Научная статья на тему 'Типология и логика развития научно-учебных школ российской социальной психологии и формирование социально-педагогического подхода в человекознании'

Типология и логика развития научно-учебных школ российской социальной психологии и формирование социально-педагогического подхода в человекознании Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
перцепция / понимание / рефлексия / общение / деятельность / личность / коммуникация / социальное познание / когнитивизм / когнитология / социальная психология / субъектный подход / социально-педагогический подход / perception / understanding / reflection / communication / activity / personality / communication / social cognition / cognitivism / cognitive science / social psychology / subjective approach / socio-pedagogical approach

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Игорь Никитович Семенов

В статье по истории отечественного человекознания дифференцируются основные научные школы социальной психологии, среди которых характеризуется становление трех старейших, созданных в вузах Г.М. Андреевой, Е.С. Кузьминым, А.А. Бодалевым. В статье подробно прослеживается генезис основных научных школ, условия их возникновения, вклад в формирование отечественного человекознания. Детально проанализировано возникновение и развитие научной школы, возглавлявшейся известным ученым профессором МГУ им. М.В. Ломоносова Г.М. Андреевой, прослежено взаимодействие крупнейшей в стране научно-учебной школы этого профиля с учеными Ленинграда, Ярославля, Новосибирска, Ростова-на-Дону, Нижнего Новгорода, Краснодара и др. В статье также впервые показано взаимодействие трех старейших научных школ, созданных в вузах Г.М. Андреевой, Е.С. Кузьминым, А.А. Бодалевым, с другими школами и подходами, которое привело к формированию социально-педагогической психологии как инновационной области современного человекознания. Проведен сравнительный анализ изучения социальной психологии познания в школах Г.М. Андреевой и А.А. Бодалева и показан их вклад в интегративную когнитологию и современную педагогику высшего профессионального образования. Научная новизна статьи состоит в том, что в работе впервые логика развития отечественной вузовской социальной психологии изучается науковедческими методами (культуролого-хронологического, институционально-персонологического и предметно-тематического анализа). По результатам сравнительного анализа типологии рассмотренных социально-психологических подходов делается общий вывод. Если в творчестве Е.С. Кузьмина доминировал социально-производственный профиль, то А.А. Бодалев и его школа изучали с экзистенциально-антропологических позиций личностно-коммуникативные аспекты восприятия и понимания человека человеком в общении. Параллельно с этим Г.М. Андреева выстроила систему когнитивно-личностной и коммуникативно-деятельностной социальной психологии экзистенциально-гносеологического познания. Тем самым Г.М. Андреева и А.А. Бодалев внесли существенный вклад в изучение социально-психологических аспектов современной бурно развивающейся интегративной когнитологии. Отмечается, что развитие и анализ достижений научных школ требует дальнейшего специального историко-научного изучения. Показаны значение и роль рефлексивно-персонологического подхода к науковедческому изучению жизнетворчества известных ученых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Игорь Никитович Семенов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Typology and logic in development of scientific and educational schools of russian social psychology and formation of a socio-pedagogical approach in human science

The article on the history of domestic human science differentiates the main scientific schools of social psychology, among which the formation of the three oldest, created in universities ин G.M. Andreeva, E.S. Kuzmin, A.A. Bodalev. The article traces in detail the genesis of the main scientific schools, traces conditions for their foundation, contribution to the formation of domestic human science. The emergence and development of a scientific school headed by the famous scientist of Lomonosov Moscow State University G.M. Andreeva was analyzed in detail also was traced the interaction of the country's largest scientific and educational school of this profile, developing in cooperation with scientists from Leningrad, Yaroslavl, Novosibirsk, Rostov-on-Don, Nizhny Novgorod, Krasnodar, etc. The article for the first time presents the interaction of the three oldest scientific schools created in universities by G.M. Andreeva, E.S. Kuzmin, A.A. Bodalev, with other schools and approaches, which caused formation of socioeducational psychology as an innovative field of modern human science. A comparative analysis of the study of the social psychology of cognition in schools by G.M. Andreeva and A.A. Bodalev was carried out and their contribution to integrative cognitive science and modern pedagogy of higher professional education was shown. The scientific novelty of the article is that in the work, for the first time, the logic of the development of domestic university social psychology is studied by means of scientific methods (cultural-chronological, institutional-personological and subject-thematic analysis). Based on the results of the comparative analysis of the typology of the considered socio-psychological approaches, a general conclusion is drawn that schools differ. If the work of E.S. Kuzmin was dominated by a socio-production profile, then A.A. Bodalev and his school studied the personal and communicative aspects of human perception and understanding of a person in communication from the existential-anthropological perspective. And G.M. Andreeva built a system of cognitive-personal and communicative-activity social psychology of existential-epistemological cognition. Thus, G.M. Andreeva and A.A. Bodalev made a significant contribution to the study of the socio-psychological aspects of modern rapidly developing integrative cognitive science. It is noted that the development and analysis of the achievements of scientific schools requires further special historical and scientific study. The significance and role of the reflexive-personological approach to the scientific study of life development of famous scientists are shown.

Текст научной работы на тему «Типология и логика развития научно-учебных школ российской социальной психологии и формирование социально-педагогического подхода в человекознании»

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

Научная статья УДК 159.923.3

Б01: 10.20323/1813-145Х-2024-3-138-127 ББ№ ^БЯОР

Типология и логика развития научно-учебных школ российской социальной психологии и формирование социально-педагогического подхода в человекознании

Игорь Никитович Семенов

Доктор психологических наук, профессор, Московский городской педагогический университет. 129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, д. 4, к. 1 i_samenov@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6689-448X

Аннотация. В статье по истории отечественного человекознания дифференцируются основные научные школы социальной психологии, среди которых характеризуется становление трех старейших, созданных в вузах Г. М. Андреевой, Е. С. Кузьминым, А. А. Бодалевым. В статье подробно прослеживается генезис основных научных школ, условия их возникновения, вклад в формирование отечественного человекознания. Детально проанализировано возникновение и развитие научной школы, возглавлявшейся известным ученым профессором МГУ им. М. В. Ломоносова - Г. М. Андреевой, прослежено взаимодействие крупнейшей в стране научно-учебной школы этого профиля с учеными Ленинграда, Ярославля, Новосибирска, Ростова-на-Дону, Нижнего Новгорода, Краснодара и др. В статье также впервые показано взаимодействие трех старейших научных школ, созданных в вузах Г. М. Андреевой, Е. С. Кузьминым, А. А. Бодалевым, с другими школами и подходами, которое привело к формированию социально-педагогической психологии как инновационной области современного человекознания. Проведен сравнительный анализ изучения социальной психологии познания в школах Г. М. Андреевой и А. А. Бодалева и показан их вклад в интегративную когнитологию и современную педагогику высшего профессионального образования. Научная новизна статьи состоит в том, что в работе впервые логика развития отечественной вузовской социальной психологии изучается науковедческими методами (культуролого-хронологического, институционально-персонологического и предметно-тематического анализа).

По результатам сравнительного анализа типологии рассмотренных социально-психологических подходов делается общий вывод. Если в творчестве Е. С. Кузьмина доминировал социально-производственный профиль, то А. А. Бодалев и его школа изучали с экзистенциально-антропологических позиций личностно-коммуникативные аспекты восприятия и понимания человека человеком в общении. Параллельно с этим Г. М. Андреева выстроила систему когнитивно-личностной и коммуникативно-деятельностной социальной психологии экзистенциально-гносеологического познания. Тем самым Г. М. Андреева и А. А. Бодалев внесли существенный вклад в изучение социально-психологических аспектов современной бурно развивающейся интегративной когнитологии. Отмечается, что развитие и анализ достижений научных школ требует дальнейшего специального историко-научного изучения. Показаны значение и роль рефлексивно-персонологического подхода к науковедческому изучению жизнетворчества известных ученых.

Ключевые слова: перцепция; понимание; рефлексия; общение; деятельность; личность; коммуникация; социальное познание; когнитивизм; когнитология; социальная психология; субъектный подход; социально-педагогический подход

Для цитирования: Семенов И. Н. Типология и логика развития научно-учебных школ российской социальной психологии и формирование социально-педагогического подхода в человекознании // Ярославский педагогический вестник. 2024. № 3 (138). С. 127-138. http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2024-3-138-127. https://elibrary.ru/JSDRGF

© Семенов И. Н., 2024

GENERAL PSYCHOLOGY, PERSONALITY PSYCHOLOGY, PSYCHOLOGY HISTORY

Original article

Typology and logic in development of scientific and educational schools of russian social psychology and formation of a socio-pedagogical approach in human science

Igor N. Semenov

Doctor of psychological sciences, professor, Moscow city pedagogical university. 129226, Moscow, 2-nd Agricultural avenue, 4, building 1,

i_samenov@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6689-448X

Abstract. The article on the history of domestic human science differentiates the main scientific schools of social psychology, among which the formation of the three oldest, created in universities hh G. M. Andreeva, E. S. Kuzmin, A. A. Bodalev. The article traces in detail the genesis of the main scientific schools, traces conditions for their foundation, contribution to the formation of domestic human science. The emergence and development of a scientific school headed by the famous scientist of Lomonosov Moscow State University G. M. Andreeva was analyzed in detail also was traced the interaction of the country's largest scientific and educational school of this profile, developing in cooperation with scientists from Leningrad, Yaroslavl, Novosibirsk, Rostov-on-Don, Nizhny Novgorod, Krasnodar, etc. The article for the first time presents the interaction of the three oldest scientific schools created in universities by G. M. Andreeva, E. S. Kuzmin, A. A. Bodalev, with other schools and approaches, which caused formation of socio-educational psychology as an innovative field of modern human science. A comparative analysis of the study of the social psychology of cognition in schools by G. M. Andreeva and A. A. Bodalev was carried out and their contribution to integrative cognitive science and modern pedagogy of higher professional education was shown. The scientific novelty of the article is that in the work, for the first time, the logic of the development of domestic university social psychology is studied by means of scientific methods (cultural-chronological, institutional-personological and subject-thematic analysis).

Based on the results of the comparative analysis of the typology of the considered socio-psychological approaches, a general conclusion is drawn that schools differ. If the work of E. S. Kuzmin was dominated by a socio-production profile, then A. A. Bodalev and his school studied the personal and communicative aspects of human perception and understanding of a person in communication from the existential-anthropological perspective. And G. M. Andreeva built a system of cognitive-personal and communicative-activity social psychology of existential-epistemological cognition. Thus, G. M. Andreeva and A. A. Bodalev made a significant contribution to the study of the socio-psychological aspects of modern rapidly developing integrative cognitive science. It is noted that the development and analysis of the achievements of scientific schools requires further special historical and scientific study. The significance and role of the reflexive-personological approach to the scientific study of life development of famous scientists are shown.

Key words: perception; understanding; reflection; communication; activity; personality; communication; social cognition; cognitivism; cognitive science; social psychology; subjective approach; socio-pedagogical approach

For citation: Semenov I. N. Typology and logic in development of scientific and educational schools of russian social psychology and formation of a socio-pedagogical approach in human science. Yaroslavl pedagogical bulletin. 2024; (3): 127-138. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2024-3-138-127. https://elibrary.ru/JSDRGF

Введение

Дифференциация основных научных школ российской социальной психологии. Важной особенностью продуктивного развития российского человекознания на рубеже ХХ-ХХ1 вв. является формирование такой его области, как социально-педагогическая психология научного обеспечения непрерывного профессионального образования. Эта инновационная область развивается в трудах: К. А. Абульхановой, Н. Г Алексеева [Алексеев, 1979], Г. М. Андреевой [Андреева;

1980], А. Г. Асмолова, А. А. Бодалева [Бодалев, 1998], А. А. Деркача [Деркач, 2005], А. И. Донцова, И. В. Дубровиной, А. В. Карпова, В. В. Козлова [Козлов, 2018], М. Ю. Кондратьева, Е. С. Кузьмина [Кузьмин, 1967], Н. В. Кузьминой [Кузьмина, 2011], Ю. Н. Кулюткина, В. А. Мазилова [Козлов, 2018], Л. М. Митиной, В. С. Мухиной, В. В. Новикова, А. В. Петровского [Петровский, 2001], В. В. Рубцова, А. И. Савенкова [Савенков, 2023], Э. В. Сайко, И. Н. Семенова [Алексеев, 1979; Проектно-исследовательский подход..., 2011], В. С. Собкина, Г. С. Сухобской,

Д. И. Фельдштейна, В. Д. Шадрикова, И. С. Якиманской и других ученых. Для нее исходной теоретико-методической базой послужили не только методологические подходы [Журавлев, 2016] отечественного человекознания, но также конкретные достижения трех научных школ советской социальной психологии, созданных в последней трети ХХ в. Г. М. Андреевой в МГУ, Е. С. Кузьминым в ЛГУ и А. А. Бодалевым в ПИ РАО, МГУ и РАГС. Прежде чем изучить творческую роль этих научно-учебных школ в формировании современного социально-педагогического человекознания, обратимся к краткому анализу истории российского социально-психологического познания.

Отечественная социальная психология восходит к трудам дореволюционных ученых (Н. И. Кареев, М. М. Ковалевский, Л. И. Петра-жицкий, П. А. Сорокин), ее развитие продолжилось в послереволюционный период (В. А. Артемов, В. М. Бехтерев, Л. С. Выготский, Г. Г. Шпет) под усилением влияния большевистской идеологии (П. П. Блонский, К. Н. Корнилов, М. А. Рейснер). Однако до ее оформления в специальную область науки (по примеру переведенной в 1916 г книги Мак-Даугала «Социальная психология») в 1920-е гг. было еще далеко. Пока же в отечественной социальной психологии преобладали отдельные труды, совокупность которых в 1930-1950-е гг. еще не успела оформиться в определенные научные школы из-за политических препятствий с позиций монополии исторического материализма в обществоведении.

Лишь в идеологическую «оттепель» второй половины 1950 - конца 1960-х гг. возникает интерес к возрождению в стране социологии и социальной психологии, как например, в статье А. Г. Ковалева (в № 1 журнала «Вопросы психологии» за 1959 г.) о ее предмете и в развернувшейся дискуссии вокруг нее. Это стимулировало рост конкретных исследований, критическая масса которых привела к открытию в начале 1960-х гг. на философских факультетах МГУ и ЛГУ лабораторий для эмпирического изучения социальных процессов. Энтузиасты их теоретико-методологического анализа и практико-прикладного освоения на рубеже 1960-1970-х гг. создали в университетах первые в стране кафедры социальной психологии, возглавляемые в ЛГУ Е. С. Кузьминым и в МГУ Г. М. Андреевой. Под их руководством в 1970-1990-е гг. сформировались две крупнейшие научные школы социальной психологии, последователи кото-

рых ныне составляют костяк ее развития в современной российской науке начала XXI в.

В российской науке, помимо них, в 19802000-е гг. развиваются еще три академические школы социальной психологии: во главе с А. А. Деркачем [Деркач, 2005] в РАГС/РАНиХГС, с Е. В. Шороховой [Семенов, 2022 ] и А. Л. Журавлевым [Козлов, 2018] в ИФАН/ИП РАН, с М. Г. Ярошевским [Семенов, 2015] и А. В. Юревичем (в ИИЕиТ АН ССССР), а также две академически-вузовские школы, руководимые А. В. Петровским [Семенов, 2014] (в НИИОПП/ПИ РАО и МГПИ/МПГУ) и А. А. Бо-далевым [Семенов, 2023] (в НИИОПП/ПИ РАО, РАГС и МГУ). На фоне недостаточного освещения в ряде учебников (например, у М. Р. Битяе-вой и др.) предметно-хронологической истории российской социальной психологии актуален анализ логики ее развития и взаимодействия трех - созданных Г. М. Андреевой (1924-2014), А. А. Бодалевым (1923-2014), Е. С. Кузьминым (1923-1994) - основных научно-учебных школ социальной психологии как наиболее старейших, крупнейших и базовых в отечественном челове-кознании рубежа XX-XXI вв.

В историко-научном плане интерес представляет изучение проблемы парадоксального - исторически быстрого и противоречивого - перехода от марксистского мировоззрения создателей этих школ (как ортодоксальных авторов -Г. М. Андреевой и Е. С. Кузьмина - в начале 1950-х гг. их кандидатских диссертаций об абстрактном анализе учения вождей В. И. Ленина и И. В. Сталина) через отважный фрондерский интерес к конкретным социальным исследованиям в середине 1960-х гг. вплоть до фундаментально-прикладного создания в 1970-1980-е гг. отечественных научных школ университетской социальной психологии мирового уровня. Поскольку наиболее показательно и драматично этот переход сложился у Г. М. Андреевой, то новизна статьи состоит в том, что в статье впервые логика развития отечественной вузовской социальной психологии изучается науковедческими методами (культуролого-хронологического, институцио-нально-персонологического и предметно-тематического анализа) на материале становления созданной ею в МГУ крупнейшей в стране научно-учебной школы этого профиля, развивающейся далее в начале XXI в. во взаимодействии с учеными Ленинграда, Ярославля, Новосибирска, Ростова-на-Дону, Нижнего Новгорода, Краснодара и др. Актуальность изучения этого зарождения

российской социальной психологии связана также со 100-летним юбилеем Г. М. Андреевой (19242014) - как одного из ее основателей, что отмечается ныне научной общественностью.

Параллели в становлении профессиональной деятельности Г. М. Андреевой (в МГУ) и Е. С. Кузьмина (в ЛГУ) по созданию школ социальной психологии. В личностно-науковедческом плане интересно, что в становлении Г. М. Андреевой как университетского социального психолога второй половины ХХ в. прослеживаются явные - хотя, возможно, и неосознаваемые ею - но феноменологически очевидные соревновательные параллели с эволюцией профессиональной деятельности двух коллег из ЛГУ: прежде всего Е. С. Кузьмина и отчасти А. А. Бодалева. Эти параллели проявляются в нескольких направлениях: в двух с Е. С. Кузьминым [Кузьмин, 1967] в 1) экзистенциально-образовательном и 2) дисциплинарно-институциональном, а с А. А. Бодалевым [Семенов, 2023] в 3) предметно-гносеологическом. Ибо все трое прошли сквозь горнило испытаний военного времени, а после они студентами и аспирантами, закончив столичные университеты и защитив кандидатские диссертации, в результате карьерного роста прошли путь от преподавателей до заведующих кафедрами. В наибольшей мере эти параллели прослеживаются между Е. С. Кузьминым в ЛГУ и Г. М. Андреевой в МГУ.

Экзистенциальные предпосылки творческого развития профессиональной деятельности Г. М. Андреевой в сфере социальной психологии связаны с пережитым ею тройным экзистенциальным опытом постижения психологической реальности: в школьном детстве, военной юности и вузовской молодости. Родившись в семье врачей-психиатров, девочка Галя проживала вместе с ними в квартире на территории психоневрологической больницы, где стихийно наблюдала феноменологию нарушений поведения психически больных пациентов. Уйдя в 17 лет добровольцем на фронт, старшина-радист Г. М. Андреева погрузилась в феноменологию психологических проявлений поведения и характера личности бойцов в экстремальных условиях военных действий. Учась и преподавая в МГУ, молодой студент, аспирант, ассистент философского факультета оказалась в идеологически напряженной атмосфере политических кампаний и репрессий поздне-сталинского времени 1945-1953 гг. Прикрепившись поначалу при по-

ступлении в МГУ на психологическое отделение, дочь психиатров не стала углубляться в научное постижение с детства знакомой ей психики и вскоре перешла на занятия по неведомой и интригующей философии. Как энергичный фронтовик-орденоносец Г. М. Андреева получает важное и ответственное общественное назначение председателем Научного студенческого общества (НСО) философского факультета, участвуя, наблюдая, рефлексируя и «разруливая» различные, порой сложные и конфликтные социально-межличностные взаимоотношения в студенческой среде. Окончив аспирантуру, она в 1953 г. успешно в МГУ защищает кандидатскую диссертацию на ответственную тему по историческому материализму «Развитие В. И. Лениным теории социалистической революции в годы Первой мировой войны», становится кандидатом философских наук.

Аналогично в эти же сложные послевоенные времена фронтовик-разведчик орденоносец Е. С. Кузьмин в 1952 г. защищает в ЛГУ кандидатскую диссертацию, посвященную идеям другого великого вождя на тему «Проблема сознания в свете трудов И. В. Сталина». На психологической специализации философского факультета ЛГУ он читает курс лекций по истории психологии и ведет прикладные исследования производственных коллективов. Специализируясь в ЛГУ под влиянием Б. Г. Ананьева как ученика В. М. Бехтерева, его последователь Е. С. Кузьмин в период идеологической оттепели рубежа 1950-1960-х гг. обращается к теоретико-методологическому анализу социально-психологической проблематики. В 1962 г. он открывает лабораторию этого профиля в организованном академиком АПН РСФСР Б. Г. Ананьевым при ЛГУ Институте конкретных социальных исследований (ИКСИ). При его поддержке как декана вновь созданного в 1966 г. психологического факультета ЛГУ доцент Кузьмин в 1968 г. создает и возглавляет до 1994 г. первую в стране университетскую кафедру социальной психологии. Руководя ее многолетней научно-учебной работой с изданием вместе с коллегами (Б. Д. Парыгин, А. Л. Свенцицкий, В. Е. Семенов, Э. С. Чугунова и мн. др.) цикла статей, книг, учебников и пособий, Е.С. Кузьмин создает знаменитую ленинградскую школу [Кузьмина, 2011] научно-учебной социальной психологии, специализирующейся на разработке ее теоретических основ [Кузьмин, 1967] и на изучении общения и

отношений в производственных коллективах и в системах управления и образования.

В наиболее важных вехах параллельна более сложная эволюция в МГУ научно-учебной деятельности Г. М. Андреевой как создателя второй по времени в стране аналогичной кафедры. Однако интригующей предысторией ее открытия на факультете психологии МГУ в 1972 г. была длительная двадцатилетняя эволюция Андреевой от поначалу ортодоксального специалиста по социально-философскому анализу проблем исторического материализма классовой борьбы и по актуальной критике ревизионизма [Андреева, 1959] через социально-философскую трактовку личности [Андреева, 1964] с позиций, идеологически значимых для научного коммунизма, до чуть ли не фрондерского, но все же - как тогда полагалось - критического интереса к буржуазной социологии. Ее основательное изучение включало также последовательное исследование позитивных достижений и методов эмпирической социологии, ее теории, истории и методологии. Их анализ был обобщен как в докторской диссертации по философии на тему «Проблемы методологии эмпирического исследования в современной буржуазной социологии» (успешно защищенной в МГУ в 1965 г.), так и в ряде монографий и пособий [Андреева, 1996].

Ассимиляция такого разностороннего опыта стала актуальна в социокультурных условиях идеологической «оттепели» 1960-х гг., когда с учеными-социологами (Б. А. Грушин,

A. Г. Здравомыслов, И. С. Кон, Б. Ф. Поршнев,

B. А. Ядов и др.) Андреева тесно общалась. При их поддержке и сотрудничая с открывшейся в начале 1960-х гг. на философском факультете МГУ лабораторией конкретных социальных исследований, Андреева, сплотив вокруг себя философов-единомышленников и энтузиастов социологии, открыла и возглавила в 1968 г. кафедру методики конкретных социальных исследований. За короткий срок ее коллективом под руководством Андреевой был издан ряд книг и пособий [Андреева, 1972] по теории и методологии конкретной социологии и ее междисциплинарным связям, в том числе с социальной психологией [Андреева, 1971]. Однако, из-за возникших в конце «оттепели» дискуссий об избыточности социологии - на фоне монопольного развития политически значимых исторического материализма и научного коммунизма - осложнилась атмосфера для профессиональной работы социальной кафедры на идеологическом философ-

ском факультете (аналогично как и у А. А. Бода-лева и Е. С. Кузьмина в ЛГУ).

В связи с этим в 1971 г. Андреева подготовила обзор достижений зарубежной социальной психологии и, покинув заведование кафедрой на факультете философии, по приглашению декана психологического факультета МГУ академика АПН СССР А. Н. Леонтьева перешла сюда работать профессором с перспективой институциона-лизации изучения и преподавания соответствующей проблематики с учетом ассимиляции методов социальных исследований [Андреева, 1972]. По этим лекциям и пособиям учились поколения молодых социологов и социальных психологов в советских вузах. В 1972 г. ею была открыта кафедра социальной психологии МГУ и возглавлялась Андреевой до 1989 г., когда она осталась на ней в должности профессора, продолжая преподавать и вести исследования [Андреева, 1999; 2008; 2009] до 2014 г. За ученые заслуги она получает две Ломоносовские премии (одну за преподавательскую и другую за научную деятельность) и избирается членом Ученого совета МГУ им. М. В Ломоносова. При этом доминантой исследований на рубеже ХХ-ХХ1 вв. стало обобщение Андреевой ее многолетних междисциплинарных исследований - как философа, методолога, социолога, историка, культуролога, психолога, педагога - в такой интегрально-гносеологической области, как инновационная когнитивная социальная психология познания.

Построение Г. М. Андреевой системы социальной психологии познания и параллели ее развития в деятельности А. А. Бодалева. Эта междисциплинарная область науки восходит к классическим довоенным трудам германского методолога К. Мангейма по «социологии знания» и советского ученого М. Р. Мегрелидзе по «социологии мышления» [Мегрелидзе, 2007]. Социальная психология познания развивалась сначала во второй половине XX в. под влиянием кибернетики, психолингвистики, когнитивизма [Андреева, 1959], а ныне, в начале XXI в. - во взаимодействии с нейропсихолингвитикой, ко-гнитологией, психотерапией и цифрологией с учетом достижений когнитивно-деятельностной социальной психологии познания, разработанной Андреевой [Андреева, 1980] и рядом участников и последователей эпистемологического крыла ее научной школы (Т. Д. Марцинковской, И. Н. Семеновым, Д. А. Xорошиловым, А. В. Юревичем [Андреева, 2009; Журавлев, 2016; Семенов, 2014; Семенов, 2018; Xорошилов, 2022] и др.). Исто-

рико-научные предпосылки изучения познания издавна вызывали интерес в мировой философской и психологической мысли, в том числе в российской классической (И. М. Сеченов, К. Д. Ушинский, Н. О. Лосский, И. И. Лапшин, Г. И. Челпанов, Г. Г. Шпет, Л. С. Выготский, П. П. Блонский, К. Р. Мегрелидзе, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Я. А. Пономарев, М. С. Роговин, Б. Ф. Ломов, А. В. Брушлинский,

B. Н. Дружинин, А. М. Матюшкин, О. К. Тихомиров, М. Г. Ярошевский) и современной (К. А. Абульханова, Н. Г. Алексеев [Алексеев, 1979], Д. Б. Богоявленская, А. Л. Журавлев [Журавлев, 2016], В. П. Зинченко, Е. С. Кузьмин [Кузьмин, 1967 ], Н. В. Кузьмина [Кузьмина, 2011], Ю. К. Корнилов, А. В. Карпов, В. А. Ма-зилов [Мазилов, 2014], А. И. Савенков [Семенов, 2014], И. Н. Семенов [Семенов, 2017],

C. Д. Смирнов, Д. В. Ушаков [Журавлев, 2016], М. А. Холодная, Н. И. Чуприкова, В. Д. Шадри-ков, А. В. Юревич и др.). Помимо опыта традиционного изучения мышления (как решения задач [Семенов, 2017], оперирования понятиями, принятия решений [Семенов, 2018]) в российском человекознании становление когнитивной социальной психологии познания номинативно началось в 1965 г. с книги А. А. Бодалева «Восприятие человека человеком» [Бодалев, 1965] и в 1966 г. на эту же тему докторской диссертации, продолжилось другими его гносеолого-антрологическими трудами [Бодалев, 1970; 1981; 1982; 1998; 2003; 2005].

Однако, непосредственным толчком для систематического теоретико-экспериментального изучения этой проблематики в нашей стране послужили достижения когнитивизма и особенно перевод в 1977 г. книги Дж. Брунера «Психология познания». Вскоре на рубеже 1970-1980-х гг. на нее откликнулись своими исследованиями ряд ученых, в том числе социальных психологов [Трусов, 1980] и среди них Г. М. Андреева. Ее специальными статьями [Андреева, 1977; 1980] начинаются многолетние изыскания в области социально-когнитивной [Андреева, 1984] проблематики психологии познания [Андреева, 1999; 2001]. Кульминацией этого изучения явился читаемый на факультете Андреевой в 19902010-е гг. студентам и аспирантам МГУ курс по социальной психологии познания, обобщенный ею в цикле фундаментально-прикладных трудов [Андреева, 1999; 2008; 2009 др.] и ныне продолженный ее учениками и последователями в фи-

лософско-методологическом виде социально-психологической эпистемологии [Семенов, 2018]. В начале XXI в. изучение социальной психологии познания в категориальном плане обобщается в трудах А. В. Петровского и М. Г. Яро-шевского [Петровский, 2001; Семенов, 2015] и становится одним из ведущих системно-методологических направлений [Журавлев, 2016] научно-исследовательской деятельности ИП РАН (К. А. Абульханова, Л. И. Анцыферова, А. В. Брушлинский, А. Л. Журавлев, В. В. Знаков, Е. А. Сергиенко, Д. В. Ушаков, Т. Н. Ушакова, А. В. Юревич и др.).

Итак, развитие почти 70-летней профессиональной деятельности в МГУ дифференцируется на такие ключевые эпохи предметно-дисциплинарного формирования Андреевой в качестве ученого-исследователя и педагога-преподавателя, как: 1) социально-философская (1945-1964); 2) социологическая (1965-1971);

3) социально-психологическая (1971-1996);

4) социально-гносеологическая (1997-2014). Если третья из них - собственно социально-психологическая - параллельно развивалась в предметно-организационном плане во многом соревновательно с Е. С. Кузьминым, то последняя - социально-гносеологическая - эпоха функционально сопоставима с параллельным изучением А. А. Бодалевым социально-антропологического восприятия и познания человека человеком, а также самовосприятия и саморазвития им в процессе акме-становления в качестве выдающейся личности.

Это было начато А. А. Бодалевым [Бодалев, 1965] в ЛГУ ранее с середины 1960-х гг. и продолжалось в руководимой им научной школе [Семенов, 2023] вплоть до середины 2010-х гг. Институционально-карьерная же эволюция в ЛГУ Е. С. Кузьмина [Кузьмина, 2011] во многом зеркально схожа с развитием в МГУ социально-психологической кафедры Г. М. Андреевой. Однако, изучение ею психологии познания (начатое с исследования социальной перцепции [Андреева, 1977] в контексте теории деятельности А. Н. Леонтьева [Андреева, 1980]) весьма отличалось от психолого-антропологического подхода А. А. Бодалева [Бодалев, 1970], изучавшего перцептивность как процесс восприятия и понимания человека человеком [Бодалев, 1982] с позиций методологии комплексного человеко-знания в трактовке Б. Г. Ананьева.

Его ученик А. А. Бодалев [Семенов, 2023] после окончания вуза и аспирантуры, успешной

защиты диссертации «Формирование требовательности к себе у старшего школьника» в 1953 г. и получения степени кандидата педагогических наук позднее работал учителем в средней школе, продолжая сотрудничать в ЛГУ с научной школой психологии человекознания. В период «оттепели» в 1960-е гг. он заинтересовался проблемами теоретико-экспериментального исследования восприятия людьми друг друга в общении. Вскоре от анализа социальной перцепции [Бодалев, 1965] Бодалев обратился к анализу антропологически важной проблематики понимания [Бодалев, 1970; 1982] человека человеком как личности в ситуациях межличностного общения [Бодалев, 1981]. Столкнувшись на философском факультете с непониманием значимости изучения этой проблемы для отечественной психологии, Бодалев - при поддержке своего учителя Б. Г Ананьева его друга А. Н. Леонтьева - был избран членом-корреспондентом АПН СССР и стал с 1969 г. заведующим кафедрой общей психологии ЛГУ. После кончины Б. Г. Ананьева его ученик Бода-лев был в 1972-1976 гг. деканом факультета психологии ЛГУ. Будучи избран в 1976 г. академиком-секретарем отделения психологии и возрастной физиологии АПН СССР, он переехал на работу в московский НИИ психологии АПН СССР. Здесь в качестве члена-корреспондента этой академии он организовал исследовательскую группу по психологии общения личности школьников и вскоре трансформировал ее в первую в стране лабораторию по социальной перцепции.

После смерти А. Н. Леонтьева в 1979 г. А. А. Бодалев стал его преемником на посту декана психологического факультета МГУ и заведующим кафедрой общей психологии до 1986 г. Здесь он в АПН, как и в НИИОПП, продолжил свои исследования процессов межличностного познания и понимания человека человеком в общении, а также разрабатывал научно-педагогическое обеспечение университетского образования в плане преподавания общей, возрастной, педагогической и социальной психологии. В связи с избранием академика Бодалева в 1986-1989 гг. вице-президентом АПН СССР, он покинул МГУ, сосредоточившись в НИИОПП/ПИ РАО на психолого-педагогических вопросах школьного образования и семейного воспитания в созданной им лаборатории для исследования их социально-педагогических аспектов.

Их изучением в НИИОПП и в АПН занимался также заведующий кафедрой психологии МГПИ им. В. И. Ленина социальный психолог академик АПН СССР и первый президент РАО А. В. Петровский [Семенов, 2014]. Он в качестве лидера отечественной социально-педагогической психологии последней трети XX в. исследовал со своей научной школой возрастно-психологические аспекты развития учащихся и учителей в образовании и обеспечивал его реализацию множеством различных учебных пособий и учебников для студентов и аспирантов педвузов, которые переводились на несколько десятков языков мира. Многие книги и учебники Г. М. Андреевой и

A. А. Бодалева также издавались за рубежом, в том числе в университетах тех стран, где они читали лекции, включая обзор достижений отечественной общей и социально-педагогической психологии.

В 1990-2010-е гг. академик Бодалев [Семенов, 2023] преподавал профессором на кафедре инженерной психологии в МГУ, руководил в ПИ РАО группой по социореабилитации и сотрудничал в РАГС/РАНКГС с научной школой академика А. А. Деркача [Деркач, 2005] по развитию психолого-акмеологических аспектов профессионализма и мастерства взрослых в последипломном образовании. Далее Бодалев с коллегами изучал специфику их социальной перцепции [Бодалев, 1998], комплексного познания [Бодалев, 2005] и социализации творческих продуктов выдающихся личностей [Бодалев, 2003], в том числе с анализом их персонологии.

В этом социокультурном контексте нами разрабатывался рефлексивно-персонологический подход [Семенов, 2014] к науковеческому изучению жизнетворчества корифеев зарубежного (К. Роджерс, О. Кюльпе, М. Шелер, В. Лефевр) и российского человекознания (Л. С. Выготский. С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, И. С. Ладенко, Я. А. Пономарев,

B. М. Розин, Г. П. Щедровицкий, Э. Г. Юдин), в том числе психологов: когнитивных (Н. Г. Алексеев, А. В. Брушлинский, Д. Б. Богоявленская, В. П. Зинченко, А. М. Матюшкин, В. Д. Шадри-ков, О. К. Тихомиров), социальных (В. М. Бехтерев, Г. Г. Шпет, А. А. Бодалев [Семенов, 2023], А. В. Петровский [Петровский, 2001], Е. В. Шо-рохова [Семенов, 2022], М. Г. Ярошевский [Семенов, 2015], К. А. Абульханова) и педагогических (П. П. Блонский, К. Н. Вентцель, Н. В. Кузьмина [Савенков, 2023], Н. Ф. Талызина, И. В. Дубровина, Л. Ф. Обухова, А. И. Савенков, Д. И. Фель-

дштейн и др.) в их междисциплинарных взаимодействиях [Семенов, 2018].

Заключение

В этом ключе по инициативе А. А. Бодалева и под его редакцией в 2011 г. был издан обобщающий Большой энциклопедический словарь по социальной психологии общения, удостоенный «Золотой Психеи» РПО. Параллельно Г. М. Андреева и А. А. Бодалев с коллегами руководили в 2014 гг. проектированием научной конференцией с изданием трудов [Семенов, 2014] прикладной социальной психологии роли по проблемам общения и доверия в развитии личности. С опорой на опыт обоих корифеев в МГУ и в сотрудничестве с ними в некоторых исследованиях [Андреева, 2009] актуальных вопросов современной социальной психологии [Бодалев, 1998], в нашей школе [Проект-но-исследовательский подход..., 2011] с учетом их достижений и советов также ведется изучение коммуникативно-рефлексивных аспектов экзистенциально-когнитивного развития человека, в том числе как выдающейся личности и субъекта научного познания [Семенов, 2017]. В прикладном плане это позволило разработать еще один - рефлексивно-психологический про-ектно-исследовательский - подход [Проектно-исследовательский подход., 2011] социально-педагогической [Семенов, 2014] и психолого-акмеологической [Бодалев, 1998] направленности к научному обеспечению основных ступеней непрерывного профессионального образования: дошкольному, среднему, высшему, последипломному. Ныне в XXI в. этот подход развивается с позиций нашей научной школы [Семенов, 2017] в МГПУ с учетом достижений такого инновационного направления современного человекознания, как социально-педагогическая психология (К. А. Абульханова, Н. Г. Алексеев, А. Г. Асмо-лов, С. К. Бондырева, А. А. Деркач, И. В. Дубровина, А. Л. Журавлев, В. В. Козлов, М. Ю. Кондратьев, Н. В. Кузьмина, В. А. Мазилов, В. С. Мухина, А. В. Петровский, В. В. Рубцов, А. И. Савенков, Э. В. Сайко, В. С. Собкин, Д. И. Фель-дштейн, В. Д. Шадриков, И. С. Якиманская, М. Г. Ярошевский и др.). Ее основы заложены фундаментальными трудами и учебными пособиями таких ведущих российских социальных психологов второй половины XX в., как Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, Е. С. Кузьмин.

В итоге сравнительного анализа типологии рассмотренных социально-психологических подходов определяется следующий общий вы-

вод. Если в творчестве Е.С. Кузьмина доминировал социально-производственный профиль, то

A. А. Бодалев и его школа изучали с экзистенциально-антропологических позиций личностно-коммуникативные аспекты восприятия и понимания человека человеком в общении. Параллельно же с этим Г. М. Андреева выстроила систему когнитивно-личностной и коммуникатив-но-деятельностной социальной психологии экзистенциально-гносеологического познания. Тем самым Г. М. Андреева и А. А. Бодалев внесли существенный вклад в изучение социально-психологических аспектов современной бурно развивающейся интегративной когнитологии (Н. Г. Алексеев, В. А. Барабанщиков, Б. М. Ве-личковский, А. Л. Журавлев, Д. Н. Завалишина,

B. А. Мазилов, А. Н. Поддьяков, И. Н. Семенов, Д. В. Ушаков, В. Д. Шадриков, Н. И. Чуприкова,

A. В. Юревич и др.), в русле развития которой ныне исследуются методологические проблемы психологии познания.

Достижения столичной научно-учебной социальной психологии в ЛГУ и МГУ далее били оригинально развиты также в региональных университетах [Мазилов, 2014]. В них в конце ХХ в. были созданы ее собственные научные школы в Ярославле (во главе с В. Д. Шадриковым,

B. В. Новиковым, А. В. Карповым, В. В. Козловым, В. А. Мазиловым), в Новосибирске (с И. С. Ладенко), в Ростове-на-Дону (с В. А. Ла-бунской) и т. д., анализ развития и достижений которых требует специального историко-научного изучения.

Библиографический список

1. Актуальные социально-психологические проблемы развития личности в образовательном пространстве XXI века / отв. ред. И. Н. Семенов. Кисловодск : СКГТУ 2007. URL: https://psy.su/persons/100_psihologov_rossii/60921/ (дата обращения: 13.05.2024).

2. Алексеев Н. Г. Когнитивизм как общепсихологическая концепция познавательных процессов и научения / Н. Г. Алексеев, В. К. Зарецкий, И. Н. Семенов // Вопросы психологии. 1979. № 2. С. 164-169.

3. Андреева Г. М. Критика современных буржуазных и ревизионистских теорий классов. Москва : Знание, 1959. 32 с.

4. Андреева Г. М. Коммунизм и личность / Г. М. Андреева, Г. М. Гак, С. П. Дудель [и др.]. Москва : Политиздат, 1964. 343 с.

5. Андреева Г. М. Современная буржуазная эмпирическая социология: критический очерк. Москва : Мысль, 1965. 303 с.

6. Андреева Г. М. Современная социальная психология на Западе. Теоретические направления / Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова, Л. А. Петровская. Москва : Изд-во МГУ, 1971. 270 с.

7. Андреева Г. М. Лекции по методике конкретных социальных исследований / Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова, Л. А. Петровская ; под ред. Г. М. Андреевой. Москва : Изд-во Московского ун-та, 1972. 202 с.

8. Андреева Г. М. К построению теоретической схемы исследования социальной перцепции // Вопросы психологии. 1977. № 2. С. 3-14.

9. Андреева Г. М. Принцип деятельности и построение системы социально-психологического знания // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1980. № 4. С. 3-13.

10. Андреева Г. М. Социальная психология : учебник для факультетов психологии университетов. Москва : Изд-во МГУ, 1980. 324 с.

11. Андреева Г. М. Методы исследования межличностного восприятия: Спецпрактикум по социальной психологии / Г. М. Андреева, О. В. Соловьева, Е. И. Лубовская [и др.] ; под ред. Г. М. Андреевой, В. С. Агеева. Москва : Изд-во Московского ун-та, 1984. 103 с.

12. Андреева Г. М. Общение и оптимизация совместной деятельности / под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1987. 301 с.

13. Андреева Г. М. Социология в России : учебное пособие для студентов вузов / Г. М. Андреева, И. В. Бестужев-Лада, В. А. Ядов ; отв. ред. В. А. Ядов. Москва : Институт социологии РАН, 1996. 367 с.

14. Андреева Г. М. Социальное познание: проблемы и перспективы: избранные психологические труды. Москва : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 1999. 412 с. (Психологи отечества ).

15. Андреева Г. Программы учебных дисциплин по социальной психологии / Г. Андреева, В. Баранова, Е. Белинская ; отв. ред. Ю. П. Зинченко. Москва : Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 2001. 498 с.

16. Андреева Г. М. Когнитивного соответствия теория. Общение // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь. Социальная психология / отв. ред. А. В. Петровский. Москва : Per Se; Речь, 2005. 175 с.

17. Андреева Г. М. Когнитивные подходы в современной социальной психологии // Когнитивный подход: философия, когнитивная наука, когнитивные дисциплины. Москва : КАНОН+, 2008. С. 348-374.

18. Андреева Г. М. Прогресс психологии: критерии и признаки / Г. М. Андреева, А. Н. Ждан, И. Н. Семенов ; отв. ред. А. Л. Журавлев, Т. Д. Мар-цинковская, А. В. Юревич. Москва : ИП РАН, 2009 (Серия: Методология, теория и история психологии). 334 с.

19. Андреева Г. М. Социальная перцепция // Психология общения. Энциклопедический словарь / отв. ред. А. А. Бодалев. Москва : Когито-центр, 2011. 600 с.

20. Бодалев А. А. Психология восприятия человека человеком. Ленинград : ЛГУ, 1965. 123 с.

21. Бодалев А. А. Формирование понятия о личности другого человека. Ленинград : ЛГУ, 1970. 135 с.

22. Бодалев А. А. О состоянии и задачах разработки психологии познания людьми друг друга // Психология межличностного познания / отв. ред. А. А. Бодалев. Москва : Педагогика, 1981. с. 4-16.

23. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. Москва : МГУ, 1982. 200 с.

24. Бодалев А. А. Проблемы социально-перцептивной компетентности личности / А. А. Бода-лев, Н. В. Кузьмина, И. Н. Семенов ; отв. ред. И. Н. Семенов, Е. А. Яблокова. Москва : РАГС, 1998. 248 с.

25. Бодалев А. А. Как становятся великими или выдающимися? / А. А. Бодалев, Л. А. Рудкевич. Москва : Изд-во Ин-та психотерапии, 2003. 285 с. (Советы психолога).

26. Бодалев А. А. Познание человека человеком (возрастной, гендерный, этнический и профессиональный аспекты) / А. А. Бодалев, Н. В. Васина. Москва: Речь, 2005. 324 с.

27. Деркач А. А. Рефлексивная акмеология творческой индивидуальности / А. А. Деркач, И. Н. Семенов, А. В. Балаева. Москва : РАГС, 2005. 194 с.

28. Журавлев А. Л. Социальная психология знания / А. Л. Журавлев, Д. В. Ушаков, А. В. Юревич. Москва : Институт психологии РАН, 2016. 446 с.

29. Козлов В. В. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп : учеб. пособие / В. В. Козлов, В. А. Мазилов, Н. П. Фетис-кин. 2-е изд., доп., перераб. Москва : МАПН ; Изд-во ин-та психотерапии, 2018. 715 с.

30. Кузьмин Е. С. Основы социальной психологии. Ленинград : ЛГУ, 1967. 173 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31. Кузьмина Н. В. Е. С. Кузьмин - создатель кафедры, специализации по социальной психологии и продуктивной подготовке будущих специалистов / Н. В. Кузьмина, Н. Е. Жаринова // Вестник СПбГУ Серия 16. 2011. Вып. 4. С. 38-46.

32. Мазилов В. А. Современная социальная психология: методология комплексных и междисциплинарных исследований // Вестник Удмуртского университета. Серия: Филология. Психология. Педагогика. 2014. Вып. 2. С. 32-39.

33. Мегрелидзе К. Р. Основные проблемы социологии мышления. Москва : Изд-во ЛКИ, 2007. 488 с.

34. Петровский А. В. Основы теоретической психологии / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. Москва : Академия, 2001. 336 с.

35. Проектно-исследовательский подход в рефлексивной психологии инновационного образования : международная коллективная монография / отв. ред.-сост. И. Н. Семенов, Т. Г. Болдина. Ногинск : Аналитика Родис, 2011. 401 с.

36. Савенков А. И. Вековое развитие жизнедеятельности выдающегося российского ученого: от пе-

дагогической одаренности через психологию профессионализма к акмеологии творчества (в связи со 100-летним юбилеем Нины Васильевны Кузьминой (Го-ловко-Гаршиной) / А. И. Савенков, И. Н. Семенов // Известия РАО. 2023. № 4. С. 239-255.

37. Семенов И. Н. Рефлексивно-психологическое проектирование продуктивности общения и доверия в научных конференциях школьников // Психология общения и доверия: теория, методология, практика / под ред. Г. М. Андреевой, А. А. Бодалева. Москва : УРАО, ПИ РАО.МГУ 2014. С. 348-350.

38. Семенов И. Н. Персонология жизнетворчества А. В. Петровского и развитие истории и теории общей и социальной психологии и педагогики // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2014. № 6. С. 10-48.

39. Семенов И. Н. Персонология Михаила Григорьевича Ярошевского как историка, теоретика, методолога психологии развития личности и творчества в науке // Развитие личности. 2015. № 4. С. 19-52.

40. Семенов И. Н. Современные исследования творческого мышления и креативной личности в научной школе рефлексивной психологии // Институт психологии РАН. Человек и мир. 2017. Т. 1, № 1. С. 121-150.

41. Семенов И. Н. Эпистемологическая типология форм научного знания в рефлексивной психологии творчества // Психологическое знание: Современное состояние и перспективы развития / отв. ред. А. Л. Журавлев, А. В. Юревич. Москва : Институт психологии РАН, 2018. С. 472-513.

42. Семенов И. Н. Науковедческая рефлексия развития академической социальной психологии (К 50-летнему юбилею ИП РАН и 100-летию со дня рождения Е. В. Шороховой) / И. Н. Семенов, Д. А. Водопьянов // Социальная психология и общество. 2022. Т. 13, № 3. С. 221-235. DOI: 10.17759/sps.2022130313

43. Семенов И. Н. Рефлексивная персонология жизнедеятельности А. А. Бодалева и его вклад в психологию общения, акмеологию творчества и педагогику воспитания личности // Известия РАО. 2023. № 1. С. 363-399. DOI: 10.51944/20738498_2023_1

44. Трусов В. П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов. Ленинград : ЛГУ, 1980. 144 с.

45. Хорошилов Д. А. Психология социального познания в изменяющемся обществе. Москва : Акрополь, 2022. 179 с.

Reference list

1. Aktual'nye social'no-psihologicheskie problemy razvitija lichnosti v obrazovatel'nom prostranstve HHI ve-ka = Urgent social and psychological problems of personality development in the educational space of the XXI century / otv. red. I. N. Semenov. Kislovodsk : SKGTU, 2007. URL: https://psy.su/persons/100_psihologov_rossii/60921/ (data obrashhenija: 13.05.2024).

2. Alekseev N. G. Kognitivizm kak obshhepsiholog-icheskaja koncepcija poznavatel'nyh processov i nauchen-

ija = Cognitivism as a general psychological concept of cognitive processes and learning / N. G. Alekseev, V. K. Zareckij, I. N. Semenov // Voprosy psihologii. 1979. № 2. S. 164-169.

3. Andreeva G. M. Kritika sovremennyh burzhuaznyh i revizionistskih teorij klassov = Criticism of modern bourgeois and revisionist class theories. Moskva : Znanie, 1959. 32 s.

4. Andreeva G. M. Kommunizm i lichnost' = Communism and personality / G. M. Andreeva, G. M. Gak, S. P. Dudel' [i dr.]. Moskva : Politizdat, 1964. 343 s.

5. Andreeva G. M. Sovremennaja burzhuaznaja jempiricheskaja sociologija: kriticheskij ocherk = Modern bourgeois empirical sociology: a critical essay. Moskva : Mysl', 1965. 303 s.

6. Andreeva G. M. Sovremennaja social'naja psihologija na Zapade. Teoreticheskie napravlenija = Modern social psychology in the West. Theoretical directions / G. M. Andreeva, N. N. Bogomolova, L. A. Petrovskaja. Moskva : Izd-vo MGU, 1971. 270 s.

7. Andreeva G. M. Lekcii po metodike konkretnyh so-cial'nyh issledovanij = Lectures on the methodology of specific social research / G. M. Andreeva, N. N. Bogomolova, L. A. Petrovskaja ; pod red. G. M. Andreevoj. Moskva : Izd-vo Moskovskogo un-ta, 1972. 202 s.

8. Andreeva G M. K postroeniju teoreticheskoj shemy issledovanija social'noj percepcii = Towards the construction of a theoretical scheme for the study of social perception // Voprosy psihologii. 1977. № 2. S. 3-14.

9. Andreeva G. M. Princip dejatel'nosti i postroenie sistemy social'no-psihologicheskogo znanija = Principle of activity and building a system of socio-psychological knowledge // Vestnik Mosk. un-ta. Ser. 14. Psihologija. 1980. № 4. S. 3-13.

10. Andreeva G. M. Social'naja psihologija = Social psychology : uchebnik dlja fakul'tetov psihologii universitetov. Moskva : Izd-vo MGU, 1980. 324 s.

11. Andreeva G. M. Metody issledovanija mezhlich-nostnogo vosprijatija: Specpraktikum po social'noj psi-hologii = Methods of studying interpersonal perception: Special practice in social psychology / G. M. Andreeva, O. V Solov'eva, E. I. Lubovskaja [i dr.] ; pod red. G. M. Andreevoj, V. S. Ageeva. Moskva : Izd-vo Moskovskogo un-ta, 1984. 103 s.

12. Andreeva G. M. Obshhenie i optimizacija sovmestnoj dejatel'nosti = Communicate and streamline collaboration / pod red. G. M. Andreevoj, Ja. Janousheka. Moskva : Izd-vo Mosk. un-ta, 1987. 301 s.

13. Andreeva G. M. Sociologija v Rossii = Sociology in Russia : uchebnoe posobie dlja studentov vuzov / G. M. Andreeva, I. V. Bestuzhev-Lada, V. A. Jadov ; otv. red. V A. Jadov. Moskva : Institut sociologii RAN, 1996. 367 s.

14. Andreeva G. M. Social'noe poznanie: problemy i perspektivy: izbrannye psihologicheskie trudy = Social cognition: problems and perspectives: selected

psychological works. Moskva : MPSI ; Voronezh : MODJeK, 1999. 412 s. (Psihologi otechestva ).

15. Andreeva G. Programmy uchebnyh disciplin po social'noj psihologii = Social Psychology Curricula / G. Andreeva, V Baranova, E. Belinskaja ; otv. red. Ju. P. Zinchenko. Moskva : Izd-vo MGU im. M. V. Lomonosova, 2001 498 s.

16. Andreeva G. M. Kognitivnogo sootvetstvija teori-ja. Obshhenie = Cognitive compliance theory. Communication // Psihologicheskij leksikon. Jenciklopedicheskij slovar'. Social'naja psihologija / otv. red. A. V. Petrovskij. Moskva : Per Se, Rech', 2005. 175 s.

17. Andreeva G. M. Kognitivnye podhody v sovremennoj social'noj psihologii = Cognitive approaches in modern social psychology // Kognitivnyj podhod: filosofija, kognitivnaja nauka, kognitivnye discipliny. Moskva : KANON+, 2008. S. 348-374.

18. Andreeva G. M. Progress psihologii: kriterii i priznaki = Progress of psychology: criteria and signs / G. M. Andreeva, A. N. Zhdan, I. N. Semenov ; otv. red. A. L. Zhuravlev, T. D. Marcinkovskaja, A. V. Jurevich. Moskva : IP RAN, 2009 (Serija: Metodologija, teorija i istorija psihologii). 334 s.

19. Andreeva G. M. Social'naja percepcija = Social perception // Psihologija obshhenija. Jenciklopedicheskij slovar' / otv. red. A. A. Bodalev. Moskva : Kogito-centr, 2011. 600 s.

20. Bodalev A. A. Psihologija vosprijatija cheloveka chelovekom = Psychology of human perception. Leningrad : LGU, 1965. 123 s.

21. Bodalev A. A. Formirovanie ponjatija o lichnosti drugogo cheloveka = Formation of the concept of the personality of another person. Leningrad : LGU, 1970. 135 s.

22. Bodalev A. A. O sostojanii i zadachah razrabotki psihologii poznanija ljud'mi drug druga = On the state and tasks of developing the psychology of cognition by people of each other // Psihologija mezhlichnostnogo poznanija / otv. red. A. A. Bodalev. Moskva : Pedagogika, 1981. s. 4-16.

23. Bodalev A. A. Vosprijatie i ponimanie cheloveka chelovekom = Human perception and understanding. Moskva : MGU, 1982. 200 s.

24. Bodalev A. A. Problemy social'no-perceptivnoj kompetentnosti lichnosti = Problems of social-perceptual competence of the individual / A. A. Bodalev, N. V. Kuz'mina, I. N. Semenov ; otv. red. I. N. Semenov, E. A. Jablokova. Moskva : RAGS, 1998. 248 s.

25. Bodalev A. A. Kak stanovjatsja velikimi ili vydajushhimisja? = How do you become great or outstanding? / A. A. Bodalev, L. A. Rudkevich. Moskva : Izd-vo In-ta psihoterapii, 2003. 285 s. (Sovety psihologa).

26. Bodalev A. A. Poznanie cheloveka chelovekom (vozrastnoj, gendernyj, jetnicheskij i professional'nyj aspekty) = Human cognition (age, gender, ethnic and occupational aspects) / A. A. Bodalev, N. V. Vasina. Moskva: Rech', 2005. 324 s.

27. Derkach A. A. Refleksivnaja akmeologija tvorcheskoj individual'nosti = Reflective acmeology of

creative individuality / A. A. Derkach, I. N. Semenov, A. V. Balaeva. Moskva : RAGS, 2005. 194 s.

28. Zhuravlev A. L. Social'naja psihologija znanija = Social psychology of knowledge / A. L. Zhuravlev, D. V. Ushakov, A. V Jurevich. Moskva : Institut psihologii RAN, 2016. 446 s.

29. Kozlov V. V. Social'no-psihologicheskaja diag-nostika razvitija lichnosti i malyh grupp = Social and psychological diagnostics of personality development and small groups : ucheb. posobie / V V. Kozlov, V. A. Mazilov, N. P. Fetiskin. 2-e izd., dop., pererab. Moskva : MAPN ; Izd-vo in-ta psihoterapii, 2018. 715 s.

30. Kuz'min E. S. Ocnovy social'noj psihologii = Fundamentals of social psychology. Leningrad : LGU, 1967. 173 s.

31. Kuz'mina N. V. E. S. Kuz'min - sozdatel' kafedry, specializacii po social'noj psihologii i produktivnoj podgotovke budushhih specialistov = E. S. Kuzmin - the creator of the department, specialization in social psychology and productive training of future specialists / N. V Kuz'mina, N. E. Zharinova // Vestnik SPbGU. Serija 16. 2011. Vyp. 4. S. 38-46.

32. Mazilov V. A. Sovremennaja social'naja psihologija: metodologija kompleksnyh i mezhdisciplinarn-yh issledovanij = Modern social psychology: methodology of complex and interdisciplinary research // Vestnik Udmurtskogo universiteta. Serija: Filologija. Psihologija. Pedagogika. 2014. Vyp. 2. S. 32-39.

33. Megrelidze K. R. Osnovnye problemy sociologii myshlenija = Main problems of sociology of thinking. Moskva : Izd-vo LKI, 2007. 488 s.

34. Petrovskij A. V. Osnovy teoreticheskoj psi-hologii = Fundamentals of theoretical psychology / A. V. Petrovskij, M. G. Jaroshevskij. Moskva : Akademija, 2001. 336 s.

35. Proektno-issledovatel'skij podhod v refleksivnoj psihologii innovacionnogo obrazovanija = Design and research approach in the reflective psychology of innovative education : mezhdunarodnaja kollektivnaja monografija / otv. red.-sost. I. N. Semenov, T. G. Boldina. Noginsk : Analitika Rodis, 2011. 401 s.

36. Savenkov A. I. Vekovoe razvitie zhiznedejatel'nosti vydajushhegosja rossijskogo uchenogo: ot pedagogicheskoj odarennosti cherez psihologiju professionalizma k akmeologii tvorchestva (v svjazi so 100-letnim jubileem Niny Vasil'evny Kuz'minoj (Golovko-Garshinoj) = Century-long development of the life of an outstanding Russian scientist: from pedagogical talent through the psychology of professionalism to the acmeology of creativity (to the 100-th anniversary of Nina Vasilievna Kuzmina (Golovko-Garshina) / A. I. Savenkov, I. N. Semenov // Izvestija RAO. 2023. № 4. S. 239-255.

37. Semenov I. N. Refleksivno-psihologicheskoe proektirovanie produktivnosti obshhenija i doverija v nauchnyh konferencijah shkol'nikov = Reflective-psychological design of communication productivity and trust in scientific conferences of school students // Psihologija obshhenija i doverija: teorija, metodologija,

praktika / pod red. G. M. Andreevoj, A. A. Bodaleva. Moskva : URAO, PI RAO.MGU, 2014. S. 34S-350.

3S. Semenov I. N. Personologija zhiznetvorchestva A. V. Petrovskogo i razvitie istorii i teorii obshhej i social'noj psihologii i pedagogiki = A.V Petrovsky's life history and development of the history and theory of general and social psychology and pedagogy // Psihologija. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovanija. 2014. № 6. S. 10-4S.

39. Semenov I. N. Personologija Mihaila Grigor'evicha Jaroshevskogo kak istorika, teoretika, metodologa psihologii razvitija lichnosti i tvorchestva v nauke = Personology of Mikhail Grigorievich Yaroshev-sky as a historian, theorist, methodologist of the psychology of personality development and creativity in science // Razvitie lichnosti. 2015. № 4. S. 19-52.

40. Semenov I. N. Covremennye issledovanija tvorcheskogo myshlenija i kreativnoj lichnosti v nauchnoj shkole refleksivnoj psihologii = Modern research of creative thinking and creative personality in the scientific school of reflective psychology // Institut psihologii RAN. Chelovek i mir. 2017. T. 1, № 1. S. 121-150.

41. Semenov I. N. Jepistemologicheskaja tipologija form nauchnogo znanija v refleksivnoj psihologii tvorchestva = Epistemological typology of forms of scientific knowledge in the reflective psychology of creativity // Psihologicheskoe znanie: Sovremennoe sostojanie i perspektivy razvitija / otv. red.

A. L. Zhuravlev, A. V. Jurevich. Moskva : Institut psihologii RAN, 2018. S. 472-513.

42. Semenov I. N. Naukovedcheskaja refleksija razvitija akademicheskoj social'noj psihologii (K 50-letnemu jubileju IP RAN i 100-letiju so dnja rozhdenija E. V Shorohovoj) = Scientific reflection of academic social psychology development (On the occasion of the 50th anniversary of the IP RAS and the 100th anniversary of the birth of E. V. Shorokhova) / I. N. Semenov, D. A. Vodop'janov // Social'naja psihologija i obshhestvo. 2022. T. 13, № 3. S. 221-235. DOI: 10.17759/sps.2022130313

43. Semenov I. N. Refleksivnaja personologija zhiznedejatel'nosti A. A. Bodaleva i ego vklad v psihologiju obshhenija, akmeologiju tvorchestva i pedagogiku vospi-tanija lichnosti = Reflective personality of A. A. Bodalev's vital activity and his contribution to the psychology of communication, acmeology of creativity and pedagogy of personality education // Izvestija RAO. 2023. № 1. S. 363399. DOI: 10.51944/20738498_2023_1

44. Trusov V. P. Social'no-psihologicheskie issledo-vanija kognitivnyh processov = Social psychological studies of cognitive processes. Leningrad : LGU, 1980. 144 s.

45. Horoshilov D. A. Psihologija social'nogo poznanija v izmenjajushhemsja obshhestve = Psychology of social cognition in a changing society. Moskva : Akropol', 2022. 179 s.

Статья поступила в редакцию 18.03.2024; одобрена после рецензирования 15.04.2024; принята к публикации 16.05.2024.

The article was submitted 18.03.2024; approved after reviewing 15.04.2024; accepted for publication 16.05.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.