Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы студентов в системе гарантии качества профессиональной подготовки специалистов среднего профессионального образования'

Организация самостоятельной работы студентов в системе гарантии качества профессиональной подготовки специалистов среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
726
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / STUDENTS' INDEPENDENT WORK / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ / КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / COMPETENCY APPROACH / CONDITIONS OF COMPETENCE FORMATION / CRITERIA OF THE INDEPENDENT WORK RESULTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаманенко Надежда Павловна

Рассматриваются результаты эксперимента по повышению эффективности организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине в педагогическом колледже в рамках реализации компетентностного подхода

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаманенко Надежда Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARRANGEMENT OF STUDENTS’ INDEPENDENT ACTIVITIES WITHIN THE SYSTEM OF QUALITY ASSURANCE FOR PROFESSIONAL TRAINING OF SPECIALISTS IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

The author analyses the results of an experiment aimed at effectiveness of students’ independent academic activities in a pedagogical college, within the context of the competency approach.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы студентов в системе гарантии качества профессиональной подготовки специалистов среднего профессионального образования»

УДК 377.8

Гаманенко Надежда Павловна

аспирант, кафедра педагогики

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, e-mail: [email protected]

преподаватель

Пермский педагогический колледж физической культуры и спорта

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ГАРАНТИИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Nadezhda P. Gamanenko

A Graduate Student, the Department of Pedagogics

Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia, e-mail: [email protected]

Teacher

Perm Pedagogical College of Physical Culture and Sports, Perm

ARRANGEMENT OF STUDENTS' INDEPENDENT ACTIVITIES

WITHIN THE SYSTEM OF QUALITY ASSURANCE FOR PROFESSIONAL TRAINING OF SPECIALISTS IN SECONDARY

VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация. Рассматриваются результаты эксперимента по повышению эффективности организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине в педагогическом колледже в рамках реализации компетентностного подхода.

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов; компетентностный подход; условия формирования компетенций; критерии результативности выполнения самостоятельной работы.

Abstract. The author analyses the results of an experiment aimed at effectiveness of students' independent academic activities in a pedagogical college, within the context of the competency approach.

© Гаманенко Н.П., 2014

Key words: students' independent work; competency approach; conditions of competence formation; criteria of the independent work results.

В господствующей образовательной парадигме, целью реализации которой является формирование компетентного специалиста, особое внимание уделяется самостоятельной работе студентов (СРС). Целью самостоятельной работы студентов является создание условий для развития такого качества, как самостоятельность, состоящего в способности мыслить, анализировать, принимать решения и действовать по собственной инициативе, что является не просто востребованным, а необходимым для стимулирования социально-экономических процессов в современной России.

Формирование компетентного специалиста в сфере профессионального педагогического образования требует создания специальных условий, способствующих обеспечению готовности выпускников не только к применению известных образовательных технологий, но и к творческому поиску «своих» методов, приемов обучения и воспитания, что возможно только при существенном расширении временных рамок и содержательного наполнения СРС в процессе их обучения. Реализация ФГОС последних поколений предусматривает возрастание роли внеаудиторной самостоятельной работы студентов в среднем профессиональном образовании до 50 % от аудиторных занятий.

В исследованиях педагогов и психологов 1980-90-х гг. понятие самостоятельной работы не имеет однозначной трактовки: она рассматривается как метод обучения Б.Т. Есиповым, как средство обучения -П.И. Пидкасистым, как форма познавательной деятельности -В.Б. Бондаревской, И.А. Зимней [1; 2; 4; 6]. Г.Е. Ковалева определяет самостоятельную работу «как деятельность, которая направлена на решение познавательных задач по овладению профессиональными знаниями, умениями и навыками посредством выполнения конкретных учебных заданий под руководством преподавателя» [5]. Анализ работ этих авторов позволяет сформулировать ряд выделенных ими существенных признаков СРС:

- выделение специального времени (аудиторного и внеаудиторного) для проведения самостоятельной работы;

- наличие задания, требующего умственных и физических усилий студентов;

- самостоятельное выполнение задания студентами под контролем преподавателя или самостоятельно с отсроченным контролем преподавателя;

- наличие результатов работы, которые отражают понимание проблемы студентами.

Организация самостоятельной работы студентов - будущих педагогов в условиях реализации компетентностного подхода рассматривается в работах А.С. Роботовой, В.А. Седова, А.П. Тряпицыной, И.А.Хоменко и др. [3; 7; 8] как вид учебно-познавательной деятельности по освоению профессиональной

образовательной программы, направленный на формирование общих и профессиональных компетенций.

В условиях реализации компетентностного подхода должно измениться содержание самостоятельной работы, его отбор заключается в формировании пакета заданий, задач, проектов, которые в совокупности и обеспечивают готовность студента к решению профессиональных проблем.

Подлежат изменению формы и методы организации СРС, при этом большая роль отводится СРС в ходе педагогических практик, реализации студенческих проектов, в процессе подготовки курсовых и выпускных квалификационных работ и повседневно при самоподготовке.

Меняются формы контроля качества СРС. Разрабатываются «компетентностные» критерии оценки качества выполняемых самостоятельно работ, соответствующий инструментарий, позволяющий студенту самостоятельно оценить качество своей деятельности, средства контроля для преподавателя. В основе этой деятельности - использование информационных технологий, позволяющих одновременно контролировать качество работы каждого студента и экономить время преподавателя. Последовательность форм контроля и проверки выполняемых заданий включает обеспечение поэтапного перехода от контролируемой самостоятельной работы студентов к управляемой самостоятельной работе в соответствии с возрастающей степенью его готовности к самостоятельной деятельности.

Важным аспектом организации СРС является организация контроля качества на аудиторных занятиях, где формами контроля выступают зачеты, коллоквиумы, а методами контроля является тестирование, заслушивание самоотчетов, презентации, защита творческих работ, проектов. Оценка результатов выполненной самостоятельной работы является важной составляющей итогового контроля по дисциплине. Для планового контроля составляется график выполнения самостоятельной работы студентом, в котором указываются сроки выполнения и форма отчетности, количество часов, отводимое на выполнение задания, и критерии оценки.

Еще один аспект, как уже отмечалось, связан с увеличением доли информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в организации самостоятельной работы студентов. Использование ИКТ способствует повышению мотивации к освоению дисциплины, развитию исследовательских умений, студенты получают опыт использования ресурсов Интернета.

Следует отметить, что меняется роль преподавателя при реализации компетентностного подхода в организации самостоятельной работы студентов. Преподаватель практически становится тьютором, что позволяет студенту стать основной фигурой учебного процесса, его субъектом. Преподавателю-тьютору следует учитывать, что не все студенты среднего профессионального образования имеют сформированные умения и навыки самостоятельной работы, поэтому необходимо разрабатывать четкие инструкции выполнения заданий, готовить методические рекомендации - «навигаторы» для СРС, быть готовым к системному обучению студентов, что поможет планировать

обучающимся собственную самостоятельную работу, осуществлять самопроверку, корректировать программу самостоятельной работы, вовремя обнаруживать и ликвидировать пробелы в предметной подготовке средствами самостоятельной работы, вовремя обращаться за помощью.

Каждая учебная дисциплина, профессиональный модуль имеют целью формирование как общих, так и конкретных профессиональных компетенций, определенных Федеральным государственным образовательным стандартом или вариативной частью, предусмотренной основной профессиональной образовательной программой, реализующейся в данном образовательном учреждении, поэтому преподавателю важно определить те компетенции, которые эффективно будут формироваться именно в ходе выполнения самостоятельной работы студентов.

Нами не обнаружены исследования, посвященные мониторингу формирования общих компетенций посредством самостоятельной работы студентов в среднем педагогическом образовании. Именно мониторинг формирования общих компетенций в процессе СРС и стал предметом нашего исследования. Настоящее исследование мы провели, организуя самостоятельную работу студентов колледжа при освоении учебной дисциплины «Педагогика».

«Педагогика» является общепрофессиональной дисциплиной, ее изучают на первом курсе. Учебная дисциплина «Педагогика» ориентирует преподавателя на формирование общих компетенций и осуществление пропедевтики профессиональных компетенций, поэтому из всего перечня общих компетенций мы отбирали те, которые могут быть сформированы в процессе выполнения самостоятельной работы студентов (табл. 1).

Таблица 1

Общие компетенции, формируемые в процессе выполнения самостоятельной работы студентами

Код Наименование компетенции

0К.02. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

0К.04. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК. 05. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности

ОК. 08. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

Для формирования каждой из компетенции были подобраны серии заданий возрастающего уровня трудности, формы контроля их выполнения, методы контроля, позволяющие преподавателю отследить глубину

сформированности компетенции у обучаемого в ходе текущего и итогового контроля. Нами были разработаны специальные критерии для оценивания результативности выполнения самостоятельной работы студентов (табл. 2).

Таблица 2

Критерии оценки результативности самостоятельной работы студента

Уровни результат ивности СРС Характеристика уровня

Высокий Предложенные литературные источники и информационные ресурсы изучены, студент способен изложить основные идеи авторов. Выполняет практические задания, опираясь на изученные теоретические положения. Представлены отчетные материалы, оформленные в соответствии с предложенной инструкцией. Контрольное тестирование выполнены с оценкой «отлично»

Средний Предложенные литературные источники и информационные ресурсы изучены частично, студент способен изложить основные идеи авторов. Выполняет простые практические задания, основываясь на теоретических положениях, при выполнении сложных заданий испытывает затруднение. Представлены отчетные материалы, оформленные с отклонениями от полученной инструкции. Контрольное тестирование выполнено с оценкой «хорошо» или «удовлетворительно»

Низкий Предложенные литературные источники и информационные ресурсы изучены частично, студент затрудняется в изложении основных идей авторов. Испытывает трудности при практическом применении теоретических положений. Представленные отчетные материалы имеют существенные отклонения в оформлении. Контрольное тестирование выполнено с оценкой «неудовлетворительно»

На начальном этапе исследования мы на основе описанных выше критериев определили результативность самостоятельной работы студентов первых курсов специальности «Физическая культура». Было установлено, что 53 % студентов имеют низкий уровень результативности выполнения самостоятельной работы, 36 % - средний уровень, 11 % - высокий.

Для группы студентов с низким уровнем результативности самостоятельной работы характерно, что они не способны на основе изученной литературы изложить основные идеи авторов, испытывают большие трудности при практическом применении теоретических положений, с контрольным тестированием не справляются. Представленные материалы студентов оформлены не в соответствии с требуемыми инструкциями, все это подтверждает, что вчерашние школьники испытывают затруднения, связанные с отсутствием навыка анализа литературы, они не умеют четко и ясно излагать свои мысли, не планируют свое время, для них также характерно отсутствие

психологической готовности к самостоятельной работе, незнание общих правил ее организации.

Студенты со средним уровнем результативности самостоятельной работы обладают определенными навыками СРС, их психологическая готовность к ее выполнению существенно выше, они способны передать основные идеи авторов литературных источников, но при этом они испытывают затруднения в оформлении результатов своей самостоятельной работы, студенты этой группы справляются лишь с простыми практическими заданиями, при контрольном тестировании у студентов возникают трудности.

Лишь 11 % студентов хорошо подготовлены к самостоятельной работе: способны понять позицию автора из предложенных для изучения литературных источников, интерпретировать содержание и выделить проблему, поднимаемую автором; они успешно используют информационные ресурсы. Студенты способны выполнять практические задания, опираясь на изученные теоретические положения. Представленные отчетные материалы оформлены в соответствии с предложенной инструкцией. С контрольным тестированием эти студенты справляются успешно.

На основном этапе исследования нами была подготовлена и реализована программа, целью которой было повышение качества и результативности самостоятельной работы студентов.

Программа включала проведение специальных обучающих мероприятий, направленных на формирование умений и навыков самостоятельной работы студентов; разработку «навигатора» для СРС, учитывающего ее разную результативность; организацию тьюторского управления СРС со стороны преподавателя в зависимости от уровня готовности студента к самостоятельной работе; проведение текущего мониторинга формирования общих компетенций в ходе выполнения самостоятельной работы студентами.

Реализуя программу, мы использовали общеизвестные методы и формы работы со студентами по формированию умений и навыков самостоятельной работы.

Остановимся на том, каким образом мы подошли к разработке «навигатора» самостоятельной работы студентов, который выполняет не только информативную, но и направляющую, организационно-контролирующую функцию.

В «навигаторе» структурируется учебный материал и предлагается выбор организационных форм, методов и средств выполнения самостоятельной работы. В соответствии со спецификой дисциплины определены ключевые знания и умения, описаны общие и профессиональные компетенции, которые должны быть сформированы в процессе самостоятельной работы студентов по курсу «Педагогика». По каждой теме составлен план самостоятельной работы, где предлагаются виды работ по разделам и темам, формы отчетности и планируемое на каждый вид деятельности количество часов, а также задания с нарастающей степенью сложности - от репродуктивного уровня до творческого. Репродуктивные задания предусматривают заполнение таблиц,

составление опорных схем на основе изученного материала, составление словаря понятий и т.д. Реконструктивная работа предполагает анализ педагогического опыта, написание эссе, составление кластеров, изготовление моделей педагогических понятий, разработку и защиту проектов, подготовку к проблемным семинарам и т.д. «Навигатор» предусматривает как обязательные задания, так и задания по выбору, что позволяет учесть индивидуальные способности студентов и выстроить их образовательную траекторию.

По мере овладения навыками самостоятельной работы меняется характер руководства ею со стороны преподавателя. На начальных этапах необходим подробный инструктаж, а в дальнейшем достаточным будет консультирование и тьюторская поддержка.

Качество выполнения самостоятельной работы студентов оценивалось посредством текущего контроля. Оценки за выполненную самостоятельную работу влияли на итоговую оценку, студент на экзамене мог претендовать на «отлично» или «хорошо» при выполненной самостоятельной работы на высоком уровне, одним из условий допуска к экзамену являлась выполненная полностью самостоятельная работа в соответствии с методическими рекомендациями.

В результате описанной деятельности у студентов менялось отношение к изучению дисциплины «Педагогика», повышался познавательный интерес к предмету, увеличивалась активность на учебных занятиях. В результате текущего и итогового контроля, проведенного мониторинга формирования общих компетенций, пропедевтической работы по освоению профессиональных компетенций студенты показали повышение уровня результативности самостоятельной работы. Проведенный мониторинг оценки результативности в конце нашего эксперимента показал, что высокий уровень результативности СРС показывают 34 % студентов, средний уровень результативности - 40 % студентов, количество студентов с низким уровнем результативности СРС уменьшилось и составило 26 %.

В процессе итоговых опросов и анкетирования студенты отмечали, что четкое планирование самостоятельной работы экономит время при самоподготовке; разноуровневые задания, предлагаемые в «навигаторе», позволяют им повысить успешность обучения.

Таким образом, наше исследование показало, что эффективная организация самостоятельной работы студентов является одной из важных составляющих в системе гарантии качества подготовки педагога-профессионала. Повышение результативности СРС возможно при соблюдении следующих условий:

- выделение четкого круга компетенций, формируемых в процессе выполнения самостоятельной работы;

- разработка критериев оценки результативности самостоятельной работы;

- отбор содержания, форм, методов, вариантов выполнения самостоятельной работы, направленных на формирование компетенций и оформление результатов работы в «навигаторе»;

- разработка средств мониторинга качества выполнения самостоятельной работы;

- тьюторская деятельность преподавателя в процессе сопровождения самостоятельной работы студентов.

Список литературы

1. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. - М.: Просвещение, 1985.

2. ЕсиповБ.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. - М., 1981.

3. Задания для самостоятельной работы студентов по курсу «История образования»: учеб.-метод. пособие для преподавателей и студентов / Седов В.А., Седова Н.В, Шалова С.Ю., Лагун С.А. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - Ч. 4.

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов н/Д., 1997.

5. Ковалева Г.Е. Организация самостоятельной работы студентов на основе деятельностной теории учения. - СПб., 1995.

6. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. - М.,1980.

7. Роботова А.С., Хоменко И.А. Задания для самостоятельной работы по курсу «Введение в педагогическую деятельность»: развитие профессиональных компетенций: учеб.-метод. пособие для преподавателей и студентов / под ред. проф. А.П. Тряпицыной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - Ч. 2.

8. Самостоятельная работа студентов по педагогике: развитие профессиональных компетенций: учеб.-метод. пособие для преподавателей и студентов / под ред. проф. А.П. Тряпицыной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - Ч. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.