Научная статья на тему 'Русины: уроки трагической истории*'

Русины: уроки трагической истории* Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2135
340
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Русин
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
русин / галичина / буковина
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Русины: уроки трагической истории*»

Сергей СУЛЯК

РУСИНЫ: УРОКИ ТРАГИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ*

Русский народ един в многообразии; жил в течение веков, может жить и дальше.

Г.В. Вернадский**

История Юго-Западной Руси и ее населения долгое время «ретушировалась»: факты, не укладывавшиеся в официальную версию изложения событий, либо искажались, либо просто замалчивались. Причем, как в свое время в советской, в современной официальной украинской историографии это делается по идеологическим мотивам. Российские исследователи, за редким исключением, как правило, по инерции продолжают придерживаться точки зрения украинской историографии не только в вопросах трактовки исторических событий, но и в удревлении этнонимов, переносе сегодняшних реалий в прошлое.

Между тем история русинов (руснаков)1 показательна тем, что, несмотря на многовековое проживание в составе других государств, полонизацию, мадьяризацию, румынизацию, коренное русское население Карпатской Руси (Галичины, Буковины, Подкарпатской (Угорской) Руси) долгое время сохраняло не только свою русскость, но и осознание своей принадлежности к единому русскому народу и единой русской культуре.

С XIII в. Подкарпатская (Угорская) Русь оказалась в составе Венгерского королевства, с конца XIV столетия Галичина - в составе Польского королевства. Однако длительное существование государственности Юго-Западной Руси (Галицко-Волынское княжество)2 создало условия для сохранения этнокультурной самобытности русинов в течение длительного исторического периода. Именно потому, что области, населенные русинами, вошли в состав других стран высокоразвитыми в политическом, экономическом, юридическом и культурном плане, русинов не постигла участь ассимилированных немцами пруссов.

* Доклад был зачитан 19 декабря 2008 г. на международной научно-практической конференции «Геноцид и культурный этноцид русинов Карпатской Руси (конецXIX- началоXXвв.)», г. Ростов-на-Дону.

** Вернадский Г.В. Начертание русской истории. СПб.: Издательство «Лань», 2000. С. 281.

В период обострения борьбы за Галицко-Волынское наследство между Польшей, Великим княжеством Литовским и Русским и Венгрией возникает православное Молдавское княжество (1359 г.). Оно было создано русинами и волохами на землях, входивших в свое время в состав Галицкого княжества. Буковина - регион компактного проживания русинов - стала ядром княжества, основанного по древнерусским образцам. Русины во второй половине XIV в. составляли 40% его населения. Русский язык того времени (русинский) был официальным языком средневековой Молдавии до начала XVIII в., русины присутствовали в составе правящих классов на протяжении всей истории княжества. Сам гидроним и топоним Молдова происходит от древнеславянского слова «молид», «молд» (ель). Древние формы этого топонима - Молдуа, Молдува3.

Впоследствии большая часть русинов вошла в состав молдавской народности. Участие русинов в этногенезе молдавского народа обусловило формирование у молдаван этнокультурных особенностей, отличающих их от этнически близких им валахов (мунтян). Русины оказали огромное влияние на формирование материальной и духовной культуры молдаван. В основном фонде молдавского языка насчитывается свыше 2 тысяч восточнославянских заимствований.

К середине XIX в. земли, населенные русинами (не менее 4 млн. чел.), оказались в составе Австрийской (в 1772 г. - Восточная Галичи-на,1814-1815 гг. - Западная Галичина, в 1774 г. - большая часть Буковины, Подкарпатская Русь (с 1687 г. Венгрия в составе Австрии, в 1867 г. создана Австро-Венгерская империя)) и Российской (Бессарабская губерния (1812 г., более 250 тыс. русинов) и Холмщина (За-бужная Русь или Холмско-Подляшская Русь), с 1815 г. в составе Царства Польского) империй. Немногочисленное русинское население сохранялось в Трансильвании (тогда в составе Венгрии) и Румынии. Русины Подкарпатской Руси с середины XVIII в. переселялись на Балканы, на Бачванскую равнину (современная Воеводина).

Русины Бессарабии (Пруто-Днестровских земель), проживая в составе Российской империи, не испытывали ни национального, ни религиозного гнета. Присоединенная к России Бессарабия представляла собой разоренный турками и татарами край. Численность населения, по различным источникам, составляла от 275 тыс. до 334 тыс. человек4.

Присоединение Бессарабии к России благоприятно сказалось на улучшении социально-экономического положения области, что привело к увеличению численности населения. За 60 лет XIX в. население России возросло в целом в 2 раза, в Бессарабии за 50 лет, с 1812 по 1861 г. - в 4 раза. Это произошло и за счет высокого уровня естественного прироста, и благодаря приливу населения извне5.

Особенно населенным был Хотинский уезд. В 1812 г. здесь проживало 15,4 тыс. человек, в 1827 г. - 114, 3 тыс. С 1812 по 1858 г. численность населения уезда возросла в 11,5 раз6. Большинство жителей уезда были русины (руснаки). Они компактно проживали также в Ясском и Сорокском уездах. Количество русинов увеличивалось за счет мигрантов из австрийской части Буковины и Галичины. Буковинские русины массово приходили на сезонные работы в Бессарабию, многие из них затем оставались в крае. В 1859 г. численность русинов в Бессарабии составляла 130 тыс. человек (1/7 часть населения края), в начале XX в. - свыше 250 тыс. человек (1/8 населения губернии)7.

Русины составляли значительную часть населения городов Бессарабии. До начала XX в. в Кишиневе сохранялось предместье Гуцулевка, населенное выходцами из Галичины - гуцулами8.

Официальные российские власти отделяли русинов (руснаков) Бессарабии от малороссов, признавая их особую этнокультурную идентичность, считая их, как и малороссов, частью русского народа. За все время в канцелярии бессарабского военного губернатора было заведено только одно дело, касавшееся русинов: «Об австрийскопод-данных, прибывающих в Бессарабскую область в большом количестве» (1867 г.). Было отмечено, что нет никаких сведений, дающих повод заключить о неблагонадежности данных лиц. В то же время постоянное наблюдение велось за проживавшими в Бессарабии староверами, баптистами, молоканами, поляками 9.

О политических взглядах многонационального населения края высказался российский политический деятель В.В. Шульгин: «Окраины, населенные так называемыми «инородцами», иногда больше ценили Россию, нежели природные русские. В частности, Бессарабия послала во вторую Государственную Думу П.Н. Крупенского, В.М. Пуриш-кевича, П.А. Крушевана, П.В. Синадино и других убежденных сторонников монархии и величия России»10.

В ином положении оказались русины Подкарпатской, Галицкой Руси и австрийской части Буковины. Русины Г алицкой и Подкарпатской Руси были в основном униатами, хотя веру свою по-прежнему называли русской. В 1596 г. в Брест-Литовске часть западнорусского высшего духовенства заключила церковную унию с Римом, в 1646 г. была заключена Ужгородская уния. Несмотря на это, народ и большинство священнослужителей многие столетия сопротивлялись окатоличиванию и проводимой властями насильственной политике полонизации и мадьяризации.

Со второй половины XIX в. начинаются самые трагические страницы истории русинов. К тому времени большинство представителей высших классов утратили память о своем происхождении и стали по-

ляками, венграми, румынами, немцами. Русинами оставались только священники и холопы (на Буковине мужики - здесь не было крепостного права). Священники (униатские и православные), изучая историю православия, знакомились и с историей Руси.

«Весну народов» русины встретили созданием в 1848 г. политического органа галицких русинов - «Головной русской рады», выходом ее печатного органа - «Зоря Галицкая» и организацией «Галицко-русской матицы»11. Однако само первое русинское Возрождение началось несколько позже. Несомненно, «совершенно гипнотизирующее действие произвело на него движение стотысячной армии Паскевича в 1849 г., шедшей на подавление венгерского восстания»12, но основную роль сыграла предшествующая деятельность галицких, буковинских и под-карпатский будителей, о некоторых из которых вкратце будет рассказано ниже.

Немалую роль сыграла исследовательская работа Дениса Ивановича Зубрицкого (1777-1862), известного галицко-русского ученого, происходившего из старинного дворянского рода. Он заложил основу

началу изучения истории Галицкой Руси и народных обычаев. В 1852 г. Зубриц-кий издал на местном наречии «Историю древнего Галицко-Русского княжества», первый научный труд по истории края. Вышло два тома, посвященных истории Галиции до 1199 г. Третий том, содержащий историю с 1200 по 1377 г., появился в 1855 г. и был изъят властями из обращения.

Зачинателем литературного направления стала «Русская Троица», студенты Львовского университета Яков Федорович Головацкий (1814-1888), Иван Николаевич Вагилевич (1811-1866) и Маркиан Семенович Шашкевич (1811-1843), дети униатских священников. В 1837 г. они выпускают альманах «Русалка Днестровская», в котором опубликовали стихи, народные песни, переводы, образцы древних документов13.

Велика роль Михаила Алексеевича Качковского (1802-1872), тоже сына униатского священника, судьи. Отказывая себе во всем (питаясь картофелем, черным хлебом, живя в скромной квартире), он копил всю жизнь средства на народное дело. В 1861 г. Качковский основал во Львове первую независимую большую политическую русскую га-

зету в Галиции - «Слово», которая просуществовала до 1887 г.; редактором ее он избрал Богдана Андреевича Дедицкого (18271909). Все свое состояние, около 60 тыс. руб., Качков-ский завещал на народные цели. На эти средства по инициативе Иоанна Григорьевича Наумовича (1826-1891) было основано «Общество имени М. Кач-ковского», ставившее своей задачей культурное просвещение народа и помощь неимущим14.

Униатский священник Александр Васильевич Духнович (1803-1865) первый в Угорской Руси стал писать по-русски. До него употреблялись церковнославянский, латинский и венгерский языки. А.В. Духнович - автор стихотворений, написанных на русинском наречии, в том числе и «Я русин был, есмь и буду», ставшего впоследствии народным гимном Подкарпатской Руси. Как отмечал Ф.Ф. Аристов, «своими трудами А.В. Духнович указал угро-руссам то направление, по которому должно совершаться их национальное развитие. Если Угорская Русь, в противоположность Галичине и Буковине, никогда не знала украинофильства и всегда отстаивала общерусское национально-культурное единство, то этим она в значительной степени обязана плодотворной деятельности Александра Васильевича Духновича»15.

Заслуга униатского священника Ивана Ивановича Раковского (18151885), помимо литературной деятельности, заключалась в воспитании целого поколения жителей села Изы (Угорская Русь) в чисто православном духе.

Александр Васильевич Духнович

Яков Федорович Головацкий и Иван Григорьевич Наумович (1883 г.)

Адольф Иванович Добрянс-кий-Сачуров (1817-1901), происходивший из старинного дворянского рода, занимал различные государственные должности (в том числе был помощником гражданского комиссара при 3-м корпусе генерала Ридигера, предка патриарха Московского и всея Руси Алексия II), ввел в делопроизводство Угорской Руси русский язык, русские надписи на улицах, добивался назначения русинов на государственные должности. Именно он первым поставил вопрос об автономии территорий, населенных русинами. В 1849 г. вместе с другими угрорусскими патриотами отправился в Вену просить императора о присоединении Угорской Руси к Галичине. Разработал «Проект политической программы для Руси Австрийской» (1871), где доказывал необходимость объединить в одно административное целое русские части Галичины, Буковины и Угорской Руси 16.

После создания двуединого государства Австро-Венгерии в 1867 г. начинается период немецко-мадьярского господства во всех сферах общественно-политической жизни. В Буковине и Галичине австрийские власти стали поддерживать украинское народовецкое движение. Однако, как свидетельствует М. Грушевский, «почти все старшее поколение относилось к нему несочувственно и более или менее решительно тяготело в сторону москвофильства (так украинская историография обозначает русинское движение - С.С.). В руках москвофилов находились все национальные организации и в Галиции, и на Буковине, не говоря уже о Закарпатской Украине (в описываемый период - Угорская Русь - С. С.)». Народовство «представлено было небольшими лишь кружками, бедными и материальными средствами, и культурными си-лами»17. В то время термин «украинец» носил национально-политическую окраску18. Таковым было антирусское меньшинство19.

В Галичине, Буковине, Подкарпатской Руси действовали многочисленные русинские организации, выходила литература, газеты и журналы на литературном русском (общерусском) языке и так называемом язычии (на этом языке русинские будители обращались и к народу) -смеси церковнославянского, русского литературного языков и народ-

ного говора. Депутаты-русины были представлены в Венском рейхстрате, Буковинском и Львовским сеймах.

Самая многочисленная организация - «Общество имени М. Качков-ского» имела свои отделения (фи-лии) по всей Восточной Галиции. Почти все читальни, возникшие в 1871-1878 гг., обязаны своим существованием деятельности о. Иоанна Наумовича. Из 161 читальни, основанной в селах в 1871-1878 гг., только шесть было создано украинскими националистами-«народовца-ми». «Просвита» почти не имела в своих рядах крестьян (до 1873 г. -только 2), тогда как в «Обществе им. Качковского» в 1875, 1876, 1877 гг. было 645, 4791, 6123 члена соответственно, преимущественно

крестьяне20.

Высокую оценку представителям галицко-русского движения дал в своей статье «Формальный и реальный национализм» (1889 г.) Иван Франко, писатель, ученый, общественный деятель, стоявший на позиции украинизма. Статья была написана в ответ на публикацию львовского литературно-политического ежемесячника народовцев «Правда», где, в частности, деятели русинского возрождения назывались «предателями», «мусором», «ренегатами», «запроданцами». Перечислив заслуги лидеров русинского движения И. Наумовича (его «Наука» «имела около трех тысяч подписчиков, число, которого не достигала ни одна «украинофильская» газета»), Г. Купчанко («"Правда русская” Гр. Купчанка расходится в народе также в весьма большом числе») в деле просвещения народа, И. Франко констатирует: «И не забудем, что среди интеллигентных галицко-украин-ских (писатель постоянно употребляет этноним «украинец» по отношению к русинским политическим деятелям общерусской ориентации и всему населению Галицкой Руси и Малороссии, в то время таковыми себя не считавшими - С.С.) "запроданцев" находятся люди (может быть, их больше даже, чем среди правоверных народовцев), которые ради мужика или по вопросу о языке и письменности украинской в десять раз смелее выступят, в десять раз скорее заявят протест властям и всяким "сильным мира сего", чем многие народовцы. Не забудем, что между этими "запроданцами" находились и находятся люди,

которые весь век живут в самых скромных условиях, в тесноте и нужде, служа делу, которое им кажется справедливым, и которые не поколеблются наложить на себя руку, если увидят, что дело, в котором они видели силу и честь народа, приходит в упадок (Балюх). Когда я слышу, что к таким людям прилагают слово "запроданцы", мне всякий раз вспоминаются былые ведьмы и колдуньи, которых всяческие ортодоксы сжигали на кострах за то, что они "продались черту", хотя эти несчастные "запроданцы" жили обычно в самой великой нищете и никакой корысти от этого запроданства не имели»21.

В 1881 г. австрийские власти проводят громкий политический процесс Ольги Грабарь. Поводом послужил переход жителей галицкого села Гнилички в православие. Были арестованы А. Добрянский, его дочь О. Грабарь, редактор львовской газеты «Слово» В. Площанский, И. Наумович и др. Суд присяжных приговорил 4 человек к нескольким месяцам тюрьмы. О. Иоанн Наумович был приговорен к 8 месяцам тюрьмы22.

Накануне войны австро-венгерские власти предприняли меры по ликвидации русинского движения. Одним из «эффективных» средств борьбы стала шпиономания. С 1909 г. начинается волна арестов в австрийской части Буковины. Постепенно она набирает силу. В мае 1910 г. австрийские власти с подачи украинского националиста Н. Василько, румына по происхождению, закрыли большинство русинских организаций Буковины: «Общество русских женщин», «Карпатъ», «Русско-православный народный дом», «Русско-православный детский приют», «Русско-православная читальня», «Русская дружина», а также русинские бурсы в Черновцах и Серете. Причиной закрытия были голословные обвинения в государственной измене и политической деятельности. Имущество этих организаций было конфисковано и позже продано с торгов. Однако ряд русинских организаций («Народная рада» и «Русский клуб») продолжал свою деятельность. В 1903 г. начался массовый переход русинов Угорской и Галицкой Руси в православие. Духовными лидерами стали православные священники Алексий Кабалюк (Угорская Русь) и Максим Сандович (Галицкая Русь). В 1994 г. Польская автокефальная православная церковь причислила священ-номученика Максима (Сандовича) к лику святых, в 1996 г. он был канонизирован РПЦЗ. В 2001 г. схиархимандрит Алексий Карпаторус-ский (Кабалюк) канонизован УПЦ Московского патриархата.

29 декабря 1913 г. в Угорской Руси (Подкарпатье) начался Второй Мармарош-Сигетский процесс (первый состоялся в 1904 г.). Марма-рошский процесс был единственным массовым процессом в Австро-Венгрии перед войной. Первоначально к суду привлекли 189 человек. Во время ареста и заключения крестьяне подвергались издеватель-

ствам и избиениям со стороны венгерских жандармов. Впоследствии прокурор уменьшил число обвиняемых до 94 крестьян, обвинив их в подстрекательстве против мадьярского народа, греко-католического вероисповедания и духовенства, в нарушении законов. Причиной процесса стал массовый выход населения Угорской Руси из греко-католической церкви и переход в православие. Он был спровоцирован против православных общин сел Великие Лучки (близ Мукачева) и Иза (Хустский район). И это несмотря на то, что в Австро-Венгрии православие было разрешено законом, в Буковине являлось господствующим вероисповеданием. 3 марта 1914 г. был вынесен приговор 32 обвиняемым. Их приговорили в общей сложности к 39,5 годам тюрьмы.

Массовый переход в православие русинских сел на Лемковщине, в Сокальщине и Коломыйщине (Галичина) тоже вызвал репрессии со стороны австро-венгерских властей. 17 марта 1911 г. были арестованы два православных священника - Игнатий Гудима и Максим Сандо-вич, а также Семен Юрьевич Бендасюк и студент-юрист Василий Андреевич Колдра. Их держали в тюрьме два с половиной года, не предъявляя обвинений. Перед самой войной над ними во Львове начался нашумевший на всю Европу процесс о «государственной измене» и «шпионаже». Подсудимые были оправданы присяжными заседателями, несмотря на давление со стороны судьи.

С началом Первой мировой войны регионы проживания русинов оказались в зоне боевых действий. В Австро-Венгрии начался массовый террор против русинского населения. Русофильские симпатии стали караться как тягчайшее государственное преступление. По заранее заготовленным украинофилами спискам «политически неблагонадежных» была арестована почти вся русинская интеллигенция и тысячи крестьян. Зачастую расправы осуществлялись на месте, без суда и следствия. Так, 15 сентября 1914 г. венгерские гонведы убили сорок четыре гражданских лица в Перемышле.

Мест в тюрьмах не хватало, и тогда австро-венгерские власти создали первые в Европе концентрационные лагеря: Талергоф, Терезин и другие. Первые заключенные прибыли в концентрационный лагерь Талергоф (Штирия) из Львова 4 сентября 1914 г. Через Талергоф прошли не менее 20 000 русских галичан и буковинцев. Талергофский лагерь постоянно пополнялся новыми партиями заключенных.

Продвижение русских войск к Галичине вызвало еще большие репрессии среди мирного населения. Военная комендатура во Львове издала специальное распоряжение, согласно которому при исполнении приговоров «должно применяться сокращенное судопроизводство», судьи должны «освободить себя от ненужного формализма» и быть «лишенными всякой чувствительности».

Репрессии коснулись и австрийской армии. Известна история расстрела солдат 80-го австрийского пехотного полка, который был набран в основном из крестьян Бродского, Каменецкого и Золочевского уездов Галичины. Солдаты полка отказались стрелять в «братьев-русских». На Восточном фронте русины, не желая воевать против России, переходили на сторону русской армии. Поэтому австро-венгерское командование вынуждено было отправить русинов на итальянский фронт.

Зимой 1914-1915 г. семитысячный русский корпус достиг Карпат. Местное русинское население с радостью встретило русских солдат, а 238 русинов добровольно вступили в русскую армию. Когда армия отступила, австро-венгерская администрация начала массовые репрессии против населения Угорской Руси. Множество невинных крестьян были замучены за то, что они называли себя «руськими». Венгерские власти, которые параноидально боялись всего русского, стали поддерживать украинский национализм.

В 1915-1916 гг. состоялись два политических процесса, которые выделяются среди других фактов массовых избиений, арестов и казней ни в чем неповинного мирного населения тем, что проводились они в столице Австро-Венгерской империи - Вене, а обвинялись сама идея единства русского народа и русский литературный язык. Первый Венский русский процесс проходил с 21 июля по 21 августа 1915 г. В качестве обвиняемых в государственной измене привлекались арестованные в первые дни войны депутаты австрийского парламента Д.А. Марков и В.М. Курылович, адвокаты К.С. Черлюнчакевич и И.Н. Драгомирецкий, журналист Д.Г. Янчевецкий, крестьянин Фома Дьяков, кузнец Гавриил Мулькевич. В качестве «свидетелей» выступали украинские националисты Кость Левицкий, Кирилл Студинский (будущий советский академик) и др. Этот военно-политический процесс насчитывал 40 больших томов одних только стенографических отчетов. Главный обвиняемый Дмитрий Андреевич Марков в своем последнем слове сказал: «Меня защищает правда, а сила правды непреодолима. Эта правда - моя национальная идея, идея культурного и национального единства русских племен». Все семеро были приговорены к смертной казни. Их спас от смерти царь Николай II, который через испанского короля Альфонса XIII добился замены смертной казни на пожизненное заключение.

Кассиан Дмитриевич Богатырец

С 4 сентября 1916 г. по 17 февраля 1917 г. проходил Второй Венский процесс. В государственной измене обвинялись 24 галицко-русских общественных деятеля. Список обвиняемых возглавляли буковинцы -православный протоиерей Кассиан Богатырец и Илларион Цуркано-вич. Среди обвиняемых было 9 священников, 5 адвокатов, 2 учителя, 2 студента, 2 крестьянина, журналист, помещик, псаломщик, мещанин. Как и в первом процессе, в качестве «свидетелей» привлекались украинские националисты. Из-за них большинство обвиняемых были приговорены к смертной казни через повешение. Впоследствии они были помилованы. Смелая речь Кассиана Богатырца произвела сильное впечатление на военный трибунал.

Наступление австро-германских войск в мае-июне 1915 г. заставило русские войска оставить Галичину. В ужасе перед австрийцами в Россию оттуда бежало большое количество населения. Всего во время Первой мировой войны в России на положении беженцев оказалось около 200 тыс. галичан. В одном только Ростове-на-Дону их было около 6 тысяч. В городе даже была открыта специальная гимназия для русских галичан.

Во время военных действий много русинов оказалось в плену на Восточном фронте. Часть из них вступили в ряды Чехословацкого корпуса, в составе которого была сформирована Карпаторусская дивизия, набранная из добровольцев из Галиции и Подкарпатской Руси, некоторые позже присоединились к Красной или Белой армиям.

Революционное брожение, Февральская и Октябрьская революции разложили русскую армию. Восточный фронт начал разваливаться. «Огромное пространство, - по словам немецкого генерала Э. Люден-дорфа, - завоевывалось слабыми силами. Большевистские войска оказывали лишь незначительное сопротивление, чехословацкие войска, составленные из австро-венгерских пленных, дрались много лучше, и с ними дело доходило до ожесточенных боев».

В конце декабря 1917 г. в частях русской армии на Румынском фронте началось формирование отрядов для отправки на Дон в Добровольческую армию Юга России. Несмотря на противодействие со стороны командующего Румынским фронтом генерала Щербачева и румынского командования, были сформированы две бригады добровольцев. После приказа Щербачева о роспуске бригад полковник М.Г. Дроз-довский отказался распустить сформированную им в районе г. Яссы 1-ю бригаду. 23 февраля 1918 г. румыны попытались разоружить добровольцев силой, однако, встретив отпор, вынуждены были дать поезд для перевозки добровольцев в Кишинев. Бригада Дроздовского численностью более 1000 чел. прошла путь свыше тысячи километров по территории, занятой румынами, немцами и большевиками. 25 апреля

(8 мая) дроздовцы вошли в Новочеркасск. На базе бригады была сформирована дивизия, командиром которой стал генерал Дроздовский. После его смерти дивизия получила название Дроздовской. Она стала одним из лучших соединений Белой армии. В ее составе воевали не только русские (великороссы, русины, малороссы), молдаване, но и представители других национальностей. Последним командиром Дроздовской дивизии был уроженец Тирасполя А.В. Туркул.

В декабре 1917 г. румынские королевские войска вторглись в пределы Бессарабии. По договоренности с Румынией австро-венгерские войска в конце февраля 1918 г. захватили север Бессарабии, где они находились до распада Австро-Венгрии. В 1918 г. Румыния аннексировала Бессарабию и Буковину.

Против аннексии выступило большинство населения Бессарабии. Ярким примером борьбы за освобождение Бессарабии явилось Хо-тинское восстание. Оно произошло в ночь на 19 января 1919 г. в местах компактного проживания русинов, однако изначально носило интернациональный характер: в восстании, помимо русинов и молдаван, участвовали и представители других национальностей. За несколько дней число восставших возросло до 30 тыс. чел. Восстание охватило Хотинский уезд и северную часть Сорокского уезда. Заручившись поддержкой петлюровской украинской Директории, румынские войска подавили восстание. В ночь на 1 февраля был оставлен Хотин. В Подо-лию перешли до 4 тыс. повстанцев с 40 пулеметами и 6 орудиями. На левый берег Днестра, спасаясь от репрессий, перешли также свыше 50 тыс. жителей Северной Бессарабии.

В Бессарабии установился румынский оккупационный режим. В 1938 г. королевский наместник Бессарабии генерал Чуперкэ издал приказ, запрещающий говорить в присутственных местах на русском языке. Несмотря на попытки насильственной румынизации Бессарабии, румынская сигуранца в 1933 г. признала: «Бессарабская душа, которая все еще живет видением старой России, не может быть достаточно близкой национальным устремлениям объединенной Румынии».

За 22 года оккупации Бессарабию покинули не менее 500 тыс. человек (16,5% населения). В СССР бежали свыше 100 тыс. человек.

Многие из бессарабцев, переправившихся на левый берег Днестра после поражения Хотинского восстания, вступили в повстанческие от-

Антон Васильевич Туркул

ряды. С помощью этих отрядов был освобожден Могилев-Подольский и выбиты петлюровцы из Подолии. Позже эти отряды были сведены в бессарабские полки Красной Армии. Бойцы этих полков сражались в составе 45-й Краснознаменной Бессарабской дивизии под командованием И. Якира. 2-й бригадой этой дивизии командовал Г.И. Котовс-кий.

Революция в Австро-Венгрии в октябре 1918 г. привела к распаду империи. Возникли новые государства: Чехословакия, Венгрия, Австрия, Югославия и Западноукраинская Республика в Восточной Гали-чине. Были образованы целые русинские анклавы и в Западной Галиции, которые провозгласили свою независимость. Русинские села в долине р. Ославы возле местечка Команчи создали Команчскую Республику, которая продержалась два месяца и пала под ударами польских войск в конце января 1919 г. С 5 декабря 1918 г. по конец марта 1920 г. просуществовала Русская Народная Республика лемков с центром во Флоринке. В ноябре 1918 г. была провозглашена Гуцульская Республика, контролировавшая большую часть Марамуреша. 22 декабря 1918 г. венгерские власти ликвидировали республику, однако 7-8 января 1919 г. произошло восстание. Бойцам ГР (два батальона, тысяча бойцов) удалось продвинуться до Мараморош-Сигета, однако после столкновения с румынскими войсками 20 января Мараморош-Сигет и Великий Бычков были оставлены. Остальная территория удерживалась до мая 1919 г. Ушедшее в подполье руководство ГР обратилось с меморандумом о присоединении Марамуреша вместе со всей Под-карпатской Русью к Чехословакии. 30 августа большая часть Мара-муреша (за исключением Мараморош-Сигета) была присоеденина к Чехословакии. В 1919 г. Подкарпатская Русь стала автономной провинцией в составе Чехословакии со своим гербом, флагом, гимном. Русины Воеводины оказались в составе Королевства сербов, хорватов и словенцев (будущая Югославия).

В Восточной Галиции 13 ноября 1918 г. была провозглашена Западноукраинская Народная Республика (ЗУНР) и создана Галицкая армия. С севера и запада началось продвижение регулярных польских войск.

Галицийское правительство обратилось к гетману П.П. Скоропадскому с просьбой отпустить на помощь сечевых стрельцов (эти отряды были сформированы из бывших военнопленных галичан). Однако их угово-

Григорий Ииванович Котовский

рил остаться будущий руководитель Директории В. Винниченко, который хотел использовать сечевых стрельцов в готовящемся восстании против гетмана.

Создание Галицкой армии осложнялось и тем, что во время войны большинство русинов из-за своих русофильских убеждений было отправлено воевать на итальянский фронт, и после распада Австро-Венгрии более 100 тыс. военнослужащих-русинов пребывали в плену в Италии. Имея превосходство в военной силе и вооружении, поляки захватили Львов и 11 районов. Заняв Львов 22 ноября 1918 г., польские войска устроили еврейский погром, в результате которого пострадали 700 семей и было убито около 150 человек.

Новой резиденцией правительства ЗУНР стал г. Станислав (ныне г. Ивано-Франковск). 22-26 ноября 1918 г. на подконтрольных ЗУНР землях были проведены выборы в Украинскую Народную Раду. Президентом республики стал умеренный украинский националист, бывший депутат австрийского парламента Евгений Петрушевич. Были мобилизованы 100 тыс. чел., из них только 40 тыс. - боеспособных. Большинство офицеров были русинами, крестьянами или выходцами из этого класса. Это способствовало установлению близких отношений с солдатской массой. Воинское снаряжение изымалось с австрийских войсковых складов или путем разоружения деморализованных солдат немецкой и австрийской армий, которые возвращались через Галичину домой.

15 мая началось наступление польских войск, усиленных армией Галлера. В это же время румынская армия начала наступление на Поку-тье, захватив Коломыю. В результате тяжелых боев с превосходящими силами противника Галицкая Армия была отброшена к р. Збруч. 7 июня Галицкая армия перешла в наступление. Несмотря на небольшую численность армии (всего 25 тыс. боеспособных солдат), удалось заставить отступить противника по всей линии фронта. Успехи армии вызвали энтузиазм населения. В армию пришли добровольцы, из них только 15 тыс. были боеспособными. Не имея внешней поддержки и испытывая недостаток вооружения, 10 июня командование Галицкой армии подписало во Львове перемирие с поляками.

14 июля 1919 г. советские войска вытеснили остатки войск украинской Директории, руководящая роль в которой принадлежала украинским социал-демократам С. Петлюре и В. Винниченко, за завесу галицких частей, расположенных вдоль р. Збруч для охраны своей территории, и овладели г. Волочиском.

В апреле 1919 г. Антанта направила в Польшу сформированную во Франции 60-тысячную армию генерала Иозефа Галлера. Несмотря на заверения представителей Антанты, что армия не будет сражаться

против галичан, а будет бороться только против большевиков, армия Галлера с самого начала вступила в боевые действия с Галицкой армией. Польское правительство Ю. Пилсудского получило из Парижа полномочия на военную оккупацию всей Восточной Галиции, обещая в будущем предоставить «самоопределение».

Появление свежих частей армии Галлера позволило польскому командованию, выделив часть сил для действий против 16-й Красной армии, главными своими силами обрушиться на армию восточнога-лицкого правительства, до сих пор с успехом дравшуюся за родную территорию под Львовом и Перемышлем. В результате двухмесячной кампании эта армия, испытывавшая сильный недостаток в боеприпасах и измотанная в ходе годичной неравной борьбы, была отброшена за пограничную реку Збруч. В своем отступлении 16-18 июля Галицкая армия увлекла за собою укрывшиеся на галицкой территории и успевшие несколько сорганизоваться остатки войск украинской Директории, которые, предшествуя ей, вновь перешли в Малороссию, захватили г. Каменец-Подольский. Под огнем польской артиллерии вместе с Галицкой армией через Збруч перешли тысячи гражданских лиц.

Перейдя на территорию бывшей Российской империи, Галицкая армия стала одним из активных участников гражданской войны в России. Среди всех армий, воевавших на Украине - Директории, большевистской и Белой - она, насчитывавшая около 50 тыс. солдат, в то время была одной из наиболее дисциплинированных и боеспособных. Переход Галицкой армии и диктатора Е. Петрушевича на территорию Малороссии не привел к полному объединению с украинской Директорией, несмотря на то, что еще в январе 1919 г. была провозглашена «Великая Соборная Украина». Слишком велики были противоречия между сторонами. Правительство ЗУНР было беспартийное и антисоциалистическое. Своей задачей оно считало продолжение борьбы с Польшей и было готово на союз с Деникиным. Командование Галицкой армии заявляло о своем нежелании участвовать в гражданской войне. Директория же возглавлялась социал-демократами, которые готовы были договориться с большевиками в борьбе против Добровольческой армии Деникина. Реальной силой, на которую опиралась Директория с самого начала, были отряды «сечевых стрельцов» (около 3,5 тыс. человек) под командованием атаманов Е. Коновальца и А. Мельника. Общее число двух армий - Галицкой армии и украинской Директории - достигало 80 тыс. человек. Армия Директории представляла собой разлагающиеся банды, митинговавшие и не желавшие воевать. Галицкая армия сохраняла дисциплину и боеспособность, но с потерей своей территории и стимула для борьбы - освобождения

своей родины от поляков - пала духом. Обе армии испытывали нужду в одежде, амуниции и особенно в оружие и боеприпасах. В середине июня 1919 г. противоречия между командованием украинской и галицкой армиями настолько усугубились, что петлюровское военное министерство отказалось от снабжения Галицкой армии и поставило на границе с Галичиной стражу.

В августе 1919 г. армии УНР и ЗУНР начали совместный поход против большевиков. Основная часть армий - 1-й и 2-й Галицийские корпуса и Наднепрянская группа запорожцев - под общей командой галицкого генерала Антона Кравса двинулась на Киев. 30 августа большевики без боя оставили город. 31 августа намечались торжественное вступление объединенных войск в Киев и парад. Тогда же к Днепру подошли части Добровольческой армии под командованием генерала Бредова. Галичане отступили, несмотря на то, что их вместе с запорожцами было три корпуса, а деникинцев - всего три полка. Кравс с галицкими офицерами пошел на переговоры с Бредовым и подписал от имени группы галицийских войск договор о добровольном отступлении от Киева.

Через день после взятия Киева войсками генерала Бредова между польским командованием и Петлюрой было заключено перемирие и начаты переговоры о «союзе», военной и материальной помощи Директории путем уступки Польше Петлюрой Восточной Галичины (!), большей части Волыни. Через несколько дней Петлюре удалось убедить галичан выступить против Белой армии. Галицкая армия оказалась втянута в нежелательный конфликт. Учитывая настрой Галицкой

армии, Деникин во время боевых действий дал распоряжение, в котором указывалось на необходимость «дружелюбного отношения к галичанам».

6 ноября 1919 г., в момент, когда армия Деникина терпела тяжелое поражение от большевиков, командующий Галицкой армии генерал Мирон

Встреча генерала В. З. Май-Маевского с жителями Киева. Позади генералы Н.Э. Бредов и Я .Д. Юзефович. Киев. Сентябрь 1919 г.

Тарнавский подписал договор с Деникиным. Армия перешла под командование Объединенных сил Юга России, а галицкое правительство - под охрану российской Добровольческой армии и было переведено в Одессу. Согласно соглашению, Галицкая армия сохраняла свою организацию и внутренний распорядок. Было оговорено, что армия не могла быть направлена против петлюровских войск. Галицкая армия, по свидетельству А.И. Деникина, «сохранила до конца дисциплину и полную лояльность. Но потрясенная морально, изможденная физически, страшно нуждающаяся, имевшая до 10 тысяч больных тифом, в тот краткий срок, который был предоставлен развертывающимися событиями, армия не могла вернуть своей боеспособности».

В начале 1920 г. соединения Галицкой армии перешли на сторону советских войск, были включены в состав 12-й и 14-й советских армий и приняли участие в войне с поляками. В апреле 1920 г. некоторые галицкие части подняли восстание и были разоружены. В боях с восставшими 1-я галицкая бригада потеряла 45% своего состава убитыми и ранеными. Часть солдат этой бригады соединилась с частями Красной армии и продолжала участвовать в боевых действиях.

Летом 1920 г. Красная Армия вступила на территорию Восточной Галиции. Был создан Галицкий революционный комитет (Галревком), который 15 июня принял Декларацию о создании Галицкой Советской Социалистической Республики. Началось формирование Галицийской Красной Армии (ГКА). Ее основу составили 3-й особый галицкий полк и 2 батальона в составе 45-й (в ней воевали бессарабцы) и 60-й стрелковых дивизий Юго-Западного фронта.

В сентябре 1920 г. Польша вновь оккупировала Восточную Галицию, ГССР перестала существовать. По условиям Рижского договора 18 марта 1921 г. территория Восточной Галиции отошла к Польше. Русинское население Галичины не признавало польские власти законным правительством, бойкотировало перепись 1921 г. и выборы в польский Сейм в 1922 г. В 1923 г. на конференции послов в Париже было принято решение присоединить Галицию к Польше с условием наделения ее правами автономии. Последнее польскими властями так и не было выполнено. Политика полонизации, игнорирования прав русинов, тяжелое экономическое положение привели к росту политического террора со стороны ОУН. Одним из организаторов ОУН и ее руководителем стал Е. Коновалец, бывший офицер австрийской армии, который участвовал в создании вооруженного австрийского воинского формирования «Украинские сечевые стрельцы» и «Галицко-буковинского куреня» Центральной Рады, перешедшего затем на сторону Директории. Идеи радикально настроенных украинских националистов находили отклик среди молодежи.

Таким образом, после окончания Первой мировой войны и гражданской войны в России населенные русинами земли вошли в состав Румынии (часть Марамуреша, Буковина, Бессарабия), Польши (Галичина), Чехословакии (Подкарпатская Русь), Югославии (Воеводина). Много русинов оказалось на территории СССР. В 20-30-е гг. XX в. русинское движение в Подкарпатской Руси (Чехословакия) и Галичи-не (Польша) постепенно набирало силу, несмотря на поддержку чехословацкой и польской администрациями курса украинизации.

Хотя русинское движение Г аличины вышло из эпохи Первой мировой войны обессиленным и обескровленным, в 20-е гг. начинается Второе русинское Возрождение. В 1921 г. создается галицко-русская политическая организация - «Русская народная организация» (с 1928 г. - «Русская селянская организация»). В 1928 г. она насчитывала 80-100 тыс. человек. В 1919 г. возобновило свою деятельность «Общество им. М. Качковского». К 1929 г. оно насчитывало 4 614 членов (до войны в его рядах было около 12 тыс. человек). Также снова начинают работать «Общество русских дам» (1922), студенческое общество «Друг» (1929), «Русская школа» (1923) и другие организации. Из периодических изданий выходили еженедельник «Земля и воля» (орган «Русской селянской организации»), «Русский голос», «Кооперативный вюник», «Временник» Ставропигиона. Талергофская трагедия обескровила галицко-русское движение и в то же время стала священным символом мученичества за общерусскую идею. С 1924 г. начинает выходить «Талергофский альманах». В 1934 г. был проведен Талер-гофский съезд, собравший 15 тыс. участников. На Лычаковском кладбище во Львове был сооружен памятник жертвам Талергофа. Работа русских галичан велась, несмотря на польский националистический прессинг и нажим украинских националистов.

С 1926 г. начинается массовый переход лемковских сел в православие. В 30-е гг. польские власти позволили лемкам ввести в ряде школ преподавание на лемковском наречии и основать лемковские общественные и культурные организации.

Однако в конце 30-х гг. началась политика полонизации, в ходе которой разрушались православные церкви. Только в течение двух летних месяцев 1938 г. было разрушено 127 храмов, треть всех церквей, существовавших на юго-востоке Польши. До сегодняшнего дня восстановлено только несколько из них. В 2008 г. православная церковь Польши отметила трагическую дату рядом мероприятий. Основные из них прошли в октябре в городе Хельме (Люблинское воеводство, бывший русский Холм, столица Галицко-Волынского княжества во времена Даниила Галицкого). Был создан специальный сайт, посвященный тем драматическим событиям (www.cerkiew1938.pl).

Подкарпатская Русь в составе Чехословакии была разделена: часть ее - Пряшевская Русь (250 тыс. русинов) - стала частью Словакии. На все посты в администрации Подкарпатья назначались чиновники чехи.

В начале 1920 г. православное движение охватило всю Подкарпатс-кую Русь. В нем приняло участие около 50 тыс. человек. В 1928 г. была создана Мукачево-Пряшевская епархия под юрисдикцией Сербской православной церкви. С переходом в православие верующие потеряли свои храмы, приходские дома и церковное имущество и вынуждены были строить новые. До 1936 г. было построено более 150 храмов. В крае действовали многочисленные русинские организации, выходили книги, периодические издания на русском и русинском языках. Чехословацкие власти признавали русинов как этнос. В 1921 г. из 530 школ 357 были русскими, в 20-30-е гг. XX в. из 47 политических партий Подкарпатской Руси различной политической ориентации (про-чешской, провенгерской, сионистской, пронемецкой, проукраинской, прорусской, коммунистической) 17 были русофильскими. Они выпускали 7 газет.

После Мюнхенского соглашения 29 сентября 1938 г. Национальное Собрание Чехословакии приняло под давлением Германии закон «Об автономии Словакии и Подкарпатской Руси». Премьер-министром последней был назначен украинский националист А. Волошин. 15 марта 1939 г. была провозглашена независимость «Карпатской Украины». В этот же день Венгрия предъявила ультиматум о передаче власти венгерским военным органам. 16 марта Волошин с ближайшими сподвижниками эмигрировал в Германию. К 18 марта венгерские власти полностью установили контроль над всей территорией края. Была создана так называемая Карпатская территория, делившаяся на три административные единицы. Государственными языками были объявлены венгерский и «угрорусский» (русинский). Венгерские власти поощряли политику ускоренного формирования «угрорусинского народа». На русинском языке выходило 16 провенгерских газет, издавались учебники и книги на русинском языке.

После освобождения Подкарпатской Руси от немецко-венгерских захватчиков под контролем советских политических органов был созван первый (и последний) съезд народных комитетов «Закарпатской Украины», который принял манифест «О воссоединении Закарпатской Украины с Советской Украиной». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1946 г. автономная провинция Чехословацкой Республики Подкарпатская Русь стала Закарпатской областью Украинской ССР.

4 февраля 1945 г. в Мармарош-Сигете (Румыния) состоялся съезд народных комитетов округа, созванный по инициативе 17 русинских

сел. 426 делегатов съезда приняли петицию о воссоединении с «Закарпатской Украиной». В мае 1945 г. представители советской военной администрации под угрозой ареста потребовали роспуска окружного народного комитета и передачи всей власти румынским властям.

В сентябре 1939 г. Галичина была присоединена к СССР и включена в состав Украинской ССР. С этого момента прекратили свое существование все галицко-русские (русинские) организации. Советской властью был проигнорирован тот факт, что даже во время переписи, проводившейся польскими властями в 1931 г., 1 196 855 галичан обозначили свою национальную принадлежность как «русские». В годы Второй мировой войны ни один русский галичанин не запятнал себя сотрудничеством с гитлеровцами.

В результате «выравнивания» границ с Польшей после войны и «обмена» населением больше всего пострадали русины. Перемышль и Лемковщина были отданы Польше. В 1945-1946 гг. в СССР были репатриированы 518,2 тыс. человек, в том числе 481 тыс. русинов и 37 тыс. белорусов. Все они были расселены по разным населенным пунктам. Оставшихся в Польше русинов ждала трагическая судьба - под предлогом того, что на Лемковщине действовали бандеровцы (на этой территории также действовали отряды польской Армии Крайовой, терроризировавшие местное русинское население), весной 1947 г. органами госбезопасности Польши была проведена операция «Висла». 120 тыс. лемков были выселены в разные районы Западной Силезии. В результате горные районы Бещад и Низких Бескид и южная часть Пшемысловского повята обезлюдели. В Бещадах, например, район площадью 1,5 тыс. кв. км, на котором было расположено свыше 70 сел, оставался вплоть до 1956 г. необитаемым. В свою очередь поляки-репатрианты из СССР изменили демографическую ситуацию в некоторых пограничных районах на востоке Польши, например, в районе города Хелм (Холм, бывшая столица Галицко-Волынского княжества) или в городе Пшемысль (бывший русский Перемышль), где они составили около 25% населения.

В августе 1940 г. Северная Буковина и Бессарабия вошли в состав СССР. Северная Буковина стала Черновицкой областью Украинской ССР. 2 августа 1940 г. на VII сессии Верховного Совета СССР был принят Закон об образовании союзной Молдавской Советской Социалистической Республики. К УССР отошла большая часть Хотинского, Аккерманского и Измаильского уездов Бессарабии. После Второй мировой войны территориальное деление не изменилось23.

Из-за тяжелого экономического положения многие русины (в основном лемки из Галичины, русины из Угорской (Подкарпатской) Руси и австрийской части Буковины) со второй половины XIX в. вынуждены были эмигрировать в Америку. К концу XIX в. только в США русинов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

проживало не менее 200 тыс. человек. В Канаде к концу Первой мировой войны проживало около 170 тыс. русинов, в основном из Галичины и Буковины. Многие угорские и галицкие русины возвратились в православие. 25 марта 1891 г. в православную веру перешел первый кар-паторусский униатский приход в Миннеаполисе (США), возглавляемый о. Алексием Товтом и насчитывавший 405 человек24.

В США и Канаде действовали многочисленные русинские организации. Первыми в США были созданы «Русский народный союз» (февраль 1894 г.), «Русское православное общество взаимопомощи» (апрель 1895 г.). Выходили периодические издания. Органом «Русского народного союза» стала газета «Слово», издававшаяся на русском языке25. Старейшей русинской газетой в Америке была выпускаемая с 1886 г. «Америка - орган руских преселенцох Галичини та Венгрш». Наиболее тиражным стал «Американскш русскш вестник» (с 1892 г.). Также выпускались газеты «Свит» (с 1894 г.), «Правда» (с 1902 г.) «Православни русски вестник» (с 1915 г.), «Русский вестник» (с 1917 г.) и др. Всего в США русинами издавалось 38 наименований газет и журналов, в Канаде - 22 наименования, некоторые из них выходят и поныне26.

Как вспоминал архиепископ Восточноамериканский и Джерзейситс-кий Виталий (Максименко (1873 - 1960)), приехавший в Нью-Йорк в октябре 1934 г., «американская православная паста состояла на 80% из карпаторусов и галичан»27. Владыка в 1923 г. основал обитель прп. Иова Почаевского в Ладомирово в Карпатской Руси (Пряшевщи-на), где с 1928 г. стал выпускаться церковно-народный орган православного движения на Карпатской Руси - газета «Православная Карпатская Русь». С 7 января 1935 г. газета выходит под новым названием «Православная Русь», став одним из главных печатных органов русского церковного зарубежья. С января 1947 г. «Православная Русь» издается в Свято-Троицком монастыре (Джорданвилль, США).

В США с января 1959 г. до середины 90-х гг. XX в. выходил журнал «Свободное слово Карпатской Руси», переименованный в конце 70-х гг. в «Свободное слово Руси». Его основателем и редактором в течение

30 лет (1959-1989) был русин Михаил Ильич Туряница. Журнал отстаивал идеи единой и неделимой России, боролся с самостийниче-ством.

Предприниматель Петр Семенович Гар-дый, в 15-летнем возрасте приехавший в

Петр Семенович Гардый

Америку из села Юрковцы Сянокского уезда польской Лемковщины, оказал большую помощь в восстановлении православных храмов в Польше. В частности, им была отремонтирована и вновь открыта русская православная церковь в г. Сянок в 1958 г. На его средства были переизданы в Америке 4 выпуска «Талергофского альманаха» с подзаголовком «Военные преступления Габсбургской монархии 1914-1917 годов» (Trumbull, Connecticut, 1964 г.), работы Ф.Ф. Аристова «Карпаторусские писатели. Исследования по неизданным источникам». Т. 1. (Bridgeport, Connecticut, 1977 г.), Ф.И. Свистуна «Подкарпатская Русь под владением Австрии» (Trumbull, Connecticut, 1970 г.) и многие другие.

Начиная с 50-х гг. русинская тематика в СССР стала табуированной. Исследователи стран Центральной Европы, входивших в социалистический лагерь, также избегали затрагивать вопросы истории и культуры русинов. Историки при изложении событий старались не упоминать данный этноним, иногда замалчивая целые пласты истории, к примеру, участие русинов в образовании и становлении Молдавского православного княжества, массовый геноцид русинов в годы Первой мировой войны, когда русинов убивали только за то, что они считали себя русскими, насильственное переселение русинов-лемков в ходе операции «Висла» и т.д.

Как говорилось выше, русинская идентичность признавалась в Чехословакии и Венгрии в 20-40-е гг. XX в., в 1974 г. русины стали одним из национальных меньшинств Воеводины (Югославия), с 1979 г. польские лемки стали проводить свой фестиваль «Ватра» в тех районах, куда их выселили польские власти, а с 1983 г. - в селах самой Лемковщины. Поэтому после распада Советского Союза и образования новых центральноевропейских государств третье русинское Возрождение первоначально охватило те страны, где сохранилась многочисленная русинская интеллигенция: в украинском Закарпатье, Словакии, польской Лемковщине, сербской Воеводине. В странах проживания русинов возникли многочисленные русинские организации, стали выходить газеты и журналы: «Русин», «Народны новинкы», «Info Русин» (Словакия), «Подкарпатська Русь» (Украина), «Бесща» (Польша), «Русинськый свгт» (Венгрия), «Руске слово», «Руснак» (Сербия), «Руська віра» (Румыния), «Руснаци у швеце» (Канада) и т.д. С 1992 г. проводится Всемирный конгресс русинов.

В конце 2003 г. в Молдавии была создана этнокультурная организация русинов - Общественная организация «Русь» (с 2007 г. - Общественная ассоциация «Русь»). С 2005 г. она выпускает международный исторический журнал «Русин», получивший благословение первоиерарха Русской православной церкви за границей митрополита Лавра, русина родом из Словакии. В состав редколлегии журнала входят

известные исследователи и лидеры русинского движения из украинского Закарпатья, Словакии, Сербии, России, Молдавии, Канады. Цель журнала - активизация научной разработки истории русинов. Электронные версии журнала размещены на сайте «Русины Молдавии» -http://rusyn.md.

Создание русинских этнокультурных организаций и начало нового русинского Возрождения сразу вызвали резкое противодействие со стороны официального Киева. В 1996 г. Кабинет министров Украины принимает «План мероприятий по решению проблемы украинцев-руси-нов». План, действие которого никто до сих пор не отменял, предусматривает комплекс антиконституционных мер по этноликвидации русинов Закарпатья, а также по подавлению русинства за пределами Украины, что является прямым вмешательством во внутренние дела других государств. Автором пресловутого «Плана мероприятий по решению проблемы украинцев-русинов» являлся директор Института политических и этнонациональных исследований НАН Украины И.Ф. Курас (1939-2005), в то время - вице-премьер-министр Украины по вопросам гуманитарной политики.

В частности, в Плане предполагалось «осуществить систему мер, направленных на усиление позиций украинскости Закарпатья (язык, культура, подбор кадров и др.), интеграцию его населения в социально-политическое и духовно-культурное пространство Украины», «осуществить предупредительно-разъяснительную работу с лидерами и активистами движения "политического русинства"» и т.д.

В 2005 г. нам пришлось испытать действие данного Плана на себе. В октябре 2004 г. Посольство Украины в Республике Молдова направило монографию С.Г. Суляка, посвященную русинам Молдавии, для «экспертизы» в Киев. Получив в июне 2005 г. анонимный, весьма низкого научного уровня и грешащий многими несуразностями отзыв с трудночитаемым названием: «Выводы о книге С.Г. Суляка «Осколки Святой Руси. Очерки этнической истории руснаков Молдавии. Науч. ред. П.М. Шорников» (Кишинев: Издательский дом «Татьяна», (2004). -240 с.) (Выдержки из экспертной оценки, осуществленной Институтом политических и этнонациональных исследований Национальной Академии наук Украины, возглавляемым академиком НАН Украины И.Ф. Курасом) (автором пресловутого «Плана мероприятий по решению проблемы украинцев-русинов» - С. С.), посольство стало неофициально распространять его среди представителей общественности Кишинева. Таким способом, была сделана попытка дискредитировать исследования по русинской тематике в Молдавии.

В июле 2005 г. с подачи официального Киева в Кишиневе была создана некая гражданская миссия «Украинцы Молдовы», которая начала

свою деятельность с провокационно-скандальных заявлений, направленных против руководства Общественной организации «Русь», с целью опорочить его деятельность. Разумеется, подобные меры не дали желаемого результата, встретив с нашей стороны аргументированный и научно обоснованный отпор.

Сегодня русины официально признаны в Словакии, Польше, Чехии, Венгрии, Сербии, Хорватии, Румынии. В Венгрии в 32-х населенных пунктах действует русинское самоуправление. В Румынии русины имеют своего депутата в парламенте. Официально признав русинов национальным меньшинством, правительства вышеперечисленных стран (кроме Украины) оказывают им финансовую поддержку (правда, весьма скромную). Русинский язык стал учебным предметом в начальных и средних школах Польши, Словакии, Венгрии, Сербии, воскресных школах Закарпатья.

В 2003 г., несмотря на то, что русины как отдельный этнос были признаны Польшей, Сербией, Венгрией, Словакией, Румынией, а в украинском Закарпатье действовали многочисленные русинские организации, выходили книги, газеты на русинском языке, бывший президент Украины Л. Кучма в своей книге «Украина - не Россия» заявил: «Хотя Словакия никак не поддерживает русинское движение, оно все равно вносит диссонанс в украинско-словацкие отношения»28.

Подобная позиция официального Киева вызывает недоумение мирового сообщества. К примеру, в течение восьми лет, начиная с 1999 г., Госдепартамент США в своем ежегодном отчете «Украина. Сообщения о стране относительно соблюдения прав человека» (Ukraine. Country Reports on Human Rights Practices) отмечает нарушение прав русинов Закарпатья.

Как известно, любое действие встречает противодействие. 7 марта

2007 г. Закарпатская областная рада принимает большинством голосов решение о признании русинов коренной национальностью края («за» проголосовал 71 депутат из 75). Но официальный Киев вместо диалога начал новую антирусинскую кампанию.

7 июня 2008 г. в Мукачево (Закарпатье) состоялся Первый Европейский конгресс подкарпатских русинов, призванный консолидировать деятельность русинских организаций данного региона. 25 октября

2008 г. в Ужгороде прошел Второй Европейский конгресс подкарпатс-ких русинов. На нем было принято решение о восстановлении русинской государственности. Однако официальный Киев опять оказался неспособным вести диалог. Власти Украины пытаются по-прежнему решить русинский вопрос большевицкими методами.

Думается, сложившуюся в Закарпатье ситуацию можно было бы разрешить проведением в области нового референдума под контролем многочисленных международных наблюдателей. И, если боль-

шинство жителей Закарпатья выскажется за автономию, то предоставить ее. Ведь желание закарпатцев вполне легитимно (если, разумеется, за автономию выскажется большинство населения).

Все сейчас зависит от желания официального Киева, но принятию решения мешает политический кризис.

Сегодня благодаря усилиям представителей русинской интеллигенции (П.Р. Магочий (Канада), Б. Горбаль (США), М. Горняк, Ю. Коле-сар, В. Шанта, Ю. Рамач, Л. Медеши (Сербия), И. Поп (Чехия), С. Лявинец (Венгрия), о.Димитрий Сидор, М. Алмаший, В. Федиши-нец, И. Мигович, М. Болдижар, Н. Макара, М. Поп, В. Падяк (Украина), А. Зозуляк, А. Плишкова, В. Ябур (Словакия) и др.) и многих исследователей потомкам русинов возвращена историческая память, чувство гордости за принадлежность к древнему этносу, внесшему вклад в образование ряда европейских государств и наций, сохранившему, несмотря на долгие годы этноцида, свою этнокультурную самобытность.

Время показало, что русины, несмотря на годы этноцида, геноцида и насильственной «украинизации», смогли сохранить свою этничность и пассионарность.

Они внесли большой вклад в создание древнерусской государственности, многие столетия были форпостом Руси против католической экспансии Запада. Неоднократно создавали или пытались создать свою государственность. В средние века, после захвата Галицкой Руси Польшей, а Подкарпатской - Венгрией, русины вместе с волохами образовали православное волошско-русское Молдавское княжество. Долгое время Молдавия оказывала поддержку в сохранении православия в Галицкой и Угорской Руси.

Со второй половины XIX по начало XXI в. прошло три русинских Возрождения: вторая половина XIX в. - начало Первой мировой войны (1914 г.); 20-е гг. XX в. - начало Второй мировой войны (1939 г.), 80-е гг. XX в. - по настоящее время.

Массовая «украинизация» жителей Галичины, Буковины, Подкарпат-ской Руси была проведена только в 50-е гг. XX в. благодаря вхождению данных регионов в состав Украинской ССР. Попытка «украинизации» русинов, проживавших за пределами УССР, подтолкнула значительное количество населения к принятию государственной идентичности. Однако до сих пор многие потомки русинов сохраняют память о своем происхождении.

Массовый геноцид русинов в годы Первой мировой войны, когда была уничтожена значительная часть русинской интеллигенции, и советская «украинизация» привели к тому, что самые крупные регионы проживания русинов (Галичина и Буковина) перестали в настоящее время таковыми быть.

Одной из проблем, осложняющих процесс современного Возрождения русинов, является отсутствие государства, которое смогло бы в силу этнокультурного родства оказать поддержку в этом направлении. Традиционно русины ориентировались на Россию как на свое государство, внесли немалый вклад в российскую государственность, науку, культуру, язык. Но в настоящее время такой поддержки нет.

Как, какими путями и в каких формах будет дальше развиваться русинское движение (международное и региональное), покажет время.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Русин - самоназвание населения Древней Руси. Сам этноним «русин» -производное от слова Русь. Упоминается в литературных памятниках с X в. (в тексте договоров с греками князя Олега (912 г.), князя Игоря (945 г.), в «Русской правде» и т.д.). Долгое время данный этноним сохранялся на всей территории, входившей в состав Древнерусского государства: Малороссии, Белоруссии, Великороссии, Карпатской Руси. К середине XIX в. этноним «русин» оставался широко распространенным в качестве самоназвания населения Карпатской Руси (Галичина, Буковина, Угорская Русь), чьи земли находились под владением Австро-Венгрии, а также населения севера Бессарабии и Холмщины. Второй этноним населения Карпатской Руси - руснак. Этот внешний этноним возник как противопоставление этнониму «поляк» и прослеживается, по крайней мере, с начала XV в. Русины подразделялись на ряд этнокультурных групп: бойки, лемки, подоляне, гуцулы, покутяне, верховинцы, долиняне и другие. Австровенгерские власти называли своих русских подданных русины, рутены (нем. Russinen, Rutnenеn), в отличие от русских - российских подданных.

Подробнее см.: Суляк С.Г. Русины в истории: прошлое и настоящее // Международный исторический журнал «Русин» [Кишинев]. 2007, № 4 (10). С. 29 - 30.

2. Подробнее историю Галицко-Волынского княжества см.: Суляк С. Г. Сын самодержца всея Руси // Международный исторический журнал «Русин» [Кишинев]. 2005 . № 2 (2). С. 11 - 41.

3. ЗеленчукВ.С. Население Молдавии. Кишинев: Штиинца, 1973. С. 57.

Подробнее история русинов Молдавии изложена в ряде работ автора, в частности: монографии «Осколки Святой Руси. Очерки этнической истории русна-ков Молдавии» (Кишинев, 2004. 239 с.) и в статьях, в частности: Руснаки Бессарабии. Почему им нет места в учебниках истории? // Мысль. [Кишинев]. 2003. № 4 (22). С. 72 - 79; Бесарабскы руснаци // Русин. Хрiстiаньскый часопис. Пря-шев, 2003. № 3 - 4. С. 12; Миграции русинов Буковины в Бессарабию // Национальные образы мира: единство - разнообразие - справедливость. Материалы Международной научно-практической конференции. 22-23 октября 2003 г. Кишинев, 2004. С. 275 - 280; Замена этнонима - прелюдия этнокультурной трансформации // Мысль. [Кишинев]. 2004. № 2 (24). С. 72 - 75; «Забытый» этнос // Москва. [Москва]. 2004. № 11. С. 186 - 191; Этнокультурная идентичность русна-ков Бессарабии в начале XX века // Вестник Славянского университета. Вып. 11.

[Кишинев]. 2004. С. 7 - 18; Русины Молдавии // Славянские чтения. Вып. 3. [Кишинев]. 2005. С. 107 - 115; Я горжусь, что я - русин // Мысль. [Кишинев]. 2005. N° 2 (27). С. 91 - 95; Семиградская Русь // Нить времен. Материалы научнопрактической конференции «Русское население Молдавии: история и современность». Кишинев, 2006. С. 77 - 85; Этнокультурная идентичность русинов севера Молдавии // Международный исторический журнал «Русин». [Кишинев]. 2006. N° 4 (6). С. 141-149; Русины Молдавии: право на сохранение этнично-сти // Этнографическое обозрение. 2007. № 1. С. 1 - 14; Русини: замена етнони-ма - прелудий за етнокультурну трансформацию // Русини. Руснаци. Ruthenians. 1745-2005. [Нови Сад, Сербия]. 2006. C. 86 - 92.

4. ЗеленчукВ.С. Население Молдавии. С. 9.

5. Гросул Я.С., Будак И.Г. Очерки истории народного хозяйства Бессарабии (1812-1861). Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1967. С. 58.

6. Зеленчук В. С. Население Бессарабии и Поднестровья в XIX в. (этнические и социально-демографические процессы). Кишинев: Штиинца, 1979. С. 100.

7. Суляк С.Г. Осколки Святой Руси. Очерки этнической истории руснаков Молдавии. Кишинев: Издательский дом «Татьяна», 2004. С. 97.

8. Зеленчук В.С. Население Бессарабии и Поднестровья в XIX в. С. 265.

9. Суляк С.Г. Осколки Святой Руси. С. 91 - 92.

10. Шульгин В. В. Годы // Годы. Дни. 1920 год. М.: Новости, 1990. С. 51.

11. Пашаева Н. М. Очерки истории русского движения в Галичине XIX-XX вв. М., Имперская традиция, 2007. С. 28, 32.

12. УльяновН. И. Происхождение украинского сепаратизма. М.: Индрик, 1996. С. 209.

13. О деятелях русинского (галицко-русского) Возрождения см.: Ваврик В. Р. Краткий очерк галицко-русской письменности. Лувен, 1973. 80 с.

14. Свистун Ф.И. Подкарпатская Русь под владением Австрии. Trumbull, Connecticut, 1970. C. 229 - 230.

15. Аристов Ф. Ф. Карпато-русские писатели. Исследование по неизданным источникам. Т. 1. М., 1916. С. 54.

16. Там же. С. 149, 164.

17. Грушевский М. Иллюстрированная история Украины. Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2002. С. 540.

18. Пашаева Н.М. Очерки истории русского движения в Г аличине XIX-XX вв. С. 8.

19. Ульянов НИ. Происхождение украинского сепаратизма. С. 213.

20. Суляк С. Пояснения к статье Франко И. «Формальный и реальный национализм» // Международный исторический журнал «Русин» [Кишинев]. 2006.-№ 3 (5). С. 188. Здесь же приведены короткие биографические сведения о деятелях галицко-, буковинско-русского Возрождения. Более подробно биографии известных буковинских и бессарабских деятелей см.: Суляк С.Г. Ими гордится Молдавия. Биографии некоторых известных общественно-политических, религиозных, военных и культурных деятелей Молдавии // Международный исторический журнал «Русин». [Кишинев]. 2006. № 3 (5). С. 81 - 148.

21. Франко И. Формальный и реальный национализм. Сочинения в десяти томах. Т. 10. Статьи, письма. М., 1959. С. 241 - 241.

22. Пашаева Н.М. Очерки истории русского движения в Галичине XIX-XX вв. С. 68 - 69.

23. Более полно данный период истории русинов освещен автором в следующих статьях: Русины в период Первой мировой войны и русской смуты // Международный исторический журнал «Русин» [Кишинев]. 2006. № 1 (3). С. 46 - 65; Ими гордится Молдавия. Биографии некоторых известных общественно-политических, религиозных, военных и культурных деятелей Молдавии // Международный исторический журнал «Русин». [Кишинев]. 2006. № 3 (5). С. 81 - 148; Некоторые справочные материалы по истории нашего края // Международный исторический журнал «Русин» [Кишинев]. 2007. № 1 (7). С. 163-191; Русины в истории: прошлое и настоящее // Международный исторический журнал «Русин» [Кишинев]. 2007. N° 4 (10). С. 29 - 56.

24. Протопресвитер Петр Коханик. Начало истории Американской Руси // Прикарпатская Русь под владением Австрии. Trumbull, Connecticut, 1970. C. 516, 490.

25. Медеши Л. Америцки руснаци през свою пресу // Международный исторический журнал «Русин» [Кишинев]. 2007. № 2 (8). С. 156.

26. Протопресвитер Петр Коханик. Указ. соч. C. 497, 499.

27. Медеши Л. Указ. соч. С.158 - 159, 173 - 178.

28. Кучма Л. Украина - не Россия. М.: Издательский дом «Время», 2003. С. 54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.