https://doi.orq/10.30853/manuscript.2020.5.13
Зульпукарова Эльмира Магомед-Гереевна, Сефербеков Руслан Ибрагимович Современная женская городская одежда народов Дагестана как компонент северокавказской региональной моды
Цель исследования - изучение современного женского городского костюма народов Дагестана. Фиксируются экологические, хозяйственно-культурные, этнокультурные, гендерные, социально-демографические, конфессиональные и профессиональные особенности, предпочтения и ограничения, включая групповую и специфическую субкультуру, дресс-код, а также сохранившиеся элементы традиционной национальной одежды. Научная новизна работы заключается в анализе современного женского городского костюма, выявлении в его составе элементов традиционной горской одежды, сопоставлении общего и особенного в дагестанских элементах региональной северокавказской моды. В результате доказано, что имеющиеся в этом костюме функции, детали и особенности позволяют говорить о наличии дагестанской женской моды - органичного компонента северокавказской региональной моды. Адрес статьи: отм^.агат^а.пе^т^епа^/Э^СВД/бЛЗ.^т!
Источник Манускрипт
Тамбов: Грамота, 2020. Том 13. Выпуск 5. C. 73-77. ISSN 2618-9690.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/9/2020/5/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@aramota.net
УДК 93/94; 391.2 Дата поступления рукописи: 15.04.2020
https://doi.org/10.30853/manuscript.2020.5.13
Цель исследования - изучение современного женского городского костюма народов Дагестана. Фиксируются экологические, хозяйственно-культурные, этнокультурные, гендерные, социально-демографические, конфессиональные и профессиональные особенности, предпочтения и ограничения, включая групповую и специфическую субкультуру, дресс-код, а также сохранившиеся элементы традиционной национальной одежды. Научная новизна работы заключается в анализе современного женского городского костюма, выявлении в его составе элементов традиционной горской одежды, сопоставлении общего и особенного в дагестанских элементах региональной северокавказской моды. В результате доказано, что имеющиеся в этом костюме функции, детали и особенности позволяют говорить о наличии дагестанской женской моды - органичного компонента северокавказской региональной моды.
Ключевые слова и фразы: хозяйственно-культурный тип; антропология города; городская культура Дагестана; материальная культура; одежда; региональная мода; дресс-код.
Зульпукарова Эльмира Магомед-Гереевна, д. ист. н., проф.
Дагестанский государственный университет, г. Махачкала dgu@dgu.ru
Сефербеков Руслан Ибрагимович, д. ист. н.
Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского федерального исследовательского центра Российской академии наук, г. Махачкала ihae_dnc@mail. т
Современная женская городская одежда народов Дагестана как компонент северокавказской региональной моды
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 18-09-00420.
Введение
Актуальность темы исследования диктуется недолговечностью и изменчивостью некоторых элементов материальной культуры в эпоху глобализации, важностью фиксации гендерных различий, ограничений и предпочтений в компонентах быта городского и сельского населения Дагестана. Несмотря на то, что одежда горожанок Дагестана в меньшей степени сохранила этнокультурные особенности и этнодифференцирую-щие признаки, все же имеющиеся некоторые ее функции, детали и особенности позволяют говорить о наличии дагестанской региональной женской моды - органичного компонента северокавказской региональной моды. Включение в состав этой одежды некоторых сохранившихся элементов традиционного дагестанского горского костюма, а также определенные предпочтения, ограничения и запреты, отличающие ее от стиля и моды городских женщин других регионов России, придают ей этнический колорит и неповторимость.
Для достижения указанной цели исследования необходимо решить следующие задачи: во-первых, дать характеристику традиционной горской и городской одежды народов Дагестана; во-вторых, показать гендер-ные, возрастные и региональные особенности, предпочтения и ограничения в женской одежде, конфессиональный, социально-демографический и профессиональный дресс-код, в том числе групповую и специфическую субкультуру; в-третьих, обосновать правомерность отнесения дагестанской женской моды к составному компоненту северокавказской региональной моды.
Для изучения современного женского городского костюма дагестанки методами выборочного обследования, опроса, анкетирования, индивидуального и группового интервьюирования респондентов был собран полевой этнографический материал в 10 городах Дагестана. Для анализа результатов полученного материала были использованы историко-сравнительный, историко-типологический и ретроспективный методы исследований. С помощью системного подхода обеспечивается аналитическое описание элементов современной женской городской одежды.
Теоретической базой исследования послужили труды отечественных кавказоведов С. Ш. Гаджиевой [7], А. Г. Булатовой и Г. А. Сергеевой [4], Р. Г. Гаджихановой [8], Ф. А. Гаджаловой и А. Дж. Магомедова [6; 16; 17], З. У. Махмудовой [18], З. В. Доде [11], Л. М. Гарсаева [9], внесших большой вклад в изучение традиционной и современной женской одежды народов Дагестана и Северного Кавказа.
Практическая значимость исследования заключается в том, что сохранившиеся в современной женской городской одежде элементы традиционного дагестанского горского костюма в определенной мере способствуют сбережению национальной культурной идентичности в условиях глобализации. Сохранение и популяризация феноменов традиционной материальной культуры может дать определенный толчок для их возрождения, развития и включения в быт в качестве повседневных элементов для большинства населения Дагестана и Северного Кавказа.
Одежда считается наиболее изменчивым элементом материальной культуры. Помимо защиты человеческого тела от неблагоприятного воздействия окружающей среды, она выполняет также знаковые и ритуальные функции. К одежде относятся головные уборы и обувь. На изменение одежды влияют различные факторы - климат, географическая среда и традиционные занятия населения [15, с. 103]. Исследователи отмечают тесную связь функционального назначения одежды со спецификой природно-географических условий и хозяйственно-культурного типа Дагестана [19, с. 231-239].
Традиционная одежда народов Дагестана и Северного Кавказа
Одежда как элемент бытовой культуры обусловлена географическими, историческими, хозяйственными условиями жизни этноса, его этнокультурными традициями и взаимодействиями, этическими нормами и эстетическими вкусами. Традиционная одежда - одно из уникальных явлений материальной культуры народов Дагестана. «Возникнув как рукотворный предмет утилитарного назначения, он обладает в то же время идейно-образным содержанием, что объясняется многообразием функций» [8, с. 11].
Традиционный горский костюм дагестанцев [4; 7; 17] был однотипен с одеждой других кавказцев, что объясняется их генетическим родством, историческими и культурными взаимосвязями и взаимовлияниями. Например, он во многом схож с национальной одеждой чеченцев и ингушей [9]. Материалом для производства одежды служила продукция растениеводства (волокна конопли и хлопка, природные красители) и животноводства (шерсть, кожа, овчина) [4, с. 9-10].
Одежда горожан Дагестана отличалась большим разнообразием в сравнении с традиционным горским костюмом. Со второй половины XIX по начало XX в. одежда менялась более интенсивно, и это было связано с тем, что города становились более многонациональными [10, с. 213]. Основной тенденцией в развитии городской одежды была ее европеизация. На качественное изменение городской одежды повлияли подъем экономики, расцвет промышленности и торговли, появление швейной машинки [1, с. 233]. Для различных социальных, этнических и половозрастных групп городского населения была характерна разная степень трансформаций в развитии одежды. Больше всего изменилась одежда состоятельных горожан, в особенности у женщин. Более консервативной была мужская одежда, а в молодежной менее всего были заметны сословные различия [14, с. 26].
Значительные изменения в одежде произошли в советское время. Они были связаны с распространением фабричной продукции, складыванием новых потребностей и стандартов жизни. Эти процессы привели к исчезновению многих видов национальной одежды. Традиционная одежда сохранилась у представителей старших поколений, у женщин и тех, кто был занят животноводством. Некоторые особенности в одежде подчеркивали семейное положение женщины. Имелись этические ограничения в одежде девушек. Были широко распространены вязаные и овчинные изделия. Модные типы одежды были характерны для молодежи. Влияние традиционных видов одежды ощущалось и в городе [3, с. 115; 22, с. 137-144]. По мнению З. У. Махмудо-вой, «главным источником привнесения новых элементов в одежду народов СССР был аморфный универсализм урбанистического типа», в котором индивидуальные и этнокультурные особенности были сведены к минимуму [18, с. 54].
Современная одежда горожанок Дагестана
После распада СССР и снятия связанных с выездом за границу ограничений поездки дагестанцев за рубеж стали регулярными. Это повлияло на появление новых видов и типов одежды. Деидеологизация общественных отношений и постсоветский религиозный ренессанс также повлияли на одежду [11]. В последние десятилетия у значительной части женского населения Дагестана стала популярной одежда, произведенная в соответствии с нормами исламского конфессионального дресс-кода [12; 16].
Следует отметить, что ношение хиджаба в Дагестане популярно у определенной части девушек и женщин старших возрастов, считающих его одним из видов национального дагестанского костюма. Правда, в республике имеются и противники хиджаба, считающие его нетрадиционной для Дагестана арабской одеждой. По результатам проведенного «Новой газетой» опроса среди жителей Дагестана, Чечни и Ингушетии об этике в ношении женской одежды, предпочтение закрытых мусульманских платьев и платков на Северном Кавказе является осознанным выбором молодых женщин [5].
В то же время дагестанское общество демонстрирует довольно толерантное отношение к современной модной женской одежде.
Студенчество является особой социально-профессиональной группой молодежи, объединенной общностью интересов, групповым самосознанием, специфическим образом жизни и субкультурой. Одним из элементов этой субкультуры является костюм студента. По определению специалистов, костюм - это система определенным образом подобранных предметов одежды, обусловленная их предназначением. Он дает внешнюю характеристику человеку, определяя его пол, возраст, национальность, социальный и культурный статус, эстетический уровень, характер, а подчас и психическое состояние. Костюм может дополняться гримом, татуировкой, прической, украшениями, аксессуарами и знаками отличия [8, с. 42, 45].
Студенчество как особенная социально-демографическая и профессиональная группа в наибольшей степени концентрирует в себе новации в одежде. Исходя из этого, нами был изучен современный костюм студента города Махачкалы. Результаты исследования показывают, что за исключением некоторых нюансов он практически не отличается от одежды сверстников из других регионов России. Дагестанская молодежь
в основном ориентируется на модные, стильные, брендовые типы одежды западной моды. В то же время студенты не приемлют экстравагантную и вульгарную одежду кричащих цветов, топы, чрезмерное мини, глубокое декольте, женские брюки (в отдельных случаях), просвечивающую и чрезмерно облегающую одежду. Существует особый дресс-код при визитах в село, когда девушки почти не пользуются макияжем, собирают распушенные волосы, надевают головные платки или косынки, широкие и длинные (макси и миди) юбки и платья с закрытыми плечами и длинным рукавом, обувь на среднем и низком каблуке.
Самыми популярными стилями одежды студенток являются: городской, классический, романтический и деловой. В определенных ситуациях (на свадьбу, в гости, на день рождения) или сезонах погоды (в зимнее время) они используют в своей одежде отдельные элементы традиционного костюма (платья къабалай, булушка, головные платки гульменди, келагъай, шал, к!аз, вязаные носки джурабы, серебряные украшения).
Изучение костюма студентов г. Махачкалы свидетельствует о влиянии глобализации на этот компонент материальной культуры горожан Дагестана. Как отмечают исследователи, в их костюме практически отсутствуют элементы традиционной национальной одежды, он более интернационален, ориентирован на модные западные брендовые стили одежды [2, с. 54].
Изучение дагестанского женского костюма горожанок средних и старших возрастов показало, что основу их костюма составляет современная модная одежда европейского (реже - азиатского) стиля, приобретаемая ими в магазинах, бутиках, на вещевом рынке и по Интернету. Во многих случаях это одежда из последних коллекций европейской (Франция, Италия и др.) моды, и такая же обувь и аксессуары.
Повседневной одеждой женщин-горожанок Дагестана служат халат, футболки с джинсами, а также классического или делового стиля платье до колен красного, черного, зеленого цвета из шифона, вискозы или велюра с туфлями на среднем и высоком каблуке. Зимой они носят платья и юбки из плотного трикотажа, шерсти, бархата и велюра, кофты, жакеты, водолазку, свитер, куртки - «дутик», кашемировое или драповое пальто, дубленку, норковую шубу, шарф или платок, лыжную вязаную шапочку, шапку из дубленой кожи или кепку, джурабы, ботики и сапоги. Весной и осенью популярны платья и костюмы из «мокрого шелка» и штапеля, кардиган, кофта, жакет, ветровка, плащ, кашемировое пальто, кожаная куртка, туфли из кожи или замши. Летом - футболки, сарафаны, платья из шифона, хлопчатобумажных, льняных и шелковых тканей с сандалиями, тапочками и босоножками. На «выход» (в гости, в театр и кино, на прогулку, свадьбу, день рождения, соболезнование, выезд к родственникам в селение) надевается длинное или до колен платье или же костюм неярких цветов из замши, вискозы, гипюра, шифона с туфлями на высоком и среднем каблуке. В торжественных случаях (чаще всего на свадьбы и дни рождения, а иногда и на «корпоративы») многие женщины носят доставшиеся им по наследству старинные платья къабалай или же национальные костюмы с серебряными украшениями (браслеты, кольца и подвески). Этот костюм дополняют старинные шелковые или шерстяные головные уборы гульменди/келагъай/щал/к!аз. В повседневной жизни некоторые женщины носят современные головные платки фирм "Louis Vuitton", "Christian Dior", "Chanel".
Классический или деловой костюм современной городской дагестанской женщины дополняют украшения (кольца и серьги, кулон, браслет) из серебра, золота с бриллиантами или полудрагоценными камнями и бижутерия. Большой популярностью у горожанок Дагестана пользуются косметика и парфюмерия известных во всем мире производителей - "Dior", "Madame Rochas", "Guerlain Magie", "Noire", "Mascara", "Max Factor", "L'Oréal", "Faberlic", "Mexx", "Mary Kay". Из причесок у них популярны «классическая», «высокая», «утюжок», «хвост», локоны.
Практически все опрошенные в ходе исследования женщины были против нанесения на их тело татуировок, но в то же время они допускают для себя перманентный макияж (татуаж). У отдельных из них популярны мехенди - роспись, украшение тела (в основном рук) хной. Как выяснилось в ходе исследования, для большинства горожанок одежда - не главное в жизни. Однако им нравится носить красивую, дорогую и модную одежду. Неприемлемыми в костюме для некоторых из них являются брюки, мини, платья с открытыми плечами и глубоким декольте, просвечивающаяся, обтягивающая, модная сейчас - «рванная», с блестками и стразами кричащих тонов одежда.
Так же, как и в случае со студенческой молодежью, горожанки старших возрастов соблюдают дресс-код при выездах в селение: они надевают длинные и широкие платья с рукавами, накидывают на голову косынку, не пользуются макияжем, носят обувь на среднем и низком каблуке.
Наиболее распространенными женскими стилями у горожанок этих возрастов являются: классический, деловой, Шанель, гламур, романтический, милитари, минимализм. Аксессуарами к их одежде служат сумка или клатч, мобильный телефон, портфель, часы, противосолнечные очки, перчатки и зонтик. К хиджабу исследуемая категория женщин относится с симпатией или нейтрально. Некоторые женщины предпочли бы скромный и закрытый (но не арабский) стиль одежды с обязательным ношением головного платка.
Итак, как это видно, современная одежда горожанок Дагестана ориентирована в основном на западную моду. В ней иногда присутствуют отдельные элементы традиционного женского костюма, что в определенной степени способствует сбережению культурной идентичности дагестанцев в эпоху глобализации [13, с. 177]. Исходя из того, что традиционный костюм как элемент национальной идентичности [21, с. 308] все еще сохраняется в эпоху глобализации [20, с. 380], в последнее время в республике возрождается ношение неоправданно забытой дагестанской горской национальной одежды. Этнографами Дагестана разработан целый комплекс рекомендаций по ее использованию в современной культуре [6].
Заключение
Таким образом, мы приходим к следующим выводам. Несмотря на то, что одежда горожанок Дагестана в меньшей степени сохранила этнокультурные особенности и этнодифференцирующие признаки, все же имеющиеся некоторые ее функции, детали и особенности позволяют говорить о наличии дагестанской женской моды - органичного компонента северокавказской региональной моды. Ее основу составляет современная, ориентированная больше на западную моду, дорогая и со вкусом подобранная стильная и брендовая одежда, купленная в магазине, бутике, на вещевом рынке или заказанная по Интернету, носимая с золотыми и серебряными украшениями и драгоценными камнями, с отдельными элементами национального костюма, дополненная аксессуарами и прической, с умеренным использованием косметики и парфюмерии известных мировых производителей. Включение в состав этой одежды некоторых сохранившихся элементов традиционного дагестанского горского костюма, а также определенные предпочтения или ограничения и запреты, отличающие ее от стиля и моды городских женщин других регионов России, придают ей этнический колорит и неповторимость и в определенной мере способствуют сохранению национальной культурной идентичности в условиях глобализации.
Список источников
1. Абдулвахабова Б. Б.-А. Одежда в культуре повседневности дореволюционного города в конце XIX - начале XX века (на примере г. Грозного) // Северокавказский город в региональном историческом процессе: материалы Международной научной конференции (г. Каспийск, 18-19 сентября 2012 г.). Махачкала: Алеф, 2012. С. 230-235.
2. Атаева П. А., Булатов Б. Б., Сефербеков М. Р. Современный костюм студента города Махачкалы // Роль северокавказских городов в социально-экономическом и историко-культурном развитии Кавказа: материалы Всероссийского ис-торико-этнографического форума, посвященного 200-летию основания г. Грозного (г. Грозный, 3 октября 2017 г.) / под ред. Ш. А. Гапурова, С. С. Магамадова. Грозный: Изд-во АН ЧР, 2017. С. 48-54.
3. Булатов Б. Б., Гашимов М. Ф., Сефербеков Р. И. Быт и культура табасаранцев в XIX-XX вв. Махачкала: ИИАЭ ДНЦ РАН, 2004. 263 с.
4. Булатова А. Г., Гаджиева С. Ш., Сергеева Г. А. Одежда народов Дагестана: историко-этнографический атлас. Пу-щино: ОНТИ ПНЦ РАН, 2001. 289 с.
5. Все больше девушек на Кавказе предпочитают хиджаб [Электронный ресурс] // Обзор СМИ: медиасервис. URL: http://www.obzor-smi.ru/dagestan/21814-vse-bolshe-devushek-na-kavkaze-predpochitayut-khidzhab.html (дата обращения: 30.03.2018).
6. Гаджалова Ф. А. Проблемы сохранения и возрождения национального костюма народов Дагестана в постсоветское время // Российский Кавказ: проблемы, поиски, решения / под общ. ред. Р. Г. Абдулатипова, А.-Н. З. Дибирова. М.: Аспект Пресс, 2015. С. 371-372.
7. Гаджиева С. Ш. Одежда народов Дагестана. М.: Наука, 1981. 151 с.
8. Гаджиханова Р. Г. Дагестанский костюм. Махачкала: Эпоха, 2010. 232 с.
9. Гарсаев Л. М. Одежда чеченцев и ингушей XIX - начала XX в. (история, предания и наименования). Саратов: Саратовский источник, 2010. 289 с.
10. Далгат Э. М. Город и городская жизнь в Дагестане во второй половине XIX - начале XX в. Махачкала: МавраевЪ, 2015. 256 с.
11. Доде З. В. Платок и хиджаб. Папаха и чалма. О национальных и конфессиональных традициях в культуре народов Северного Кавказа // Этнографическое обозрение. 2013. № 4. С. 129-153.
12. Зульпукарова Э. М.-Г., Сефербеков Р. И. Особенности мусульманского дресс-кода городской молодежи Дагестана (на примере студенток Дагестанского государственного университета) // История, археология и этнография Кавказа. 2018. Т. 14. № 1. С. 81-86.
13. Зульпукарова Э. М.-Г., Сефербеков Р. И. Традиционный женский костюм: сохранение компонентов этнической идентичности в городах Дагестана в начале XXI века // Кавказский мир: проблемы образования, языка, литературы, истории и религии: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию Чеченского государственного университета (г. Грозный, 25-26 сентября 2018 г.) / отв. ред. М. Р. Нахаев. Грозный - Махачкала: Чеченский государственный университет; АЛЕФ, 2018. С. 172-177.
14. Канукова З. В. Город и традиционная культура жизнеобеспечения горожан Владикавказа (вторая половина XIX -начало XX в.) // Кавказский город: потенциал этнокультурных связей в урбанистической среде: сборник. СПб.: МАЭ РАН, 2013. С. 6-37.
15. Коляков С. Одежда // Свод этнографических понятий и терминов / ред. Ю. В. Бромлей. М.: Наука, 1989. Вып. 3. Материальная культура. С. 103-106.
16. Магомедов А. Дж., Гаджалова Ф. А. Из истории формирования мусульманского женского дресс-кода в Дагестане // Исламоведение. 2017. Т. 8. № 2. С. 67-76.
17. Магомедов А. Дж., Гаджалова Ф. А. Традиционные женские покрывала Дагестана: инокультурные влияния // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 3 (77). Ч. 2. C. 105-107.
18. Махмудова З. У. Урбанистический универсализм и этнические традиции в женском костюме народов Дагестана (вторая половина XX - начало XXI в.) // Народы Кавказа: этнокультурные традиции и модернизация: научный сборник, посвященный памяти Г. А. Сергеевой / сост., отв. ред. Ю. А. Анчабадзе. М.: Три квадрата, 2016. С. 48-73.
19. Османов М. О. Хозяйственно-культурные типы (ареалы) Дагестана (с древнейших времен до начала XX в.). Махачкала, 1996. 315 с.
20. Сефербеков М. Р. Традиционная культура народов Дагестана в условиях глобализации // Современная наука и инновации. 2017. № 2 (18). С. 378-383.
21. Сефербеков Р. И. Значимые культурные феномены этнической идентичности народов Дагестана в условиях глобализации // Пространство этноса в современном мире: материалы I Международного конгресса (29-31 октября 2014 г.). Грозный: Чеченский гос. ун-т, 2014. С. 307-309.
22. Современная культура и быт народов Дагестана / отв. ред. С. Ш. Гаджиева. М.: Наука, 1971. 240 с.
Modern Urban Woman's Costume of Dagestan Peoples as a Component of the North-Caucasian Regional Fashion
Zul'pukarova El'mira Magomed-Gereevna, Doctor in History, Professor Dagestan State University, Makhachkala dgu@dgu.ru
Seferbekov Ruslan Ibragimovich, Doctor in History Institute of History, Archeology and Ethnography of Dagestan Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences, Makhachkala ihae_dnc@mail. ru
The paper aims to study the modern urban woman's costume of Dagestan peoples. The authors consider ecological, economic and cultural, ethno-cultural, gender, social-demographical, confessional and professional peculiarities, preferences and restrictions, regarding such issues as group and peculiar subculture, dress code and remaining elements of traditional national clothes. Scientific originality of the paper lies in the fact that the researchers analyze the modern urban woman's costume, identify elements of traditional mountaineers' clothes in it and reveal common and specific features of Dagestan trend of the North Caucasian regional fashion. Thus, functions, details and peculiarities of the urban woman's costume allow concluding on existence of Dagestan woman's fashion - an inherent component of the North Caucasian regional fashion.
Key words and phrases: economic and cultural type; urban anthropology; Dagestan urban culture; material culture; clothes; regional fashion; dress code.
УДК 93/94; 39(470.11)+72.03(470.11)+694(470.11)(091) Дата поступления рукописи: 14.04.2020
https://doi.org/10.30853/manuscript.2020.5.14
Цель статьи - выявить особенности культурного ландшафта Онежского Поморья как фактора формирования традиционной архитектуры Русского Севера и Арктики. Исследование опирается на применение авторской методики А. Б. Пермиловской по архитектурно-этнографическому обследованию объектов деревянного зодчества и историческим поселениям как объектам культурного наследия. Научная новизна определяется введением в научный оборот ранее не обследованных памятников архитектуры исторического поселения Малошуйки Онежского района Архангельской области. В результате исследования установлено, что культурный ландшафт с. Малошуйки сохранил основные черты традиционной поморской культуры кон. XIX- нач. XXв.: характерный тип планировки, уникальный культовый ансамбль, комплекс гражданской, хозяйственной и жилой архитектуры, топонимику, историческую память местных жителей.
Ключевые слова и фразы: Русский Север; Арктика; Онежское Поморье; традиционная культура; культурный ландшафт; историческое поселение; народная архитектура; ансамбль; храм; жилище; деревянное зодчество; село Малошуйка Онежского района Архангельской области.
Пермиловская Анна Борисовна, д. культ. Усов Алексей Александрович
Научный центр традиционной культуры и музейных практик
Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики имени академика Н. П. Лавёрова Российской академии наук, г. Архангельск аппарегт@/^агс^с. ги; шт@/аагс^с. ги
Культурный ландшафт как фактор формирования традиционного деревянного зодчества северных и арктических территорий
Исследование выполнено в рамках государственного задания по научной теме «Комплексное исследование формирования и трансформации историко-культурного наследия в этно-социальной динамике Европейского Севера и Арктики», № гос. регистрации - АААА-А18-118012390220-3.
Актуальность обращения к теме изучения культурного ландшафта Русского Севера и Арктики связана с проблемами сохранения самой «хрупкой» части национального историко-культурного наследия - деревянного зодчества. Среди регионов России именно Русский Север во многом сохранил уникальность культуры и традиций русского народа. Выдающуюся значимость Русский Север как культурный ландшафт обретает в наши дни потому, что он представляет собой пространство живой традиционной культуры, территорию,