Научная статья на тему 'Деревянные якоря со свинцовыми штоками'

Деревянные якоря со свинцовыми штоками Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
475
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article the typology of lead stocks of wooden anchors of the antique period is resulted. Underwater finds by the black sea are considered

Текст научной работы на тему «Деревянные якоря со свинцовыми штоками»

ДЕРЕВЯННЫЕ ЯКОРЯ СО СВИНЦОВЫМИ ШТОКАМИ

Профессор Окороков А.В., Российский Институт Культурологии, Москва

In article the typology of lead stocks of wooden anchors of the antique period is resulted. Underwater finds by the black sea are considered

Первоначально первобытный человек использовал в качестве якоря просто тяжелый камень. Можно предположить, что древнейшие формы якоря (если угодно — первые якоря) были простыми камнями или набитыми камнями кожаными мешками, прикрепленными к якорному канату. Точных доказательств этой гипотезы нет, но, простые, обработанные лишь силами природы, камни едва ли могли широко использоваться в качестве якорей.

Кто был первым человеком, приспособившим камень в качестве якоря, когда и где пробил час рождения якоря — на эти вопросы никто сейчас не может дать точного ответа: это событие произошло в далеком прошлом. Но принцип использования силы тяжести для действия якоря дошел до наших дней. Однако этот принцип был далек от совершенства, т.к. сильный ветер, штормовое волнение или мощное течение легко срывали корабль с места. Несмотря на недостатки таких якорей, они все же получили широкое распространение, особенно в прибрежных акваториях Средиземного и Черного морей.

Шумерские корабли около 3000 г. до н.э бороздили воды Персидского залива, египтяне около 2850 г. до н.э. посылали свои

корабли в Библос, около 2450 г. до н.э. состоялась легендарная экспедиция фараона Сауры (Сахуры) в страну Пунт. Торговые корабли совершали путешествия в дальние страны, чтобы открыть новые рынки сырья, и сбыта, мореходство активно развивалось. В качестве гаваней использовались, как правило, естественные бухты, где и возникли первые постоянные якорные стоянки. Различные находки показали, что эти первые якорные стоянки и в будущем активно использовались мореплавателями.

Принято считать, что якорные камни применялись в течение двух тысяч лет, вплоть до 500 г. до н.э., когда стало общепринятым изготовлять якоря из свинца и дерева. Это не совсем так. Камень, как груз, как тяжелый (весовой) предмет, использовался гораздо дольше, так как наличие камня было почти повсеместно. Известняковые породы часто встречающиеся, например, в Средиземноморье, на Черном и Каспийском морях, легко обрабатывались, и придание им определенных форм не требовало значительных затрат. В некоторых регионах якорные камни использовались вплоть до ХХ века.

Дальнейшая эволюция якорного камня привела к важному новшеству — появлению в его верхней части отверстия для привязывания каната.

Рис. 1 Каменный якорь римского периода (I в. до н.э. — IVв. н.э.) (Национальный морской музей, Лондон)

Рис. 2 «Однодырочный» каменный якорь из г.Чевлик (Турция)

Рис. 3 «Однодырочный» каменный якорь, использовавшийся на каноэ племени майори (Новая Зеландия)

Следующим шагом стало появление двух отверстий в камне и, наконец, использование деревянных деталей. Сначала это были колья-штоки, вставлявшиеся в дополнительно пробитые отверстия, а затем (или одновременно) и довольно сложные конструкции в виде «коромысел», «крестовин» и деревянных «клетей» для более жесткого закрепления камня. Такие конструкции хорошо известны по этнографическим данным.

Этапным новшеством в кон-

струкции якоря стало применения дополнительного приспособления типа крюка для увеличения удерживающей способности якоря, поскольку любого веса самого по себе нередко не хватало для обеспечения достаточного закрепления корабля на грунте. Так появились деревянные якоря. Первые якоря-крюки делались из твердых, тонущих в воде пород дерева.

Если удавалось найти ствол небольшого дерева с отходящим под нужным углом суком, якорь изготавливался целиком из одного куска. Чаще конструкция состояла из двух кусков дерева, соединенных между собой кожаными ремнями или сухожилиями животных. Но такой однорогий якорь, даже утяжеленный камнями, иногда ложился на грунт плашмя и не удерживал корабль. Поэтому в древности на судах была введена должность «якорного ныряльщика». В момент, когда судно под действием ветра или течения начинало дрейфовать, пловец прыгал за борт и, увлекаемый весом крюка, опускался

Рис. 4. Каменные якоря с кольями-штоками использовавшиеся еще в XX в. рыбаками в Средиземном море

на грунт. Здесь ему надлежало направить якорь рогом в грунт. При натяжении каната рог зарывался. После этого пловец выныривал на поверхность и взбирался на корабль. Держащая сила таких якорей оказалась значительно выше, чем у якорных камней и крестовин, утяжеленных камнями.

Однако, в связи с тем, что ныряльщик мог ставить якоря-крюки только на небольших глубинах, мореходы попытались усовершенствовать конструкцию якоря. Не исключено, что таким новшеством стало использование поплавка, который привязывался на конце веретена с противоположной от рога стороны. Оказавшись под водой, поплавок поднимал один конец веретена, заставляя рог опускаться вниз.

Но, на этом конструкторская мысль не остановилась. Люди сообразили, что более эффективной будет конструкция, состоящая из двух крюков (рогов). Но такое усовершенствование повлекло за собой необходимость дополнительного приспособления, такого, при котором «двурогий» якорь под действием силы тяги каната сам неизбежно принимал такое положение, когда конец одного из рогов оказывался бы точкой опоры. У деревянного двойного крюка сделали перекладину — шток. Так появились деревянные якоря, принцип действия которых по праву считается классическим и продолжает использоваться в конструкциях, служащих и поныне адмиралтейских якорей. Принято считать, что их родиной была Юго-Восточная Азия, время появления — 2000 годы до н.э., изобретатели — китай-

Предполагают, что сначала первые штоковые якоря были изготовлены полностью из дерева, а затем на них появились каменные и свинцовые штоки.

Здесь важно отметить, что функции штока древних якорей и поздних якорей «адмиралтейского типа» несколько различны. В древности, когда еще не было якорных цепей основное назначение штока (каменного

цы, малайцы или сенегальцы.

Рис. 5. «Однорогий» деревянный якорь с каменным штоком

или свинцового) было утяжелить верхнюю часть якоря и тем самым, «придавить» его к грунту, чтобы в дно, мог зарыться рог.

Рис. 6. Схема действия

деревянного якоря со свинцовым штоком

С появлением цепей, функция штока изменяется. Она, главным образом сводится к перевертыванию якоря в нужное для заглубления рога в грунт, положение.

Открытие свинца как нового материала для штоков якорей, все еще изготавливаемых из дерева, безусловно, совершило техническую революцию, хотя сама форма и конструкции якорей сохранилась.

Время появления свинцового штока на Средиземноморье относят приблизительно к VII — IV вв. до н.э. В это же время они распространяются и на Черном море. Их использовали на своих кораблях греки, римляне, этруски, финикийцы и карфагеняне.

Кто именно изобрел свинцовый шток неизвестно. Тем не менее, это новшество приписывают грекам. Их колонизаторская политика в VII в. до н.э. подталкивала их развивать мореплавание и строить все более крупные, более современные суда, которые архаичные формы-камни и другие способы утяжеления якоря — уже не устраивали.

Этруски также боролись за господство на море, финикийцы основывали свои города-государства и вели активную морскую торговлю. Карфагеняне около V в. до н.э. достигли британских островов. Рим также начинал претендовать на господствующее положение, на море. Эти события, создали исторические предпосылки для ставшего необходимым дальнейшего развития техники в судостроении. Вместе с этим неизбежно должны были совершенствоваться технология якорей, а также собственно якоря. Крупные суда нуждались в улучшенном, более тяжелом якоре, который был бы в состоянии надежно удерживать судно на месте. И это стало возможным с введением нового материала, а именно свинца, который отвечал возросшим требованиям.

Как материал, свинец в обработке оказался более удобным (легкоплавким) и к тому же обладал большим удельным весом,

Рис. 7. Свинцовые штоки античных якорей из Помпеев. Археологический музей Неаполя

чем камень. Несмотря на достаточную дороговизну изделия на начальном этапе, к середине IV в. до н.э. свинцовые штоки получили довольно широкое распространение в античном мире. Однако, в конце IV и особенно в III в. до н.э. добыча свинца значительно сократилась, что сказалось на дальнейшем производстве и развитии якорей. В конце III в. до н.э. Рим начал разработку серебряных рудников в Испании, и спутник серебра свинец стал более доступным. Во II в. до н.э. добыча серебра значительно выросла, за неделю стали добывать столько серебра, сколько за год сто лет назад1. Однако еще более возросли эксплуатационные расходы. Наиболее выгодный ресурс был найден в Англии, где серебряно-свинцовые руды залегали близко к поверхности, и их добыча требовала меньших затрат. Британские рудники узурпировали рынок металлов, и такое положение сохранялось около трех веков. Насыщение рынка

дешевым свинцом из Испании и Англии резко продвинуло производство деревянно-свинцовых якорей, в частности, с неподвижными штоками и привело к их широкому распространению начиная со II в. до н.э.

Предполагается, что деревянные якоря со свинцовыми штоками просуществовали до расцвета Римской империи, когда были вытеснены более совершенными — железными. Тем не менее, как и в случае каменных якорей и штоков, должны быть периоды одновременного существования свинцово-деревянных и более поздних железных.

За последние десятилетия подводными археологами, подводниками-любителями и рыбаками было обнаружено большое количество свинцовых штоков (и их фрагментов) самых различных форм, веса и величины — главным образом в Средиземноморье и на Черном море. Многие из них были детально изучены. Тем не менее, и по

Рис. 8. Типы свинцовых штоков деревянных якорей и их хронология, предложенная Д. Халданом (D. Haldane)

сей день их трудно хронологически классифицировать. Большинство авторов, занимающихся этой темой руководствуются теми соображениями, что при классификации вначале нужно ставить примитивные, а затем более развитые формы — т.е. от простого, к сложному. Этот метод логически оправдан, но имеет и слабые стороны. Здесь ведь возможно также и параллельное развитие. Якорные штоки могут быть равны по времени, по территории распространения, но развитие каждого их типа специфично.

Тем не менее, накопленный к настоящему времени научный материал позволяет разработать общую типологию свинцовых штоков.

По мнению автора можно выделить 2 главных типа свинцовых штоков, разделяющихся по способу их закрепления на веретене:

Тип А — выдвижные свинцовые штоки (съемные).

Тип В — неподвижные свинцовые штоки.

Оба типа имеют свои разновидности.

Тип А

А1 — узкий удлиненный шток дугообразной (серповидной) формы. В середине штока имеется отверстие (круглое или прямоугольное) для фиксации штока на деревянном веретене якоря.

Крепление штока к веретену, вероятно, осуществлялось при помощи выдвижного сцепления. Предполагается даже, что шток не примыкал к внешней стороне деревянного веретена, а проходил через специальную прорезь в нем и фиксировался втулкой. Закрепленный таким образом в веретене шток мог легко сниматься.

Некоторые свинцовые штоки этого вида имеют кроме центрального отверстия, второе — на одном из концов, предназначенное, вероятно для завязывания штока после поднятия и уборки якоря.

Следует отметить, что серповидные съемные штоки с отверстием посередине особенно часто встречаются на западном побережье Черного моря (Болгария). Известны они и Северном Причерноморье. Находок такого рода в Средиземном море известно, наоборот, относительно мало.

Рис. 9. Выдвижные свинцовые штоки, найденные в Болгарии, в районе Созопола и Масленого мыса (по М. Лазарову)

А2 — удлиненный шток с характерной особенностью — дугообразным изгибом. Внутри штока имеется деревянный сердечник, который проходит по всей длине штока. По всей видимости, он обеспечивал штоку дополнительную жесткость.

А3 — узкий удлиненный шток (иногда сужающийся к концам по одной грани). Отверстие находится не в середине штока, а сдвинуто немного в сторону. На другом плече штока имеется упор (стопор).

А4 — прямой удлиненный или дугообразной формы шток. Отверстие находится не в середине штока, а сдвинуто немного в сторону. При этом в середине штока устроен поперечный валик.

Назначение валика — плотно прикрепить шток к деревянному веретену. Очевидно, шток данного вида вставлялся в специальную прорезь, сделанную в веретене и валик являлся как бы стопором.

Подобный шток был найден среди римских развалин на о. Галли (Италия). Некоторое количество — в Средиземном море. Однако, наиболее массовые находки штоков этого типа зафиксированы вдоль всего болгарского побережья Черного моря2. Находки таких штоков в украинских и российских водах Черного моря — большая редкость.

Насколько известно автору, за всю историю подводных исследований в Северном Причерноморье шток данного типа был найден лишь в Керченском проливе у мыса Панагия (автор допускает, что несколько экземпляров таких штоков могли быть найдены подводниками-любителями или «черными» археологами, но это не меняет общей картины).

Рис. 10. Выдвижной свинцовый шток с деревянным сердечником, найденный у Масленого мыса (по М. Лазарову)

Рис. 11. Выдвижные свинцовые штоки с «валиком» и ««стопором», найденные в Болгарии в районе Констанцы и Масленого мыса (по М. Лазарову)

Рис. 12. Реконструкция деревянно-свинцового якоря с выдвижным штоком, найденным в болгарском порту Констанца (по М. Лазарову)

Появление и использование съемных штоков по сей день, вызывает споры. Существуют гипотезы и предположения. По одной из версий, получившей широкое распространение съемные якорные штоки были созданы специально для военных судов: массивные

якоря с неподвижными штоками были неудобны во время сражения, когда нужен был буквально каждый сантиметр.

Деревянные якоря с выдвижными (съемными) штоками не получили такого широкого распространения как неподвижные. Тем не менее, они просущество-Рис. 13. Модель деревянного вали довольно длительный пери-якоря со съемным (выдвижным) од - с середины II в. до н.э. до свинцовым штоком из собрания конца III в. н. э. уступив посте-Музея подводной археологии в пенно место более совершенным Бодруме (фото С. Фазлуллина) железным якорям.

Тип В

В1. Прямоугольные или трапециевидные, продолговатые отливки, в виде пластины (бруска). Некоторые из них сделаны грубо, имеют различную толщину, и соответственно вес плечей. Интересно, что в некоторых брусках экспертами были выявлены шлаки и даже камни. Возможно эти «примеси» были добавлены специально, чтобы удешевить производство штока.

Считается, что такие отливки являются частью деревянно-свинцового штока. Такой шток изготавливался из дерева в виде «короба» и крепился к веретену. Затем в «короб», предварительно обмазанный огнеупорной глиной заливался свинец (в левое и правое плечо штока).

Несколько таких свинцовых отливок было найдено в 2002 году недалеко от маяка Кэп Спартел (Cap Spartel) в Морокко. Их длина колебалась в пределах 41—74 см. На одной отливке сохранились фрагмент древесины — остатки деревянного штока-короба якоря, заполнявшегося свинцом. Он был исследован и идентифицирован

как каменный дуб — порода дерева, обладающая большим весом, небольшой эластичностью и гибкостью, устойчивостью к древоточцам и, крепостью даже во влажной среде. Радиоуглеродный анализ показал возраст фрагмента. Он был определен как 2460 ВР +/- 50 лет; что соответствует 785-300 гг. до н.э.3

Аналогичная отливка, датируемая VII—VI вв. до н.э., была найдена в бухточке провинции Мурсия на юго-восточном побережье Испании и экспонируется в Национальном музее морской археологии в Картахене. Ее длина 47 см, ширина 6,5 см, толщина — 3 см.4

Рис. 14. Реконструкция якоря с деревянным штоком, заполненным свинцовыми отливками (по A. Trakadas)

Рис. 15 Рис. 16. Свинцовый шток

(отливка), найденный в Керченском проливе (Архив А. Окорокова)

В2 — узкий, удлиненный, прямоугольного или трапециевидного сечения свинцовый брусок с «П»-образной, овальной или в виде усеченного конуса, выемкой в центральной части. У некоторых штоков данного типа плечи имеют дуговидный изгиб.

Считается, что такие отливки (по аналогии с типом В1) использовались в качестве заполнения деревянных штоков-коробов, которые крепились в верхней части веретена.

Находки таких штоков в Средиземноморье относительно немногочисленны. В то же время в Северном Причерноморье их зафиксировано более десятка5. Особенно много таких находок было сделано у берегов Болгарии в районе Аполлонии Понтийской. Это дало основание Г. Капитэну предположить, что Аполлония (Созопол) явилась родиной и этого нового технического проекта. В качестве подтверждения своей версии он приводит изображения на некоторых ранних «якорных» аполло-нийских монетах.

Рис. 17. Свинцовые якорные

штоки (отливки), найденные в водах Болгарии (по М. Лазарову)

В Северном Причерноморье находки штоков этого типа известны у таманских берегов. Они обнаружены в рифовых

Рис. 18. Свинцовые якорные штоки (отливки), найденные в Болгарских водах (по В. ОтНюи)

зонах у мыса Тузла и мыса Панагия. В этих акваториях найдено также значительное количество обломков амфор и других артефактов. Вероятнее всего, здесь находились крупные корабельные

стоянки античного времени, что вполне увязывается с естественной защищенностью акватории от ветров и наличием на берегу следов древних поселений с некрополями6.

Масса свинцовых отливок, найденных в Северном Причерноморье колеблется от 15,0 кг до 200,0 кг и более (вес одной половины). Таким образом, общий вес штока (две части) мог достигать 400,0 кг и более. Как такой, весом в полтонны шток, да еще в деревянном футляре крепился к веретену и вся конструкция успешно «работала», не совсем ясно.

Рис. 19. Свинцовые штоки и крепежная рамка, найденные в Керченском проливе в 1980-х гг. группой подводных археологов под руководством А. Шамрая (фото из архива А. Окорокова)

В связи с этим возникает вопрос о функциональном назначении выемки, округлой или прямоугольной формы, в более узкой части отливки (при трапециевидном сечении). По мнению Дэвида Халдана ф. НаШапе), предложившего свою типологию свинцовых штоков деревянных якорей она носит технологический характер. Он считает, что в этом месте находился клин, служащий для более строгой фиксации свинцового заполнения в деревянном футляре — штоке.

Это отчасти подтверждается находкой однорогого деревянного якоря, на останках корабля, затонувшего в V в. до н. э. близ современного израильского поселения Мааган Михаэль. Якорь достигал длины двух метров и имел деревянный шток со свинцовым заполнением (отливки трапециевидной формы).

Рис. 20. Свинцовые отливки, найденные в Северном Причерноморье (по В. Таскаеву)

Рис. 21

Рис. 22

Тем ни менее, при детальном рассмотрении типологии предложенной Д. Халданом, возникают некоторые вопросы.

Рис. 23. Свинцовая отливка Во-первых - многие экзем-

найденная у мыса Панагия пляры о™°к с выткав, в

сечении имеют не трапециевидную форму, а прямоугольную. Подчеркнем, что при прямоугольном сечении нарушается система жесткой фиксации свинцового заполнения в деревянном футляре-штоке (клина), что, соответственно увеличивает опасность его выпадения.

Во-вторых — некоторые известные экземпляры отливок, главным образом прямоугольного сечения имеют неправильную форму: дугообразную, со скошенными под углом или разной толщины плечами. Например, отливка «горбатой» формы найденная в 1985 г. подводной археологической экспедицией под руководством К.К. Шилика на рифе Трутаева у мыса Панагия7.

Такую форму трудно объяснить, если считать, что свинец заливался в жесткую деревянную конструкцию.

А. Фиораванти в одной из своих работ описывает простой деревянный якорь с деревянным штоком в виде доски, на котором удлиненные свинцовые отливки прямоугольного сечения (пластины) укреплялись на веретене с помощью веревок.

Рис. 24. Реконструкция деревянного якоря с отливками, привязанными к доске и помещенными между досок

Появление таких простейших форм свинцовых штоков (точнее элементов) он относит приблизительно к VII в. до н.э.8

Следующим усовершенствованием конструкции штока, по мнению А. Фиораванти стало помещение отливок между двух досок.

Именно такими элементами штока и могли быть рассматриваемые нами свинцовые отливки. Выемка же в этом случае, как и на ранних каменных штоках, служила для более жесткой фиксации веревочной обвязки. В этом случае неправильность формы отливки можно объяснить примитивностью производства (например, отливкой в «земле»), а также деформацией при ударе о грунт, или сгибания конструкции под собственной тяжестью.

Таким образом, можно предположить, что помещение отливок между двух досок могло стать первым эволюционным шагом, приведшим вскоре к появлению деревянных («коробовых») штоков со свинцовым заполнением.

Не исключено, что такие свинцовые штоки могли крепиться непосредственно к веретену, фиксируясь при помощи деревянной шпильки, вбитой в веретено, на которую упирался шток в месте выемки, и веревочной обвязкой «крест накрест». Или, вставлялся в паз веретена якоря, сделанного из двух частей (по аналогии с деревянными якорями с каменными штоками). Однако, в связи с отсутствием археологического контекста, подтверждений этих версии пока нет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В3 — удлиненный брус, трапециевидного сечения с тонкой перемычкой в центральной части.

Впервые этот тип свинцового штока был изучен в 1960-х годах Г. Капитэном. На отливках, обнаруженных в окрестностях порта Сиракуз (Италия) явно читалась текстура дерева, из которого очевидно была сделана их форма. Эти следы позволили Г. Капитэну реконструировать технологию изготовления этих штоков. По его мнению, отливки принадлежали к деревянно-свинцовому штоку. Такой шток изготавливался из дерева в виде «короба» трапециевидной формы и крепился к веретену. Затем в «короб», предварительно обмазанный огнеупорной глиной и расположенный узким основанием трапеции вверх, заливался свинец.

Перемычка получалась в результате затекания жидкого свинца в отверстие сделанное в веретене. Такая конструкция позволяла жестко закрепить шток на веретене9. При этом трапециевидная форма отливок позволяла удерживать его в деревянном корпусе в фиксированном положении, поскольку в противном случае при встряхивании или ударах свинец мог перемещаться и разрушать деревянный корпус.

Штоки данного типа встречаются в Средиземноморье. Подобные были обнаружены на Черном море, преимущественно в прибрежных водах Болгарии10.

1. длина — 2.10 м, вес — 246; 2. длина — 1.50 м, вес — 109 кг; 3. длина — 1.98 м, вес — 182 кг.; 4. длина — 1.90 м, вес — 164 кг; 5. длина — 164, вес — 149 кг.

Рис. 26. Якорь с деревянным

штоком со свинцовым заполнением (по Г. Шмидту)

Нахождение штока этого типа в Северном Причерноморье большая редкость. Во всяком случае, автору известно лишь об одной такой находке. Сильно деформированный шток, очевидно, этого типа был обнаружен в 1992 году на рифе Трутаева у мыса Панагия на глубине 8,3 м. экспедицией под руководством А.В. Кондрашова. Шток представляет собой свинцовый брус, имеющий два плеча, каждое

Рис. 27. Штоки типа В3, обнаруженные в прибрежных водах Болгарии (по B. Dimitrov)

шириной 13 см, соединенных в центре перемычкой. Плечи штока слегка опущены вниз к краям и имеют валикообразное утолщение на верхнем ребре. В сечении плечи имеют «Т» — образную форму. (Такая форма могла образоваться в результате «перелива» свинца в форму и остывания отливки). Длина штока — 158 см, толщина 5 см.11

Американский исследователь Дэвид Халдан считает выше описанные типы свинцовых отливок наиболее ранними конструкциями и определяет время их использования (отливок, как с перемычкой, так и разъединенные) началом IV — серединой II в. до н.э.12 В то же время несомненно, что раздельные отливки (В1 и В2) появились ранее: технологически их было отлить легче, чем форму с перемычкой.

Рис. 28. Шток обнаруженный в 1992 г. у м. Панагия (по А. Кондрашову-В.Таскаеву)

Тип В

В1 — удлиненный брус, прямоугольного сечения с прямоугольным (коробкообразным) отверстием, вытянутым вдоль штока в центре, ограниченным выступающей рамкой. Плечи штока плавно сужаются к краям.

Вероятно это наиболее ранняя форма якорных штоков данного типа. Форма такого штока явилась, несомненно, шагом вперед в развитии якорей. Греки, этруски и римляне применяли такие штоки примерно в VI в. до н.э. Одновременно с ними могли использоваться и съемные штоки. Однако веретена якорей, используемые в такой форме, должны были бы часто ломаться. Поэтому нужно было придумывать что-то иное. Новым шагом вперед, вероятно стало изготовление веретена (а, следовательно, и отверстия штока) квадратного сечения, а затем — прямоугольного, но удлиненного перпендикулярно к штоку.

В2 — удлиненный брус, прямоугольного сечения с квадратным отверстием в центре, ограниченным выступающей рамкой. Плечи штока плавно сужаются к краям. Экземпляр такого штока экспонируется в Национальном музее морской археологии в Картахене. Он был найден в бухте провинции Мурсия (Испания), имеет длину 132,3 см, ширину — 8,5 и толщину 7,2 см. и датируется I в. до н.э.13

В3 — удлиненный брус, прямоугольного сечения с прямоугольным (коробкообразным) отверстием, вытянутым перпендикулярно штоку в центре, ограниченным выступающей рамкой. Плечи штока плавно сужаются к краям.

Рис. 29

Такой шток длиной 240 см и массой 450 кг был найден в 1932 г. при осушении озера Неми (Италия). Длина якоря по веретену составляла 5,5 м14. Очевидно, он принадлежал одной из «увеселительных галер» императора Калигулы (12 — 41 гг. н.э.). Якорь состоял из деревянного (соснового) веретена прямоугольного сечения, к которому под острым углом в нижней части были прикреплены два деревянных, чуть изогнутых рога. Они крепились к веретену при помощи деревянных шипов и клиньев. Шток, насаженный на веретено фиксировался растительным тросом. Чтобы концы рогов якоря не расщеплялись при ударе о твердый грунт, они были покрыты железными листами на гвоздях квадратного сечения.

Аналогичный по конструкции шток, но маленького размера, длиной 65 см был найден в бухте Теке Бурну (Теке Вигпи) в юго-западной части Турции в 1993 г.15

Такие штоки, римского типа использовались примерно с середины II в. до н.э. до IV в. н. э. Наибольшее распространение они очевидно получили во второй четверти II в.

Не являются редкостью штоки данного типа и на Черном море. Например, один из них был найден в 1966 году в Керченском проливе и передан в Керченский музей. Его длина составляла 152 см. Сохранился и обломок веретена якоря, выполненный из можжевельника.

В4 — удлиненный брус, прямоугольного сечения с прямоугольным (коробкообразным) отверстием в центре, ограни-ченным выступающей рамкой. Плечи штока плавно сужаются к краям. Внутри коробкообразного отверстия перемычка из свинца.

Штоки данного вида не редкость. Они были найдены в различные годы в Средиземном и Черном морях. На некоторых из них были надписи на древне-Рис. 30. Изображение головы греческом и латинском языках, Медузы на свинцовом штоке отдельные буквы, цифры, мифо-римскогоякоря (поЛ. Скрягину) логические сюжеты.

Рис. 31. Свинцовый шток, найденный в акватории Форта Бовизанд (Великобритания)

Рис. 32. Реконструкция якоря римского мастера Маркуса Савелуса

Штоки данного типа были найдены также и в северных водах, в частности в акватории Форта Бовизанд в Плимуте (Англия). Этот шток имел длину 56,6 см, внешнее сечение «коробки» 8,3 х 8,6, внутреннее, почти квадратное — 5,5 х 6,0 и диаметр перемычки — 0,8-1,0 см. Сечение плеча у окончания составляло 2,7 х 3,6 см. Весил шток 9 кг. Исследователи датировали находку греко-римским периодом, т. е. IV в. до н.э. — IV в. н.э.16

На некоторых штоках, найденных в Средиземном море была обнаружена надпись «Marcus Sevelus» — «Маркус Севелус» — имя якорного мастера, которое фигурирует в хрониках Древнего Рима.

Постепенно, ученым удалось понять технологию изготовления свинцовых штоков с перемычкой. Деревянное веретено с небольшим круглым отверстием встав -лялось в земляную форму штока, которая заливалась расплавленным свинцом. Чтобы веретено в месте соединения не обгорало, применялись огнеупорные обмазки, возможно — глиняно-песчаные. Получающаяся таким образом перемычка оказывалась как бы стержнем, крепящим свинцовый шток на деревянном веретене якоря.

Рис. 33. Схема отливки якорного штока с перемычкой

Рис. 34. Неподвижный свинцовый шток, найденный в Болгарии в порту Варна (по М. Лазарову)

Анализ металла штока с перемычкой, найденный в конце XIX в. в Киренах, проведенный Королевским монетным двором Великобритании, показал, что он состоит из 98,65% свинца, 0,55% железа, 0,12 % олова, 0,011% серебра и 0,0005% золота. Из такого же сплава был отлит шток древнегреческого якоря, который хранится в Национальном музее в Афинах17.

В5 — удлиненный брус, прямоугольного сечения с прямоугольным (коробкообразным) отверстием в центре, ограниченным выступающей рамкой. Плечи штока плавно сужаются к краям. Внутри штока, по всей его длине находится деревянный сердечник.

Находки таких штоков не редкость. Они были обнаружены практически у всех Средиземноморских и Черноморских берегов.

В Северном Причерноморье свинцовые штоки данного типа преобладают. Самый большой из них весит около 180 кг. Ареал находок у Кавказского побережья: Новороссийская бухта, Анапская бухта, мыс Большой Утриш, мыс Железный Рог, мыс Панагия, мыс Тузла. Все находки, очевидно, связаны с местами древних якорных стоянок.

У мыса Тузла был обнаружен оригинальный свинцовый шток, технологически отличающийся от известных типов. Это деревянный сердечник прямоугольной формы, но более крупных размеров, по сути — деревянной шток, обтянутый свинцовой оболочкой толщиной 0,5 см. Сам деревянный сердечник не сохранился, но представление о нем дает свинцовая оболочка в виде футляра, состоящая из двух половин18.

Еще один необычный экземпляр был найден экспедицией А. В. Кондрашова в 1993 году на рифе Трутаева, у мыса Панагия (Черное море), на глубине 7,8 м. Длина штока 126 см, длина плеч — 57 и 58 см, высота плеч у рамки — 12,3 см. В центральной части шток имеет прямоугольное отверстие (вытянутое перпендикулярно плечам), ограниченное рамкой, размером 10 х 14 см, для крепления на деревянном веретене. От рамки отходят плавно сужающиеся к краям плечи штока. Внутри штока через отверстие для веретена

Рис. 35 Неподвижные свинцовые штоки с деревянным сердечником, найденные в Болгарии (по М. Лазарову)

проходил сердечник. След от него сохранился в плечах штока. Интересной особенностью данного штока является наличие на поверхности боковых граней правого и левого плечей шишкообразных, округлых выпуклостей (по 4 на каждом плече), высотой 2 см, размещенных в один ряд19. Вероятно, они использовались для лучшего удержания веревки, служащей для более жесткого закрепления штока на веретене. Других экземпляров подобных штоков автору неизвестно. Можно предположить, что эти выпуклости являются местной особенностью штоков или «визитной карточкой» мастера, отливавшего шток.

В6 — удлиненный брус, прямоугольного сечения с прямоугольным (коробкообразным) отверстием в центре, ограниченным выступающей рамкой. Внутри рамки — свинцовая перемычка для более прочного крепления на веретене якоря. Плечи штока наклонены, прямые или плавно сужаются к краям. Внутри плечей штока, в специально сделанных пазах вставлены деревянные ребра жесткости.

Такой шток, в частности был найден у болгарского побережья Черного моря в порту Мангалия. Он имел длину 237 см и весил 400 кг. По подсчетам болгарского археолога М. Лазарова он принадлежал якорю высотой около 5,68 м20.

По мнению большинства исследователей метод использования перемычек (деревянных и свинцовых) применялся около II в. до н.э. — II в.н.э.21

В7 — удлиненный брус, прямоугольного сечения с овальным отверстием в центре, ограниченным выступающей рамкой. Плечи штока наклонены, прямые или плавно сужаются к краям. Внутри

плечей штока, в специально сделанных пазах вставлены деревянные ребра жесткости. Экземпляр такого штока весом 65 кг был найден в черноморских водах Болгарии, в Созополском зали-ве22. Автору известна лишь одна находка штока данного типа, поэтому не исключено он представ -ляет собой локальный, местный тип.

Рис. 36. Свинцовый шток, найденный в Созополском заливе (по В. ОтНюи)

О мм 250мм

Рис. 37

В заключение хотелось бы упомянуть о необычном свинцовом предмете, найденном в 1984 г. на северном склоне каменной гряды у мыса Тузла (Черное море), в 900 метрах от берега, экспедицией под руководством к.г.н. К.К. Шилика. Его описание и схематический чертеж опубликован в работе В.Н. Таскаева23. К.К. Шилик аннотирует этот предмет как «достаточно редкий тип якорного штока» (съемного). Он имеет овальную форму с закругленными краями. В середине штока имеется несколько сдвинутое в сторону продолговатое отверстие длиной 28 см., предназначенное, по словам К.К. Шилика, для крепления на узком деревянном веретене. Длина штока — 75 см24.

Однако, убедительных доказательств тому, что это именно шток нет. Если это действительно шток, «нанизывавшийся» на веретено, то, последние должно было иметь прямоугольное сечении примерно 28 х 4 см, т.е. размер доски, что совсем неприемлемо для веретена подвергающегося воздействию больших нагрузок.

Примечания

1 Haldane D. Recent discoveries about the dating and construction of wooden anchors. Tharacia Pontica III. Sofia, 1986. P. 416-424; Кондрашев А.В. Античные якоря с каменными и свинцовыми штоками. В сб. науч. тр.: Подводная археология: прошлое, настоящее, будущее. М., 2008. С. 104.

2 ЛазаровМ. Потерянная флотилия. Л.: Судостроение. 1978. С. 57.

3 Trakadas A. Morocco Survey: the 2002 Season // The INA Quarterly. 2003. Vol. 30. No. 1. P. 16-17.

4 Каталог Национального музея морской археологии в Картахене.

5 Таскаев В.Н. Древние якоря северного Причерноморья. Справочник-определитель. М., 2001. Вып.1. С. 109-120

6 Кондратов А.В. Подводные исследования у мыса Панагия // Сб. Изучение памятников морской археологии. Спб., 1995, вып. 2. С. 55-56; Коцдрашев А.В. Корабельная стоянка у мыса Тузла в Керченском проливе. Сб. Таманская старина. Спб., 2000. вып. 3. С. 159-160.

7 Шилик К.К. Отчет о работе на Таманском полуострове у мысов Тузла и Панагия Темрюкского района Краснодарского края в 1985 году. Архив ИА РАН № 12312. Рис.15(13); Таскаев В.Н. Древние якоря северного Причерноморья. Справочник-определитель. М., 2001. Вып.1. С. 110.

8 Schmidt G. Der Schiffsanker im Wandel der Zeiten. Rostock, 1982. P. 45.

9 Schmidt G. Der Schiffsanker im Wandel der Zeiten. Rostock, 1982. P. 41-42.

10 Dimitrov B. Underwater research along the south Bulgarian Black Sea coast in 1976 and 1979 // The International Journal of Nautical Archaeology and Underwater Exploration. 1977. 8.1. P. 75.

11 Кондратов А.В. Отчет о проведении подводной археологической разведки у мыса Панагия Темрюкского района Краснодарского края в 1992 г. М., 1993. Архив ИА РАН, № 17375, рис. 35; Таскаев В.Н. Древние якоря северного Причерноморья. Справочник-определитель. М., 2001. Вып. 1. С.129.

12 Haldane D. Recent discoveries about the dating and construction of wooden anchors. Tharacia Pontica III. Sofia, 1986. P. 416-424; Кондрашев А.В. Античные якоря с каменными и свинцовыми штоками. В сб. науч. тр.: Подводная археология: прошлое, настоящее, будущее. М., 2008. С. 104.

13 Каталог Национального музея морской археологии в Картахене.

14 Скрягин Л. Якоря. М.: Транспорт. 1979. С. 41.

15 Pulak C, Rogers E. The 1993—1994 Turkish Shipwreck Surveys // The INA Quarterly. 1994. Vol. 24. No. 4. P. 19.

16 http://www.promare.co.uk/ships/Finds/Fd_10A05Anchor.html (дата обращения 23.09.2010)

17 Скрягин Л. Якоря. М.: Транспорт. 1979. С. 41.

18 Кондратов А.В. Античные якоря с каменными и свинцовыми штоками. В сб. науч. тр.: Подводная археология: прошлое, настоящее, будущее. М., 2008. С. 104.

19 Кондратов А.В. Отчет о проведении подводной археологической разведки у мыса Панагия Темрюкского района Краснодарского края в 1993 г. М., 1994. Архив ИА РАН, № 18544. С. 8, рис. 12; Таскаев В.Н. Древние якоря северного Причерноморья. Справочник-определитель. М., 2001. Вып. 1. С. 130.

20 ЛазаровМ. Потерянная флотилия. Л.: Судостроение. 1978. С. 58.

21 Schmidt G. Der Schiffsanker im Wandel der Zeiten. Rostock, 1982. P. 47.

22 Dimitrov B. Anchors from the ancient ports Sozopol // The International Journal of Nautical Archaeology and Underwater Exploration. 1977. 6.2. P. 162

23 Таскаев В.Н. Древние якоря Северного Причерноморья. Справочник-определитель. М., 2001. Вып.1. С.121.

24 Шилик К.К. Отчет о работе у села Заветное Ленинского района Крымской области и у мыса Тузла Темрюкского района Краснодарского края в 1984 году. Архив ИА РАН, № 13312. рис. 84(3).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.