Церковное искусство
А. В. Дьяконов, кандидат богословия
Типология деревянного храмового зодчества Подкарпатской Руси
Введение
На реке Латорица, в живописной долине, окаймленной уступами карпатских гор, недалеко от города Мукачево находится город Свалява — один из районных центров Закарпатской области Украины. Город дышит карпатскими ветрами и омывается быстрыми горными речками, а кроме этого, на первый взгляд, ничего особенного собой не представляет. Однако мнение сразу меняется, когда понимаешь, что именно здесь, в тихой Сваляве, исторически известной уже с XII столетия, удивительным образом сошлись прошлое и настоящее.
В Сваляве, как и в любом другом населенном пункте Подкарпатской Руси (так исторически принято называть современное Закарпатье), имеется три храма: православный, греко-католический (униатский) и римо-
католический, а в селе Быстром, пригороде Свалявы, стоит еще один — Никольский храм, являющийся общепринятым символом этого города. Разные архитектурные традиции отразились в этих постройках, но наиболее ценными для нас являются два объекта, представляющие местный карпатский стиль.
Первый объект — пригородный храм Святителя Николая, построенный в 1588 году, — ярчайший образец карпатского храма лемковского стиля (илл. 1). Второй объект — это новая греко-католическая церковь города (илл. 2), возведенная в 2010 году в эклектичной стилистике карпатской культовой архитектуры, вобравшая в себя элементы лемковского, бойковского и гуцульского стилей, а также что-то от так называемой русинской «деревянной готики». Почти четыре с половиной столетия разделяют две эти карпатские церкви, но, как мы видим, традиция храмового зодчества Подкарпатской Руси жива и поныне, и продолжает воплощаться местными творцами в их новых творениях.
Творцы
Русины
Между реками Попрад на западе и Тисой на востоке, по обоим склонам центральной части Карпатских гор, проживает восточнославянский народ, оставивший в традиции русского деревянного зодчества неизгладимый след и вписавший в нее свое имя.
Народ этот немногочислен, но его вклад в развитие деревянной церковной архитектуры сложно переоценить. Преодолевая множество препятствий и испытаний на своем историческом пути, этот народ
илл. 1
сумел сохранить свою веру, самобытность и язык, создал собственную культуру, сильную и выразительную. Этот народ — русины.
Русины, или русняки, — восточнославянская этническая группа, которую часто относят к украинцам, однако и исторически и по самосознанию самих русинов — это отдельный славянский народ, волею судеб оказавшийся разбросанным по разным странам.
Как отмечает А. Абони, «более чем три четверти европейских русинов живет в Украине, то есть в Закарпатской области»1. В Словакии русняки населяют Пряшевский регион, а в Польше — юго-восток страны, именуемый Лемковщина. В Марамороше, в центральной части Румынии, расположены 12 русинских сёл. Есть также русинские поселения и в Восточной Венгрии. Несмотря на такой территориальный разброс поселений русинского народа, их всех объединяет православная вера, единый русинский язык, имеющий ряд диалектов, связанных с историей и местом проживания, а также общая многовековая культура.
Географически Подкарпатская Русь, где, как уже было отмечено, проживает большинство современных русинов, представляет собой три разнообразных по ландшафту и природно-бытовым условиям территории: равнинные земли, предгорье и собственно склоны и вершины Карпатских гор. Эти природно-бытовые условия способствовали формированию внутри русинской народности трех этнических подгрупп, которые принято называть: лемки, бойки и гуцулы. Русинские племена и создали те шедевры карпатского деревянного храмового зодчества, на которые мы сегодня обращаем столь пристальное внимание.
Лемки
Лемки — этническая общность, проживающая ныне на территории трех восточноевропейских государств: в Польше, Украине и в Словакии. Обобщенно ареал компактного проживания этой русинской народности принято называть Лемковщина, или Лемковина.
Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Эфрона так определяет данную народность: «Лемки — это часть малорусского населения Карпатских гор, между истоками рек Ропы и Сана, в числе 109 тысяч человек, грекокатолической, то есть униатской церкви. Сами себя они называют просто русинами или русняками. Речь лемков значительно отличается от речи других карпатороссов, главным образом
вследствие того, что в нее входит много польских и словенских (словацких) слов, что в свою очередь вызвано соседством лемков в Галиции с поляками, а в Венгрии со словаками. У разных писателей, говорящих о карпатороссах, лемки называются еще полещуками, куртаками и чу-гонцами»2. Численность лемков авторы словаря приводят по данным на конец XIX века, по современным же сведениям (данные последней Всеукраинской переписи населения 2001 года), в Украине только 672 человека так обозначили свою национальную принадлежность, в то время как в Польше лемков проживает около 6 тысяч3.
Существует несколько версий происхождения русинской народности. Данные археологических исследований показывают, что в У-Х веках по обе стороны этой части Карпат проживали славяне, и эта территория, вероятнее всего, была окраиной их ареала. По некоторым версиям здесь жили представители одного из восточнославянских племен — так называемые «белые хорваты».
По косвенным данным чешского хрониста Пржибика Пулкавы известно, что «среди подданных великоморавского князя Святоплука (870-894) были „русские" (гшзаш), занимавшие часть территории современной Подкарпатской Руси и являющиеся предками современных русинов»4.
С X столетия эта территория становится частью Киевской Руси, и с этого времени начинается полная бед и скорбей история Лемковщины. Земли часто переходили от одного могущественного соседа к другому, и каждый новый владелец Лемковины привносил сюда элементы своей национальной культуры (польской, венгерской, словацкой), которые впитывались русинами и становились неотъемлемой частью их традиции. Возможно, отчасти этим объясняются значительные различия в формах деревянного храмового зодчества, сложившихся на территории компактного проживания русинского народа (в частности, лемков).
Используемое ныне самоназвание этой народности возникло только в 1831 году. В предисловии к своей «Грамматике русинского языка» галицко-русский поэт и писатель Иосиф Левицкий впервые назвал их «лемками» от использования в их языке частицы «лем», что обозначает «только». К слову, частица эта и сегодня используется в русинском языке, подчеркивая принципиальное отличие населения Подкарпатской Руси от этнических украинцев, проживающих по другую сторону Карпат.
Бойки
Еще одна подкарпатская народность, название которой происходит от особенностей ее языка, — бойки. Тот же Иосиф Левицкий в ранее указанном предисловии производит название от слова «бо е», что также переводится как «только».
Численность бойков, или иначе верховинцев, проживавших в Польше и Западной Украине, по данным 1931 года составляла 100 тысяч человек. В 1951 году между СССР и Польшей произошел обмен территориями, и часть бойковского этноса с этих земель была переселена и рассеяна по областям Южной Украины и Польши5, где постепенно происходила полная ассимиляция бойков. В итоге, их численность значительно сократилась. По результатам последней украинской переписи населения (2001) в Украине лишь 131 человек назвали себя верховинцами (бойками)6.
Как и лемки, бойки испытали на себе культурное влияние более сильных соседей. Тем не менее, как отмечает М. Красовский, «несмотря на сильное стремление германцев и мадьяр ассимилировать их с собой, они сумели отстоять свою национальную самобытность»7, создать и сохранить свой особенный стиль в деревянном храмовом зодчестве, совершенно неповторимый и уникальный.
Гуцулы
Гуцулы — это горцы Карпат. Как сообщается в словаре Брокгауза и Эфрона: «Это русское племя, живущее в Карпатах, в восточной Галиции, Венгрии и Буковине. Гуцулы от других русских племен отличаются наружностью, обычаями и нарядами»8. Они, наравне с лемками и бойками, являются автохтонным населением Карпат, и, хотя их зачастую считают частью украинского народа, около 21400 человек определяют себя именно как «гуцулы»9.
Основными занятиями гуцулов издавна были горно-пастбищное скотоводство, лесные промыслы и сплав леса по горным рекам. Всегда также были развиты художественные промыслы (резьба и выжигание по дереву, производство кожаных и медных изделий, гончарное и тка-ческое искусства)10.
Неизменно вызывают восхищение гуцульские музыкальные традиции: они давно и заслуженно стали одной из визитных карточек
современной Украины. В частности, народный музыкальный инструмент «тилинка», представляющий собой флейту из орешника или ивы без игровых отверстий; и, конечно, трембита — народный гуцульский духовой музыкальный инструмент, род деревянной трубы длиной до 4 метров, без вентилей и клапанов, обернутый березовой корой.
Гуцульское храмовое зодчество также самобытно и представляет огромный интерес для современных исследователей.
Мараморош
Особого внимания заслуживает регион Мараморош, с которым связано развитие русинских храмов в стиле так называемой «деревянной готики». Особенность этого региона заключается в том, что в данном венгерском районе в 1910 году проживало более 159 тысяч русинов, или, как говорится в словаре Брокгауза и Эфрона, «преимущественно русского племени и греко-католического (униатского) исповедания»11.
В годы лихолетий XX века регион Мараморош был разделен между современной Румынией и Подкарпатской Русью (Тячевский, Раховский, Хустский и Межигорский районы Закарпатской области), ставшей в 1945 году частью Советской Украины.
Развитие в этой области деревянной храмовой архитектуры проходило под сильным влиянием «деревянных культовых построек соседней румынской Трансильвании и недалекой северо-восточной Венгрии»12, в результате чего и сложился уникальный стиль мараморошской «деревянной готики»
Творения
Откуда есть пошло... История храмового зодчества в Подкарпатской Руси начинается с IX столетия, поскольку именно к этому времени исследователи относят основание древнейшего храма на территории Украины — так называемой Горянской ротонды в Ужгороде (илл. 3). Эта постройка уже несколько столетий не оставляет равнодушными археологов и исследователей церковного зодчества и требует отдельного рассмотрения.
илл. з Ротонда святой Анны в селе Горяны
(пригород Ужгорода) — небольшая круглая церковь в форме шестигранника, со стенами толщиной 2-2,5 метра. Стены храма украшены фресками ХШ-Х1У веков, обнаруженными под штукатуркой во время ремонта в 1879 году и отреставрированными в 1960 годах. На фресках изображены библейские сюжеты: «Благовещение», «Тайная вечеря», «Христос перед Пилатом», «Бегство в Египет» и другие, выполненные мастерами школы Джотто.
Время постройки ротонды невозможно определить однозначно. Проводимые в начале ХХ столетия исследования и реставрационные работы позволили со всей определенностью утверждать, что материал, из которого сложены стены древнейшей части храма сходен с материалом средневековых замков Европы Х-Х1 веков. Более поздние исследования подтвердили, что именно X век был временем создания этого культового сооружения и что оно «было построено славянскими строителями под влиянием византийской архитектурной школы»13.
Однако есть мнение, что время постройки ротонды (или по крайней мере одной из ее частей) относится к Х11-Х111 векам, так как именно в это время в Подкарпатскую Русь, ставшую уже частью Венгерского королевства, прибывают немецкие колонисты, благодаря которым сюда приходит традиция строительства каменных церквей в позднероманском и готическом стилях, что отчетливо видно по архитектуре современных католических храмов Подкарпатья. Эта теория имеет право на существование, поскольку ротонда считается образцом романского стиля в карпатском храмовом зодчестве.
В то же время, в архитектурном облике ротонды обнаруживаются черты великоморавской архитектуры 1Х века, а также черты подобных ей сооружений в венгерских селах Кисомбор и Корчов, что дает основание говорить о существовании некоего единого архитектурного стиля, относящегося к Х-Х1 векам (а возможно, и к более раннему времени).
Несмотря на существующие расхождения в датировке первоначальной постройки Горянской ротонды, именно 1Х век считается временем начала храмового строительства в Подкарпатской Руси.
Карпатские стили С древнейших времен две трети территории Карпатского края занимали леса. Этот фактор, как и в других частях Русского государства, обусловил развитие в основном деревянной храмовой архитектуры, стилистические корни которой уходят в глубокую древность.
Подкарпатский исследователь деревянного зодчества профессор Д. Поп пишет, что «на знаменитой колонне императора Траяна в Риме (II век н. э.), построенной в ознаменование победы над фракийскими племенами, населявшими в то время Карпаты, видны конструкции из горизонтально сложенных бревен»14.
По мнению профессора Д. Попа, также представляет интерес форма римских оборонительных башен, которые «фактически являются прототипами карпатских деревянных колоколен с пирамидальной крышей и окнами бойницами»15. Пример таких башен-колоколен приводит в своем труде М. Красовский. Он отмечает, что звонницы храмов в Чесниках и Подгородье имеют совершенно уникальный вид шатров и скомпонованы «со стремлением придать звоннице общий характер пи-рамидальности»16, и все здание в итоге имеет очень устойчивый вид.
Древнейший из сохранившихся памятников подкарпатской деревянной храмовой архитектуры относится к XV веку17, основным же периодом строительства деревянных храмов в Подкарпатской Руси считается XVIII столетие — с дальнейшей перестройкой большинства церквей на рубеже XVIII и XIX веков. Чаще всего эти перестройки велись по прямому указанию церковного начальства с целью приблизить храмы к западным образцам (то есть шел процесс так называемой «бароккизации»),
В то же время в Европе, как в Западной, так и Восточной, «не было ни одного региона, где можно было бы найти такое разнообразие стилей деревянной храмовой архитектуры, как в Подкарпатской Руси»18.
Условно деревянное зодчество в Карпатах представлено четырьмя основными стилями: «бойковским», «лемковским», «гуцульским» и ма-раморошской группой храмов в стилистике «деревянной готики».
В плане карпатские храмы могут быть: а) трехчастными, состоящими из «бабинца» (притвор, «женская половина»), нефа (центральная часть храма) и алтаря, расположенными по оси восток-запад; б) крестообразными (гуцульские церкви), состоящими из пяти срубов, один
из которых располагается по центру, а остальные четыре — с каждой стороны.
Трехчастные лемковские, бойковские и мараморошские церкви могут иметь: а) один сруб, вмещающий в себя все три части храма, то есть бабинец, неф и алтарь; б) два сруба, где бабинец и неф объединены; в) три сруба, где каждая часть храма имеет отдельное помещение. Карпатские храмы почти лишены какого-либо значительного декора экстерьера, в то же время мастер старался вложить в свое творение всю душу, не оставляя, как правило, ни своего имени, ни даты постройки.
Как отмечают исследователи, «ни один из храмов Подкарпатской Руси нельзя полностью причислить ни к одному из известных историко-архитектурных стилей»19, поскольку разные факторы (географический, экономический и другие) влияли на ход строительства и отражались на создаваемом архитектурном облике храма.
«Разрезанный шатер» (бойковский стиль) В Карпатах нет двух одинаковых церквей, что в полной мере подтверждают шедевры деревянного зодчества, относящиеся к так называемому бойковскому стилю.
Бойковские храмы — это трехсрубные сооружения, в которых центральный сруб нефа больше и выше боковых, а конфигурации и формы башен-верхов варьируются от простой срезанной пирамиды до высокой многоступенчатой (заломной) башни.
Одной из главных особенностей церквей такого типа, как отмечает М. Красовский, «является постепенное их вырастание в высоту, что достигается оригинальным способом, заключающимся в том, что шатры, покрывающие башни, как бы расслаиваются на несколько частей, состоящих из низких четвериков и покрытых частями разрезанного шатра»20, или, иначе говоря, храм имеет шатрово-ступенчатые перекрытия, созданные с помощью чередования срезанных пирамид с невысокими квадратными срубами, которые постепенно уменьшаются с продвижением вверх.
Еще одной особенностью бойковского храма является прямоугольная, а не квадратная форма срубов. Это придает всей конструкции живописность, а также, несмотря на несимметричность завершений (западный шатер может быть выше восточного), башни-шатры всегда
удерживают равновесие в постройке. Как пишет Д. Поп, «большое значение в композиции бойковского храма имеет небольшой наклон стен четвериков или восьмериков (башен) в середину постройки, что не только обеспечивает ей стойкость, но и придает особый динамизм»21.
Завершает образ храма навес-галерея (опасанье)22, опоясывающий всю церковь по периметру и защищающий срубы т дождя.
Колокольня в бойковском стиле может находиться в башне-шатре над западным срубом, выбиваясь из единой архитектурной линии23. Такие храмы обычно называют переходными от бойковского стиля к лемковскому, однако чаще всего звонницы строились рядом с храмом в своей оригинальной стилистике.
И колокольня, и сам храм всегда гармонично вписаны в окружающий ландшафт, являясь как бы продолжением или завершением его настолько, что может показаться, что это не рукотворное творение, а неотъемлемая часть пейзажа, существовавшая всегда. То есть мастер, по меткому замечанию Д. Попа, «видел свою постройку не на чертеже, но в природном окружении, каждый раз приспосабливая ее к новому пространству»24.
Ярчайшим примером храма бойковского стиля является церковь Св. Михаила в селе Ужок, построенная в 1745 году (см. илл. 4). Это самая простая трехверхая церковь, с двумя квадратными четвериками над центральным срубом и по одному над алтарной частью и бабинцем. Автором этой удивительной постройки считается талантливый карпатский зодчий Павел из Битли (соседнего с Ужком села), о чем мы узнаем по надписи на балке сруба.
Как уже ранее отмечалось, церковь, как почти все подкарпатские храмы, не имеет особо выдающихся черт в экстерьере, тем не менее, она стройна и изящна, а широкий скат опасанья, охватывая все здание, создает ощущение компактности и вписанности в окружающий ландшафт.
В интерьере храма талантливый зодчий использовал прием контраста света и тени: темный бабинец резко переходит в торжественный, хорошо освещенный неф, который в результате этого зрительно
воспринимается по высоте и объему гораздо большим, чем это есть на самом деле.
Храмы бойковского стиля в других селах Подкарпатья отличаются от представленного образца усложненным силуэтом башен-верхов, формой срубов и некоторыми другими архитектурными особенностями. В частности, церковь Святителя Николая в селе Гусни25, постройки 1655 года, является квадратной в плане и имеет над бабинцем и алтарем двухступенчатые башни-верхи, а Никольская церковь села Верхний Студеный26, построенная в 1804 году, имеет уникальные пятиступенчатые перекрытия башен-заломов, что, однако, не нарушает единой стилистики и общих пропорций храмов рассматриваемого стиля.
Бойковский тип деревянных храмов, по мнению исследователей, «можно считать неким первоначальным вариантом деревянных церковных построек в Карпатах»27. Этот стиль вырабатывали мастера в далеком прошлом, и он был распространен на достаточно обширной территории проживания бойков и других русинских племен, от Словакии до Дуная.
Со временем под влиянием новых течений в архитектуре бойков-ские храмы стали видоизменяться, а с выделением звонницы (шатер над западным срубом) — значительным возвышением ее над другими шатрами — родился лемковский стиль русинских храмов.
«Деревянное барокко» (лемковский стиль) Архитектурное чудо — лемковская церковь — возникло вследствие сочетания в подкарпатском деревянном зодчестве шатровых форм бой-ковского стиля и высокой барочной башни над западным срубом. От равномерного распределения объемов, свойственного бойковским церквям, теперь не осталось и следа, но взамен возникло единое динамическое движение, взлет форм по линии восток-запад, «от небольшой башни над алтарем через многозаломную центральную башню до высокой декоративной звонницы»28.
Даже если в результате позднейших перестроек шатровые завершения башен нефа и алтаря были заменены двускатной крышей, главное всегда оставалось неизменным — развитая барочная маковка колокольни. Таким образом, можно сказать, что мы имеем дело с ярко выраженным стилем «деревянного барокко». Рассматриваемый нами
тип церквей, по мнению Д. Попа, «в 17-19 веках был одним из самых распространенных на территории Подкарпатской Руси, особенно в равнинной и предгорной части края»29. На сегодняшний день, как отмечает исследователь украинской деревянной архитектуры М. Сирохман30, на словацкой Лемковщине сохранилось 27 лемковских церквей, именуемые в Словакии как «национальные памятники восточнословацкого края», и еще около шести десятков образцов в Польше, которые там называют «церкви византийского обряда».
Еще три лемковские церкви из подкарпатских сел Обава, Глинянец и Медведевка в 1930 годах чешскими энтузиастами были перевезены в Чехию: в частности, церковь из села Медведевка находится в Праге, в парке на горе Петржин, а две другие украшают города Восточной Моравии.
В пределах современной Украины сохранилось лишь несколько храмов лемковского стиля, а именно: а) Михайловская церковь из села Шелестово, которая находится ныне в Ужгородском музее деревянной архитектуры и народного быта (илл. 5); б) церковь Покрова Пресвятой Богородицы из села Канора, украшающая отдел «Закарпатье» в Киевском музее илл. 6 деревянной архитектуры и народного быта «Пирогово» (илл. 6); в) церковь Св. Михаила в селе Русская Кучава, потерявшая, к сожалению, ввиду природных и иного рода причин свой первоначальный вид31 и г) церковь Святителя Николая в Сваляве (илл. 1). Некоторые из них могут дать полноценное представление о рассматриваемом стиле.
В первую очередь это церковь Архангела Михаила из села Шелестово. Она была построена в 1777 году и за свои
230 лет существования пережила два переезда. В 1927 году из родного села она была перевезена в Мукачево, а в 1974 году заняла свое нынешнее место в Ужгородском скансене32. И. Э. Грабарь в своем труде «История русского искусства» называет этот храм «лучшим образцом деревянного зодчества Подкарпатской Руси»33.
В стилистике Михайловской церкви нашли отражение черты самых разных стилей восточного и западного храмового зодчества. Как пишет Д. Поп, «шатровые многоярусные верхи над нефом и алтарной частью связывают церковь с бойковским зодчеством Северных Карпат, а арочки фонарика башен и декоративное оформление окон носят признаки стиля рококо»34. Звонница же, располагающаяся над западным срубом, как уже было сказано ранее, это прямая трансляция западного стиля барокко, изобилующего внешней декоративностью.
Та же стилистика и динамичность, создаваемая благодаря нарастанию трех постепенно возвышающихся башен-верхов, свойственна и Покровской церкви из села Канора Воловецкого района Закарпатской области. Этот храм также пережил несколько перемещений. Построенная в 1792 году в селе Плоское Свалявского района Закарпатья, церковь вскоре была перенесена в соседнее село Канора. Еще дважды поменяв «адрес», церковь, в конце концов, оказалась в Киевском скансене «Пирогово».
Обе рассмотренные церкви являются действующими, так же, как и церковь Святителя Николая в Сваляве, построенная в 1588 году и несколько перестроенная в 1758 году. Никольская церковь — это трехчастная и трехсрубная постройка. Несмотря на то, что при перестройке каждый сруб ее был покрыт двускатной отдельной крышей, она воспринимается как «единое целое благодаря мягкому переходу опасанья нефа в крышу восточной части и общую крышу крыльца и бабинца»35.
«Карпатский крест» (гуцульский стиль) Неожиданным, но от этого еще более удивительным, на фоне ранее описанных стилей подкарпатского деревянного зодчества предстают нам гуцульские храмы. На территории Подкарпатья их всего два.
Первый из них — храм Вознесения Господня в селе Ясиня Раховского района (илл. 7), построенный в конце XVIII века и радикально реконструированный в 1824 году. Храм находится при въезде в село, на небольшом возвышении, и еще называется «Струковским»
по имени гуцула Ивана Струка, который когда-то основал это село и построил в нем церковь «в благодарность за спасение своей отры»36.
Второй храм находится в селе Лазещина, в нескольких километрах от Ясиня, у подножия горы Говерлы, высочайшей вершины украинских Карпат. Храм посвящен свв. апостолам Петру и Павлу и был построен в 1780 году.
В основе плана обеих церквей лежит равноконечный крест, составленный из привычного для Подкарпатья продольного ряда помещений по оси восток-запад, с прирубленными с юга и севера боковыми притворами.
У Струковской церкви боковые срубы венчают двускатные крыши, а над центральным возвышается восьмигранный барабан с шатровым завершением. В этой церкви, как пишет Д. Поп, «найдено удачное соотношение центрального купола и четырех прирубов»37, которые по своей ширине меньше центрального квадрата, вследствие чего извне он образует выступы, что придает храму особую пластичность.
Пластичность и непринужденное движение вверх — это главные черты отдельно стоящей звонницы Струковской церкви. Колокольня, построенная в 1813 году, имеет два яруса (восьмерик на четверике) и завершается шатровым верхом.
Особенностью Петропавловской церкви в Лазещине является усиленное вертикальное влияние, поскольку над всей постройкой господствует устремляющийся вверх центральный шатровый купол.
Такая конструкция Струковской церкви, колокольни и храма в Лазещине, по мнению исследователей, роднит храмовые постройки гуцульского стиля, столь непривычные для Подкарпатской Руси, с русскими и армянскими каменными церквями, с которыми карпатские мастера могли познакомиться в армянских колониях в западно-украинских городах.
За пределами Подкарпатья, в гуцульских селах соседней Ивано-Франковской области, несколько десятков пятисрубных церквей представляют все возможные вариации этого стиля, но и среди такого богатства
две рассмотренные подкарпатские церкви занимают выдающееся место, тем более, что все гуцульские церкви Ивано-Франковщины покрыты жестью38.
«Деревянная готика» (мараморошский тип) На рубеже ХУШ-Х1Х веков, как уже отмечалось ранее, культовые сооружения Подкарпатской Руси подвергались значительной перестройке. Появляются новые плотничные школы, одна из которых, в Марамороше — регионе с многочисленным русинским населением, строит храмы в стиле так называемой «деревянной готики», или, иначе говоря, «мараморошс-кого типа». По мнению Д. Попа, «типологически они составляют одну группу с деревянными культовыми постройками соседней румынской Трансильвании и недалекой северо-восточной Венгрии»39.
Название «деревянная готика» весьма условно и возникло, вероятнее всего, из-за стилистической близости храмов данного типа к каменным собратьям из Западной Европы, да и по времени достаточно большой срок (около 200 лет) отделяет расцвет готического стиля в Европе от создания подобных по стилю деревянных шедевров в Подкарпатской Руси.
Одно можно сказать однозначно: дух готики присутствует в этих творениях и проявляется «в вертикализме композиции и устранении материального воздействия на человека стен храма, которые спрятаны под широкими выносами крыши и опасанья»40. Эти храмы отличаются четким геометризмом форм и почти идеальной правильностью контуров и линий. илл. 8
Достигается такой эффект благодаря двускатной крыше, стройной башне над бабинцем и галереей и, безусловно, высоким шпилем, который венчает всю конструкцию, что хорошо видно на примере церкви Святой Параскевы из села Александровка41, построенной в 1640-1660 годах (илл. 8). Переход к шпилю подчеркивают четыре миниатюрных башенки в его основании (илл. 9). И хотя у зрителя может создаться впечатление, что шпили всего лишь красиво
декорируют здание, однако они как раз и являются неотъемлемым элементом готики.
Особым изяществом обладают кружевные ажурные металлические кресты, венчающие и центральный шпиль, и стройные боковые башенки.
Характерным элементом храмов «ма-раморошского типа» является, по мнению проф. Д. Попа, также «небольшой навес, устроенный на высоте уступа в срубе по всему периметра здания. Навес делит сруб с внешней стороны на два яруса, тем самым как бы уравновешивая вертикальное членение храма, а в некоторых храмах сливается со скатом крыши алтаря»42. Благодаря этому, в отличие от своих каменных прообразов, «деревянная готика» воздушна и не «давит» строгостью и массивностью своих форм.
Справедливости ради следует сказать, что, обращаясь к готическим архитектурным приемам, русинские мастера творили все же из другого материала — из дерева. И работая с этим материалом, они перенимали лишь то, что подходило характеру дерева и соответствовало их эстетическим представлениям. Сами возможности дерева как материала регулировали степень заимствования форм из каменных готических образцов. Поэтому можно сказать, что в итоге была создана неповторимая по композиции и художественному решению форма подкарпатской «деревянной готики», своей легкостью и динамизмом не имеющая себе равных в каменной готической архитектуре.
Заключение
Рассматривая типологию деревянного храмового зодчества Подкарпатской Руси, нельзя не упомянуть еще об одном сокровище, которое является неотъемлемой частью храмового зодчества и создает гармонию внешнего и внутреннего пространства православного храма, — об иконографии и церковно-прикладном искусстве.
Переступая порог подкарпатского храма и минуя темный бабинец, мы оказываемся в освещенном нефе, и нашему взору открываются сохранившиеся во многих церквях росписи по дереву, ХУ11-ХУШ веков, выполненные русинскими мастерами. Сохранность этих росписей сегодня оставляет желать лучшего; тем не менее, мы имеем возможность видеть эти шедевры человеческого духа.
Во многих храмах сохранились оригинальные барочные многоярусные иконостасы XVIII века, а также тонкой резьбы по дереву царские врата в стилистике декоративного барокко и причудливого рококо (илл. 10). При этом и иконография, и церковно-прикладное искусство в полной мере отражают местный русинский колорит.
В сочетании с удивительным оформлением интерьера, в гармонии с природным ландшафтом русинский храм — это подлинное сокровище, затерянное где-то на живописных склонах Карпатских гор и в равнинной части Подкарпатской Руси.
Примечания и библиографические ссылки
1. Абони А. Данные к истории русинского языка // Между языками и культурами. Юбилейный сборник в честь В. А. Федосова. Ку1ге§уЬага, 2007. С. 33.
2. Лемки // Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Эфрона: http://www.vehi.net/ Ьгок§аи2/т<1ех.^т1
3. Лемки // Википедия: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%E5%EC%EA%E8
4. Закарпатье // Православная энциклопедия. Т. 19. М., 2008. С. 538.
5. Докладная записка заместителя главы Совета Министров УССР секретарю ЦК ВКП(б)У о завершении отселения от 26 октября 1951 года: «...С участка, отошедшего Польше, отселено 7167 семей, в них 32066 человек, в том числе: семей колхозников 5995, рабочих и служащих 1172» // ЦДАГОУ. Ф. 1, оп. 24, д. 868. С. 1-2.
6. Бойки // Википедия: http://ru.wikipedia.org/wiki/%Do%9I%Do%BE%Do% В9%Б0%ВА%Б0%В8
7. КрасовскийМ. Энциклопедия русской архитектуры: Деревянное зодчество. СПб., 2002. С. 164.
8. Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Эфрона: http://www.vehi.net/brokgauz/ index.html
9. Гуцулы // Википедия: http://ru.wikipedia.org/wiki/%Do%93%Di%83%Di%8 6%Di%83%Do%BB%Di%8B
10. Там же.
11. Мараморош // Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Эфрона: http://www.vehi. net/brokgauz/index.html
12. Поп Д., проф. Церковная архитектура Подкарпатской Руси. Ужгород, 2009. С. 3i.
13. Горянская ротонда. См.: http://uzg0r0d.c0m.ua/articles/40-g0rjanskaja-r0t0nda. html
14. Поп Д., проф. Цит. соч. С. i0.
15. Там же.
16. Красовский М. Цит. соч. С. i66.
17. Церковь Св. Михаила в с. Колочава-Нэгровец, постройки i499 года. Церковь была перестроена и сегодня существует в варианте i8 столетия.
18. Поп Д., проф. Цит. соч. С. i2.
19. Там же. С. i3.
20. Красовский М. Цит. соч. С. 360.
21. Поп Д., проф. Цит. соч. С. i4.
22. Опасанье — свешивающийся пояс по периметру всех срубов, опирающийся на кронштейны.
23. Например, храм Покрова в селе Кострино Великоберезнянского района. Он был построен в i645 году в селе Сянки и перенесен в i703 году в Кострино. Храм сохранил свой первозданный вид, он не перестраивался по многу раз, как большинство подобных памятников архитектуры. Здесь сохранилась деревянная искусная резьба, сделанная мастерами при постройке. Дверь, ведущая в храм, выполнена в псевдоготическом стиле, она имеет остроконечное очертание. Внутри помещение просторное и светлое. Иконостас манит мерцанием позолоты, резными украшениями. Этот храм, как и подавляющее большинство деревянных церквей Подкарпатья, является действующим.
24. Поп Д., проф. Цит. соч. С. i4.
25. Великоберезнянского района Закарпатской области.
26. Межигорского района Закарпатской области.
27. Поп Д., проф. Цит. соч. С. i8.
28. Там же.
29. Там же. С. 19.
30. Михаил Сирохман, художник, преподаватель Ужгородского колледжа искусств, автор книги «55 деревянных храмов Закарпатья». М. Сирохман четверть века изучает украинские деревянные храмы. См.: На Закарпатье храм сожгли из-за межконфессионального противостояния: http://lb.ua/ news/2009/ю/02/9930_Mihail_Sir0hman_Na_Zakarpate_.html
31. Церковь Св. Михаила в селе Русская Кучава Мукачевского района — настоящая лемковская церковь, сохранившаяся в ощутимо переделанном виде. Храм в селе Русское был построен в XVIII веке (хотя есть сведения, что в Русское церковь тоже откуда-то привезли). В Русскую Кучаву храм был доставлен в первой половине Х1Х столетия. Возможно, именно тогда шатровые лемковские верхи, которые до сих пор видны в интерьере, были закрыты двускатной крышей. Позже сильная буря снесла барочную верхушку, которую больше не возобновляли, а укрыли башню жестяной четырехугольной палаткой. В 1986 году церковь оббили бляхой. На сегодня от прежнего вида сохранилась красивая галерея с резными столбиками, охватывающая с трех сторон бабинец и неф (это характерный признак закарпатских лемковских церквей). Церковь постепенно разрушается и требует серьезной реставрации.
32. Скансен (швед. Бкапзеп) — этнографический комплекс-музей под открытым небом, музей-деревня, расположенный на острове Юргорден в Стокгольме. Этим словом ныне принято обозначать все существующие музеи под открытым небом.
33. Цит. по: Поп Д., проф. Цит. соч. С. 19.
34. Там же. С. 20.
35. Там же. С. 21.
36. Украина: 500 уголков, которые стоит посетить. Путеводитель. Харьков, 2011. С. 71.
37. Поп Д., проф. Цит. соч. С. 26.
38. См.: Деревянные церкви Закарпатья: http://referatftudy.ru/arkhitektura/ derev-cerkvizak/page/2/
39. Поп Д., проф. Цит. соч. С. 21.
40. Там же. С. 22.
41. Хустского района Закарпатской области. В храме действует частный краеведческий музей.
42. Поп Д., проф. Цит. соч. С. 23.