Научная статья на тему 'Теоретический анализ проблемы организации самостоятельной работы студентов колледжа технического профиля'

Теоретический анализ проблемы организации самостоятельной работы студентов колледжа технического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
295
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INDEPENDENT WORK OF STUDENTS OF COLLEGE OF A TECHNICAL PROFILE / COMPONENTS OF READINESS FOR INDEPENDENT WORK / PEDAGOGICAL CONDITIONS OF REALIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ / КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гризодуб Наталья Викторовна, Чернышев Дмитрий Алексеевич

В статье представлено понимание разными авторами определения «самостоятельная работа», уточнено понятие «самостоятельная работа» относительно студентов колледжей технического профиля. Статья раскрывает основные направления в характеристике самостоятельной работы, выделены разные подходы и определены наиболее существенные признаки категории «самостоятельная работа». Указаны компоненты готовности студентов к самостоятельной работе в условиях образовательного процесса колледжа технического профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гризодуб Наталья Викторовна, Чернышев Дмитрий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретический анализ проблемы организации самостоятельной работы студентов колледжа технического профиля»

THEORETICAL ANALYSIS OF A THE PROBLEM OF THE ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS OF TECHNICAL COLLEGE

PROFILE Grizodub N.1, Chernishev D.2 (Ukraine) ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ Гризодуб Н. В.1, Чернышев Д. А.2 (Украина)

'ГризодубНаталья Викторовна / Grizodub Natalya — аспирант;

2Чернышев Дмитрий Алексеевич / Chernishev Dmitriy - доктор педагогических наук, профессор,

кафедра педагогики, Донецкий национальный университет, г. Донецк, Украина

Abstract: the understanding by different authors of definition "independent work" is presented in article, the concept "independent work" concerning students of colleges of a technical profile is specified. Article opens the main directions in the characteristic of independent work, different approaches are allocated and the most essential signs of category "independent work" are defined. Components of readiness of students for independent work in the conditions of educational process of college of a technical profile are specified. Аннотация: в статье представлено понимание разными авторами определения «самостоятельная работа», уточнено понятие «самостоятельная работа» относительно студентов колледжей технического профиля. Статья раскрывает основные направления в характеристике самостоятельной работы, выделены разные подходы и определены наиболее существенные признаки категории «самостоятельная работа». Указаны компоненты готовности студентов к самостоятельной работе в условиях образовательного процесса колледжа технического профиля.

Keywords: independent work of students of college of a technical profile, components of readiness for independent work, pedagogical conditions of realization of independent work of students. Ключевые слова: самостоятельная работа студентов колледжа технического профиля, компоненты готовности к самостоятельной работе, педагогические условия реализации самостоятельной работы студентов.

Система среднего профессионального образования (СПО) переходит на новые государственные стандарты и тем самым, выдвигая новые требования к уровню подготовки студентов системы СПО, расставляя акценты на процесс формирования личности будущих специалистов, перестраивает организацию учебного процесса. Приоритетными в образовании становятся такие качества студентов как: компетентность, эрудиция, индивидуальное творчество, самостоятельный поиск знаний и потребность их совершенствования, высокая культура личности, способность студентов к непрерывному обучению, высокий уровень профессионализма. В настоящее время профессиональная подготовка специалистов в рамках условий получения образования в колледже предусматривает сокращение часов аудиторной обязательной нагрузки и увеличение доли самостоятельной работы студентов (до 50%). Таким образом в современном образовательном пространстве СПО, изменяется роль самостоятельной работы и ее значение, она становится основой для обеспечения качества образования.

Следовательно, на данном этапе модернизации системы СПО первостепенной задачей колледжей сегодня становится эффективная организация самостоятельной работы студентов. Создание оптимальных педагогических условий для развития способностей личности студента, как будущего специалиста, развитие навыков к самостоятельному приобретению знаний и умений, которые, в свою очередь, обеспечат стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, что является тем необходимым базисом, для профессионального становления, воспитания студента и обеспечивает его образование в рамках системы СПО.

Особое значение в колледжах имеет проблема организации самостоятельной работы студентов первых курсов, ведь именно на начальном этапе обучения закладываются основы фундаментальных профессиональных знаний будущих специалистов. Вместе с тем у студентов продолжают формироваться привычки организации собственной познавательной деятельности, которая является базой для качественной профессиональной подготовки выпускников колледжей, становления их как специалистов [2, 10]. Однако, как показывает опыт работы, отдельные направления самостоятельной работы все еще недостаточно разработаны и не в полной мере отражают запросы практики работы со

студентами колледжа, особенно первого года обучения. Нет достаточной научно-теоретической базы для организации самостоятельной учебной работы по отдельным дисциплинам, наработок по внеаудиторной работе студентов, дифференциации самостоятельной работы студентов, предлагаемые самостоятельные работы не соответствуют индивидуальным учебным возможностям студента, самостоятельные работы однообразны по форме и видам заданий. Следует также отметить, что сегодня в педагогической науке нет единой точки зрения на определение сущности понятия «самостоятельная работа студентов колледжа». Недостаточно раскрыта структура и функции самостоятельной работы в учебном процессе колледжа, вследствие чего определенные ее виды часто строятся без учета специфики предмета и уровня подготовленности студента к организации самостоятельной учебной деятельности. Все это усложняет организацию самостоятельной работы студентов колледжа. Отсюда возникает потребность в теоретическом исследовании выделенного понятия.

Р. М. Микельсон, раскрывая суть самостоятельной работы, не затрагивает категории времени выполнения заданий обучающимся, но констатирует, что это выполнение заданий без чьей - либо помощи, но под руководством преподавателя [7].

Б. П. Есипов, дает более полное определение самостоятельной работы: «Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения, - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных или физических (или тех и других вместе) действий» [3, с. 14-16]. Причем Б. П. Есипов, «участие учителя» рассматривал, как проведение инструктажа перед началом работы, так и во время выполнения учащимися задания, при возникновении трудностей, но в своем определении автор не учитывал творчество обучающегося. Таким образом, автор индивидуализирует процесс обучения учащихся в процессе самостоятельной работы.

Ю. К. Бабанский, соотносит самостоятельную работу учащихся с индивидуальной работой (помимо фронтальной и групповой) [1, с. 40]. Главным для нас является утверждение автора, о том, что данный вид работы учитывает индивидуальные особенности учащихся и возможность каждому ученику работать в своем темпе, индивидуальные возможности, без взаимодействия с другими школьниками. Вместе с тем, определены «побочные эффекты» такой формы работы - большая трудоемкость со стороны преподавателя, для подготовки соответствующего методического обеспечения дисциплины, тем самым автор придерживался оптимизации учебного процесса.

Согласно И. Э. Унту, «самостоятельная работа» учащихся - это такой способ учебной работы, где: 1) учащимся предлагаются учебные задания и руководства для их выполнения; 2) работа проводится без непосредственного участия учителя, но под его руководством; 3) выполнение работы требует от учащегося умственного напряжения» - писал И. Э. Унт [9, с. 135]. Также автор классифицирует самостоятельную работу по организации - работа на уроке (в рамках проведения урока, семинара, лабораторно-практических занятий и т.д.), и вне урока, т.е. дома; по активизации - индивидуальную и групповую. Причем автор считает самостоятельную работу более эффективной, чем фронтальную, так как самостоятельная работа позволяет учителю вовлечь в процесс обучения всех учеников, а учителю, в свою очередь, оценить достижения учеников на занятии.

И. А. Зимняя самостоятельную работу определяет как целенаправленную, внутренне мотивированную, структурированную самим субъектом и корригируемую им по процессу и результатам деятельности [4].

П. И. Пидкасистый утверждал, что самостоятельная работа - это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Ее правомерно рассматривать как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность средство ее логической и психологической организации [8].

Г. С. Костюк считает ее одновременно и средством, и результатом учебной деятельности студента [6, с. 4].

В. А. Козаков утверждает, что главной целью самостоятельной работы является развитие самостоятельности личности: «самостоятельная работа - это специфический вид учебной деятельности, главной целью которого является формирование самостоятельности субъекта обучения, а формирования его умений, знаний и навыков осуществляется опосредствованно через содержание и методы всех видов занятий» [5, с. 14].

Анализируя понятие «самостоятельная работа», можно сделать вывод о том, что однозначной его трактовки нет, нет и единого подхода, несмотря на то, что многие исследователи давали свое определение самостоятельной работе.

Таким образом, анализ научной литературы позволил условно выделить основные направления в характеристике самостоятельной работы. Итак, самостоятельная работа это:

1) один из видов (форм) учебной деятельности;

2) познавательная деятельность;

3) метод обучения;

4) прием обучения;

5) организационная форма учебных занятий;

6) способ самообразования;

7) средство усвоения знаний, обретения практических умений;

8) средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность

9) средство организации познания;

10) способ формирования активности;

11) процесс самопознания;

12) способ саморазвития;

13) способ самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности;

14) самооценка собственной деятельности;

15) метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

16) результат учебной деятельности;

Таким образом, самостоятельную работу одновременно можно отнести и к видам учебной деятельности и к средствам организации учебного познания обучаемых.

Некоторые авторы отождествляют самостоятельную работу как комплекс педагогических условий, другие делают акцент на содержании заданий, их дифференциации. Ряд авторов пытается соотнести самостоятельную работу с самообразованием, саморазвитием личности.

Проведенный анализ научной литературы позволил выделить разные подходы и определить наиболее существенные признаки категории «самостоятельная работа».

Обобщение выше изложенного позволило сделать вывод о том, что самостоятельная работа:

1) организовывается преподавателем и осуществляется под его руководством (прямым или опосредствованным);

2) происходит без прямого участия преподавателя;

3) студент должен сам организовать собственную деятельность;

4) главной целью ее есть развитие самостоятельности личности;

5) цель такой работы определяет преподаватель;

6) в процессе такой работы студенты учатся контролировать и оценивать свою деятельность.

Следует отметить, что понятие «самостоятельная работа» является более широким, чем

«самостоятельная учебная работа», потому что слово «работа» может употребляться в разном значении (физическом, социальном и др.). В то же время исследования педагогических явлений, образовательных процессов чаще всего рассматривают работу учебную. Поэтому в дальнейшем под самостоятельной работой студентов мы будем понимать именно их самостоятельную учебную работу. Изучение значительного количества научных источников по проблеме исследования подтверждает необходимость обоснования понятия самостоятельной работы студентов колледжа, потому что организация обучения в этих учебных заведениях отличается как от обычной классно-урочной системы, так и от системы, которая действует в университетах, институтах. Поэтому, на наш взгляд, существует потребность в уточнении понятия «самостоятельная работа» относительно студентов указанных учебных заведений. На наш взгляд самостоятельная работа студентов колледжа будет только тогда эффективной, когда преподавателем будут учитываться все компоненты ее структуры, а именно: наличие положительной мотивации к учению и приобретению новых знаний; четкого осознания обучаемым поставленных учебных целей и задач; наличие алгоритма выполнения задания, знание метода выполнения работы, знание студентом способов ее выполнения; организации преподавателем учебной деятельности, которая плавно перетекает в самоорганизацию студентом собственных учебных действий; оценки уровня усвоения учебного материала, выполнение поставленных задач, соблюдения целей, структуры занятия преподавателем, также постепенно перерастает в самооценку студента собственной деятельности.

Исходя из вышеизложенных компонентов структуры самостоятельной работы, мы придерживаемся следующей формулировки «самостоятельной работы» студентов относительно обучения в колледже технического профиля. Самостоятельная работа - это планомерная работа студентов, направленная на выполнение поставленных целей и задач, происходящая при методическом сопровождении преподавателя, но без его прямого участия.

Результаты категориального анализа, а также исследование специфики учебного процесса позволяют уточнить: самостоятельная работа студентов колледжа - это вид учебной деятельности, направленный на усвоение студентами новых знаний, усовершенствование навыков самостоятельного познания, формирование практических умений, необходимых для будущей профессиональной

деятельности; она организовывается и направляется преподавателем, но осуществляется без его непосредственного участия.

На наш взгляд, такое определение учитывает существенные признаки самостоятельной работы и более всего отвечает направлению представленного исследования.

Таким образом, самостоятельная работа в колледже технического профиля - это один из видов деятельности студентов, и поэтому преподавателю нужно преследовать цель по совершенствованию учебно-методических обеспечения дисциплин, как отображение форм и целей обучения, способствующие развитию самостоятельности студентов и прочным фундаментальным знаниям по читаемым дисциплинам. Но, также преподавателю нужно учитывать и тот факт, что студенты, которые поступают в колледж, нередко не владеют необходимым уровнем умений и навыков самостоятельной учебной работы. В содержательном отношении система построения учебно-воспитательного процесса системы колледжа должна способствовать развивающей, воспитывающей и обучающей среды, содействовать росту самоорганизации студентов, должна быть ориентированной на увеличения значимости самостоятельной работы, открывая возможности для самоопределения, становления и раскрытия потенциалов личности студента. Данное направление станет возможным только в том случае, если организация учебно-воспитательного процесса в колледже будет строиться на основе полного учета всех педагогических условий формирования готовности студентов колледжей к самостоятельной работе.

Поскольку установлено, что самостоятельная работа является одним из видов деятельности в процессе обучения, то категория «деятельность» в значительной мере определяет теоретические и методологические основы научного исследования проблемы организации самостоятельной работы в колледже.

Под структурой деятельности, как правило, понимают строение и внутреннюю форму организации системы со множеством взаимосвязанных элементов, которые образуют определенную целостность [8, с. 76]. Исследователями установлено, что в структуре учебной деятельности выделяются две группы взаимосвязанных элементов: организационные (субъект, процесс, предмет, условия, продукт) и социально-психологические (цель, мотив, способ, результат) [5, с. 15].

Специфика образовательной деятельности колледжа, как структуры СПО, заключается в следующих особенностях. Колледж является многоуровневым, многофункциональным и многопрофильным учебным учреждением, которое реализует углубленные программы СПО по индивидуальным учебным планам и обеспечивает будущим специалистам повышенный уровень квалификации.

Многофункциональность колледжа связана с расширением разнообразия и усложнением содержания образования и форм реализации профессиональных образовательных программ, характеризуется обеспечением реализации общеобразовательных программ, начального профессионального образования, среднего профессионального образования; дополнительного профессионального образования (повышение квалификации, профессиональная переподготовка кадров, и др.).

Таким образом, в колледже студенты должны получить:

1) общеобразовательную подготовку на уровне полного объема общеобразовательной школы, поэтому в учебные планы для групп учащихся на базе второй ступени общего образования введен общеобразовательный цикл. В зависимости от профиля подготовки специалистов возможны различные модификации перечня общеобразовательных дисциплин и их различные объемы.

2) общепрофессиональный блок учебных предметов, который включает циклы общенаучных и управленческих дисциплин. В него входят те же учебные предметы, которые изучаются на третьей ступени полного общего образования. В колледже технического профиля это следующие дисциплины: техническая механика, черчение или инженерная графика, основы электроники

3) блок дисциплин специальной подготовки, который отражает конкретное содержание деятельности специалиста по специализации и направлено на подготовку к выполнению определенных функций.

Следовательно, в учебном процессе колледжа присутствуют разные организационные формы, которые присущи и общеобразовательной школе и высшим учебным заведениям, несмотря на эти условия не надо упразднять роль самостоятельной работы в условиях колледжа.

Самостоятельная работа в колледже - это один из видов деятельности студентов, и поэтому преподавателю нужно преследовать цель по совершенствованию учебно-методических обеспечения дисциплин, как отображение форм и целей обучения, способствующие развитию самостоятельности студентов и прочным фундаментальным знаниям по читаемым дисциплинам. Но, также преподавателю нужно учитывать и тот факт, что студенты, которые поступают в колледж, нередко не владеют необходимым уровнем умений и навыков самостоятельной учебной работы.

На сегодняшний день общедоступность СПО и отмена вступительных испытаний не позволяет на этапе приема объективно оценить уровень школьной подготовки абитуриентов. Часто только в результате входного мониторинга на первом курсе обучения по общеобразовательным дисциплинам выявляется уровень знаний поступивших в колледж студентов. Также, следует отметить, что студенты

73

первого курса обучения, попадая в колледж из стен общеобразовательной школы, зачастую проходят стадию адаптации к новым условиям обучения, требованиям преподавателей, согласно изучению как общеобразовательных (за 10- 11 класс), так и профессиональных модулей.

В содержательном отношении система построения учебно-воспитательного процесса системы колледжа должна способствовать развивающей, воспитывающей и обучающей среде, содействовать росту самоорганизации студентов, должна быть ориентированной на увеличение значимости самостоятельной работы, открывая возможности для самоопределения, становления и раскрытия потенциалов личности студента. Данное направление станет возможным только в том случае, если организация учебно-воспитательного процесса в колледже будет строиться на основе полного учета всех педагогических условий формирования готовности студентов колледжей к самостоятельной работе.

Система организации самостоятельной работы студентов колледжа предполагает: четкое ее планирование, детальное продумывание ее организации, непосредственное или опосредствованное руководство со стороны преподавателя, систематический контроль за поэтапными и конечными результатами самостоятельной работы студентов, оперативное доведение до сведения студентов оценки результатов их самостоятельной работы и внесение соответствующих коррективов в ее организацию. Итак, в учебном процессе колледжа самостоятельная работа представляет собой полифункциональное явление. Она позволяет повысить эффективность усвоения знаний, развивать познавательные способности, учить самоорганизации, умению предусматривать и оценивать возможный результат самостоятельной учебной работы, планировать и корректировать собственную деятельность, формировать навыки профессионального самообразования. В процессе активной самостоятельной работы развивается самостоятельность студентов.

Таким образом, данная проблема имеет не только педагогический, но и социальный характер. Главной задачей колледжей сегодня становится эффективная организация самостоятельной работы, которая обеспечит уверенность будущего специалиста в необходимости самообразования, воспитания у него стремления к саморазвитию и самосовершенствованию. Такое изменение целей обучения обусловлено рядом факторов, среди которых - общественные и экономические процессы в обществе, а также процесс формирования личности будущих специалистов.

Литература

1. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения (Общедидактический аспект). М.: Педагогика, 1977.

2. Ерецкий М. И. Совершенствование обучения в техникуме. Учеб.-метод. пособ. Марк Исакович Ерецкий. М.: Высш. шк., 1987. 264 с.

3. ЕсиповБ. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М.: Учпедгиз, 1961. 239 с.

4. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. 222 с.

5. Козаков В. А. Самостоятельная работа студентов и ее информационно-методическое обеспечение. Учеб. пособ. Виталий Андреевич Козаков. К.: Высшая шк., 1990. 248 с

6. Костюк Г. С. Навчально-виховний процес i психолопчний розвиток особистосп. Григорш Силович Костюк. К.: Рад. шк., 1989. 608 с.

7. Микельсон Р. М. О самостоятельной работе учащихся в процессе обучения. М.: Учпедгиз, 1940.

8. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теоретико-эксперементальное исследование. Павел Иванович Пидкасистый. М.: Педагогика, 1980. 240 с.

9. Уэнт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990.

10. Хом'юк I. В. Формування вмшь самостшно! роботи у майбутшх шженергв засобами ггрових форм: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. пед. наук : спец. 13.00.04. Теорш i методика професшно! освгги I. В. Хом'юк. К., 2003. 20 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.