Научная статья на тему 'ТИПОЛОГИЯ ДЕРЕВЯННЫХ ХРАМОВ УКРАИНЫ'

ТИПОЛОГИЯ ДЕРЕВЯННЫХ ХРАМОВ УКРАИНЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
82
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХРАМ / ЦЕРКОВЬ / ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО / УКРАИНА / КАРПАТСКИЕ ХРАМЫ / ДЕРЕВЯННОЕ БАРОККО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дьяконов Алексей Владимирович, Клименко Николай Николаевич

Стилистика украинского деревянного зодчества очень разнообразна и многогранна; от церквей «хатного типа» буковинской школы, до величественных и многоглавых карпатских храмов и храмов Надднепрянщины и Слобожанщины времен Гетьманщины. В своём пространственном планировании строения как линейные (одно-, дву- и трехсрубные), так и крестовидные (пяти-, семи- и девятисрубные) с различным количеством глав - верхов. Основными причинами такого разнообразия архитектурных стилей являются географическое положение храмов, соседство с другими странами, исторические и национальные особенности места, культурные особенности строителей данных памятников деревянного сакрального зодчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Дьяконов Алексей Владимирович, Клименко Николай Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPOLOGY OF WOODEN CHURCHES IN UKRAINE

The style of Ukrainian wooden architecture is very diverse and multifaceted; from the churches of the “hut type” of the Bukovinian school, to the majestic and manydomed Carpathian churches and temples of the Dnieper and Sloboda regions of the times of the Hetmanate. In their spatial planning, the buildings are both linear (one-, two- and threeframe) and cruciform (five-, seven- and nineframe) with a different number of domes. The main reasons for such a variety of architectural styles are the geographical location of the temples, proximity to other countries, historical and national features of the place, cultural features of the builders of these monuments of wooden sacred architecture.

Текст научной работы на тему «ТИПОЛОГИЯ ДЕРЕВЯННЫХ ХРАМОВ УКРАИНЫ»

Церковное искусство

УДК 726.03

Алексей Владимирович Дьяконов, кандидат богословия, преподаватель Нижегородской духовной семинарии, Протоиерей Николай Николаевич Клименко, студент бакалавриата Нижегородской духовной семинарии

Типология деревянных храмов Украины

Аннотация: Стилистика украинского деревянного зодчества очень разнообразна и многогранна; от церквей «хат-ного типа» буковинской школы, до величественных и многоглавых карпатских храмов и храмов Надднепрянщины и Слобожанщины времен Гетьманщины. В своём пространственном планировании строения как линейные (одно-, дву- и трехсрубные), так и крестовидные (пяти-,

семи- и девятисрубные) с различным количеством глав-верхов. Основными причинами такого разнообразия архитектурных стилей являются географическое положение храмов, соседство с другими странами, исторические и национальные особенности места, культурные особенности строителей данных памятников деревянного сакрального зодчества. Ключевые слова: храм, церковь, деревянное зодчество, Украина, карпатские храмы, деревянное барокко.

Alexey Vladimirovich Dyakonov, PhD in Theology, Lecturer at the Nizhny Novgorod Theological Seminary, Archprieft Nikolai Nikolaevich Klimenko, undergraduate Student at the Nizhny Novgorod Theological Seminary

Typology of wooden Churches in Ukraine

Abfiract: The ftyle of Ukrainian wooden architecture is very diverse and multifaceted; from the churches of the "hut type" of the Bukovinian school, to the majeftic and many-domed Carpathian churches and temples of the Dnieper and Sloboda regions of the times of the Hetmanate. In their spatial planning, the buildings are both linear (one-, two- and three-frame) and cruciform (five-, seven- and nine-frame) with a different number of domes. The main reasons for such a variety of architectural ftyles are the geographical location of the temples, proximity to other countries, hiftorical and national features of the place, cultural features of the builders of these monuments of wooden sacred architecture. Key words: Temple, Church, wooden Architecture, Ukraine, carpathian Temples, wooden Baroque.

Проблема классификации деревянного культового зодчества Культуру и традиции народа вполне возможно проследить по особенностям построения храмов1. При этом архитектура каждого украинского храма по-своему уникальна и неповторима, что создаёт определённые трудности в классификации деревянных церквей на украинских землях. Вопрос закономерности в распространении различных исторических стилей в деревянном зодчестве на Украине занимает особое место в исторической науке. Этому важному вопросу в украинской исторической науке посвятили свои труды почти все её родоначальники (Д. Антонович, М. Драган, В. Залозецкий, В. Сичинский, С. Таранушенко, В. Шербаковский, Д. Поп и др.), выявив при этом целый ряд специфических для украинского зодчества особенностей стилистического развития. Примечательно, что «в Европе, как в Западной, так и Восточной, не было ни одного региона, где можно было бы найти такое разнообразие стилей деревянной храмовой архитектуры, как в Подкарпатской Руси»2, что создавало большое поле деятельности для классификации деревянных храмов как Правобережной, так и Левобережной Украины.

Исследователи в своём большинстве сходятся в том, что очень сложно отнести украинские деревянные храмы к определённому исто-рико-архитектурному стилю, «...поскольку разные факторы (географический, экономический и другие) влияли на ход строительства и отражались на создаваемом архитектурном облике храма»3. К этому можно прибавить наличие различных пород древесины, культурные особенности каждого отдельного региона. Все это создало эту самобытную деревянную церковную архитектуру.

Первоосновой и главным конструктивным элементом деревянной церковной архитектуры украинцев является квадратный или прямоугольный сруб из позёмно уложенных брусьев или брёвен. В этом и заключается принципиальное отличие от принятой на западе и севере Европы каркасной системы (типа стойка — балка), которая ограничивала творческие возможности строителей, минуя проблему глубинного раскрытия внутреннего пространства. Сверху традиционный сруб

завершается палаточным перекрытием. В зависимости от количества таких срубов, украинские церкви бывают двух-, трех-, пяти- или девяти-срубными. За несколькими исключениями их архитектоника является чётко пирамидальной, вырастая от земли к небу.

Снаружи украинские деревянные храмы иногда обшивали досками с нащельниками (в основном вертикально), кровлю же чаще всего изготавливали из специальной деревянной «черепицы» - гонта. Окна располагали произвольно и, как правило, высоко над землёй, что придавало сооружению оборонительный вид. По форме они прямоугольные и квадратные, крестообразные и круглые, простые и композитные, но обычно с высокой пропускной способностью света. Деревянные устои по всему периметру от гниения защищали своеобразные козырьки-паски, низкие или высокие. Отдельными архитектурно весомыми элементами стали резные косяки, лутки, ригели и карнизы, а также надглавные кованые кресты, украшенные прихотливым, всегда неповторимым орнаментом. Поэтому в украинской традиционной архитектуре нет одинаковых церквей. Нет в традиционных храмах и парадного фасада: они прекрасны со всех сторон. Чтобы оценить все их художественное совершенство, каждую церковь следует рассматривать как скульптуру, обходя вокруг.

Внешний вид украинских деревянных храмов характеризуется органическим сочетанием форм, тонкой связью с окружающей средой. Традиция строить церковь на повышенных, или хотя бы хорошо экспонированных со всех сторон, участках, так же, как и обычай обсаживать кладбище вокруг церкви деревьями, преимущественно липами, имеет очень древние корни на Украине. В панораме украинского села церковь можно издалека узнать по скоплению деревьев, из-за которых выглядывают церковные верхи с крестами. Традиционным для украинской церкви, особенно деревянной, является наличие свободного пространства вокруг церкви, окружённого оградой, так называемого кладбища, что обеспечивает возможность свободного обхода вокруг церкви во время крестных ходов.

Принимая все вышесказанное во внимание, учёные склоняются к разделению типов храмов по нескольким признакам: архитектурно-пространственное решение храма, место его возведения, время строительства. Украинское сакральное деревянное зодчество выбрало собственный путь развития и является вполне оригинальным явлением в мировом архитектурном творчестве. И хотя народные мастера всегда тонко чувствовали пульс эпохи, изменения в эволюции мировых стилей, используя их в своей работе — но никогда иностранные формы не занимали основное место в их творениях.

Планировочно-пространственная структура храмов Как отмечено ранее, украинские деревянные церкви стремились к цен-тричности архитектурной композиции. Наивысшая их часть, купол или верх, находится в центральной части храма. Исключениями являются некоторые закарпатские и лемковские храмы, у которых наивысшая точка являет собой колокольню и смещена в западную часть, в притвор или бабинец. Исследователи украинского деревянного сакрального зодчества сходятся во мнении, что в архитектурно-пространственном решении деревянные храмы можно разделить на две категории: по количеству срубов и количеству «верхов».

Сруб — основная объёмно-пространственная часть деревянного храма. Его размер зависит от длины деревянных брусьев, из которых он построен. В зависимости от сложности и пожеланий верующих в храме могло быть несколько срубов. В основном это было непарное количество. Но иногда можно встретить и двухсрубную церковь, состоящую из алтаря и нефы (основной части храма — авт.).

Односрубный храм состоит из одного прямоугольного сруба, ориентированного на восток, разделённый внутри на три традиционные части: притвор, основная и алтарная части. По мнению исследователя украинского деревянного зодчества М. Драгана, именно односрубные трёх-частные церкви были наиболее древними в деревянном сакральном строительстве. Он считает, что «церковная изба» имеет своё происхождение

от жилой избы, которая так же имела в своём плане три основные части, что упрощало работу мастеровым. Характерной особенностью этого типа храмов искусствовед считал вход в «бабинец» (притвор — авт.) с южной части храма и дополнительный вход в «пресвитерий» (алтарь — авт.). Во внутренних стенах делались дверные проёмы4.

Со временем планировочно-пространственная структура храмов начинает усложняться. В этом не малую роль сыграли пожелания заказчиков создать особое, ни с чем несравнимое строение. Улучшаются профессиональные умения строителей, появляются новые столярные инструменты и техники. И как результат, рядом с одним срубом появляются другие. Так в деревянной архитектуре на украинских землях появляются трехсрубные, пятисрубные, семисрубные и девятисрубные деревянные церкви.

В трехсрубной церкви срубы размещались последовательно на оси «запад-восток», сохраняя принятую трёхсоставную структуру православного храма.

Имея одинаковое количество срубов, — три, — не меняя их направленность, строители при возведении храмов разнообразили внутреннюю структуру храмов при помощи разных размеров и форм срубов. М. Драган в своём капитальном труде «Украинские деревянные церкви» определяет следующие виды трехсрубных храмов: «1). План «хатний»: квадрат посредине и два прямоугольника по бокам... 2). План... с трёх равных квадратов. 3) План с квадратной нефы и прямоугольного ба-бинца, а в пресвитерии (алтаре — авт.) две стены по средине. 4) План, составленный из квадрата нефы, меньшего квадрата бабинца и прямоугольной пресвитерии с двумя стенами по средине. 5). из трёх квадратов, большего по центру и меньших по бокам. 6). из трёх квадратов, большего по центру и меньших с востока и запада. 7). из квадрата нефы, меньшего квадрата бабинца и меньшей гранённой пресвитерии. Это первая попытка закругления пространства, ставшая очень популярной в деревянных церквях. 8). с восьмисторонней нефы, квадрата бабинца и гранённой пресвитерии. 9). с восьмисторонней нефы и гранённых

пресвитерии и бабинца... 10). с восьмисторонней нефы, гранённых пресвитерии и бабинца с дополнительным скосом стен в прямых углах бабинца и пресвитерии, из-за чего эти пространства изменяются на полные восьмигранные. 11). три полных восьмигранника, большой по средине и меньшие по бокам»5.

Пятисрубный храм представляет из себя в плане равноконечный крест, состоящий из пяти срубов.

Визуально этот тип храма представляет собой традиционный трёх-срубный храм с пристроенными с севера и юга притворами. М. Драган указывает на наличие как минимум семи вариантов пятисрубных храмов, в зависимости от внешнего вида и размера сруба6.

В семисрубной и девятисрубной деревянной церковной архитектуре — дополнительные срубы размещены между раменами креста, по углам центрального сруба.

Пристроенные срубы чаще всего меньшего размера, чем основные. Такие типы преобладают в основном в Левобережной Украине, а также имеют несколько вариантов, в зависимости от форм, близкого к нему крестообразного в плате пятисрубного храма.

По количеству «верхов» (куполов, глав) деревянные храмы на Украине можно разделить на несколько групп в прямой их связи с количеством срубов. Так, одно- и трёхсрубные храмы могут не иметь ни одной главы или одну, посредине над нефой, или три над каждым срубом. Пятисрубные храмы — одну посредине, три по оси восток — запад, — или пять глав над каждым из срубов, причём центральная самая высокая. Над семи- и девятисрубными церквями могут возвышаться одна, пять, семь или девять, соответственно, — глав или «верхов».

Исследователями замечено, что в каждом регионе Украины преобладают те или иные типы церквей, например, пятисрубные одноглавые церкви больше распространены в украинских Карпатах, а пятисруб-ные пятиглавые — в центральных районах Украины, в Приднепровье; трехсрубные безверхие церкви встречаются чаще на Буковине, Подолье и Полесье, а трехсрубные трехверхие — в Галичине, на Подолье.

Стили украинского деревянного церковного зодчества Стилистически деревянное сакральное зодчество Украины чрезвычайно многообразно. Специалисты выделяют до четырнадцати народных архитектурных школ, поражающих яркой самобытностью и неординарностью. При большом желании в них можно распознать готические, ренессансные или барочные влияния. Но это только на первый взгляд. Горнило народного творчества за долгие годы переплавило и перемешало все составляющие традиционной деревянной архитектуры. Хронологически эти школы развились преимущественно в течение пяти столетий (с XV по XIX), причём, как отмечалось ранее, в западных регионах Украины народное возведения храмов продолжалось вплоть до Второй мировой войны.

Наибольшее количество деревянных церквей находится на Западе и Севере Украины. Причём наибольшее количество в украинских Карпатах. И этому есть объяснение. Именно эта территория была и остаётся наиболее богатой лесами. Именно этот факт «обусловил развитие в основном деревянной храмовой архитектуры, стилистические корни которой уходят в глубокую древность»7. Хотя одни из первых, дошедших до нас памятников деревянной архитектуры Прикарпатья, относится к XV в., наибольшего расцвета деревянное сакральное зодчество достигло в XVIII в., когда и было построено наибольшее число храмов. Но уже в конце XVIII — начале XIX вв. многие из них были перестроены «по прямому указанию церковного начальства с целью приблизить храмы к западным образцам»8. Это становится одной из причин того, украинские храмы очень трудно отнести к известным архитектурным стилям. Исследователи украинского деревянного зодчества все карпатские храмы условно делят на 4 архитектурные стиля: «бойковский», «лемковский», «гуцульский» и «маромарошский».

Храмы, относящиеся к «бойковскому» стилю, в основном трёхсруб-ные и трёхглавые строения, с более высоким средним срубом. Боковые ниже и меньше. Кроме того, срубы чаще всего имеют прямоугольную, а не квадратную форму. Храм по периметру охватывает навес, называемый «опасанье», который защищает здание от негативного влияния

окружающей среды. Главной особенностью церквей этого типа, выделяющих их из остальных памятников деревянной архитектуры, является многоярусность их верхов. Главы могут иметь до 6-ти заломов-ярусов, которые созданы чередование срезанных пирамид, уменьшаясь в размере, поднимаясь вверх. Ещё одной отличительной особенностью является наличие окон только в нижнем ярусе, что создаёт затемнение в храме9. Наибольшего распространения бойковские школы получили на территории Львовской области, в месте жительства народности «бойки», именем которых и назван стиль строительства.

Бойковские храмы начинают изменяться, принимая вид, известный под названием «лемковская» школа или стиль русинских храмов закарпатской Руси. Основной территорией распространения этих храмов является лемковщина — западная часть Закарпатской области Украины и некоторые районы Словакии и Польши. Особенностью храмов этого типа можно назвать высокую колокольню над западным срубом. За ней следует большая многозаломная центральная башня и самая низкая башенка над алтарным срубом. Даже после перестроек храмов в последующие года с изменением кровли на двускатную, в храмах всегда оставалась особенность — развитая глава колокольни, по которой эти храмы относят ещё к «деревянному барокко». На сегодняшний день на исконной территории остались лишь несколько памятников в первозданном виде. Остальные либо разрушены, либо перестроены, либо перевезены заграницу, где взяты под опеку ЮНЕСКО.

Ещё одним из распространённых типов церквей западноукраин-ских земель является «гуцульский» стиль или «карпатский крест», названный так по месту строительства — гуцульщина, — юг Ивано-Франковской и Северо-Восток Закарпатской областей, или по объёмно-пространственной планировке — пятисрубный храм. Классическая гуцульская церковь представляет собой крестообразный одноглавый храм. В основном, центральный сруб больше боковых. Над ним возвышается, чаще всего восьмигранный барабан с главой. Боковые срубы покрыты двускатными крышами, что придаёт этим храмам особую

пластичность. В XIX в. гуцульский стиль разнообразится появлением различных архитектурных решений: трехверхие тридольные, крестовидные трёкупольные и пятикупольные10.

«Мараморошский» тип или «деревянная готика» распространён на закарпатских землях и в граничащих государствах, больше всего в Румынии.

Бабинец в этих храмах, имеет приплюснутый потолок, над которым стоит каркасная башня. Часто сверху она завершается навесом и очень высоким стройным шпилем, который иногда окружают четыре меньшие башни. Центральный сруб имеет оригинальное цилиндрическое перекрытие, обычно опирающееся не на стены, а на своеобразную выносную конструкцию. Ещё одной их особенностью является наличие небольшого навеса по периметру храма.

На Буковине во времена османского ига формируется особая «бу-ковинская» школа или «церковь хатнего типа». Её особенностью можно считать наличие трёх срубов под одной двускатной крышей. Иначе турки не разрешали строить церкви. Главными плюсами этих храмов является их незаметность и возможность быстрого восстановления. Османская империя агрессивно относилась к православным. Поэтому храмы старались строить незаметными. Обильно они не украшались. В случае уничтожения можно было быстро восстановить храм до следующего гонения.

Волынские и полесские церкви учёные соединяют в одну школу, находя у них общее: монументальность и лаконизм форм. Яркий признак части полесских храмов — архаизм, благодаря чему можно представить, какими были деревянные храмы во времена Киевской Руси. «Волынская» школа насчитывает около четырёхсот церквей и занимает второе место после «галицкой». Особенностью храмов является вертикальная обшивка досками. Трехсрубные храмы с высокими срубами венчались тремя главами, с большим над нефом и меньшими над притвором и алтарём. Из этой группы выделяется «берестейская» школа, храмы которой заимствовали многое из католического храмостроения Западной Европы.

Самой многочисленной является «галицкая» архитектурная школа. В связи со своим разнообразием учёные разделяют храмы этой школы на три основные группы: архаическая, дрогобическая и наибольшая — центральная. Общим для них является приземлённость здания, наличие трёх срубов и трёх верхов над ними, опоясывающей храм по периметру крытой галереи, где часто ставили скамьи для прихожан. Высота бабинца и алтаря значительно ниже основной части.

По глухим закоулкам Черкащины, в Винницкой и Киевской областях сохранились памятники народного деревянного зодчества, которые учёные относят к «надднепрянской» школе. Их всех объединяет большая вытянутость форм, лёгкие и изящные купола, иногда имеющие форму шлема. По форме это могли быть трёхсрубные с тремя главами или крестообразные пяти- или трёхглавые храмы.

Храмов на Левобережье сохранилось очень мало, и все они исследователями объединяются в одну большую группу, которую называют «слобожанско-полтавской» школой. Эти храмы могли иметь в своей основе или высокие восьмиугольные срубы с высокими верхами, или три четырёхугольных сруба из которых центральный был выше и больше, а притвор с алтарём ниже и перекрыты двускатной крышей.

Общим для данных храмов является наклон стен всех срубов внутрь, что создает эффект ещё большей высоты, а также благодаря этому строение является более устойчивым. Наиболее распространёнными храмами этой школы в XVII—XVIII вв. имели в своём плане восьмиугольный сруб и гранённые притвор и алтарь.

Как мы смогли увидеть, стилистика украинского деревянного зодчества очень разнообразна и многогранна; от церквей «хатного типа» буковинской школы, до величественных и многоглавых храмов Надднепрянщины и Слобожанщины времен Гетьманщины. В своем пространственном планировании строения были как линейные (одно-, дву- и трехсрубные), так и крестовидные (пяти-, семи- и девятисрубные) с различным количеством глав-верхов.

Основными причинами такого разнообразия архитектурных стилей были географическое положение храмов, соседство с другими странами, исторические и национальные особенности места, культурные особенности строителей данных памятников деревянного сакрального зодчества.

Библиография

1. Бойовська школа // Украшська церковна архиектура. [Электронный ресурс] / URL: https://parafia.org.ua/UCA/derevyani/bojkivska/ (дата обращения: 11.04.2022)

2. Ворохобов А. В. История и методология образования и воспитания в Библии // Дамаскин. Журнал Нижегородской духовной семинарии. Нижний Новгород, 2014. № 1(26). — С. 8-13.

3. Гуцульська школа // Украшська церковна арх^ектура. [Электронный ресурс] / URL: https://parafia.org.ua/UCA/derevyani/hutsulska/ (дата обращения: 18.04.2022)

4. Драган М. Украшськ деревляш церкви. Генеза i розвш форм. Частина перша — текст. Львiв, 1937. — 159 с.

5. Дьяконов А. В. Типология деревянного храмового зодчества Подкарпатской Руси // Труды Нижегородской духовной семинарии: Сборник работ преподавателей и студентов. Нижний Новгород, 2011. — Вып. 11. — С. 157-175

Примечания и библиографические ссылки

1. Ворохобов А. В. История и методология образования и воспитания в Библии // Дамаскин. Журнал Нижегородской духовной семинарии. Нижний Новгород, 2014. № 1(26). С. 8-13.

2. Дьяконов А. В. Типология деревянного храмового зодчества Подкарпатской Руси // Труды Нижегородской духовной семинарии: Сборник работ преподавателей и студентов. Нижний Новгород, 2011. Вып. 11. С. 164

3. Дьяконов А. В. Типология деревянного храмового зодчества Подкарпатской Руси // Труды Нижегородской духовной семинарии: Сборник работ преподавателей и студентов. Нижний Новгород, 2011. Вып. 11. С. 165

4. Драган М. Украшськ деревляш церкви. Генеза i розвш форм. Частина перша — текст. Львiв, 1937. С. 45-47.

5. Драган М., доктор. Украшськ деревляш церкви. Генеза i розвш форм. Частина перша — текст. Львiв, 1937. С. 56-58

6. Драган М., доктор. Украшськ деревляш церкви. Генеза i розвш форм. Частина перша — текст. Львiв, 1937. С. 60-62.

7. Дьяконов А. В. Типология деревянного храмового зодчества Подкарпатской Руси // Труды Нижегородской духовной семинарии: Сборник работ преподавателей и студентов. Нижний Новгород, 2011. Вып. 11. С. 164

8. Дьяконов А. В. Типология деревянного храмового зодчества Подкарпатской Руси // Труды Нижегородской духовной семинарии: Сборник работ преподавателей и студентов. Нижний Новгород, 2011. Вып. 11. С. 164

9. Бой^вська школа // Украшська церковна архитектура. [Электронный ресурс] / URL: https://parafia.org.ua/UCA/derevyani/bojkivska/ (дата обращения: 11.04.2022)

10. Гуцульська школа // Украшська церковна архитектура. [Электронный ресурс] / URL: https://parafia.org.ua/UCA/derevyani/hutsulska/ (дата обращения: 18.04.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.