Научная статья на тему 'ТИПОЛОГИЯ ЖЕРТВ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ'

ТИПОЛОГИЯ ЖЕРТВ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
40
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
типология жертв / типы жертв / дорожно-транспортное преступление / виктимизация. / typology of victims / types of victims / traffic crime / victimization.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Иванькович Д. В.

В статье проводится анализ подходов отечественных криминологов к построению типологии жертв дорожно-транспортных преступлений с целью определения критерия, который будет наилучшим образом соответствовать как научному, так и практическому интересам. Методологическую основу исследования составили как общенаучные (анализ и синтез, обобщение, описание и т.д.), так и частнонаучные методы познания (анализ документов, статистический метод). Эмпирическую базу исследования составили 159 приговоров судов Российской Федерации и 151 уголовное дело Республики Беларусь. Предложена авторская типология жертв дорожно-транспортных преступлений, включающая следующие типы: нейтральный, самонадеянный, некритичный, активный. В основу предложенной типологии положен критерий «характер поведения жертвы и ее роль в механизме совершения дорожно-транспортного преступления», который позволил отразить как виктимологические признаки жертв рассматриваемого преступного деяния, так и степень влияния поведения жертвы на механизм совершения преступления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPOLOGY OF VICTIMS OF TRAFFIC CRIMES

The article analyzes the approaches of domestic criminologists to the construction of a typology of victims of road traffic crimes in order to determine the criterion that will best meet both scientific and practical interests. The methodological basis of the research was made up of both general scientific (analysis and synthesis, generalization, description, etc.) and private scientific methods of cognition (document analysis, statistical method). The empirical base of the study consisted of 159 sentences of the courts of the Russian Federation and 151 criminal cases of the Republic of Belarus. The author's typology of victims of traffic crimes is proposed, including the following types: neutral, arrogant, uncritical, active. The proposed typology is based on the criterion "the nature of the victim's behavior and its role in the mechanism of committing a traffic crime", which made it possible to reflect both the victimological characteristics of the victims of the criminal act in question and the degree of influence of the victim's behavior on the mechanism of committing the crime.

Текст научной работы на тему «ТИПОЛОГИЯ ЖЕРТВ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ»

— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

Научная статья

https://doi.org/10.24412/2220-2404-2024-8-8 УДК 343.9

ТИПОЛОГИЯ ЖЕРТВ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Иванькович Д.В.

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя

Аннотация. В статье проводится анализ подходов отечественных криминологов к построению типологии жертв дорожно-транспортных преступлений с целью определения критерия, который будет наилучшим образом соответствовать как научному, так и практическому интересам. Методологическую основу исследования составили как общенаучные (анализ и синтез, обобщение, описание и т.д.), так и частнонаучные методы познания (анализ документов, статистический метод). Эмпирическую базу исследования составили 159 приговоров судов Российской Федерации и 151 уголовное дело Республики Беларусь. Предложена авторская типология жертв дорожно-транспортных преступлений, включающая следующие типы: нейтральный, самонадеянный, некритичный, активный. В основу предложенной типологии положен критерий «характер поведения жертвы и ее роль в механизме совершения дорожно-транспортного преступления», который позволил отразить как виктимологические признаки жертв рассматриваемого преступного деяния, так и степень влияния поведения жертвы на механизм совершения преступления.

Ключевые слова: типология жертв, типы жертв, дорожно-транспортное преступление, виктимизация.

TYPOLOGY OF VICTIMS OF TRAFFIC CRIMES

Darya V. Ivankovich

Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia named after V. Ya. Kikot

Abstract. The article analyzes the approaches of domestic criminologists to the construction of a typology of victims of road traffic crimes in order to determine the criterion that will best meet both scientific and practical interests. The methodological basis of the research was made up of both general scientific (analysis and synthesis, generalization, description, etc.) and private scientific methods of cognition (document analysis, statistical method). The empirical base of the study consisted of 159 sentences of the courts of the Russian Federation and 151 criminal cases of the Republic of Belarus. The author's typology of victims of traffic crimes is proposed, including the following types: neutral, arrogant, uncritical, active. The proposed typology is based on the criterion «the nature of the victim's behavior and its role in the mechanism of committing a traffic crime», which made it possible to reflect both the victimological characteristics of the victims of the criminal act in question and the degree of influence of the victim's behavior on the mechanism of committing the crime.

Keywords: typology of victims, types of victims, traffic crime, victimization.

Введение.

Несмотря на то, что большинство дорожно-транспортных происшествий совершаются по вине лиц, управляющих транспортными средствами (далее - ТС) (за период 2013-2023 гг. в Российской Федерации (далее - Россия) по вине водителей совершалось в среднем 87,55 %, в Республике Беларусь (далее - Беларусь) - 81,28 %), по вине пешеходов и иных участников дорожного движения совершается значительная доля дорожно-транспортных происшествий: в России почти каждое девятое дорожно-транспортное происшествие (11,85 %), в Беларуси - почти каждое шестое (17,22 %) [1; 2].

В рамках проводимого исследования значительный интерес представляет поведение жертв дорожно-транспортных преступлений, под которы-

ми мы понимаем преступные деяния, предусмотренные ст. 264 Уголовного кодекса России (ст. 317 Уголовного кодекса Беларуси), поскольку жертва преступления, во-первых, является одним из элементов механизма преступления [3, с. 129], и во-вторых, в сфере дорожного движения виктимное поведение жертвы зачастую является необходимым условием совершения преступления. Так, результаты исследования правоприменительной практики России свидетельствуют о том, что в 24,74 % дорожно-транспортных преступлений поведение жертв выражалось в нарушении требований ПДД, чем оказало значительное влияние на механизм совершения преступления. В Беларуси данный показатель имеет менее критичное значение и составляет 6,67 %. Полагаем, что такой незначительный показатель виктимного поведения жертв, выразившегося в нарушении требований ПДД, обусловлен тем,

_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

что не все факты нарушения пострадавшим требований законодательства, регулирующего сферу дорожного движения, нашли отражение в материалах уголовных дел. Так, при исследовании правоприменительной практики Беларуси, нами не было установлено ни одного факта неиспользования пострадавшим ремня безопасности.

Однако не только прямое нарушение требований ПДД пострадавшим оказывает влияние на механизм совершения дорожно-транспортного преступления. Зачастую виктимное поведение жертвы рассматриваемого преступного деяния характеризуется некритичностью мышления или неосмотрительностью, что также оказывает влияние на механизм совершения преступления хоть и в меньшей степени.

Изложенное свидетельствует о необходимости изучения особенностей виктимного поведения жертв дорожно-транспортных преступлений, как фактора, оказывающего влияние на механизм совершения дорожно-транспортного преступления, и проведения типологии последних с целью разработки и организации адресных мер викти-мологической профилактики в зависимости от типа жертвы, которые будут обладать наиболее эффективным предупредительным потенциалом.

Обсуждение. Результаты.

В криминологической литературе сложилось достаточное количество подходов к выбору основания для осуществления типологии жертв дорожно-транспортных преступлений. Получившими наибольшее распространение являются следующие критерии: степень активности жертвы; устойчивость виктимных качеств жертвы; характер поведения жертвы.

По степени активности выделяют активный и пассивный типы жертв дорожно-транспортных преступлений [4, с. 59; 5, с. 9; 6, с. 288]. Данная типология является традиционной не только в рамках криминологического исследования жертв рассматриваемого преступного деяния, но и иных преступлений, а также личности преступника. Однако несмотря на традиционный характер, данная типология не позволяет отразить викти-мологические признаки жертв дорожно-транспортных преступлений.

В зависимости от устойчивости виктимных качеств, выделяют случайный, ситуационный, устойчивый, привычный, нейтральный типы жертв дорожно-транспортных преступлений [7, с. 10.]. На наш взгляд, данный критерий не способствует разработке и организации комплекса мер по виктимологической профилактике дорожно-транспортных преступлений, поскольку раскрывает только систематичность проявления делинкветного поведения у участников дорожного движения и не позволяет учитывать такие признаки жертвы, как психофизические особенности, некритичность мышления и т.д.

Большинство исследователей рассматриваемой проблемы выделяют различные типы жертв дорожно-транспортных преступлений на основании характера их поведения:

- неправомерный и неосмотрительный [5, с. 8-9];

- случайный и злостный [8, с. 52]; ситуативный и случайный [9, с. 111]; агрессивный и некритичный [7, с. 10];

- агрессивный, активный, инициативный, пассивный, некритичный, нейтральный [10, с. 154155];

- позитивный, нейтральный, неосторожный, провокационный [11, с. 287-288].

На наш взгляд, критерий «характер поведения жертвы» является наиболее приемлемым в рамках проводимого исследования, поскольку позволяет отразить основные виктимологические признаки жертв дорожно-транспортных преступлений. Вместе с тем, не отрицая теоретического значения указанных типологий, стоит отметить, что последние построены на монокритериальном подходе, который не позволяет учитывать корреляционную связь между поведением жертвы и наступившими общественно опасными последствиями; то есть, не отражает степень влияния поведения жертвы на механизм совершения дорожно-транспортного преступления.

В связи с этим, интерес представляют виды криминогенных ситуаций в зависимости от поведения жертвы дорожно-транспортного преступления, описанных Е.А. Таюрской, включающих три группы: провокационные (доминирующим является неправомерное поведение потерпевшего), нейтральные (потерпевший ведет себя нейтрально), третью группу образуют ситуации с обоюдным участием как потерпевшего, так и виновного [5, с. 16].

Изложенное, а также существование различных категорий участников дорожного движения (пешеход, пассажир, водитель) и иных лиц, которые могут стать жертвой дорожно-транспортного преступления (регулировщик, работник, выполняющий ремонтные работы, сотрудник ГАИ и т.д.), обусловливают необходимость дополнения критерия «характер поведения жертвы» указанием на роль жертвы в механизме совершения дорожно-транспортного преступления, что будет наилучшим образом соответствовать как науч-н о м у , та к и п ра кти ческому интересам.

Таким образом, исходя из характера поведения жертвы и ее роли в механизме совершения дорожно-транспортного преступления необходимо выделить следующие типы жертв рассматриваемого преступного деяния:

I. «Нейтральный тип». Для данного типа жертв характерно абсолютно правомерное поведение, которое не оказывает никакого влияния на меха-

_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

низм совершения дорожно-транспортного преступления.

Типичными примерами нейтрального типа жертв являются:

- пешеход, который стоит на остановке для общественного транспорта или в темное время суток переходит проезжую часть на регулируемом пешеходном переходе на разрешающий сигнал светофора с наличием на одежде свето-возвращающих элементов;

- пассажир, пристегнутый ремнем безопасности, который не может предвидеть, что водитель ТС не примет меры по экстренному торможению при появлении на проезжей части дороги животного;

- водитель, который не нарушает требования ПДД и не может предвидеть, что водитель ТС, двигающийся во встречном направлении, совершит обгон в неположенном месте.

К нейтральному типу относятся около 55 % жертв дорожно-транспортных преступлений.

II. «Самонадеянный тип». Поведение данного типа жертв заключается в соблюдении требований ПДД, но в то же время, характеризуется неосмотрительностью и отсутствием критического мышления жертвы, что является условием совершения дорожно-транспортного преступления и, соответственно, оказывает достаточное влияние на механизм совершения преступления.

Типичными примерами самонадеянного типа жертв являются:

- пешеход, который видит, что водитель ТС едет слишком быстро, но все равно начинает переходить дорогу по нерегулируемому пешеходному переходу;

- пассажир, который игнорирует действия водителя, нарушающие требования ПДД, факт нахождения последнего в состоянии опьянения или отсутствия у него водительского удостоверения на право управления ТС;

- водитель ТС, который по траектории движения ТС, двигающегося перед ним, понимает, что водитель находится в состоянии опьянения, но совершает обгон данного ТС.

К данному типу относятся около 15 % жертв дорожно-транспортных преступлений.

III. «Некритичный тип». Данный тип жертв можно разделить на два подтипа.

К первому подтипу относятся лица, неосознанно нарушившие требования ПДД по причине незнания правовых норм, ко второму - проявившие невнимательность и неосмотрительность, в силу неспособности правильно оценить дорожною обстановку.

К некритичному типу жертв относятся участники дорожного движения, имеющие психофизические особенности, в частности, дети и лица пожилого возраста. Поведение данного типа является условием совершения дорожно-транспортного преступления и оказывает достаточное влияние на механизм совершения преступления.

Типичными примерами некритичного типа жертв являются:

- пешеход пожилого возраста, который не увидел приближающееся к нерегулируемому пешеходному переходу ТС, в силу недостаточной остроты зрения;

- ребенок, который, не останавливаясь перед нерегулируемым пешеходным переходом, чтобы убедиться в отсутствии приближающихся ТС, начал перебегать проезжую часть.

К некритичному типу относятся около 5 % жертв дорожно-транспортных преступлений. В 40 % случаев, поведение данного типа жертв связано с нарушением требований ПДД.

IV. «Активный тип». Данный тип жертв можно разделить на два подтипа.

К первому относятся лица, сознательно нарушающие требования ПДД, ко второму - лица, которые собственными действиями способствовали совершению дорожно-транспортного преступления, при этом нарушение требований ПДД не является обязательным.

Поведение активного типа жертв оказывает значительное влияние на механизм совершения дорожно-транспортного преступления.

Типичными примерами данного типа являются:

- пешеход, который переходит проезжую часть дороги на запрещающий сигнал светофора или в неположенном месте;

- пассажир, который не использует ремень безопасности, подстегивает водителя ТС к превышению установленной скорости, «игре в шашечки» или отвлекает последнего от управления ТС разговорами или демонстрацией фотографий на смартфоне;

- водитель, который не соблюдает дистанцию между ТС вне населенного пункта или установленное скоростное ограничение.

К активному типу относятся около 25 % жертв дорожно-транспортных преступлений, при этом для 90 % из них характерно нарушение требований ПДД.

Поскольку большинство жертв дорожно-транспортных преступлений характеризуются нейтральным поведением, не оказывающим влияние на механизм совершения преступления,

_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

основным объектом профилактики дорожно-транспортных преступлений необходимо признать водителей транспортных средств.

В то же время, профилактическая работа с данной категорией участников дорожного движения обладает наибольшим превентивным потенциалом, поскольку водители транспортных средств участвуют в дорожном движении и в качестве иных участников дорожного движения.

Вместе с тем, в отдельную профилактическую группу необходимо выделить как лиц пожилого возраста и детей, которые представляют собой наиболее беззащитных участников дорожного движения, так и лиц, нарушающих требования ПДД («активный тип»), поскольку, кроме того, что виктимизация последних является закономерным итогом неправомерного поведения в сфере дорожного движения, их виктимное поведение является крайне негативным по причине того, что его наблюдают другие участники дорожного

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

движения, в частности дети, которые в силу отсутствия жизненного опыта, особенно в качестве участника дорожного движения, подражают взрослым, их окружающим.

Заключение.

Предложенная типология, в основу которой положен критерий «характер поведения жертвы и ее роль в механизме совершения дорожно-транспортного преступления», позволяет отразить типичные виктимологические признаки жертв дорожно-транспортных преступлений и степень влияния их поведения на механизм совершения рассматриваемого преступного деяния.

Кроме того, предложенная типология является необходимой основой для разработки и организации комплекса наиболее эффективных мер виктимологической профилактики, дифференцируемых в зависимости от типа жертвы дорожно-транспортного преступления.

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

Литература:

1. Показатели состояния безопасности дорожного движения. URL : http://stat.gibdd.ru

2. Сведения о состоянии дорожно-транспортной аварийности в Республике Беларусь за 2013-2023 гг. Аналитический сборник (статистика, графики, диаграммы). Мн., 2024.

3. Игнатов А.Н. О категориях «механизм преступного поведения», «механизм преступления» и «механизм совершения преступления» / А.Н. Игнатов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 6-7. С. 126-132.

4. Ривман Д.В. Криминальная виктимология. СПб. : Питер, 2002. 304 с.

5. Таюрская Е.А. Виктимологическая характеристика и профилактика дорожно-транспортных преступлений : автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08 / Таюрская Елена Анатольевна. Иркутск, 2006. 24 с.

6. Подольская А.В. Некоторые вопросы виктимологии / А.В. Подольская // Известия ТРТУ. 2004. № 4. Т. 39. С. 286-289.

7. Царакова А.П. Виктимологические аспекты предупреждения дорожно-транспортных преступлений : автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08 / Царакова Анна Павловна. М., 2009. 25 с.

8. Кудряшов А.В. Жертва в дорожно-транспортном происшествии: некоторые виктимологические аспекты / А.В. Кудряшов // Виктимология. 2018. № 2(16). С. 51-54.

9. Качурова Е.С. Виктимологическое обеспечение безопасности пешеходов при криминальном нарушении правил дорожного движения / Е.С. Качурова, В.Г. Степанов-Егиянц // Юридическая наука. 2023. № 1. С. 110-113.

10. Федорченко М.В. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: уголовно-правовой и криминологический аспекты : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08 / Федорченко Мария Вадимовна. Н. Новгород, 2004. 210 с.

11. Юрпалова Д.Н. Виктимологическая характеристика преступлений в сфере безопасности дорожного движения, совершаемых женщинами / Д.Н. Юрпалова // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. 2020. № 1. С. 283-291.

References:

1. Indicators of the state of road safety. URL : http://stat.gibdd.ru

2. Information on the state of road traffic accidents in the Republic of Belarus for 2013-2023. Analytical collection (statistics, graphs, charts). Mn., 2024.

— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —

3. Ignatov A.N. On the categories «mechanism of criminal behavior», «mechanism of crime» and «mechanism of committing a crime» / A.N. Ignatov // Humanities, socio-economic and social sciences. 2017. № 6-7. P. 126— 132.

4. Rivman D.V. Criminal victimology. SPb. : St. Petersburg, 2002. 304 p.

5. Tayurskaya E.A. Victimological characteristics and prevention of traffic crimes : abstract. ... cand. jurid. sciences': 12.00.08 / Elena Anatolyevna Tayurskaya. Irkutsk, 2006. 24 p.

6. Podolskaya A.V. Some questions of victimology / A.V. Podolskaya // Izvestiya TRTU. 2004. № 4. Vol. 39. P. 286—289.

7. Tsarakova A.P. Victimological aspects of the prevention of traffic crimes : abstract. dis. ... cand. Jurid. sciences': 12.00.08 / Tsarakova Anna Pavlovna. M., 2009. 25 p.

8. Kudryashov A.V. Victim in a traffic accident: some victimological aspects / A.V. Kudryashov // Victimology. 2018. № 2(16). P. 51—54.

9. Kachurova E.S. Victimological safety of pedestrians in case of criminal violation of traffic rules / E.S. Ka-churova, V.G. Stepanov-Egiyants // Yuridicheskaya nauka. 2023. № 1. P. 110—113.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Fedorchenko M.V. Violation of traffic rules and operation of vehicles: criminal law and criminological aspects : dis. ... cand. Jurid. sciences': 12.00.08 / Fedorchenko Maria Vadimovna. N. Novgorod, 2004. 210 p.

11. Yurpalova D.N. Victimological characteristics of crimes in the field of road safety committed by women / D.N. Yurpalova // Scientific notes of the V.I. Vernadsky Crimean Federal University. Legal sciences. 2020. № 1. P. 283—291.

Информация об авторе

Иванькович Дарья Викторовна

адъюнкт кафедры криминологии, Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя [email protected]

Daria V. Ivankovich

Associate Professor of Criminology, Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia named after V.Ya. Kikot [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.