Тельтевская Нателла Вахтанговна ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ .
УДК 378.147
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
© 2016
Тельтевская Нателла Вахтанговна, доктор педагогических наук, профессор кафедры
управления персоналом и психологии Саратовский социально-экономичеcкий институт (филиал) РЭУ имени В.Г. Плеханова (410003, Россия, Саратов, улица Радищева, 89, e-mail: teltevskaya @rambler.ru)
Аннотация. Цель: теоретическое обоснование педагогических условий эффективной организации самостоятельной работы студентов в соответствие с требованиями ФГОС. Методы: теоретический анализ и синтез научных источников, изучение педагогического опыта преподавателей, позволившее проанализировать состояние проблемы и выявить особенности организации самостоятельной работы студентов с целью повышения её эффективности. Результаты: предложен комплекс педагогических условий, реализация которого позволит на основе учёта личностных и образовательных возможностей студентов формировать готовность к активной самостоятельной работе, создавать предпосылки для их творческой самореализации в профессиональной деятельности. Научная новизна: впервые получил обоснование комплекс педагогических условий, доказана необходимость специально разработанной программы с учетом этапов выполнения заданий для самостоятельной работы и особенностей специализации. Практическая значимость: полученные результаты могут быть использованы в научной и педагогической деятельности с целью повышения качества профессиональной подготовки студентов.
Ключевые слова: самостоятельная работа, педагогические условия, качество профессиональной подготовки, конкурентоспособность.
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF EFFICIENCY DEVELOPING IN NDIVIDUAL
WORK OF STUDENTS
© 2016
Teltevskaya Natella Vahtangovna, Doctor of pedagogics, Professor of Management and Psychology Department Saratov socio-economic institute (filial branch) of Plekhanov Russian University of Economics (410003, Russia, Saratov, streetRadishcheva, 89, e-mail: teltevskaya @rambler.ru)
Abstract. Aim: theoretical reasons for using of pedagogical conditions in organizing individual work of students according to the federal state educational standards. Methods: theoretical research of scientific resources and practical experience of university professors, which helped to analyze the problem and point out the peculiarities of individual student work organization to make it more efficient. Results: the necessary set of pedagogical conditions is represented taking in consideration the educational and personal opportunities of students which helps to involve a student into active cognitive and creative work. Scientific novelty: the set of pedagogical conditions is formulated for the first time, the necessity of specially developed program considering stages of individual and special tasks done by students has been proven. Practical value: the results can be used in in scientific and pedagogical work to improve the quality of professional training of students.
Keywords: individual work, pedagogical conditions, quality of professional training, competitiveness
Конкурентоспособность выпускника современного вуза является существенным показателем их профессиональной квалификации и во многом обусловливается его стремлением и готовностью к постоянному пополнению своих знаний. Способность самостоятельно и успешно выполнять производственные функции является важнейшим показателем личности специалиста, который проявляется в мотивировании на постоянное пополнение знаний, в сформированности умений рационально планировать и организовывать свою деятельность. Различные аспекты самостоятельной работы исследовались Н.А. Малиновской, П.И. Пидкасистым, Н.В. Тельтевской, О.Б. Томашевской, З.А. Барышниковой, Н.В. Морозовой, В.А. Одинцовой, М.А. Цываревой, Г.Н. Юшко и другими. Несмотря на множество публикаций, посвящённых самостоятельной работе как одной из форм самообразования студентов, методика её планирования и организации, эффективность инновационных форм недостаточно исследованы в теории профессионального образования, что особенно необходимо в контексте реализации компетентностного подхода.
Понятие «самостоятельная работа» многогранно, оно включает социальный, дидактический, психологический, воспитательный аспекты [1-6]. Задача любого профессионального учебного заведения заключается не только и не столько в передаче студентам определенной суммы знаний, но главное - научить самостоятельно учиться, развивать у будущих специалистов умения применять теоретические положения на практике, сформировать потребность к познанию, способность разбираться в новых научно-технических направлениях, воспитать у них творческое отношение к труду.
Самостоятельная работа является, прежде всего, основным средством реализации социальной задачи, решаемой профессиональной школой, - научить самостоятельно учиться, осуществлять непрерывное образование
в процессе профессиональной деятельности. Её основное назначение заключается, по мнению И.И. Ильясова, в изменении отношений студентов к учению, влияет на их ценностные установки и способствует преобразованию обучения в самообучение [7].
В дидактическом плане самостоятельная работа имеет двоякое назначения, во-первых, является организационной формой обучения, требующей специального времени, места, материального обеспечения, руководства ею и предусматривает различные условия учебной деятельности на плановых занятиях, различных видов практик, подготовку к занятиям и др.; во-вторых, служит методом познания, служащим основой активной и творческой профессиональной деятельности. Исследования в этой области показали, что решение данного вопроса не является однозначным, особенно в контексте реализации компетентностного подхода, что требует привнесения соответствующих изменений в учебном процессе с учётом его многоаспектности.
В психологическом плане самостоятельная работа - это, прежде всего, активная мыслительная деятельность обучающихся, в процессе которой у них развиваются приёмы мышления, вырабатывается индивидуальный стиль умственной деятельности, развивается способность анализировать и синтезировать решаемые учебные задачи, формируются навыки чтения, записи и другие действия. При этом эффективность умственной деятельности во многом зависит от систематизирован-ности знаний.
Воспитательная аспект самостоятельной работы раскрывается в формировании профессионально-личностных качеств будущего специалиста, и, прежде всего, таких, как научное мировоззрение, самостоятельность, организованность, целеустремленность, трудолюбие, инициатива, творчество, готовность к профессиональной деятельности и т.д.
Тельтевская Нателла Вахтанговна ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ...
Согласимся с мнением Е.В. Щербаковой о том, что самостоятельность следует также рассматривать как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста высшей квалификации [7]. Для оптимизации организации самостоятельной работы следует определить её специфические черты, в частности её содержательную направленность, определяющую какие знания, умения, навыки, мотивы, приёмы учебной деятельности необходимо сформировать. Через использование методов обучения должны проявиться основные характеристики профессиональной деятельности, прививаться необходимые деловые качества. Надлежит не только предусмотреть усиление профессиональной направленности изучаемых дисциплин, но и создания условий для эффективного овладения студентами профессиональными знаниями как на академических занятиях, так и вне их.
Важнейшим фактором, оптимизирующим самостоятельную работу, выступает осознание студентами роли самостоятельности для профессионального становления, устойчивости выбора профессии, понимания её социальной и личностной значимости, обращенности в перспективу своей будущей производственной деятельности. Данный фактор обусловливает видение будущими специалистами скрытых резервов повышения эффективности самообучения, повышения уровня своей профессиональной подготовки, связанной с умениями самостоятельно формулировать цели своей деятельности и выбора ее ориентировочной основы.
Для этого необходимо создавать условия, предполагающие достижение определенного результата [8-0000]. Под педагогическим условием, вслед за Н.М. Борытко, мы понимаем внешнее обстоятельство, сознательно сконструированного педагогом [14]. Учитывалось также мнение В.И. Андреева, полагающего, что педагогические условия есть результат «целенаправленного отбора, конструирования и применение элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения» [15, с. 124].
К числу наиболее значимых условий относим:
Учет психолого-педагогических и возрастных особенностей студентов. Основной особенностью профессиональной подготовки является то, что студенты, как правило, имеют различные личностные характеристики (например, их отличает образовательный ценз, уровень мотивации на овладение специальностью, ранее сформированные умения, степень готовности к самостоятельной деятельности и др.). Все это существенно усложняет групповое обучение по однотипным программам. С учетом этих специфических особенностей обучающихся еще большее значение приобретает их индивидуальная самостоятельная работа, когда каждый студент организует свою учебную подготовку к занятиям с учетом своих личностных и образовательных возможностей.
Формирование готовности к активной самостоятельной работе является одной из главнейших задач профессионального образования. Понятие «готовность к самостоятельной работе» - довольно широкое и многоплановое. Прежде всего, готовность включает уровень знаний и сформированных навыков по пройденным учебным дисциплинам, а также знаний, полученных ранее. Кроме этого, у каждого студента должны быть достаточно развиты и общеучебные умения (правильно вести конспект, умело пользоваться литературой, находить нужную информацию, рационально планировать свою самостоятельную деятельность, уметь оптимально отбирать необходимые средства обучения и правильно их применять и т.д.). В этой связи очень важно квалифицированно оценивать все без исключения компоненты готовности по различным учебным дисциплинам. Характерными этапами этой оценки являются: начало обучения в учебном заведении, начало изучения группы родственных дисциплин, начало изучения конкретной дисциплины (раздела курса), новый вид учебной дея-
тельности.
Особую сложность представляет определение психологического компонента готовности к самостоятельной работе (установки и мотивы на качественное выполнение заданий, волевые проявления, общий уровень мыслительной деятельности и др.) Сложно отдать предпочтение в процессе оценивания какому-либо ее отдельному структурному элементу. Например, если обучающийся имеет хорошие интеллектуальные способности, но в то же самое время не умеет рационально планировать свое рабочее время, не организован, не проявляет целеустремленности, трудолюбия, инициативы, творческого подхода, то результаты его самостоятельной деятельности могут быть низкими.
В этой связи очень важно квалифицированно оценивать все без исключения компоненты готовности [1620]. Каждый из них может существенно повлиять на данный показатель.
Степень готовности обучающихся к самостоятельной работе носит вероятностный характер и зависит от подготовленности каждого из них в отдельности. Крайне важно систематически оценивать этот показатель, анализировать полученные результаты и при необходимости своевременно принимать меры по его повышению. Для более объективного оценивания степени готовности студентов к самостоятельной работе целесообразно использовать различные методы: целенаправленное наблюдение, устный опрос, анкетирование, тесты, психологические методики.
Самостоятельная работа сочетает в себе, как правило, репродуктивную и творческую деятельность, совершенствование которой связано с оптимальным выбором форм и методов работы. Целесообразно использовать различные формы и виды, благодаря которым должны проявиться основные характеристики профессиональной деятельности, прививаться необходимые деловые качества и готовность к выполнению трудовых функций. Особое значение в организации самостоятельной работы приобретает учебное задание, структура, содержание и характер которого должны способствовать вовлечению обучающихся в поисковую познавательную деятельность, вызывать интерес к работе, развивать творческое мышление.
Задания для самостоятельной могут быть теоретическими и практическими. В соответствии с профилем подготовки задания могут быть теоретически-профессиональными и практически-теоретически-профессиональными и практически-профессиональными. Эффективность самостоятельной работы обеспечивается разработкой и применением комплексных практических заданий, имеющих профессиональную направленность. При этом необходимо определить, какие конкретно профессиональные или учебные навыки и умения необходимо сформировать у студентов в процессе выполнения того или иного задания. Выполнение таких заданий содействует овладению умственными приёмами умственной деятельности (в частности, приёмом широкого переноса) и развитию способности к самостоятельной экстраполяции знаний и умений на новые ситуации; усмотрение проблемы в традиционной ситуации; умение видеть альтернативу решения проблемы; комбинировать ранее известные способы, находить новый способ решения.
Комплексные задания обеспечивают формирование у студентов необходимых профессиональных умений и навыков. Для обеспечения системности в усвоении знаний целесообразно предъявлять последовательно усложняющиеся задания (как внутри одной дисциплины, так и на междисциплинарном уровне). В своей совокупности такие задания образуют целостную систему, структура которой учитывает объективное существование междисциплинарных связей, предполагает выявление общности и различий в самостоятельной работе по изучаемым дисциплинам, что позволяет, с одной стороны, форми-
Тельтевская Нателла Вахтанговна педагогические
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ... науки
ровать у студентов необходимые для производственной деятельности практические умения, а с другой стороны, вызывает у них значительный интерес к их выполнению, обеспечивает развитие потребности в творческой самостоятельной работе. Этому будут способствовать задания, направленные на развитие творческого мышления, проявляющегося в умении оригинально отвечать на поставленный вопрос, конкретно формулировать наиболее значимые проблемы и видеть рациональные пути их разрешения, предлагать наилучшее практическое применение изучаемым теоретическим вопросам и т.п. Поэтому «самостоятельная работа должна способствовать максимальному раскрытию у будущего специалиста его творческого потенциала» [21, 22], в силу чего задания для самостоятельной работы преимущественно должны иметь поисковый, проблемный характер. Вместе с тем, исследования показывают, что многие обучающиеся в условиях интенсивного обучения испытывают недостаток времени при выполнении самостоятельной работы. В результате определенная часть из них выполняет задания поверхностно, приспосабливается к лимиту времени, работает не систематически. Поэтому целесообразно регламентировать объем выдаваемых студентам заданий в соответствии с реальным бюджетом времени, отводимому на самостоятельную работу.
Целенаправленное педагогическое руководство самостоятельной работой имеет особое значение и заключается в умениях преподавателей ставить конкретные задачи обучающимся по выполнению различных её видов, давать сведения об объёме, сроках выполнения, оказывать помощь в планировании и овладению методикой самостоятельной работы, способствовать её выполнению при минимальных затратах, побуждать их к самоанализу и взаимопомощи. Значимым моментом является межличностное взаимодействие, благодаря которому «творческий потенциал субъектов образовательного процесса реализуются наиболее полно и достигает качественно нового уровня развития и содействует созданию предпосылок для творческой самореализации в профессиональной деятельности» [23]. Такое сотрудничество обеспечивается такой организацией учебного процесса, способствующей тому, что студент не только усваивает знания и способы их получения, но и сам создает новые знания и приобретает новый опыт, что является личностно значимым и действенным источником развития творческих способностей. Сами преподаватели при этом должны быть творческими личностями. От способности преподавательского состава организовать самостоятельную учебную работу студентов, обучать их рациональным приёмам, планированию своей учебной деятельности, осуществлять самоконтроль выполненных заданий - в значительной степени зависит эффективность обучения. Основной формой вооружения обучающихся научной методикой самостоятельной работы является плановые занятия. Уже на самых первых занятиях нужно знакомить студентов с особенностями самостоятельной работы по данной учебной дисциплине, со структурой и спецификой учебных заданий и методикой их выполнения, давать рекомендации по планированию учебной работы. На академических занятиях необходимо обращать постоянное внимание на умение правильно конспектировать, давать рекомендации по работе с учебниками, справочниками и т.п. На практических и лабораторных занятиях, во время консультаций и при выполнении различного рода упражнений целесообразно проверять обученность студентов рациональным методам и приёмам самостоятельной работы.
Для целенаправленного и эффективного руководства этим процессом необходимо определить, какие конкретно профессиональные или учебные навыки и умения необходимо сформировать у обучающихся в процессе выполнения того или иного задания. Поэтому необходимо готовить студентов к этой работе по специально разработанной программе с учетом этапов обучения и 264
особенностей специализации. Опыт разработки и применения таких программ показывает, что ее желательно представить в виде матрицы-системы заданий различного уровня (локальные, частносистемные, внутридис-циплинарные, междисциплинарные).
Качество выполнения самостоятельной работы существенным образом зависит от ее планирования, которое предусматривает: а) определение оптимального объёма времени по различным учебным курсам, темам и занятиям; б) оптимизацию составления расписания занятий, экзаменов и зачетов с учетом реального бюджета времени на самостоятельную работу; в) планирование самими студентами своей самостоятельной работы. Наиболее сложным вопросом планирования является определение оптимальных затрат времени. Как показали исследования, целесообразно проводить по следующей методике: определение тематики и характера самостоятельной работы по каждому учебному курсу; определение фактических затрат времени обучающимися; изучение реального времени, затрачиваемого в среднем по различным учебным курсам на самостоятельную работу в целом и по отдельным ее видам (работа с учебником, конспектирование, вычерчивание схем и т.д.). В связи с этим целесообразно регламентировать объём заданий в соответствии с реальным бюджетом времени, отводимому на самостоятельную работу.
Следовательно, планирование является важным элементом педагогического руководства. Оптимизация такого планирования позволяет улучшить условия проведения самостоятельной работы, повысить ее общую организацию, создает предпосылки для повышения качества и интенсивности подготовки специалистов. Механизм самостоятельной работы заключается в наличии у студента целевой установки на выполнение учебного задания, мотивации деятельности, применении различных учебных умений и навыков для реализации на практике своих умственных (физических) способностей. Надлежит предусмотреть поэтапность выполнения самостоятельной работы.
На подготовительном этапе решаются задачи учебно-методического и материально-технического плана (обеспечения учебной литературой, методическими рекомендациями, техническими средствами, наглядными пособиями и т.д.), успешное решение которых в значительной степени зависит от умелого руководства самостоятельной работой и организованности самих студентов, получении ими консультативной помощи. необходимой и дополнительной информации, выбора средств и т.п., благодаря чему студент, как обоснованно подмечает И. Ковалевский, «может выстраивать индивидуальную траекторию самообучения» [23].
Второй этап, связанный с непосредственным выполнением учебного задания, характеризуется готовностью студентов к выполнению задания. Принято выделять следующие уровни готовности: теоретический (владение необходимыми знаниями) и практический (сформи-рованность умений самостоятельной работы); психологический (установки, мотивы, эмоционально-волевые проявления, психические состояния и др.); организационный (обеспечение, планирование и т.д.). Особая роль в достижении требуемой готовности принадлежит умениям и навыкам, которые служат своеобразным «инструментом», от искусства владения которым во многом зависит успех в учебной деятельности.
Третий (завершающий) этап самостоятельной работы - этап рефлексии, в процессе которого студенты анализируют и оценивают, насколько глубоко и всесторонне выполнены задания, какие встретили затруднения, сколько им было затрачено при этом продуктивного времени.
Таким образом, самостоятельная работа является неотъемлемой составной частью учебного процесса, его основой. Реализация названных педагогических условий позволяет повысить эффектность самостоятельной АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4(17)
Тельтевская Нателла Вахтанговна
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ...
работы, создать предпосылки для обеспечения подготовки конкурентоспособных специалистов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Любушкина Л.А. Организация самостоятельной работы студентов по дисциплинам психологического цикла // Поволжский педагогический вестник.
2014. № 4 (5). С. 62-64.
2. Третьякова Е.М. Пути повышения эффективности творческой самостоятельной работы студентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 111113.
3. Руднева И.С. К истокам организации самостоятельной работы студентов гуманитарных специальностей во Франции // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 37-39.
4. Пустовалова Н.И., Лазаренко Д.В., Пустовалова
B.Г. Организация самостоятельной работы студентов на основе электронных учебно-методических комплексов // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2012. № 2 (13).
C. 87-90.
5. Железнякова Г.А. Особенности самостоятельной работы студентов при обучении иностранным языкам в неязыковом вузе // Балтийский гуманитарный журнал.
2015. № 3 (12). С. 41-44.
6. Сычёва М.В. Особенности организации самостоятельной познавательной деятельности студентов в учебной аудитории и вне вуза // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 140-144.
7. Щербакова Е.В. Особенности организации самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам // Актуальные вопросы современной психологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2011. - С. 139-141.
8. Набатова Л.Б., Мазилина Н.А. Педагогические условия формирования методической компетентности педагога профессиональной школы в условиях внедрения ФГОС // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6 (28). С. 133-138.
9. Ярыгина Н.А., Залалетдинов А.Р. Психолого-педагогические условия формирования исследовательской компетенции в вузе как фундаментальная основа повышения качества образования магистров // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 124-126.
10. Кондаурова И.К. Перспективы организации профессиональной подготовки будущих учителей // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3 (12). С. 25-27.
11. Шамина Н.П. Анализ психолого-педагогических условий развития профессиональной компетентности будущих педагогов в современных исследованиях // Самарский научный вестник. 2014. № 2 (7). С. 132-135.
12. Ярыгина Н.А. Применение инновационных технологий обучения экономических дисциплин в вузе // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 82-84.
13. Голохвастова Е.Ю., Коростелев А.А. Педагогические условия формирования общих компетенций у студентов-экологов // Карельский научный журнал. 2014. № 3. С. 26-29.
14. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности. - Волгоград: Перемена, 2001. - 181 с.
15. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.
16. Панченко О.В. Сущность понятия «готовность» и уровни готовности учителя к инновационно-маркетинговой деятельности // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 48-50.
17. Карташова Л.А. Обучение информационным технологиям будущих филологов: стремимся к формированию готовности или компетентности? // Вестник
Гуманитарного института ТГУ. 2012. № 2 (13). С. 48-51.
18. Мельник А.А. Определение критериев готовности будущего учителя физической культуры к внеклассной работе // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 53-56.
19. Злоцкая Е.М., Ясаревская О.Н. Методологические подходы к процессу формирования готовности к профессионально-ориентированному иноязычному общению // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2012. № 4 (08). С. 80-86.
20. Панченко О.В. Формирование условий готовности учителя к самообразованию и осуществлению инновационно-маркетинговой деятельности в общеобразовательной школе // Балтийский гуманитарный журнал. 2012. № 1. С. 23-24.
21. Тельтевская Н.В. . Оптимизация самостоятельной работы студентов с позиций компетентностного подхода // Известия Саратовского государственного университета. Новая Серия. Философия. Психология. Педагогика.
- 2013. - № 3. - С. 118-122.
22. Тельтевская Н.В. Значение компетентностного подхода в повышении качества профессиональной подготовки студентов // Известия Волгоградского педагогического университета. - 2014. - № 9 (95). - С.130-134
23. Ковалевский И. Организация самостоятельной работы студента //Высшее образование в России. - 2000.
- № 1. - С.114-115.