Научная статья УДК 159.923.3
DOI: 10.20323/1813-145X_2023_6_135_155 EDN: QUBFVF
Творческий путь современного ученого: от истории психофизиологии к духовности образования (в связи с 65-летним юбилеем В. В. Умрихина)
Игорь Никитович Семенов
Доктор психологических наук, профессор департамента психологии, Институт педагогики и психологии образования, Московский городской педагогический университет. 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр.,4 к.1
i_samenov@mail.ru; https://orcid.org/ 0000-0001-6689-448Х
Аннотация. В статье характеризуется развитие научно-педагогической деятельности и становление духовного мировоззрения творческой индивидуальности современного оригинального ученого (в области истории человекознания, философской антропологии и христианской психологии) доцента Московского госуниверситета им. М. В. Ломоносова, лауреата Ломоносовской премии - В. В. Умрихина. Анализируются институционально-персонологические факторы и социально-коммуникативные отношения, детерминирующие формирование и профессиональную самореализацию молодого ученого в социокультурных условиях советской науки 1970-1980-х гг., а также развитие его жизнетворчества и историко-методологической деятельности на рубеже ХХ-ХХ1 вв. в постсоветский период российской психологии. Показана конструктивная роль взаимодействия системно-методологического направления философско-гуманитарного познания и историко-науковедческого подхода к научному творчеству в изучении В. В. Умрихиным формирования как классических отечественных психологических школ (Б. Г. Ананьева. Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, И. П. Павлова, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, Г. И. Челпанова), так и современных направлений отечественного человекознания в их взаимосвязях с мировой наукой. При этом впервые характеризуются институционально -познавательные взаимодействия В. В. Умрихина - как историка человекознания - с инициаторами разработки (в научных коллективах университетской, академической и прикладной науки) актуальных методологических проблем психологии продуктивного мышления, принятия решений, научного творчества и этики духовности. В 2020-е-гг. В. В. Умрихин обратился к углубленному изучению христианской психологии и профессиональному преподаванию историко-методологических основ и теоретико-экспериментальных достижений психологической науки в православных университетах в социокультурных условиях современного российского общества. С позиций рефлексивной психологии научного творчества в статье выделены основные вехи мировоззренческих поисков ученого-энциклопедиста в сфере антропологической психологии и показаны пути преподавания ее христианских основ в православном университетском образовании.
Ключевые слова: научное творчество; субъект деятельности; научная школа; история науки; методология психологии; христианская психология; педагогика преподавания; духовность образования
Для цитирования: Семенов И. Н. Творческий путь современного ученого: от истории психофизиологии к духовности образования (в связи с 65-летним юбилеем В. В. Умрихина) // Ярославский педагогический вестник. 2023. № 6 (135). С. 155-165. http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X_2023_6_135_155. https://elibrary.ru/QUBFVF
Original article
The creative path of a modern scientist: from the history of psychophysiology to the spirituality of education (to the 65-th anniversary of V. V. Umrikhin)
Igor N. Semenov
Doctor of psychological sciences, professor of department of psychology, Institute of pedagogy and psychology of education, Moscow city pedagogical university. 129226, Moscow, 2-nd Agricultural ave., 4 k.1 i_samenov@mail.ru; https://orcid.org/ 0000-0001-6689-448Х
Abstract. The article characterizes the development of scientific and pedagogical activity and the formation of the spiritual worldview of the creative personality of a modern original scientist (in the field of the history of human studies, philosophical anthropology and Christian psychology), associate professor of Lomonosov Moscow State
© Семенов И. Н., 2023
University, laureate of the Lomonosov Prize V. V. Umrikhin. The article analyzes the institutional and personological factors and social and communicative relations that determine the formation and professional self-realization of a young scientist in the socio-cultural conditions of Soviet science the formation of both classical Russian psychological schools (B. G. Ananyev, L. S. Vygotsky, A. N. Leontiev, I.P. Pavlov, S. L. Rubinstein, B. M. Teplov, G. I. Chelpanov) and modern trends of Russian human studies in their interrelations with world science. At the same time, the institutional and cognitive interactions of V V. Umrikhin - as a historian of human knowledge - with the initiators of the development (in research teams of university, academic and applied science) of topical methodological problems of psychology of productive thinking, decision-making of scientific creativity and ethics of spirituality are characterized for the first time. In the 2020-s, V V Umrikhin turned to in-depth study of Christian psychology and professional teaching of historical and methodological foundations and theoretical and experimental achievements of psychological science at Orthodox universities in the socio-cultural conditions of modern Russian society. From the standpoint of the reflexive psychology of scientific creativity, the article highlights the main milestones of the worldview searches of the scientist-encyclopedist in the field of anthropological psychology and shows the ways of teaching its Christian foundations in Orthodox university education.
Key words: scientific creativity; subject of activity; scientific school; history of science; methodology of psychology; christian psychology; pedagogy of teaching; spirituality of education
For citation: Semenov I. N. The creative path of a modern scientist: from the history of psychophysiology to the spirituality of education (to the 65-th anniversary of V. V. Umrikhin). Yaroslavl pedagogical bulletin. 2023; (6): 155-165. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X_2023_6_135_155. https://elibrary.ru/QUBFVF
Введение
Социокультурный контекст научно-педагогической деятельности В. В. Умрихина.
Рубеж ХХ-ХХ1 вв. знаменуется ростом интереса к духовно-нравственным основам психологического познания [Братусь, 2023; Духовность и рефлексивность..., 1996; Журавлев, 2011; Семенов, 2010, 2012 и др.]. В этом контексте исследовательская и преподавательская деятельность В. В. Умрихина знаменует органичное единство научного поиска и педагогической реализации его результатов в образовательной практике обучения студентов истории и методологии психологии, что присуще ведущим отечественным историкам человекознания (П. Я. Гальперин,
A. Н. Ждан, А. Л. Журавлев, В. А. Кольцова,
B. А. Мазилов, Т. Д. Марцинковская, Ю. Н. Олейник, А. В. Петровский, А. В. Юревич и др.). Этого примера придерживаются их последователи, одним из которых был ученик профессора М. Г. Ярошевского, доцент МГУ и заведующий кафедрой общей психологии Российского православного университета - Владимир Владимирович Умрихин (22.05.1958 -07.07.2023). Его путь в науке начался с науко-ведческого изучения дифференциальной психофизиологии Б. М. Теплова, продолжился методологическим анализом человекознания и привел к духовно-нравственному обращению к христианской психологии (Б. С. Братусь, Ф. Е. Василюк, В. И. Слободчиков и др.), что выражает важную тенденцию отечественной гуманитарной мысли. Одним из институциональных выражений этого
благотворного для нравственного состояния общества является открытие все новых православных духовных академий и университетов. Вторую половину своего жизненного пути В. В. Умрихин посвятил освоению православных основ российской культуры в целях сопряжения с ними этико-антропологических [итйкЫп, 1988] перспектив психологического познания.
Рассмотрим периоды развития В. В. Умрихи-на как субъекта историко-теоретических изысканий в психологической науке и университетском преподавании - как светского, так и православного - в современной образовательной практике. Научная деятельность видного ученого и популярного преподавателя МГУ В. В. Умрихина достаточно известна коллегам по его трудам и по изучению истории, теории, методологии челове-кознания. Поэтому при абрисе достижений В. В. Умрихина сделаем акцент на мало известном становлении его как ученого, что составило институционально-персонологические [Алексеев, 1991; Семенов, 2021; Семенов, 1980] предпосылки дальнейшей самореализации [Умрихин, 1987, 1999, 2002, 2023] в истории и методологии психологии духовного самосовершенствования -увы - прерванного кончиной.
Развитие познавательных поисков В. В. Умрихина в психологическом университетском образовании.
Исходным пунктом научного творчества Умрихина послужило высшее образование и род занятий родителей: отца - военного врача и матери - филолога. Мать работала редактором в единственном в то время, в 1950-1980-х гг.,
научном журнале «Вопросы психологии», расположенном в Институте психологии АПН РСФСР/СССР (ныне ПИ РАО). Без преувеличения можно сказать, что отрок вырос буквально на коленях корифеев советской психологической науки. Пока их статьи редактировала его мама -Н. И. Лименес, общительный сын увлеченно слушал занимательные рассказы ученых о различных опытах и, вероятно, подсознательно сопоставлял и рефлексировал пути познания множества захватывающих пытливый ум психологических реалий. Этим объясняется выбор выпускником столичной школы № 76 учебы в ВУЗе психологии и историко-научный профиль дипломной работы в МГУ. Ибо погружение в историю науки позволяло дистанцироваться от конкретики психологических опытов и обратиться к изучению обобщенного хода развития человеко-знания.
Целевую предметность этого знания определил научный руководитель дипломной работы и диссертационного исследования В. В. Умрихина крупнейший советский историк психологии М. Г. Ярошевский. Он принял способного выпускника МГУ в аспирантуру созданного им сектора социальной психологии науки Института истории естествознания и техники (ИИЕиТ) АН СССР, так как В. В. Умрихин еще в дипломной работе начал анализировать наследие крупнейшего советского психофизиолога Б. М. Теплова. Науковедческой хваткой маститого научного руководителя М. Г. Ярошевского - наряду с исследовательским пылом В. В. Умрихина, его трудолюбием и полученной в традициях семьи «врачебной закваской», а также методологической культурой (обретенной еще в студенческие и аспирантские годы в системно-методологическом кружке И. Н. Семенова) - во многом объясняется успешность защиты им в срок в 1984 г. кандидатской диссертации о развитии школы Б. М. Теплова и быстрого издания о ней книги [Умрихин, 1987].
Свое аспирантство В. В. Умрихин совмещал с успешным преподаванием с 1980 г. совместителем в МГУ. Здесь он вел семинары и ассистировал, а затем и читал лекции, в том числе с 1995 г. как доцент кафедры общей психологии, возглавляемой О. К. Тихомировым. Параллельно с педагогической деятельностью в МГУ и в других вузах В. В. Умрихин продолжал вести в ИИЕиТ науковедческие исследования и инициативно разнообразные историко-научные изыскания, которые находили воплощение в виде множества
словарных и журнальных статей. Они на рубеже ХХ-ХХ1 вв. все более трансформировались в теоретико-методологические обобщения тенденций развития психологии, что системно изучалось им в следующих основных направлениях.
Направления научных поисков
В. В. Умрихина в современном человекознании.
Важно подчеркнуть, что в историко-научном плане фундаментальность исследований Умрихина обеспечивалась также оригинальным применением системно-методологических средств науковедческого изучения создания Б. М. Тепловым научной школы дифференциальной психофизиологии (позднее выяснилось [Семенов, 2021], что он был родоначальником целых четырех школ и В. В. Умрихин охарактеризовал в основном четвертую - как наиболее известную). Этими средствами были построенные под руководством методолога психологии и эргономики Н. Г. Алексеева [Алексеев, 1991; Алексеев, 1996] (соратника ведущих советских системных методологов Г. П. Щедровицкого и Э. Г. Юдина) концептуальные схемы деятельности, типология и функции которых в структуре психологического и эргономического знания были разработаны заведующим группой методологии в отделе эргономики ВНИИ технической эстетики (ВНИИТЭ) выпускником МГУ И. Н. Семеновым с его дипломником и научным сотрудником В. К. Зарецким. На заседаниях этой группы в ВНИИТЭ (с 1975 г.) и позднее организованной в 1978 г. на базе ИПАН Я. А. Пономаревым, Н. Г. Алексеевым, И. Н. Семеновым [Пономарев, 1998] Всесоюзной секции «Психология творчества» Общества психологов СССР обсуждались различные доклады. Они касались историко-теоретических проблем психологии рефлексивно-творческого мышления [Семенов, 1980; Семенов, 2021] и концептуально-методологических средств организации и применения психологического, эргономического и педагогического знания (Н. Г. Алексеев, В. К. Зарецкий, Н. Б. Кова-лева-Сазонтьева, Я. А. Пономарев, И. Н. Семенов, А. В. Советов, С. Ю. Степанов, В. В. Умри-хин, А. Б. Холмогорова и др.). В 1980-1990-е гг. участниками секции был издан ряд книг по методологии психологии [Пономарев, 1998 и др.]. Среди них была и монография В. В. Умрихина [Умрихин, 1987] о школе Б. М. Теплова с характеристикой ее программно-ролевой динамики и теоретико-методологической организации посредством экспликации ряда предметных концептуальных схем [Алексеев, 1996; Теплов,
1990]: «Понятие концептуальной схемы (Э. М. Мирский, Э. Г. Юдин, 1974: Н. Г. Алексеев, И. Н. Семенов, 1979) является единицей методологического анализа» [Умрихин, 1981, с. 27]. Эта схема выражает познавательное развитие содержания, генерируемого научным коллективом - во главе с основателем школы Б. М. Тепловым - дифференциально-
психофизиологического знания. «Проведенный с помощью концептуальных схем методологический анализ позволяет, с одной стороны, конкретно представить логику развития исследовательской программы Б. М. Теплова, а с другой -охарактеризовать вклад ее автора в развитие дифференциальной психофизиологии» [Умри-хин, 1981, с. 28 ]. В дальнейшем этими средствами изучались участниками секции другие разработки Б. М. Теплова по исследованию: «ума полководцев» [Умрихин, 1990; Любимов, 2015] и дифференциальной психологии способностей, состояний, одаренности и индивидуальности человека [Алексеев, 1996; Семенов, 2021; Умри-хин, 1987; Ярошевский, 1983]. Фундаментальную роль концептуальных схем в трактовке Н. Г. Алексеева и Э. Г. Юдина (1971) неоднократно отмечал В. А. Мазилов (2002, 2003 и др.) в цикле монографий по истории и методологии [Мазилов, 1998 ] современной психологии.
В плане социальной психологии науки поднятой М. Г. Ярошевским проблематики взаимодействия научных школ необходимо ее спроецировать и на развитие творчества его аспиранта
B. В. Умрихина. Ибо он еще со студенческой скамьи оказался на пересечении не только мощных институциональных традиций: полипредметного человекознания в «закваске» Г. И. Чел-панова и А. А. Смирнова в ПИ РАО и особенно монопредметной психологии (культурно-исторической по генезису психики и структурно-операциональной по строению деятельности - в трактовке А. Н. Леонтьева и П. Я. Гальперина) на факультете психологии МГУ.
Однако внутри этих классических традиций ПИ РАО и МГУ также имело место взаимодействие двух пассионарных и функционально сообщающихся методологических школ посредством личных профессионально-сотворческих отношений В. В. Умрихина с их участниками и последователями (Н. Г. Алексеев, Т. Д. Марцин-ковская, Я. А. Пономарев, И. Н. Семенов,
C. Ю. Степанов, М. Г. Ярошевский и др.). Одной из этих традиций была историко-науковедческая школа социальной психологии человекознания,
созданная в ИИЕиТ М. Г. Ярошевским с опорой в 1970-1980-е гг. на академика АПН СССР А. В. Петровского (ставшего в 1990-е гг. Президентом РАО). Эта школа развивалась на классическом материале эмпирического изучения отношений субъектов научного познания, творчества, школ в науке. Венцом развития этой школы стало построение концепции теоретической психологии [Петеровский, 1998].
Другой была инновационная общепсихологическая школа системно-методологического изучения развития творческого мышления и креативного субъекта, инициативно выстраиваемая в МГУ дипломником П. Я. Гальперина и аспирантом М. Г. Ярошевского в ИИЕиТ И. Н. Семеновым с опорой на соратника Г. П. Щедровицкого философа Н. Г. Алексеева (члена-корреспондента РАО с 1992 г.) и профессора в ИП РАН Я. А. Пономарева. Несмотря на различие в формальном статусе этих двух школ, В. В. Умрихин начал формироваться как молодой ученый под их методологическим влиянием путем включенности в ведущиеся ими познавательные поиски и методологические разработки инновационных перспектив развития современной психологии научного творчества и рефлексивного мышления субъектов познавательной деятельности.
Это выражалось в экспликации с 1971 г. М. Г. Ярошевским [Петровский, 1998], восходящего к И. Канту учения о категориях - модифицированного в виде категориального строя психологического знания, порождаемого учеными, традициями познания и научными школами. Четвертьвековое развитие этого методологического подхода привело М. Г. Ярошевского к инновационному построению оригинальной концепции теоретической психологии [Петровский, 1998]. Это - наряду с «Психологическим лексиконом» (под редакцией А. В. Петровского и Н. Л. Карповой) - явилось фундаментальным обобщением достижений человекознания конца ХХ в. В начале же XXI в. в проектировании этого «Лексикона» участвовал М. Г. Ярошевский и в написании ряда статей - В. В. Умрихин (О. Зельц, П. Леви-Брюль, Дж. Мид, И. Мюллер, А. Пьерон, Г. Селье, М. Г. Ярошевский), что ре-флексировалось и обобщалось им позже в методологических трудах [Umrikhin, 1988; Umrikhin, 1997; Umrikhin, 2019].
Параллельно со становлением в ИИЕиТ школы социальной психологии науки М. Г. Ярошев-ского [Ярошевский, 1983], в 1970-е гг. начала формироваться в МГУ и ВНИИТЭ школа ре-
флексивной психологии творчества И. Н. Семенова [Макурова, 2015; Семенов, 1973; Семенов, 1980; Умрихин, 1981 и др.]. На факультете психологии МГУ И. Н. Семенов был дипломником П.Я. Гальперина (в его научной школе психологии формирования решения творческих задач), учеником Г.П. Щедровицкого - Н. Г. Алксеева [Алексеев, 1991; Алексеев, 1996] по системодея-тельностной методологии мышления и М. Г. Ярошевского [Петровский, 1998] по истории психологии и науковедению.
В 1968-1972 гг. крупнейший специалист по психологии интуитивно-творческого мышления - Я. А. Пономарев и авторы ряда статей в БСЭ - Н. Г. Алексеев и И. Н. Семенов были сотрудниками созданного в ИИЕиТ М. Г. Ярошев-ским сектора проблем психологи научно-технического творчества. На первом - науковед-ческом - этапе становления этого сектора (19661973) изучались историко-методологические вопросы психологии научного творчества и исследовались Я. А. Пономаревым и И. Н. Семеновым проблемы экспериментального моделирования научно-творческого мышления [Семенов, 1973 и др. ]. На втором этапе (1973-1979) развития сектора его заведующий М. Г. Ярошевский взял курс на изучение социальной психологии науки. Он переименовал и расширил сектор науковедами (В. Б. Гасилов, Е. Н. Емельянов, П. Г. Белкин, В. П. Карцев, М. А. Иванов, В. В. Умрихин, С. Д. Хайтун и др.), приняв отставку общих психологов (Н. Г. Алексеев, Я. А. Пономарев, И. Н. Семенов). Не смотря на это, М. Г. Ярошев-ский в 1972 г. поддержал защиту Я. А. Пономаревым докторской диссертации по психологии творчества, а также перевод его во вновь открытый ИПАН и перевод И. Н. Семенова на кафедру педагогической психологии и педагогики МГУ, руководимую соратницей П. Я. Гальперина -профессором Н. Ф. Талызиной.
Ее сотрудник И. Н. Семенов организовал на факультете психологии МГУ по линии Научно -студенческого общества (НСО) кружок своих дипломников, аспирантов (В. К. Зарецкий, Н. Б. Ковалева-Сазонтьева, М. И. Найденов, Е. Р. Новикова, Н. В. Палагина, С. Ю. Степанов) и ряда молодых ученых (Е. В. Бодрова Л. А. Найленова, В. Э. Рньге, В. В. Умрихин, А. В. Советов, В. В. Умрихин, А. Б. Холмогорова и др.). В сотворчестве с ними И. Н. Семенов взял курс на формирование в МГУ научной школы рефлексивной психологии формирования творческого мышления [Макурова, 2015; Семенов,
1973]. Один из его студентов - С. Ю. Степанов привлек в этот кружок своего друга сокурсника В. В. Умрихина (дипломника М. Г. Ярошевского по истории психологического наследия Б. М. Теплова). Таким образом стали взаимодействовать в теоретическом обсуждении актуальных проблем человекознания и науковедения в МГУ и в организованной на базе ИПАН Я. А. Пономаревым, Н. Г. Алексеевым, И. Н. Семеновым секции «Психология творчества» [Пономарев, 1988] два поколения сотрудников М. Г. Ярошевского: особенно его аспиранты из ИИЕиТ И. Н. Семенов (1970-1972) и
B. В. Умрихин (1981-1983).
Их сотрудничество усилилось в аспирантские годы В. В. Умрихина, когда в начале 1980-х гг. он работал в ИЕИиТ над кандидатской диссертацией и позже - над монографией [Умрихин, 1987] о школе Б. М. Теплова и ее развитии [Алексеев, 1996]. В этот период И. Н. Семенов изучал групповое решение творческих задач Семенов, 1973], руководил в МГУ диссертацией
C. Ю. Степанова по личностному аспекту рефлексивного мышления и заведовал в ВНИИТЭ группой системной методологии эргономики [Алексеев, 1991]. Вместе с ними В. В. Умрихин участвовал докладами в конференциях по рефлексивной психологии творчества, в том числе в организованных И. Н. Семеновым с С. Ю. Степановым в 1980-е гг. в МГУ и в Московском отделении Философского общества [Пономарев, Семенов, Умрихин, 1998]. При этом В. В. Умри-хин также начал во ВНИИТЭ свою сорокалетнюю словарную деятельность [Семенов, Умри-хин, Шубаков, 1980], в том числе с учетом рефлексии опыта публикаций в начале 1970-х гг. И.Н. Семенова в 3-м издании Большой советской энциклопедии (его статей - Душа, Желание, Индивидуальность, Вюрцбургская школа и персоналий - В. М. Бехтерев, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, О. Кюльпе). В 1980-2000-е гг. эта словарная эпопея достигла воистину энциклопедического масштаба: в десятках фундаментальных статей в «Кратком психологическом словаре» автора В. В. Умрихина (как предметных - «акцентуация характера», «программа исследовательская научного коллектива», «психофизиология», «экстраверсия-интроверсия», так и персоналий - Б. Г. Ананьев, К. Роджерс, А. Ф. Лазурский, А. Н. Леонтьев, Ф. Мессмер, Б. М. Теплов и мн. др.). Эти словари были изданы в 1985 и 1990 гг. при поддержке ответственных редакторов - М. Г. Ярошевского и А. В.
Петровского - «Психологического лексикона» (со статьями В. В. Умрихина: О. Зельц, П. Леви-Брюль, Г. Селье, А. Пьерон, М. Г. Ярошевский) и популярных словарей, переизданных в 1990-е гг. в России и переведенных за рубежом.
В теоретико-методологическом плане важно подчеркнуть как энциклопедический охват В. В. Умрихиным системного анализа предметного многообразия онтологических аспектов психологического познания, так и изучение им взаимодействия гносеологических ориентаций, присущих классическому [Алексеев, 1991] и современному человекознанию: естественнонаучной, технико-информационной, социокультурной и гуманитарной [Семенов, 2021]. Полвека назад эти ориентации в более компактом виде обсуждались как в философии, так и учеными в прикладных аспектах: психофизиологическом, психиатрическом, кибернетическом, эргономическом, педагогическом. С начала 1980-х гг. В. В. Умрихин участвовал в их психолого-методологическом обсуждении на заседаниях нашего кружка и секции «Психология творчества», а также в научных конференциях: московских, всесоюзных и международных (в том числе организованных нами с Н. Г. Алексеевым, И. С. Ладенко [Алексеев, 1996], Я. А. Пономаревым, С. Ю. Степановым [Пономарев, 1998]). Это отражено в ряде его философских публикаций [Умрихин, 1995а; Умрихин, 1995б; Умрихин, 1999а; Умрихн, 1999б; Умрихин, 2007; Ярошев-ский, 1983; Bratus, Umrikhin, 2011; Umrikhin, 1988; Umrikhin, 1997; Umrikhin, 2019]. Их продуктивным итогом явилась интересная концепция В. В. Умрихина о важной роли функционального подхода [Умрихин, 2002; Umrikhin, 1988] в становлении классической психологии и ее современном развитиии [Умрихин, 2023; Um-йШп, 2019], что анализировалось им в русле фундаментальной факультетской стратегии (Г. М. Андреева, Б. С. Братусь, Ю. П. Зинченко, Д. В. Ушаков) на изучение в МГУ методологической проблематики классической психологии и современного человекознания.
В системно-науковедческом плане изучение В. В. Умрихиным (в обсуждениях с М. Г. Яро-шевским, Я. А. Пономаревым, Н. Г. Алексеевым, И. Н. Семеновым, С. Ю. Степановым, В. К. За-рецким и др.) наследия Б. М. Теплова вкупе с новаторским интервьюированием им его учеников (Э. А. Голубева, К. М. Гуревич, Л. Б. Ермо-лаевой-Томина, Н. С. Лейтес, И. В. Равич-Щербо, В. М. Русалова и др.) послужило богатой
эмпирической базой для феноменологической экспликации и рефлексивной интерпретации взаимодействия методологических ориентаций [Алексеев, 1991; Петровский, 1998], присущих психологии и человекознанию [Алексеев, 1996]. Предпосылки для их изучения содержались в экзистенциальном опыте В. В. Умрихина: как сына врача (с чем был связан естественнонаучный интерес к дифференциальной психофизиологии и общей психологии Б. М. Теплова), как ученика историка и науковеда М. Г. Ярошевско-го (чем определялась психосоциальная интенция ролево-группового исследования школы Б. М. Теплова в контексте обществознания), как сотворческого участника кружка И. Н. Семенова (что способствовало гуманитарной направленности в системном изучении трудов Б. М. Теплова, актуальном, как оказалось, не только в период становления научной школы рефлексивной психологии творчества [Макурова, 2015; Семенов, 1973; Семенов, 1980; Любимов, 2015], но и в ее последующем философско-методологическом развитии [Братусь, 2023; Семенов, 2021; Умри-хин, 2002; Умрихин, 1983]).
При этом в социально-психологическом плане важно отметить профессиональную отзывчивость В. В. Умрихина [Умрихин, 1995б; Умри-хин, 1999а; Umrikhin, 1995; Умрихин, Ромащук, 2009; Umrikhin, 1998 и др.] на острые и противоречивые вызовы социокультурного развития нашего гражданского общества в бурные 1990-е гг. Это потребовало от В. В. Умрихина - вслед за подвижничеством наших ведущих историков чело-векознания (Н. Г. Алексеев, Л. И. Анцыферова, Б. С. Братусь, А. В. Брушлинский, А. Н. Ждан, А. Л. Журавлев, В. А. Кольцова, В. А. Мазилов, Т. Д. Марцинковская, А .В. Петровский, Я. А. Пономарев, Д. В. Ушаков, А. В. Юревич, М. Г. Ярошевский и др.) - смелого пересмотра конфликтных перипетий, устоявшихся мифов и порою наивных иллюзий относительно ряда периодов и крутых поворотов в истории российского общества и психологической науки.
В теоретико-методологическом плане в дальнейшем на рубеже ХХ-ХХ1 вв. историко-научные изыскания В. В. Умрихина в области классической психологии трансформировались в изучение им современных форм таких основных методологических ориентаций и концептуальных парадигм психологического познания, как естественнонаучные [Умрихин, 1995а; Умрихин, 2023], технические [Умрихин, 1981], социальные [Умрихин, 2000], гуманитарные [Умрихин,
1999а], духовные [Братусь, 2023; Умрихин, 19996]. Тем самым его исследовательская деятельность как профессионального историка и науковеда также дополнилась оригинальным творчеством в качестве теоретика и методолога современной психологи. В трудах В. В. Умрихи-на последних лет констеллировались идеи назревавшей его будущей историко-методологической докторской диссертации (которой однако, как оказалось - к глубокому сожалению скорбящих о нем коллег - так и не суждено было осуществиться).
Об этом эвристическом потенциале свидетельствуют его глубокие философско-психологические и теоретико-методологические интерпретации фундаментальных концепций крупнейших российских ученых ХХ столетия: философов (А. Ф. Лосев [Умрихин, 1999а], С. Л. Рубинштейн [Умрихин, 1989], Г. И. Челпа-нов [Братусь, Умрихин, 2023]), психологов (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский и А. Н. Леонтьев [ Bratш B. S., Umpikhin , 1995], М. Г. Ярошев-ский), психофизиологов (Б. М. Теплов [ Умри-хин, 1987], И. П. Павлов [Умрихин, 1995а] и др.). Конкретным историзмом и обобщенным методо-логизмом проникнута сотворческая рефлексия В. В. Умрихиным научных идей ряда основателей российской экспериментальной психологии в его вводных статьях и комментариях к переизданию сочинений: Н. Н. Ланге, Г. И. Челпанова,
A. Ф. Лазурского, Л. С. Выготского, Б. М. Теп-лова [Умрихин, 1990]. Системным методологиз-мом были проникнуты блестящие (по отзывам студентов и коллег) лекции В. В. Умрихина в университетском преподавании им психологических дисциплин на различных площадках высшего образования: как столичных, так и региональных, в том числе светских и религиозных.
Духовно-образовательная деятельность
B. В. Умрихина в процессе преподавания психологии в светских и православных университетах.
В 1980-1990-е гг. В. В. Умрихин продолжал работать в ИИЕиТ в секторе М. Г. Ярошевского, изучая историко-науковедческие аспекты научного творчества [Умрихин, 1989; Умрихин, 1995а; Умрихин, 1995б]. Параллельно В. В. Умрихин преподавал на факультете психологии МГУ, а также успешно участвовал в организации летних и зимних психологических школ МГУ, где снискал популярность студентов и преподавателей. В 1996 г. он перешел на должность избранного по конкурсу доцента кафедры
общей психологии МГУ, возглавляемой О. К. Тихомировым (и далее на рубеже ХХ-XXI вв. - В. Ф. Петренко, Б. С. Братусем, Д. В. Ушаковым). Здесь В. В. Умрихин подружился с профессором В. В. Петуховым, доцентом А. А. Пузыреем и др., вместе с которыми он вложил много сил в разработку дидактики университетского преподавания общей и экспериментальной психологии на факультете. Заслуженной популярностью у студентов и преподавателей пользовались читаемые В. В. Умрихи-ным курсы лекций и проводимые им семинары по дисциплинам: «Введение в психологию», «История психологии», «Методологические основы психологии», «Научные школы психологии», «Психология научного творчества» и другие. Под его научным руководством в МГУ защищены три кандидатские диссертации по исто-рико-методологическим аспектам развития психологической науки. В начале XXI в. В. В. Умрихин преподавал различные психологические дисциплины также в ряде столичных и православных вузов.
Так, в 2012 г. на факультете психологии университета «Высшая школа экономики» В. В. Умрихин стал читать курс по истории психологии после профессора И. Н. Семенова [Ма-курова, 2015]. Ибо тогда старший коллега В. В. Умрихина сосредоточился на изучении духовности личности современных студентов [Семенов, 2012] и на исследовательской разработке системно-психологической теории человеческого капитала [Семенов, 2010] субъектов творчества и ее педагогической реализации в инновационном образовании. Обсуждение возникающих при этом методологических проблем явилось продолжением взаимодействия двух научных школ: науковедческой по социальной психологии науки и системно-методологической по рефлексивной психологии научного творчества [Макурова, 2015; Умрихин, 1987]. В начале XXI в. именно методологическая проблематика человекознания стала доминировать в научном творчестве В. В. Умрихина, разработка различных аспектов которой отражена как в цикле его статей [Умрихин, 2007 и др.] в журнале «Методология и история психологии», так и в факультетских лекциях, в том числе с учетом философско-религиозных корней научной психологии и педагогики.
Параллельно с этим он обратился к более углубленному постижению христианских корней психологии, участвуя в обсуждении ее право-
славных и научных аспектов совместно с Б. С. Братусем [Братусь, 2023], Ф. Е. Василюком,
A. Ф. Копьевым, В. В. Петуховым, В .И. Слобод-чиковым и другими философами, психологами, педагогами. В результате этих духовно -нравственных [Умрихин, 2002] и мировоззренческих поисков доцент МГУ В. В. Умрихин в 2020 г. организовал и возглавил выпускную кафедру общей психологии в Российском православном университете. Здесь за три года он разработал учебные планы, программы, дидактические материалы, реализующие государственные стандарты преподавания системы психологических и смежных дисциплин в православном университете, чем внес существенную лепту в развитие высшего христианского образования в нашей стране.
Заключение
Значение наследия В. В. Умрихина для чело-векознания
Институциональным свершением нравственного и духовного самосовершенствования
B. В. Умрихина и его общественно-значимым воплощением явилось создание им в 2020 г. кафедры психологии в столичном Российском православном университете. Этому предшествовали почти полувековые мировоззренческие поиски В. В. Умрихина: от философко-антропологического интереса к психологическому познанию через профессиональную деятельность историка и методолога человекознания вплоть до обращения к духовному постижению христианских основ мировой психологической мысли и российской культуры, вплоть до самоотверженного участия - уже в пожилых летах - в построении педагогических институций православного высшего образования.
Научное творчество Владимира Владимировича Умрихина в целом характеризуется системным единством историко-науковедческого и теоретико-методологического подходов в изучении как классического философско-научного наследия психологии, так и актуальных духовно-нравственных проблем современного человеко-знания. Поиски их решения он продуктивно обсуждал как с коллегами историками и методологами науки, так и со студентами в процессе преподавания в светских и православных университетах. В 2006 г. В. В. Умрихин был награжден Ломоносовской премией МГУ за выдающиеся успехи в научно-преподавательской деятельности.
Библиографический список
1. Алексеев Н. Г. Методология рефлексии концептуальных схем поиска и принятия решения / Н. Г. Алексеев, В. К. Зарецкий, И. Н. Семенов // под ред. И. С. Ладенко. Новосибирск : ИИФиФ СО АН СССР, 1991. 74 с.
2. Алексеев Н. Г. Концептуально-методологический анализ дифференциально-психологических исследований психических состояний / Н. Г. Алексеев, И. Н. Семенов, В. В. Умрихин // Мысли о мыслях. В 3 т. // под ред. И. С. Ладенко, В. В. Давыдова, И. Н. Семенова. Новосибирск : Экор, 1996. Т. 1. Ч. 2. С. 77-79.
3. Братусь Б. С. Психологический институт в исторической перспективе: взгляд сквозь столетие / Б. С. Братусь, В. В. Умрихин // Вестник христианской психологии. Ежегодный научный журнал. Т. 1. Москва : АНО «Научно-практический институт психологии личности», 2023. С. 215-237.
4. Духовность и рефлексивность в становлении профессионала / отв. ред.-сост. Н. А. Коваль, И. Н. Семенов. Тамбов : ТГУ 1996. 84 с.
5. Журавлев А. Л. Душа человека: возвращение из изгнания / А. Л. Журавлев, А. В. Мазилов // Психологическая газета. 2022. 18 февраля.
6. Любимов С. Е. Научная деятельность Б. М. Теп-лова и его концепция творчества полководца в процессе практического мышления / С. Е. Любимов, И. Н. Семенов // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2015. № 3. С. 9-51.
7. Мазилов В. А. Теория и метод в психологии. Ярославль : МАПН, 1998. 356 с.
8. Макурова А. В. Развитие И. Н. Семеновым рефлексивной психологии: от исследований мышления к формированию научной школы (обзор по материалам книги В. Маттеуса, Hertingen, 1988) // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2015. № 1-2. С. 22-56.
9. Петровский А. В. Основы теоретической психологии. Учебное пособие / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. Москва : ИНФРА-М, 1998. 528 с.
10. Пономарев Я. А. Психолого-педагогические аспекты творчества и рефлексии / отв. ред. Я. А. Пономарев, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов. Материалы научной конференции «Творчество и педагогика». В 5 т. Т. 4. Москва : Философское общество, 1988. 276 с.
11. Семенов И. Н. Методика исследования поведения личности в группе при коллективном решении творческих задач // Личность в психологическом эксперименте / отв. ред. А. В. Петровский. Москва : МГПИ, 1973. С. 94-114.
12. Семенов И. Н. Группы социальные / И. Н. Семенов, В. В. Умрихин, А. Г. Шубаков // Эргономика в определениях / под ред. Н. Г. Алексеева, В. М. Мунипо-ва, И. Н. Семенова. Москва : ВНИИТЭ, 1980. С. 20-21.
13. Семенов И. Н. Рефлексивная культура поэтической речи и воспитание нравственности как компо-
ненты человеческого капитала // Известия АПСН. 2010. Т. 14. С. 746-757.
14. Семенов И. Н. Исследование рефлексивности духовного самоопределения студентов - будущих профессионалов // Перспективные направления психологической науки. Книга 2-я. Москва : Изд-во НИУ ВШЭ. 2012. С. 133-142.
15. Семенов И. Н. Полифония творчества Б. М. Теплова в историко-методологическом и институциональном развитии российской психологии // Дифференциальная психология и психофизиология сегодня: способности, образование, профессионализм. Москва : ПИ РАО, 2021. С. 17-25.
16. Теплов Б. М. Ум полководца [1945] / авт. пред. и коммент. В. В. Умрихин. Москва : Педагогика, 1990. 203 с.
17. Умрихин В. В. К философско-методологическому анализу психологической концепции Б. М. Теплова // Философско-методологические аспекты гуманитарных наук. Москва : ИФ АН СССР, 1981. С. 26-28.
18. Умрихин В. В. Деятельностный подход в советской психологии: методология, теория, методы / В. В. Умрихин, Л. А. Радзиховский // Вопросы философии. 1983. № 10. С. 141-146.
19. Умрихин В. В. Развитие советской школы дифференциальной психофизиологии / отв. ред. М. Г. Ярошевский. Москва : Наука, 1987. 222 с.
20. Умрихин В. В. Научные школы в истории советской психологии: методологические предпосылки анализа // Изучение традиций и научных школ в истории советской психологии / отв. ред. А. Н. Ждан. Москва : МГУ, 1988. С. 146-150.
21. Умрихин В. В. Ленинградский период творчества С. Л. Рубинштейна: формирование исследовательской программы научной школы // Сергей Леонидович Рубинштейн: Очерки. Воспоминания. Материалы. Москва : Наука, 1989. С. 144-156.
22. Умрихин В. В. Павловская типология глазами психолога // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 17-23.
23. Умрихин В. В. Историко-методологическая рефлексия в научном творчестве Л. С. Выготского // Историческая психология науки : коллективная монография / отв. ред.-сост. и авт. вст. ст. М. Г. Ярошев-ский. Санкт-Петербург : Межд. фонд истории науки, 1995. 352 с.
24. Умрихин В. В. А. Ф. Лосев и новая психология мышления // А. Ф. Лосев. Юбилейное собр. соч. В 9 т. Т. 5. Мифология греков и римлян. Москва : Мысль, 1999. 356 с.
25. Умрихин В. В. Психология неотторжима от этики / Б.С. Братусь, А. В Брушлинский, В. В. Умрихин // Психология и этика. Опыт построения дискуссии : учебное пособие по общей психологии и психологии личности. Самара : БАРАК-М, 1999. С. 84-86.
26. Умрихин В. В. Путь к функциональному пониманию психики как предпосылка психологии XX века // Ученые записки кафедры общей психоло-
гии МГУ Вып. 1 / под общ. ред. Б. С. Братуся, Д. А. Леонтьева. Москва : Смысл, 2002. С. 168-176.
27. Умрихин В. В. Историко-методологические проблемы анализа научных школ в психологии / В. В. Умрихин, А. Н. Ромащук // Методология и история психологии 2007. № 4. С. 5-14.
28. Умрихин В. В. На переломе методологических платформ: от классической психологии к психологии ХХ века / В. В. Умрихин, А. Н. Ромащук // Ананьев-ские чтения 2009: современная психология: методология, парадигмы, теория, Т. 1. Санкт-Петербург : СПбГУ, 2009. С. 109-114.
29. Умрихин В. В. Структура психологического знания в философских системах прошлого: историко-методологический анализ // История отечественной и мировой психологической мысли: знать прошлое, анализировать настоящее, прогнозировать будущее: «VII Московские встречи» / отв. ред. А. Л. Журавлев, Ю. В. Ковалева, Ю. Н. Олейник. Москва : ИП РАН, 2023. С. 142-152.
30. Ярошевский М. Г. Формирование школы Б. М. Теплова как исследовательского коллектива / М. Г. Ярошевский, В. В. Умрихин // Вопросы психологии, 1983. № 1. С. 87-101.
31. Bratus B. S., Umrikhin V. V L. S. Vygotsky and A. N. Leontiev: personal foundations of continuity of ideas. // Methodology and History of Psychology, 2011. № 6 (2), 5-17.
32. Umrikhin V V Vygotsky's Scientific School: Some Methodological Problems of its Analysis // The 7-th CHEIRON European Congress of the History of Behavioral and Social Sciences. Budapest, 1988.
33. Umrikhin V V Russian and World Psychology: Common Origin of Divergent Paths // Russian Psychology: Past, Present, Future, Nova Science Publishers. Inc Commack. New York, 1997. p. 17-38.
34. Umrikhin V. V. The problem of identification of scientific schools in cultural-activity psychology // Book of Abstracts, ISCAR 5th International Congress August 28th September 1st 2017 Quebec, Canada, Quebec, 2018. P. 376
35. Umrikhin V. V. «Path to the humanitarian paradigm» as a trend of the logic of the development of psychology XIX-XX century // Norwegian Journal of development of the International Science, Global Science Center LP (Oslo, Norway), Т. 3. 2019. № 27. С. 71-77.
Reference list
1. Alekseev N. G. Metodologija refleksii konceptu-al'nyh shem poiska i prinjatija reshenija = Methodology for reflecting conceptual search and decision schemes / N. G. Alekseev, V K. Zareckij, I. N. Semenov // pod red. I. S. Ladenko. Novosibirsk : IIFiF SO AN SSSR, 1991. 74 s.
2. Alekseev N. G. Konceptual'no-metodologicheskij analiz differencial'no-psihologicheskih issledovanij psihicheskih sostojanij = Conceptual and methodological analysis of differential psychological studies of mental states / N. G. Alekseev, I. N. Semenov, V V Umrihin //
Mysli o mysljah. V 3 t. // pod red. I. S. Ladenko, V. V Davydova, I. N. Semenova. Novosibirsk : Jekor, 1996. T. 1. Ch. 2. S. 77-79.
3. Bratus' B. S. Psihologicheskij institut v istoricheskoj perspektive: vzgljad skvoz' stoletie = Psychological institute in historical perspective: a look through a century / B. S. Bratus', V. V Umrihin // Vestnik hristianskoj psihologii. Ezhegodnyj nauchnyj zhurnal. T. 1. Moskva : ANO «Nauchno-prakticheskij institut psihologii lichnosti», 2023. S. 215-237.
4. Duhovnost' i refleksivnost' v stanovlenii professionala = Spirituality and reflexivity in becoming a professional / otv. red.-sost. N. A. Koval', I. N. Semenov. Tambov : TGU, 1996. 84 s.
5. Zhuravlev A. L. Dusha cheloveka: vozvrashhenie iz izgnanija = Soul of man: returning from exile /
A. L. Zhuravlev, A. V. Mazilov // Psihologicheskaja gazeta. 2022. 18 fevralja.
6. Ljubimov S. E. Nauchnaja dejatel'nost'
B. M. Teplova i ego koncepcija tvorchestva polkovodca v processe prakticheskogo myshlenija = Scientific activity of B. M. Teplov and his concept of the commander's work in the process of practical thinking / S. E. Ljubimov, I. N. Semenov // Psihologija. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovanija. 2015. № 3. S. 9-51.
7. Mazilov V A. Teorija i metod v psihologii = Theory and method in psychology Jaroslavl' : MAPN, 1998. 356 s.
8. Makurova A. V. Razvitie I. N. Semenovym refleksivnoj psihologii: ot issledovanij myshlenija k formirovaniju nauchnoj shkoly (obzor po materialam knigi V Matteusa, Hettingen, 1988) = Development of reflective psychology by I. N. Semenov: from thinking research to formation of a scientific school (review based on the materials of the book by V. Mattheus, Hettingen, 1988) // Psihologija. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovanija. 2015. № 1-2. S. 22-56.
9. Petrovskij A. V Osnovy teoreticheskoj psihologii = Fundamentals of theoretical psychology Uchebnoe posobie / A. V Petrovskij, M. G. Jaroshevskij. Moskva : INFRA-M., 1998. 528 s.
10. Ponomarev Ja. A. Psihologo-pedagogicheskie aspekty tvorchestva i refleksii = Psychological and pedagogical aspects of creativity and reflection / otv. red. Ja. A. Ponomarev, I. N. Semenov, S. Ju. Stepanov. Materialy nauchnoj konferencii «Tvorchestvo i pedagogika». V 5 t. T. 4. Moskva : Filosofskoe obshhestvo, 1988. 276 s.
11. Semenov I. N. Metodika issledovanija povedenija lichnosti v gruppe pri kollektivnom reshenii tvorcheskih zadach = Methodology for the study of personality behavior in a group in solving creative problems collectively // Lichnost' v psihologicheskom jeksperimente / otv. red. A. V Petrovskij. Moskva : MGPI, 1973. S. 94-114.
12. Semenov I. N. Gruppy social'nye = Social groups / I. N. Semenov, V V Umrihin, A. G. Shubakov // Jergonomika v opredelenijah / pod red. N. G. Alekseeva,
V. M. Munipova, I. N. Semenova. Moskva : VNIITJe, 1980. S. 20-21.
13. Semenov I. N. Refleksivnaja kul'tura pojeticheskoj rechi i vospitanie nravstvennosti kak komponenty chelovecheskogo kapitala = Reflective culture of poetic speech and the education of morality as a component of human capital // Izvestija APSN. 2010. T. 14. S. 746-757.
14. Semenov I. N. Issledovanie refleksivnosti duhovnogo samoopredelenija studentov - budushhih professionalov = Study of the reflexivity of spiritual self-determination of students - future professionals // Perspektivnye napravlenija psihologicheskoj nauki. Kniga 2-ja. Moskva: Izd-vo NIU VShJe. 2012. S. 133-142.
15. Semenov I. N. Polifonija tvorchestva B. M. Teplova v istoriko-metodologicheskom i instituci-onal'nom razvitii rossijskoj psihologii = Polyphony of the work of B. M. Teplov in the historical, methodological and institutional development of Russian psychology // Differencial'naja psihologija i psihofiziologija segodnja: sposobnosti, obrazovanie, professionalizm. Moskva : PI RAO, 2021. S. 17-25.
16. Teplov B. M. Um polkovodca [1945] = The mind of the commander [1945] / avt. pred. i komment. V. V. Umrihin. Moskva : Pedagogika, 1990. 203 s.
17. Umrihin V. V. K filosofsko-metodologicheskomu analizu psihologicheskoj koncepcii B. M. Teplova = To the philosophical and methodological analysis of the psychological concept of B. M. Teplov // Filosofsko-metodologicheskie aspekty gumanitarnyh nauk. Moskva : IF AN SSSR, 1981. S. 26-28.
18. Umrihin V. V. Dejatel'nostnyj podhod v sovetskoj psihologii: metodologija, teorija, metody = Activity approach in Soviet psychology: methodology, theory, methods / V. V. Umrihin, L. A. Radzihovskij // Voprosy filosofii. 1983. № 10. S. 141-146.
19. Umrihin V. V. Razvitie sovetskoj shkoly differencial'noj psihofiziologii = Development of the Soviet differential psychophysiology school / otv. red. M. G. Jaroshevskij. Moskva : Nauka, 1987. 222 s.
20. Umrihin V. V Nauchnye shkoly v istorii sovetskoj psihologii: metodologicheskie predposylki analiza = Scientific schools in the history of Soviet psychology: methodological prerequisites for analysis // Izuchenie tradicij i nauchnyh shkol v istorii sovetskoj psihologii / otv. red. A. N. Zhdan. Moskva : MGU, 1988. S. 146-150.
21. Umrihin V. V. Leningradskij period tvorchestva S. L. Rubinshtejna: formirovanie issledovatel'skoj programmy nauchnoj shkoly = Leningrad period of the works of S. L. Rubinstein: formation of the research program of the scientific school // Sergej Leonidovich Rubinshtejn: Ocherki. Vospominanija. Materialy. Moskva : Nauka, 1989. S. 144-156.
22. Umrihin V V Pavlovskaja tipologija glazami psihologa = Pavlovsk typology through the eyes of a psychologist // Voprosy psihologii. 1995. № 1. S. 17-23.
23. Umrihin V. V Istoriko-metodologicheskaja re-fleksija v nauchnom tvorchestve L. S. Vygotskogo = Historical and methodological reflection in the scientific work of L. S. Vygotsky // Istoricheskaja psihologija nauki : kollektivnaja monografija / otv. red.-sost. i avt. vst. st. M. G. Jaroshevskij. Sankt-Peterburg : Mezhd. fond istorii nauki, 1995. 352 s.
24. Umrihin V V. A. F. Losev i novaja psihologija myshlenija = A.F. Losev and the new psychology of thinking // A. F. Losev. Jubilejnoe sobr. soch. V 9 t. T. 5: Mifologija grekov i rimljan. Moskva : Mysl', 1999. 356 s.
25. Umrihin V. V. Psihologija neottorzhima ot jeti-ki = Psychology is not isolated from ethics / B. S. Bratus',
A. V Brushlinskij, V. V Umrihin // Psihologija i jetika. Opyt postroenija diskussii : uchebnoe posobie po obshhej psihologii i psihologii lichnosti. Samara : BARAH-M, 1999. S. 84-86.
26. Umrihin V. V. Put' k funkcional'nomu ponimaniju psihiki kak predposylka psihologii XX veka = The path to functional understanding of the psyche as a prerequisite for psychology in the XX century // Uchenye zapiski kafedry obshhej psihologii MGU. Vyp. 1 / pod obshh. red.
B. S. Bratusja, D. A. Leont'eva. Moskva : Smysl, 2002. S. 168-176.
27. Umrihin V V Istoriko-metodologicheskie prob-lemy analiza nauchnyh shkol v psihologii = Historical and methodological problems of analyzing scientific schools in psychology / V V. Umrihin, A. N. Romashhuk // Metodologija i istorija psihologii 2007. № 4. S. 5-14.
28. Umrihin V. V. Na perelome metodologicheskih platform: ot klassicheskoj psihologii k psihologii XX veka = At the turning point of methodological platforms: from classical psychology to psychology of the XX century / V V Umrihin, A. N. Romashhuk // Anan'ev-skie chtenija 2009: covremennaja psihologija: metodologija, paradigmy, teorija, T. 1. Sankt-Peterburg : SPbGU, 2009. S. 109-114.
29. Umrihin V V. Struktura psihologicheskogo znanija v filosofskih sistemah proshlogo: istoriko-metodologicheskij analiz = Structure of psychological knowledge in philosophical systems of the past: historical and methodological analysis // Istorija otechestvennoj i mirovoj psihologicheskoj mysli: znat' proshloe, analizirovat' nastojashhee, prognozirovat' budushhee: «VII Moskovskie vstrechi» / otv. red. A. L. Zhuravlev, Ju. V. Kovaleva, Ju. N. Olejnik. Moskva : IP RAN, 2023. S. 142-152.
30. Jaroshevskij M. G. Formirovanie shkoly B. M. Teplova kak issledovatel'skogo kollektiva = Formation of B. M. Teplov school as a research team / M. G. Jaroshevskij, V. V. Umrihin // Voprosy psihologii, 1983. № 1. S. 87-101.
31. Bratus B. S., Umrikhin V V L. S. Vygotsky and A. N. Leontiev: personal foundations of continuity of ideas. // Methodology and History of Psychology, 2011. № 6 (2), 5-17.
32. Umrikhin V. V. Vygotsky's Scientific School: Some Methodological Problems of its Analysis // The 7-th CHEIRON European Congress of the History of Behavioral and Social Sciences. Budapest, 1988.
33. Umrikhin V V. Russian and World Psychology: Common Origin of Divergent Paths // Russian Psychology: Past, Present, Future, Nova Science Publishers. Inc Commack. New York, 1997. p. 17-38.
34. Umrikhin V. V. The problem of identification of scientific schools in cultural-activity psychology // Book of Abstracts, ISCAR 5-th International Congress August 28th September 1st 2017 Quebec, Canada, Quebec, 2018. P. 376
35. Umrikhin V. V «Path to the humanitarian paradigm» as a trend of the logic of the development of psychology XIX-XX century // Norwegian Journal of development of the International Science, Global Science Center LP (Oslo, Norway), T. 3. 2019. № 27. S. 71-77.
Статья поступила в редакцию 29.09.2023; одобрена после рецензирования 26.10.2023; принята к публикации 22.11.2023.
The article was submitted 29.09.2023; approved after reviewing 26.10.2023; accepted for publication 22.11.2023.