,. С. 1549-1558
типа «восьмерик на четверике». История и архитектура
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ / RESEARCH PAPER УДК 908; 726.03
DOI: 10.22227/1997-0935.2021.12.1549-1558
Никольская церковь в поморском селе Малошуйка — древнейший шатровый храм типа «восьмерик на четверике».
История и архитектура
Андрей Борисович Бодэ1,2, Татьяна Валентиновна Жигальцова3
1 Центральный научно-исследовательский и проектный институт Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации — филиал Научно-исследовательского института теории и истории архитектуры и градостроительства (ЦНИИП Минстроя России —
филиал НИИТИАГ); г. Москва, Россия; 2 Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет
(НИУ МГСУ); г. Москва, Россия; 3 Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова (САФУ имени М. В. Ломоносова); г. Архангельск, Россия
АННОТАЦИЯ
Введение. Никольская церковь в Малошуйке, датируемая 1638 г., отличается тем, что это — один из самых ранних известных образцов широко распространенного типа деревянного храма. Несмотря на свою историко-культурную значимость, объект практически не изучен. Для более полного понимания развития русского деревянного церковного строительства и формирования типологии необходимо рассмотреть Никольскую церковь в контексте общерусских V « храмостроительных традиций XVII в. Столь значительный памятник требует определения своего места в ходе раз- е ф вития русского деревянного зодчества. ^ 2
Материалы и методы. Исследование основано на исторических архивных документах и материалах натурного об- 2. и следования памятника. Никольская церковь рассматривается комплексно в совокупности с историей села и региона. я
Автор, ответственный за переписку: Андрей Борисович Бодэ, [email protected]
Andrey B. Bode1,2, Tatiana V. Zhigaltsova3
1 Central Research and Design Institute of the Ministry of Construction, Housing and Utilities of the Russian Federation — a branch of the Research Institute of Theory and History of Architecture and Urban Planning
О
Для изучения объекта использован историко-архитектурный подход. Проводится сопоставление объекта с аналогами применяется сравнительно-типологический анализ. Для выявления индивидуального и типичного в архитектуре
Никольской церкви типологически однородные объекты анализируются в хронологическом и географическом срезе. С у
Результаты. Вводятся в научный оборот новые исторические источники. Выявлена строительная история и перио- ^ |
дизация Никольской церкви. Определены изменения облика каждого строительного этапа. Дается архитектурно-ху- о М
дожественная и стилистическая характеристика объекта на каждом строительном этапе. Проведено сопоставление ^ 2
объекта с аналогами и выявлены характерные признаки данного типа храма на ранних этапах его эволюции. Они < 9
выражаются в общих размерах, пропорциях, декоративной обработке. Установлены региональные признаки типа о 7
и общерусские черты. Выявлено место исследуемого объекта в истории русской деревянной архитектуры. 0 о
Выводы. Никольская церковь является уникальным памятником русского деревянного зодчества. Будучи самым 2 3
ранним деревянным шатровым храмом типа «восьмерик на четверике», объект отражает архитектуру ранних этапов о (
формирования типа. Никольская церковь обладает региональными архитектурными особенностями, но в целом со- с 5
ответствует общерусским архитектурным традициям XVII в. 0 5'
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: русское деревянное зодчество, строительная история, деревянные храмы, восьмерик С М на четверике, Онежское Поморье, Малошуйка, поморские традиции о 2
0 2
а 03
Благодарности. Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках проекта № 20-012-00356 «Архи- 0 4 тектура деревянных храмов Онежского Поморья XVII-XIX вв. Типология, эволюция, региональные традиции». А 6
г СП
С Я
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Бодэ А.Б., Жигальцова Т.В. Никольская церковь в поморском селе Малошуйка — древней- ( ший шатровый храм типа «восьмерик на четверике». История и архитектура // Вестник МГСУ 2021. Т. 16. Вып. 12. С О
С. 1549-1558. 00!: 10.22227/1997-0935.2021.12.1549-1558 О 5
ф )
I!
I г
<л □ (Я у
Saint Nicholas Church in the pomor settlement of Maloshuyka — the oldest tent roof temple of the octagon-on-quadrangle type. s I
History and architecture = K
NN
M 2
о о to 10
© А.Б. Бодэ, Т.В. Жигальцова, 2021
Распространяется на основании Creative Commons Attribution Non-Commercial (CC BY-NC)
1549
(TsNIIP of the Ministry of Construction of Russia — a branch of NIITIAG); Moscow, Russian Federation; 2 Moscow State University of Civil Engineering (National Research University) (MGSU); Moscow,
Russian Federation;
3 Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov (NArFU); Arkhangelsk, Russian Federation
ABSTRACT
Introduction. The Saint Nicholas Church in Maloshuyka, dated 1638, is notable for being one of the earliest known examples of a widely spread type of wooden temple. Despite its historical and cultural significance, this object remains largely unstudied. To better understand the development of Russian wooden church construction and set up a typology, it is necessary to consider the Saint Nicholas Church in the context of all-Russian church building traditions of the 17th century. A monument of such significance needs to have its own place in the history of Russian wooden architecture.
Materials and methods. The study was based on historical archival documents and on-site survey results. We considered the monument together with the history of the settlement and the entire region. A joint historical and architectural approach was used to study the object. The object was compared with its equivalents via comparative typological analysis. In order to identify individual and typical features in the Saint Nicholas Church architecture, typologically similar objects were reviewed chronologically and geographically.
Results. New historical sources were introduced into the scientific discourse. Construction history and periodization of the Saint Nicholas Church were identified. We determined changes in appearance at each construction stages, and described architectural, artistic and stylistic descriptions of the object at each construction stage. The object was compared with similar objects, and characteristic features of this type of church at the early stages of its evolution were identified. They were expressed in general dimensions, proportions, and decorative finish. Regional typical features and all-Russian features were singled out. The place of the object in the Russian history of wooden architecture was defined. Conclusions. The Saint Nicholas Church is a unique monument of Russian wooden architecture. Being the oldest tent roof wooden temple of octagon-on-quadrangle type, this object reflects the earliest development stages of this architectural type. The Saint Nicholas Church has certain local architectural features, but it generally conforms to the all-Russian architectural traditions of the 17h century.
KEYWORDS: russian wooden architecture, history and construction, wooden temples, octagon-on-quadrangle, Onega Pomorye, Maloshuyka, pomor traditions
N N
о о
N N NN
Acknowledgements: The study was carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research (RFBR) in the framework of the project No. 20-012-00356 "Architecture of 17th—19th century wooden churches of the Onega Pomorye. Typology, evolution, regional traditions".
К Ш U 3
> (Л
с и
to <o
<0 <U
и
<D <D
О ё
FOR CITATION: Bode A.B., Zhigaltsova T.V. Saint nicholas church in the pomor settlement of Maloshuyka — the oldest tent roof temple of the octagon-on-quadrangle type. History and architecture. Vestnik MGSU [Monthly Journal on Construction and Architecture]. 2021; 16(12):1549-1558. DOI: 10.22227/1997-0935.2021.12.1549-1558 (rus.).
Corresponding author: Andrey B. Bode, [email protected]
<Л (Л
.E о
^ a
Ю о
s 1
о EE
CO ^
T- ^
£
22 J > A
■8 I
El
о И
ВВЕДЕНИЕ
Деревянное зодчество остается одним из малоизученных явлений в русской культуре. Причина этого заключается в огромном количестве сохранившихся объектов, расположенных на удаленных территориях, и относительно небольшом числе исследователей. Русское деревянное церковное зодчество отличается необычайно большим разнообразием архитектурных и конструктивных решений и имеет достаточно четко структурированную типологию [1]. Определенные типы церквей достоверно известны с XVI в. [2, с. 11-12] или даже с XV в. [3, с. 11-17]. Один из самых распространенных типов деревянных церквей — постройки с основным срубом в виде «восьмерика на четверике», завершенные шатром. К этому типу относится едва ли не самый известный памятник деревянного зодчества — Успенская церковь 1774 г. в Кондопоге [4]. Однако при повсеместной распространенности этого типа большинство известных объектов приходится на вторую половину XVII-XVШ вв., т.е. их развитие прослеживается на небольшом отрезке времени.
Регион Беломорье обладает особенной историко-культурной спецификой. Строительство и развитие архитектуры здесь характеризует активность в связи
с пересечением торговых и экономических связей, в том числе зарубежных [5]. Рассмотрим Никольскую церковь 1638 г. в с. Малошуйка (д. Абрамовская) Онежского района Архангельской области (рис. 1).
Рис. 1. Никольская церковь (1638), с. Малошуйка д. Абрамовская (фото Т. Жигальцовой) Fig. 1. Saint Nicholas С hurch (1638), Maloshuyka Abramovskaya village (photo by T. Zhigaltsova)
1550
,. С. 1549-1558
типа «восьмерик на четверике». История и архитектура
Рис. 2. Архитектурный ансамбль с. Малошуйка д. Абрамовская, Онежский район (рис. А.Б. Бодэ) Fig. 2. The architectural ensemble in Maloshuka Abramovskaya village, Onega District (drawing by A.B. Bode)
Никольская церковь расположена на возвышенности в отдалении от жилых построек и входит в состав трехчастного архитектурного ансамбля, состоящего также из Сретенской церкви (1873) и колокольни (1807) (рис. 2). Постановлением Советов Министров РСФСР № 624 от 04.12.1974 ансамблю была присвоена федеральная категория охраны.
Никольская церковь является одним из самых ранних известных образцов шатрового деревянного храма типа «восьмерик на четверике». Об объекте неоднократно писали в научной литературе, но он остается малоисследованным с точки зрения архитектуры и типологии. До сих пор был не изучен корпус архивных исторических источников, проведено лишь беглое натурное обследование, не выявлена строительная история объекта. Не определено его место в соответствующем типологическом ряду и в истории русского деревянного зодчества.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Цель исследования — комплексное изучение Никольской церкви в с. Малошуйка в историческом, архитектурном, конструктивном, типологическом аспектах, выявление ее регионального своеобразия и взаимосвязи с общерусскими архитектурными традициями. Задачи исследования — сбор архивно-исторических данных по исследуемому объекту и месту; натурное обследование объекта; выявление строительной истории и периодизации объекта; сравнительно-типологический анализ объекта и его аналогов; определение характерных архитектурных особенностей объекта; сопоставление его архитектуры с общерусскими архитектурными традициями XVII в.
Для выполнения задач в работе используется комплексный подход, сочетающий исследовательские научно-реставрационные методы обследования
и изучения с научными методами исторического, архитектурного и сравнительно-типологического анализа. Методика историко-архитектурного обследования объекта близка к методике проведения комплексных научных обследований реставрируемых памятников [6]. Архивные исторические поиски составляют одну из основ исследования [7]. В работе изыскания сведений по истории и строительству исследуемого памятника выполнены в Государственном архиве Архангельской области. Натурное обследование объекта включает архитектурные обмеры, фотофиксацию, зарисовки деталей, представляющих особую историко-архитектурную ценность. Совокупный анализ данных натурных обследований и архивно-библиографических сведений служит для выявления строительных этапов, через которые прошел памятник, и понимания изменений, происшедших на каждом строительном этапе. Выполняются сравнительно-типологический анализ объекта исследования и в совокупности с аналогами анализ эволюции архитектурных форм типа в период ХУП-ХУШ вв., сопоставление архитектуры объекта с каменным зодчеством XVII в.
Типологический и эволюционный анализ архитектуры Никольской церкви позволяет выявить ее своеобразие, сопоставить с иными представителями этого типа в других регионах Севера, и в итоге методом обобщения определить место исследуемого памятника в общем ходе развития русского деревянного зодчества.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Храмовый комплекс с. Малошуйка состоит из трех построек — Никольской церкви (1638), Сретенской церкви (1873) и колокольни (1807). Датой постройки Никольской церкви принято считать
< п
tT
iH О Г
0 СО
n со
1 <
< -»
J со
u -
r i
n °
< 3
o <
oi
О n
CO CO
l\J со
0
1
CO CO о о
< ) ® ®
л ' 0> DO I T
s У с о <D Ж 1 1 NN
о о 10 10
1551
сч N О О N N
сч сч
г г
¡г <»
и 3 > (Л
С И
и <о
<0 щ
Ц
<и а
О ё
(Л
ел
.Е о
^ с
ю о
£ 1
о ЕЕ
О) ^
т- ^
22 ^
* А
£ ^
О (Я
1638 г. по дате Указа митрополита Новгородского Афония «строить новый деревянный храм в честь святителя Николая, на месте сгоревшего храма в честь такого же святого» [8, с. 17]. Из Указа следует, что здесь находилась более ранняя постройка, возможно, схожего архитектурного типа.
Однако в других архивных документах фигурирует иная дата постройки. В Клировой ведомости 1799 г. говорится, что имеющийся антиминс на белом полотне « Священнодействован благословением Иова Митрополитом Великоновгородскаго и Великолуц-каго 1700 года» [9, л. 219]. Иов был возведен в сан митрополита в 1697 г. и оставался им до своей смерти в 1716 г. [10]. Как известно, дата антиминса свидетельствует либо о постройке, либо о капитальном ремонте церкви. Эта же дата встречается и в документе 1820 г., в котором говорится, что Никольская церковь имеет антиминс 1700 г. «сентября «22» дня». В этом же году антиминс был священнодействован и для Никольской церкви в Ворзогорском приходе [11, л. 257]. Интересными представляются архивные документы 1833 [12] и 1834 [13] гг., в которых значится постройка церкви в 1700 г. и есть приписка: «Прежде на том же месте были Церкви» [12, л. 2]. Академик архитектуры В. В. Суслов утверждал, что церковь «за исключением нижней части главного сруба, которая была в древности часовней» относится к 1700 г. постройки [14, с. 43].
Известно, что в церкви хранился «Крест храмоз-данный деревянный» 1638 г., на котором была высечена резная надпись: «Месяца Апреля во первый день, лета XPMS» [15, л. 4]. С этим крестом связана местная легенда о «Никодимовом кресте»: «Когда панских-то разбойников прогонили с Поморья, вернулись малошуяна с озер, а от села нашего ничто-ничего. Ну, мужики первым делом часовенку срубили, потом избы поправили. До не долго простояла часовенка—сгорела. А наша Малошуйка приписана была в ту пору Кожеозерскому монастырю... Снарядили малошуяна ходоков в монастырь за благословением на постройку новой часовни. А о ту пору жив был в монастыре преподобный Никодим. Мужики наши в монастырь сходили, получили от игумена благословение и принесли крест освященный. Долго крест этот на церкви стоял, а когда подгнил, то уж новый срубили. Много народишку к нему хаживало, благодать от него исходила» [16]. Крест долгое время хранился в шатре Никольской церкви [16].
Если учесть все имеющиеся сведения, то сохранившаяся Никольская церковь датируется 1638 г., о чем свидетельствует Указ Новгородского митрополита Афония и «храмозданный» крест. В 1700 г., вероятно, был выполнен капитальный ремонт, по случаю которого митрополит Иов священнодействовал антиминс.
Самым первым известным нам описанием Никольской церкви являются идентичные «Описи иму-
щества церквей Онежской округи» 1808 [17], 1814 [18] и 1819 [19] гг., в которых даны размеры церкви: «в вышину до Кровли 6 сажень, в длину по фундаменту с трапезою до Олтаря 6-ть сажень с половиною, в ширину 5-ть сажень» [19, л. 180]. Алтарь «в два полукружия», с западной стороны для входа в паперть устроено деревянное крыльцо «над Оным Крышка на два ската», двери «створные» [19, л. 180181]. Над дверью находился «Образ Святителя Николая в деревянной Столярной работе кивоте Золочен Листовым Золотом, и в деревянном Ковчеге, которой с наружи выкрашен Красным Суриком» [19, л. 181]. Расположение окон в церкви: в паперти с южной стороны два окна, с северной — три; в самой Церкви 4 окна (без указания сторон), в Алтаре два окна. Иконостас резной, золоченный листовым золотом [19, л. 181].
После поездки его преосвященства Неофита епископа Архангельского и Холмогорского в сентябре 1823 г. по приходам Онежского уезда, 4 декабря 1824 г. вышел «Указ Его Императорскаго Величества Самодержца Всеросийскаго из Архангельской Духовной Консистории в Онежское духовное правление» от епископа с требованием исправить замеченные им неисправности: «в Следствии замечанныя мною при асмотре нижепоказанных приходов неисправностей велеть немедля чрез Благочинных Следующие во Исполнение...» [20, л. 13]. По отношению к Малошуйскому приходу было указано хранить в алтаре утварь в «чистоте и опрятности», разобрать архив и составить опись, а также устроить ограду вокруг церквей, «перебрать ризницу и починить паперть Никольской церкви» и «огородить место для ризницы в Стороне церкви» [20, л. 13 об.]. Слова «перебрать» ризницу, а не «пристроить» говорят о том, что ризница существовала до 1824 г., но в вышеуказанных описаниях 1808, 1814, 1818 гг. ее нет, как нет и окна, которое должно было бы быть, если бы ризница существовала.
Видимо, в 1823 г. ризница была недавно построена. Она располагалась прямо напротив паперти и конструктивно была связана с нею (рис. 3). Починка паперти повлекла бы за собой переборку ризницы. Наверное, этим объясняются слова: «перебрать ризницу и починить паперть». Требование «огородить место для ризницы в Стороне церкви» остается непонятным. Возможно, оно связано с переборкой ризницы и временным хранением бревен.
Точная дата починки паперти и перестройки ризницы нам не известна. Описание храма 1829 [21, 22] и 1833 [12] гг. содержит данные о размерах, расположении и количестве окон в документах 1808, 1814 и 1819 гг. Сведений о пристройках в них нет. Однако в документе следующего 1834 г. дано описание церкви с понамарней и ризницей: «Олтарь оной церкви в два полукружия, с северной стороны построены Понамарня и ризница, Кровля на Церкви и Олтаре деревянная, с Западной стороны для входа
1552
в паперть Крыльцо деревянное, над оным крышка на два ската, двери створные, деревянные... В Паперти на Южной Стороне два Окна, на Северной три Окна, в Церкви четыре окна, во Святом Олтаре два, в Пономарне и ризнице по одному окну, во всех оных окнах окончины стеклянные и решотки железнные» [13]. Таким образом, скорее всего, починка паперти и перестройка ризницы произошли в 30-40-е годы XIX в.
Рис. 3. План Никольской церкви (1638): 1 — алтарь; 2 — церковь; 3 — притвор; 4 — пономарня; 5 — ризница; 9 — окна [21, с. 102]
Fig. 3. Plan of Saint Nicholas Church (1638): 1 — altar; 2 — church; 3 — narthex; 4 — bell ringer room; 5 — sacristy; 9 — windows [21, p. 102]
В описании храма 1856 г. появляются новые данные об обшивке церкви тесом и покраске шатра, сама церковь оставалась некрашенной: «Холодная церковь во имя Светителя и Чудотворца Николая, построена в виде шатра или конуса с одною главою, окрашена чернедью, а шейка главы белою краскою. По ниже шатра осмерня, после которой здание расширяется на три стороны, а соответственно сему и крыша оканчивается на три ската. Олтарь устроен уступами с обоих сторон, он оканчивается крышею на два ската, на верху которой небольшая глава и крест. Самая церковь обшита тесом, но некрашена; в вышину и длину по фундаменту до олтаря по шести сажень, ширина от 3 ^ до 4 сажень» [23, л. 9].
Известно, что к 1895 г. стены и крыши церкви были окрашены: «Глава церкви окрашена медянкою, женка (шея—прим. авторов) белилами, а все прочее же охрой» [24, л. 6]. Что касается количества окон, то в более ранних документах указывается наличие 11 окон [19, л. 181], а в документе 1895 г. на 3 окна больше — 14 [24, л. 6]. Вероятно, это — окна в ризнице и пономарне, сделанные в 30-40-е гг. XIX в. Кроме этого, в документе 1895 г. даются более под-
робные размеры церкви: «Фундамента не заметно. Алтарь устроен с уступом на южной стороне в две сажени квадратных. По северную сторону алтаря два равные отделения — первое для пономаря и второе для ризницы. Самая церковь в 2 и ^ сажени ширина, 3 сажени длины и 2 высоты. На северной стороне церкви особое отделение, предназначенное в древности, по всей вероятности, для женщин. Трапеза шириною превосходит остальные части здания — 5 сажень 2 аршины. Потолок и крыша в ней (трапезе) на три ската» [24, л. 6]. Эти размеры и описание помещений соответствуют тому, что мы сейчас видим на памятнике.
Никольская церковь известна уникальным утраченным двускатным крыльцом с полой (без передней стенки) бочкой: «Выдающееся украшение этой церкви — двухстороннее крыльцо, отделанное колонками и балясником. Средина его покрыта весьма типичною и изящною крышею "бочечкой"» [14, с. 43]. Изображение полой бочки сохранилось на рисунке В.В. Суслова [14, с. 42] и фотографии В.А. Плотникова в работе И.Э. Грабаря [26, с. 473]. Подобное завершение крыльца присутствовало во дворце Алексея Михайловича в Коломенском (1668-1681) [25, с. 110]. Есть пример пустотелой бочки над входом и в каменном зодчестве. Это — Благовещенская церковь 1675 г. в с. Тайнинском под Москвой [25, с. 110]. Из этого мы заключаем, что данный прием был характерен для XVII в., а в Малошуйке был воспроизведен в XIX в. в силу инертности развития архитектуры в провинции, а возможно, как повторение предшествующего крыльца.
Покраска крыш и стен деревянных зданий, как известно, требует периодического обновления. На рис. В.В. Суслова [14, с. 42] конца XIX в. шейка главки окрашена белилами, однако на фотографии Никольской церкви начала XX в. (рис. 4) видно, что шейка главки окрашена явно не белилами, а стены, наоборот — не охрой, а белилами (подпись к фотографии: «Церковь св. Николая старинная, обшита тесом, белая, ограждена деревянной балюстрадой») [27].
И действительно, из источника 1903 г. становится ясно, что в первые годы XX в. церковь была окрашена повторно: «Холодная церковь в честь Святителя и Чудотворца Николая, шатровая, с одною главою и осьмиконечным крестом на ней, обшита тесом. Глава церкви окрашена медянкою, шейка желтым кроном, а все прочее белилами. Фундамента не заметно...» [28, л. 3]. Следовательно, в строительной истории памятника можно выделить еще один последний этап, связанный с изменением цветового решения. С приходом советской власти Никольская церковь была закрыта в 1931 г., находилась на балансе колхоза, использовалась в качестве склада [29, с. 611].
Материалы натурного обследования памятника подтвердили сведения исторических источников.
< п
tT
iH О Г
0 СЯ
n ся
1 <
< -»
J CD
U -
r i
n °
< 3 o
oi
О n
СЯ СЯ
l\J CO
0
1
CO CO о о
< )
fM
® ®
л '
o> n
1 T
s У с о <D Ж f f NN
2 2 о о 2 2
1553
сч N
О О
сч сч
сч сч
т- т* (V U 3
> (Л
с и
2 "7
to со
<0 <U
ij
ф Ф
о ё
(Л
ел
.Е о
^ с Ю о
S g
о ЕЕ
fee
О) ^ т- ^
Е
■8 El
О И
Основной сруб Никольской церкви, состоящий из восьмерика на четверике, и прямоугольный алтарный прируб представляют собой древнейшую часть здания. Эта часть имеет сравнительно небольшие размеры, стройные пропорции, что сопоставимо с аналогичными ранними известными церквями типа «восьмерик на четверике» — Воздвиженской 1623 г. в с. Кургоминское и Воскресенской 1643 г. в с. Малая Немнюга [25, с. 103; 110]. В этот же ряд можно поставить Никольскую церковь середины XVII в. в с. Пурнема [30]. Кроме того, церковь в Малошуйке завершается большим шатром с крупной главой. Это роднит ее с древнерусскими храмами в целом [31].
Рис. 4. Фотография Никольской церкви (1638), начало XX в. [27]
Fig. 4. Photo of Saint Nicholas Church (1638), early 20th century [27]
Шатровые храмы типа «восьмерик на четверике» во второй половине XVII-XVШ вв. имеют более крупный масштаб и значительно большее разнообразие пропорций. Ко второй половине XVII в. относятся достаточно крупные по величине церковь Иоанна Златоуста 1665 г. в с. Саунино, Никольская церковь 1670 г. в с. Волосово, Ильинская церковь 1692 г. в с. Са-мино и др. Для деревянного зодчества второй половины XVII в. характерно развитие и бурный расцвет региональных северорусских школ. Объекты северозападных земель отличаются фронтонными поясами, устраивавшимися при переходе от четверика к восьмерику [32]. Шатровые храмы северо-восточных областей характеризуют декоративные кокошники, размещавшиеся на гранях восьмерика [33]. Именно такой особенностью обладает Никольская церковь
в Малошуйке. Кокошники на ней были удалены при позднейших перестройках, но от них хорошо сохранились следы под обшивкой и внутри восьмерика. Шатровые храмы северо-западных и северо-восточных регионов отличаются пропорциональным соотношением срубного основания и шатра [34]. Церковь в Малошуйке, имеющая небольшое срубное основание и высокий шатер, по пропорциональному строю тяготеет к северо-восточной традиции.
Для конца XVIII в. характерно строительство шатровых храмов особенно больших размеров, что существенно отличает их от объектов первой половины XVII в. Успенская церковь 1774 г. в Кондопоге, Дмитриевская церковь 1784 г. в с. Верхняя Уфтюга, Благовещенская церковь 1795 г. в с. Турчасово — это поистине грандиозные сооружения высотой более 40 м. Увеличение масштаба церковных зданий мы наблюдаем не только на примере шатровых храмов. Это явление, свойственное всем типам деревянных церквей, предваряет развитие в том же направлении деревянной архитектуры в XIX в. [35]. Архитектурные особенности Никольской церкви в Малошуйке уже далеки от этих новых влияний, они остаются в XVII в. на ранних этапах развития шатрового храма типа «восьмерик на четверике».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ОБСУЖДЕНИЕ
Итак, в строительной истории исследуемой Никольской церкви выявлены следующие этапы:
1) 1638 г. — строительство Никольской церкви, второй по счету на месте сгоревшего предшествующего храма;
2) 1700 г. — капитальный ремонт Никольской церкви с освящением. На этом этапе перестраивалась паперть;
3) 30-40-е годы XIX в. — ремонт паперти и перестройка ризницы;
4) середина XIX в. — обшивка тесом, покраска шатра, шеи и главки церкви;
5) конец XIX в. (около 1895 г.) — покраска всей церкви;
6) начало XX в. (около 1903 г.) — повторная покраска всей церкви с изменением цветового решения.
Никольская церковь является уникальным памятником русского деревянного зодчества. Она обладает архитектурными особенностями, свойственными северо-восточным областям, выражавшимися в высоком шатре и устройстве декоративных кокошников. В целом Никольская церковь соответствует общерусским архитектурным традициям XVII в.
Будучи самым ранним деревянным шатровым храмом типа «восьмерик на четверике», объект отражает архитектуру ранних этапов формирования типа. Архаичными признаками данного типа храма можно признать компактность плана, небольшие размеры по сравнению с более поздними аналогичными храмами и пропорционально крупный верх. Николь-
1554
ская церковь относится к древнейшим и выдающимся произведениям архитектуры и имеет высокую историко-культурную ценность.
Дальнейшее направление работы заключается в исследовании новых объектов региона Онежское Поморье с целью раскрытия их историко-культурной ценности, выявления регионального своеобразия
деревянного зодчества. Проводимые научные исследования актуальны для сохранения и реставрации памятников деревянного зодчества. Благодаря большому количеству сохранившихся объектов Онежское Поморье имеет высокий историко-культурный потенциал для развития туризма и оживления малых исторических поселений.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Орфинский В.П., Гришина И.Е. Типология деревянного культового зодчества Русского Севера. Петрозаводск : Издательство ПетрГУ, 2004. 278 с.
2. Давыдов А.И. Исследования по истории архитектуры и нижегородскому краеведению. Нижний Новгород : Нижегородская историко-этнологическая лаборатория, 2016. 224 с.
3. Шургин И.Н. Исчезающее наследие. Очерки о русских деревянных храмах XV-XVIII веков. М. : Совпадение, 2006. 200 с.
4. Бодэ А.Б. Успенская церковь в Кондопоге. Строительная история, архитектурные особенности, прионежские аналоги // Архитектурное наследство.
2016. № 65. С. 91-102.
5. Khodakovsky E. Wood in the Architecture of Europe and Russia: National Specifics and International Research // Historic Wooden Architecture in Europe and Russia. Evidence, Study and Restoration. Basel, 2016. Pp. 6-17.
6. Khodakovsky E., Lexau S.S. The Northern Neighbours and Their Heritage // Architectural Conservation and Restoration in Norway and Russia.
2017. Pp. 1-6. DOI: 10.4324/9781315276205-1
7. Khodakovsky E., Noskova A. Archives and Historical Documents in Contemporary Research of the Wooden Architecture of the Russian North // Historic Wooden Architecture in Europe and Russia. Evidence, Study and Restoration. Basel, 2016. Pp. 78-91.
8. Верюжский М.В. Малошуйский приход // Архангельские епархиальные ведомости. 1896. № 3. С. 16-18.
9. ГААО (Государственный архив Архангельской области). Ф. 29. Оп. 37. Д. 8. Л. 219. Клировая ведомость. 1799.
10. Митрополит Иов Новгородская Епархия. Русская православная церковь Московского Патриархата. URL: http://vn-eparhia.ru/svyatiteli-novgorodskoj-zemli/151-svyatiteli-novgorodskoj-zemli-xix-vek/957-iov-mitropolit-novgorodskij
11. ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 15. Описи архиерейской ризницы и ведомости о церквях, церковном имуществе и церковнослужителях. 1771-1822.
12. ГААО. Ф. 462. Оп. 1. Д. 28. Опись имуществ и угодий церквей Малошуйского прихода. 1833.
13. ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 320. Опись церковного имущества по Малошуйскому приходу Онежской округи. 1834.
14. Суслов В.В. Путевые заметки о Севере России и Норвегии. СПб. : Типография А.Ф. Маркса, 1888. 72 с.
15. ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 1894. Главная опись церковного и ризничного имущества Малошуйской церкви Онежского Уезда. 1903.
16. Воспоминания Е.И. Шайтановой, с. Малошуйка, запись 1966 года / из личного архива местного историка-краеведа А.Н. Кузнецова.
17. ГААО. Ф. 29. О. 31. Д. 148. Опись церковного имущества по Онежской округе. 1808.
18. ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 176. Опись церковного имущества по Онежской округе. 1814.
19. ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 193. Опись церковного имущества по Онежской округе. 1819.
20. ГААО. Ф. 478. Оп. 1. Д. 2. Указы Архангельской Духовной Консистории и Онежскаго ду-ховнаго правления. 1824-1827.
21. Известия Императорской археологической комиссии. Вып. 41: вопросы реставрации. СПб. : Типография Главного Управления Уделов, 1911. 228 с.
22. ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 258. Опись церковного имущества по Онежской округе. 1829.
23. ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 767. Церковная и риз-ничная опись Архангельской Епархии Онежского Уезда Малошуйской Сретенской Церкви. 1856.
24. ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 1637. Главная опись церковного и ризничнаго имущества Архангельской Епархии Онежского уезда Малошуйского прихода церквей. 1895.
25. Забелло С.Я., Иванов В.Н., Максимов П.Н. Русское деревянное зодчество. М. : Государственное архитектурное издательство Академии архитектуры СССР, 1942. 214 с.
26. Грабарь И.Э. История русскаго искусства. М. : издание И. Кнебель, 1910. Т. 1. 508 с.
27. РЭМ (Российский этнографический музей). 2637-79. Церковь св. Николая старинная, обшита тесом, белая, ограждена деревянной баллюстрадой. Архангельская губерния, Онежский уезд, д. Мало-шуйка, Великороссы. Ф. Нег.
28. ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 1894. Главная опись церковного и ризничного имущества Малошуйской церкви Онежского Уезда. 1903.
29. Жигальцова Т.В. Историко-культурное наследие Арктики: северный «тройник» в селе Мало-
< п
tT
iH О Г
o n
1 <
< -»
J со
u -
r i n
< 3 o
n
CO CO
l\J CO
0
1
CO CO о о
< )
I!
® ®
л ' 0> DO I T
s у с о <D X
1 1
!!
22 О о 10 10
1555
шуйка, Онежское Поморье // Проблемы обеспечения экологической безопасности и устойчивое развитие арктических территорий : сб. мат. Всерос. конф. с меж-дунар. участием II Юдахинские чтения. Архангельск : Ом-медиа, 2019. С. 609-612.
30. Ходаковский Е.В., Курина Н.Н. Никольская церковь в селе Пурнема и деревянная храмовая архитектура Беломорья XVII-XVIII веков // Архитектурное наследство. 2011. № 55. С. 61-68.
31. Бондаренко И.А. К вопросу о происхождении луковичной формы церковных глав // Народное зодчество : межвузовский сб. Петрозаводск : Издательство ПетрГУ, 1998. С. 105-113.
Поступила в редакцию 18 ноября 2021 г. Принята в доработанном виде 3 декабря 2021 г. Одобрена для публикации 3 декабря 2021 г.
32. Носкова А.Г. Онежско-Ладожская архитектурная традиция XVII-XVIII вв. // Деревянное зодчество : сб. науч. ст. 2011. С. 124-158.
33. Бодэ А.Б. Деревянные шатровые храмы. Архитектура, локальные традиции, происхождение // Вестник МГСУ. 2010. № 4-5. С. 24-30.
34. ОрфинскийВ.П. Храмостроительные школы в народном деревянном зодчестве Русского Севера // Локальные традиции в народной культуре Русского Севера. Петрозаводск : КНЦ РАН, 2003. С. 396-400.
35. Ходаковский Е.В. Древнерусские деревянные храмовые комплексы Русского Севера и их преобразования в XIX столетии // Архитектурное наследство. 2018. № 69. С. 51-61.
N N О О СЧ СЧ
СЧ СЧ т- т-
К (V U 3 > (Л
с и он со
<0 <U
îj
<D <D
О %
(Л (Л
.Е о
dl"
с
ю о
S 1
о ЕЕ
СП ^ т- ^
Е
22 J * А
£
Si
О (Я
Об авторах : Андрей Борисович Бодэ — кандидат архитектуры, заведующий сектором деревянного зодчества; Центральный научно-исследовательский и проектный институт Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации — филиал Научно-исследовательского института теории и истории архитектуры и градостроительства (ЦНИИП Минстроя России — филиал НИИТИАГ); 111024, Москва, Душинская ул., д. 9; Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет» (НИУ МГСУ); 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26; РИНЦ ГО: 277025; [email protected];
Татьяна Валентиновна Жигальцова — кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии и религиоведения; Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова (САФУ имени М.В. Ломоносова); 163002, г. Архангельск, наб. Северной Двины, д. 17; РИНЦ ГО: 552031; 2Ы1ауа@ gmail.com.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
REFERENCES
1. Orfinskiy V.P., Grishina I.E. Typology of wooden cult architecture of the Russian North. Petrozavodsk. Publishing house of Petrozavodsk State University, 2004; 278. (rus.).
2. Davydov A.I. Architectural history andNizhny Novgorod local lore studies. Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod Historical and Ethnological Laboratory, 2016; 224. (rus.).
3. Shurgin I.N. Vanishing heritage. Essays on Russian wooden temples of the 15-18th centuries. Moscow. Sovpadenie, 2006; 200. (rus.).
4. Bode A., Noskova A. Assumption church in Kondopoga. History of construction, architectural features, Onega-region analogues. Architectural Heritage. 2016; 65:91-102. (rus.).
5. Khodakovsky E. Wood in the Architecture of Europe and Russia: National Specifics and International Research. Historic Wooden Architecture in Europe and Russia. Evidence, Study and Restoration. Basel, 2016; 6-17.
6. Khodakovsky E., Lexau S.S. The Northern Neighbours and Their Heritage. Architectural Conservation and Restoration in Norway and Russia. 2017; 1-6. DOI: 10.4324/9781315276205-1
7. Khodakovsky E., Noskova A. Archives and Historical Documents in Contemporary Research of the Wooden Architecture of the Russian North. Historic Wooden Architecture in Europe and Russia. Evidence, Study and Restoration. Basel, 2016; 78-91.
8. Veryuzhskiy M.V. Maloshuyka parish.Arkhangelsk Eparchial Records. 1896; 3:16-18. (rus.).
9. State archive of Arkhangelsk region. Fund 29, Series 37, Case 8. Sheet 219. Clerical record. 1799. (rus.).
10. Metropolitan Job / Nizhniy Novgorod Episcopate. Russian Orthodox Church, Moscow Patriarchate. URL: http://vn-eparhia.ru/svyatiteli-novgorodskoj-zemli/151-svyatiteli-novgorodskoj-zemli-xix-vek/957-iov-mitropolit-novgorodskij (rus.).
11. State archive of Arkhangelsk region. Fund 29, Series 31, Case 15. Inventories of archiereus sacristy and
1556
records of churches, church property and minor orders. 1771-1822. (rus.).
12. State archive of Arkhangelsk region. Fund 462, Series 1, Case 28. Inventory of church property and land in Maloshuyka parish. 1833. (rus.).
13. State archive of Arkhangelsk region. Fund 29, Series 31, Case 320. Inventory of church property in Maloshuyka parish, Onega district. 1834. (rus.).
14. Suslov V.V. Travel notes about the Russian North and Norway. St. Petersburg, Printing office of A.F. Marks, 1888; 72. (rus.).
15. State archive of Arkhangelsk region. Fund 29, Series 31, Case 1894. Main inventory of church and sacristy property, Maloshuyka church of Onega uezd. 1903. (rus.).
16. Memoirs of E.I. Shaytanova, Maloshuyka settlement, record of 1966 / from the personal archive of historian and local lore expert A.N. Kuznetsov. (rus.).
17. State archive of Arkhangelsk region. Fund 29, Series 31, Case 148. Inventory of church property for Onega district. 1808. (rus.).
18. State archive of Arkhangelsk region. Fund 29, Series 31, Case 176. Inventory of church property for Onega district. 1814. (rus.).
19. State archive of Arkhangelsk region. Fund 29, Series 31, Case 193. Inventory of church property for Onega district. 1819. (rus.).
20. State archive of Arkhangelsk region. Fund 478, Series 1, Case 2. Orders of Arkhangelsk Ecclesiastical Consistory and Onega Ecclesiastical Board. 1824-1827. (rus.).
21. Proceedings of Imperial archaeological commission. Issue 41: restoration issues. St. Petersburg, Printing house of Chief Domain Administration, 1911; 228.
22. State archive of Arkhangelsk region. Fund 29, Series 31, Case 258. Inventory of church property for Onega district. 1829. (rus.).
23. State archive of Arkhangelsk region. Fund 29, Series 31, Case 767. Church and sacristy inventory of Maloshuyka Church of the Presentation, Onega uezd, Arkhangelsk episcopate. 1856. (rus.).
24. State archive of Arkhangelsk region. Fund 29, Series 31, Case 1637. Main inventory of church and sacristy property of Maloshuyka parish, Onega uezd, Arkhangelsk episcopate. 1895. (rus.).
Received November 18, 2021.
Adopted in revised form on December 3, 2021.
Approved for publication on December 3, 2021.
B i o n o t e s : Andrey B. Bode—PhD in Architecture, Head of the Wooden Architecture Sector; Central Research and Design Institute of the Ministry of Construction, Housing and Utilities of the Russian Federation — a branch of the Research Institute of Theory and History of Architecture and Urban Planning (TsNIIP of the Ministry of Construction of Russia — a branch of NIITIAG); 9 Dushinskaya st., Moscow, 111024 Moscow, Russian Federation; Moscow State University of Civil Engineering (National Research University) (MGSU); 26 Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation; ID RISC: 277025; [email protected];
25. Zabello S.Ya., Ivanov V.N., Maksimov P.N. Russian wooden architecture. Moscow, State architectural publishing house of the USSR Academy of Architecture, 1942; 214. (rus.).
26. Grabar' I.E. Russian art history. Moscow, I. Knebel', 1910; 1:508. (rus.).
27. Russian Ethnographic Museum. 2637-79. Saint Nicholas church in Maloshuyka settlement, Arkhangelsk province, Onega uezd, Great Russians. Photographic negative. (rus.).
28. State archive of Arkhangelsk region. Fund 29, Series 31, Case 1894. Main inventory of church and sacristy property, Maloshuyka church of Onega uezd. 1903. (rus.).
29. Zhigaltsova T.V. Historical and cultural heritage of the Arctic: northern "triplet" in Maloshuyka settlement, Onega Pomorye. Environmental safety assurance and sustainable development ofArctic territories: proceeding of all-Russian conference with international participation. Arkhangelsk, Om-media, 2019; 609-612. (rus.).
30. Khodakovski E.V., Kurina N.N. St. Nicholas' church in the village Purnema and 17th-18th century wooden church architecture of the White Sea region. Architectural Heritage. 2011; 55:61-68. (rus.).
31. Bondarenko I. A. On the origin of onion-shaped church tops. Folk Architecture: inter-university collection of papers. Petrozavodsk, Publishing house of Petrozavodsk State University, 1998; 105-113. (rus.).
32. Noskova A.G. Onega-Ladoga architectural tradition of the XVII-XVIIIth centuries. Wooden architecture: collection of scientific articles. 2011; 124-158. (rus.).
33. Bode A.B. Wooden tent rooftemples. Architecture, local traditions, origin. VestnikMGSU [Proceedings of the Moscow State University of Civil Engineering]. 2010; 4-5:24-30. (rus.).
34. Orfinskiy V.P. Temple-building schools in folk wooden architecture of the Russian North. Local traditions in folk culture of the Russian North. Petrozavodsk, Kola research center of the Russian Academy of Sciences, 2003; 396-400. (rus.).
35. Khodakovskiy E.V. Ancient early Russian wooden church complexes of the Russian north and their transformations in the 19th century. Architectural Heritage. 2018; 69:51-62. (rus.).
< П
tT
iH
О Г s 2
0 со n со
1 <
< -»
J CD
U -
r i
n °
< 3 o
oî
О n
со со
м со
0
1
СП СП о о
< ) ® ®
л '
0> П I т
(Л У
с о (D X
•Ni0
м 2 о о to м
1557
tv N o o
N N
ci ci
r r
H (V U 3 > in E M
to <o
<0 <U
u
<D <D
o %
---' "t^
O
O CJ CD >
CM £
M
w
.E o
• c
LO o
o EE
fe °
a> ^
T- ^
E
22 J > A
■8 £
El
o (A
Tatiana V. Zhigaltsova — Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department of Culturology and Religious Studies; Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov (NArFU); 17 Severnaya Dvina embankment, Arkhangelsk, 163002, Russian Federation; ID RISC: 552031; [email protected].
Contribution of the authors: all the authors contributed to this article equivalently. The authors declare that there is no conflict of interests.
1558