АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ
УДК 378
РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ И МЕТОДИК ФОРМИРОВАНИЯ РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ВОКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В XVIII-XIX ВВ.
М.В. Богуславский, Т.Н. Богуславская, Н.Е. Косовцов
В данной статье рассматривается проблема исследования и трактовки процесса развития педагогических традиций и методик формирования русской классической вокальной школы в XVIII - XIX вв. На основе проведенного исследования выявлено, что вокально-педагогическое наследие России значимо и обладает большим научным потенциалом в сфере деятельности ведущих российских педагогов-вокалистов, а его использование в педагогической практике должно способствовать повышению качества современного вокального образования.
Ключевые слова: история педагогики, история образования, традиции, голосовой аппарат, русская школа пения, метод показа, синтетический метод, художественная задача.
DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL TRADITIONS AND TECHNIQUES OF RUSSIAN CLASSICAL VOCAL SCHOOL FORMATION IN 18th -19th CENTURIES
M.V. Boguslavskiy, T.N. Boguslavskaya, N.I. Kosovsov
This article deals with the study of development of pedagogical traditions and techniques of Russian classical vocal school in 18th-19th centuries. The results of the research show that Russian vocal-pedagogical heritage is significant and has a great scientific potential. Its usage in practical classes will definitely improve the quality of modern vocal education.
Keywords: pedagogical history, education history, traditions, vocal apparatus, Russian vocal school, the method of demonstration, synthetic method, art objective.
Культура российского народа представляет синтез духовного опыта, традиций, знаний и идеалов. Важной особенностью образования, в том числе и российского вокального образования, является трансляция культурной традиции формирования духовного мира подрастающего поколения, приобщения его к истинным ценностям национальной культуры. В данном контексте актуален поиск наиболее эффективных форм объединения усилий различных культурных сфер в воспитании и образовании детей и юношества.
В России на протяжении веков сложились крупнейшие музыковедческие и исполнительские школы - инструментальные, хоровые, вокальные. Значимо, что традиции и достижения российского музыкального образования общепризнаны. При этом большую роль всегда играли певческие традиции. В современных условиях существенным является обращение к исторически сложившимся отечественным вокально-педагогическим традициям и достижениям, которые, с одной стороны, должны быть сохранены, а с другой
стороны, по возможности, обогащены и адаптированы к современности.
Возникновение в XIX веке феномена «Русская классическая вокальная школа» стало возможным благодаря активной деятельности музыкантов и педагогов-вокалистов, которые сформировали методическую основу для дальнейшего развития в России классического вокального образования [7].
Рассматриваемый процесс развития педагогических традиций и методик формирования русской классической вокальной школы имел длительный исторический характер и охватывал период с VII века до начала XX века.
В качестве критериев периодизации были определены следующие показатели:
• доминирующая педагогическая традиция вокального обучения;
• своеобразие методик обучения певцов;
• значение периода в процессе формирования русской классической вокальной школы.
На данной основе периодизацию исторического развития педагогических традиций и методик русской классической вокальной школы можно представить следующим образом:
1. VII - X вв. - становление народных традиций певческого обучения.
2. XI - XVII вв. - формирование канона воспитания и обучения храмовому певческому искусству.
3. XVIII век - становление классической системы вокального обучения на основе экстраполяции западноевропейских методик в русскую певческую культуру.
4. Первая половина XIX века - развитие вокальной педагогики в контексте
русской классической вокальной школы.
5. Вторая половина XIX века - реализация потенциала русской классической вокальной школы в отечественном музыкальном образовании.
Становление российского певческого образования включало в себя культуру трёх вокально-педагогических парадигм:
• народное певческое обучение дохристианской эпохи Древней Руси;
• церковное певческое обучение конца X - XVII вв.;
• европейское вокальное обучение, начиная с XVIII века, когда в Россию были приглашены первые европейские артисты и композиторы, выступившие первыми вокальными педагогами.
Данные вокально-педагогические парадигмы развивались в тесной взаимосвязи, в результате чего вокальное обучение вобрало в себя методы национального вокального воспитания, которые использовались в народном и церковном певческом обучении. Рассмотрим их основные характеристики.
Дохристианский период (до 988 г.) характеризовался следующими особенностями певческой культуры:
• пение укоренилось в народной культуре, оно становится неотъемлемой составляющей разнообразных жанров: праздников, событий в жизни, календарных обрядов, обычаев, танцев, игр;
• образовался устойчивый попе-вочный народный фонд;
• выработался стилевой канон исполнения народных песен: хорошая дикция, распевность, сила слова, мело-дизм и высокая духовная составляющая пения, соответствие исполнения характеру содержания песнопения;
• сложилась устойчивая технология изустной передачи певческих приёмов исполнения на основе показа голосом [3].
Генезис педагогических основ русской вокальной школы до классического периода конца X -ХУ11 веков базировался на традиции духовного и светского певческого воспитания с приоритетом духовной ипостаси. Главной особенностью развития певческого обучения в условиях православной культуры явилась его направленность на цели и задачи религиозного духовного и патриотического воспитания личности.
Истоками развития российского вокального образования в этот период выступали:
• народные традиции изустной передачи певческих навыков, ставшие основой для дальнейшего развития вокального обучения;
• традиции обучения храмовому пению в контексте византийской культуры, правопреемницей которой стала российская православная культура.
В рамках рассматриваемого периода можно выделить и охарактеризовать два внутренних этапа.
На этапе конца X - первой половины XV веков осуществлялось взаимодействие двух традиций певческого обучения:
1. Духовной певческой составляющей.
2. Мелодического начала в опоре на монодический склад песнопения.
Процесс формирования методики обучения певческому искусству на данном этапе определен следующими тенденциями:
1. Влияние традиций народного пения на храмовую певческую культуру.
2. Проникновение православной певческой культуры в народный певческий архетип.
3. Становление первоначальных методик певческого обучения, канонизированная передача певческой храмовой культуры, когда показ голосом сопровождался демонстрацией крюковой записи.
Обучение искусству пения в этот период носило несистемный характер. В народном певческом обучении важнейшую роль играли традиции исполнения, которые были оформлены в песенном фольклоре.
Церковное певческое обучение носило относительно устойчивый характер, благодаря особому отношению иерархов церкви к певческому обучению. При этом система церковного певческого обучения находилась в зависимости от годового календарного цикла, как и в народном певческом искусстве.
На этапе второй половины ХУ-ХУ11 вв. церковное певческое обучение приобрело системный и отчасти институциа-лизированный характер. Складываются первые школы пения, которые готовили певцов для храмового исполнения. В практику церковного певческого обучения во второй половине XV века вводятся первые певческие азбуки, что свидетельствует о становлении методических подходов к обучению исполнителей. Азбуки содержали не только мелодический рисунок песнопения, но и объясняли характер и возможные приемы исполнения [5].
Особенности развития отечественной вокальной школы XVIII века в системе взаимодействия традиционно-русской (духовной) и западноевропейской (светской) культур заключались в том, что «Русская европейскость» в
отечественной вокальной педагогике XVIII века проявлялась во внедрении и освоении с помощью европейских педагогов принципиальных особенностей го-лосообразования в системе итальянского «bell canto». В России XVIII века произошло развитие русского музыкального театра (с проникновением итальянских оперных традиций). К окончанию XVIII века был подготовлен вокально-педагогический базис для развития на национальной духовной основе собственной вокальной школы, непохожей на западноевропейскую, но с некоторыми её техническими элементами [4].
Это стало впоследствии основой для развития русской классический вокальной педагогики XW века, придало импульс к применению новых вокально-педагогические методов, среди них:
• использование в произведениях итальянских композиторов (работающих в то время в России) богатого музыкального русского фольклора как источника народных традиций и методов в певческом обучении русских вокалистов, а именно: певучести (ровной кантилены), тембральной однородности, глубокой опоре дыхания, чёткости словообразования, а главное, - духовной и художественной наполненности содержания при исполнении произведения;
• продолжение традиций певческой школы «bell canto» в творчестве русских исполнителей и обучение лучших из них в Италии.
На данной основе к окончанию XVIII века в России был подготовлен вокально-педагогический базис для создания на национальной духовной основе собственной вокальной школы, отличной от западноевропейской, но с некоторыми её техническими элементами [4].
Русскую классическую вокальную школу XIX века характеризуют следующие основания:
1. Опора на русские народные и церковные певческие традиции.
2. Синтез отечественных методик обучения и западноевропейских, с целью воспитания и обучения певца для нового оперно-концертного стиля.
3. Придание приоритетного значения в вокальном образовании содержательной стороне произведения.
4. Обучение при условии доминирования слова над техникой.
5. Систематический характер обучения [6].
Реформы в практике певческого обучения в России потребовали для решения новых исполнительских задач создания специальных методов вокального образования. Такие методы были предложены выдающимися композиторами и вокальными педагогами первой половины XIX века - А.Е. Варламовым, М.И. Глинкой и А.С. Даргомыж-
II V» V»
ским. В своей вокально-педагогической деятельности они обосновали и апробировали методы обучения и воспитания русского певца в новом оперно-концертном стиле, заложив основополагающие принципы русской классической вокальной школы.
Педагогическими основами вокальной школы композитора А.Е. Варламова являлись:
• использование характерных особенностей русской национальной музыки при исполнении произведений, связанных с выполнением художественной задачи;
• метод показа собственным голосом с необходимыми пояснениями -использование голоса педагога в каче-
стве наглядного учебного пособия для ученика;
• применение в вокально-педагогической работе принципов постепенности и систематичности занятий;
• реализация принципов сознательности и активности в работе над музыкальной формой, фразировкой и музыкальной выразительностью;
• осуществление вокализации, как основного приёма обучения, с целью прочного овладения певцами знаниями и вокально-техническими навыками.
Кроме того, А.Е. Варламовым впервые было дано научное объяснение физиологических и психологических особенностей процесса вокального обучения. Важно отметить, что и в настоящее время метод показа голосом А.Е. Варламова является приоритетным в системе вокально-педагогической подготовки вокалистов.
Вокально-педагогическими основами, разработанного М.И. Глинкой концентрического метода обучения, являлись:
• использование для работы с учеником небольшого, среднего и натурального участка тонового диапазона;
• постепенное присоединение к освоенному учеником среднему диапазону смежных тонов, при этом исправляя недостатки и обращая особое внимание на отсутствие форсировки звука;
• выявление наилучших тембраль-ных голосовых характеристик на средней части диапазона с переносом их на соседние участки;
• точность в звукоизвлечении.
Кроме того, принципиально важными особенностями вокально-педагогической работы М.И. Глинки выступали:
• умение подсказать вокально-технические и художественные решения, показать и подтвердить это собственным примером;
• стремление к лёгкости и непринуждённости в исполнении в сочетании с отчетливостью;
• придание большого значения в пении выразительному слову;
• воспитание ладового чувства певца;
• использование метода пения без сопровождения.
Таким образом, несомненно, основы концентрического метода, разработанного М.И. Глинкой для обучения академическому пению, явились новой парадигмой развития вокальной педагогики в России первой половины XIX века.
Значительный вклад в укрепление и развитие национальной школы подготовки певцов внёс А.С. Даргомыжский. Он предложил метод синтетического воспитания певца, предусматривающий единство его технического и исполнительского развития. Основными принципами работы с певцами по этому методу являлись:
• принцип воспитания разностороннего музыканта, обладающего широким кругозором и знаниями во всех областях культуры;
• вокально-художественный принцип исполнительского воспитания певца (А.С. Даргомыжский предлагал певцу идти от мысли и чувства, соответствующих художественному содержанию к совершенствованию средств их голосового воплощения, а через это и к общему развитию всех выразительных качеств голоса);
• принцип постоянного совершенствования мастерства и культуры вокалиста, его сознательности и активности;
• принципы постепенности и систематичности в овладении сложным искусством академического пения;
• принцип интенсивной, а также активной разноплановой вокально-исполнительской нагрузки [7].
Принципы и методики педагогов-вокалистов XIX века А.Е. Варламова, М.И. Глинки и А.С. Даргомыжского базируются на народных певческих традициях, которые использовались в разработанных ими методиках классического вокального обучения. А.Е. Варламов, М.И. Глинка и А.С. Даргомыжский в своей вокально-педагогической деятельности, независимо друг от друга, выработали и устойчиво применяли следующие методики обучения: от простого к сложному (постепенность); осуществление коллективного воспитания певца; осознания исполнителем художественно-ассоциативного, образного замысла произведения; осознание певцом эмоционально-смыслового значения слова; певческой активности; осуществление постепенности в развитии голоса; осуществление обучения без аккомпанемента. Была создана педагогическая база дальнейшего развития русской классической вокальной школы.
В целом процесс вокального обучения в начале второй половины XIX века включал следующие общедидактические принципы:
• преемственности методов вокального обучения, трансляции исполнительского и вокально-педагогического опыта;
• теоретического объяснения педагогических установок в процессе обучения;
• сознательности и активности;
• систематичности и постепенности, движения от простого к сложному;
• наглядности голосового показа;
• постоянного совершенствования исполнительского мастерства [7].
Расцвет музыкальной культуры России во второй половине XIX века, связанный с композиторским, исполнительским, а также музыкально-педагогическим творчеством, создал благоприятные предпосылки для осуществления профессионального и массового вокально-музыкального образования. При содействии открытого в 1859 году Русского музыкального общества было организовано бесплатное музыкальное обучение для одаренной русской молодежи (музыкальные курсы, классы, музыкальная школа, музыкальное училище). Большое значение имело открытие Петербургской и Московской консерваторий, заложивших основы высшего профессионального вокального образования. Свое дальнейшее развитие получило церковное певческое образование в творчестве педагогов Придворной капеллы и Синодального училища. Благодаря их деятельности хоровое искусство России было поднято на качественно новый уровень профессионального вокального образования и достигло художественного совершенства.
К окончанию XIX века сложилась организационно-методическая инфраструктура вокального образования. В программах обучения и воспитания для общеобразовательных школ и училищ, женских институтов и кадетских корпусов было предложено в качестве
наиболее действенного метода эстетического воспитания использовать курс хорового пения, осуществлять обучение элементарной теории музыки и игре на фортепиано. При этом с целью воспитания патриотизма, художественно-эстетического и коллективистского начала в качестве учебного материала предполагалось использовать высокохудожественные образцы церковной и светской музыки с особым вниманием к отечественному музыкальному наследию и певческим традициям.
На протяжении XIX века была сформирована национальная вокально-музыкальная культура России, вобравшая в себя традиции народной, церковной и западноевропейской культур. Большую роль в этом сыграло развитие на национальной основе системы вокального образования в творчестве видных композиторов и педагогов-вокалистов. Классическое вокальное образование имело большое значение для общепедагогических целей воспитания у молодежи религиозности и духовности, высокой гражданственности и патриотизма, коллективистского начала, сохранения культурных традиций предков и, конечно, осуществления эстетического воспитания молодежи [6].
Таким образом «Русская классическая вокальная школа» является результатом синтеза народных традиций певческого обучения, традиций обучения храмовому певческому искусству; западноевропейских методик подготовки вокалистов; методик обучения, используемых российскими педагогами-вокалистами XIX века [6].
К базовым традициям становления и развития на основе взаимодействия трёх культур (народной, православной и западноевропейской) русской клас-
сической вокальной школы, процесса вокального обучения и воспитания в XIX веке относятся: традиции основополагающей роли духовного воспитания; интеграции института духовного воспитания и светской образовательно-обучающей деятельности.
Процесс становления отечественного вокального образования в условиях православной культуры представлял собой целостную религиозно ориентированную систему формирования личности в контексте духовно-нравственного воспитания, которое происходило на основе изучения религиозно-воспитательного и образовательного материала с соответствующими молитвенными практиками.
Русская классическая вокальная школа как целостный вокально-педагогический феномен включает:
• историю вокального образования;
• историю отечественной вокальной педагогики;
• теорию и практику вокальной педа гогики.
В целом, русскую классическую вокальную школу XIX века характеризуют следующие основания:
1. Опора на русские народные и церковные певческие традиции.
2. Синтез отечественных методик обучения и западноевропейских, с целью воспитания и обучения певца для нового оперно-концертного стиля.
3. Придание приоритетного значения в вокальном образовании содержательной стороне произведения.
4. Обучение при условии доминирования слова над техникой.
5. Систематический характер обучения.
В основных принципах русской классической вокальной школы, которая сформировалась в XVIII — XIX вв., воплощены традиционные взаимосвязанные направления обучения пению, которые на протяжении веков присутствовали в российской ментальности — это народное и церковное певческое обучение, а также новое направление, вызванное влиянием западноевропейских методик, которые стали фактором возникновения светского музыкального и вокального образования.
В XIX веке активный творческий поиск российских композиторов и педагогов-вокалистов привёл к созданию национальной классической вокальной педагогики (русская классическая вокальная школа), в методах которой были сохранены установки традиционно присутствующие в народном и церковном певческом обучении. Это произошло благодаря творческой методической вокально-педагогической деятельности композиторов и педагогов XIX века - А.Е. Варламову, М.И. Глинке и А.С. Даргомыжскому.
Методическими основами русской классической вокальной школы XIX века являются:
а) сочетание в методиках обучения традиций русского храмового пения, музыкального фольклора и западноевропейских вокально-педагогических приёмов,
б) специальные вокальные методы, разработанные видными вокальными педагогами XIX века, а именно:
• метод использования голоса педагога в качестве наглядного учебного пособия для ученика (А.Е. Варламова);
• концентрический метод развития голоса, начиная со среднего и нату-
рального участка тонового диапазона (М.И. Глинки);
• метод синтетического воспитания певца, предусматривающий единство технического и исполнительского развития на основе особого внимания к смысловому наполнению текста и дикции (А.С. Даргомыжского).
Подчеркнем, что классические методики обучения вокальному искусству являются актуальными для преподавания вокала в современных условиях. Есть основания констатировать значимость и современность методов обучения в русской классической вокальной педагогике, разработанных А.Е. Варламовым, М.И. Глинкой и А.С. Даргомыжским:
• данные методы актуальны для отечественной педагогики музыкального образования благодаря базирующимся на многовековых традициях русского храмового и народного пения глубоким духовно-нравственным установкам, высокому профессионализму и практико-ориентированной подготовке педагогов-вокалистов;
• методы обучения, разработанные А.Е. Варламовым, М.И. Глинкой и А.С. Даргомыжским обогащают современную методическую базу вокального обучения при её творческой модификации в контексте решения задачи сохранения ценностей отечественной музыкальной культуры;
• методы актуальны для отечественной педагогики музыкального образования в силу глубоких духовно-нравственных установок, высокого профессионализма и практико-ориентированной направленности подготовки музыкантов - педагогов-вокалистов;
• методы позволяют оптимизировать учебно-воспитательный процесс в современных музыкальных учебных заведениях (факультеты вузов, музыкальные колледжи, школы искусств и др.);
• специальные методы и принципы русской вокальной школы, разработанные А.Е. Варламовым, М.И. Глинкой и А.С. Даргомыжским, обогащают современную методику вокального обучения при условии их творческой модификации в контексте решения задачи сохранения ценностей отечественной музыкальной культуры;
• методы обучения в русской классической вокальной педагогике позволяют модернизировать образовательный процесс в современных музыкальных учебных заведениях (факультеты вузов, музыкальные колледжи, школы искусств)[6-7].
В данной связи должна быть проведена работа по обогащению методической базы российских вокалистов ис-торико-педагогической литературой, освещающей в полной мере:
- методические вокально-педагогические установки А.Е. Варламова, М.И. Глинки и А.С. Даргомыжского;
- национальный аспект, присущий только российским методам обучения в контексте российских певческих традиций.
Реализация в практике современных педагогов-вокалистов классического вокально-педагогического наследия плодотворна при учете следующих основных положений:
• базисные методические установки русской классической вокальной школы в техническом и художественном плане должны осваиваться учеником-
вокалистом в период обучения и обеспечивать его профессиональный рост в повседневной творческой работе;
• приоритетом в вокально-педагогической работе должны стать произведения русских композиторов как наиболее близкие отечественным исполнителям по художественному и техническому восприятию;
• в преподавательской работе необходимо использовать методологические составляющие русской классической вокальной школы, приоритетным среди которых является слово -основное средство передачи исполнителем художественного замысла произведения;
• необходима постоянная деятельность по обновлению и обогащению методической базы деятельности российских педагогов-вокалистов, которая в полной мере должна отражать особенности русской классической вокальной школы [1-2].
В целом, современным вокальным педагогам-практикам существенно важно применять и развивать в своей повседневной работе с учениками педагогические основы русской классической вокальной школы первой половины XIX века, изложенные в вокально-педагогическом наследии В.А. Варламова, М.И. Глинки и А.Е. Даргомыжского, их проверенные временем методики. Вокально-педагогическую работу следует осуществлять на произведениях русских композиторов, которые хотя и более сложны по сравнению с произведениями западноевропейских композиторов, но более глубокие и художественные [8].
Список литературы
1. Александрова В.Г. Новые рубежи педагогической реальности: аксиология, духовность, гуманизм / В.Г. Александрова М.В. Богуславский. - М.: МГПУ, 2007. - 311 с.
2. Богуславский М.В. История отечественной педагогики ХХ века: единство непрерывности и дискретности / М.В. Богуславский // Педагогика. - 2009. - № 6. - С. 84-96.
3. Косовцов Н.Е. Значение храмового «ангелоподобного» пения в вокальной педагогике Древней Руси / Н.Е. Косовцов // Среднее профессиональное образование. - 2015. - №1. - С. 31-34.
4. Косовцов Н.Е. Истоки профессионального вокального образования в России XVIII века /
H.Е. Косовцов, Л.А. Рапацкая // Среднее профессиональное образование. - 2015. - №1. - С. 52-55.
5. Косовцов Н.Е. Некоторые особенности воспитания певцов в Древней Руси / Н.Е. Косовцов // Среднее профессиональное образование. - 2015. - №4. - С. 51-54.
6. Косовцов Н.Е. Классическое вокальное образование в России в XIX веке. Теоретические основы и традиции / Н.Е. Косовцов // Ценности и смыслы. - 2018. - № 1 (53). - С. 45-64.
7. Косовцов Н.Е. Вокально-педагогические традиции в творчестве педагогов-вокалистов XIX века / Н.Е. Косовцов // Проблемы современного образования. - 2018. - № 2. - С. 113-120.
8. Куликова С.В. Совершенствование историко - педагогического образования: проблемы и перспективы // С.В. Куликова, М.В. Богуславский // Психолого-педагогический поиск. - 2013. -№ 1(25). -С. 50-60.
References
I. Aleksandrova V.G. Novye rubezhi pedagogicheskoj real'nosti: aksiologiya, duhovnost', gumanizm / V.G. Aleksandrova M.V. Boguslavskij. - M.: MGPU, 2007. - 311 s.
2. Boguslavskij M.V. Istoriya otechestvennoj pedagogiki HKH veka: edinstvo nepreryvnosti i diskretnosti / M.V. Boguslavskij // Pedagogika. - 2009. - № 6. - S. 84-96.
3. Kosovcov N.E. Znachenie hramovogo «angelopodobnogo» peniya v vokal'noj pedagogike Drevnej Rusi / N.E. Kosovcov // Srednee professional'noe obrazovanie. - 2015. - №1. - S. 31-34.
4. Kosovcov N.E. Istoki professional'nogo vokal'nogo obrazovaniya v Rossii XVIII veka / N.E. Kosovcov, L.A. Rapackaya // Srednee professional'noe obrazovanie. - 2015. - №1. - S. 52-55.
5. Kosovcov N.E. Nekotorye osobennosti vospitaniya pevcov v Drevnej Rusi // Srednee professional'noe obrazovanie. - 2015. - №4. - S. 51-54.
6. Kosovcov N.E. Klassicheskoe vokal'noe obrazovanie v Rossii v XIX veke. Teoreticheskie osnovy i tradicii / N.E. Kosovcov // Cennosti i smysly. - 2018. - № 1 (53). - S. 45-64.
7. Kosovcov N.E. Vokal'no-pedagogicheskie tradicii v tvorchestve pedagogov-vokalistov XIX veka / N.E. Kosovcov // Problemy sovremennogo obrazovaniya. - 2018. - № 2. - S. 113-120.
8. Kulikova S.V. Sovershenstvovanie istoriko - pedagogicheskogo obrazovaniya: problemy i perspektivy // S.V. Kulikova, M.V. Boguslavskij // Psihologo-pedagogicheskij poisk. - 2013. - № 1(25). -S. 50-60.