нейтральна и тяготеет к самобытности, не зависящей от напряженности по отношению к Курильским островам.
Список литературы:
1. www.vokrugsveta.ru/vs (дата обращения: 15.12.2010).
2. www.vokrugsveta.ru/vs/article/1473 (дата обращения: 15.12.2010).
3. www.vokrugsveta.ru/vs/article/4970 (дата обращения: 15.12.2010).
4. www.vokrugsveta.ru/vs/article/5514 (дата обращения: 15.12.2010).
5. www.vokrugsveta.ru/vs/article/5408 (дата обращения: 15.12.2010).
6. www.vokrugsveta.ru/vs/article/5746 (дата обращения: 15.12.2010).
7. www.vokrugsveta.ru/vs/article/7185 (дата обращения: 15.12.2010).
8. www.vokrugsveta.ru/vs/article/336 (дата обращения: 15.12.2010).
9. www.vokrugsveta.ru/vs/article/5746 (дата обращения: 15.12.2010).
10. www.vokrugsveta.ru/vs/article/2555 (датаобращения: 15.12.2010).
ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЖЕНСКОЙ ПРЕССЫ В 90-Е ГГ. XX В.
© Смеюха В.В.*
Южный Федеральный университет, г. Ростов-на-Дону
В статье рассказывается о типологической модификации отечественной женской периодики в 90-х гг. прошлого века, рассматривается трансформация типологических признаков, исследуется типологическое изменение моделей советских женских журналов, выводятся ключевые направления изменения рыка женских периодических изданий.
В 90-е гг. XX в. в стране началось кардинальное реформирование экономических и политических структур. Широкомасштабные рыночные преобразования способствовали зарождению и развитию частного капитала, росту предпринимательства. Одновременно в стране активизировалась политическая жизнь: возникали новые партии и движения. В 1991 г. прекратил существование СССР, бывшие союзные республики вошли в Содружество Независимых государств. После подписания Закона СССР «О печати и других средствах массовой информации» резко возросло количество независимых газет и журналов. Закон РФ «О массовой информации» закрепил право граждан, объединений, предприятий и организаций на издание и распространение печатной, теле- и радиоинформации. В России началось развитие качественно новой прессы, ориентировавшейся, прежде
* Преподаватель кафедры Средств массовых коммуникаций, кандидат филологических наук.
всего, на законы информационного рынка, где одним из основных гарантов успешного функционирования выступал спрос потребителя. Периодическая печать получила возможность самостоятельно определять направления своей деятельности, что привело к модификации периодики и развитию ее структурно-типологических отношений.
Для женской прессы период «обновления» оказался одновременно и благоприятным в смысле представления и разработки не использовавшихся ранее типологических моделей и аспектов и кризисным в плане постижения и приобщения к основам рыночного информационного пространства. Первое реализовывалось в развитии и трансформации типологических признаков журналов для женщин и привело к изменению практически всех типологических характеристик. Если ранее в роли издающего органа женских изданий выступал ЦК КПССС, то теперь прессу для женщин выпускали коллективы редакций, женские организации, издательские дома, акционерные общества, коммерческие фирмы. Мотивы, которыми руководствовались издатели, организуя новые женские журналы, были различными, но, как правило, все они сводились к экономическим интересам.
В начале 90-х гг. происходит количественный рост женской прессы, аудитория, привыкшая к однообразию и малочисленности женских изданий, проявляла повышенный интерес к новым женским журналам. Ими интересовались и рекламодатели - размещение рекламы в женских специализированных изданиях означало адресно верное обращение к потенциальной аудитории, что гарантировало финансовую прибыль.
За организацию женских СМИ брались не только крупные столичные организации и компании, но и структуры регионального уровня. В стране стали открываться местные издания для женщин. «Женские странички» появились в краевых, областных, городских газетах еще в конце 80-х гг., в них публиковались материалы о семье, домоводстве, что повышало интерес женской аудитории к чтению местной периодики. Позже на базе местных редакционно-издательских комплексов стали открываться газеты, журналы для женщин. Так, в г. Екатеринбурге появился журнал «Мария», в г. Краснодаре - «Ева», в г. Ростове-на-Дону - газета «Аксинья» и др. Местная женская периодика по качеству отличалась от общероссийской -первоначально в этих изданиях было мало оригинальных журналистских и фотоматериалов, большая часть информации бралась из массовой популярной периодики. Но, несмотря на это, местная женская пресса, была «замечена» аудиторией, женщины покупали адресованные им местные газеты и журналы, что объяснялось их невысокой стоимостью и проблемно-тематической направленностью, формировавшейся с учетом информационных интересов жителей региона.
Помимо отечественных издателей возможность беспрепятственного распространения журнальной продукции на территории России получили
зарубежные корпорации, успешно освоившие уже до этого рынки женской прессы ряда стран. Российские читатели познакомились с «Cosmopolitan», «Харперс базар», «Elle», «Мари Клер», которые стали лидерами отечественной журнальной периодики.
Цели и задачи женских журналов стали всецело определяться читательскими интересами: личная жизнь женщины, улучшение ее здоровья и настроения, ведение домашнего хозяйства, воспитание детей, взаимоотношение полов - авторы женских изданий стали обращаться преимущественно к темам связанным с индивидуальным миром женщины, ее внутрисемейным бытом. Удовлетворение информационных запросов аудитории, напрямую взаимосвязанных с функциями женщины-жены, матери, хозяйки, стало представлять один из главных критериев успешной деятельности современной женской периодики.
Социальные характеристики аудитории, к которой обращалась пресса, трансформировались, если в начале 20-х гг. перед женскими журналами была поставлена задача ориентироваться на рабоче-крестьянскую массу, и в последствии издания успешно освещали профессиональные интересы рабочих женщин, то в последнее десятилетие XX в. в связи с изменением социально-политической ситуации качественно видоизменился социальный портрет аудитории. К началу 90-х гг. женщины составляли свыше половины населения, занятого в производстве. Дестабилизация экономических отношений вела к снижению уровня жизни, к 1995 г. он был намного ниже, чем в 80-х гг. Падение производительной способности предприятий вело к сокращению числа рабочих мест. Женщины оказывались первыми в списках на увольнение, ухудшалось качество охраны труда и здоровья. В то же время представительницы «прекрасной половины» пробовали свои силы в сфере частного бизнеса, открывали свои фирмы и компании, в СМИ появились выражения «деловая женщина», «бизнес-леди».
В условиях растущей медиаконкуренции издателям было важно не просто открыть женский журнал, а учесть в его типологической модели определенные информационные запросы читателей, что способствовало изучению социальных характеристик потенциальных потребителей медиапро-дукта, дифференциации массовой, некогда единой аудитории на сегменты. Сегментация читателей происходила по нескольким признакам, издатели ориентировались либо на возраст, либо на род занятий, либо на уровень обеспеченности женщин, что давало возможность более полного и комплексного информационного обслуживания читательских категорий и одновременного сосуществования многочисленных изданий в рамках единого медиарынка. В стране стали выходить журналы для девушек, для женщин с определенным уровнем достатка (для обеспеченных - глянцевые журналы с рекламой дорогостоящих товаров), для домохозяек, для женщин-матерей и др.
В истории отечественной прессы начался новый период типологической модернизации. Формировалась новая система женской периодики. «Работница», «Крестьянка», «Советская женщина» продолжили поиск собственных моделей, они больше не могли развиваться в едином типологическом направлении. Многообразие женских изданий, открывавшихся в стране, означало, что старейшие женские журналы лишатся своей многомиллионной аудитории, и, чтобы сохранить статус популярных массовых изданий и привлечь часть читателей, им было необходимо познакомить женщин с «обновленными» вариантами журналов, полностью отойти от общественно-политической программы, так как женская аудитория проявляла информационное равнодушие к темам политики, и предложить ту информацию, которая была бы интересна и необходима современнице, учитывая при этом направления деятельности конкурентов.
Аудитория была заинтересована в получении специальной информации, доступ к которой она смогла получить только с конца 80-х гг. Но изданиям, выходившим на протяжении семидесятилетнего периода, трудно было отказаться от утвердившихся традиций в общении с аудиторией, информирования ее о социальных, политических событиях, формирования статуса женщины - активной участницы жизни общества.
«Работница», «Крестьянка», «Советская женщина», несмотря на отсутствие политико-идеологических установок, предпочли не ограничивать свою деятельность рамками семейно-бытового направления. Российская женщина по-прежнему оставалась активным участником жизни страны, и потому ей нужна была не только развлекательная информация, советы по ведению домашнего хозяйства, но и, что не менее важно, материалы о социально-бытовых вопросах, без которых не возможно было представить полноценный образ современницы. В 1991 г. коллектив редакции журнала «Работница» официально выступил в роли его учредителя. Политические вопросы исчезли со страниц издания, лишь выбор отдельных героев, причастных к институту государственной власти, не позволял говорить о «Работнице», как о полностью аполитичном издании. Она трансформировалась в периодический орган, исследующий вопросы социального неравенства женщин и нестабильности семьи (рубрики «Проблемы», «Поговорим о феминизме», «Женское движение: действующие лица»), кроме того, здесь развивались тематические разделы, введенные в конце 80-х гг. Наиболее распространенными темами стали женская безработица, адаптация женщин к новым экономическим условиям, женская и детская преступность, беспризорность, алкоголизм, дедовщина в армии и т.д.
Но проблемно-тематический спектр издания не ограничивался обсуждением социальных вопросов. Нормализация психологического состояния - другой, не менее важный, по мнению авторов журнала, фактор в жизни женщины. Издание стало содействовать оптимизации настроения аудито-
рии, межличностных отношений, в рубрике «Исповедь» публиковались читательские письма, в разделе «Судьба» - семейные очерки, в рубриках «Сама себе психолог», «Деликатная тема», «Семейные тайны» - беседы специалистов. Нововведением стала открытие православной рубрики «Благовест». Воспитание морально-нравственных качеств, формирование семейной культуры проводилось в рубриках «Дневники. Мемуары. Письма», «И все былое...», «Времена и нравы», где стали публиковаться исторические очерки об известных людях. Реализация рекреативного направления осуществлялась в литературном разделе, в материалах, знакомивших с новостями кино, театра, эстрады. Коллектив редакции проводил реорганизацию издания в соответствии с изменением социальной ситуации и духовным настроением читателей. Пытаясь помочь читателю сначала «выжить», а потом жить, выбрав новые жизненные цели и идеалы, журнал определил свое место на информационном рынке и аудиторию, он превратился в семейный журнал, освещающий социальные проблемы института семьи. Количество читателей «Работницы» сокращалось, что было естественным процессом - в стране издавались новые женские издания, которые привлекали к себе читателей. В 1992 г. «Работница» вышла максимальным тиражом за всю историю ее развития - 12 млн. 420 тыс. экз., в 1993 г. он снизился до 2 млн. 300 тыс. экз., через год - до 938 тыс. экз., а в 1999 - до 255 тыс. экз.
Сокращение аудитории наблюдалось и у «Крестьянки»: ее тираж уменьшился с 1991 по 1999 г. с 21 млн. 800 тыс. экз. до 300 тыс. Но за данный период концепция издания полностью поменялась, из журнала для крестьянок оно превратилось в глянцевый журнал для женщины и ее семьи. В роли учредителя и издателя журнала выступило ЗАО «Издательский дом «Крестьянка»». Отчасти модель издания оказалась приближенной к программе «Работницы», что отражалось в наличии тем о личных взаимоотношениях - рубрики «По семейным обстоятельствам», «Моя история», «Личная жизнь», «Мужская история», «Между нами взрослыми», «Пси-фактор», введении раздела о религии («О вечном»), наличии рубрик, посвященных вопросам нравственности и культуры («Былое и дамы», «Музеи мира»). В отличие от «Работницы» авторов «Крестьянки» в меньшей степени интересовала социальная проблематика, зато они стали широко развивать консультативное направление - появились рубрики «Базарный день» и «Консультирует юрист», развлекательное - выделился раздел «По вашей просьбе», где размещались интервью со звездами, публиковались тесты. Журнал стал привлекать к чтению не только женщину, но и всех членов семьи, вследствие чего был налажен выпуск приложений «Наша усадьба», «Мода в доме», «Самочувствие», «Хозяюшка», «Семейная библиотека», для детей - «Пятнашки», а для мужской аудитории ЗАО «Издательский дом «Крестьянка»» открыла ежемесячный журнал «Обыватель».
Несмотря на все затруднения, с которыми столкнулась пресса в 90-х гг., она основательно утвердилась на общем рынке средств массовой информации России.
Анализ женской прессы 90-х гг. по аудиторной и тематической направленности позволяет выделить следующие типы женских журналов:
- социально-бытовые;
- семейно-бытовые;
- элитарные;
- феминистские;
- литературные;
- профессиональные;
- молодежные;
- религиозные;
- специализированные по интересам.
Развитие прессы в начале нового тысячелетия привело к появлению таких типов, как журналы для матерей, журналы женского здоровья, развитие рынка женской периодики продолжилось, и шло оно по направлениям, обозначенным в 90-е гг.: коммерциализация изданий, сегментация аудитории, вывод на рынок зарубежных женских изданий.