Научная статья на тему 'Типологическая трансформация женских семейно-бытовых журналов'

Типологическая трансформация женских семейно-бытовых журналов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
415
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Смеюха В. В.

В статье рассматривается процесс модификации отечественных женских журналов, развития семейно-бытовых изданий, формирования ключевых типологических характеристик данного типа СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Типологическая трансформация женских семейно-бытовых журналов»

руемых на БУБ-диске, и уникальная одноименная биографическая энциклопедия, и телеклуб в жанре ток-шоу. Это единственный в регионе медиапроект, существующий так долго и успешно.

К 65-летию Победы в Великой Отечественной войне ГТРК «Самара» создала документальный телевизионный цикл «Триумф Победы», посвященный Самаре (в годы войны - Куйбышеву) как запасной столице. Документальный цикл «Триумф Победы» основан на реальных фактах (в фильмах использованы кинохроника и фотографии военных лет, комментарии историков, ветеранов войны, тружеников тыла, материалы из библиотечных и архивных фондов).

Список литературы:

1. Малькова Л.Ю. Современность как история. Реализация мифа в документальном кино. - М., 2006. - С. 70.

2. Вартанов А. С. Актуальные проблемы телевизионного творчества. -М., 2003. - С. 68.

3. Цвик В.Л. Влияние новых технологий в журналистском творчестве // Трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве: материалы научно-практической конференции. - М., 2006. - С. 393.

4. Большой словарь иностранных слов / Под ред. Л.Ю. Москина. - М., 2001. - С. 120.

5. Советский энциклопедический словарь / Сов. Энциклопедия. - М., 1981. - С. 105.

6. Энциклопедический словарь «Кино» / Под ред. С.И. Юткевич - М., 1987. - С. 73.

7. Новикова А.А. Телевидение и театр. - М., 2004. - С.43.

8. Солганик Г.Я. Язык современной публицистики. - М., 2007. -С. 7.

ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ЖЕНСКИХ СЕМЕЙНО-БЫТОВЫХ ЖУРНАЛОВ

© Смеюха В.В.*

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

В статье рассматривается процесс модификации отечественных женских журналов, развития семейно-бытовых изданий, формирования ключевых типологических характеристик данного типа СМИ.

Активное формирование изданий, адресованных женщине и семье приходится на начало XX в., в данный период в структуре женских журналов

* Старший преподаватель кафедры Средств массовых коммуникаций, кандидат филологических наук.

выделилось несколько типологических групп: политические издания, модные и массовые. Именно последние были рассчитаны на широкую аудиторию и предлагали информацию для женщин, чьи интересы определялись под влиянием семейной среды (большая часть женского населения не участвовала в профессионально-общественной деятельности, они были домохозяйками). Постоянными разделами таких журналов были модный, литературный, домоводства, рукоделий, издания включали обязательные тематические рубрики, связанные со сферами культуры, педагогики, религии. Таким образом, журналы аккумулировали преобладающие интересы женской аудитории, формируемые ее семейным положением. Тематическое наполнение изданий зависело и от социально-политических условий. Вследствие чего в модели издания актуализировалась тематика, связанная с общественными, политическими и экономическими преобразованиями. Переустройство социума отражалось на укладе семьи и жизни женщины, материалы общественно-политической направленности стали обязательным элементом массового женского журнала, СМИ информировали о деятельности женского движения, развитии образования, росте женских профессиональных кадров и условиях женского труда и т.д.

В советский период получает массовое развитие политическая женская периодика, издания, адресованные непосредственно семейным женщинам, были закрыты по причинам не соответствия основным задачам государства. Так, незадолго до приостановки деятельности «Женского журнала» в нем был размещен материал, рассматривающий причины его закрытия: «Название нашего журнала «Женский журнал» не удовлетворяет в настоящее время ни читательниц, ни редакцию журнала. Это название подчеркивает какую-то специфичность, напоминая о том, что журнал должен служить интересам женщины вообще. Это название не определяет сущности журнала: во-первых, потому, что он обслуживает интересы не женщины вообще, а женщины трудящейся: домашней хозяйки, трудовой семьи, служащей работницы. Во-вторых, в журнале освещаются вопросы, касающиеся не только женщины, но и всей семьи» [1].

Проблемы женщины, семьи заняли ведущее место СМИ в перестроечный период, стали обсуждаться вопросы падения рождаемости, увеличения численности разводов, ухудшения здоровья женского населения и др. Издания инициировали типологическое обновление. Редакции журналов, разрабатывая новые проблемно-тематические и функциональные характеристики модели издания, принимали во внимание интересы не только потенциальных читателей - женской аудитории, но и спектр интересов семьи, таким образом, стала развиваться семейная тематика, а журналисты стали ориентироваться в своей деятельности на укрепление семейных основ. Коллектив журнала «Работница» поставил перед собой новую задачу -способствовать нормализации психологического климата между супруга -

ми. В начале 80-х гг. здесь появилась рубрика «Совет да любовь». В 1987 г. впервые в женском журнале вышла рубрика для мужчин «Мужской разговор». Открытие рубрики, посвященной культуре интимных отношений, «Разговор для двоих» (1988 г.) вызвало разноречивые отклики аудитории, что объяснялось нехарактерностью темы для советской прессы: в редакцию приходили письма читателей, требовавших закрытия данного раздела, их авторами были читатели пожилого возраста, то есть те, кто воспитывались в рамках партийной советской морали.

Детям редакция журнала посвятила рубрику «Детский клуб «Филип-пок». Издание приступило к разработке развлекательного направления, появились рубрики «Беседы о кино», «Театральные встречи», «Школа Глоба», «Клуб трех «Н» (незнакомое, непонятное, невероятное). Женщине-хозяйке было адресовано приложение «Домашний калейдоскоп» (по типу «журнал в журнале») с рубриками «Мы и мода», «Тем, кто вяжет», «Модель», «А я делаю так» (кулинарные рецепты, советы садоводам и огородникам), «Мамины почему».

Похожие изменения происходили и в «Крестьянке», и в «Советской женщине». В первой появилась рубрика «По вашей просьбе» (интервью с известными актерами, певцами, композиторами и др.), началась публикация материалов под общим заголовком «Астрология без мистики и тайн». Журнал открыл приложение «Хозяюшка» с рубриками «Красота и здоровье», «Шьем, вяжем, вышиваем», «Зеленый уголок», «Домоводство», «Календарь-месяцеслов». Значительно расширились рубрики по домоводству и в «Советской женщине», для детей начала выходить «страничка» «Катюша». Женские журналы стали помещать кроссворды и гороскопы. Редакции женских журналов пересматривали концепции изданий и отношение к читателям. Однако изменить традиции советской прессы, складывавшиеся на протяжении десятилетий, было не просто. Модель советского женского журнала постепенно трансформировалась в издание для женщины и ее семьи, процесс типологической модификации требовал определенного времени и практических навыков.

В 1987 г. в Советском Союзе появился журнал «Бурда Моден». Советско-германское предприятие «Бурда моден», основанное издательством «Внешторгиздат», издательством «Энне Бурда» и концерном «Ферросталь», познакомило отечественную аудиторию с журналом немецких домохозяек. Сегодня «Бурда Моден» выпускается на 19 языках в 100 странах мира, однако наиболее популярным это издание стало в перестроечной России. Красочный, иллюстрированный журнал не только знакомил советских женщин с «красивой» жизнью, но и наглядно объяснял, как ее можно сделать своими руками, он стал «образцом безупречного вкуса». Тираж издания распределялся через профкомы, спрос значительно превысил предложение, все желающие не могли приобрести журнал, он передался от знакомых к зна-

комым. Пресса отмечала «оглушительный успех» «Бурды» и анализировала его причины. В других странах она не «вызвала такого ажиотажа», так как зарубежные рынки женской прессы были насыщенны изданиями подобного типа. В России же женщины читали только «Работницу», «Крестьянку», «Советскую женщину», которые не могли предложить выкройки эксклюзивных моделей европейской одежды, программы эффективного ухода за внешностью, дизайнерских разработок оформления интерьера, изготовления предметов домашнего обихода, даже в новом столетии, когда отечественная женская пресса будет представлена десятками изданий, адресованных различным аудиторным группам, аналитики будут обсуждать «феномен «Бурды»: «за волшебным журналом «Бурда» стояли в очереди... выкройки были какими-то уникальными по сравнению с выкройками «Работницы». А ведь это - самое главное - выкройки. Сейчас даже трудно представить, а юное поколение дам может вообще не поверить, что в магазинах висели угрюмые платья, в которых можно только заканчивать жизнь самоубийством. На «барахолке» можно было купить что-то одно втридорога и вообще одеться - было второй проблемой после «накраситься» и «достать» хоть какой-то еды.

И тут появилась «Бурда». Со своими глянцевыми страницами на хорошей бумаге, шелестящими под пальцами ласково и приятно. С хорошей полиграфией и окном в неведомо-заповедный-волшебный мир красоты и дизайна» [2]. Издание в СССР журнала «Бурда Моден» показало, насколько отечественная женская пресса отделена от мировых тенденций производства журнальной продукции. Развитие рыка прессы в 90-х гг. обозначит появление новых типов женской периодики, формирование которых будет происходить под влиянием зарубежного медиабизнеса, старейшие отечественные женские журналы перестанут удерживать лидерство в сфере женских СМИ.

В 90-х гг. определились основные типы женских журналов, среди которых выделились издания, посвященные женщине и семье. Основными задачами семейно-бытовых изданий стали: удовлетворение женских интересов, связанных с вопросами личных, семейных взаимоотношений, здоровья, гигиены, психологии, домашнего быта, воспитания детей; привлечение внимания мужской и детской аудитории, что обеспечивало укрепление внутрисемейных отношений, воспитание морально-нравственных качеств. Но основное внимание журналисты рассматриваемых изданий уделяли своей основной аудитории - женщинам-домохозяйкам, посвятившим себя семье, а также не замужним, но интересующимся различными сторонами семейнобытовой сферы.

Журналы «Крестьянка» и «Работница» наряду с семейной тематикой рассматривали и социальную, анализировали проблемы женщины в обществе, что определило основные характеристики социально-бытового типа, к которому они стали относиться.

Формирование института семьи, развитие его интересов, оказание практической помощи в бытовой сфере - задачи, актуальность которых возрастала в постсоветской России с каждым годом. Степень и формы непосредственного участия семейно-бытовых изданий в жизни аудитории определялись степенью их коммерциализации и использования редакционными коллективами традиций отечественной и зарубежной прессы. Распространение западных моделей женской прессы способствовало утверждению на рынке СМИ коммерческих проектов, которые основное внимание уделяли темам «массового спроса», то есть освещали те вопросы, которые вызывали наибольший интерес у женского населения: мода, косметика, красота, семейные взаимоотношения, домоводство. «Модная» тематика обеспечивала востребованность данной издательской продукции, что в свою очередь привлекало к журналам и внимание рекламодателей. Подобные издания, как правило, ограничивались рассмотрением лишь отдельных недостатков современной семьи, предпочитая рассказывать об «идеальных» семьях и «идеальных» взаимоотношениях, широко растиражированных в экономически развитых странах. В 1995 г. стал выходить журнал «Натали». Его учредителем и издателем выступила фирма «Дом Натали». Ежемесячный иллюстрированный периодический орган содержал разделы культуры, моды, психологии, туризма, рукоделия, кулинарии. Затем на его страницах появилась семейная тематика (рубрики «Домашний доктор», «Детская» - страничка для детей, «Семейный альбом», «В гостиной» -материалы о «звездах» и их семьях), стал выходить раздел «Для девочек». А в 1997 г. журнал стал обращаться и к женской, и к мужской аудитории, расширилось его название - «Натали. Мужской клуб». Вторая половина издания, адресованная мужчинам, предлагала интервью с известными личностями (разделы «Мальчишник», «Деловое рандеву»), материалы о профессиях (рубрики «Мужские игры на свежем воздухе»), беседы психологов, публикации о физиологии и эротике («Не для дам», «Ну и «ню»).

В 1996 г. издательский дом «Питер» организовал выпуск ежемесячного иллюстрированного журнала «Женский клуб». Модель «Женского клуба» включала многочисленные рубрики, которые по тематике объединялись в следующие разделы: интервью с известными людьми об их профессии, семье («Вкус жизни», «Гость», «Скажи мне, кто твой муж?»), культура, история, народные традиции, религия («Из бабушкиного сундучка», «Былое», «Новости культуры», «Русь православная»), отношения полов, особенности характеров и физиологии («Мужские тайны», «Женские тайны»), воспитание детей («Дети и мы», «На досуге с малышом»), мода, медицина, уход за внешностью, домоводство, рукоделие.

В конце 1995 г. немецкий издательский концерн «Бурда» начал выпускать журнал «Лиза», двухнедельный, а затем еженедельный, он быстро нашел свою аудиторию и утвердился на медиарынке. Концепция журнала

отражалась в следующих разделах: «Мода и красота», «Любовь и жизнь», «Лиза на кухне», «Добрые советы», кроме того, здесь размещалась информация о медицине, туризме, популярных персонах. В редакционный коллектив вошли журналисты, врачи, модельеры, дизайнеры, юристы, кулинары. Журнал от других популярных женских изданий отличает небольшой объем, однако именно данный типологический признак, а также короткие журналистские материалы стали отличительными признаками «Лизы» и другой продукции, выпускаемой Издательским домом «Бурда» («Лиза. Приятного аппетита!», «Отдохни!», «Мой прекрасный сад», «Лиза. Добрые советы», «Лиза. Мой ребенок» и др.). По расчетам коллектива ИД «Бурда» именно такой вариант журнала должен был помочь завоевать внимание аудитории - подобные издания удобно читать в транспорте, они содержат разнообразную информацию, которая легко воспринимается благодаря упрощенному стилю изложения.

В 1995 г. на русском языке начал издаваться «Домашний очаг» (Good Housekeeping), собственность The Hearst Corporation. Журнал «Good Housekeeping» вышел в свет в 1885 г. в США, сегодня международная аудитория издания насчитывает более 32 млн. читателей. Издатели уверены, что успех журнала определяется его аудиторией - семейная женщина, которой издание на протяжении длительной истории существования предлагает темы, связанные с ее жизнью и бытом. Отечественную аудиторию журнал также привлек своей тематической направленностью. Сегодня модель отечественного издания «Домашний очаг» формируют следующие разделы: «Наша жизнь» (материалы об известных женщинах, семейной жизни «звезд») «Красота / мода», «Здоровье / секс», «Эмоции / отношения» «Дети», «Домашняя жизнь», «Свободное время».

Семейно-бытовые журналы занимают значительное место в сегменте женской периодики. Спрос на данные издания мотивирует к ним интерес со стороны рекламодателей, что позволяет говорить об экономической эффективности этих журналов и их дальнейшем развитии.

Список литературы:

1. О названии нашего журнала // Женский журнал. - 1930. - № 3. - С. 17.

2. «Бурда» минимизировалась [Электронный ресурс] // Правда.ру. -

11.10.2002. - Режим доступа: www.pravda.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.