Научная статья на тему 'Науковедческая рефлексия развития когнитивно-деятельностных средств педагогической психологии учения'

Науковедческая рефлексия развития когнитивно-деятельностных средств педагогической психологии учения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическая психология / история психологии / системогенез / рефлексия / развивающее обучение / Н.Ф. Талызина / П.Я. Гальперин / А.Н. Леонтьев / П.А. Шеварев / pedagogical psychology / history of psychology / systemogenesis / reflection / developmental learning / N.F. Talyzina / P.Ya. Galperin / A.N. Leontyev / P.A. Shevarev

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игорь Никитович Семенов, Илья Геннадьевич Калашников

Важная сфера современной общей и педагогической психологии изучение и развитие когнитивных процессов. Одним из конструктивных направлений этого является созданная выдающимся ученым мирового уровня Н.Ф. Талызиной деятельностная теория учения, творчески реализующая традицию Л. С. Выготского А.Н. Леонтьева П.Я. Гальперина. В связи с вековым юбилеем выпускницы ЯГПУ и почетного профессора МГУ Н.Ф. Талызиной актуально изучение становления ее научного творчества и педагогического опыта преподавания в высшей школе как эффективного прецедента оригинального развития современного человекознания в методологическом единстве его фундаментального и прикладного направлений. В статье показано взаимодействие познавательных поисков Н.Ф. Талызиной с ассимиляцией и развитием ею достижений научных школ ее учителей в науке: П.А. Шеварева, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина. Новизна данной статьи заключается в изучении с позиций институционально-персонологического и субъектно-деятельностного подходов к научному творчеству взаимодействия теоретико-методологических основ обучения и их психолого-педагогической реализации в деятельностной концепции учения Н.Ф. Талызиной. Становление этой концепции было детерминировано как новациями изучения когнитивных процессов методом их планомерного формирования в контексте кибернетики и программированного обучения, так и опытом подготовки специалистов и руководства кафедрами и образовательными центрами педагогического профиля на факультетах психологии и философии МГУ. В статье впервые дифференцирована полная периодизация семидесятилетней эволюции научного творчества и показано развитие ее достижений в построении когнитивно-деятельностных средств психолого-педагогического обеспечения эффективности учения в контексте модернизации непрерывного профессионального образования в современных социокультурных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игорь Никитович Семенов, Илья Геннадьевич Калашников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific reflection on development of cognitive-activity means of teaching pedagogical psychology

An important area of modern general and pedagogical psychology is the study and development of cognitive processes. One of the constructive directions of this is the activity theory of teaching created by outstanding worldclass scientist N.F. Talyzina, which creatively implements the tradition of L.S. Vygotsky A.N. Leontyev P.Ya. Galperin. According to the centenary of the graduate of YSPU and Honorary Professor of Moscow State University N.F. Talyzina, the study of the formation of her scientific work and pedagogical experience of teaching at higher education as an effective precedent for the original development of modern human science in the methodological unity of its fundamental and applied directions is relevant. The article shows the interaction of the cognitive searches of N.F. Talyzina with assimilating and developing her achievements of the scientific schools of her teachers in science: P.A. Shevarev, A.N. Leontyev, P.Ya. Galperin. The novelty of this article lies in the study from the standpoint of institutional-personological and subject-activity approaches to scientific work of the interaction of the theoretical and methodological foundations in learning and their psychological and pedagogical implementation in the activity concept of N.F. Talyzina’s teachings. The formation of this concept was determined both by innovations in the study of cognitive processes by the method of their systematic formation in the context of cybernetics and programmed learning, and by the experience of training specialists and leading departments and educational centers of the pedagogical profile at the departments of psychology and philosophy of Moscow State University. For the first time, the article differentiates the complete periodization of the seventy-year evolution of scientific creativity and shows the development of its achievements in the construction of cognitive-activity means of psychological and pedagogical support for the effectiveness of teaching in the context of modernization of continuing professional education in modern socio-cultural conditions.

Текст научной работы на тему «Науковедческая рефлексия развития когнитивно-деятельностных средств педагогической психологии учения»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОДИАГНОСТИКА ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД

Научная статья УДК 159.923.3

Б01: 10.20323/1813-145Х_2024_1_136_185 ББ№ БМБШ

Науковедческая рефлексия развития когнитивно-деятельностных средств педагогической психологии учения

Игорь Никитович Семенов1, Илья Геннадьевич Калашников20

1 Доктор психологических наук, профессор, Московский городской педагогический университет. 129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, д. 4, к. 1

2Аспирант, Московский городской педагогический университет. 129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, д. 4, к. 1

1 i_samenov@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6689-448X 2simpson_@inbox.ruн, https://orcid.org/0009-0003-4173-0368

Аннотация. Важная сфера современной общей и педагогической психологии - изучение и развитие когнитивных процессов. Одним из конструктивных направлений этого является созданная выдающимся ученым мирового уровня Н. Ф. Талызиной деятельностная теория учения, творчески реализующая традицию Л. С. Выготского - А. Н. Леонтьева - П. Я. Гальперина. В связи с вековым юбилеем выпускницы ЯГПУ и почетного профессора МГУ Н. Ф. Талызиной актуально изучение становления ее научного творчества и педагогического опыта преподавания в высшей школе как эффективного прецедента оригинального развития современного че-ловекознания в методологическом единстве его фундаментального и прикладного направлений. В статье показано взаимодействие познавательных поисков Н. Ф. Талызиной с ассимиляцией и развитием ею достижений научных школ ее учителей в науке: П. А. Шеварева, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина. Новизна данной статьи заключается в изучении - с позиций институционально-персонологического и субъектно-деятельностного подходов к научному творчеству - взаимодействия теоретико-методологических основ обучения и их психолого-педагогической реализации в деятельностной концепции учения Н. Ф. Талызиной. Становление этой концепции было детерминировано как новациями изучения когнитивных процессов методом их планомерного формирования в контексте кибернетики и программированного обучения, так и опытом подготовки специалистов и руководства кафедрами и образовательными центрами педагогического профиля на факультетах психологии и философии МГУ. В статье впервые дифференцирована полная периодизация семидесятилетней эволюции научного творчества и показано развитие ее достижений в построении когнитивно-деятельностных средств психолого-педагогического обеспечения эффективности учения в контексте модернизации непрерывного профессионального образования в современных социокультурных условиях.

Ключевые слова: педагогическая психология; история психологии; системогенез; рефлексия; развивающее обучение; Н. Ф. Талызина; П. Я. Гальперин; А. Н. Леонтьев; П. А. Шеварев

Для цитирования: Семенов И. Н., Калашников И. Г. Науковедческая рефлексия развития когнитивно-деятельностных средств педагогической психологии учения // Ярославский педагогический вестник. 2024. № 1 (136). С. 185-196. http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X_2024_1_136_185. https://elibiaiy.ru/BMBJJJ

© Семенов И. Н., Калашников И. Г., 2024

PEDAGOGICAL PSYCHOLOGY, PSYCHODIAGNOSTICS OF DIGITAL EDUCATION ENVIRONMENTS

Original article

Scientific reflection on development of cognitive-activity means of teaching pedagogical psychology Igor N. Semenov1, Ilya G. Kalashnikov2^

:Doctor of psychological sciences, professor, Moscow city pedagogical university. 129226, Moscow, 2 Selskokhozyaistvenny lane 4, building 1

2Post-graduate student, Moscow city pedagogical university. 129226, Moscow, 2 Selskokhozyaistvenny lane 4, building 1

1 i_samenov@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6689-448X

2simpson_@inbox.ruH, https://orcid.org/0009-0003-4173-0368

Abstract. An important area of modern general and pedagogical psychology is the study and development of cognitive processes. One of the constructive directions of this is the activity theory of teaching created by outstanding world-class scientist N.F. Talyzina, which creatively implements the tradition of L. S. Vygotsky - A. N. Leontyev - P. Ya. Galperin. According to the centenary of the graduate of YSPU and Honorary Professor of Moscow State University N. F. Talyzina, the study of the formation of her scientific work and pedagogical experience of teaching at higher education as an effective precedent for the original development of modern human science in the methodological unity of its fundamental and applied directions is relevant. The article shows the interaction of the cognitive searches of N. F. Ta-lyzina with assimilating and developing her achievements of the scientific schools of her teachers in science: P. A. She-varev, A. N. Leontyev, P. Ya. Galperin. The novelty of this article lies in the study - from the standpoint of institution-al-personological and subject-activity approaches to scientific work - of the interaction of the theoretical and methodological foundations in learning and their psychological and pedagogical implementation in the activity concept of N. F. Talyzina's teachings. The formation of this concept was determined both by innovations in the study of cognitive processes by the method of their systematic formation in the context of cybernetics and programmed learning, and by the experience of training specialists and leading departments and educational centers of the pedagogical profile at the departments of psychology and philosophy of Moscow State University. For the first time, the article differentiates the complete periodization of the seventy-year evolution of scientific creativity and shows the development of its achievements in the construction of cognitive-activity means of psychological and pedagogical support for the effectiveness of teaching in the context of modernization of continuing professional education in modern socio-cultural conditions.

Key words: pedagogical psychology; history of psychology; systemogenesis; reflection; developmental learning; N. F. Talyzina; P. Ya. Galperin; A.N. Leontyev; P. A. Shevarev

For citation: Semenov I. N., Kalashnikov I. G. Scientific reflection on development of cognitive-activity means of teaching pedagogical psychology. Yaroslavl pedagogical bulletin. 2023; (1): 185-196. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X_2024_1_136_185. https://elibrary.ru/BMBJJJ

Введение

Социокультурные контексты научно-педагогической деятельности Н. Ф. Талызиной. Ярославская земля подарила России плеяду многих выдающихся деятелей (Ф. Волков, Ю. Любимов, Н. Некрасов, А. Опекушин, Л. Собинов, В. Терешкова и др.), в том числе - педагогов и психологов (К. Ушинский, В. Филатов, В. Шадриков). Одним из них в сфере современной педагогической психологии является академик Российской академии образования -Н. Ф. Талызина. Четверть своей долгой 94-летней жизни она провела на Ярославщине, где выросла как волевая, трудолюбивая, целеустремленная личность и сформировалась как профессиональный педагог, готовивший себя в ЯГПИ

(ныне ЯГПУ) им. К. Д. Ушинского к научно-психологической деятельности. Недавно, 28 декабря 2023 г., педагогическая и психологическая общественность отметила 100-летний юбилей выдающейся уроженки Ярославщины, выпускницы ЯГПУ - Нины Федоровны Талызиной (28.12.1923-06.01.2018), создателя одной из крупнейших в человекознании научной школы когнитивно-деятельностной психологии и педагогики учения.

В связи с вековым юбилеем и непреходящим интересом к ее достижениям как специалистов по модернизации обучения, так и историков психологи и педагогики (В. В. Давыдов, А. Н. Ждан, В. П. Зинченко, И. А. Зимняя, А. В. Петровский, В. В. Рубцов, И. Н. Семенов, М. А. Степанова, Т. И. Шамова и др.) в данной статье актуально

обращение к рефлексивно-предметному анализу жизнедеятельности выдающегося российского ученого мирового уровня и ее вклада в развитие педагогической психологии. При этом учтен также личный опыт общения и работы одного из авторов [Семенов, 2014] статьи на возглавляемой Н. Ф. Талызиной кафедре педагогики факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова под непосредственным руководством ее - и нашего общего учителя - П. Я. Гальперина [Семенов, 2012; Талызина, 2002]. Это способствовало позднее созданию научной школы рефлексивной психологии и педагогики развития творчества [Семенов, 1979; 1989; 1992] в науке, образовании и управлении.

Новизна статьи в том, что в ней - с институци-онально-персонологических позиций субъектно-деятельностного подхода [Семенов, 2012; 2014] -впервые науковедчески представлена и социокультурно обоснована экзистенциально-творческая периодизация четырнадцати этапов системогенеза профессиональной жизнедеятельности Н. Ф. Талызиной с акцентом на анализ изучения и формирование ею в обучении когнитивных процессов и умственных действий как доминанты ее деятельностной теории учения [Талызина. 1960; 1975; 1988; 2019; 2023]. Эта биографически полная периодизация охватывает весь ее жизненный путь: от Ярославского периода становления в ЯПУ (в педучилище) и ЯГПУ (в педуниверситете) как педагога вплоть до Московского периода развития в Институте психологии АПН РСФСР (ныне ПИ РАО) и в МГУ в качестве педагогического психолога и организатора университетского образования с всероссийской и мировой известностью. В современном человеко-знании созданная Н. Ф. Талызиной научная школа развивается во взаимодействии с другими куль-турно-деятельностными направлениями педагогической психологии (Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, Н. Н. Поддъякова, В. В. Рубцова, В. И. Слободчи-кова, В. Д. Шадрикова), изучаемыми историками российской науки (С. А. Богданчиков, А. Н. Ждан, А. Л. Журавлев, Т. Д. Марцинковская, В. А. Ма-зилов, Ю. А. Олейник, А. А. Никольская, А. В. Петровский, И. Н. Семенов, М. А. Степанова, В. Д. Шадриков, М. Г. Ярошевский и др.).

Настоящая статья посвящена изучению жиз-нетворчества Н. Ф. Талызиной и основных психолого-педагогических достижений созданной ею научной школы «деятельностной теории уче-

ния». Рассмотрим - с учетом обобщения истори-ко-научных исследований [Алексеев, 1979; Выготский, 1997; Давыдов, 1982; Мазилов, 2007; Савенков, 2023; Семенов, 2012; 2014; Талызина, 1997; 1998; 2002] - целостную периодизацию становления Н. Ф. Талызиной как педагога и си-стемогенеза в качестве ученого-психолога на фоне науковедческой характеристики развития ею педагогической психологии и педагогики образования в социокультурном контексте рубежа ХХ-ХХ1 вв.

Нина Федоровна Талызина прошла за 94 года огромный путь: от любознательной и волевой деревенской девушки из Ярославской губернии до крупного - мирового уровня - ученого-новатора и организатора психолого-педагогической науки. Она выросла в семье с шестью детьми, которых воспитывала вместе с матерью, особенно после раннего ухода их отца из семьи. Эти трудности закали волевой характер девушки Нины и наделили ее чувством ответственности, организованностью и экзистенциально-педагогическим опытом семейного обучения и воспитания детей. На формирование ее мировоззрения важное влияние оказала знакомая ей семья просветителя Ярославской губернии Б. Ф. Некрасова - племянника великого российского поэта и публициста середины XIX в. Н. А. Некрасова. Тем самым, Н. Ф. Талызина является носителем культурных и педагогических традиций русского просветительства. Их она развивала в непростых социокультурных условиях России XX в. и транслировала за рубежом во множестве лекций и книг на рубеже XX-XXI столетий, став знаменитостью в мировой педагогике и психологии.

Огромную научно-педагогическую деятельность Н. Ф. Талызиной (продуктивно представленную корпусом разнообразных трудов [Талызина, 1957; 1969; 1975; 1980;1987а; 1987б; 1988; 2008; 2010; 2019; 2023 и др.]) целесообразно охарактеризовать путем построения полной периодизации ее жизнетворчества.

Методология исследования

Взаимосвязь психологических подходов к изучению системогенеза жизнетворчества ученого. В современной психологии в Ярославской научной школе академика РАО В. Д. Шад-рикова разрабатывается когнитивная методология [Мазилов, 2007] системогенеза различных психических процессов, том числе, рефлексии и мышления, одаренности и творчества. С учетом

этого при науковедческом изучении системоге-неза жизнетворчества Н. Ф. Талызиной нами использовался ряд таких взаимодействующих методов анализа, как системно-методологический, историко-научный, культурно-исторический, содержательно-смысловой, биографический, рефлексивно-феноменологический, субъектно-деятельностный, институционально-

персонологический.

Эта методология реализована (в журналах: Психологический, Мир психологии, Известия РАО, Вестники МГУ, ЯПГУ, ПСТГУ и др.) на материале изучения нами жизнетворчества плеяды классических и современных корифеев в сфере: философии (О. Кюльпе, К. Роджерс, В. М. Розин, С. Л. Рубинштейн, Г. Г. Шпет), методологии (Н. Г. Алексеев, А. А. Зиновьев, И. С. Ладенко, Г. П. Щедровицкий, Э. Г. Юдин), общей психологии (А. В. Брушлинский, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, Я. А. Пономарев, Б. М. Теплов) и педагогической (Д. Б. Богоявленская, А. А. Бодалев, И. В. Дубровина, А. В. Петровский, В. Д. Шад-риков), а также педагогов (П. П. Блонский, К. Н. Вентцель, А. И. Савенков) и историков науки (А. Н. Ждан, В. В. Умрихин, М. Г. Яро-шевский). Используем эту методологию для изучения системогенеза творческого пути академика РАО Н. Ф. Талызиной в человекознании и образовании.

Результаты исследования

Периодизация системогенеза жизнедеятельности Н. Ф. Талызиной как педагога и педагогического психолога. В результате рефлек-сивно-науковедческого исследования системоге-нез ее жизнедеятельности дифференцируется на четырнадцать основных этапов. Они выделяются нами с акцентом на анализ их когнитивных аспектов, изучение и развитие которых составило доминанту ее обширных и глубоких психолого-педагогических интересов, а также теоретико-прикладных исследований и технологических разработок.

Говоря о первом - «семейно-школьном» -этапе (1923-1939), отметим, что Н. Ф. Талызина родилась в крестьянской многодетной семье в селе Лучинское на Ярославщине. Отец рано ушел из семьи, и Нине пришлось вместе с матерью поднимать остальных детей. При этом девушка в своей семье приобрела интуитивный опыт воспитания и когнитивного развития младших детей (дошкольников и школьников),

помогая им в обучении и контролируя их учебу. Сама она отлично училась в школе, где в предвоенные годы формировались ее базовые знания, социальное мировоззрение и ковался волевой характер - когнитивно-личностные предпосылки для последующей самостоятельной педагогической деятельности.

На втором - «средне-профессиональном» -этапе (1939-1942) Н. Ф. Талызина, помогая воспитанию младших детей в семье, все же нашла в себе силы в трудное военное время учиться в Ярославском педагогическом училище (ЯПУ), где освоила азы педагогической профессии учителя начальных классов.

После училища, обладая математическими способностями и педагогическим призванием, на третьем - «вузовском» - этапе (1942-1946) Н. Ф. Талызина во время войны училась в областном центре на физико-математическом факультете ЯГПУ. Здесь она заинтересовалась психологией и начала заниматься ею под руководством известного ученого середины ХХ в. Т. Г. Егорова - профессора ЯГПУ и одновременно заведующего лабораторией труда и производственного обучения Института психологии АПН РСФСР (ныне ПИ РАО). Он был крупным специалистом по формированию навыков чтения и по военной педагогике, строго руководил планомерно организованной работой своих сотрудников. При этом у волевой и трудолюбивой девушки наметился когнитивный профиль ее будущих психолого-педагогических интересов на материале анализа математического и логического мышления [Талызина, 1957; 2023]. На этом этапе завершилось становление Н. Ф. Талызиной как профессионального педагога, дальнейшее развитие - в качестве когнитивного педагогического психолога - продолжилось уже в Москве в течение более 70 лет.

На четвертом - «аспирантском» - этапе (1947-1950) Н. Ф. Талызина по рекомендации Т. Г. Егорова поступила и училась в аспирантуре столичного Института психологии АПН РСФСР (ныне ПИ РАО). Здесь она продолжила изучение когнитивных процессов на материале проблемного мышления и в 1950 г. защитила кандидатскую диссертацию «Умозаключения при решении геометрических задач» [Талызина, 1957]. Ее руководителем был крупнейший в ХХ в. пси-холог-ассоцианист и яркий ученый-педагог, член-корреспондент АПН РСФСР/СССР, заместитель директора по науке ПИ РАО -профессор МГУ П. А. Шеварев [см. о нем: Семенов, 2007],

анализ его достижений дан ею позднее [Талызина, 1997]. Параллельно с учебой в аспирантуре Н. Ф. Талызина работала в «лаборатории психологии учения и умственного развития школьника». Ее возглавляла известный в середине XX в. возрастной и педагогический психолог - будущий член-корреспондент АПН СССР Н. А. Мен-чинская. С тех пор развитие когнитивной проблематики педагогической психологии учения стало магистральным направлением профессиональных интересов будущего академика АПН СССР/РАО Н. Ф. Талызиной.

Все последующие этапы научно-педагогической деятельности Н. Ф. Талызиной осуществлялись в МГУ, куда ее пригласил заместитель директора ПИ РАО академик АПН РСФСР Б. М. Теплов, заведовавший тогда кафедрой психологии на филосовском факультете.

На пятом - «кафедральном» этапе» - (19501951) - ассистент этой кафедры - Н. Ф. Талызина, продолжая сотрудничество по изучению логико-когнитивных процессов (на материале геометрических доказательств) со своим первым учителем по психологии П. А. Шеваревым [Талызина, 1997], вскоре проявила не только научно-исследовательские, но и организационно-педагогические способности. Это позволило профессору Б. М. Теплову назначить Н. Ф. Талызину заместителем заведующего кафедрой психологии философского факультета МГУ.

На шестом - «административном» этапе (1952-1959) - ставший в 1951 г. новым заведующим кафедрой академик АПН РСФСР А. Н. Леонтьев перевел в МГУ из ПИ РАО своих соратников - учеников Л. С. Выготского (П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин). При этом он назначил Н. Ф. Талызину заместителем заведующего кафедрой и отделения психологии философского факультета МГУ. В этой ответственной должности она вела также преподавательскую деятельность, читая курсы лекций по общей психологии (в том числе, по анализу логико-когнитивных процессов) на философском факультете. В этот период под руководством А. Н. Леонтьева [Давыдов, 1982] осуществлялась - с участием его соратников и Н. Ф. Талызиной - интенсивная перестройка учебно-научной работы сотрудников с теоретических позиций операциональной трактовки природы психической деятельности и ее формирования [Леонтьев, 1955] (эта его концепция была удостоена позднее в 1963 г. Ленинской премии). Тем самым А. Н. Леонтьев стал вторым

(после П. А. Шеварева) учителем Н. Ф. Талызиной в традиции школы Л. С. Выготского-А. Р. Лурии.

Указанная модернизация работы кафедры и отделения состояла в методологической переориентации с концепции процессуальности сознания и деятельности С. Л. Рубинштейна (основавшего в 1942 г. кафедру и в 1943 г. - отделение психологии МГУ [Савенков, 2023]) на ее принципиально иную - операциональную - трактовку [Леонтьев, 1955], восходящую к культурно-исторической теории Л. С. Выготского [см. о нем: Семенов, 1972]. В процессе концептуально -методологического обоснования этой перестройки Н. Ф. Талызина познакомилась с доцентом П. Я. Гальпериным (1902-1988) - крупнейшим теоретиком культурно-деятельностного подхода (альтернативного субъектно-деятельностному [Савенков, 2023] подходу С. Л. Рубинштейна). Она начала с ним многолетнее сотрудничество, реинтерпретировав [Гальперин, 1957] эмпирические данные своей диссертации [Талызина, 1957], защищенной в 1953 г. под руководством П. А. Шеварева [Талызина, 1997].

На седьмом - «общепсихологическом» этапе (1959-1963) - Н. Ф. Талызина стала развивать подход П. Я. Гальперина [Выготский, 1997; Семенов, 2012; Талызина, 2002], ассимилируя его идеи о необходимости изучения когнитивных процессов путем их поэтапного формирования в качестве умственных действий [Талызина, 1960] и понятий (что в дальнейшем изучалось специально ею [Талызина, 2019] и ее последователями [Серегин, 2013]). Ее новый руководитель П. Я. Гальперин, анализируя тогда феноменологию когнитивных процессов, разрабатывал идею об ориентировке как предмете психологии и намечал пути ее психолого-педагогической реализации посредством поэтапного формирования умственных действий и понятий.

Таким образом, П. Я. Гальперин стал третьим (после П. А. Шеварева и А. Н. Леонтьева), но ведущим учителем Н. Ф. Талызиной в сфере когнитивной общей, возрастной и педагогической психологии в течение последующего полувека Это сотрудничество Н. Ф. Талызиной с П. Я. Гальпериным осуществлялось в русле многолетнего развития руководимой ими обоими фактически единой научной школы психологии ориентировки и планомерного формирования умственных действий как когнитивных процессов [Гальперин, 1957]. В этой школе участвовали их ученики и последователи (З. А. Решетова,

И. А. Володарская, А. Н. Ждан, И. П. Колошина, Н. Г. Салмина, И. И. Ильясов, Т. В. Габай, А. И. Айдарова, А. Ф. Ануфриев, Н. Н. Костюков, И. Н. Семенов и мн. др.), которые работали в разные годы на кафедрах педагогики, общей, возрастной, педагогической психологии МГУ [Семенов 2012; Талызина, 2002].

На восьмом - «программированном» - этапе (1963-1966) Н. Ф. Талызина возглавляет кафедру педагогики философского факультета МГУ и организует при нем «лабораторию программированного (управляемого) обучения». Здесь она начитает читать соответствующий спецкурс, который многие годы пользуется большим успехом. Это способствует развитию отечественной когнитивной психологии [Алексеев, 1979], а также налаживанию усилиями Н. Ф. Талызиной международного сотрудничества по программированному обучению со специалистами из социалистических стран. Исходя из культурно -деятельностной традиции об орудийно-знаковом опосредовании формирования психической деятельности [Выготский, 1997; Леонтьев, 1955], Н. Ф. Талызина - на основе ассимиляции кибернетической парадигмы современного техникозна-ния [см. об этом: Алексеев, 1979] - творчески развивает подход П. Я. Гальперина к поэтапному формированию когнитивных процессов в условиях программирования обучения [Талызина, 1969]. Этому способствовала эвристическая модификация П. Я. Гальпериным идей программированного обучения с деятельностных позиций. При этом Н. Ф. Талызина критически ассимилирует достижения необихевиористов [Алексеев, 1979], с позиций теорий деятельности и ориентировки в когнитивном контексте кибернетики и программированного обучения [Талызина, 1969; 1973].

На девятом - «факультетском» - этапе (19661970) в связи с созданием А. Н. Леонтьевым весной 1966 г. самостоятельного факультета психологии Н. Ф. Талызина возглавляет на нем кафедру педагогики и педагогической психологии МГУ. Она активно включается в организацию университетской подготовки профессиональных психологов, методически разрабатывая ее психолого-педагогическое обеспечение на основе концептуально-методологических средств [Семенов, 2014] когнитивно-деятельностного подхода к обучению. Если ранее этот подход служил основой для поэтапного формирования умственных действий и понятий у детей дошкольного и школьного возраста, то теперь - согласно специальному заданию декана А. Н. Леонтьева - Н. Ф. Талызиной и со-

трудникам ее кафедры предстояло обратиться к формированию знаний у взрослых обучаемых (по примеру факультета психологии ЛГУ согласно акмеологической стратегии Б. Г. Ананьева, реализованной А. А. Бодалевым, Н. В. Кузьминой, Г. С. Сухобской, Е. И. Степановой и др.). Теоретической предпосылкой этому послужило издание книги по теории программированного обучения [Талызина, 1969] и обобщение ею психолого-педагогических достижений в результате подготовки (под руководством П. Я. Гальперина) докторской диссертации «Психологические основы управления усвоением знаний». Она была защищена Н. Ф. Талызиной в 1969 г. в МГУ, утверждена ВАК СССР в 1970 г. и издана [Талызина, 1975].

На десятом - «лабораторном» - этапе (19711976) в связи с новой стратегией декана А. Н. Леонтьева по развитию факультета посредством преобразования осенью 1970 г. ряда его кафедр, Н. Ф. Талызина заведует (до 1996 г.) кафедрой педагогики и педагогической психологии МГУ и также с 1971 г. созданной ею лабораторией программированного обучения. Ее сотрудники стали участвовать в совместных международных проектах [Подгорецкая, 1972], организованных и руководимых Н. Ф. Талызиной. В 1971 г. ей присваивается звание профессора, и она избирается членом-корреспондентом АПН СССР. Результаты исследований, проведенных ее научной школой на этом этапе, обобщены в труде: «Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека», изданном под редакцией Н. Ф. Талызиной и др.

В это же время Н. Ф. Талызина (один из авторов статьи - И. Н. Семенов - работал по ее приглашению на этой кафедре в 1972-1975 гг.) поддержала инновационное изучение им (с его дипломниками: В. К. Зарецким, В. П. Панюшки-ным, С. Ю. Степановым, Е. М. Гассселем и др.) рефлексивно-личностных аспектов формирования продуктивного мышления [Семенов, 1979] в контексте подхода П. Я. Гальперина [Семенов, 2012], что позднее привело к созданию научной школы [Семенов, 1992] психологии развития творчества. Заботясь о профессиональном росте молодых ученых, Н. Ф. Талызина командировала И. Н. Семенова на региональные конференции, в том числе, в вузы Ярославля, с участия в которых началось сотрудничество, продолжившееся и позднее [Семенов, 1989].

В плане общественной работы Н. Ф. Талызина поручила своему сотруднику И. Н. Семенову психолого-педагогическое курирование Детской сту-

дии (при профкоме МГУ) по когнитивному развитию и художественному воспитанию дошкольников и младших школьников. Таким образом им был приобретен начальный педагогический опыт в области возрастной психологии формирования детского творчества. Позднее это было реализовано в рефлексивно-психологическом обеспечении изучения и когнитивно-личностного развития одаренных детей [Ларионова, 2023] в современном дополнительном образовании, в том числе в контексте формирования человеческого капитала [Семенов, 2023].

На одиннадцатом - «профессиональном» этапе (1976-1988) - по проблематике психолого-педагогического обеспечения программированного обучения и управления когнитивным усвоением знаний выходит ряд авторских статей, книг [Талызина, 1985; 1987а; 1987б; 1988] и сборников под ее редакцией. Они служат теоретико-методической основой для организованной ею на психологическом факультете профессиональной подготовки студентов по университетской специализации «возрастная и педагогическая психология». Эта подготовка под руководством Талызиной [Талызина, 1985] ведется с позиций развития культурно-деятельностной психологии когнитивного онтогенеза и обучения формирующими методами [Выготский, 1997; Леонтьев, 1955; Гальперин, 1957], Теоретическими средствами этой подготовки служат обобщение Н. Ф. Талызиной с ее сотрудниками (Н. Г. Салмина, В. П. Сохина, Г. А. Буткин, Т. В. Габай, Ю. В. Карпов, Н. Н. Костюков, Н. А. Подгорецкая, Н. А. Рождественская и мн. др.) изучения психолого-педагогических проблем психодиагностики интеллекта, способов формирования познавательной деятельности путей построения методики обучающих программ [Талызина, 1980], средств контроля усвоения знаний, автоматизации обучения, разработки модели и профиля специалистов [Талызина, 1987б] и т. д. При этом П. Я. Гальперин и Н. Ф. Талызина способствовали ряду инициатив коллег и учеников по изучению и формированию профессионального мышления (З. А. Решетова, Н. Н. Костюков) и решения творческих задач (В. Л. Данилова, Л. Ф. Обухова, И. Н. Семенов), приемов эвристики (И. П. Колошина, И. И. Ильясов), типов рефлексии [Семенов, 1979]. Так, П. Я. Гальперин и Н. Ф. Талызина поддержали перед деканом А. А. Бодалевым организацию на базе факультета психологии МГУ и проведение в нем одним из авторов с С. Ю. Степановым первой в

стране научной конференции по психологии рефлексии [Семенов, 1983]. Это стимулировало рост ее изучения в отечественном человекозна-нии на рубеже 1980-1990-х гг. [Семенов, 1992] как в общепсихологическом, так и в психолого-педагогическом аспектах.

На двенадцатом - «профессионально-дополнительном» этапе (1989-1996) - в связи с началом проведения на факультете психологии на рубеже 1980-1990-х гг. профессиональной подготовки по второй специальности и годичной переподготовки лиц с высшим образованием, Н. Ф. Талызина и ее кафедра стали разрабатывать методические аспекты его психолого-педагогического обеспечения. Более того, Н. Ф. Талызина создает в 1989 г. при факультете психологии специальный Учебный центр МГУ по переподготовке работников системы образования, возглавляя его в качестве декана. Здесь осуществлялось обучение преподавателей и методистов на основе разрабатываемой ею дея-тельностной теории учения [Талызиной, 2002, 2018]. При этом она осуществляет изучение фундаментальных проблем развития психики и природы индивидуальных различий [Талызина, 1990; 1991], а также психолого-педагогических проблем формирования приемов математического мышления и модернизирует разработанную ею ранее методику когнитивно-деятельностного обучения [Талызина, 2023].

На тринадцатом - «научно-методическом» этапе (1997-2013) - Н. Ф. Талызина, развивая теоретическую деятельность по обобщению достижений современного человекознания, издает ряд статей, книг, учебных пособий, практикумов и учебников по педагогической психологии [Талызина, 1997; 19998], в том числе, для обучения студентов бакалавриата и магистратуры по линии методического обеспечения Болонского процесса. Она продолжает вести научную работу по анализу историко-научных предпосылок теорий учения [Володарская, 2003; Выготский, 1997; Талызина, 1997; 2002] и руководить аспирантами, консультировать докторантов и управленцев системы образования многих регионов и ряда стран, читая в них и в России лекции по общей, возрастной, педагогической психологии и педагогике.

На четырнадцатом - «деятельностно-ученическом» этапе (2014-2018) - Н. Ф. Талызина углубляет когнитивно-деятельностные основания разработки психолого-педагогических проблем обучения и рефлексирует эксперимен-

тальную верификацию многолетних экспериментальных исследований, проведенных ею и под ее руководством методом планомерного формирования умственных действий и понятий. В результате этого анализа обобщены тенденции и определены перспективы дальнейшего развития современной педагогической психологии и педагогики. В результате обобщения «когнитивно-методологического» (используя квалификацию [Мазилов, 2007] этого инновационного жанра теоретического человекознания) она выстраивает интегральную концепцию деятельностной теории учения и обобщает ее в фундаментальной монографии [Талызина, 2018], изданной уже после ее ухода из жизни.

Несмотря на доминирование в этой теории формирования когнитивных процессов учения (умозаключений доказательства, решения задач, определение понятий, структур интеллекта [Володарская 2003; Талызина, 2019; 2023), в ее итоговой книге [Талызина, 2018] намечен также учет их связи с метакогнитивными, регуляторно-личностными аспектами. Их изучение составляет перспективу дальнейшего углубления деятель-ностной концепции учения, это развивается ее ученикам и последователями в социокультурном контексте формирования не только рефлексивно-когнитивных [Семенов, 2012; Серегин, 2013], но и когнитивно-личностных аспектов человеческого капитала [Ларионова, 2022; Семенов, 2022] субъектов современного образования.

Антропологическое углубление деятельност-ной концепции учения в гуманистическом контексте обращения к анализу ее когнитивно-личностных аспектов совершено Н. Ф. Талызиной в ряде перспективных исследований: 1) при изучении индивидуальных различий [Талызина, 1991]; 2) при построении ею с коллегами профиля специалиста [Талызина, 1985]; 3) при разработке психолого-педагогических средств обеспечения развивающего эффекта [Талызина, 2004] использования здоровьесберегающей [Володарская, 2003] деятельностной технологии обучения в современном образовании.

Заключение

Значение наследия Н. Ф. Талызиной для когнитивной общей, возрастной и педагогической психологии.

Подытоживая краткий анализ научного творчества Н. Ф. Талызиной, необходимо подчеркнуть существенный вклад в развитие современной педагогической психологии и в организацию

как университетской профессиональной подготовки психологов и педагогов, так и в психологическое обеспечение модернизации непрерывного профессионального образования: школьного, среднего специального, высшего и последипломного. Научными предпосылками этого явились результаты многолетних исследований Н. Ф. Талызиной и руководимой ею научной школой онтогенеза и формирования когнитивных процессов такими субъектами образования, как обучаемые: школьники, студенты, магистранты, аспиранты, специалисты и преподаватели.

Теоретической базой этих общепсихологических экспериментальных исследований и реализующих их психотехнологий явились: традиции культурно-деятельностной психологии Л. С. Выготского - А. Н. Леонтьева и психолого-педагогического направления П. Я. Гальперина-Н. Ф. Талызиной изучения ориентировки (как предмета психологии когнитивных процессов) и метода планомерного формирования умственных действий и понятий. Развивая этот подход на рубеже ХХ-ХХ1 вв., Н. Ф. Талызина создала научную школу интегративной психолого-педагогической системы деятельностной теории учения [Талызина, 2002; 2018; Володарская, 2003]. Параллельно с этим многогранным исследовательским творчеством она десятки лет осуществляла разнообразную институционально-организационную работу (по управлению лабораториями, кафедрами, отделениями, деканатами и учебными центрами) и педагогическую деятельность преподавательского и просветительского характера [Талызина, 1985; 1988].

Десятки лет читая лекции по общей, возрастной, педагогической психологии и педагогике в столичных, региональных, зарубежных вузах и готовя в них плеяду студентов, магистрантов, аспирантов, докторантов, Н. Ф. Талызина создавала творческую атмосферу для усвоения психолого-педагогических знаний, овладения культурой научного, педагогического и управленческого труда, проведения фундаментальных исследований и разработки прикладных технологий. В результате своей многогранной научно-педагогической деятельности Н. Ф. Талызина внесла существенный вклад в теорию педагогики и педагогической психологии и в практику организации университетской профессиональной подготовки психологов и педагогов: специалистов, бакалавров, магистров и будущих ученых - аспирантов, докторантов, а также работников и руководителей системы образования.

За инновационные достижения в психологии и педагогике Н. Ф. Талызина награждена в 1999 г. Премией Президента РФ в области образования и Ломоносовской премией за научную деятельность и цикл работ «Деятельностная теория учения и обучения» (2001). За развитие педагогики и психологическое обеспечение образования она награждена медалями В^НК, им. Н. К. Крупской и К. Д. Ушинского, золотыми медалями: РАО (2007) и «Выдающиеся ученые XXI века» Международного биографического центра (2007), а также орденом Республики Куба. Нина Федоровна Талызина - заслуженный профессор Московского университета (1997); почетный профессор факультета психологии МГУ (2003); «Отличник высшего образования»; победитель Национального конкурса «Золотая Психея» в номинации «Патриарх российской психологии» (2013).

Получив основы среднего и высшего педагогического образования на родной Ярославской земле в ЯПУ и ЯГПУ, Н. Ф. Талызина развивала далее в ПИ РАО и МГУ этот учебно-научный опыт в столичных и международных вузах. Она подготовила десятки кандидатов и ряд докторов наук, создав одну из крупнейших психолого-педагогических научных школ. Ее ученики (в том числе, благодарный автор статьи [Рефлексивно-..., 2003; Семенов, 1979; 2014]) и последователи в России и за рубежом развивают заложенные ею традиции психолого-педагогического изучения и формирования условий управления процессом усвоения знаний и методического обеспечения когнитивно-деятельностными средствами процесса учения в современной образовательной практике.

Библиографический список

1. Алексеев Н. Г. Когнитивизм как общепсихологическая концепция познавательных процессов и научения / Н. Г. Алексеев, В. К. Зарецкий, И. Н. Семенов // Вопросы психологии. 1979. № 2. С. 164-169.

2. Володарская И. А. Диагностика развивающего эффекта использования здоровьесберегающей дея-тельностной технологии обучения : учебно-методическое пособие / И. А. Володарская, Н. Ф. Талызина, Н. Г. Салмина. Москва : МТО-XОЛДИНГ, 2003. 236 с.

3. Выготский Л. С. Теории учения. Xрестоматия / Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина. Москва : РПО, 1998. 152 с.

4. Гальперин П. Я. Формирование начальных геометрических понятий на основе организованного действия учащихся / П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина // Вопросы психологии. 1957. № 1. С. 28-44.

5. Давыдов В. В. Проблема деятельности в работах А. Н. Леонтьева / В. В. Давыдов, В. П. Зинченко, Н. Ф. Талызина // Вопросы психологии. 1982. № 4. C. 61-67.

6. Зависимость обучения от типа ориентировочной деятельности : сборник статей / под ред. П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной. Москва : Изд-во МГУ, 1968. 238 с.

7. Ларионова Л. И. Когнитивно-личностные компоненты человеческого капитала школьников, выбирающих профессию в современных условиях образования / Л. И. Ларионова, Ж. А. Джафарова, И. Н. Семенов // Шамовские педагогические чтения : сборник статей XIV Межд. научно-практич. конф. в 2-х ч. Ч. 1. Москва : МПГУ 2022. С. 53-58.

8. Леонтьев А. Н. Природа и формирование психических свойств и процессов человека // Вопросы психологии. 1955. № 1. C. 29-35.

9. Мазилов В. А. Когнитивная методология психологической науки // Системогенез учебной и профессиональной деятельности / под ред. В. Д. Шадрикова и др. Ярославль : ЯГПУ 2000. С. 67-70.

10. Подгорецкая Н. Первый советско-французский семинар по программированному обучению / Н. Подгорецкая, И. Семенов, В. Черненилов // Советская педагогика. 1972. № 10. С. 142-144.

11. Психолого-педагогические проблемы профессионального обучения : сборник. статей / отв. ред. П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, З. А. Решетова. Москва : Изд-во МГУ, 1979. 208 с.

12. Рефлексивно-организационные проблемы формирования мышления и личности в образовании и управлении (Памяти П. Я. Гальперина) / отв. ред.-сост. И. Н. Семенов, Т. Г. Болдина. Москва : ИР-ПТиГО, 2003. 247 с.

13. Савенков А. И. Когнитивная и педагогическая психология в научной школе С. Л. Рубинштейна / А. И. Савенков, И. Н. Семенов, В. М. Поставнев // Психологическая газета от 11 января 2023 г.

14. Семенов И. Н. Методологические основы Московской школы рефлексивно-гуманитарной психологии и педагогики творчества // Методологические концепции и школы в СССР. В 3-х. т. / отв. ред. И. С. Ладенко. Новосибирск : НГУ 1992. Т. 1. С. 35-56.

15. Семенов И. Н. Об одном приеме формирования решения творческих задач // Управление познавательной деятельностью студентов / под ред. И. П. Ко-лошиной. Саранск : Мордовский гос. университет, 1979. С. 45-52.

16. Семенов И. Н. Проблемы и принципы построения метода содержательно-смыслового анализа мышления, рефлексии и общения // Методы исследования мышления и общения в производственной деятельности / под ред. Ю. К. Корнилова. Ярославль : ЯГУ, 1989. 142 с.

17. Семенов И. Н. Проблемы психологического изучения рефлексии и творчества / И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов // Вопросы психологии. 1983. № 5. С. 162-164.

18. Семенов И. Н. Рефлексивно-педагогические пути формирования человеческого капитала как ресурса психологической готовности субъектов профессионального образования / И. Н. Семенов, Д. А. Водопьянов // Стратегии и ресурсы личностно-профессионального развития педагога: современное прочтение и системная практика / под ред. Л. М. Ми-тиной. Москва : ПИ РАО, 2022. С. 64-67.

19. Семенов И. Н. Типология концептуально-методологических средств развития Н. Ф. Талызиной педагогической психологии // Деятельностная теория учения: современное состояние и перспективы / под ред. Ю. П. Зиненко. Москва : Изд-во Московского университета, 2014. С. 8-12.

20. Семенов И. Н. Учение П. Я. Гальперина об ориентировке как концептуальная база рефлексивной психологии // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология (Памяти П. Я. Гальперина) 2012. № 4. С. 83-92.

21. Серегин К. С. Взаимодействие рефлексии и понятийного мышления в когнитивном развитии субъекта / К. С. Серегин, И. Н. Семенов // Человек, субъект, личность в современной психологии / под ред. А. Л. Журавлева. Москва : ИП РАН, 2013. Т. 2. С. 348-351.

22. Талызина Н. Ф. Деятельностная теория учения. Москва : Изд-во Московского Университета, 2018. 440 с.

23. Талызина Н. Ф. К проблеме формирования умственных действий // Вопросы психологии, 1960. № 4. С. 133-140.

24. Талызина Н. Ф. Кибернетика и педагогика // Проблемы социалистической педагогики : материалы I научной конференции ученых-педагогов социалистических стран. Москва : Педагогика. 1973. С. 142149.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Талызина Н. Ф. Методика обучения математике. Формирование приемов математического мышления : учебное пособие для вузов / под редакцией Н. Ф. Талызиной. 2-е изд., перераб. и доп. Москва : Юрайт, 2023. 193 с.

26. Талызина Н. Ф. Методика составления обучающих программ : учебное пособие. Москва : МГУ, 1980. 46 с.

27. Талызина Н. Ф. О психолого-педагогической подготовке преподавателей в университете // Aima mater. Вестник высшей школы. 1985. № 5. С. 32-35.

28. Талызина Н. Ф. Особенности умозаключений при решении геометрических задач // Известия АПН РСФСР. Вып. 80. Москва, 1957. С. 235-274.

29. Талызина Н. Ф. П. А. Шеварев - создатель теории обобщенных ассоциаций / Н. Ф. Талызина, Т. А. Ратанова // Выдающиеся психологи Москвы / под ред. В. В. Рубцова и М. Г. Ярошевского. Москва : ПИ РАО, 1997. С. 355-361.

30. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. Психодиагностика интеллекта / Н. Ф. Талызина, Ю. В. Карпов. Москва : МГУ, 1987. 63 с.

31. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология : учебник. 8-е изд. Москва : Академия, 2009. 287 с.

32. Талызина Н. Ф. Проблема индивидуальных различий: Опыт исследования близнецовым методом /

H. Ф. Талызина, С. В. Кравцова, Е. А. Мухаматулина. Москва : Изд-во МГУ, 1991. 191 с.

33. Талызина Н. Ф. Пути разработки профиля специалиста / Н. Ф. Талызина, Н. Г. Печенюк, Л. Б. Хихловский; под ред. Н. Ф. Талызиной. Саратов : Изд-во Саратовского университета, 1987б. 173 с.

34. Талызина Н. Ф. Развитие П. Я. Гальпериным деятельностной теории учения // Вопросы психологии. 2002. № 5. С. 42-49.

35. Талызина Н. Ф. Способности и обучение // Семья и школа. 1990. № 8. С. 34-36.

36. Талызина Н. Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. Москва : Изд-во МГУ 1969. 132 с.

37. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний: психологические основы. 2-е изд. Москва : МГУ 1984. 344 с.

38. Талызина Н. Ф. Усвоение научных понятий в школе / Н. Ф. Талызина, И. А. Володарская, Г. А. Бут-кин. 2-е изд., испр. и доп. Москва : Юрайт, 2017. 114 с.

39. Талызина Н. Ф. Условия обучения, обеспечивающие эффект развития // Психология в вузе. 2004. № 1. С. 30-50.

40. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности школьников: книга для учителя. Москва : Просвещение. 1988. 173 с.

Reference list

1. Alekseev N. G. Kognitivizm kak obshhepsiholog-icheskaja koncepcija poznavatel'nyh processov i nauchen-ija = Cognitivism as a general psychological concept of cognitive processes and learning / N. G. Alekseev, V. K. Zareckij, I. N. Semenov // Voprosy psihologii. 1979. № 2. S. 164-169.

2. Volodarskaja I. A. Diagnostika razvivajushhego jef-fekta ispol'zovanija zdorov'esberegajushhej deja-tel'nostnoj tehnologii obuchenija = Diagnosis of the developing effect of the use of a healthy active learning technology: uchebno-metodicheskoe posobie /

I. A. Volodarskaja, N. F. Talyzina, N. G. Salmina. Moskva : MTO-HOLDING, 2003. 236 s.

3. Vygotskij L. S. Teorii uchenija. Hrestomatija = Theories of teaching. Anthology / L. S. Vygotskij, P. Ja. Gal'perin, N. F. Talyzina. Moskva : RPO, 1998. 152 s.

4. Gal'perin P. Ja. Formirovanie nachal'nyh ge-ometricheskih ponjatij na osnove organizovannogo dejst-vija uchashhihsja = Formation of initial geometric concepts based on organized actions of students / P. Ja. Gal'perin, N. F. Talyzina // Voprosy psihologii. 1957. № 1. C. 28-44.

5. Davydov V. V Problema dejatel'nosti v rabotah A. N. Leont'eva = The problem of activity in the works of A. N. Leontyev / V. V. Davydov, V. P. Zinchenko, N. F. Talyzina // Voprosy psihologii. 1982. № 4. C. 61-67.

6. Zavisimost' obuchenija ot tipa orientirovochnoj dejatel'nosti = Dependence of training on the type of indicative activity: sbornik statej / pod red. P. Ja. Gal'perina, N. F. Talyzinoj. Moskva : Izd-vo MGU, 1968. 238 s.

7. Larionova L. I. Kognitivno-lichnostnye kompo-nenty chelovecheskogo kapitala shkol'nikov, vybirajush-hih professiju v sovremennyh uslovijah obrazovanija = Cognitive-personal components of the human capital of school students choosing a profession in modern educational conditions / L. I. Larionova, Zh. A. Dzhafarova, I. N. Semenov // Shamovskie pedagogicheskie chtenija : sbornik statej XIV Mezhd. nauchno-praktich. konf. V 2-h ch. Ch. 1. Moskva : MPGU, 2022. S. 53-58.

8. Leont'ev A. N. Priroda i formirovanie psihicheskih svojstv i processov cheloveka = Nature and formation of human mental properties and processes // Voprosy psi-hologii. 1955. № 1. C. 29-35.

9. Mazilov V. A. Kognitivnaja metodologija psiholog-icheskoj nauki = Cognitive methodology of psychological science // Sistemogenez uchebnoj i professional'noj deja-tel'nosti / pod red. V. D. Shadrikova i dr. Jaroslavl' : JaG-PU, 2000. S. 67-70.

10. Podgoreckaja N. Pervyj sovetsko-francuzskij seminar po programmirovannomu obucheniju = First Soviet-French seminar on IT training / N. Podgoreckaja, I. Semenov, V. Chernenilov // Sovetskaja pedagogika. 1972. № 10. S. 142-144.

11. Psihologo-pedagogicheskie problemy profession-al'nogo obuchenija = Psychological and pedagogical problems of vocational training : sbornik. statej / otv. red. P. Ja. Gal'perin, N. F. Talyzina, Z. A. Reshetova. Moskva : Izd-vo MGU, 1979. 208 s.

12. Refleksivno-organizacionnye problemy formiro-vanija myshlenija i lichnosti v obrazovanii i upravlenii (Pamjati P. Ja. Gal'perina) = Reflexive-organizational problems of the formation of thinking and personality in education and management (in memory of P. Ya. Galperin) / otv. red.-sost. I. N. Semenov, T. G. Boldina. Moskva : IRPTiGO, 2003. 247 s.

13. Savenkov A. I. Kognitivnaja i pedagogicheskaja psihologija v nauchnoj shkole S. L. Rubinshtejna = Cognitive and pedagogical psychology in the scientific school of S. L. Rubinstein / A. I. Savenkov, I. N. Semenov, V. M. Postavnev // Psihologicheskaja gazeta ot 11 janvarja 2023 g.

14. Semenov I. N. Metodologicheskie osnovy Mos-kovskoj shkoly refleksivno-gumanitarnoj psihologii i pedagogiki tvorchestva = Methodological foundations of the Moscow school of reflective and humanitarian psychology and pedagogy of creativity / I. N. Semenov // Metodologicheskie koncepcii i shkoly v SSSR. V 3-h. t. / otv. red. I. S. Ladenko. Novosibirsk : NGU, 1992. T. 1. S. 35-56.

15. Semenov I. N. Ob odnom prieme formirovanija reshenija tvorcheskih zadach = About one technique of forming a solution to creative problems // Upravlenie poznavatel'noj dejatel'nost'ju studentov / pod red.

I. P. Koloshinoj i dr. Saransk : Mordovskij gos. universi-tet, 1979. S. 45-52.

16. Semenov I. N. Problemy i principy postroenija metoda soderzhatel'no-smyslovogo analiza myshlenija, refleksii i obshhenija = Problems and principles of constructing a method of meaningful and semantic analysis of thinking, reflection and communication // Metody issle-dovanija myshlenija i obshhenija v proizvodstvennoj dejatel'nosti / pod red. Ju. K. Kornilova. Jaroslavl' : JaGU, 1989. 142 s.

17. Semenov I. N. Problemy psihologicheskogo izuchenija refleksii i tvorchestva = Problems of psychological study of reflection and creativity / I. N. Semenov, S. Ju. Stepanov // Voprosy psihologii. 1983. № 5. S. 162164.

18. Semenov I. N. Refleksivno-pedagogicheskie puti formirovanija chelovecheskogo kapitala kak resursa psi-hologicheskoj gotovnosti sub#ektov professional'nogo obrazovanija = Reflexive-pedagogical ways of forming human capital as a resource of psychological readiness of subjects of professional education / I. N. Semenov, D. A. Vodop'janov // Strategii i resursy lichnostno-professional'nogo razvitija pedagoga: sovremennoe prochtenie i sistemnaja praktika / pod red. L. M. Mitinoj. Moskva : PI RAO, 2022. S. 64-67.

19. Semenov I. N. Tipologija konceptual'no-metodologicheskih sredstv razvitija N. F. Talyzinoj peda-gogicheskoj psihologii = Typology of conceptual and methodological means of development of N.F. Talyzina pedagogical psychology // Dejatel'nostnaja teorija ucheni-ja: sovremennoe sostojanie i perspektivy / pod red. Ju. P. Zinenko i dr. Moskva : Izd-vo Moskovskogo uni-versiteta, 2014. S. 8-12.

20. Semenov I. N. Uchenie P. Ja. Gal'perina ob orien-tirovke kak konceptual'naja baza refleksivnoj psihologii = P. Ya. Galperin's teaching on orientation as a conceptual base of reflective psychology // Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 14. Psihologija (Pamjati P. Ja. Gal'perina) 2012. № 4. S. 83-92.

21. Seregin K. S. Vzaimodejstvie refleksii i ponjatijnogo myshlenija v kognitivnom razvitii subekta = Interaction of reflection and conceptual thinking in the subject's cognitive development / K. S. Seregin, I. N. Semenov // Chelovek, sub#ekt, lichnost' v sovremennoj psihologii / pod red. A. L. Zhuravleva. Moskva : IP RAN, 2013. T. 2. S. 348-351.

22. Talyzina N. F. Dejatel'nostnaja teorija uchenija = Activity theory of teaching. Moskva : Izd-vo Mos-kovskogo Universiteta, 2018. 440 s.

23. Talyzina N. F. K probleme formirovanija um-stvennyh dejstvij = To the problem of formation of mental actions // Voprosy psihologii, 1960. № 4. S. 133-140.

24. Talyzina N. F. Kibernetika i pedagogika = Cybernetics and Pedagogy // Problemy socialisticheskoj pedagogiki : materialy I nauchnoj konferencii uchenyh-pedagogov socialisticheskih stran. Moskva : Pedagogika. 1973. S. 142-149.

25. Talyzina N. F. Metodika obuchenija matematike. Formirovanie priemov matematicheskogo myshlenija = Methodology for teaching mathematics. Formation of mathematical thinking techniques : uchebnoe posobie dlja vuzov / pod redakciej N. F. Talyzinoj. 2-e izd., pererab. i dop. Moskva : Jurajt, 2023. 193 s.

26. Talyzina N. F. Metodika sostavlenija obuchajush-hih programm = Training program methodology : uchebnoe posobie. Moskva : MGU, 1980. 46 s.

27. Talyzina N. F. O psihologo-pedagogicheskoj podgotovke prepodavatelej v universitete = On the psychological and pedagogical training of teachers at the university // Alma mater. Vestnik vysshej shkoly. 1985. № 5. S. 32-35.

28. Talyzina N. F. Osobennosti umozakljuchenij pri reshenii geometricheskih zadach = Features of conclusions when solving geometric problems // Izvestija APN RSFSR. Vyp. 80. Moskva, 1957. S. 235-274.

29. Talyzina N. F. P. A. Shevarev - sozdatel' teorii obobshhennyh associacij = P. A. Shevarev - creator of the theory of generalized associations / N. F. Talyzina, T. A. Ratanova // Vydajushhiesja psihologi Moskvy / pod red. V. V Rubcova i M. G. Jaroshevskogo. Moskva : PI RAO, 1997. S. 355-361.

30. Talyzina N. F. Pedagogicheskaja psihologija. Psi-hodiagnostika intellekta = Pedagogical psychology. Psychodiagnostics of intelligence / N. F. Talyzina, Ju. V. Karpov. Moskva : MGU, 1987. 63 s.

31. Talyzina N. F. Pedagogicheskaja psihologija = Pedagogical psychology : uchebnik. 8-e izd. Moskva : Akademija, 2009. 287 s.

32. Talyzina N. F. Problema individual'nyh razlichij: Opyt issledovanija bliznecovym metodom = Individual

difference problem: Twin study experience / N. F. Talyzina, S. V. Kravcova, E. A. Muhamatulina. Moskva : Izd-vo MGU, 1991. 191 s.

33. Talyzina N. F. Puti razrabotki profilja specialist = Specialist profile development paths / N. F. Talyzina, N. G. Pechenjuk, L. B. Hihlovskij; pod red. N. F. Talyzinoj. Saratov : Izd-vo Saratovskogo universiteta, 1987b. 173 s.

34. Talyzina N. F. Razvitie P. Ja. Gal'perinym deja-tel'nostnoj torii uchenija = Development of the activity theory of teaching by P. Ya. Galperin // Voprosy psi-hologii. 2002. № 5. S. 42-49.

35. Talyzina N. F. Sposobnosti i obuchenie = Abilities and training II Sem'ja i shkola. 1990. № 8. S. 34-36.

36. Talyzina N. F. Teoreticheskie problemy pro-grammirovannogo obuchenija = Theoretical problems of programmed learning Moskva : Izd-vo MGU. 1969. 132 s.

37. Talyzina N. F. Upravlenie processom usvoenija znanij : psihologicheskie osnovy = Knowledge acquisition management: psychological foundations. 2-e izd. Moskva : MGU, 1984. 344 s.

38. Talyzina N. F. Usvoenie nauchnyh ponjatij v shkole = Learning scientific concepts in school / N. F. Talyzina, I. A. Volodarskaja, G. A. Butkin. 2-e izd., ispr. i dop. Moskva : Jurajt, 2017. 114 s.

39. Talyzina N. F. Uslovija obuchenija, obespechiva-jushhie jeffekt razvitija = Training conditions that ensure the development effect // Psihologija v vuze. 2004. № 1. S. 30-50.

40. Talyzina N. F. Formirovanie poznavatel'noj deja-tel'nosti shkol'nikov: kniga dlja uchitelja = Formation of educational activities of school students: a book for a teacher. Moskva : Prosveshhenie. 1988. 173 s.

Статья поступила в редакцию 20.12.2023; одобрена после рецензирования 10.01.2024; принята к публикации 18.01.2024.

The article was submitted 20.12.2023; approved after reviewing 10.01.2024; accepted for publication 18.01.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.