Научная статья на тему 'ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЛУЖЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВС РФ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЛУЖЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВС РФ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
116
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
СЛУЖЕБНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ / ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ ПОВЕДЕНИЕМ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Погребной Дмитрий Николаевич, Осипенко Эдуард Борисович

В статье проводится аналитический обзор специфики служебного поведения военнослужащих при выполнении ими профессиональных обязанностей. Объясняется особенности различия между управлением военнослужащими в составе воинского подразделения и управлением поведением военнослужащих с точки зрения управленческого воздействия. Типологические особенности поведения военнослужащего в рамках выполнения им своих профессиональных обязанностей рассматривается с точки зрения отношения военнослужащих к институту военной службы, совокупности личных качеств индивида и уровня его профессиональной подготовленности. Предпринята теоретическая попытка типологии служебного поведения военнослужащих на основании определения личной ответственности и состояния правопорядка и воинской дисциплины в подразделении, наличии внутренних и внешних ситуационных признаков. Анализируется влияние несвойственных задач, не соответствующих профилю подготовки, на отношение к военной службе в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Погребной Дмитрий Николаевич, Осипенко Эдуард Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF TYPOLOGICAL FEATURES OF SERVICE BEHAVIOR OF SERVICEMEN OF THE ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article provides an analytical review of the specifics of service behavior of servicemen in the performance of their professional duties. The peculiarities of the distinction between the management of servicemen within a military unit and the management of servicemen’s behavior in terms of managerial influence are explained. The typological peculiarities of a serviceman’s behavior in performing his professional duties are viewed from the perspective of the servicemen’s attitude to the institution of military service, the aggregate of the individual’s personal qualities, and the level of his professional preparedness. A theoretical attempt to typologize military service behavior of servicemen based upon the definition of personal responsibility and the state of law and order and military discipline in a subdivision, and the presence of internal and external situational features has been undertaken. The influence of untypical tasks that do not correspond to the profile of training on the attitude to military service in general is analyzed.

Текст научной работы на тему «ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЛУЖЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВС РФ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

Типологические особенности служебного поведения военнослужащих ВС РФ: управленческий аспект

Погребной Дмитрий Николаевич,

адъюнкт кафедры социологии Военного университета Министерства обороны Российской Федерации

E-mail: d.pogrebnoi@list.ru Осипенко Эдуард Борисович,

кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии, Военного университета Министерства обороны Российской Федерации E-mail: ed.osip68@rambler.ru

В статье проводится аналитический обзор специфики служебного поведения военнослужащих при выполнении ими профессиональных обязанностей. Объясняется особенности различия между управлением военнослужащими в составе воинского подразделения и управлением поведением военнослужащих с точки зрения управленческого воздействия. Типологические особенности поведения военнослужащего в рамках выполнения им своих профессиональных обязанностей рассматривается с точки зрения отношения военнослужащих к институту военной службы, совокупности личных качеств индивида и уровня его профессиональной подготовленности. Предпринята теоретическая попытка типологии служебного поведения военнослужащих на основании определения личной ответственности и состояния правопорядка и воинской дисциплины в подразделении, наличии внутренних и внешних ситуационных признаков. Анализируется влияние несвойственных задач, не соответствующих профилю подготовки, на отношение к военной службе в целом.

Ключевые слова: служебное поведение, ответственность, военнослужащий, дисциплинированность, управление поведением, эффективность.

Глубокое изучение научных основ и совершенствование руководства всеми сферами жизнедеятельности общества - одна из важнейших задач управленческой деятельности. В этой связи особую актуальность приобретают и вопросы управления войсками.

В военной литературе последних лет управлению войсками уделяется все больше внимания. Однако некоторые авторы пытаются свести решение этой проблемы только к механизации и автоматизации процессов управления. Но нельзя забывать слова К.Ф. Скоробогаткина, который пишет, что управление - это прежде всего работа людей и с людьми, и осуществляется оно не только с помощью технических средств, но и через взаимоотношения [4].

Отличительной чертой служебного поведения военнослужащих с точки зрения социологической науки является смыл, вкладываемый индивидами в свои действия, в процессе выполнения служебных обязанностей.

Так, при материальной заинтересованности нахождения в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, качество и добросовестность, при выполнении задач, зависят от уровня материального вознаграждения, а не от глубины сформированного чувства выполнения воинского долга. При гармоничном соотношении материальной заинтересованности и желания служить делу по защите отечества, качество выполнения служебных обязанностей будет соответствовать не только требованиям военной организации, но и соответствовать целям и индивида. Преобладание чувства долга над материальной заинтересованность в соответствии с необходимым уровнем профессиональной активности способно повысить качество достижения задач, поставленных перед подразделением.

В настоящей статье предпринимается попытка рассмотреть основы по-

340

ведения военнослужащих и воинского коллектива с помощью определения типов служебного поведения исходя из отношения к исполнению обязанностей самих военнослужащих.

Представителей военной науки не может не интересовать то внутреннее состояние человека, под влиянием которого ему приходится жить, действовать и, может быть, умирать. Военные руководители, вышедшие непосредственно из той среды, которой они признаны руководить, будучи органически связаны с ней, несравненно легче и лучше будут разбираться в ее сущности.

В ряду проблем, занимавших умы военных ученых еще со времен Советской власти, важное место отводилось изучению поведения военнослужащих и способов управления им. «Необходимо уметь заставить людей исполнить наше приказание или последовать выраженному нами желанию. А для этого надлежит уметь найти верные к ней подходы, отыскать достаточные стимулы, которые преодолели бы возможное сопротивление с их стороны» [6].

Авторы многих статей показывают важность специфической командирской способности воздействовать на поведение подчиненных в определенном направлении, указывают особенности управления людьми, происшедшие в связи с развитием военного дела тех лет. «.. .Лично управлять людьми в бою посредством подачи команды даже взводному стало если не невозможно, то крайне трудно», «теперь начальник не всегда найдет возможным «висеть» в бою над подчиненным и каждый его шаг его - толкать и понукать.», таковы были некоторые новые условия, которые обязывали тщательно изучать способы управления поведением воинов.

В середине двадцатых годов предпринимаются попытки раскрыть сущность управления служебным поведением военнослужащих. Управление подразделением состоит в целесообразном сочетании людских потребностей и через их посредство, оружия для

победы в военное время и в целях боевой подготовки в мирное. Далее указывается, что управление подразделением как деятельность командира включает «предвидение командира в практической жизни. Элемент организации тоже важен и это - второй этап управленческих действий командира роты».

А. Таланкин считал, что «руководить поведением военнослужащего» - значит «предвидеть отдельные акты поведения и уметь на них воздействовать»

[7].

Некоторые исследователи близко подходили к пониманию роли психологического в поведении воина, призывали к исследованию путей психологической подготовки личного состава, к формированию у командиров и политработников умения оказывать на подчиненных управляющее воздействие в бою. Другие недооценивали военно-политическую работу и политическую сознательность воинов, склонны были биологизировать поведение военнослужащих.

Следует отметить, что в развернувшихся дискуссиях вокруг поведения военнослужащих и возможных способов управления им не было четкой ясности о сущности их поведения.

Особое внимание военных ученых поведение военнослужащих привлекает уже в послевоенные годы. Особая заинтересованность проявляется в изучении психологических аспектов проблем обучения, воспитания и управления. С точки зрения самостоятельного направления войсковой практики изучение поведения не рассматривается.

Между тем, в условиях поддержания высокой боевой готовности наряду с совершенствованием процесса обучения и воспитания личного состава в деятельности командиров и заместителей по военно-политической работе важное значение имеет управления поведения подчиненного личного состава.

Деятельность командира, в первую очередь, включает в себя профессиональную подготовку военнослужащих, формирование у них необходимых знаний, навыков и умений, развитие необ-

341

ходимого мировоззрения и нравственного облика, доверия подчиненных своему непосредственному руководителя [2], наряду с функцией управления повседневным поведением подчиненных.

Управление подготовкой и управление поведением представляют собой параллельные направления деятельности начальника по руководству подразделением. Независимо от того какую основную задачу решают командир и заместитель командира по военно-политической работе, в их деятельности всегда присутствует специфическое содержание - управление поведением военнослужащих и воинского коллектива, обеспечивающее эффективное выполнение служебных задач.

Управление подготовкой имеет целью изменение, развитие, совершенствование устойчивых индивидуальных особенностей военнослужащего и воинского коллектива.

Можно сказать, что если в процессе управления профессиональной подготовкой основное внимание уделяется субъективным качествам личности, то управление поведением ориентируется не столько на совершенствование личности, сколько на выполнение поставленной задачи и установленных норм поведения.

Различия между управлением подготовкой и управлением поведением существенны. Приведем пример: в подразделении есть хорошо подготовленные по специальности, не дисциплинированный солдат. Применительно к нему управление подготовкой главным образом сводится к перевоспитанию. Однако специфика военной службы такова, что ждать, пока полностью завершится процесс перевоспитания нельзя. Необходимо в каждый момент обеспечить такое поведение военнослужащего, которое хотя бы внешне (по результатам деятельности) не отличалось от дисциплинированного солдата.

Управление поведением, как функция, реализуемая начальником в процессе служебной деятельности может рассматриваться с точки зрения составной части управления войсками.

Управление поведением, обеспечивает качественное и своевременное выполнение должностных обязанностей и соблюдение моральных норм, одновременно предупреждает нарушения воинской дисциплины. Следовательно, под предупреждением нарушений воинской дисциплины можно понимать оптимальное управление поведением подчиненных, обеспечивающее добросовестное исполнение ими должностных обязанностей и строгое соблюдение моральных и правовых норм, установленных для военнослужащих ВС РФ.

Особое значение в современной практике управления воинскими подразделениями приобретает умение прогнозировать поведение военнослужащих «Широко известный тезис: руководить - значит предвидеть, имеет особенно глубокий смысл для военного руководителя» [1].

В процессе руководства подразделением прогнозирование в значительной степени связано с предвидением вероятностного поведения подчиненных. В процессе повседневной жизнедеятельности и подбора личного состава для выполнения поставленных задач, командир пытается предвидеть каким будет поведение подчиненных в процессе предстоящей деятельности и в какой степени данное подразделение справится с предстоящей задачей.

Процесс познания социальной сущности личности и коллектива, которым руководит командир, непрерывен. Вместе с тем в каждый момент времени начальник, опираясь на достигнутый уровень познания подчиненных, прогнозирует их поведение. В этой связи встает вопрос о признаках прогнозирования, т.е. о характере тех сведений, фактов, данных и т.д. о подчиненном, опираясь на которые можно предвидеть его вероятное поведение. Существует, по крайней мере, три группы признаков прогнозирования: биографические, поведенческие и ситуативные.

Биографические признаки - это прогностически значимые сведения, факты, события и т.д. из биографии военнослужащего, по которым можно

с той или иной долей вероятности предвидеть, каким будет поведение молодого солдата на службе. С накоплением опыта службы прогностическая роль биографических сведений постепенно утрачивается. Здесь начинают приобретать ведущее значение поведенческие и ситуационные признаки.

Поведенческие признаки - это особенности повседневного поведения на службе и в часы досуга, судя по которым можно в той или иной мере предвидеть, как будет вести себя солдат, по крайней мере, в ближайшем будущем хотя бы в процессе выполнения данной конкретной задачи.

Из большого многообразия особенностей поведения наибольшую прогностическую значимость имеют уровень профессиональной подготовки, степень усердия к службе и социальная активность, играющая особую роль в деятельности военнослужащих при выполнении ими поставленной задачи [3].

В практике военного управления встречается многообразие градаций уровней профессиональной подготовки, степени усердия и активности. О высоком уровне можно говорить в случае овладения военнослужащим в полной мере своей воинской специальностью, и способами выполнения отдельно поставленных задач, находящихся в рамках его должностных обязанностей. Встречается так же уровень профессиональной подготовки, который еще не достиг в своем развитии высшего предела мастерства, но все же оказывается в пределах допустимых нормативов профессиональной подготовки. Наконец в ряде случаев уровень профессиональной подготовки является недостаточным.

Примерно в такой же градации выступают отличия одних военнослужащих от других по степени усердия к службе, когда солдат, не жалея ни сил, ни времени, отдает всего себя добросовестному исполнению служебных обязанностей. При этом, максимальное усердие к службе не всегда сопровождается столь же большим успехом в боевой подготовке т.к. для этого

необходим определенный уровень профессиональной подготовки, а в ряде случаев нужны развитые когнитивные и физические способности. Можно указать еще две градации усердия к службе: среднее усердие, когда военнослужащий хотя не отдает службе все свои силы, но его отношение к служебным обязанностям резко не выходит за рамки правовых и моральных норм; недостаточное усердие, когда военнослужащий не проявляет достаточного стремления к выполнению обязанностей военной службы, а в некоторых ситуация пытается от них уклониться.

В практике военного управления командирам приходится сталкиваться с различными видами социальной активности подчиненных:

а) военнослужащий инициативно и добросовестно выполняет указания, оказывает командиру помощь в наведении уставного порядка и удерживает сослуживцев от совершения проступков;

б) военнослужащий относительно добросовестно относится к выполнению общественных поручений, но прямой помощи в наведении уставного порядка не оказывает; в) военнослужащий не участвует в общественно значимых для подразделения мероприятиях или участвует формально; г) выступает в поддержку нарушителей воинской дисциплины, хотя сам грубых нарушений не совершает.

Сочетание уровней профессиональной подготовки, усердия к службе и участия в общественно значимых мероприятиях могут обусловливать поведение военнослужащего. В зависимости от того, в каких сочетаниях встречаются эти показатели, существуют различные типы дисциплинированности: - высокая дисциплинированность военнослужащих отличается максимальным усердием при выполнении должностных обязанностей, строгим соблюдением требований устава, отсутствием нарушений воинской дисциплины, оказание помощи командиру при управлении подразделением, соотносится с высокими достижениями по службе;

343

- относительно высокая дисциплинированность характеризуется усердием к службе и выполнению должностных обязанностей, высокий уровень профессионализма, в то же время отчетливо проявляется безынициативность социальная апатия, в повседневной жизнедеятельности возможны незначительные проступки, с последующим попаданием под влияние нарушителей воинской дисциплины;

- дисциплинированность, не сочетающаяся с высокими достижениями по службе, характеризуется большим усердием к службе и незначительными результатами из-за невысокого уровня профессионализма;

- формальная дисциплинированность при которой сам военнослужащий не совершает грубых дисциплинарных проступков, но способен оказывать негативное влияние на сослуживцев. Оказываясь в группе морально неустойчивых военнослужащих подстрекают их к совершению проступков, в том числе и в составе воинского коллектива;

- недисциплинированность военнослужащих проявляется в устойчивой склонности к нарушениям, низким уровнем усердия, пассивности, что в ряде случаев успешно совмещается с высоким уровнем профессионализма.

Таким образом, оценив соотношение уровня профессионализма, степень ответственности к выполнению обязанностей и активность конкретного военнослужащего, командир имеет возможность заранее предвидеть, какое поведение можно ожидать от подчиненного в процессе деятельности, в которую предполагается его включить и когда можно быть уверенным, что задача будет выполнена.

В этой связи можно утверждать, что поведение схожих по набору вышеуказанных качеств военнослужащих, может отличаться под влиянием внешних условий. Совокупность наиболее типичных изменений внешних условий, при которых происходит характерное изме-

нение поведения военнослужащих составляет группу ситуационных признаков прогнозирования.

Наиболее выраженными выступают две группы ситуационных признаков: а) отдельные факты и события личной жизни; б) периодические изменения атмосферы в воинском коллективе (напряженность, состояние правопорядка и воинской дисциплины).

События и факты личной жизни могут иметь и внутриколлективное происхождение, когда, например, достигнутые по службе успехи благотворно влияют на поведение. И наоборот, неудачи, изменение отношения начальника и товарищей вызывают отрицательное настроение и негативно влияют на исполнение обязанностей.

На поведение, также могут влиять события и факты, имеющие внеколлек-тивное происхождение, а также типичные колебания воинской дисциплины подразделения.

Главным источником, побуждающим военнослужащего к соблюдению уставного порядка и дисциплины, является его преданность делу по защите отечества, состояние патриотического сознания, понимание важности выполнения долга перед Родиной и важности задач, стоящих перед Вооруженными Силами РФ [6].

В этой связи основными направлениями деятельности военных руководителей составляет идеологическая работа по укреплению правопорядка и воинской дисциплины в подразделениях.

К одному из таких направлений управляющего воздействия является организация условий воинского труда. Поведение военнослужащего в определенный момент времени напрямую зависит от характера, условий и вида его служебной деятельности.

Еще одним направлением выступает формирование в обществе значимости данного вида трудовой деятельности. При этом нельзя представлять, что что это влияние незначительно: общественная значимость в той мере оказывается эффективной как детерминанта поведения, в какой осознается во-

еннослужащим в субъективном плане. Поэтому военно-политическая работа по разъяснению значимости выполняемых задач играет ведущую роль в том, как военнослужащий будет вести себя в процессе данной деятельности.

Его поведение в процессе профессиональной деятельности зависит также от того, насколько выполняемые задачи близки к его специальности. Так, например, специалисты, безукоризненно относящиеся к выполнению задач на военной технике, порой недооценивают значения строевой подготовки.

Учитывая это обстоятельство, при выполнении задач, кажущихся далекими от основной военной специальности, должна проводиться особо тщательная разъяснительная работа. Кроме того, важно, чтобы за успехи в этом не основном виде деятельности военнослужащие поощрялись также как за достижения по основной военной специальности.

Таким образом, возможность проявить себя в конкретном виде деятельности, показать себя с лучшей стороны, разнообразие выполняемых обязанностей, необходимость проявления в данной работе инициативы и творчества, состязательность, возможность совершенствования личностных качеств и свойств, высоко оцениваемых в юношеском возрасте, все это оказывает благотворное воздействие на военнослужащего. Но понимание всех этих особенностей деятельности приходит не автоматически: деятельность объективно может быть таковой, но военнослужащий сам этого может и не осознавать. Разъяснение эмоциональной привлекательности предстоящей работы, личной заинтересованности в качественном выполнении поставленной задачи приобретает здесь важное значение.

Литература

1. Захаров М.В. О научном подходе к руководству войсками. М.: Вое-низдат. 1967. С. 41.

2. Осипенко Э.Б., Сальников А.В., Барановский М.В. Авторитет и дове-

рие в структуре военного управления и военной мысли // Социология. 2020. № 6. С. 76-83.

3. Погребной Д.Н. Социальная активность военнослужащих как компонент служебного поведения // Социология. 2020. № 6. С. 112-116.

4. Скоробогаткин К.Ф. Управлению войсками - прочную научную основу. Военная мысль, 1996. № 12.

5. Социальная психология и военное строительство. Военное дело: военно-научный журнал Рабоче-крестьянской Красной армии. - М., 1919, № 9-10, - С. 397.

6. Степанова Е.Е., Шевель П.П. О состоянии патриотического сознания российского общества. // Военный академический журнал. 2016. № 2 (10). С. 115-121.

7. Таланкин А. Военная психология и политическое воспитание в РККА. М.-Л.: Гиз., 1928, - С. 8.

ANALYSIS OF TYPOLOGICAL FEATURES OF SERVICE BEHAVIOR OF SERVICEMEN OF THE ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Pogrebnoi D.N., Osipenko E.B.

Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation

The article provides an analytical review of the specifics of service behavior of servicemen in the performance of their professional duties. The peculiarities of the distinction between the management of servicemen within a military unit and the management of servicemen's behavior in terms of managerial influence are explained. The typological peculiarities of a serviceman's behavior in performing his professional duties are viewed from the perspective of the servicemen's attitude to the institution of military service, the aggregate of the individual's personal qualities, and the level of his professional preparedness. A theoretical attempt to typologize military service behavior of servicemen based upon the definition of personal responsibility and the state of law and order and military discipline in a subdivision, and the presence of internal and external situational features has been undertaken. The influence of untypical tasks that do not correspond to the profile of training on the attitude to military service in general is analyzed.

345

Keywords: service behaviour, responsibility,

soldier, behaviour management, efficiency.

Reference

1. Zakharov M.V. On the scientific approach to the leadership of troops. M.: Military publishing house. 1967, p. 41.

2. Osipenko E.B., Salnikov A.V., Barano-vsky M.V. Authority and trust in the structure of military command and military thought // Sociology. 2020. No. 6. S. 76-83.

3. Pogrebnoy D.N. Social activity of servicemen as a component of service behavior // Sociology. 2020. No. 6. P. 112-116.

4. Skorobogatkin K.F. Command and control - a solid scientific basis. Military thought, 1996. No. 12.

5. Social psychology and military construction. Military business: military-scientific journal of the Workers 'and Peasants' Red Army. -M., 1919, No. 9-10, - S. 397.

6. Stepanova E.E., Shevel P.P. On the state of the patriotic consciousness of Russian society. // Military academic journal. 2016. No. 2 (10). pp. 115-121.

7. Talankin A. Military psychology and political education in the Red Army. M.-L.: Giz., 1928, - S. 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.