Научная статья на тему 'Якоря Северной Европы'

Якоря Северной Европы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
202
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is dedicated to the history and development of wooden ship anchors with stone rods, and is based on results of underwater archaeological expeditions in which the author took part as well as on materials published by domestic and foreign researchers. Types and versions of stone rods of the XVII–IV centuries BC are given

Текст научной работы на тему «Якоря Северной Европы»

ЯКОРЯ СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ

д.и.н. Окороков А.В. (Москва, Российский институт Культурологии)

Summary of the article of A. Okorokov. This article is dedicated to the history and development of wooden ship anchors with stone rods, and is based on results of underwater archaeological expeditions in which the author took part as well as on materials published by domestic and foreign researchers. Types and versions of stone rods of the XVII — IV centuries BC are given

Находок древних якорей Северной Европы гораздо меньше, чем в южных морях. По всей видимости, это объясняется все-таки недостаточным развитием подводных археологических исследований в северных водах, материалы которых является основными «поставщиками» бесценной исторической информации.

Тем не менее, современная историческая наука уже располагает определенными данными позволяющими определить особенности конструкции якорей северных регионов. При этом надо учитывать, что странствующие северные народы, очевидно, привозили с собой из долгих путешествий секреты технологии изготовления якорей и внешние их формы. Возможно и плененных мастеров. Очевидно, что определенные типы якорей создавались местными мастерами «параллельно», но влияние Юга на регионы Северной Европы все же представляется значительным.

Не вызывает сомнений, что первые якоря Северной Европы, изготавливались из камня. Сначала они были, очевидно «весовы-

ми», затем их конструкция усложнилась, и появились каменно-деревянные якоря. Примером такой конструкции может служить каменно-деревянный якорь найденный на Британских островах.

Сейчас еще трудно ответить на вопрос, когда в Северной Европе появились железные якоря. Одна из первых находок, такого якоря была сделана в 1863 году близ города Фленсбург, в Шлез-виге. Деревянный шток якоря не сохранился. Предполагают, что этот якорь относится ко II в.

Вторая находка была сделана в 1880 году на ферме Гокштад близ Сандефьорда. В нескольких метрах от поверхности земли откопали хорошо сохранившийся торговый корабль норманнов X в. Его длина составляла почти 25 м. Судно было построено из дуба, имело киль таврового профиля, очень прочный остов и 32 ряда досок обшивки. Якорь этого корабля не обнаружили, но его деревянный шток хорошо сохранился.

Третья находка была сделана в 1904 году близ норвежского города Усеберге (Озеберге). При раскопках так называемого княжеского кургана извлекли корабль, сделавшийся объектом пристального внимания и изучения археологов и историков, специалистов морского дела и искусствоведов1. Среди останков драккара длиной 24 м обнаружили целый железный якорь с деревянным штоком. Он относится к IX в.

Следующей находкой стал «погребальный» корабль обнаруженный на датском острове Фюн, в селении Ладбю. Его корпус почти не сохранился, но его удалось реставрировать по фрагментам и отпечаткам, оставленным его формами. Длина корабля составляла более 21 м, ширина в средней части без малого 3 м. Он был уже норвежских кораблей и не так глубоко сидел в воде. Нос его украшала голова дракона из железной спирали. На борту ладьи был найден железный якорь с цепью длиной около 10 м. Судя по вещам

Рис. 1. Каменно-деревянный якорь, найденный на Британских островах

Рис. 2. Раскопки корабля найденного близ норвежского города Усеберге

Рис. 3. Якорь из княжеского захоронения в Усеберге

Рис. 5. Якорь корабля из Ладбю

и костям дюжины лошадей, обнаруженным вместе с кораблем, в нем около середины X в. был погребен богатый датчанин2.

В конце 2009 г. на острове Скай (Великобритания), одним из местных фермеров был обнаружен древний железный якорь с дугообразными рогами длиной 1,2 м. Верхняя его часть была полностью разрушена. По мнению ученых возраст якоря превышает одну тысячу лет3.

Аналогичную форму имеет и амулет в виде якоря из свинца, найденный при раскопках Хайтхабу — военного и торгово-ремесленного центра IX середины XI вв. в средневековой Рис. 6. Чертеж якоря из Ладбю Дании (ныне в Германии, южнее

г. Шлезвиг)4.

Интересные сведения о конструкции Североевропейского якоря дают изображения норманнских кораблей на знаменитой шпалере из соборной церкви в Байё («ковер из Байё»), которая является ценнейшим историческим памятником. Шпалера представляет собой полосу светлого льняного полотна длиной 70,3 м, шириной 50 см, на которой разноцветными шерстяными нитями вышито 58 сцен покорения Вильгельмом-Завоевателем (Нормандским) Англии в 1066 г. Долгое время полагали, что эти сюжеты были вышиты руками жены Вильгельма, королевы Матильды5, но в настоящее время большее признание получила гипотеза, что заказчиком ковра был Одо, епископ Байё, брат Вильгельма и один из ближайших его соратников. На шпалере очень подробно, показано устройство кораблей норманнов. На некоторых из них якоря закреплены за борт рогом, на других — подвешены под крамболом, на третьих — висят под кормой. У малых кораблей один якорь, у больших — три и даже четыре.

33 34

Рис. 7. Одна из морских сцен, вышитых на ковре Байё

Рис. 8. Прорись одного из сюжетов с ковра Байё

ЯКОРЯ РУССКОГО СЕВЕРА

Информации о якорях, использовавшихся на кораблях древних жителей Белого моря еще меньше, чем по якорям Северной Европы. Относительно замкнутые, более консервативные, занимающиеся промыслом и торговлей в специфических условиях, русские поморы должны были строить рациональные для условий плавания суда (кочи, лодьи, карбасы и.т.п.) и, следовательно, создавать свои якорные формы. Обилие лесов, определяло материал, из которого могли изготавливать якоря коренные жители Беломорья и русские поморы.

Первым якорем на Севере, как и в южных регионах, был, очевидно, камень.

Два, вероятно самых ранних, якорных камня были зафиксированы во время археологических раскопок на островах Соловецкого архипелага. Первый из них был обнаружен в 1989 г. на Заяцком острове (стоянка Колгуевский-2). Раскопки проводились под руководством к.и.н. А.Я. Мартынова при участии сотрудников Отряда подводных исторических исследований Морской арктической комплексной экспедиции (начальник экспедиции П.В. Боярский, руководитель Отряда подводных исторических исследований — А.В. Окороков). Якорный камень представлял собой расколотую на несколько частей плиту из красноцветного твердого песчаника, обработанную по всему периметру и зашлифованную с одной стороны. По форме плита напоминала трапецию с выпуклой и вогнутой противоположными гранями. На двух гранях скалыванием и подшлифовкой выполнены заметные углубления, на двух других — по два незначительных. Размеры плиты: максимальная длина грани — 32 см. минимальная — 13 см., ширина 30 см, толщина плиты — 3,4—5,0 см, диаметр верхнего углубления — 3,0 см. Вес плиты без утраченных фрагментов — 4,5 кг. Отшлифованная плоскость плиты слегка вогнута. Стоянка принадлежит к кругу беломорских поздненеолитических памятников и датируется второй половиной III тыс. до н.э.6

Второй якорный камень был найден в культурном слое стоянки раннего неолита Муксалма-2. Он представлял собой сланцевую плиту со слабо заметными углублениями, выполненными на противоположных гранях для линя, соединявшего камень с лодкой. Размеры якорного камня 44 х 31 х 5,0 см, вес — 18 килограммов7.

Рис. 9. Якорные камни со стоянок эпохи неолита на островах Соловецкого архипелага. 1 — Муксалма-2; 2 — Колгуевская-2

В 1930 г. археологической экспедицией под руководством А.Я. Брюсова на Сунской стоянке (1-я стоянка), находящейся на правом берегу р. Сунны в Петрозаводском районе Карелии. Он был расколот на 3 части, в целом имел овальную форму и размеры: длину — 21,2 см, ширину — 12,7 см, толщину — около 3 см. По краям якоря были пробиты 2 отверстия диаметром около 1,5 — 2 см. Находка датируется II тыс. до н.э.8

Рис. 10. Якорный камень, найденный на стоянке Колгуевская-2

Рис. 11. Якорный камень, обнаруженный на Сунской стоянке

Другой каменный якорь был обнаружен в 1938—1940 гг. на северном побережье Онежского озера. На стоянке Пушсовхоз № 2 Медвежьегорского района во время археологических раскопок (руководитель Н.Н. Гурина), был обнаружен каменный якорь с одним отверстием. Он представлял собой плоскую, слегка суженную в одной части, плиту песчаника длиной 50 см. Почти в

Рис. 12. Поморский якорь XVII в.

Рис. 13. Якорь «собака» из Новоладожского историко-краеведческого музея.

центре плиты было пробито отверстие, для привязывания каната, диаметром 7 см. Стоянка датируется концом IV — началом III тыс. до н.э.9

Интересный экземпляр деревянно-каменного якоря автор увидел в 1990-х годах в экспозиции Архангельского краеведческого музея. К сожалению, он не был обмерен, но его конструкция хорошо читается на фотографии10.

Экспонат аннотируется как самодельный якорь XVII в. Его конструкция интересна: она без сомнения является локальным типом и может быть, наиболее эффективно применена на илистых грунтах или в местах с интенсивной подводной растительностью.

Подобный якорь, называемый «собака» экспонируется в Новоладожском историко-краеведческом музее.

Примечания

1 Osebergfundet. Udg. av. A. W. Bragger, Hj. Falk, H. Shetelig. Bd. I—III. Oslo. 1917—1920; Bragger O. W og H. Shetelig. Vikingeskipene. Oslo, 1950; Osebergdronningen — hvem var hun? // Viking. XLV. Oslo, 1982; Christensen A., Ingstad A., Myhre B. Oseberg dronningens grav. Oslo, 1992.

2 СкрягинЛ. Якоря. М.: Транспорт. 1979. С.71; Гуревич А. Я. Избранные труды. Т. 1. Древние германцы. Викинги. — Спб.: Изд. Фонда поддержки науки и образования «Университетская книга», 1996. URL: http:// norse.ulver.com/articles/gurevich/vikings/ships.html#_ftn5 (дата обращения 25.08.2010).

3 Дорская Л. Древний якорь викингов в Великобритании (5.12.2009). http://www.internovosti.ru/text/?id= 22958 (дата обращения 7.06.2010).

4 Schmidt G. Der Schiffsanker im Wandel der Zeiten. Rostock, 1982. P. 51-53.

5 Скрягин Л. Якоря. М.: Транспорт. 1979. С. 72.

6 Окороков А.В. Древнейшие средства передвижения по воде. Калининград, 1994. С.188.

7 Мартынов А.Я. О начале северного мореплавания (по археологическим источникам) // Русская культура нового столетия: Проблемы изучения, сохранения и использования историко-культурного наследия / Гл. ред. Г.В. Судаков. Сост. С.А. Тихомиров. — Вологда: Книжное наследие, 2007. С. 80—96.

8 Брюсов А.Я. История древней Карелии // Труды ГИМ. М., 1940. Вып. IX. С. 292—293; Окороков А.В. Древнейшие средства передвижения по воде. Калининград, 1994. С. 188.

9 Гурина Н.Н. Поселение эпохи неолита// МИА, 1951. № 20. С. 96; Окороков А.В. Древнейшие средства передвижения по воде. Калининград, 1994. С.188.

10 Архив А.В. Окорокова. Фото передано в конце 1980-х годов Л.Н. Скря-гиным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.