ФЕВРАЛЬ №2 (239) ЗНиСО
11
обработанной химическими средствами защиты растений (Я = 0,73; р < 0,05). Однако достоверные связи определились лишь при смещении данных о состоянии среды на 1—2 года, то есть эффекты воздействия в виде ВА проявляются через 1—2 года после воздействия химического фактора соответствующей интенсивности.
Таким образом, первичная заболеваемость детского населения врожденными аномалиями и уровень первичной инвалидизации статистически достоверно связаны с общим объемом выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, пестицидной нагрузкой на гектар пашни и площадью химической обработки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гудинова Ж.В., Овчинникова Е.Л., Фокин М.В. и др. Научное обоснование перечня показателей инвалидно-
сти детей для социально-гигиенического мониторинга /Н.В. Гудинова [и др.] //Здоровье населения и среда обитания. - 2005. - № 8 (149). - С.7—11.
Максимова Т.М., Белов В.Б., Лушкин Е.П. и др. Состояние здоровья, условия жизни и медицинское обеспечение детей в России. - М.: ПЕР СЭ, 2008. - 367 с.
Щербо А.П., Киселев А.В. О проблеме эколого-гигиенических маркеров в аспекте доказательной медицины //Гигиена и санитария. - 2004. - № 6. - С.5—8.
Контактная информация
Мирсаитова Гузель Талгатовна, тел. 8 (917) 256-24-56, e-mail:Guzel [email protected]
Contact information: Mirsaitova Gusel, phone 8 (917) 256-24-56, e-mail:Guzel [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АДАПТАЦИОННЫХ РЕАКЦИЙ ОРГАНИЗМА МОРЯКОВ В УСЛОВИЯХ ВЫСОКИХ ШИРОТ
В.И. Зайцев, С.А. Виноградов
FEATURES OF FORMATION OF ADAPTIVE REACTIONS OF SAILORS AT HIGH LATITUDES
V.I. Zaitsev, S.A. Vinogrsdov
ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора, г. Москва
Представлен анализ литературных источников, посвященных изучению адаптационных процессов у моряков при работе в Арктике. Выделены основные климатические, судовые и социальные факторы, обусловливающие развитие напряжения в функциональных системах организма моряков. Выделены основные проблемы адаптации моряков, требующие дальнейшего изучения в рамках Отраслевой научно-исследовательской программы «Гигиеническое обоснование минимизации рисков для здоровья населения России» (на 2011—2015 гг.).
Ключевые слова: адаптационные процессы у моряков, функциональные системы организма, стресс-ситуации, психоэмоциональная сфера, условия плавания, сенсорная деприватизация.
The analysis of the literature on the study of the flow of adaptation processes in sailors at work in the Arctic. The basic climatic, courts and social factors that contribute to the development of tension in the functional systems of the body of sailors. The basic problem of adaptation of seamen for further study in the branch research program «Hygienic substantiation minimize risks to health in Russia» (2011—2015).
Keywords: adaptation processes in sailors, functional systems of the body, stress situations, psycho-emotional sphere, sailing conditions, sensory deprivatisation.
Труд моряков арктического флота протекает в сложных климатических, судовых и социальных условиях. Дальнейшее развитие арктического судоходства с целью обеспечения круглогодовой навигации по Северному морскому пути, которое предусмотрено «Стратегией развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года», (утвержденной Правительством Российской Федерации), ставит ряд важных задач, к числу которых можно отнести здоровье моряков. Известно, что под влиянием природных и судовых факторов в организме моряков происходят адаптационные изменения, позволяющие в течение определенного времени поддерживать устойчивую работоспособность, необходимую для выполнения служебных обязанностей.
В морской медицине специфика проблемы адаптации моряков определяется, прежде всего, относительно коротким временем приспособления моряков к многообразию новых условий жизнедеятельности. Относительная кратковремен-
ность и многократность периодов воздействия неблагоприятных судовых и природных факторов — основные отличия адаптации моряков в сравнении с коренным и пришлым населением Крайнего Севера.
Следует признать, что процессы адаптации моряков к условиям Арктики изучены недостаточно. Практически нет работ по изучению отдаленных последствий трудовой деятельности моряков, длительное время работающих в экстремальных условиях Арктики, в связи с чем включение в основные направления Отраслевой научно-исследовательской программы «Гигиеническое обоснование минимизации рисков для здоровья населения России» (на 2011—1015 гг.) (утв. Роспотребнадзором) таких задач, как, например, обоснование новых теоретических положений о региональных особенностях вклада факторов среды обитания в формирование показателей здоровья различных групп населения и расширение знаний особенностей формирования
12
ЗНиСО ФЕВРАЛЬ №2 (239)
адаптационных реакций организма человека к их воздействию, позволило бы продолжить исследования, проводившиеся на флоте 20—25 лет назад.
Анализ результатов исследований по изучению протекания адаптационных процессов у моряков при работе в Арктике позволил систематизировать факторы, обусловливающие развитие напряжения в функциональных системах организма моряков:
• стресс-ситуации, связанные с экстремальными условиями плавания: суровые погодные условия, частые и резкие перепады температуры воздуха, скорости ветра и атмосферного давления (до 20 мм и более), длительная полярная ночь и т. д.;
• производственные стрессоры: риск ледового плавания, возможность возникновения аварийной ситуации при ошибочных или несвоевременных действиях, особенно при дефиците времени; высокая степень нервно-психической нагрузки специалистов операторского профиля (длительность сосредоточенного наблюдения, составляющая до 95 % вахтенного времени, большое число переключений внимания (394 за вахту); значительное число важных объектов контроля и наблюдения (порядка 90 и др.);
• стрессоры психосоциальных и физиологических ограничений: сенсорная деприватизация, включая суженный круг социального общения, ограничение привычного потока информации, длительная сексуальная абстиненция и др.
Приведенное разделение стрессоров весьма условно, т.к. известно, что наличие стрессора не всегда приводит к развитию стрессовой реакции.
Как известно, возможное охлаждение организма, особенно в зимний период навигации — один из ведущих неблагоприятных факторов в Арктике, в связи с этим интересна динамика акклиматизационных процессов моряков в зависимости от длительности контакта с холодовым фактором и сезона.
В летне-осенний период навигации функциональные изменения терморегуляторных реакций соответствуют, в основном, классическим фазам акклиматизации человека к холоду [2]. Однако, время их наступления было несколько пролонгировано: I фаза адаптации завершается к 20-му дню плавания (в береговых условиях — к 3—7-му дню);
II фаза — к 50-му дню (на берегу — к 10—14-му дню); III фаза начинается с 50-го дня ( в береговых условиях — с 25—30-го дня ).
В зимне-весенний период навигации I фаза адаптации («ориентировочная») завершается лишь к 35-му дню пребывания в Арктике; во II фазе адаптации (препатологическая) преобладают элементы «патофизиологической» реактивности, которая выражается высокой степенью термо-ассиметрии кистей (от 1 до 1,6 °С). Наступление
III фазы (фаза «нормализации») в зимний период не отмечается (в летне-осенний период — к 50-му дню рейса).
В ряде работ было показано, что психическое состояние моряка становится первым и наиболее чувствительным индикатором происходящих изменений в организме, выражающихся в виде психоэмоционального напряжения при воздействии
неблагоприятных факторов окружающей среды и Я| экстремальных производственных ситуаций [4]. S
Большое значение при изучении причин воз- ^ никновения психоэмоционального напряжения у моряков придается не только длительному воздействию на организм комплекса неблагоприятных геометеорологических факторов, но и специфике ^ трудовой деятельности: плавание в арктических 1— широтах (во льдах) с постоянно существующей опасностью возникновения аварийных ситуаций. Трудовая деятельность в таких условиях рассматривается как стресс-ситуация, а работа экипажа в целом — как напряженный труд, протекающий в стрессовых условиях. Со стороны психоэмоциональной сферы отмечается внутренняя напряженность, неудовлетворенность ситуацией, высокая, но плохо организованная активность, неустойчивость настроения при высоком контроле поведения.
Фаза «стартового» напряжения сменяется затем выходом организма на оптимальный уровень функционирования или фазой адаптации, длительность которой, по показателям различных функциональных систем организма, определяется до трёх месяцев непрерывного плавания.
В дальнейшем, начиная с четвёртого месяца плавания, появляются и нарастают функциональные изменения, свидетельствующие о наступлении III фазы, — дезадаптации. В этот период для психоэмоционального статуса характерно нарастание внутренней напряжённости, негативной оценки ситуации, затруднение социальных контактов, непредсказуемость поведения. Таким образом, нервно-эмоциональная сфера наиболее чувствительна к условиям арктического плавания: отмеченные изменения проявляются с ранних сроков плавания и отличаются большей напряженностью [3].
При планировании исследований в рамках Программы на 2011—2015 гг. следует учитывать, что процессы адаптации моряков к арктическим условиям плавания должны рассматриваться не только с учетом лежащих в их основе механизмов, но и с точки зрения их практического значения. Для правильного определения направленности и степени проявления адаптационных изменений необходимо все процессы, происходящие в организме и его взаимодействие с окружающей средой, рассматривать в соотношении успешности профессиональной деятельности и ее физиологической цели.
В связи с этим можно сформулировать три основные проблемы адаптации моряков [4]:
1. Контроль процесса адаптации (реадаптации), установка критериев относительно устойчивой адаптации различных специалистов, разработка мер для стимуляции адаптационных процессов и поддержания соответствующей приспособляемости моряков к условиям труда.
2. Оценка изменений функции организма моряков по их отношению к процессу адаптации. Следует выделять действия адаптации, развитие которых следует стимулировать, и появление неблагоприятных действий, требующих противодействия как воздействием на человека, так и нормализацией условий среды;
ФЕВРАЛЬ №2 (239) ЗНиСО
13
3. Адаптационные возможности человека не безграничны, в связи с чем происходит нарушение адаптации, характеризующееся различными болезненными проявлениями.
Следует отметить, что перечисленные проблемы являются важными, но не исчерпывают все аспекты адаптации моряков, работающих в условиях Арктики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Виноградов С.А., Филатова Т.А., Сомонова Т.В. Психоэмоциональный статус моряков арктического флота. «Человек и судно 2000 года»: Матер. X Международного симпозиума по морской медицине. г. Рига, 22—26 сентября 1986 г. - М. - 1986. - С. 19—21.
2. Данишевский Г.М. Патология человека и профилактика заболеваний на Севере. — М. — 1968. — 412 с.
3. Онкина Т.А. Гигиенические и психофизиологические аспекты рационализации режимов труда экипажей
транспортных судов при круглогодовой арктической навигации: автореф. дисс. ... канд. мед. наук. — М., 1987. — С. 10—12.
Сапов И.А., Новиков В.С. Неспецифические механизмы адаптации человека. Ленинград: Наука, 1984. — 146 с. Стенько Ю.М., Виноградов С.А. Влияние комплекса климатических и судовых факторов на состояние психофизиологических функций у моряков арктического флота / Ю.М. Стенько, С.А. Виноградов //Гигиена труда и профессиональные заболевания. — М. — 1986. — № 1. — С. 28—31.
Контактная информация:
Виноградов Семён Аронович, тел.: 8 (495) 954-09-80, е-mail: [email protected]
Contact information: Vinogrsdov Semen, phone: 8 (495) 954-09-80, е-mail: [email protected]
-♦♦♦-
ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ДЕТЕРМИНАНТ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
Н.А. Горбачева, К.С. Жижин
TYPOLOGY OF PERSONALITY AS DETERMINATIVE OF PERSONALITY-ORIENTED EDUCATION
N.A. Gorbacheva, K.S. Zhizhin
ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, г. Москва; ГБОУ СПОРО «Ростовский базовый медицинский колледж», г. Ростов-на-Дону
Проведен анализ степени однородности психологических портретов с интеллектом, темпераментом и поведенческой регуляцией личности, а также возможности использования типологии Д. Кейрси в построении индивидуальной траектории при обучении студентов.
Ключевые слова: психологические типы, психологические портреты, интеллект, адаптивность, поведенческая регуляция.
Results of research of use of typology D. Kejrsi for building of a separate trajectory at training of students. The analysis of degree of uniformity of psychological portraits with intelligence, character and behavioural regulation of the person was made.
Keywords: psychological types, psychological portraits, intelligence, adaptability, behavioural regulation.
Одно из необходимых условий реализации моделей личностно-ориентированного обучения в педагогической практике — изучение индивидуальных психологических и физиологических особенностей личности обучающегося, восприятия информации, мотивов, жизненных стратегий и принципов, структуры и степени развития его способностей.
В основе теории психологических типов К. Юнга (1920) лежат четыре психические функции: личностными установками. Разработанный И. Майерс и К. Бриггс опросник для выявления психологических типов по К. Юнгу добавил к базовым основаниям (экстравертный/интроверт-ный, сенсорный/интуитивный, мыслительный/ чувствительный) ещё два элемента — решающий/ воспринимающий.
Д. Кейрси немного упростил методику И. Майерс и К. Бриггс, и на сегодняшний день по его редакции работает ряд научно-исследовательских институтов в США. Данная методика принята в Европе и на Ближнем Востоке, а в России была апробирована группой исследователей во главе с Б.В. Овчинниковым [2].
В целях выяснения возможности использования типологии Д. Кейрси в построении программы личностно-ориентированного обучения в вузе в течение четырех лет (2004—2008 гг.) было проведено обследование 1000 студентов обоего пола в возрасте 17—30 лет трех факультетов Ростовского Государственного медицинского университета (1—6 курсы) и врачей-интернов
Проведенные в США многочисленные исследования подтверждают валидность, надежность данного опросника, широту его применения в исследовании межличностных отношений, профориентации и психологическом консультировании.
Результаты и их обсуждение. Психологический тип — это своеобразный «скелет» личности. Заслуга Д. Кейрси в том, что он сумел выделить и детально описать категории более крупные и ёмкие, чем психологические портреты («типы темперамента») [2]. Существует четыре типа темперамента — БР, SJ, NF, N1", включающие 16 психологических портретов (табл. 1). По мнению Д. Кейрси, все типы темперамента равноправны (с точки зрения равенства их психической полноценности и успешности в борьбе за существова-