Вестник ПСТГУ
Серия IV: Педагогика. Психология.
Семенов Игорь Никитович, д-р психол. наук, профессор,
2023. Вып. 71. С. 121-134
Б01: 10.15382Миг^202371.121-134
Московский городской педагогический университет
Москва, Россия [email protected] https://orcid.org/0000-0002-5823-2918
Рефлексия как культурально-
ПЕРСОНОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ СТАНОВЛЕНИЯ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА И ДУХОВНОГО ПОИСКА
В ОБРАЗОВАНИИ (в связи с 65-летним юбилеем В. В. Умрихина)
Аннотация: Статья посвящена изучению факторов становления личности историка и методолога человекознания В. В. Умрихина, взаимодействие которых образует психологический механизм развития творчества современного ученого. Впервые разработана периодизация его жизнетворчества в социокультурных условиях взаимосвязи внешних институционально-профессиональных и внутренних коммуникативно-персонологических детерминант, определяющих формирование субъекта научной деятельности и продуктивность его самореализации в науковедческом изучении истории и в разработке комплексной методологии современного психологического познания.
Показана взаимосвязь формальных и неформальных коммуникаций в формировании профессионального становления субъекта научного творчества. Формальные коммуникации осуществлялись в институциональном пространстве получения В. В. Умрихиным профессионального образования студентом на факультете психологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (далее — МГУ) и аспирантом в секторе социальной психологии науки Института истории естествознания и техники АН СССР имени С. И. Вавилова (далее — ИИЕиТ), а также в рамках исследовательской деятельности в этом секторе, и преподавания истории и теории человекознания на кафедрах общей психологии МГУ и Православного университета. Неформальные коммуникации В. В. Умрихина осуществлялись им со студентами МГУ и аспирантами ИИЕиТ, которые участвовали в системно-методологическом кружке по рефлексивной психологии творчества, в Научном студенческом обществе психологического факультета МГУ и во Всесоюзной секции «Психология творчества», работавшей на базе Института психологии АН СССР. Показана системообразующая роль взаимодополняемости институционально-формальных и инициативно-неформальных коммуникаций как социально-психологических детерминант формирования профессионального самосознания субъектов научного творчества в социокультурных условиях развития современной психологии.
И. Н. Семенов
© Семенов И. Н., 2023.
Ключевые слова: научное творчество, субъект деятельности, научная школа, история науки, методология психологии, педагогика преподавания, духовность образования, Б. М. Теплов, В. В. Умрихин, М. Г. Ярошевский.
Введение
Одной из самых сложных психологических реальностей является феноменология научного творчества, в том числе, когда его субъектами являются сами психологи. Специальное внимание к изучению их творчества проявил учитель видного историка человекознания и нашего современного коллеги Владимира Владимировича Умрихина (22.05.1958—07.07.2023) — крупнейший российский историк психологии и науковед М. Г. Ярошевский. Почти полувековая научно-профессиональная деятельность в МГУ его ученика В. В. Умрихина являет собой яркий пример единства познавательных поисков в сфере истории психологии1 и их продуктивного разрешения как в разработке вопросов методологии челове-кознания2, так и в ее педагогической реализации в процессе университетского преподавания, за выдающиеся заслуги в котором он был награжден премией им. М. В. Ломоносова в 2006 г.
Нам довелось сотрудничать с В. В. Умрихиным со студенческой скамьи и особенно в его аспирантские годы3, а также взаимодействовать с ним в ходе дальнейшего становления как историка психологии и методолога человекознания4. С учетом рефлексии этого опыта и изучения творческого наследия В. В. Умри-хина проанализируем с позиций развиваемой нами рефлексивной психологии научного творчества интеллектуальный рост молодого ученого, становление его профессионального мастерства, историко-методологический вклад в психологическую науку, достижения в преподавательской деятельности.
1 См.: Умрихин В. В. Зарождение и исследовательская программа школы Б. М. Тепло-ва // Актуальные проблемы истории психологии. Ереван, 1982. С. 91—100; Он же. Ленинградский период творчества С. Л. Рубинштейна: формирование исследовательской программы научной школы // Сергей Леонидович Рубинштейн: Очерки. Воспоминания. Материалы. М., 1989. С. 144—156; Он же. «Храм психологической науки» в драмах российской истории // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 6. С. 3—15.
2 См.: Умрихин В. В. Историко-методологические проблемы анализа научных школ в психологии // Методология и история психологии. 2007. № 4. С. 5—14; Умрихин В. В., Рома-щук А. Н. На переломе методологических платформ: от классической психологии к психологии ХХ века // Ананьевские чтения 2009: Современная психология: методология, парадигмы, теория. Т. 1. СПб., 2009. С. 109—114; Умрихин В. В. Проблема методологической дихотомии в логике развития психологии последних столетий // Психология развития в образовательной, организационной и клинической практике: опыт научно-практической деятельности, перспективы развития. Сургут, 2014. С. 13—15.
3 См.: Семенов И. Н., Умрихин В. В., Шубаков А. Г. Группы социальные // Эргономика в определениях / под ред. В. М. Мунипова, В. П. Зинченко, И. Н. Семенова и др. М., 1980. С. 20-21.
4 См.: Алексеев Н. Г., Семенов И. Н., Умрихин В. В. Концептуально-методологический анализ дифференциально-психологических исследований психических состояний // Мысли о мыслях: в 3 т. / под ред. И. С. Ладенко, В. В. Давыдова, И. Н. Семенова и др. Новосибирск, 1996. Т. 1. Ч. 2. С. 77-79.
Периодизация жизнедеятельности В. В. Умрихина
В биографии В. В. Умрихина можно выделить следующие периоды.
1. Образовательный этап. Конец 1950 — начало 1970-х гг.
Он родился и воспитывался в семье военного врача (и всю жизнь помогал профессиональными медицинскими советами нам — своим близким и коллегам при недугах). Его мама Н. И. Лименес была одним из редакторов главного (в 1955—1979 гг.) научного журнала по человекознанию «Вопросы психологии», издававшегося в то время в Психологическом институте АПН РСФСР. Она познакомила сына с ведущими учеными; буквально из первых уст он получил представления о направлениях и достижениях психологии еще в школьные годы. Осознанно выбрав для своего будущего высшего образования психологию, В. В. Умрихин интересовался не только различными ее направлениями, но и их обобщенным взаимодействием в исторической ретроспективе и перспективе.
2. Студенческий этап. Вторая половина 1970-х гг.
После окончания столичной средней школы В. В. Умрихин обучался в 1975— 1980 гг. на факультете психологии МГУ. Здесь он активно участвовал (со своим сокурсником С. Ю. Степановым) в Научно-студенческом обществе, в том числе в руководимом И. Н. Семеновым историко-методологическом кружке по психологии рефлексивно-творческого мышления. Защитив диплом по истории психологии, В. В. Умрихин поступил в аспирантуру Института истории естествознания и техники АН СССР (ныне ИИЕиТ РАН им. С. И. Вавилова) в сектор социальной психологии науки, возглавляемый ведущим отечественным историком психологии М. Г. Ярошевским, который вместе с директором института академиком Б. М. Кедровым и его заместителем С. Р. Микулинским разрабатывал науковедческие проблемы психологии творчества5.
3. Науковедческий этап. 1980-е гг.
Этап охватывает как аспирантство В. В. Умрихина (1981—1984) и издание им книги в 1987 г.6, так и начало дальнейшей работы (вплоть до 1996 г.) в качестве научного сотрудника сектора М. Г. Ярошевского в ИИЕиТ АН СССР/РАН. Сложность условий формирования В. В. Умрихина как молодого ученого психолога-науковеда требует культурно-исторического анализа в изучении его научной деятельности, в том числе с позиций развиваемых нами институционально-персонологического и субъектно-деятельностного подходов к научному творчеству. Ибо в 1970-1980-х гг. московская гуманитарная интеллигенция справедливо считала руководимый крупным историком и методологом науки академиком Б. М. Кедровым ИИЕиТ как бы «вторым институтом философии» по сравнению с «первым» реальным Институтом философии Академии наук (далее — ИФАН), который обычно возглавлялся философами, утверждаемыми руководством Компартии страны. В отличие от идеологизированного ИФАН в ИИЕиТ была относительная свобода творческой мысли. В этом нам посчастливилось убедиться
5 См.: Ярошевский М. Г. Психология творчества и творчество в психологии // Вопросы психологии. 1985. № 6. С. 14-18.
6 См.: Умрихин В. В. Развитие советской школы дифференциальной психофизиологии / отв. ред. М. Г. Ярошевский. М., 1987.
лично, учась здесь в аспирантуре и работая в 1968-1972 гг. в секторе психологии научно-технического творчества, созданного М. Г. Ярошевским в 1966 г.7
В «оттепель» 1960-х гг. в ИИЕиТ стали развиваться инновационные направления: системный подход (он разрабатывался соратниками его основателя, крупнейшего отечественного методолога ХХ в. Г. П. Щедровицкого8: В. Н. Садовским, Э. Г. Юдиным, Н. Г. Алексеевым), логика развития науки (Н. И. Родный, В. С. Библер, А. В. Ахутин), науковедение (С. Р. Микулинский, А. Ф. Грязнов, П. П. Гайденко, А. П. Огурцов), психология научного творчества (Б. М. Кедров, М. Г. Ярошевский, Я. А. Пономарев, Н. Г. Алексеев). В этой благодатной для пытливого ума междисциплинарно-творческой атмосфере началось формирование В. В. Умрихина как молодого ученого — историка и методолога науки. Параллельно с учебой в аспирантуре и развитием в историко-науковедческой школе М. Г. Ярошевского9, В. В. Умрихин продолжал сотрудничать с участниками (В. К. Зарецким, Н. Б. Ковалевой-Сазонтьевой, С. Ю. Степановым, А. Б. Холмогоровой, Е. Г. Юдиной и др.) формировавшейся научной школы И. Н. Семенова10. Он в эти годы возглавлял основанную философами Э. Г. Юдиным и Н. Г. Алексеевым группу системной методологии эргономики в руководимом профессором МГУ В. П. Зинченко отделе эргономики ВНИИ технической эстетики АН СССР (далее — ВНИИТЭ).
Во ВНИИТЭ под руководством Н. Г. Алексеева была разработана системно-методологическая концепция типологии концептуальных схем деятельности11, реализованная И. Н. Семеновым, В. К. Зарецким, В. Э. Реньге, С. Ю. Степановым, В. В. Умрихиным применительно к истории эргономики техники и психологии научного творчества. Заведующий в ИИЕиТ сектором М. Г. Ярошевский в этот период переходил от первоначального историко-общепсихологического изучения методов развития творчества (Н. Г. Алексеев, Э. Г. Юдин) и экспериментального моделирования научно-творческого мышления (Я. А. Пономарев, И. Н. Семенов) к последующей науковедческой стратегии психометрического анализа (С. Д. Хайтун) индивидуального творчества выдающихся ученых (В. П. Карцев, Т. Д. Марцинковская) и созданных ими научных школ (В. В. Умрихин). И далее — к социально-психологической стратегии на изучение
7 См.: Семенов И. Н. Персонология Михаила Григорьевича Ярошевского как историка, теоретика, методолога психологии развития личности и творчества в науке // Развитие личности. 2015. № 4. С. 19-52.
8 См.: Ладенко И. С., Семенов И. Н. Значение методологии Г. П. Щедровицкого для становления рефлексивной психологии и педагогики творчества // Интеллектуальные торпеды / отв. ред. И. С. Ладенко. Новосибирск, 1996. С. 37-47.
9 См.: Ярошевский М. Г., Карцев В. П. Социальная психология науки // Вопросы философии. 1975. № 10. С. 67-83; Ярошевский М. Г. Логика развития науки и научная школа // Школы в науке. М., 1977. С. 7-97; Ярошевский М. Г., Умрихин В. В. Формирование школы Б. М. Теплова как исследовательского коллектива // Вопросы психологии. 1983. № 1. С. 87101.
10 См.: Семенов И. Н. Методика исследования поведения личности в группе при коллективном решении творческих задач // Личность в психологическом эксперименте / под ред. А. В. Петровского. М., 1973. С. 94-114.
11 См.: Алексеев Н. Г., Зарецкий В. К., Семенов И. С. Методология рефлексии концептуальных схем поиска и принятия решения / под ред. И. С. Ладенко. Новосибирск, 1991.
научных коллективов и оптимизацию их групповой деятельности (П. Г. Белкин, Е. Н. Емельянов, М. А. Иванов) для обобщения в перспективе результатов всех этих исследований в интегральной концепции социальной психологии науки (В. П. Карцев, А. В. Юревич, А. Г. Аллахвердян, Е. А. Володарская, Г. Ю. Мош-кова и др.).
Проведение пилотажных исследований в различных направлениях науко-ведческих поисков М. Г. Ярошевского на рубеже 1960-1970-х гг. выпало на долю первого поколения его аспирантов (Н. Н. Даниличевой, В. В. Масимова, И. Н. Семенова). Так, наряду с экспериментальным моделированием научного мышления на материале группового решения творческих задач, М. Г. Яро-шевским было поручено молодым исследователям изучение межличностного и ролевого взаимодействия в малых группах12, которое позднее анализировалось совместно с В. В. Умрихиным в контексте развития эргономики и разработки концептуальных схем деятельности в психологии. Науковедческое же изучение групповых отношений стало затем исследоваться вторым поколением сотрудников сектора (П. Г. Белкиным, Е. Н. Емельяновым, М. А. Ивановым). С учетом рефлексии этого опыта В. В. Умрихин (как представитель уже третьего поколения аспирантов М. Г. Ярошевского в преобразованном им в 1972 г. секторе социальной психологии науки ИИЕиТ) синтезировал в своей диссертации и в книге ролевую трактовку групповых взаимодействий в школе Б. М. Теплова с концептуальными схемами предметной квалификации логики ее развития в процессе создания им инновационной дифференциальной психофизиологии.
Тем самым В. В. Умрихин науковедчески реализовал отрефлексированные М. Г. Ярошевским представления о программно-ролевом механизме развития научных школ13. Эти новаторские историко-науковедческие исследования развития школы Б. М. Теплова явились также реализацией в психологии научного творчества инновационной методологии концептуальных схем деятельности (первоначально разработанных для процессов принятия решения), что послужило началом цикла теоретико-методологического изучения наследия Б. М. Теплова. Полученнный историко-науковедческий опыт использовался В. В. Умри-хиным как конкретизация значения разработки методологических средств для инновационных психологических исследований в процессе университетского преподавания в МГУ и других вузах.
4. Преподавательский этап. 1980-е гг.
Параллельно с учебой в аспирантуре ИИЕиТ В. В. Умрихин с 1980 г. стал преподавать на факультете психологии МГУ: вести семинары, ассистировать профессорам и далее читать курсы лекций по истории психологии и по общей психологии. В этот период он под руководством М. Г. Ярошевского защитил кандидатскую диссертацию по истории школы дифференциальной психофизиологии Б. М. Теплова, охарактеризовав ее становление как развитие концеп-
12 См.: Семенов И. Н. О некоторых аспектах отношений людей в малых группах // Материалы III Всесоюзного съезда Общества психологов. [9-12 июля 1968 г. Киев] / М-во просвещения СССР. Акад. пед. наук СССР. в 5 т. Т. 3. Вып. 2. С. 27-35.
13 См.: Ярошевский М. Г. Программно-ролевой подход к исследованию научного коллектива // Вопросы психологии. 1978. № 3. С. 40-53.
туальных схем и методов исследования индивидуальных различий. Продолжая сотрудничать с М. Г. Ярошевским в области изучения истории научных школ как важного направления социальной психологии науки, В. В. Умрихин постепенно начал участвовать в научной жизни МГУ.
Так, в 1983 г. он выступил с докладом об осмыслении им творчества Б. М. Те-плова на организованной И. Н. Семеновым с аспирантом С. Ю. Степановым первой в стране Научной конференции «Современные проблемы психологического изучения рефлексии». Она была проведена в МГУ на факультете психологии при поддержке декана академика А. А. Бодалева, учителя И. Н. Семенова — профессора П. Я. Гальперина и заведующей кафедрой педагогической психологии и педагогики профессора Н. Ф. Талызиной. При этом В. В. Умрихин активно участвовал в подготовке и проведении летних и зимних психологических школ, пользуясь заслуженной популярностью у студентов, аспирантов, профессоров факультета как за высокий историко-методологический уровень своих лекций и докладов, так и за прекрасное исполнение песен у костра.
5. Энциклопедический этап. 1990-е гг.
Начатое в процессе методологических штудий во ВНИИТЭ сотрудничество В. В. Умрихина с И. Н. Семеновым реализовалось, в частности, в обсуждениях применения концептуальных схем как средств анализа научной школы Б. М. Те-плова и в издании пособия «Эргономика в определениях». При этом была использована методологическая рефлексия опыта словарной работы И. Н. Семенова над его статьями, в том числе посвященными персоналиям в Большой советской энциклопедии (БСЭ). Редакторами-консультантами их публикации в БСЭ явились философы (Н. Г. Алексеев, Н. М. Ланда, Э. Г. Юдин) и психологи (А. Н. Леонтьев, Я. А. Пономарев, М. Г. Ярошевский).
В дальнейшем тридцатилетняя «словарная» деятельность В. В. Умрихина была продолжена под руководством М. Г. Ярошевского. Последний вместе с
A. В. Петровским редактировал в 1985 и в 1990 г. «Краткий словарь по психологии» с участием В. В. Умрихина как автора трех десятков статей, обобщающих персоналии и достижения отечественных и зарубежных психологов14. Позднее на рубеже 1990-2000-х гг. они проектировали семитомный энциклопедический «Психологический лексикон», реализуя (с Н. Л. Карповой,
B. В. Умрихиным и рядом ученых ПИ РАО, МГУ, МПГУ) фундаментальную концепцию категориальных основ «Теоретической психологии»15. Разностороннее участие В. В. Умрихина, десятки его словарных статей, подготовленные в процессе обобщения достижений и логики развития психологической науки, подняло уровень его историко-научных поисков на поистине энциклопедическую высоту.
Наиболее ярким примером такого глубокого анализа явилась оригинальная интерпретация В. В. Умрихиным фундаментальной трактовки крупнейшим отечественным философом ХХ столетия А. Ф. Лосевым проблематики мышле-
14 См.: Психология: словарь / отв. ред. А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. М.: Политиздат, 1990.
15 См.: Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Теоретическая психология: учеб. пособие. М., 2001.
ния16. Несколько ранее в 1996 г. В. В. Умрихин был избран на должность доцента кафедры общей психологии МГУ (заведующий О. К. Тихомиров), где он после профессора В. В. Петухова стал читать фундаментальный общепсихологический курс лекций, дополненный наряду с другими курсами по истории и теории психологии (уже при заведующих В. Ф. Петренко, Б. С. Братусе, Д. В. Ушакове) до начала XXI в. Таким образом, приняв во внимание этический аспект истории отечественной психологической науки17, В. В. Умрихин обратился к более углубленному анализу ее методологических основ.
6. Методологический этап. 2000-е гг.
С этих историко-концептуальных позиций В. В. Умрихин перешел к разработке собственно философско-методологических проблем истории и теории психологического познания. Результаты их изучения стали публиковаться на рубеже 2000-2010-х гг. в цикле статей в специализированных методологических журналах18, и обсуждаться на профильных научных конференциях. Это нашло свое отражение в читаемых В. В. Умрихиным курсах лекций на факультете психологии МГУ и в других вузах, что повлекло осмысление им философских аспектов психологического познания.
7. Философский этап. 2010-е гг.
В начале этого периода В. В. Умрихин был приглашен академиком РАО В. Д. Шадриковым, научным руководителем факультета психологии Госуниверситета «Высшая школа экономики» (ВШЭ), читать курс лекций по истории психологии (параллельно с преподаванием в МГУ). Опыт профессионального общения В. В. Умрихина со студентами и с преподавателями ВШЭ расширил перед ним как историком психологии горизонты анализа практического применения человекознания. В этом, ставшем более объемным социокультурном контексте, В. В. Умрихин начал выстраивать свою системную концепцию философских оснований развития функциональности психологического познания, что было развернуто им в цикле теоретико-методологических статей19. К глубокому сожалению, на пике своей научно-теоретической работы В. В. Умрихин не успел воплотить концептуальные идеи в докторской диссертации.
16 См.: Умрихин В. В. А. Ф. Лосев и новая психология мышления // Лосев А. Ф. Личность и Абсолют. М., 1999. С. 662-669.
17 См.: Умрихин В. В. Психология неотторжима от этики // Братусь Б. С., Брушлин-ский А. В, Давыдов В. В. и др. Психология и этика. Опыт построения дискуссии: учеб. пособие по общей психологии и психологии личности. Самара, 1999. С. 84-86.
18 См.: Братусь Б. С., Умрихин В. В. Л. С. Выготский и А. Н. Леонтьев: личностные основания преемственности идей // Методология и история психологии. 2011. Т. 2. № 1. С. 5-17; Умрихин В. В. Гуманитарная парадигма в судьбе психологической науки (К анализу одного исторического парадокса) // Методология и история психологии. 2005. Т. 2. № 4. С. 5-14.
19 См.: Умрихин В. В. Путь к функциональному пониманию психики как предпосылка психологии XX века // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. Вып. 1 / под общ. ред. Б. С. Братуся, Д. А. Леонтьева. М., 2002. С. 168-176; Он же. «Вершинная психология» Выготского как основа неклассической психологии личности // Психология личности: культурно-исторический подход: Материалы XX Международных чтений памяти Л. С. Выготского / под ред. Г. Г. Кравцова: в 2 т. М., 2019. Т. 2. С. 327-330.
8. Духовный этап. 2020-2023 гг.
Будучи с 1996 г. доцентом кафедры общей психологии МГУ, В. В. Умрихин вместе с ее заведующим (до 2018 г.) Б. С. Братусем заинтересовался изучением истории христианской психологии с учетом ее научных и богословских аспек-тов20. Вместе с этим В. В. Умрихин преподавал психологию в ряде православных вузов, открытие которых стало потребностью времени. В. В. Умрихин стоял у истоков сознания Московской научной школы христианской психологии (Б. С. Братусь, Ф. Е. Василюк, Н. И. Непомнящая, В. В. Рубцов, В. И. Слобод-чиков и др.), активно участвовал в ее первых семинарах и публикациях. В 2020 г. он стал заведующим кафедрой общей и прикладной психологии факультета психологии Российского православного университета св. Иоанна Богослова. Здесь он изучал основы христианской психологии и разрабатывал учебные планы и программы ее университетского преподавания.
Культурально-персонологический механизм развития научного творчества В. В. Умрихина как субъекта историко-методологического познания в психологии
Формирование жизнетворчества В. В. Умрихина как ученого происходило на пересечении взаимодействия различных проблемных полей научного мышления: философских, психологических, науковедческих, эргономических, педагогических, богословских. Одним из аналогичных примеров этому служит становление профессионального мышления И. Н. Семенова как предшественника В. В. Умрихина в аспирантуре М. Г. Ярошевского в ИИЕиТ.
Начатое психологами Московской школы на рубеже 1960-1970-х гг. в МГУ и ИИЕиТ многолетнее изучение феноменов научного творчества позволило установить, что его психологическим механизмом является эвристическая рефлексия культурально-персонологического развития профессионального самосознания субъектов научно-познавательной деятельности21. Именно она генерирует научные знания, которые дискуссионно фильтруются историей науки и конкурентно определяются в качестве ее познавательных достижений. В качестве куль-туральных компонентов механизма этой эвристической рефлексии выступают такие виды окружающей социокультурной научно-коммуникативной среды, как: 1) конкретная общественно-историческая эпоха становления мировоззрения человека (для юноши В. В. Умрихина это было начало 1970-х гг.); 2) учебно-дидактическая презентация человекознания в библиографике при обучении на семинарах психологии в МГУ; 3) информационная презентация научного знания по истории науки (в том числе психологии, физиологии, философии) особенно на старших курсах и в аспирантуре под руководством М. Г. Ярошевско-
20 См.: Христианская психология в контексте научного мировоззрения / под ред. Б. С. Бра-туся. М., 2017; Чурсанов С. А. Богословское понятие личности в структуре методологической парадигмы православной психологии и педагогики // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2006. № 2. С. 63-80.
21 См.: Семенов И. Н. Субъектно-деятельностный подход // Научные подходы в современной отечественной психологии: коллективная монография / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко, Г. А. Виленская. М., 2023. С. 184-211.
го; 4) коммуникативная ассимиляция методологии в университетском кружке И. Н. Семенова и в его группе методологии эргономики ВНИИТЭ. А кроме того, в руководимой Я. А. Пономаревым (совместно с Н. Г. Алексеевым и И. Н. Семеновым) на базе ИПАН (ныне ИП РАН) Всесоюзной секции «Психология творчества» Общества психологов СССР.
Результатом этой ассимиляции явилась модификация В. В. Умрихиным в его кандидатской диссертации науковедческого становления школы Б. М. Теплова методологическими средствами концептуальных схем познавательной деятельности, разработанной Н. Г. Алексеевым, И. Н. Семеновым, В. К. Зарецким для когнитивной психологии, эргономики оперативной деятельности и принятия решения. Таким образом, социокультурными компонентами механизма эвристической рефлексии в процессе научной деятельности выступают ее познавательные экспектации и разнообразные мировоззренческие установки. Они задаются той социокультурной средой, в рамках которой происходит становление профессионального сознания молодого ученого в определенную историческую эпоху.
Другой вид компонентов этого психологического механизма производен от тех непосредственных коммуникативно-средовых сетей, которые персонифицированы субъектами профессионального общения, осуществляемого в различной степени интенсивности полилогах и диалогах с носителями и генераторами научных знаний как в формальных институтах, так и в неформальных «невидимых колледжах» развития научного познания. В процессе обучения в вузе В. В. Умри-хина, его работы в исследовательских институтах это были следующие сетевые среды персонологических носителей и генераторов психологического знания: 1) столичная профессорско-преподавательская среда факультета психологии МГУ со второй половины 1970-х гг. (профессоров А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, Б. В. Зейгарник, Г. М. Андреевой, А. Н. Ждан, В. П. Зинченко, Ю. Б. Гиппенрейтер, О. К. Тихомирова и др.); ведущих психологов советской психологии в НИИОПП (ныне ПИ РАО): А. А. Смирнова, Э. А. Голубевой, О. К. Конопкина, Н. С. Лейтеса, А. М. Матюшкина, А. В. Петровского, В. Н. Пушкина, И. В. Равича-Щербо, В. В. Давыдова, В. В. Рубцова, И. В. Дубровиной и др.; 2) студенческая среда НСО факультета психологии МГУ (друзья: С. Ю. Степанов, Е. В. Бодрова, В. К. Зарецкий и др.); 3) кружковая среда анализа истории и методологи психологии и эргономики в МГУ и ВНИИТЭ (руководитель И. Н. Семенов, участники: В. К. Зарецкий, С. Ю. Степанов, В. Э. Реньге, А. Б. Холмогорова, Н. Б. Ковалева, Е. В. Бодрова, Е. Г. Юдина и др.); 4) академическая среда профессоров вузов и институтов АН СССР: философии (В. А. Лекторский, М. К. Мамардашвили, А. П. Огурцов, В. С. Швы-рев), психологии (А. А. Бодалев, Б. Ф. Ломов, В. А. Бодров, А. В. Брушлинский, Я. А. Пономарев, В. М. Русалов), истории естествознания (В. С. Библер, Б. М. Кедров, С. Р. Микулинский, М. Г. Ярошевский), технической эстетики (Н. Г. Алексеев, И. Н. Семенов, В. К. Зарецкий, Н. Б. Ковалева-Сазонтьева), христианской психологии (Б. С. Братусь, Ф. Е. Василюк, В. В. Петухов, В. И. Слободчиков и др.). Их лекции, доклады, дискуссии, полемику слушал и обсуждал В. В. Умри-хин. Таким образом, формирование профессионального сознания В. В. Умрихи-
на как субъекта историко-методологического познания в области психологии и шире — в сфере человекознания — происходило во взаимодействии разнообразных социокультурных сред, которые субъектно были опосредованы персоноло-гическими компонентами его рефлексивного общения с ведущими психологами и философами, науковедами и историками науки последней четверти советского времени и первой трети постсоветского.
Заключение
Рассмотренная разносторонняя образовательная коммуникация и научная деятельность определили разработку В. В. Умрихиным актуальных теоретико-методологических проблем психологического познания в социокультурном контексте таких основных ориентаций современных наук, как: естественные (физиология, психофизика, психофизиология), технические (эргономика, психометрика, кибернетика), общественные (психология: экономическая, социальная, педагогическая), гуманитарные (психология творчества и духовности личности, история философии, науки, культуры, религии). При этом важно отметить профессиональную отзывчивость В. В. Умрихина на острые и противоречивые вызовы социокультурного развития нашего гражданского общества в бурные 1990-е гг. Ибо это потребовало от В. В. Умрихина — вслед за подвижничеством наших ведущих историков и теоретиков человекознания (К. А. Абульхановой, А. Г. Асмолова, Б. С. Братуся, А. В. Брушлинского, А. Н. Ждан, А. Л. Журавлева, Н. Л. Карповой, В. А. Кольцовой, Т. Д. Марцинковской, Ю. Н. Олейника, А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского и др.) — смелого пересмотра конфликтных ситуаций, устоявшихся мифов и порою наивных иллюзий относительно трактовки сути ряда периодов и поворотов в истории российской психологической науки. Присущие научному творчеству и преподавательской деятельности В. В. Умрихина высокий профессионализм и глубокий энциклопедизм позволили ему конструктивно ставить и оригинально формулировать актуальные историко-научные и теоретико-методологические проблемы современного психологического познания, поиски решения которых во многом определяют логику и перспективы его развития.
Список источников и литературы
Алексеев Н. Г., Зарецкий В. К., Семенов И. С. Методология рефлексии концептуальных
схем поиска и принятия решения / под ред. И. С. Ладенко. Новосибирск, 1991. Алексеев Н. Г., Семенов И. Н., Умрихин В. В. Концептуально-методологический анализ дифференциально-психологических исследований психических состояний // Мысли о мыслях: в 3 т. / под ред. И. С. Ладенко, В. В. Давыдова, И. Н. Семенова и др. Новосибирск, 1996. Т. 1. Ч. 2. С. 77-79. Братусь Б. С., Умрихин В. В. Л. С. Выготский и А. Н. Леонтьев: личностные основания преемственности идей // Методология и история психологии. 2011. Т. 2. № 1. С. 5-17. Ладенко И. С., Семенов И. Н. Значение методологии Г. П. Щедровицкого для становления рефлексивной психологии и педагогики творчества // Интеллектуальные торпеды / отв. ред. И. С. Ладенко. Новосибирск, 1996. С. 37-47.
Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Теоретическая психология: учеб. пособие. М., 2001.
Психология: Словарь / отв. ред. А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. М.: Политиздат, 1990.
Семенов И. Н. Методика исследования поведения личности в группе при коллективном решении творческих задач // Личность в психологическом эксперименте / под ред. А. В. Петровского. М., 1973. С. 94-114.
Семенов И. Н. О некоторых аспектах отношений людей в малых группах // Материалы III Всесоюзного съезда Общества психологов. [9-12 июля 1968 г. Киев] / М-во просвещения СССР. Акад. пед. наук СССР: в 5 т. Т. 3. Вып. 2. С. 27-35.
Семенов И. Н. Персонология Михаила Григорьевича Ярошевского как историка, теоретика, методолога психологии развития личности и творчества в науке // Развитие личности. 2015. № 4. С. 19-52.
Семенов И. Н. Субъектно-деятельностный подход // Научные подходы в современной отечественной психологии: коллективная монография / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко, Г. А. Виленская. М., 2023. С. 184-211.
Семенов И. Н., Умрихин В. В., Шубаков А. Г. Группы социальные // Эргономика в определениях / под ред. В. М. Мунипова, В. П. Зинченко, И. Н. Семенова и др. М., 1980. С. 20-21.
Умрихин В. В. «Вершинная психология» Выготского как основа неклассической психологии личности // Психология личности: культурно-исторический подход: Материалы XX Международных чтений памяти Л. С. Выготского / под ред. Г. Г. Кравцова: 2 т. М., 2019. Т. 2. С. 327-330.
Умрихин В. В. «Храм психологической науки» в драмах российской истории // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 6. С. 3-15.
Умрихин В. В. А. Ф. Лосев и новая психология мышления // Лосев А. Ф. Личность и Абсолют. М., 1999. С. 662-669.
Умрихин В. В. Гуманитарная парадигма в судьбе психологической науки (К анализу одного исторического парадокса) // Методология и история психологии. 2005. Т. 2. № 4. С. 5-14.
Умрихин В. В. Зарождение и исследовательская программа школы Б. М. Теплова // Актуальные проблемы истории психологии. Ереван, 1982. С. 91-100.
Умрихин В. В. Историко-методологические проблемы анализа научных школ в психологии // Методология и история психологии. 2007. № 4. С. 5-14.
Умрихин В. В. Ленинградский период творчества С. Л. Рубинштейна: формирование исследовательской программы научной школы // Сергей Леонидович Рубинштейн: Очерки. Воспоминания. Материалы. М., 1989. С. 144-156.
Умрихин В. В. Проблема методологической дихотомии в логике развития психологии последних столетий // Психология развития в образовательной, организационной и клинической практике: опыт научно-практической деятельности, перспективы развития. Сургут, 2014. С. 13-15.
Умрихин В. В. Путь к функциональному пониманию психики как предпосылка психологии XX века // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. Вып. 1 / под общ. ред. Б. С. Братуся, Д. А. Леонтьева. М., 2002. С. 168-176.
Умрихин В. В. Развитие советской школы дифференциальной психофизиологии / отв. ред. М. Г. Ярошевский. М., 1987.
Умрихин В. В. Психология неотторжима от этики // Братусь Б. С., Брушлинский А. В., Давыдов В. В. и др. Психология и этика. Опыт построения дискуссии: учеб. пособие по общей психологии и психологии личности. Самара, 1999. С. 84-86.
Умрихин В. В., Ромащук А. Н. На переломе методологических платформ: от классической психологии к психологии XX века // Ананьевские чтения 2009: Современная психология: методология, парадигмы, теория. Т. 1. СПб., 2009. С. 109-114.
Христианская психология в контексте научного мировоззрения / под ред. Б. С. Братуся. М., 2017.
Чурсанов С. А. Богословское понятие личности в структуре методологической парадигмы православной психологии и педагогики // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2006. № 2. С. 63-80. Ярошевский М. Г. Логика развития науки и научная школа // Школы в науке. М., 1977. С. 7-97.
Ярошевский М. Г. Программно-ролевой подход к исследованию научного коллектива //
Вопросы психологии. 1978. № 3. С. 40-53. Ярошевский М. Г. Психология творчества и творчество в психологии // Вопросы психологии. 1985. № 6. С. 14-18. Ярошевский М. Г., Карцев В. П. Социальная психология науки // Вопросы философии. 1975. № 10. С. 67-83.
Ярошевский М. Г., Умрихин В. В. Формирование школы Б. М. Теплова как исследовательского коллектива // Вопросы психологии. 1983. № 1. С. 87-101.
Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia. 2023. Vol. 71. P. 121-134 DOI: 10.15382/sturIV202371.121-134
Igor Semenov,
Doctor of Sciences in Psychology, Professor, Moscow City Pedagogical University Moscow, Russia i_samenov@mail. ru https://orcid.org/0000-0002-5823-2918
Reflection as a Cultural and Personological Mechanism of the Formation of Scientific Creativity and Spiritual Search
in Education
(in Connection with the 65th Anniversary of V. V. Umrikhin)
I. Semenov
Annotation: The article studies the factors of the formation of the personality proposed by the historian and methodologist of human studies V. V. Umrikhin, the interaction of which makes up a psychological mechanism for the development of creativity of a modern scientist. For the first time, the article proposes the periodisation of his creativity in the socio-cultural conditions of the interrelation of external institutional and internal personological determinants determining the formation of the subject of scientific activity and the productivity of his self-realisation in the scientific study of history and in the development of a comprehensive methodology of modern psychological cognition. It shows the system-forming role of the interrelation of formal and informal communications in the formation of professional self-consciousness of the subject of scientific creativity. Further, it identifies the interrelation between formal and informal communications in the formation of the professional development of
the subject of scientific creativity. Formal communications were carried out in the institutional space of V. V. Umrikhin's professional education as a student (at the Faculty of Psychology, Moscow State University) and as a graduate student (in the sector of social psychology of science, headed by the academic supervisor of his thesis and dissertation, the leading Russian historian of psychology M. G. Iaroshevsky) at the Institute of the History of Natural Science and Technology of the USSR Academy of Sciences named after S. I. Vavilov, as well as research activities both in this sector and when teaching the history and theory of human studies at the Departments of General Psychology of Moscow State University and the Orthodox University for the Humanities. V. V. Umrikhin's informal communications took place with MSU students and graduate students of Institute of the History of Natural Science and Technology, who participated in the system-methodological circle on reflexive psychology of creativity, led by I. N. Semenov at the Scientific Student Society of the Faculty of Psychology of Moscow State University and in the All-Union Section "Psychology of Creativity", which worked under the chairmanship of Ia. A. Ponomarev on the basis of the Institute of Psychology of the USSR Academy of Sciences. The article shows the system-forming role of complementarity of institutional-formal and initiative-informal communications as socio-psychological determinants in the formation of professional self-consciousness of subjects of scientific creativity in the socio-cultural conditions of the development of modern psychology.
Keywords: scientific creativity, subject of activity, scientific school, history of science, methodology of psychology, pedagogy of teaching, spirituality of education, B. M. Teplov, V. V. Umrikhin, M. G. Iaroshevsky.
References
Alekseev N., Zaretskii V., Semenov I. (1991) Metodologiia refleksii kontseptual'nykh skhem poiska ipriniatiia resheniia. Novosibirsk (in Russian).
Alekseev N., Semenov I., Umrikhin V. (1996) "Kontseptual'no-metodologicheskii analiz differentsial'no-psikhologicheskikh issledovanii psikhicheskikh sostoianii", in Mysli o mys-liakh. Novosibirsk, vol. 1|2, pp. 77—79 (in Russian).
Bratus' B., Umrikhin V. (2011) "L. S. Vygotskii i A. N. Leont'ev: lichnostnye osnovaniia preem-stvennosti idei". Metodologiia i istoriiapsikhologii, 2011, vol. 2, no. 1, pp. 5—17 (in Russian).
Bratus' B. (ed.) (2017) Khristianskaiapsikhologiia v kontekste nauchnogo mirovozzreniia. Moscow (in Russian).
Chursanov S. (2006) "Bogoslovskoe poniatie lichnosti v strukture metodologicheskoi paradigmy pravoslavnoi psikhologii i pedagogiki". Vestnik PSTGU. Seriia 4: Pedagogika. Psikhologija, 2006, no. 2, pp. 63-80 (in Russian).
Iaroshevskii M. (1977) "Logika razvitiia nauki i nauchnaia shkola", in Shkoly v nauke. Moscow, pp. 7-97 (in Russian).
Iaroshevskij M. G. (1978) "Programmno-rolevoj podhod k issledovaniju nauchnogo kollektiva". Voprosy psihologii, 1978, no. 3, pp. 40-53 (in Russian).
Iaroshevskii M. (1985) "Psikhologiia tvorchestva i tvorchestvo v psikhologii". Voprosy psikhologii, 1985, no. 6, pp. 14-18 (in Russian).
Iaroshevskii M., Kartsev V. (1975) "Sotsial'naia psikhologiia nauki". Voprosy filosofii, 1975, no. 10, pp. 67-83.
Iaroshevskii M., Umrikhin V. (1983) "Formirovanie shkoly B. M. Teplova kak issledovatel'skogo kollektiva". Voprosy psikhologii, 1983, no. 1, pp. 87-101.
Ladenko I., Semenov I. (1996) "Znachenie metodologii G. P. Shchedrovitskogo dlia stanov-leniia refleksivnoi psikhologii i pedagogiki tvorchestva" in Ladenko S. (ed.) Intellektual'nye torpedy. Novosibirsk, pp. 37—47 (in Russian).
Semionov I. (1968) "O nekotorykh otnosheniiakh liudei v malykh gruppakh", in Materialy s"ezda Obshchestvapsikhologov, vol. 3. Moscow, pp. 27—35 (in Russian).
Semenov I. (1973) "Metodika issledovaniia povedeniia lichnosti pri kollektivnom reshenii tvorcheskikh zadach" in Petrovskij A. (ed.) Lichnost' v psikhologicheskom eksperimente. Moscow, pp. 94-114 (in Russian).
Semenov I. (2015) "Personologiia Mikhaila Grigor'evicha Iaroshevskogo kak istorika, teoretika, metodologa psikhologii razvitiia lichnosti i tvorchestva v nauke". Razvitie lichnosti, 2015, no. 4, pp. 19-52 (in Russian).
Semenov I. (2023) "Sub"ektno-deiatel'nostnyi podkhod", in Zhuravlev A., Sergienko E., Vilenskaia G. (eds) Nauchnye podkhody v sovremennoi otechestvennoi psikhologii. Moscow, pp. 284-311 (in Russian).
Umrikhin V. (1989) "Leningradskii period tvorchestva S. L. Rubinshteina: formirovanie issledovatel'skoi programmy nauchnoi shkoly" in Sergei Leonidovich Rubinshtein: Ocherki. Vospominaniia. Materialy. Moscow (in Russian).
Umrikhin V. (1982) "Zarozhdenie i issledovatel'skaia programma shkoly B. M. Teplova" in Aktual'nyeproblemy istoriipsikhologii. Erevan, pp. 91-100 (in Russian).
Umrikhin V. (1987) Razvitie sovetskoi shkoly differentsial'noi psikhofiziologii. Moscow (in Russian).
Umrikhin V. (1994) ""Khram psikhologicheskoi nauki" v dramakh rossiiskoi istorii". Psikholo-gicheskii zhurnal, 1994, vol. 15, no. 6, pp. 3-15 (in Russian).
Umrikhin V. (1999) "A. F. Losev i novaia psikhologiia myshleniia", in Losev A. F. Lichnost' i Absoliut, Moscow, pp. 662-669 (in Russian).
Umrikhin V. (1999) "Psikhologiia neottorzhima ot etiki", in Bratus' B., Brushlinskii A., Davydov V. et al. (eds) Psikhologiia i etika. Opytpostroeniia diskussii. Samara, pp. 84-86 (in Russian).
Umrikhin V. (2002) "Put' k funktsional'nomu ponimaniiu psikhiki kak predposylka psikhologii XX veka". Uchenye zapiski kafedry obshhejpsihologii MGU, vol. 1, pp. 168-176 (in Russian).
Umrikhin V. (2005) "Gumanitarnaia paradigma v sud'be psikhologicheskoi nauki (k analizu odnogo istoricheskogo paradoksa)". Izvestija TRTU, 2005, no. 7 (51), pp. 53-55 (in Russian).
Umrikhin V. (2007) "Istoriko-metodologicheskie problemy analiza nauchnykh shkol v psikhologii". Metodologiia i istoriiapsikhologii, 2007, no. 4, pp. 5-14 (in Russian).
Umrikhin V. (2014) "Problema metodologicheskoi dikhotomii v logike razvitiia psikhologii pos-lednikh stoletii", in Psikhologja razvitiia v obrazovatel'noi, organizatsionnoi i klinicheskoiprak-tike: opyt nauchno-prakticheskoi deiatel'nosti, perspektivy razvitija. Surgut, pp. 13-15 (in Russian).
Umrikhin V. (2019) ""Vershinnaia psikhologiia" Vygotskogo kak osnova neklassicheskoi psikhologii lichnosti", in Kravtsov G. (ed.) Psikhologiia lichnosti: kul'turno-istoricheskiipodkhod. Materialy XXMezhdunarodnykh chteniipamiati L. S. Vygotskogo, vol. 2, Moscow, pp. 327-330 (in Russian).
Umrikhin V., Romashchuk A. (2009) "Na perelome metodologicheskikh platform: ot klassi-cheskoi psikhologii k psikhologii XX veka", in Anan'evskiechteniia 2009, vol. 1, St. Petersburg, pp. 109-114 (in Russian).
Статья поступила в редакцию 12.09.2023
The article was submitted 12.09.2023