ТИПОЛОГИЯ ФОРМ ДРЕВНИХ ЯКОРЕЙ
Окороков А.В.
(Москва), Кулагин А.В. (Севастополь)
Прежде чем перейти к анализу различных якорных форм, необходимо сделать отступление общего характера, посвященное терминологии так называемых каменных якорей. Опыт их изучения, накопленный разными исследователями, позволяет проследить следующую эволюцию морских приспособлений данной категории.
Самыми древними, очевидно, являются — валуны подходящего веса и размеров, которые не подвергались какой-либо искусственной обработке.
Осознав со временем, что они обладают, как минимум, одним существенным недостатком (теряются из-за соскальзывания линя), древние мореплаватели начали подбирать камни (плиты) имеющие на одной или двух сторонах сколы или углубления, которые можно было использовать для более прочного крепления к камню каната. При этом предпочтение отдавалось удлиненным камням — плитам.
Следующим этапом было оформление небольших углублений сначала на одной, а потом на двух противоположных гранях.
Затем, примерно к эпохе развитого неолита появились камни прямоугольной формы с обработанными, более или менее ровными гранями, и оформленным поперечным желобком в центральной части.
Якорный камень с желобком, найденный в 1983 г. под водой близ античного города Гермонасса (фото А. Окорокова)
На наш взгляд, «якоря» всех выше описанных модификаций могут носить только одно определение — «якорные камни».
Датировка всех типов затруднительна. Как отмечалось выше, такие якорные формы могли использоваться на протяжении многих веков.
Настоящим прорывом в «якорном» деле было изготовление отверстий в якорных камнях, которые позволили добавить в конструкцию второй важнейший элемент — деревянный (а, возможно, и костяной) «рог», который, собственно, и превратил данные приспособления в каменные якоря. Дальнейшая их эволюция выразилась в появлении последовательно двух противоположных (для фиксирования линя и «рога»), а затем — трех (одного — для линя и двух для «рогов») отверстий. Появление камней с одним отверстием (для линя) можно считать переходной формой изделия от якорных камней к каменным якорям.
Каменные якоря
Анализ находок каменных якорей показывает, что каменные якоря могут быть разделены на группы в соответствии со способом их функционирования. Некоторые из них можно в настоящее время датировать довольно точно. Известный исследователь древних
якорных форм Хонор Фрост выделяет три основных типа каменных якорей по их функциональному различию:
Тип А. — весовые якоря: простые якоря, действующие за счет веса, с одним отверстием для каната. Они могли использоваться для закрепления на скальном дне, однако имели тенденцию волочиться по песку, поэтому их можно назвать «скальными якорями».
«Однодырочные» каменные якоря из собрания Музея подводной археологии в Бодруме (фото С. Фазлуллина)
Тип В. — составные якоря: якорные камни плоской формы с тремя или более отверстиями, через которые проходили штоки (штыри). Последние выступали с обеих сторон и служили для закрепления якоря в песке. Еще одно отверстие предназначалось для каната. Этот тип был предназначен для использования на песчаном дне и назван Хонор Фрост «песчаным якорем». Роль таких якорей ограничивалась, главным образом, применением в безопасных прибрежных гаванях.
Тип С. — сложные якоря: каменные якоря, которые могли использоваться и на скальном и на песчаном дне. По своей конструкции они сочетают функции скальных и песчаных якорей. Обычно имеют треугольную форму с отверстием для каната на вершине, с каждой стороны основания имеются два отверстия для штоков (штырей). Они несколько больше, чем песчаные якоря, и сочетают действие за счет веса и закреплением на грунте1.
Каменный якорь с тремя отверстиями
Представленные Хонор Фрост типы якорей можно разделить на подтипы по форме, которые, как показывает накопленный к настоящему времени фактический материал, связаны с местом их изготовления и использования.
Тип А.
А1. Массивная каменная плита с одним или двумя отверстиями.
А1.1. Каменные якоря с одним отверстием.
Такие «однодырочные» якоря хорошо известны в средиземноморском регионе, на Черном и Каспийском морях. Отверстие сделанное в камне использовалось для привязывания каната (известны якоря, у которых верхней части отверстия сохранились следы потертости от канатов). В настоящее время известно несколько видов таких якорей, различающихся по форме.
А1.1.а. Треугольные каменные пластины.
Этот вид очевидно крито-минойской культуры, был чрезвычайно распространен в Восточном Средиземноморье, от Мальты до Крита и Кипра в период 3500-1400 гг. до н.э.2
А1.1.1. Плоский камень круглой формы с отверстием в центре.
Якоря этого вида были найдены у Созопола (болгарское побережье Черного моря) и в Марафонском заливе. Его изображение
встречается на древнегреческой вазе с Кипра, находящейся в Британском музее и относящейся к VIII в. до н.э.3
А1.1.2. Плоский камень (плита) формы близкой к овальной и трапециевидной с одним отверстием в центре.
По мнению некоторых исследователь это простые весовые каменные якоря с отверстием для привязывания каната. Другие называют их «нанизывающимися» камнями, т.е. элементами каменно-деревянных якорей, которые, как бусы нанизывались на колья или конец веревки с крестовиной. Такие конструкции известны по этнографическим материалам.
96 подобных «однодырочных» якорей было обнаружено при обследовании акватории залива Эпископи (Episkopi Bay) на о. Кипр. Их длина варьировалась от 30 см до 100 см. Датируются находки 1600- 1300 гг. до н.э.4
А1.1.3. Тяжелый, хорошо обработанный камень пирамидальной формы с двумя взаимосвязанными отверстиями в верхней части.
Якоря такой формы были обнаружены в лимане Зия и выставлены у Морского музея Пирея. Известно, что в классическое время лиман использовался как гавань для военного флота. Это дало основание считать, что данные якоря применялись исключительно на военных кораблях — триремах. Взаимосвязанные отверстия позволяли использовать более безопасные двойные канаты и узлы.
А1.1.4. Небольшой камень треугольной формы с отверстием в верхней части.
Такие якоря были найдены в храмовых комплексах на Мальте. Один из них происходил из храма Тарксейн (мальтийский неолит, 1600-1500 гг. до н.э.) а другой из мегалитического храма в Та Хага-рат. Якорь из Тарксейна интересен тем, что имеет второе взаимосвязанное отверстие (вертикальное) в верхней части (как у якорей для трирем).
А1.2. Каменные якоря с двумя отверстиями По мнению многих исследователей оба отверстия данного якоря предназначались, как и у «однодырочного» для привязывания каната. Прибавление второго якорного каната было вызвано увеличением тяжести якоря. Не исключено, правда, что во второе отверстие вставляли деревянный кол, выполнявший функции рога.
«Двудырочный» каменный якорь
Так же как и каменные якоря, с одним отверстием «двудыроч-ные» были широко распространены по всему Средиземноморью, западном побережье Черного и Каспийского морей.
По мнению некоторых исследователей такие «двудырочные» камни могли использоваться в качестве грузил для якорного каната, которые «прижимали» его ко дну и тем самым способствовали заглублению в грунт штырей-рогов.
«Двудырочный» каменный якорь, найденный у берегов Кипра (фото А. Окорокова)
Схема действия «двудырочных» камней на грунте
А1.2.1. Якоря больших размеров, сделанные из плохо обработанного камня (плиты) близкой к прямоугольной форме. Отверстия расположены по длине камня, обычно на концах. Такие каменные якоря были открыты в частности, на болгарском побережье Черного моря, а также Каспийском море. Большинством исследователей такие каменные якоря датируются II тысячелетием до н.э.5 «Двудырочные» якоря, найденные в 1976 г. на рифе Паликари близ Созопола подводной археологической экспедицией под руководством профессора А. Фола, датируются болгарскими специалистами XVI — XII вв. до н.э.6 По мнению некоторых исследователей такие якоря могли быть «мертвыми» якорями.
Тип В.
Название «составные якоря» было введено археологами и историками корабельного дела. Ими стали обозначать каменные якоря, дополнительно снабженные деревянными элементами, благодаря чему резко возросла эффективность их использования. Хотя с появлением каменно-деревянных якорей произошел качественный скачек в мореходстве, они долгое время продолжали сосуществовать с чисто каменными «весовыми якорями». Такова была, по мнению некоторых специалистов, сила традиции.
Как же функционирует составной каменно-деревянный якорь?
Якорный канат выбрасывался за борт, и под тяжестью камня деревянный кол (штырь, шпиль) упирался в песок. Более сложным было использование таких якорей в условиях скалистого дна.
Схема использования каменно-деревянного якоря
Пока неясно, как древние корабелы укрепляли деревянные штыри в отверстиях камней. Пока древесина была мокрая все было в порядке — разбухший штырь прочно зажимался в отверстии. Когда же якорь в течение длительного времени не употреблялся и лежал, например, на борту корабля, на жарком солнце, шпили высыхали и выпадали. Предотвратить это можно было лишь двумя способами: во-первых, укрепив шпиль с помощью троса, и, во-вторых — путем вбивания клина. Изучение этнографического материала говорит о том, что успешно использовались оба варианта. Существует свидетельство, что сложные якоря начали использоваться в византийское время7.
Можно выделить несколько форм скальных якорей:
В.1. Каменные якоря с двумя отверстиями.
Имеют различия по форме.
В.1.1. Камень овальной формы с двумя отверстиями.
Такая форма якоря является довольно редкой по сравнению с треугольными якорями. В настоящее время известно о находках нескольких таких якорей. Один из них был обнаружен в лагуне
близ острова Сицилия, в месте финикийского поселения — островного порта Мотья. Другой найден при археологических раскопках в Библосе. Последний был изготовлен из мягкого темно-желтого известняка с обработкой молотком и вделан в стену храма близ его северного входа. Датируется якорь 1900 г. до н.э.8 В2. Обработанные камни с тремя отверстиями. По форме данные камни можно разделить на две категории В2.1. Хорошо обработанные камни с правильно очерченными гранями трапециевидной формы с тремя отверстиями.
Два отверстия у таких якорей, как правило, расположены в нижней, более широкой части камня по оси параллельно основанию трапеции, а одно, большое, находится в верхней части камня посередине.
Якоря такой формы, с тремя отверстиями были найдены на болгарском побережье Черного моря, а также при археологических исследованиях около острова Кипр. На некоторых кипрских якорях сохранились следы так называемых кипро-минойских силлабических знаков — зачатки письменности, датируемые 1400 - 1200 гг до н.э.
Ряд соображений приводят к выводу, что каменные якоря трапециевидной формы с тремя отверстиями использовались главным образом во II тысячелетии до н.э.9
«Трехдырочные» каменные якоря из коллекции Бодрумского музея подводной археологии
Тип С.
С1. Плоские камни треугольной формы с отверстием для каната наверху и двумя отверстиями в основании.
Хонор Фрост называет такие якоря «византийско-арабскими» — по времени их распространения10.
Якоря такого типа, до недавнего время еще использовались в районе Персидского залива и на арабских лодках в Средиземноморье.
С.2. Большие каменные плиты неправильной формой, но близкой к трапециевидной, с тремя не вполне симметрично расположенными отверстиями.
Такие якорные камни были обнаружены на болгарском побережье Черного моря.
Примечания
1 Frost H. From Rope to Chain on the Development of Anchors in the Mediterranean // The Mariners Mirror. 1963. vol.49. № 1. P. 7.
2 Schmidt G. Der Schiffsanker im Wandel der Zeiten. Rostock, 1982. S. 8,9
3 Schmidt G. Der Schiffsanker im Wandel der Zeiten. Rostock, 1982. S. 10.
4 Leidwanger J., Howitt-Marshall D.S. Episkopi Bay and Beyond: Recent Collaborative Fieldwork and New Prospects on Cyprus // The INA Quarterly. 2006. Vol. 33. No. 2. P. 19-21.
5 ЛазаровМ. Потерянная флотилия. Л.: Судостроение. 1978. С.33.
6 ЖарнакПиер. Потънали в морето селища и кораби. (Пер с фран.) 1983, София: «Наука и изкуство». С. 112.
7 Frost H. From Rope to Chain on the Development of Anchors in the Mediterranean // The Mariners Mirror. 1963. vol.49. № 1. P. 13.
8 Frost H. From Rope to Chain on the Development of Anchors in the Mediterranean // The Mariners Mirror. 1963. vol.49. № 1. P. 4. Fig. 5.
9 Лазаров М. Потерянная флотилия. Л.: Судостроение. 1978. С. 35.
10 Frost H. From Rope to Chain on the Development of Anchors in the Mediterranean // The Mariners Mirror. 1963. vol.49. № 1. P.13.