionality, the subject of the work is the education of folk singers. The basic support of the research material was the works of V.A. Burlakov, I.I. Zemtsovsky, Zh.D. Krivenko, A.N. Kiselev, N.K. Meshko. Key words: timbre, singing, folk singing, timbre functionality, education

Т.В. Илларионова, кан. филол. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: 445325@mail.ru А.Ю. Пильникова, магистрант, Институт языков и культуры народов Северо-Востока РФ, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: nastena-pilnikova@mail.ru

ВОСПИТАНИЕ НАРОДНЫХ ПЕВЦОВ НА ОСНОВЕ ТЕМБРОВОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ

В данной статье рассмотрено воспитание народных певцов на основе тембровой функциональности. Эта функциональность несет за собой связующие тембровые особенности, которые проявляются при взаимосвязи с музыкой. Песенный фольклор является базисом профессионального народного пения. Стоит отметить, что партитура фольклорной песни существует как живой организм, постоянно видоизменяется за счет исполнителей, так как импровизационный характер несет новые варианты в мелодической и ритмической составляющих. Видоизменения происходят в зависимости от областных и краевых особенностей. Исходя из этого, тембральный окрас голоса также вносит изменения. Главной задачей тембральной функциональности в воспитании народ-

г 3 J50 ООО 010 GYRO 1000.1 ° I SEA 1 HIN NM ■ • т B0G ы u

........... .....rRNG|— 040 .BRG --

310,/ \ Y CSE --\ 050 I— SPD - - -• т - KT fl^B СЭ

эоо/ ES Off J Jf--- \ CPA \060 TCPA (2 ■ NM • - MIN MAN ÜB

280-i j / Voeo SÜSS

270-; -j- I" 090

1 \ 260-, 260\ /•100 /110 Sil

240% 230\ /120 /130 mmm @üb

220 4., „ 210 "'•.,„ ..,/uo .....V"N""lSO Г— VRM ÜB

R| 200 1*'"1;Г"«0 160 I* NM OBB

QBE рна_[ВЕЗ] m 0 i BRILL

Пну

Рис. З.Панельрадара Furuno

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.