Научная статья на тему 'Типология личности как детерминант личностно-ориентированного обучения'

Типология личности как детерминант личностно-ориентированного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
314
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ / ИНТЕЛЛЕКТ / АДАПТИВНОСТЬ / ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / PSYCHOLOGICAL TYPES / PSYCHOLOGICAL PORTRAITS / INTELLIGENCE / ADAPTABILITY / BEHAVIOURAL REGULATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Горбачева Наталия Анатольевна, Жижин К. С.

Проведен анализ степени однородности психологических портретов с интеллектом, темпераментом и поведенческой регуляцией личности, а также возможности использования типологии Д. Кейрси в построении индивидуальной траектории при обучении студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Горбачева Наталия Анатольевна, Жижин К. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPOLOGY OF PERSONALITY AS DETERMINATIVE OF PERSONALITY-ORIENTED EDUCATION

Results of research of use of typology D. Kejrsi for building of a separate trajectory at training of students. The analysis of degree of uniformity of psychological portraits with intelligence, character and behavioural regulation of the person was made.

Текст научной работы на тему «Типология личности как детерминант личностно-ориентированного обучения»

ФЕВРАЛЬ №2 (239) ЗНиСО

13

3. Адаптационные возможности человека не безграничны, в связи с чем происходит нарушение адаптации, характеризующееся различными болезненными проявлениями.

Следует отметить, что перечисленные проблемы являются важными, но не исчерпывают все аспекты адаптации моряков, работающих в условиях Арктики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Виноградов С.А., Филатова Т.А., Сомонова Т.В. Психоэмоциональный статус моряков арктического флота. «Человек и судно 2000 года»: Матер. X Международного симпозиума по морской медицине. г. Рига, 22—26 сентября 1986 г. - М. - 1986. - С. 19—21.

2. Данишевский Г.М. Патология человека и профилактика заболеваний на Севере. — М. — 1968. — 412 с.

3. Онкина Т.А. Гигиенические и психофизиологические аспекты рационализации режимов труда экипажей

транспортных судов при круглогодовой арктической навигации: автореф. дисс. ... канд. мед. наук. — М., 1987. — С. 10—12.

Сапов И.А., Новиков В.С. Неспецифические механизмы адаптации человека. Ленинград: Наука, 1984. — 146 с. Стенько Ю.М., Виноградов С.А. Влияние комплекса климатических и судовых факторов на состояние психофизиологических функций у моряков арктического флота / Ю.М. Стенько, С.А. Виноградов //Гигиена труда и профессиональные заболевания. — М. — 1986. — № 1. — С. 28—31.

Контактная информация:

Виноградов Семён Аронович, тел.: 8 (495) 954-09-80, e-mail: [email protected]

Contact information: Vinogrsdov Semen, рИоПе: 8 (495) 954-09-80, e-mail: [email protected]

-♦♦♦-

ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ДЕТЕРМИНАНТ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Н.А. Горбачева, К.С. Жижин

TYPOLOGY OF PERSONALITY AS DETERMINATIVE OF PERSONALITY-ORIENTED EDUCATION

N.A. Gorbacheva, K.S. Zhizhin

ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, г. Москва; ГБОУ СПОРО «Ростовский базовый медицинский колледж», г. Ростов-на-Дону

Проведен анализ степени однородности психологических портретов с интеллектом, темпераментом и поведенческой регуляцией личности, а также возможности использования типологии Д. Кейрси в построении индивидуальной траектории при обучении студентов.

Ключевые слова: психологические типы, психологические портреты, интеллект, адаптивность, поведенческая регуляция.

Results of research of use of typology D. Kejrsi for building of a separate trajectory at training of students. The analysis of degree of uniformity of psychological portraits with intelligence, character and behavioural regulation of the person was made.

Keywords: psychological types, psychological portraits, intelligence, adaptability, behavioural regulation.

Одно из необходимых условий реализации моделей личностно-ориентированного обучения в педагогической практике — изучение индивидуальных психологических и физиологических особенностей личности обучающегося, восприятия информации, мотивов, жизненных стратегий и принципов, структуры и степени развития его способностей.

В основе теории психологических типов К. Юнга (1920) лежат четыре психические функции: личностными установками. Разработанный И. Майерс и К. Бриггс опросник для выявления психологических типов по К. Юнгу добавил к базовым основаниям (экстравертный/интроверт-ный, сенсорный/интуитивный, мыслительный/ чувствительный) ещё два элемента — решающий/ воспринимающий.

Д. Кейрси немного упростил методику И. Майерс и К. Бриггс, и на сегодняшний день по его редакции работает ряд научно-исследовательских институтов в США. Данная методика принята в Европе и на Ближнем Востоке, а в России была апробирована группой исследователей во главе с Б.В. Овчинниковым [2].

В целях выяснения возможности использования типологии Д. Кейрси в построении программы личностно-ориентированного обучения в вузе в течение четырех лет (2004—2008 гг.) было проведено обследование 1000 студентов обоего пола в возрасте 17—30 лет трех факультетов Ростовского Государственного медицинского университета (1—6 курсы) и врачей-интернов

Проведенные в США многочисленные исследования подтверждают валидность, надежность данного опросника, широту его применения в исследовании межличностных отношений, профориентации и психологическом консультировании.

Результаты и их обсуждение. Психологический тип — это своеобразный «скелет» личности. Заслуга Д. Кейрси в том, что он сумел выделить и детально описать категории более крупные и ёмкие, чем психологические портреты («типы темперамента») [2]. Существует четыре типа темперамента — БР, SJ, NF, N1", включающие 16 психологических портретов (табл. 1). По мнению Д. Кейрси, все типы темперамента равноправны (с точки зрения равенства их психической полноценности и успешности в борьбе за существова-

14

ЗНиСО ФЕВРАЛЬ №2 (239)

Таблица 1. Современное представление о типах темпераментов

^Р — деятельный иррациональный, SJ — деятельный рациональный, NF — интуитивно-чувственный, МГ — интуитивно-логический)

Холерик Сангвиник Меланхолик Флегматик

SP* SJ* NF* NT*

STP SFP STJ SFJ NFJ NFP NTJ NTP

E I E I E I E I E I E I E I E I

S S S S S S S S N N N N N N N N

T T F F T T F F F F F F T T T T

P P P P J J J J J J P P J J P P

ние), гармоничны, полноценны, позитивны и необходимы человеческому обществу [2]. Один из базовых психологических ресурсов — интеллектуальные возможности личности — лежит в основе самодостаточной, инициативной и продуктивной жизнедеятельности, поэтому ценность психологического типа должна определяться уровнем развития интеллекта. В основе модели типологических портретов Д. Кейрси, как и в классической типологии темпераментов Гиппократа-Павлова, используются четыре признака портрета, каждый из которых может быть представлен на нечеткой шкале предпочтений между двумя полярными точками, характеризующими его крайние проявления (табл. 1).

В обобщенной характеристике психологического типа личности (последняя строка таблицы) первый признак характеризует стратегию взаимоотношений с окружающим миром, т. е. вектор направленности действий (экстраверсия-интроверсия (E-I)).

Остальные признаки характеризуют функцию сбора информации: те конкретные факты, предметные описания или абстракции, общие закономерности (сенсорика-интуиция (S-N)), стратегии принятия решения, т. е. в зависимости от того, чем в основном руководствуется человек, принимая решение, — логика-чувства (T-F); рациональность-иррациональность (J-P) [5]. Четвертый признак характеризует социальную мобильность личности, отношение к переменам, склонность к рассудительности или импульсивности [5]. Шкале J — P приписывают индикатор-

ные свойства, с помощью которой определяется установка личности по отношению к внешнему миру, т. е. превалирует либо решение (на основе мышления или чувства), либо восприятие (сенсорное или интуитивное). Естественно, что тогда формирование модели типов темперамента должно строиться на основании одних и тех же признаков: либо SJ, SP, N1, ОТ; либо ОТ, КГ, ST, SF. Современная система образования, декларируя личностно-ориентированное обучение, тем не менее игнорирует данный феномен, усредняя возможности восприятия и переработки информации обучаемыми. Психологические портреты, объединенные типом темперамента по Д. Кейрси, однородны по уровню интеллекта индивида, но успешность обучения отдельно взятой личности коррелирует с величиной адаптационного потенциала. Таким образом, уровень развития профессионально значимых функций, психологические и психофизиологические особенности личности должны быть в обязательном порядке учтены при организации учебного процесса. В противном случае наступает адаптационный срыв, особенно заметный в старших возрастных группах обучаемых (табл. 2).

При организации учебно-воспитательного процесса необходимо учитывать, что использование методики Д. Кейрси должно быть основано на типологических портретах. Такое дифференцирование признаков поможет оценить способность каждого психологического типа к учебной мотивации, которая в значительной степени определяет успешность обучения и выступает в каче-

Таблица 2. Уровни коэффициента адаптации к учебной нагрузке у врачей-интернов (по Р.М. Баевскому, п = 500 чел.)

Периоды обучения (семестр) Показатель коэффициента адаптации Типы темпераментов по Д. Кейрси

SP SJ NF NT

Начало 1 45 46 47 43

2 35 30 33 35

3 11 18 15 12

4 5 43 3 5

5 3 1 2 5

Итого 100 100 100 100

Окончание 1 35 20 44 30

2 65 72 40 59

3 - 7 14 11

4 - 1 2 -

5 - - - -

Итого 100 100 100 100

ФЕВРАЛЬ №2 (239) ЗНиСО

15

стве значимой многофакторной детерминации, обусловливающей специфику учебной ситуации в каждый временной интервал, что будет способствовать более динамичному, естественному усвоению учебной информации без срыва адаптации, связанной с учебной нагрузкой, и без отклонений в состоянии здоровья.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Психология и психоанализ характера: Хрестоматия по психологии и типологии характеров / Сост. Д.Я. Райго-родский. — Самара, 2000. — С. 5—6.

2. Холодная М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума. - М.: ПЕРСЭ, 2002. - С. 2—3.

Бриггс-Майерс И., Мак-Колли М.Х., Хэммер А.Л. Типология Майерс-Бриггс / Психология индивидуальных различий // Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.М. Романова. - М.: «ЧеРо», 2002. - С. 1—2.

Дружинин В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. - М.: ПЕРСЭ, 2001. - 315 с.

Контактная информация:

Горбачева Наталия Анатольевна, тел.: 8 (985) 483-96-43, e-mail: [email protected]

Contact information:

Gorbacheva Nataliya, phone: 8 (985) 483-96-43, e-mail: [email protected]

РОЛЬ ОБРАЗА ЖИЗНИ И СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ В ФОРМИРОВАНИИ НАРУШЕНИЙ ЗДОРОВЬЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

С.Н. Кожевников, И.И. Новикова, Ю.В. Ерофеев

ROLE OF THE WAY OF LIFE AND SOCIAL FACTORS IN FORMATION OF VIOLATIONS OF HEALTH MEDICAL WORKERS

S.N. Kozhevnikov, I.I. Novikova, Y.V. Yerofeev

Новосибирский НИИ гигиены, Управление Роспотребнадзора по Омской области

Проанализированы данные социологического исследования среди медицинских работников о состоянии здоровья, образе жизни, медицинской активности; удовлетворенности работой в материальном и психоэмоциональном плане. Установлено наличие резервов сохранения здоровья. Дополнительным резервом здоровьесбережения медицинских работников являются факторы, определяющие «образ жизни»: здоровое питание, достаточный объем двигательной активности и более высокий уровень медицинской активности.

Ключевые слова: здоровье,медицинские работники, причинно-следственные связи, кластеры.

Analyzed data from the survey of health workers on health, lifestyle, medical activity, job satisfaction in the material and psycho-emotional level. The presence of a reserve for health. Additional reserve zdorovesberezheniya medical staff are factors that determine the «way of life»: a healthy diet, sufficient physical activity and a higher level of medical activity

Keywords: health, relationships of cause and effect, clusters.

С целью научного обоснования профилактических мероприятий и организации мониторинга здоровья медицинских работников были проанализированы данные социологического исследования субъективной оценки уровня здоровья, образа жизни, медицинской активности, показателей удовлетворенности работой в материальном и психоэмоциональном плане медицинских работников ключевых медицинских специальностей (врачи хирургического профиля (n = 120); врачи диагностического профиля (n = 98); врачи терапевтического профиля (n = 120); лаборанты (n = 120); медицинские сестры (n = 120)

Для формирования программы социологического исследования были использованы модификация опросника оценки качества жизни Short Form Medical Outcomes Study (SF-36), шкалы самооценки по Ч.Д. Спилбергеру.

Проведено сплошное наблюдательное, аналитическое исследование с использованием описательно-оценочных (дескриптивных) и аналитических методов оценки показателей [3].

Распределение вариант бальных оценок, характеризующих показатели образа жизни, питания, двигательной активности, распространенности и интенсивности вредных привычек, по всем изученным группам показателей име-

ли ненормальное распределение. В том числе, с выраженным сдвигом медианы и моды вправо, отмечалось распределение вариант по показателям роли здорового образа жизни в сохранении здоровья, уровня знаний о роли здорового питания и двигательной активности в профилактике нарушений здоровья. Менее выраженный сдвиг моды и медианы вправо отмечался по результатам бальных оценок фактического питания и фактической двигательной активности. Выраженный сдвиг влево - по показателям интенсивно -сти табакокурения и употребления алкоголя. Результаты бальных оценок можно рассматривать как положительные, способствующие на групповом уровне внутри профессиональной когорты медицинских работников сохранению и укреплению здоровья.

Результаты бальных оценок в части медицинской активности свидетельствовали об общем для когорты низком уровне, о чем свидетельствует сдвиг медианы влево при 50-бальной моде. Фактор медицинской активности следует рассматривать как значимый фактор реализации резервов сохранения и укрепления здоровья медицинских работников [1; 2; 4].

Показатели вероятности формирования нарушений здоровья в исследуемой когорте оцени-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.