Научная статья на тему 'ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ КОРИДОРОВ'

ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ КОРИДОРОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
135
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЕ КОРИДОРЫ / ТРАНСПОРТНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / ТИПОЛОГИЯ / ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОТОК / ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова О. Е., Сухинин С. А.

Международные транспортно-логистические коридоры рассматриваются, как наиболее оптимальные по структуре и направлению пролегания, эффективные по экономической результативности маршруты перемещения грузов различными видами транспорта. С целью систематизации международных транспортно-логистических коридоров, проводится их типология. Критериями такой типологии выступают цели создания международных транспортно-логистических коридоров и выполняемые ими экономические функции, вид используемого транспорта, пространственное пролегание маршрута, вид перевозок, соотношение сторон, участвующих в перемещении грузов.Согласно каждому из критериев, выделяются отдельные типы международных транспортно-логистических коридоров, поясняются их особенности, приводятся соответствующие примеры, их преимущества и недостатки. Делается вывод о том, что международные транспортно-логистические коридоры служат проявлением транспортно-торговых связей между странами, которые интегрируют свои транспортные системы в единый общий маршрут с целью повышения своей конкурентоспособности на международных рынках транспортно-логистических услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPOLOGICAL APPROACH IN THE STUDY OF INTERNATIONAL TRANSPORT-LOGISTICS CORRIDORS

International transport-logistics corridors represent the most optimal routes in terms of structure and direction for the spatial movement of goods by various modes of transport. The routes of international transport-logistics corridors pass through the most rational directions. International transport-logistics corridors are the result of integration of the transport systems of neighboring countries into a common single common route. They pursue the goal of ensuring sustainable and reliable transportation of goods both between the countries participating in international transport and logistics corridors, and in the direction of other countries. This ensures the economic efficiency of joint transportation of goods. Therefore, international transport -logistics corridors perform an important transit function, ensuring the passage of large trade and logistics flows. In order to systematize various types of international transport and logistics corridors, their typology is being carried out. The authors of this article consider various types of international transport-logistics corridors, identified according to the most important criteria. According to the purposes of creation and the economic functions performed, transit, developing and trade international transport and logistics corridors were identified. According to the type of communication carried out, the corridors are represented by various types of land, water and air transport. On a spatial basis, trans-European, pan-European corridors, trans-Asian and North American corridors are distinguished. According to the type of transportation, corridors are classified into freight, passenger and cargo-passenger. Depending on the ratio of the parties involved, the corridors are two-sided, unequal and one-sided.

Текст научной работы на тему «ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ КОРИДОРОВ»

Типологический подход в исследовании международных транспортно-

логистических коридоров

О.Е. Иванова, С.А. Сухинин Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону

Аннотация: Международные транспортно-логистические коридоры рассматриваются, как наиболее оптимальные по структуре и направлению пролегания, эффективные по экономической результативности маршруты пространственного перемещения грузов различными видами транспорта. С целью систематизации международных транспортно-логистических коридоров, проводится их типология. Критериями такой типологии выступают цели создания международных транспортно-логистических коридоров и выполняемые ими экономические функции, вид используемого транспорта, пространственное пролегание маршрута, вид перевозок, соотношение сторон, участвующих в перемещении грузов. Согласно каждому из критериев, выделяются отдельные типы международных транспортно-логистических коридоров, поясняются их особенности, приводятся соответствующие примеры, их преимущества и недостатки. Делается вывод о том, что международные транспортно-логистические коридоры служат проявлением транспортно-торговых связей между странами, которые интегрируют свои транспортные системы в единый общий маршрут с целью повышения своей конкурентоспособности на международных рынках транспортно-логистических услуг. Ключевые слова: международные транспортно-логистические коридоры, транспортные перевозки, типология, типологический подход, транспортно-логистический поток, перевозка грузов, международные перевозки, транспортные системы.

Современные рыночные отношения детерминировали необходимость минимизации затрат на производство и реализацию продукции, одной из составляющих которых являются транзакционные издержки, связанные, в том числе, с оплатой транспортно-логистических услуг [1]. Основную функцию по пространственному перемещению произведенных товаров в странах мира берет на себя транспорт. Представляя собой сложный комплекс транспортных средств и путей перемещения, транспорт формирует глобальные цепочки создания стоимости, беря на себя роль интегратора различных участников производственного процесса, расположенных, зачастую, в противоположных регионах мира [2].

Развитие транспорта, как отрасли мировой экономики, способствовало выстраиванию наиболее оптимальных по структуре и направлению

пролегания, эффективных по экономической результативности форм пространственного перемещения товаров в виде международных транспортно-логистических коридоров (МТЛК). Они пролегают по территории нескольких стран и могут рассматриваться, как интеграционные проекты государств в сфере международных торговых сообщений на основе имеющихся объектов транспортно-логистической инфраструктуры. Они призваны сыграть существенную роль в обеспечении оперативных и устойчивых внешнеторговых связей между странами на основе объединения их транспортных систем в единые потоки по суше и морю [3].

Несмотря на сложившуюся в последние десятилетия тенденцию специализации транспортной деятельности, концентрация усилий транспортных компаний в основных направлениях бизнеса свидетельствует о готовности основных «игроков» международного транспортного рынка к консолидации. Используя нераздельную технологию грузовых перевозок по транспортному коридору, можно добиться снижения малоэффективных простоев транспортных средств, по большей части, в перегрузочных точках (распределительных центрах), и создать условия для непрерывного транспортного процесса [4]. Такая схема требует определенных усилий от всех участников грузоперевозочного процесса, поскольку необходима оптимизация локализации распределительного центра, генерирующего и управляющего логистическими потоками, установление требуемого объема различных транспортных средств, затраты финансовых, людских, материальных, управленческих ресурсов, выстраивание четкой схемы функционирования различных технологий в процессе транспортировки, а также координации работы грузоотправителей с магистральным транспортом в пункте перевалки при планировании транспортировки [5]. Диверсифицированная по составу и видам средств сообщения и широкая по охвату территории, транспортная система становится в этом случае не только

одним из факторов эффективного функционирования и развития экономики государства и международной торговли, но и условием включения страны в МТК и успешного участия в их функционировании.

На современном этапе, когда национальные экономики консолидированы в единую региональную и глобальную производственную сеть, необходимым условием для углубления их интеграции является обеспечение действенного развития транспортных систем. На сегодняшний день широкое распространение получили МТК, интегрирующие в себе различные виды наземного, водного и воздушного транспорта, а также средства телекоммуникации для координации процесса перевозки.

Каждый транспортный коридор, объединяя различные пути сообщения, представляет собой полимагистраль, являясь по своей сути мультимодальным потоком [6]. В точках пересечения таких коридоров формируются особые транспортно-логистические узлы, в функции которых входит перегруппировка существующих потоков и формирование новых. При этом, страны-участники МТК обычно предоставляют создают особый экономико-правовой режим для обеспечения внешнеэкономических связей в пределах транспортных коридоров, стимулируя тем самым экономическое сотрудничество. Такой льготный режим внешнеэкономической деятельности (ВЭД) облегчает контакты между странами, обеспечивает высокое качество и разнообразие транспорт-логических услуг для участников ВЭД, а также напрямую влияет на улучшение и оперативность реализации заключенных торговых сделок и контрактов на высоком уровне информационного сотрудничества путем перевозки товаров наиболее оптимальными путями за предельно короткое время.

МТЛК можно рассматривать как особые пространственно выраженные и технически (инфраструктурно) оснащенные транспортно-логистические системы. Они представляют собой часть национальной или международной

М Инженерный вестник Дона, №10 (2022) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/nl0y2022/7931

транспортной системы, включающей в себя различные виды транспорта и пути сообщения (транспортные магистрали), проложенные в конкретном направлении для обеспечения стратегически важных для мировой экономики грузовых потоков, обеспеченных развитой транспортной инфраструктурой международного уровня и функционирующих в рамках общих (единых) требований к технологии, технике, информации и правовому регулированию международных перевозок [7].

МТЛК можно классифицировать по различным критериям. По целям создания и выполняемым экономическим функциям, МТК можно подразделить на транзитные, развивающие и торговые. Основной функцией транзитного коридора является обеспечение условий для беспрепятственного и экономически эффективного движения транспортных средств на определенном направлении. Обычно такие коридоры создаются на территории третьих стран, для осуществления транзитных контактов между двумя другими прилежащими странами - страной-экспортером и государством-импортером. Чаще всего транзитные коридоры направлены на удовлетворение потребности внутриконтинентальной страны осуществлять экспорт своей продукции (или наоборот, завоз импортных грузов) с морского порта, расположенного на территории другого государства. Для этого как раз и используется МТЛК для транзитных перевозок грузов. Примерами таких успешно действующих коридоров являются, к примеру, транспортные магистрали из Монголии в порты Китая или России, транзит грузов из Бурунди и Уганды в порты Танзании на побережье Индийского океана или в порт Демократической Республики Конго на берегу Атлантического океана. Транзитные МТЛК, в свою очередь, подразделяются на три типа: - лэндбридж - сухопутное соединение порта, куда груз доставляется морем, с портом на противоположном побережье континента, откуда морская перевозка продолжается;

- минибридж - сухопутное соединение порта, куда груз доставляется морем, с пунктом назначения па противоположном побережье континента;

- микробридж - сухопутное соединение порта, куда груз доставляется морем, с пунктом назначения в глубине континента [8].

Развивающие коридоры выполняют системную роль в экономическом и социальном развитии территорий, через которые они проходят. Их создание связано с проектами экономического и социального развития соответствующих регионов, чтобы стимулировать его посредством развития их транпортно-логистической сферы и активизации транспортных перевозок прежде всего со стороны ближайших соседей данного государства [9]. Торговые транспортные коридоры играют наиболее важную роль в транспортной логистике и цепочках поставок.

Важным типологическим признаком при исследовании МТЛК является вид осуществляемого сообщения, представленный наземным и наземно-морским, к которым относятся железнодорожные, речные и морские пути, а также автомобильные дороги; морским сообщением - это морские пути; а также воздушным сообщением, к которому относятся воздушные трассы гражданской авиации.

Пределы действия МТЛК могут ограничиваться разными территориями, а, следовательно, их типологизируют по пространственному признаку, очерчивающему территорию их функционирования. При этом выделяют:

а) трансъевропейские коридоры - действуют в рамках стран Европейского Союза;

б) панъевропейские коридоры - помимо государств ЕС, проходят в направлении стран Центральной и Восточной Европы;

в) трансазиатские коридоры, которые объединяют между собой территорию государств Азии, к примеру, коридор ТЯЛСЕСА по маршруту Европа - Кавказ - Азия;

г) североамериканские коридоры, объединяющие между собой страны НАФТА (ныне ШМСА) [3].

По виду перевозок МТЛК могут быть пассажирскими, грузовыми и грузо-и пассажирскими. По соотношению сторон, участвующих в трансграничных перевозках, МТЛК можно подразделить на три типа:

- двухсторонние - предполагают взаимонаправленные торгово-логистические потоки примерно в одинаковых по объемам перевозимых грузов;

- неравносторонние - имеют место при преобладании перевозок в одном направлении и диспропорции в обратном направлении;

- односторонние - проявляются только в одну сторону и при отсутствии обратного потока.

МТЛК представляет собой сложную систему. В ее составе можно выделить несколько организационных элементов, включая управленческие структуры, координирующие перевозки по МТЛК. Технологические элементы состоят из международного транспортного маршрута и транспортной инфраструктуры. Маршруты МТЛК прокладываются не только в соответствии с климатическими и географическими условиями, но и с геополитическими и геоэкономическими интересами соответствующих государств.

Таким образом, можно сделать вывод, что МТЛК - проявление транспортно-торговых связей, цель которого - расширение экономических контактов между государствами, повышение их конкурентоспособности и экономического развития. МТЛК обеспечивает координацию транспорта по

основным направлениям перевозки грузов в мировой экономике и тем самым выполняют функцию каналов связи между странами и регионами [10].

Многообразие МТЛК служит основанием для их типологизации по различным критериям. Наиболее важными из них для целей дальнейшего анализа, на наш взгляд, являются типологии по целям создания и выполняемым экономическим функциям, а также по виду осуществляемого сообщения. Развитие МТЛК позволяет развивать дорожно-транспортную инфраструктуру и складское хозяйство, активизирует внешнеэкономические связи страны с зарубежными котрагентами, стимулирует развитие различных видов транспорта и их интеграцию в мультимодальные перевозки, формирует и задаёт новые векторы развития существующим транспортным узлам и центрам, способствует формированию транспортных потоков и успешной координации их реализации.

Литература

1. Гузенко О.И., Сапожникова А.Г. Инновационные формы организации хозяйственной деятельности экономических субъектов // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2017. № 12. С. 16-19.

2. Иванова О.Е. Транспортный комплекс Юга России: проблемы и перспективы развития // Интеграционные процессы в современном геоэкономическом пространстве. Материалы научно-практической конференции. Симферополь: КФУ им. В.И. Вернадского, 2017. С. 139-142.

3. Сухинин С.А., Никулина О.В., Висханов М.Р., Еприкян С.О., Ивженко М.Г., Кацаран О.А., Шарафан К.О. Особенности развития транспортных коридоров в пространстве стран Евразийского экономического союза // Инженерный вестник Дона. 2022. № 5. С. 63-70. URL: http://www.ivdon.ru/ru/magazine/archive/n5y2022/7611

4. Архипов А.Е., Корчагин Р.Е. Международные транспортные коридоры: инфраструктура, особенности, эффективность // Science innovation. 2020. С. 9-10.

5. Zyryanov V. Simulation Network-Level Relationships of Traffic Flow // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2019. № 698 (6). URL: 10.1088/1757-899X/698/6/066049.

6. Makarova I., Buyvol P., Gabsalikhova L. International Transport Corridors: Impact on Territorial Development // New Silk Road: Business Cooperation and Prospective of Economic Development (NSRBCPED 2019), 2020, С. 659-660.

7. Квитко К.Б. Сравнительный анализ международных транспортных систем: инфраструктура, рейтинги, транспортные коридоры // Транспортные системы и технологии. 2020. Т. 6. № 1. С. 15-29.

8. Липатова О.Н. Интеграция транспортных и складских систем в рамках логистической деятельности // Вестник факультета управления СПбГЭУ,

2017. №1-1. С. 407-410.

9. Зайцев А.А., Соколова Я.В. Перспективы создания транзитного транспортного коридора «Восток - Запад» с применением магнитолевитационной технологии // Транспортные системы и технологии,

2018. Т. 4. № 3. С. 21-35.

10. Беликова С.В. Поведенческие эффекты при формировании предпочтений экономического выбора хозяйствующего субъекта // Journal of Economic Regulation, 2017. Т. 8. № 1. С. 26-34.

References

1. Guzenko O.I., Sapozhnikova A.G. Nauka i obrazovaniye: khozyaystvo i ekonomika, predprinimatel'stvo, pravo i upravleniye. 2017. №. 12. pp. 16-19.

2. Ivanova O.E. Materialy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Integratsionnyye protsessy v sovremennom geoekonomicheskom prostranstve"

(Materials of scient. and pract. conf. "Integration processes in modern geo-economic space"), 2017, pp. 139-142.

3. Sukhinin S.A., Nikulina O.V., Viskhanov M.R., Yeprikyan S.O., Ivzhenko M.G., Katsaran O.A., Sharafan K.O. Inzhenernyj vestnik Dona. 2022. №. 5. URL: http://www.ivdon.ru/ru/magazine/archive/n5y2022/761

4. Arkhipov A.E., Korchagin R.E. Science innovation, 2020, pp. 9-10.

5. Zyryanov V. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering,

2019, № 698 (6). URL: 10.1088/1757-899X/698/6/066049.

6. Makarova I., Buyvol P., Gabsalikhova L. New Silk Road: Business Cooperation and Prospective of Economic Development (NSRBCPED 2019),

2020, pp. 659-660.

7. Kvitko K.B. Transportnyye sistemy i tekhnologii, 2020, Vol. 6, № 1, pp. 1529.

8. Lipatova O.N. Vestnik fakul'teta upravleniya SPbGEU, 2017, №1-1, pp. 407-410.

9. Zaytsev A.A., Sokolova Ya.V. Transportnyye sistemy i tekhnologii, 2018, Vol. 4, № 3 S1, pp. 21-35.

10. Belikova S.V. Journal of Economic Regulation, 2017, Vol. 8, № 1, pp. 2634.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.