Научная статья на тему 'Психологические типы студентов при обучении в техническом вузе (на примере Московского политехнического университета)'

Психологические типы студентов при обучении в техническом вузе (на примере Московского политехнического университета) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
654
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП / ТИПИЗАЦИЯ КЕЙРСИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ / PSYCHOLOGICAL TYPE / TYPING OF DAVID KEIRSEY / PSYCHOLOGICAL PREFERENCES / INFLUENCE OF SOCIAL FACTORS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аниськина Марфа Сергеевна

В условиях постоянно меняющейся социальной ситуации одним из важных исследовательских вопросов становится необходимость изучения психологических признаков и показателей, характеризующих своеобразие поведения человека в социуме. Специфика типизации личности в психологической науке состоит в разработке таких моделей, которые будут отражать закономерности поведения людей. На основе этого появляется возможность предположить поведение человека, прогнозировать его деятельность. На основании этого возможно выстраивать модели развития и обучения человека с учётом его индивидуальности и принадлежности к определённому психологическому типу. При применении типизации возможно определить внутренние изменения человека, развитие его характера, а также изменение его предпочтений. На примере применения типизации Д. Кейрси для студентов заочного отделения Московского политехнического университета выявлена динамика психологических характеристик студентов и её взаимосвязь с социальными факторами. В основе классификации Кейрси находятся глубинные интересы личности. За основу принадлежности к тому или иному типу принимается то, чем сам человек хотел бы заниматься, то, что нравится самому человеку, что вызывает у него позитивные эмоции. При проведении тестирования каждый отвечающий исследуется по четырём биполярным шкала: Е, extravertion I, introvertion; S sensation N, intuition; Т, thinking F, feeling; J, judgment Р, perception. Выявлено, что в процессе обучения в вузе, при получении профессии, при приобретении новых знаний, а также при необходимости адаптации к меняющимся социальноэкономическим условиям у студентов происходят изменения в психологических характеристиках, в том числе в характере, предпочтениях, учёте факторов, на основании которых принимаются решения и делаются выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological types of students of technical University (On the example of the Moscow Polytechnic University)

In a constantly changing social situation one of the important research questions is the need of studying the psychological characteristics and key figures that characterize the uniqueness of human behavior in society. The specificity of the typing of personality in psychological science is to develop such models that reflect patterns of human behavior. Based on this it is possible to assume the human behavior, to predict his/her activity. Based on this, it is possible to build a model of development and human studying, taking into account his/her individuality and belonging to a certain psychological type. In the application of the typing it is possible to determine the internal change of the person, development of his character, and changes of his preferences. For example, the application of the typing of David Keirsey for students of the Department of part-time education of Moscow Polytechnic University reveals the dynamics of psychological characteristics of students and its relationship with social factors. The typing of David Keirsey is based on the underlying interests of the individual. The basis of belonging to a particular type is accepted what the man himself would like to do, what he likes and what gives him positive emotions. When testing each meeting is examined on four bipolar scale: E, extravertion I, introvertion; S sensation N, intuition; T, thinking F, feeling; J, judgment-P, perception. It is revealed that in the process of study at the University, of getting the profession and new knowledge, and if it is necessary to adapt to changing social and economic conditions, students change in psychological characteristics, including personality, preferences, given the factors on the basis of which decisions are made and conclusions are drawn.

Текст научной работы на тему «Психологические типы студентов при обучении в техническом вузе (на примере Московского политехнического университета)»

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

УДК 159.9.07:51:316.3 DOI: 10.22412/1999-5644-11-1-3

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПы СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУзЕ (на примере Московского политехнического университета)

Аниськина Марфа Сергеевна,

старший преподаватель Центра гуманитарного образования, AniskinaM@gmail.com, Московский политехнический университет, Институт базовых компетенций, Москва, Российская Федерация

В условиях постоянно меняющейся социальной ситуации одним из важных исследовательских вопросов становится необходимость изучения психологических признаков и показателей, характеризующих своеобразие поведения человека в социуме. Специфика типизации личности в психологической науке состоит в разработке таких моделей, которые будут отражать закономерности поведения людей. На основе этого появляется возможность предположить поведение человека, прогнозировать его деятельность. На основании этого возможно выстраивать модели развития и обучения человека с учётом его индивидуальности и принадлежности к определённому психологическому типу. При применении типизации возможно определить внутренние изменения человека, развитие его характера, а также изменение его предпочтений. На примере применения типизации Д. Кейрси для студентов заочного отделения Московского политехнического университета выявлена динамика психологических характеристик студентов и её взаимосвязь с социальными факторами. В основе классификации Кейрси находятся глубинные интересы личности. За основу принадлежности к тому или иному типу принимается то, чем сам человек хотел бы заниматься, то, что нравится самому человеку, что вызывает у него позитивные эмоции. При проведении тестирования каждый отвечающий исследуется по четырём биполярным шкала: Е, extravertion — I, introvertion; S — sensation — N, intuition; Т, thinking — F, feeling; J, judgment — Р, perception. Выявлено, что в процессе обучения в вузе, при получении профессии, при приобретении новых знаний, а также при необходимости адаптации к меняющимся социально-экономическим условиям у студентов происходят изменения в психологических характеристиках, в том числе в характере, предпочтениях, учёте факторов, на основании которых принимаются решения и делаются выводы.

Ключевые слова: психологический тип, типизация Кейрси, психологические предпочтения, влияние социальных факторов

В условиях постоянно меняющейся социальной ситуации одним из важных исследовательских вопросов становится необходимость изучения психологических признаков и показателей, которые характеризуют и объясняют своеобразие поведения человека в социуме. Специфика классификации и типизации личности в психологической науке состоит в разработке таких моделей, которые будут отражать закономерности поведения людей. Благодаря этому можно прогнозировать поведение человека в тех или иных случаях [3]. На основе этого становится возможным разрабатывать методики обучения, выстраивать модели развития и совершенствования человека с учётом его

индивидуальности и принадлежности к определённому психологическому типу.

Вопрос разработки типизации относится к сложным вопросам. Все люди разные, у каждого человека свой характер, уникальный, неповторимый внутренний мир, заслуживающий чуткого и уважительного к нему отношения. Но, несмотря на огромное множество встречающихся различий среди людей, можно выделить некоторые факторы, позволяющие объединять людей по определённым признакам [4, 5].

Наряду с другими социальными группами, для которых также разрабатываются типизации [1], отдельно выделяется группа студентов. Студенты и студенчество [7] всегда являлись

наглядным отражением социально-психологической атмосферы в обществе. Именно поэтому психологические исследования студенческой деятельности [6] оказывались показателем жизнедеятельности человека в социально-экономических условиях [15, 19].

При разработке типизации выявляются не внешние и поверхностные проявления человека, а то, что находится в их основе, что является фундаментальной, внутренней характеристикой человека и соответствует его природной предрасположенности [2]. Так поставленная задача предполагает работу с глубинными уровнями психики, учёт множества разнообразных факторов и психологических характеристик [8]. Над вопросом классификации и типизации работали такие учёные, как Т. Лири, Э. Фромм, О. Ранк, А. Миллер, А.Ф. Лазурский, В.И. Зацепин и др. [16].

С давнего времени людей интересовал вопрос: почему люди разные, почему у них разный характер? Почему они по-разному поступают, по-разному ведут себя? Что является причиной этого различия? Размышляя над этим вопросом и наблюдая за людьми, Гиппократ создал учение о четырех типах темперамента человека, в котором он систематизировал и описал наблюдаемые типические проявления.

Большое внимание этому вопросу уделял Аристотель. В трактате «Никомахова этика» Аристотель отмечал, что «человек по природе существо общественное». Анализируя вопросы групповых различий (в том числе видовых, расовых, гендерных, социальных), их проявление в психике и в морали, Аристотель полагал, что одной из причин подобных различий являются врожденные факторы.

Дальнейшее развитие этой темы произошло в XVIII-XIX вв. (Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт, К.Д. Ушинский и др.), когда педагоги и просветители разрабатывали вопросы воспитания с учётом индивидуальности ребёнка.

В 1895 году Альфред Бине и Виктор Генри опубликовали работу «Индивидуальная психология» (La psychologie individuelle), где указали контуры новой области и направления исследований, а также ими были сформулированы цель, предмет и методы нового направления в науке. Особое внимание было уделено практическому применению результатов.

В 1900 году Уильям Штерн выпустил книгу «О психологии индивидуальных различий: идеи к дифференциальной психологии». Одним

из первых этот учёный приступил к систематическому изучению индивидуальных различий, также им был предложен термин «дифференциальная психология», именно Штерном были заложены основы этой дисциплины.

Вопросы типизации изучал швейцарский учёный Карл Густав Юнг, основатель аналитической психологии. Юнгом была разработана теория архетипов [13]. Архетипы трактовались как определённая наследуемая структура психики, которая влияет на мысли, чувства, поступки человека. В 1921 году К.Г. Юнг опубликовал книгу «Психологические типы», где была изложена система типологии личности. За основу типизации личности им было предложено понятие «психологическая установка». Предполагается, что эта установка может быть либо экстраверт-ной, либо интровертной. Создание подобной типологии стало инструментом, способным выстроить систему и иерархическую упорядоченность в пространстве огромнейшего множества различных значений психологических показателей. Эта типология позволила сопоставить континуальную природу психологических характеристик и уже выстроенные правила работы на координатной плоскости. Типизация Юнга явилась основой, на которой в дальнейшем было предложено множество дальнейших разработок этого подхода.

В 1923 году в США вышел перевод книги Юнга «Психологические типы». Теория, изложенная в переводе, произвела большое впечатление на Кэтрин Бриггс, которая заинтересовалась подобной классификацией и стала работать над её дальнейшим развитием, позднее в этой работе приняла участие её дочь Изабель Бриггс Май-ерс. Совместно ими был создан опросник MBTI для измерения психологических характеристик и определения склонности личности к тому или иному психотипу. Этот опросник имел очень широкое применение и также применяется в настоящее время.

В дальнейшем на основе теории Юнга и на основе предложенных Бриггс и Бриггс-Майерс результатов профессор психологии Калифорнийского государственного университета Дэвид Кейрси разработал свой вариант классификации типов личности (1956 г.). В 1994 году Б.Г. Овчинников, К.В. Павлов, И.М. Владимирова адаптировали и опубликовали перевод книги Please Understand Me, где описана методика типизации Кейрси. В таком варианте эта методика применяется в настоящее время.

В 2011 году вышел перевод книги Д. Кейрси Please Understand Me II.

В классификации типов Кейрси выделяет 4 характера. Сам Кейрси называл их темпераментами. Для описания типов Кейрси использует греческие имена: Эпиметей, Дионис, Прометей, Аполлон. По мнению автора, характер представителя каждого из типов совпадает с характером соответствующего греческого персонажа.

При применении методики Кейрси за основу принадлежности к тому или иному типу принимается то, что нравится самому человеку и вызывает у него позитивные эмоции, то, чем сам человек хотел бы заниматься. В основе классификации находятся глубинные интересы личности. Принято считать, что группы людей, различающихся по одному или нескольким психологическим качествам, представляют собой различные типы.

При проведении тестирования каждый отвечающий исследуется по четырём биполярным шкалам. Полюсами на этих шкалах являются максимально возможные показатели изучаемого признака. В этой методике процесс определения принадлежности к тому или иному типу чётко алгоритмизирован. В тесте рассматриваются следующие шкалы:

• экстраверсия — интроверсия; (Е, extraver-tion — I, introvertion). E — склонность человека к ориентированности во вне, фокусировка внимания на внешних объектах, на окружающих людях, на событиях, которые происходят во внешнем мире; I — склонность человека к ориентированности на внутренний мир, оперирование абстрактными понятиями, фокусировка внимания на внутренних состояниях, размышлениях, мечтах и идеях. По мнению Д. Кейрси, экстраверты черпают энергию от окружающих, в то время как интровертам после общения требуется отдых для восстановления своих сил. В процентном соотношении в обществе экстраверты преобладают над интровертами;

• сенсорика — интуиция; (S, sensation — N, intuition). S — предпочтение принимать решения на основе «здравомыслия», на основе очевидных фактов, с учётом того, как поступили бы в подобных случаях другие люди; N — предпочтение принимать решения на основе «внутреннего голоса», интуиции, вне зависимости от того, как принято поступать в подобных ситуациях. S — предпочтение основано на фактах, регистрируемых органами чувств; N — предпочтение учитывает предвосхищение, ожидание,

варианты, находящиеся за пределами сознания. S предпочтение, по мнению К. Бриггс и И. Бриггс Майерс, более соответствует восприятию природной среды, в то время как N предпочтение более соответствует восприятию социальной реальности. По мнению Д. Кейрси, процентное соотношение частоты встречаемости S-представителей выше, чем N- представителей;

• мышление — чувство; (Т, thinking — F, feeling). Т — предпочтение принимать решения на основе формальных правил, безличных рассуждений, логических выводов без учёта собственного отношения к возникшей ситуации; F — предпочтение принимать решения с учётом конкретной ситуации, опираясь на гуманность, этические принципы, учитывая субъективность и собственное отношение к рассматриваемому вопросу. Т — предпочтение более соответствует суждению о мире в целом и общепринятым ценностям; F — предпочтение более соответствует частному суждению и личностным ценностям. Т — F единственная шкала из четырёх рассматриваемых шкал, где выявлены тендерные различия: 60% мужчин являются Т-представителями и 60% женщин являются F-представителями;

• суждение, решение, мнение — восприятие; (J, judgment — Р, perception). J — «действие по плану», стремление к принятому решению, определённости, однозначности и чёткости действий в соответствии с принятым решением. Р — стремление не ограничивать ни решения, ни действия заранее фиксированным планом, а зарезервировать как можно больше вариантов зависимости от конкретных условий. J — предпочтение организованности, упорядоченности, чёткости, склонность к соблюдению правил. Р — предпочтение гибкости и спонтанности реагирования на обстоятельства, возможности учёта возникающих факторов, наличия возможности не ограничивать свои решения заранее принятыми ограничениями.

Методика тестирования состоит в следующем: испытуемый отвечает на 70 вопросов, предполагающих выбор одного из вариантов ответа: либо «да», либо «нет». Вопросы выстроены таким образом, что ответы на 10 вопросов соответствуют шкале Е — I, и по 20 ответов соответствуют каждой из шкал: шкале S — N, шкале Т — F и шкале J — Р.

При расшифровке результата по каждой из шкал определяется набор индивидуальных предпочтений, состоящий из 4 латинских букв.

Полученная комбинация 4 букв характеризует индивидуальные, личностные характеристики испытуемого, Д. Кейрси называет их «функциональным портретом». При данной методике возможно 16 различных вариантов функциональных портретов. Для каждого из них есть описание характерных особенностей, предпочтений, склонностей характера, вида деятельности, который нравится человеку, а также рекомендации выбора профессии.

На основе полученных результатов для каждой из указанных шкал выстраивается классификация четырёх интегральных типов темперамента. Различия между выделенными типами определяются по наиболее существенным и устойчивым характеристикам, включая ценностно-мотивационную структуру и поведение человека.

Понятие психологического типа относится к глубинным и устойчивым. Принадлежность к тому или иному типу определяется следующим образом: по шкале «Сенсорика — Интуиция (М)» определяется то, на основании чего испытуемый склонен принимать решения.

Если для испытуемого более естественно ориентироваться на очевидные факты и здравый смысл ^-предпочтение), в таком случае по шкале «Решение !) — Восприятие (Р)» определяется, в каких условиях человеку более естественно и комфортно находиться и действовать: в условиях чёткости и понятности дальнейших действий ^-предпочтение), либо в условиях спонтанности, непосредственности, отсутствия обязательств и заранее заданных правил (Р — предпочтение). В первом случае испытуемый принадлежит к SJ — сенсорно-планирующему типу, во втором случае — к SР — сенсорно-импульсивному типу.

Если для испытуемого более естественно ориентироваться на внутренние ощущения, интуитивные ожидания ^-предпочтения), в таком случае по шкале «Мышление (Т) — Чувство ^)» определяется, к чему человек более склонен: формальному соблюдению общепринятых правил при принятии решений (Т-предпочтение) или принятию решения с учётом собственного отношения к конкретному вопросу предпочтение). В первом случае испытуемый принадлежит к типу МГ — интуитивно-логическому, во втором случае к типу NF — интуитивно-чувственному.

При определении типов личности значения по шкале «Экстраверсия (Е) — Интроверсия (I)»

не оказывают влияния на определяемый тип.

Каждому из типов соответствует 4 функциональных портрета. Тип SP («Дионис»): ESFP, ^Р, ESTP, КТР; тип SJ («Эпиметей»): ESFJ, ISFJ, ESTJ, КТТ; тип ОТ («Аполлон»): ENFJ, INFJ, ЕОТР, ЮТР; тип ОТ («Прометей»): ЕОТ1, ЮТ!, ЕОТР, ШТР. Считается, что в целом по достаточно большой выборке типу SJ соответствует 40% людей, типу SР — 10%, типу МГ — 10%, типу NF — 40%. Поскольку для каждого типа есть свои особенности и характеристики, то для различных выборок (по выбранной профессии, по увлечению и т.д.) преобладание того или иного типа может отличаться.

Принадлежность к определённому типу достаточно стабильна, она отражает более существенные характеристики человека и более устойчива в сравнении с принадлежностью к функциональному портрету. Изменения в показателе типа соответствуют глубинным изменениям в человеке, в то время как функциональный портрет, возможно, подвержен изменениям внутри одного типа.

Показатели психологических типов соответствуют внутренним психологическим характеристикам человека, поэтому при сопоставлении результатов, полученных при повторном тестировании в процессе обучения, выявляется динамика показателей, а также взаимосвязь имеющихся психологических характеристик человека с новыми особенностями характера, проявившимися при обучении.

Для определения психологических характеристик студентов при обучении на заочном отделении Московского политехнического университета, выявления динамики этих характеристик была применена методика Д. Кейрси. Целью применения методики было выявление психологических показателей, которые подвержены изменениям в процессе обучения [10], при получении новых знаний [18] и их углублении, а также определение влияния социальных факторов на эти характеристики, выявление внутренних изменений, которые происходят со студентами в процессе обучения.

Для определения различий частоты психологических типов проведено сравнение психологических показателей для 4 выборок. За основу сопоставления взяты показатели студентов III семестра заочного отделения.

При применении методики Кейрси получены следующие результаты (таблица 1, рис. 1).

Таблица 1

Показатели распределения функциональных портретов студентов заочного отделения в III семестре

Table 1

The distribution of functional portraits of students of Department of part-time education in III semester

Тип личности ESFP ESFJ ENFJ ENTJ ISFP ISFJ INFJ INTJ ESTP ESTJ ESTJ ENTP ISTP ISTJ INFP INTP

Частота типа (%) 2,23 20,09 6,25 2,68 2,23 11,16 4,46 0 1,79 29,46 1,79 0 0,90 16,96 0 0

35 и 30 -25 -20 -15 -10 -5 -0 - ¥ Зимняя сессия

1

■ ■ ■ ■ 1.

Рис. 1. Показатели распределения функциональных портретов студентов заочного отделения в III семестре Fig.1 The distribution of functional portraits of students of Department of part-time education in III semester

Полученные значения распределения можно представить в виде диаграммы (рис. 1).

Для данной выборки частоты психологических типов следующие: тип SP (7,15%), тип SJ (77,67%), тип ОТ (12,5%), тип МГ (2,68%); предпочтения: Е(64,3%) - 1(35,7%), S(84,8%) -N(15,2%), Т(51,8%) - F(48,2%), Т(91,1%) -Р(8,9%).

Было произведено сравнение рассматриваемых показателей с показателями, полученными спустя 6 месяцев. В это время студенты обучались по программе IV семестра (таблица 2 и рис. 2).

Полученные значения можно представить в виде диаграммы (рис. 2).

Для данной выборки частоты психологических типов следующие: тип SP (7,31%), тип

SJ (65,72%), тип ОТ (17,69%), тип МГ (9,28%); предпочтения: Е(70,2%) - 1(29,8%), S(73%) -N(27%), Т(50,6%) - F(49,4%), J(86%) - Р(14%).

При сравнении различий применялся непараметрический ф критерий Фишера. При сравнении двух выборок выявлено 1 статистически значимое различие (р < 0,05).

В течение полугодия частота встречаемости типа МГ увеличилась с 2,68% (в III семестре) до 9,28% (в IV семестре). Остальные показатели также имеют некоторые изменения, но статистическая значимость для них не установлена.

Тип МТ является интуитивно-логическим (М - интуиция: «чутьё», ожидание, предпочтение в большей мере ориентироваться и полагаться в сборе информации на предвосхищаемое,

Показатели распределения функциональных портретов студентов заочного отделения в IV семестре The distribution of functional portraits of students of Department of part-time education in IV semester

Таблица 2

Table 2

Тип личности ESFP ESFJ ENFJ ENTJ ISFP ISFJ INFJ INTJ ESTP ESTJ ESTJ ENTP ISTP ISTJ INFP INTP

0 23,03 8,99 2,25 3,37 5,34 4,21 4,78 1,69 30,05 3,65 0,56 2,25 7,30 0,84 1,69

Весенняя сессия

35 30 25 20 15 10

1 ■ _

..ill III.....

J I I I I I I I I I I I Г 1 Г I

хЯ <<5 Ж ¿5> Л4 АЯ <чЯ

Рис. 2. Показатели распределения функциональных портретов студентов заочного отделения в IVсеместре Fig.2 The distribution of functional portraits of students of Department of part-time education in IV semester

учитывая в ожиданиях правила социальной среды, значения, смыслы, отношения; Т — мышление: предпочтение принимать отстранённые решения, полученные при строгих логических выводах). Для людей этого типа нахождение в социальной среде является естественным и органичным. Они чувствуют себя свободно и уверенно, ощущая себя мыслителями-теоретиками. Люди этого типа мало ориентированы на внешние критерии, уверены в себе, часто холодны в общении. Можно сказать, что это дисциплинированные и аккуратные сотрудники, чётко выполняющие производственные социальные обязанности, мало подверженные эмоциональным переживаниям.

Из результатов, полученных при сравнении, можно сделать вывод: возрастание частоты типа МГ подтверждает увеличение «включённости», «погружённости» студентов в процесс обучения, а также соответствует увеличению востребованности подобных качеств в социальной среде и специалистов, обладающими этими навыками.

На основании полученных результатов можно говорить, что в процессе обучения, кроме получения и усвоения новых знаний, происходят внутренние изменения: некоторые черты характера студентов усиливаются и укрепляются, некоторые, напротив, становятся менее выраженными.

Для определения динамики психологических типов было произведено сравнение показателей III семестра заочного отделения и аналогичного курса следующего учебного года (т.е. студентов

заочного обучения этого семестра через год) (таблица 3, рис. 3).

Полученные значения можно представить в виде диаграммы (рис. 3).

Для данной выборки частоты психологических типов следующие: тип SP (5,08%), тип SJ (68,65%), тип ОТ (13,14%), тип ОТ (13,13%); предпочтения: Е(69,5%) - 1(30,5%), S(73,7%) -N(26,3%), Т(49,2%) - F(50,8%), J(86,4%) -Р(13,6%).

При сравнении результатов этой выборки и выборки предыдущего учебного года, при некоторых различиях отдельных показателей, выявлено 2 статистически значимых различия (Р < 0,05).

Частота типа МГ с 2,68% увеличилась до 13,13% в течение года. Эта тенденция была выявлена при предыдущем сравнении. В настоящий момент она проявилась в более выраженной форме. Это подтверждает предыдущий вывод о дальнейшем увеличении востребованности типа МГ в социальной среде, а также востребованности специалистов, обладающих подобными навыками.

Показатель S (сенсорика: предпочтение при сборе информации полагаться на факты, на имеющееся результаты, на то, что можно зарегистрировать органами чувств, ориентация на восприятие природной среды в отличие от социальной среды) в течение года уменьшается с 84,8% до 73,7%. Это также подтверждает предыдущий вывод о том, что постепенно происходит перемещение фокусировки внимания в сторону увеличения

Таблица 3

Показатели распределения функциональных портретов студентов заочного отделения в III семестре следующего учебного года The distribution of functional portraits of students of Department of part-time education in III semester of the next university year

Тип личности ESFP ESFJ ENFJ ENTJ ISFP ISFJ INFJ INTJ ESTP ESTJ ESTJ ENTP ISTP ISTJ INFP INTP

Частота типа (%) 3,39 22,89 4,24 6,78 0 11,44 2,12 4,66 0 27,12 4,66 0,42 1,69 7,20 2,12 1,27

30 -25 -20 -15 -10 -5 -0 - 4

I ■

П In

.lili Ii...,

Рис. 3. Показатели распределения функциональных портретов студентов заочного отделения в III семестре следующего учебного года Fig. 3 The distribution of functional portraits of students of Department of part-time education in III semester of the next university year

значимости социальной среды. При этом показатель N (интуиция, предпочтение более воспринимать социальную реальность в отличие от природной) равен 15,2% и 26,3% соответственно, что также согласуется с предыдущим результатом.

На основании полученных результатов можно предположить, что при общем увеличении темпа, возрастающем уровне требований и увеличении конкуренции происходит изменение пропорций в распределении психологических типов. Более востребованными становятся представители МГ типа (интуиция, мышление), также происходит увеличение востребованности N предпочтений и уменьшение востребованности S

предпочтений. С позиции К. Бриггс и И. Бриггс-Майерс это означает, что происходит постепенное перемещение восприятия с природной среды на социальную среду.

Далее было произведено сравнение показателей III семестра заочного отделения и II семестра дневного отделения (таблица 4 и рис. 4).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Полученные значения можно представить в виде диаграммы (рис. 4).

Для данной выборки частоты психологических типов следующие: тип SP (4,18%), тип SJ (57,5%), тип ОТ (29,16%), тип МГ (9,16%); предпочтения: Е(75%) - Ц25%), S(61,7%) - N(38,3%), Т(36,7%) - F(63,3%), J(89,2%) - Р(10,8%).

Показатели распределения функциональных портретов студентов дневного отделения во II семестре The distribution of functional portraits of students of Department of full-time education in II semester

Таблица 4

Table 4

Тип личности ESFP ESFJ ENFJ ENTJ ISFP ISFJ INFJ INTJ ESTP ESTJ ESTJ ENTP ISTP ISTJ INFP INTP

Частота типа (%) 0,84 26,67 20,83 3,33 1,67 5 1,67 5,83 0 20 3,33 0 1,67 5,83 3,33 0

30 -25 -20 -15 -10 -5 -0 - Дневное отделение

-ID 1 1 1 1 ш__■__■__

Рис. 4. Показатели распределения функциональных портретов студентов дневного отделения во II семестре Fig. 4. The distribution of functional portraits of students of Department of full-time education in IIsemester

При некоторых различиях показателей дневного и заочного отделений при сравнении выявлено 3 статистически значимых различия.

Для студентов заочного отделения частота встречаемости типа SJ равна 77,67%, для студентов дневного отделения равна 57,5% (р < 0,05). Представители SJ — это мыслители-практики, они всегда сосредоточены на деле, во всём они стремятся достичь упорядоченности, организованности. Серьёзность и ответственность — это их сильные стороны, они надёжны и рассудительны. У них есть стремление вести организованный, предсказуемый, спланированный образ жизни. Результаты, полученные при сравнении двух выборок, подтверждают сформированное отличие студентов заочного отделения в сравнении со студентами дневного отделения к чёткому, упорядоченному, организованному образу жизни и большую ориентацию на уже достигнутые и имеющиеся результаты.

Для студентов заочного отделения частота встречаемости типа NF равна 12,5%, для студентов дневного отделения равна 29,16% (р < 0,05). Тип NF является интуитивно-чувственным. Люди этого типа — это художественные натуры, чувствительные к эстетическим и этическим сторонам жизни, у них природное чувство эмпатии и искренняя заинтересованность в других людях. Они мечтательны, оптимистичны, все контакты имеют для них эмоциональную окрашенность, они легко улавливают эмоции других людей и заражаются ими. Показатель NF для дневного отделения первого курса выше в сравнении

с показателем заочного отделения второго курса, поэтому можно сделать вывод о значительно большей предрасположенности студентов дневного отделения к эмоциям, чувствам, интуитивному восприятию происходящего, напротив, студенты заочного отделения больше проявляют чёткость и конкретность.

S предпочтение ^ — сенсорика) для студентов заочного отделения равно 84,8%, для студентов дневного отделения 61,7%. Результаты, полученные при сравнении (р < 0,01), подтверждают большую ориентированность студентов заочного отделения на «здравомыслие» и конкретные действия в отличие от склонности фантазировать и стремления что-то улучшить. Для них более характерно учитывать фактическую реальность и в меньшей мере учитывать то, что «могло бы быть». При этом показатель N предпочтений 15,2% для заочного отделения и 38,3% для дневного отделения, этот результат также совпадает с увеличением частоты типа NF в п. 2.

При сравнении показателей II семестра дневного отделения и IV семестра заочного отделения при некоторых наблюдаемых различиях в показателях статистически значимых различий не выявлено. Измерения проводились при завершении учебного года, поэтому из полученных результатов можно сделать вывод, что во многом на настрой и на эмоциональное состояние студентов оказывают влияние сходные факторы: накопившаяся усталость в течение учебного года, длительный и напряженный учебный процесс, чувство удовлетворённости от

результатов учёбы, а также ожидание предстоящего отдыха.

При сравнении ведущих типов личности получены следующие результаты. Выявлена устойчивость показателей при обучении на заочном отделении: для студентов III семестра (ESFJ - 20,09%; ESTJ - 29,46%), для студентов IV семестра (ESFJ - 23,03%; ESTJ - 30,05%), для студентов III семестра следующего учебного года (ESTJ - 22,89%; ESFJ - 27,12%). Для всех указанных выборок наблюдается стабильность качественного (ESTJ, ESFJ) и количественного (49,55%, 53,08%, 50,01%) показателей.

Выявлены различия ведущих типов личности дневного отделения II семестра (ESFJ - 26,67%; ENFJ - 20,83%; ESTJ - 20%) при каждом из сравнений с показателями заочного отделения III семестра, IV семестра и III семестра следующего учебного года. По результатам сравнений можно сделать вывод: ведущие типы личности дневного отделения и заочного отделения не совпадают ни по качественному, ни по количественному признаку.

Таким образом, в процессе обучения в вузе, при получении профессии [9], при приобретении новых знаний, а также при необходимости

Литература

адаптации к меняющимся социально-экономические условиям для построения новых жизненных перспектив [17] у студентов, кроме получения знаний, происходят изменения в психологических характеристиках, в том числе в характере, предпочтениях, учёте факторов, на основании которых принимаются решения и делаются выводы.

Поскольку в основе обучения лежит прежде всего внутренняя работа учащихся [14] по проработке и пониманию нового материала, результатом которой становится переход знаний из разряда «знаний вообще» в разряд знаний «своих», понятых и усвоенных, то результатом этих внутренних усилий обучающихся, кроме знаниевого компонента, являются и такие позитивные характеристики, как укрепление воли, дисциплины, организованности. Сформированность этих характеристик способствует проявлению и развитию позитивных внутренних индивидуальных личностных качеств [11, 12]. В процессе обучения, при стремлении к новым достижениям, счастью и успеху [20] студенты не только усваивают программный материал, у них в большей мере проявляется увеличение осознанности, а также навыков и умений добиваться поставленной цели.

1. АбельскаяЕ.Ф. Типоведческое исследование психического склада личности. Дис. ... канд. психол. наук. Екатеринбург, 2006.

2. Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении. М.: Эксмо пресс, 2001.

3. Аниськина М.С. Изменение психологических характеристик студентов при обучении в техническом вузе // Тезисы Международного симпозиума «Л.С. Выготский и современное детство», М., 15—16 ноября, 2016.

4. Артемцева Н.Г., Губанкова Н.Г., Ильясов И.И., Миронычева А.В., Нагибина Н.Л. Психологические типы. Когнитивные стили. Ч. 4. М.: Московский гуманитарный университет, 2003.

5. Артемцева Н.Г., Ильясов И.И., Миронычева А.В., Нагибина Н.Л., Фивейский В.Ю. Познание и личность: типологический подход. М.: Книга и бизнес, 2004.

6. Ивлев Ю.В. Логико-методологические основы педагогической культуры // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т. 10. 2016. № 3. С. 59-65.

7. Ивлева М.Л., Саенко Н.Р. Особенности применения кейс-метода в курсе «педагогика и психология высшей школы» для аспирантов // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т. 10. 2016. № 2. С. 59-68.

8. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. Серия «Мастера психологии». СПб.: Питер, 2004.

9. КлимовЕ.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Издательство МГУ, 1995.

10. Лабынцева И.С. Особенности динамики учебной деятельности студентов с разным отношением к профессии. Дис. ... канд. психол. наук. Ростов н/Д, 2013.

11. Чикесентмихайи М. Поток: Психология оптимального переживания. М.: Альпина нон-фикшн, 2011.

12. СелигманМ. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни / Пер. с англ. М.: София, 2006.

13. ЮнгК.Г. Психологические типы / под ред. В. Зеленского; пер. С. Лорие. СПб.: Азбука, 2001.

14. Courela C., César M., Crafting a neo-Vygotskian approach to adult education in Portugal: Collaborative project work in an alternative curriculum, Psychology in Russia: State of the Art, 2014, № 3, рр. 100-113.

15. Dontsov A.I., Perelygina E.B., Interpersonal confidence as a factor in the prevention of disorganized interaction. Psychology in Russia: State of the Art, 2014, № 1, p. 40-49.

16. Dzherelievskaya M.A., Vizgina A.V., Pantileev S.R., Yashina L.L., A substantial psychometric analysis of the scales of the Minnesota Multiphasic Personality Inventory: F.B. Berezin's version, the MMIL, Psychology in Russia: State of the Art, 2014, № 1, pp. 105-121.

17. Kokurina I.G., Solina E.I., Representations of happiness and life satisfaction in the group of educated and socially active young people, Psychology in Russia: State of the Art, 2014, № 1, pp. 83-95.

18. Kostromina S.N., Bordovskaia N.V., Rosum S.I., Moskvicheva N.L., Iskra N.N., Research potential and cognitive features of students, Psychology in Russia: State of the Art, 2014, № 4, pp. 122-136.

19. VorobyevaE.V., ErmakovP.N., Saakyan O.S., The relationships between the achievement motivations and temperaments of psychology students with different lateral organization profiles, Psychology in Russia: State of the Art, 2015, № 1, pp. 32-42.

20. Zotova O. Yu., Karapetyan L.V., Occupation as a factor of personality subjective wellbeing, Psychology in Russia: State of the Art, 2015, № 2, pp. 126-136.

PSYCHOLOGiCAL TYPES OF STUDENTS OF TECHNICAL UNiVERSiTY

(on the example of the moscow polytechnic university)

Marfa S. Anis'kina

Faculty of Basic Competences, Moscow Polytechnic University, Moscow, Russian Federation. E-mail: AniskinaM@gmail.com

Abstract

In a constantly changing social situation one of the important research questions is the need of studying the psychological characteristics and key figures that characterize the uniqueness of human behavior in society. The specificity of the typing of personality in psychological science is to develop such models that reflect patterns of human behavior. Based on this it is possible to assume the human behavior, to predict his/her activity. Based on this, it is possible to build a model of development and human studying, taking into account his/her individuality and belonging to a certain psychological type. In the application of the typing it is possible to determine the internal change of the person, development of his character, and changes of his preferences. For example, the application of the typing of David Keirsey for students of the Department of part-time education of Moscow Polytechnic University reveals the dynamics of psychological characteristics of students and its relationship with social factors. The typing of David Keirsey is based on the underlying interests of the individual. The basis of belonging to a particular type is accepted what the man himself would like to do, what he likes and what gives him positive emotions. When testing each meeting is examined on four bipolar scale: E, extravertion — I, introvertion; S — sensation — N, intuition; T, thinking — F, feeling; J, judgment-P, perception. It is revealed that in the process of study at the University, of getting the profession and new knowledge, and if it is necessary to adapt to changing social and economic conditions, students change in psychological characteristics, including personality, preferences, given the factors on the basis of which decisions are made and conclusions are drawn.

Keywords: psychological type, typing of David Keirsey, psychological preferences, influence of social factors References

1. Abel'skaya E.F., Typological study of the mental warehouse of the individual. Candidate of psychology's thesis. Ekaterinburg, 2006.

2. Anastazi A., Differential psychology. Individual and group differences in behavior. Moscow: Eksmo press, 2001. (In Russ).

3. Anis'kina M.S., Change in the psychological characteristics of students in teaching in a technical University. Abstracts of the International Symposium «L.S. Vygotskii i sovremennoe detstvo», Moscow, 2016. (In Russ).

4. Artemtseva N.G., Gubankova N.G., Il'yasov I.I., Mironycheva A.V., Nagibina N.L., Psychological types. Cognitive styles. Part 4. Moscow: Moskovskii gumanitarnyi universitet, 2003. (In Russ).

5. ArtemtsevaN.G., Il'yasovI.I., MironychevaA.V., NagibinaN.L., Fiveiskii V. Yu., Knowledge and identity: a typological approach. Moscow: Kniga I biznes, 2004. (In Russ).

6. Ivlev Yu.V., Logical-methodological bases of pedagogical culture. Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa, vol. 10, no. 3, 2016, pp. 59-65. (In Russ).

7. Ivleva M.L., Saenko N.R., Features of the application of the case method in the course «Pedagogy and psychology of higher education» for phd students. Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa, vol. 10, no. 2, 2016, pp. 59-68. (In Russ).

8. Il'in E.P., Psychology of individual differences. Series «Masters of psychology».St. Petersburg: Piter, 2004. (In Russ).

9. KlimovE.A., Image of the world in different professions. Moscow: Izdatelstvo MGU, 1995. (In Russ).

10. Labyntseva I.S., Features of the dynamics of educational activity of students with different attitude to the profession. Candidate of psychology's thesis, Rostov-on-Don, 2013. (In Russ).

11. Csikszentmihalyi M., Flow: The Psychology of Optimal Experience. Moscow: Al'pina non-fikshn, 2011. (In Russ).

12. Seligman M., Authentic Happiness: Using the New Positive Psychology to Realize Your Potential for Lasting Fulfillment. Moscow: Sofiya, 2006. (In Russ).

13. JungC.G., Philosophical types. St. Petersburg: Azbuka, 2001. (In Russ).

14. Courela C., César M., Crafting a neo-Vygotskian approach to adult education in Portugal: Collaborative project work in an alternative curriculum. Psychology in Russia: State of the Art, no. 3, 2014, pp. 100-113.

15. Dontsov A.I., Perelygina E.B., Interpersonal confidence as a factor in the prevention of disorganized interaction. Psychology in Russia: State of the Art, no. 1, 2014, pp. 40-49.

16. DzherelievskayaM.A., VizginaA.V., PantileevS.R., YashinaL.L., A substantial psychometric analysis of the scales of the Minnesota Multiphasic Personality Inventory: F.B. Berezin's version, the MMIL. Psychology in Russia: State of the Art, no. 1, 2014, pp. 105-121.

17. Kokurina I.G., Solina E.I., Representations of happiness and life satisfaction in the group of educated and socially active young people. Psychology in Russia: State of the Art, no. 1, 2014, pp. 83-95.

18. Kostromina S.N., Bordovskaia N.V., Rosum S.I., Moskvicheva N.L., Iskra N.N., Research potential and cognitive features of students. Psychology in Russia: State of the Art, no. 4, 2014, pp. 122-136.

19. Vorobyeva E.V., Ermakov P.N., Saakyan O.S., The relationships between the achievement motivations and temperaments of psychology students with different lateral organization profiles. Psychology in Russia: State of the Art, no. 1, 2015, pp. 32-42.

20. Zotova O. Yu., Karapetyan L.V., Occupation as a factor of personality subjective wellbeing. Psychology in Russia: State of the Art, no. 2, 2015, pp. 126-136.

Аниськина М.С. Психологические типы студентов при обучении в техническом вузе (на примере Московского политехнического университета) // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т 11. 2017. № 1. С. 33-44. DOI: 10.22412/1999-5644-11-1-3. Дата поступления статьи: 12.12.2016.

Anis'kina M.S., Psychological types of students of technical University (On the example of the Moscow Polytechnic University). Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa, 2017, vol. 11, no. 1, pp. 33—44 (In Russ). DOI: 10.22412/1999-5644-11-1-3. Received 12 December 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.