Научная статья на тему 'Культурный ландшафт как фактор формирования традиционного деревянного зодчества северных и арктических территорий'

Культурный ландшафт как фактор формирования традиционного деревянного зодчества северных и арктических территорий Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
128
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РУССКИЙ СЕВЕР / АРКТИКА / ОНЕЖСКОЕ ПОМОРЬЕ / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ / ИСТОРИЧЕСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ / НАРОДНАЯ АРХИТЕКТУРА / АНСАМБЛЬ / ХРАМ / ЖИЛИЩЕ / ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО / СЕЛО МАЛОШУЙКА ОНЕЖСКОГО РАЙОНА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ / RUSSIAN NORTH / ARCTIC / ONEGA POMORYE / TRADITIONAL CULTURE / CULTURAL LANDSCAPE / HISTORICAL SETTLEMENT / FOLK ARCHITECTURE / ENSEMBLE / CHURCH / DWELLING / WOODEN ARCHITECTURE / MALOSHUIKA VILLAGE OF ONEGA DISTRICT OF ARKHANGELSK REGION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пермиловская Анна Борисовна, Усов Алексей Александрович

Цель статьи выявить особенности культурного ландшафта Онежского Поморья как фактора формирования традиционной архитектуры Русского Севера и Арктики. Исследование опирается на применение авторской методики А. Б. Пермиловской по архитектурно-этнографическому обследованию объектов деревянного зодчества и историческим поселениям как объектам культурного наследия. Научная новизна определяется введением в научный оборот ранее не обследованных памятников архитектуры исторического поселения Малошуйки Онежского района Архангельской области. В результате исследования установлено, что культурный ландшафт с. Малошуйки сохранил основные черты традиционной поморской культуры кон. XIX нач. XX в.: характерный тип планировки, уникальный культовый ансамбль, комплекс гражданской, хозяйственной и жилой архитектуры, топонимику, историческую память местных жителей.The article aims to reveal peculiarities of Onega Pomorye cultural landscape as a factor for formation of traditional architecture of the Russian North and Arctic. The research is based on A. B. Permilovskaya’s original methodology for architectural and ethnographic study of wooden architecture objects and historical settlements as objects of cultural heritage. Scientific originality of the paper involves introducing into scientific circulation previously unexplored architectural monuments of the historical settlement Maloshuika of Onega district of Arkhangelsk region. The findings allow concluding that Maloshuika cultural landscape preserved the basic features of traditional Pomorye culture of the end of the XIX the beginning of the XX century: typical layout, unique cultic ensemble, architectural complex of civil, household and residential buildings, toponymics and the local residents’ historical memory.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурный ландшафт как фактор формирования традиционного деревянного зодчества северных и арктических территорий»

https://doi.Org/10.30853/manuscript.2020.5.14

Пермиловская Анна Борисовна, Усов Алексей Александрович

Культурный ландшафт как фактор формирования традиционного деревянного зодчества северных и арктических территорий

Цель статьи - выявить особенности культурного ландшафта Онежского Поморья как фактора формирования традиционной архитектуры Русского Севера и Арктики. Исследование опирается на применение авторской методики А. Б. Пермиловской по архитектурно-этнографическому обследованию объектов деревянного зодчества и историческим поселениям как объектам культурного наследия. Научная новизна определяется введением в научный оборот ранее не обследованных памятников архитектуры исторического поселения Малошуйки Онежского района Архангельской области. В результате исследования установлено, что культурный ландшафт с. Малошуйки сохранил основные черты традиционной поморской культуры кон. XIX - нач. XX в.: характерный тип планировки, уникальный культовый ансамбль, комплекс гражданской, хозяйственной и жилой архитектуры, топонимику, историческую память местных жителей. Адрес статьи: www.aramota.net/materials/9/2020/5/14.html

Источник Манускрипт

Тамбов: Грамота, 2020. Том 13. Выпуск 5. C. 77-81. ISSN 2618-9690.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/9/2020/5/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@aramota.net

Modern Urban Woman's Costume of Dagestan Peoples as a Component of the North-Caucasian Regional Fashion

Zul'pukarova El'mira Magomed-Gereevna, Doctor in History, Professor Dagestan State University, Makhachkala dgu@dgu.ru

Seferbekov Ruslan Ibragimovich, Doctor in History Institute of History, Archeology and Ethnography of Dagestan Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences, Makhachkala ihae_dnc@mail. ru

The paper aims to study the modern urban woman's costume of Dagestan peoples. The authors consider ecological, economic and cultural, ethno-cultural, gender, social-demographical, confessional and professional peculiarities, preferences and restrictions, regarding such issues as group and peculiar subculture, dress code and remaining elements of traditional national clothes. Scientific originality of the paper lies in the fact that the researchers analyze the modern urban woman's costume, identify elements of traditional mountaineers' clothes in it and reveal common and specific features of Dagestan trend of the North Caucasian regional fashion. Thus, functions, details and peculiarities of the urban woman's costume allow concluding on existence of Dagestan woman's fashion - an inherent component of the North Caucasian regional fashion.

Key words and phrases: economic and cultural type; urban anthropology; Dagestan urban culture; material culture; clothes; regional fashion; dress code.

УДК 93/94; 39(470.11)+72.03(470.11)+694(470.11)(091) Дата поступления рукописи: 14.04.2020

https://doi.org/10.30853/manuscript.2020.5.14

Цель статьи - выявить особенности культурного ландшафта Онежского Поморья как фактора формирования традиционной архитектуры Русского Севера и Арктики. Исследование опирается на применение авторской методики А. Б. Пермиловской по архитектурно-этнографическому обследованию объектов деревянного зодчества и историческим поселениям как объектам культурного наследия. Научная новизна определяется введением в научный оборот ранее не обследованных памятников архитектуры исторического поселения Малошуйки Онежского района Архангельской области. В результате исследования установлено, что культурный ландшафт с. Малошуйки сохранил основные черты традиционной поморской культуры кон. XIX- нач. XXв.: характерный тип планировки, уникальный культовый ансамбль, комплекс гражданской, хозяйственной и жилой архитектуры, топонимику, историческую память местных жителей.

Ключевые слова и фразы: Русский Север; Арктика; Онежское Поморье; традиционная культура; культурный ландшафт; историческое поселение; народная архитектура; ансамбль; храм; жилище; деревянное зодчество; село Малошуйка Онежского района Архангельской области.

Пермиловская Анна Борисовна, д. культ. Усов Алексей Александрович

Научный центр традиционной культуры и музейных практик

Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики имени академика Н. П. Лавёрова Российской академии наук, г. Архангельск аппарегт@/^агс^с. ги; шт@/аагс^с. ги

Культурный ландшафт как фактор формирования традиционного деревянного зодчества северных и арктических территорий

Исследование выполнено в рамках государственного задания по научной теме «Комплексное исследование формирования и трансформации историко-культурного наследия в этно-социальной динамике Европейского Севера и Арктики», № гос. регистрации - АААА-А18-118012390220-3.

Актуальность обращения к теме изучения культурного ландшафта Русского Севера и Арктики связана с проблемами сохранения самой «хрупкой» части национального историко-культурного наследия - деревянного зодчества. Среди регионов России именно Русский Север во многом сохранил уникальность культуры и традиций русского народа. Выдающуюся значимость Русский Север как культурный ландшафт обретает в наши дни потому, что он представляет собой пространство живой традиционной культуры, территорию,

сохранившую культурное и природное наследие России [11]. Сельский культурный ландшафт Русского Севера -это культурный феномен, представляющий собой единый природный и историко-архитектурный территориальный комплекс, основанный на традиционной народной культуре.

В соответствии с поставленной целью авторы выделяют следующие исследовательские задачи: во-первых, определить влияние природно-климатических условий на формирование традиционного деревянного зодчества Севера и Арктики; во-вторых, проанализировать особенности народной архитектуры (планировка поселения, культовое зодчество, жилище, хозяйственные и инженерные постройки) с. Малошуйки Онежского района Архангельской области, выступающего в качестве "case study" культурного ландшафта Онежского Поморья. Теоретика -методологическим основанием исследования послужил ряд методов: системный, историко-типологический, культурно-исторический, социокультурный, этнологический, архитектурно-искусствоведческий. Также, исследование опирается на применение авторской методики А. Б. Пермиловской по архитектурно-этнографическому обследованию объектов деревянного зодчества и историческим поселениям как объектам культурного наследия. Методика апробирована в 35 экспедициях и опубликована в монографиях и научном пособии. Работа основывается как на материале полевых экспедиций прошлых лет (1981, 1985 гг.), так и полученном в ходе последней экспедиции в Онежское Поморье (2019 г.) с использованием этнографического анкетирования, фотофиксации и схематических обмеров. Кроме эмпирических данных, авторский коллектив использует результаты анализа архивных и музейных источников (Государственный музей архитектуры им. А. В. Щусева, Архангельской государственный музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы», Государственный архив Архангельской области, Онежский историко-мемориальный музей). Теоретической базой послужили работы отечественных исследователей, внесших вклад в изучение традиционной культуры и народной архитектуры Русского Севера: Т. А. Бернштам [1], А. Б. Пермиловской [10; 11], В. Н. Матонина [7] и др. Практическая значимость исследования заключается в выработке рекомендаций по сохранению, музеефи-кации и ревалоризации (переоценке ценности) памятников этнокультурного наследия исторических поселений северных и арктических территорий РФ. В рамках данного исследования сельский культурный ландшафт понимается как система, которая включает в себя поселение, природный ландшафт, планировочную и топонимическую структуру, народную архитектуру, а также этнос, хозяйственную деятельность, язык, духовную культуру [10, с. 475]. Традиционная культура Русского Севера и Арктики во многом является крестьянской культурой, а их культурный ландшафт - это прежде всего крестьянский ландшафт сельских поселений. Определение исторического поселения дает ФЗ РФ № 73 от 2002 г. «Об объектах культурного наследия». Это «поселение, в границах территории которого расположены объекты культурного наследия: памятники, ансамбли, достопримечательные места, а также иные культурные ценности, созданные в прошлом, представляющие собой археологическую, историческую, архитектурную, градостроительную, эстетическую, научную или социально-культурную ценность, имеющие важное значение для сохранения самобытности народов Российской Федерации, их вклада в мировую цивилизацию» [9].

В данной работе особое внимание уделяется культурному ландшафту Онежского Поморья. Это часть Русского Севера, располагающаяся на побережье и островах Белого моря. Онежское Поморье относится к природным зонам северной тайги и тундры, а также субарктическому природному географическому поясу, который характеризуется коротким прохладным летом, холодными зимами, постоянным увлажнением в течение года [16, p. 28]. В настоящее время Онежское Поморье является частью территории Арктической зоны РФ [13]. Климатические условия сезонны и изменчивы и зависят от моря: его течений, атмосферных явлений, розы ветров. Обширные пространства заболочены, покрыты сосновыми и еловыми лесами [1, с. 37]. Культурный ландшафт Онежского Поморья сформировался в тесной связи с природным ландшафтом. Главную роль в этом сыграло местное русское население - поморы, проживающие на побережье и островах Белого и Баренцева морей [15]. Поморы - это субэтнос, который представляет русский вариант морской культуры в Арктике [10]. При заселении Севера русскими предпочтение традиционно отдавалось берегам рек, игравшим роль основных транспортных артерий края. Северный крестьянин находился в сложной взаимосвязи с окружающим ландшафтом: обживая его, он формировал природно-культурную среду, которая, в свою очередь, влияла на его поведение и мировосприятие.

Примером исторического поселения в культурном ландшафте Онежского Поморья выступает с. Мало-шуйка. Малошуйский приход был образован в XVII в. под названием «Шуйская монастырская волость», которая ранее принадлежала Кожеозерскому монастырю [7, с. 112]. Село Малошуйка расположено на бывшем Онега-Кемском почтовом тракте, на расстоянии 5 км от берега Онежской губы Белого моря. Поселение стоит на 2 берегах, в излучине р. Малошуйки. О происхождении названия поселения известно следующее: «...местные жители говорят о принадлежности этих земель Василию Шуйскому, о расположении деревень по левую сторону реки Малой Шуйки - "ошуя", о том, что Шуйка бежит "шумко", т.е. быстро» [Там же, с. 111]. Большинство жителей делят поселение на 3 части: Верховье и Низ (ранее д. Вачевская и д. Абрамовская соответственно [12]) на правом берегу реки и Заречье на левом берегу. Согласно Списку населенных мест 1-го благочиния Онежского уезда 1898 г., Верховье состояло из концов «Лахта», «Наволок», «Подгорье», «Поле». В д. Заречье выделялись «Конец» и «Лахта». Низ состоял из частей «Низ» и «Посад» [5, д. 35, л. 10]. В XIX в. части поселения на разных берегах были связаны мостом «на козлах» со стороны д. Низ. Через него проходил Онежско-Кемский почтовый тракт [4, д. 23, л. 52]. В нач. XX в. были установлены два моста на «ряжах». До наших дней сохранился мост, связывающий деревни Верховье и Заречье. Рельеф местности, занятой жилой застройкой, низменно-равнинный, но в границах поселения встречается несколько возвышенностей,

что нашло отражение в топонимике: г. Крестовуха, г. Чуйнака, г. Калиновка и др. Склоны этих холмов не застраивались, но каждый из них играл важную роль в формировании сакрального ландшафта поселения. На них устанавливались утраченные к настоящему времени деревянные обетные кресты [13]. На одной из таких возвышенностей, на правом берегу реки, располагается культовый ансамбль (называемый на Севере «тройник»). Он занимает центральное место в культурном ландшафте и является градообразующей доминантой поселения. Это летняя шатровая Никольская церковь (1638), зимняя многоглавая Сретенская церковь (1873) и колокольня (1807). Ровная площадка обеспечила свободное размещение построек, они визуально хорошо просматриваются со всех дорог и частей поселения. Благодаря близости села к морскому побережью церкви были видны морякам за многие десятки км и могли служить им маяками-ориентирами в соответствии с Рисунком 1.

Никольская церковь построена по указу митрополита новгородского Афония в 1638 г. «на месте сгоревшего храма в честь такого же святого» [2, с. 17]. В основании храма - «восьмерик на четверике», увенчанный высоким шатром. Шея главки шатра украшена резным воротником - епанчей. Трапезная расширена в 1825 г. за счет крытой галереи-паперти, которая придает постройке ассиметричную форму. Ранее одной из самых выразительных и редких частей церкви было двухвсходное крыльцо с килевидной полой бочкой, увенчанной главой, - в настоящем утраченное [14, с. 42].

Рисунок 1. Культовый ансамбль с. Малошуйки: Сретенская церковь (1873), Никольская церковь (1638), колокольня (1807). Фото А. Усова, 2019 г.

Сретенская церковь была построена на месте сгоревшей в 1870 г. церкви (возведенной в 1698 г.) на средства прихожан и пожертвований от сбора по всей России по благословению преосвященного Юве-налия [2, с. 17]. Памятник имеет симметричную по продольной оси композицию, состоящую из главного молитвенного помещения с трехгранной алтарной апсидой и трапезной с притвором. Главное молитвенное помещение - четверик, покрытый четырехскатной кровлей и завершенный пятиглавием. Алтарная апсида имеет вальмовую крышу с главкой и крестом. На северной и южной сторонах четверика, над прямоугольными окнами первого и второго света расположены ложные окна круглой формы. Храмы содержались за счет кружечно-кошелькового сбора, средств от продажи свечей, пожертвований, а также средств попечительства, открытого в 1893 г. [Там же, с. 17-18]. Отдельно от церквей стоит двухъярусная колокольня -«восьмерик на четверике». В 1853 г. шатер был заменен низкой кровлей со шпилем. С западной стороны нижнего яруса располагается 2 входа, к которым вела утраченная в настоящее время лестница. От крыльца остались только выпуски венцов сруба четверика. Все памятники стоят на прочном фундаменте из камней, рублены из бревен и обшиты гладким тесом [13].

К утраченным памятникам исторического сакрального ландшафта поселения относится церковь Архангела Михаила и святых Апостолов Петра и Павла. Первоначально это была часовня клетского типа с одноглавым завершением, возведенная в 1884 г. на средства прихожан на территории приходского кладбища [2, с. 18]. В 1915 г. к часовне был прирублен алтарь [3, д. 2056, л. 13]. Новая кладбищенская церковь была освящена священником Михаилом Верюжским 27 ноября 1915 г. [Там же, л. 16]. Этот факт не нашел отражения в исторической памяти местных жителей, т.к. они продолжают называть утраченную постройку часовней. После прихода советской власти церковь использовалась как киноклуб, школьные мастерские, затем была снесена. На ее месте были построены колхозные гаражи.

Благодаря равнинному характеру ландшафта в поселении преобладает прибрежно-рядовая и уличная планировка. Дома в деревнях Верховье и Низ стоят на правом берегу р. Малошуйки. Окна жилых домов «смотрят» на южную, юго-западную сторону. В д. Заречье главные фасады домов обращены на север и северо-восток. Жилая застройка значительно пострадала в результате пожара 1989 г., когда было утрачено 22 старинных крестьянских дома конца XIX в. [6]. Кроме жилища, в усадьбу с. Малошуйки входили баня, амбар, иногда колодец. Примером типичного жилища выступает комплекс дома-двора М. Заболотной в д. Низ кон. XIX - нач. XX в. (в настоящее время нежилой). Дом поставлен на удалении от берега и обращен главным фасадом на север. Это пропорциональный четырехстенок с 4 окнами по главному фасаду, на среднем по высоте подклете. Тип соединения жилой и хозяйственной части - «брус», все помещения перекрыты общей двускатной кровлей. Бревна рублены из сосны и связаны «в обло». Жилая часть состоит из горенки («передней»), отапливаемой печью-голландкой, кухни с большой русской печью и сеней. Кровля дома в центральной части имеет полукруглую форму и декорирована причелинами (из 2 досок) с фигурной резьбой в форме треугольных и квадратных зубцов-сухариков. Здесь же расположено чердачное окно. Это характерная черта для жилой архитектуры села Малошуйки. Дома поселения не отличаются богатством декоративного убранства. Постройки характеризуются аскетичностью облика, лаконичностью пропорций. Вероятно, это связано с особым образом жизни местного населения. Экстремальные природно-климатические условия северных и арктических территорий и близость моря повлияли на образ жизни, сформировали суровый характер поморов, что нашло отражение и в возводимых ими постройках.

В XIX - сер. XX в. в с. Малошуйке возводились традиционные для крестьянских поселений хозяйственные и инженерные постройки: амбары, магазеи (общественные амбары), гумна с овинами, мосты. Вплоть до 70-х годов XX в. здесь бытовали бани «по-черному», которые ставились на берегу реки. В это же время, до возведения животноводческих ферм, многие дома раскулаченных крестьян использовались под конюшни и свинарники. Зажиточные жители строили двухэтажные амбары, в которых на первом этаже располагались сусеки для зерна, а на втором - хозяйственная и промысловая утварь, одежда. Такие амбары ставились «на виду» - у передних окон избы. В настоящее время в д. Заречье сохранился амбар-магазея для хранения зерна, возведенный в сер. 50-х гг. XX в. Как амбар-магазея, так и ряжевый мост выступают примерами сохранения традиций деревянного зодчества, которые нашли свои воплощение в том числе и в постройках советской эпохи. Даже в условиях тяжелого послевоенного времени крестьяне возводили новые хозяйственные и инженерные сооружения, применяя знания, инструменты и технологии своих предков.

Выводы. Впервые проведено комплексное исследование памятников деревянного зодчества Онежского Поморья (на примере исторического поселения Малошуйки). Обоснована роль культурного ландшафта как фактора формирования традиционной архитектуры северных и арктических территорий. В ходе исследования установлено, что специфической особенностью культуры Севера и Арктики является то, что она сформировалась в экстремальных географических и климатических условиях и по сей день является границей ойкумены. Поморская культура представляет собой вариант морской культуры в Арктике. Онежское Поморье -это арктическая территория с редко расположенными историческими поселениями. Это стало причиной того, что она зачастую не была обследована вообще. С полным правом это можно сказать об историческом поселении Малошуйке, о котором отсутствуют публикации в исторических и этнографических источниках. Некоторое внимание ранее уделялось культовой архитектуре, однако в рамках данного исследования авторами были обследованы планировка, жилище, хозяйственные и инженерные сооружения, а также градостроительные особенности культового ансамбля («тройника»). Сопоставление результатов экспедиций 1981, 1985 гг. (А. Б. Пермиловская) и 2019 г. (А. А. Усов) позволило проанализировать особенности народной архитектуры, а также доказать сохранение исторической памяти местного населения, не утратившего корпус преданий и легенд об основании поселения, топонимическую структуру. В ходе работы было установлено, что до настоящего времени местные жители сохранили традиционную строительную культуру и плотницкое мастерство, что нашло отражение во вновь выявленных объектах деревянного зодчества, таких, как амбар-магазея (д. Заречье, сер. XX в.), и пример инженерной архитектуры - деревянный ряжевый мост через р. Малошуйку, кон. XX в. Таким образом, Онежское Поморье является ярким примером сохранения историко-культурной среды северных и арктических территорий. В результате проведенного исследования установлено, что арктический культурный ландшафт (на примере исторического поселения Малошуйки) характеризуется традиционной прибрежно-рядовой и уличной планировкой, комплексом гражданской, хозяйственной и жилой архитектуры. Градообразующей доминантой поселения является уникальный деревянный культовый ансамбль, состоящий из памятников федерального значения: Сретенская церковь (1873), Никольская церковь (1638), колокольня (1807). В качестве памятников архитектуры, представляющих историко-культурную ценность, и объектов туристического показа можно рекомендовать колхозный амбар-магазею и деревянный мост на ряжах через р. Малошуйку. Сбор и систематизация полученных данных могут служить основанием для включения объектов этнокультурного наследия в повседневную жизнь местного населения, формирования благоприятной предметно-пространственной среды их существования.

Список источников

1. Бернштам Т. А. Поморы. Формирование группы и система хозяйства. Л.: Наука, Ленинградское отд-е, 1978. 173 с.

2. Верюжский М. Малошуйский приход // Архангельские епархиальные ведомости. 1896. № 3. С. 16-18.

3. Государственный архив Архангельской области (ГААО). Ф. 29. Оп. 4. Т. 3.

4. ГААО. Ф. 114. Оп. 2.

5. ГААО. Ф. 462. Оп. 1.

6. Жигальцова Т. В., Усов А. А. Пространственно-планировочная структура и жилищно-хозяйственный комплекс поселений Онежского Поморья (на примере с. Ворзогоры Онежского р-на Архангельской обл.) // Этнографическое обозрение. 2020. № 1. С. 180-197. DOI: 10.31857/S086954150008767-3.

7. Матонин В. Н. «Наше море - наше поле». Социокультурное пространство северной русской деревни: генезис, структура, семантика: монография. Архангельск: САФУ, 2013. 334 с.

8. О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 02.05.2014 № 296. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1&nd=102349446 (дата обращения: 05.04.2020).

9. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody= &nd=102076756 (дата обращения: 05.04.2020).

10. Пермиловская А. Б. Культурные смыслы народной архитектуры Русского Севера. Екатеринбург - Архангельск -Ярославль: УрО РАН; Правда Севера; ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2013. 608 с.

11. Пермиловская А. Б. Русский Север как особая территория наследия. Архангельск - Екатеринбург: Правда Севера; УрО РАН, 2010. 552 с.

12. Погост Малошуйка, первая половина XVII - вторая половина XIX в. [Электронный ресурс] // Архив культурного наследия. URL: http://nasledie-archive.ru/objs/2910065000.html (дата обращения: 16.04.2020).

13. Полевые материалы автора. Усов А. А. Отчет по экспедиции в с. Малошуйку, Онежский район, 2019.

14. Суслов В. В. Путевые заметки о Севере России и Норвегии. СПб.: Типография А. Ф. Маркса, 1888. 72 с.

15. Permilovskaya A. B. Construction Traditions and Ritual of the Northern Wooden Architecture // Vestnik Tomskogo Gosu-darstvennogo Universiteta. Istoriya (Tomsk State University Journal of History). 2019. № 58. P. 150-158. DOI: 10.17223/19988613/58/22.

16. Souch C. The Influence of Climate on Building Design and Materials // HABITAT: Vernacular Architecture for a Changing Planet / ed. by S. Piesik. L.: Thames & Hudson, Ltd., 2017.

Cultural Landscape as a Factor for Formation of Traditional Wooden Architecture of Northern and Arctic Territories

Permilovskaya Anna Borisovna, Doctor in Culturology Usov Aleksei Aleksandrovich

Scientific Center of Traditional Culture and Museum Practices of N. Laverov Federal Center for Integrated Arctic Research of the Russian Academy of Sciences, Arkhangelsk annaperm@fciarctic.ru; usov@fciarctic.ru

The article aims to reveal peculiarities of Onega Pomorye cultural landscape as a factor for formation of traditional architecture of the Russian North and Arctic. The research is based on A. B. Permilovskaya's original methodology for architectural and ethnographic study of wooden architecture objects and historical settlements as objects of cultural heritage. Scientific originality of the paper involves introducing into scientific circulation previously unexplored architectural monuments of the historical settlement Maloshuika of Onega district of Arkhangelsk region. The findings allow concluding that Maloshuika cultural landscape preserved the basic features of traditional Pomorye culture of the end of the XIX - the beginning of the XX century: typical layout, unique cultic ensemble, architectural complex of civil, household and residential buildings, toponymics and the local residents' historical memory.

Key words and phrases: Russian North; Arctic; Onega Pomorye; traditional culture; cultural landscape; historical settlement; folk architecture; ensemble; church; dwelling; wooden architecture; Maloshuika village of Onega district of Arkhangelsk region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.