Научная статья на тему 'Типология педагогических условий по обеспечению самостоятельной работы студентов в вузе'

Типология педагогических условий по обеспечению самостоятельной работы студентов в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PEDAGOGICAL EDUCATION / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / INDEPENDENT WORK OF STUDENTS / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / ТИПОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ / TYPOLOGY OF PEDAGOGICAL CONDITIONS / ОПТИМИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / OPTIMIZATION OF INDEPENDENT WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Затеева Т. Г.

В статье представлена типология педагогических условий, выделены ее структурные компоненты: организационные, содержательные, технологические, методические, управленческие, кадровые. Автор подчеркивает необходимость соблюдения педагогических условий с целью повышения уровня самостоятельности в учебно-познавательной деятельности студентов, более рациональной организации и повышения качества выполнения самостоятельных работ, что является одним из условий формирования профессиональной компетентности и в дальнейшем успешной профессиональной социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Затеева Т. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPOLOGY OF PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR PROVIDING UNASSISTED WORK OF UNIVERSITY’S STUDENTS

This article suggests the typology of pedagogical conditions, marks out its structural components: organizational, content, technological, methodical, managerial and personal. The author emphasizes the necessity of holding pedagogical conditions with an aim to improve the level of self-dependence in educational students’ activity, more efficient organization and quality improvement of unassisted work that can be considered as one of the conditions for professional competence formation and successful professional socialization in future.

Текст научной работы на тему «Типология педагогических условий по обеспечению самостоятельной работы студентов в вузе»

№ 2 (43) ФЕВРАЛЬ 2014

ДИСКУССИЯ ЯГ)

журнал научных публикаций V

Т. Г. Затеева, ст. преподаватель, кафедра математики и информатики Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, Россия, [email protected]

ТИПОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

В статье представлена типология педагогических условий, выделены ее структурные компоненты: организационные, содержательные, технологические, методические, управленческие, кадровые. Автор подчеркивает необходимость соблюдения педагогических условий с целью повышения уровня самостоятельности в учебно-познавательной деятельности студентов, более рациональной организации и повышения качества выполнения самостоятельных работ, что является одним из условий формирования профессиональной компетентности и в дальнейшем — успешной профессиональной социализации.

Ключевые слова: педагогическое образование, самостоятельная работа студентов, педагогические условия, типология педагогических условий, оптимизация самостоятельной работы.

В настоящее время самостоятельная работа студентов рассматривается как один из наиболее важных компонентов профессионального образования. В новых образовательных стандартах третьего поколения значительное количество часов — более 50 процентов от максимальной учебной нагрузки — отводится на самостоятельную работу студентов. Связано это с тем, что самостоятельная работа является неотъемлемой частью учебно-познавательной деятельности и способствует получению более прочных и глубоких знаний, формированию умений и навыков, соответствующих выбранной профессии, профессиональному становлению и развитию будущих специалистов. = Организация самостоятельной работы студентов — достаточно сложная и трудоемкая работа, если только не подходить к этому виду учебной работы формально. Результа-

Самостоятельная работа является неотъемлемой частью учебно-познавательной деятельности и способствует получению более

прочных и глубоких знаний, формированию умений и навыков, соответствующих выбранной профессии, профессиональному становлению и развитию будущих специалистов.

ты и качество учебной деятельности зависят от уровня готовности студентов к самостоятельной работе и навыков, от степени их готовности к преобразующей учебной и исследовательской деятельности, которая определяется личной подготовленностью к этому виду учебной работы, желанием заниматься самостоятельно и возможностью реализовать это желание, а также от степени сформиро-ванности самостоятельности мышления.

Современное общество и условия рынка труда ставят перед высшей школой задачу подготовки специалиста профессионально активного, знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания = на практике. Эта задача решается через поиск содержания, форм, методов и средств учебно-воспитательной работы, обеспечивающих более широкие возможности для развития способности к самостоя-

дискуссия

журнал научных публикаций

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

тельной регуляции учебных и поведенческих действий, саморазвитию и самореализации личности. На необходимость и важность формирования самостоятельности в студенческом возрасте делается акцент в работах В.В. Давыдова, В.С. Мерлина, Д.Б. Элько-нина, П.И. Пидкасистного, Т.И. Шамовой, А.А. Миролюбова, А.И.Зимней и др.

Определяя понятия «самостоятельность», «самостоятельная работа», «самостоятельная познавательная деятельность», авторы указывают на возможность повышения качества знаний и обучения за счет применения в учебном процессе профессиональной школы самостоятельной работы.

Однако, как показали исследования М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбовича (90-е годы XX века), в большинстве своем студенты не умеют работать самостоятельно, демонстрируя неумение правильно распределить свое время, организовать свою самостоятельную работу, а также отсутствие понимания необходимости планирования своей работы, что в конечном итоге ведет к снижению качества образования1.

В свете нынешних реформ системы образования (особенно высшей школы) и перехода к обучению по новым образовательным стандартам вопрос организации самостоятельной работы студентов не потерял своей актуальности и, оставаясь одной из важных и обсуждаемых проблем преподавания, приобретает особую значимость и требует дальнейшего исследования. В связи с этим возникает необходимость рассмотреть различные подходы к определению, пониманию сущности и содержания самостоятельной работы и ее методов, так как именно методически грамотно и рационально организованная самостоятельная работа является одним из условий формирования профессиональной компетентности и в дальнейшем — успешной профессиональной социализации студентов.

По мнению профессора А.А. Миролю бова, самостоятельная работа в современ

В большинстве своем студенты не умеют работать самостоятельно, демонстрируя неумение правильно распределить свое время, организовать свою самостоятельную работу, а также отсутствие понимания необходимости планирования своей работы, что в конечном итоге ведет к снижению качества образования.

обязательно соотносится с организующей ролью учителя. Под самостоятельной работой в дидактике, указывает А.А. Миролю-бов, понимают разнообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности учащихся на классных и внеклассных занятиях или дома, без непосредственного участия учителя, но по его заданиям2.

По мнению академика П.И. Пидка-систого, самостоятельная работа студентов выполняется без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию и в специально отведенное для этого время3. В высшей школе, указывает исследователь, самостоятельная работа является специфическим педагогическим средством организации и управления самостоятельной деятельностью в учебном процессе4.

Психолог А.И. Зимняя отмечает, что самостоятельная работа — это деятельность, регулируемая самим студентом, внутренне мотивируемая, целенаправленная и выстроенная самостоятельно в совокупности выполняемых действий (по процессу и результату выполнения самостоятельной работы). Самостоятельная работа, отмечает автор, требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности и доставляет учащемуся удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания5.

Исходя из этих определений самостоятельную работу студентов можно рассматривать как организованную форму обучения: с одной стороны, как вид деятельности, способствующий развитию познавательного интереса, а с другой — как совокупность, систему педагогических условий, обеспечивающих управление самостоятельной деятельностью студентов и способствующих процессу самопознания и саморазвития.

Одним из ведущих качеств личности, которое выражается в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами, является самостоятельность. По-

ной методике преподавания в школе и вузе этому в данной работе мы будем придержи-

№ 2 (43) ФЕВРАЛЬ 2014

ДИСКУССИЯ (2Г)

журнал научных публикаций V

ваться мнения, что самостоятельная работа — вождения и поддержки профессионального

это система педагогических условий, обеспе- самоопределения студентов. Тьюторы групп

чивающих не только управление, но и само- должны уделять большое внимание вопросам

управление самостоятельной деятельностью самовоспитания и саморазвития личности

студентов, направленных на их профессиональную социализацию.

Самостоятельная работа, реализуемая в процессе аудиторных и внеаудиторных занятий, при выполнении творческих индивидуальных или групповых проектов, учебных задач, на консультациях с преподавателем, в беседах с куратором, дома, в общежитии требует соответствующих условий организации.

Это обеспечение дидактическими пособиями, учебно-методическими комплексами дисциплин, фондом оценочных средств, технологиями инновационной работы преподавателей со студентами, словарями, методическими рекомендациями по изучению дисциплин, написанию рефератов, курсовых работ, выпускных квалификационных работ.

Кроме того, необходимо обеспечить специализированные помещения для работы больших и малых групп, индивидуальных занятий, свободный день для работы в библиотеке, интерактивных форм обучения, способствующих стимулированию познавательного интереса, активности, мотивов самовоспитания и самообразования.

В этом же ключе работают факультет дополнительного образования, студенческое самоуправление, институт тьюторов, специальные курсы, обучающие студентов самостоятельной научной и исследовательской работе, факультеты повышения квалификации преподавательского состава и т. п.

Таким образом, перечисленные выше условия, способствующие более рациональной организации самостоятельной работы как в учебной, так и во внеучебной деятельности можно определить как педагогические и составить следующую типологию педагогических условий:

Организационные условия — к ним относятся все те педагогические условия, которые способствует саморазвитию, самообразованию, самоопределению студентов. Это институты кураторов, тьюторов, службы

Одним из ведущих качеств личности, которое выражается в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами, является самостоятельность.

студента, воспитания любви к своей будущей профессии, созданию благоприятного микроклимата в студенческой среде, повышению у студентов престижа знаний, формированию осознанного отношения к учебе, стремления самостоятельно получать необходимую информацию для успешного освоения учебного материала. Они должны использовать в совокупности методы, формы, средства и приемы педагогического и, с особой осторожностью, психологического воздействия на сознание студента: невербальные, эмоциональные методы воздействия, индивидуальные беседы, групповые тематические лекции, рассказ, внушение. Консультируя студентов по различным вопросам, тьютор создает образовательную среду, позволяющую не только получать знания, но и решать реальные проблемы. Службы психологической поддержки призваны способствовать решению многих проблем, одной из которых является проблема социализации, в том числе и профессиональной. Основной целью деятельности таких служб является психологическое сопровождение участников образовательного процесса, содействие их личностному росту, профессиональному становлению и самосовершенствованию, а также создание условий для сохранения и укрепления психического здоровья всех участников образовательного процесса.

Содержательные условия — наличие специальных курсов, таких как «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов», «Методика самостоятельной работы студентов», позволяющих студентам более успешно организовать свою учебную и внеучебную самостоятельную работу, направленную на профессиональную социализацию. Информационная, координационная, разъяснительная, организационная, аналитическая деятельность, реализующаяся отделами педагогической практики через организацию профессионального обучения

психологической поддержки, службы сопро- и связь с образовательными учреждениями.

дискуссия

журнал научных публикаций

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Технологические условия — использование при обучении студентов самостоятельной работе инновационных технологий, интерактивных форм обучения. В частности, использование в про- =

цессе обучения студентов деловых игр. Игровая обстановка дает возможность не только не бояться ошибок, но и интеллектуально раскрепощает и активизирует творческий потенциал личности.

Методические условия — наличие учебно-методических комплек- =

сов дисциплин, содержащих задания для самостоятельной репродуктивной, творческой работы, задания для проектной деятельности, с наличием рекомендаций по выполнению работ.

Управленческие условия — структура студенческого самоуправления. Являясь формой организации жизнедеятельности студенческого коллектива, которая обеспечивает развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей, студенческое самоуправление играет значительную роль в процессе профессионального становления личности и воспитания лидерских качеств. Студенческое самоуправление может быть представлено студенческим ректоратом; студенческими советами факультетов; советами общежитий института; студенческими объединениями вуза; первичной профсоюзной организацией студентов.

Кадровые условия — курсы повышения квалификации преподавательского состава, получение дополнительного образования

Тьюторы групп должны уделять большое внимание вопросам самовоспитания и саморазвития личности студента, воспитания любви к своей будущей профессии, созданию благоприятного микроклимата в студенческой среде, повышению у студентов престижа знаний, формированию осознанного отношения к учебе.

по управлению и менеджменту образования, заинтересованность преподавателей и студентов в достижении результатов самостоятельной работы.

= Таким образом, в представленной типологии педагогических условий можно выделить основные инструменты, позволяющие организовать процесс обучения и управления самостоятельной работой студентов. На наш взгляд, обеспечивая выполнение указанных условий, мож-= но прогнозировать повышение уровня самостоятельности в учебно-познавательной деятельности студентов, а также качества выполненных самостоятельных работ, что необходимо повлечет за собой и повышение качества образования.

Литература

1. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А., Кандыбович С.Л. Психология высшей школы: учебное пособие / М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбович, С.Л.Кандыбович. Харвест, 2006. С. 93.

2. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. М.: МПСУ, 2010. С. 250.

3. Пидкасистый П. И., Пасекутов А. Е. Навыки самообразования — важнейшая цель обучения / П.И. Пидкасистый, А.Е. Пасекутов // Вестник высшей школы. 1987. Вып. 4. С. 32.

4. Пидкасистый П.И. Сущность самостоятельной работы студентов и психолого-дидактические основы ее классификации / П.И. Пидкасистый // Проблемы активизации самостоятельной работы студентов. Пермь, 2000. С. 50.

5. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. М.: МПСУ, 2010. С. 256.

TYPOLOGY OF PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR PROVIDING UNASSISTED WORK

OF UNIVERSITY'S STUDENTS

T. G. Zateeva, Stavropol State Pedagogical Institute

This article suggests the typology of pedagogical conditions, marks out its structural components: organizational, content, technological, methodical, managerial and personal. The author emphasizes the necessity of holding pedagogical conditions with an aim to improve the level of self-dependence in educational students' activity, more efficient organization and quality improvement of unassisted work that can be considered as one of the conditions for professional competence formation and successful professional socialization in future. Key words: pedagogical education, independent work of students, pedagogical conditions, typology of pedagogical conditions, optimization of independent work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.