Научная статья на тему 'Современные тенденции развития женских журналов'

Современные тенденции развития женских журналов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
5386
454
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНСКАЯ ПРЕССА / WOMEN'S PRESS / ЖЕНСКИЙ ЖУРНАЛ / ГЛЯНЦЕВЫЙ ЖУРНАЛ / GLOSSY JOURNAL / ЖЕНСКАЯ АУДИТОРИЯ / WOMEN'S AUDIENCE / ТИП ИЗДАНИЯ / TYPE OF PUBLICATION / ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / МОДЕЛЬ ИЗДАНИЯ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ / ECONOMICAL FACTOR OF DEVELOPMENT / ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА / WOMEN JOURNAL / SHAPE OF FORMING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Смеюха Виктория Вячеславовна

Проводится анализ женских периодических изданий. Автор выделяет типы женских журналов, характеризует их типологические особенности, определяет наиболее популярную модель издания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Modern Tendencies of Women's Magazines Development

The article is devoted to analyses of women's periodicals. The author selects the types of women's magazines and characterizes their typological peculiarities and also recognizes more popular model of issue.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции развития женских журналов»

319 с. (на англ. яз.); Назарова Т.Б., Буданова Б.В. Семиотика коммуникантов в деловом общении на английском языке // Язык, сознание, коммуникация. Вып. 32. М., 2006. С. 43-50; Буданова Б.В. Онтология знаковости в деловом общении на английском языке: Дис. ... канд. филол. наук. М., 2007. 133 с.

9. Омоле О.И. Лингвокультурные компоненты современного английского делового письма: Дис. . канд. филол. наук. М., 2000. 182 с.

10. Юнг А.В. Когнитивные основы текста делового письма на английском языке (на материале деловых писем-оферта): Дис. ... канд. филол. наук. Владивосток, 2004. 192 с.

11. Носик С.Г. Становление и развитие официально-делового стиля в английском языке (на материале древнеанглийского языка): Автореф. дис. . канд. филол. наук. Киев, 1975. 21 с.

12. Стеблецова А.О. Указ. соч.

13. Гурьева З.И. Речевая коммуникация в сфере бизнеса: жанроведческий аспект. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2003. 91 с.

14. Самохина Т.С. Эффективное деловое общение в контекстах разных культур и обстоятельств. М.: Р. Валент, 2005. 215 с.

15. Балли Ш. Французская стилистика. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1961. 392 с.

16. Виноградов В.В. О теории художественной речи. М.: Высшая школа, 1971. 238 с. С. 21.

17. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: УРСС, 2004. 576 с. С. 523-524.

18. Телия В.Н. Экспрессивность как проявление субъективного фактора в языке и ее прагматическая ориентация // Человеческий фактор в языке. Языковые механизмы экспрессивности. М.: Наука, 1991. 214 с. С. 6.

19. Долинин К.А. Стилистика французского языка. М.: Просвещение, 1978. 303 с. С. 120.

20. Лингвистический энциклопедический словарь / Под. ред. В.Н. Ярцевой. М.: Большая Российская энциклопедия, 1990. 682 с.

21. Гальперин И.Р. Очерки по стилистике английского языка. М.: Изд-во литературы на иностр. яз., 1958. 459 с. С. 433.

22. Kukharenko V.A. A Book of Practice in Stylistics. M.:Higher School, 1986. 144 р.

23. Ashley A. Oxford Handbook of Commercial Correspondence. Oxford: Oxford University Press, 2003. 304 р. Р. 9.

24. Сущинский И.И. Деловая корреспонденция на английском языке. М.: Эксмо, 2007. 320 с.

25. Петрушко М.В. Эмоционально-экспрессивные средства воздействия рекламного текста: Дис. ... канд. филол. наук. М., 2000. 209 с. С. 78.

6 мая 2008 г.

ББК 76.01

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЖЕНСКИХ ЖУРНАЛОВ

Женские периодические издания, зародившись в конце XVIII в., сегодня являются одними из наиболее популярных и востребованных аудиторией. Однако женская пресса остается явлением малоизученным в научной среде. Существует ряд статей, посвященных истории развития отдельных женских журналов [1]. Модификация женской периодики в 90-х гг. прошлого века вызвала определенный интерес со стороны исследователей: вышла серия публикаций Р.М. Ямпольской [2], были защищены диссертационные исследования [3]. Процессы развития современных женских изданий не находят отражения в научных трудах, между тем историко-типологическое изучение женской прессы является актуальным и необходимым.

В.В. Смеюха

Ориентированность на дидактическую деятельность является элементом, делающим прессу данного типа востребованной среди массовой аудитории. Женщины ощущают потребность координировать свои внешние данные, поведение, взаимоотношения с окружающими, и именно женская периодика предлагает необходимую для этого информацию. Сегодня читательская активность женской аудитории привлекает внимание не только издателей журналов и газет, но и рекламодателей, видящих в женщине активного покупателя, ведь именно женщина является инициатором приобретения товаров не только для себя, но и для своей семьи.

Благодаря рекламе женская пресса получила широкие возможности экономического

Смеюха Виктория Вячеславовна - кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры средств массовых коммуникаций Южного Федерального университета, 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 150, т. 8(863)263-23-80, e-mail: [email protected].

Smeuha Viktoriya - candidate of philology, assistant professor of Mass media department of Southern Federal University, 150 Pushkinskay Street, Rostov-on-Don, 344006, e-mail: [email protected], ph. 8(863)263-23-80.

развития, а выпуск изданий для женщин превратился в коммерчески выгодное предприятие. В стране издаются женские газеты и журналы, но именно журналы превратились в обязательный атрибут жизни женщины, заинтересованной в том, чтобы не только хорошо выглядеть, но и получать необходимые бытовые, медицинские, педагогические советы, узнавать новости из жизни звезд, кино, литературы и т.д. По сравнению с газетой журнал обладает рядом преимуществ: он предлагает больший объем информации, полиграфические особенности значительно расширяют возможности оформления. Красочное глянцевое издание привлекает аудиторию не только содержанием журналистских материалов, но и внешним видом, многочисленные иллюстрации несут аудитории дополнительную визуальную информацию. Кроме того, вместе с журналами могут распространяться рекламные пробники косметико-гигиенической продукции, музыкальные диски, что повышает заинтересованность аудитории в приобретении данных журнальных изданий.

Современные женские журналы прочно занимают высшие строчки в рейтингах популярности СМИ, а стоимость размещения в них рекламы увеличивается с каждым годом. Сегодня в числе лидеров журналов, адресованных массовой аудитории, находятся такие издания, как "Лиза", "Glamour", "Elle", "Cosmopolitan", "9 месяцев", "Mini", "Marie Claire" и др. У женской аудитории есть возможность выбрать то издание, которое наиболее соответствует ее информационному вкусу и потребностям.

В 90-х гг. прошлого столетия на отечественном медиарынке утвердились следующие типы женских журналов: социально-бытовые, семейно-бытовые, элитарные, феминистские, литературные, профессиональные, молодежные, религиозные, специализированные по интересам. Развитие прессы в начале нового тысячелетия привело к появлению таких типов, как журналы для матерей, журналы женского здоровья. Рассмотрим более подробно специфику обозначенных типов изданий.

Социально-бытовые журналы - это издания, нацеленные на освещение бытовых и социальных проблем жизни женщины, вследствие чего в них формируется взгляд на женщину как активного члена социума, чьи интересы не ограничиваются рамками

"внешность - дом - личная жизнь". К данному типу относятся "Работница", "Крестьянка".

Сегодня "Работница" и "Крестьянка" по сравнению с международными женскими журналами имеют невысокие тиражи: в 2007 г. у "Работницы" он составил около 120 тыс. экз., у "Крестьянки" - около 150.

Оценивая низкую читательскую востребованность, редакционные коллективы оптимистично рассматривают собственную деятельность, они дистанцируют себя от глянцевых изданий - аналогов популярной западной прессы, отстаивают социальные интересы семьи, выступают за сохранение семейных традиций, приоритетов. Так, редактор "Работницы" деятельность издания характеризует следующим образом: «В наш журнал не вносится сленг, потому что русский язык и так чрезвычайно богат... Важно и то, что мы не берем в номер материалы и фотографии, которые нельзя было бы прочесть или увидеть подростку. Наш журнал можно спокойно оставить на столе. При этом в каждом номере много острых статей, мы пишем о сложных, а иногда и трагических взаимоотношениях, которые бывают в семьях (например, об отце-садисте и его дочери). Но мы не живописуем сладострастных подробностей, а говорим о том, что потом было с отцом, как все пережила дочь. Мы, фактически проводя внутреннее журналистское расследование, ищем, где и кем была совершена ошибка, чтобы наши читатели не повторили ее. Читатели благодарны нам за это, "Работница" ориентированна на отражение всесторонних интересов читателей» [4].

В издании представлены следующие разделы: "Мое отечество", "Я и моя семья", "Благовест", "Мир вокруг нас", издание имеет приложение "ДомРаботница", в котором выделяются рубрики "Шитье", "Вязание", "Хобби", "Косметика", "Здоровье", "Кухня", "Девять месяцев", "Вместе с папой", "Живой уголок", "Усадьба".

Семейным журналом остается и "Крестьянка". Ее авторский коллектив знакомит аудиторию с социально острыми вопросами, так в 2007 г. в нем вышла серия публикаций, посвященных проблемам патриотизма, игорного бизнеса и его негативному влиянию на население, детским онкозаболеваниям, социально-экономическим особенностям жизни российских регионов. Издание ориентировано на поддержание внутрисемейных связей, данная идея прослеживается в письмах редактора издания:

"Хочется постоянства, прочности, уверенности в том, что завтра и еще долго то, что нам дорого, пребудет с нами", " ..есть повод накрыть стол, собраться всей семьей, пригласить гостей... Вместе - теплее" [5], читателей, авторских материалах. В юбилейном номере журнала, посвященном его семидесятипятилетию, было опубликовано поздравление Президента РФ, в котором также акцентировалось внимание на семейной направленности издания: «Сегодня "Крестьянка" по-прежнему любима, ведь это по-настоящему семейный журнал, страницы которого открыты для всех и наполнены интересными и познавательными материалами» [6].

В журнале работают следующие рубрики: "От сердца к сердцу", " Стиль", "Красота", "Самочувствие", "Школа для девочек", "Отношения" "Для души" (рубрики "О вечном", "Музеи"), "Мир и мы", выходят приложения "Хозяюшка", "Мода в доме", "Наша усадьба", "Пятнашки".

Женские семейно-бытовые журналы. Создавая журналы, принадлежавшие к данному типу, редакции включили в их программы разделы домашнего хозяйства, моды, кулинарии, воспитания детей, здоровья женщины и т.д., тем самым журналисты могут рассматривать различные направления жизни и быта современной (преимущественно семейной) женщины.

В конце 1995 г. немецкий издательский концерн "Бурда" начал выпускать журнал "Лиза", двухнедельный, а затем еженедельный, он быстро нашел свою аудиторию и утвердился на медиарынке. Концепция издания была необычной для отечественного читателя - "журнал - подруга и советчица", его основной задачей стало не просто оказание помощи современнице в домашних делах, а генерирование замыслов, заставлявших ее по-новому взглянуть на семейный быт, отношения в семье и перестроить их из обыденных в проникнутые теплом, изяществом, красотой и комфортом, что, по мнению западных издателей, обеспечивает укрепление семейных устоев. Женщина - главный инициатор формирования семейных традиций, следовательно, она не должна забывать и о своем внешнем виде, самочувствии, настроении, отдыхе, что определяет климат внутри семьи, настроение всех "домочадцев".

Журнал от других популярных женских изданий отличает небольшой объем, однако именно данный типологический признак, а

также короткие журналистские материалы стали отличительным признаком "Лизы" и другой продукции, выпускаемой Издательским домом "Бурда" ("Лиза. Приятного аппетита!", "Отдохни!", "Мой прекрасный сад", "Лиза. Добрые советы", "Лиза. Мой ребенок" и др.). По расчетам коллектива издательского дома именно такой вариант журнала должен был помочь завоевать внимание аудитории - подобные издания удобно читать в транспорте, они содержат разнообразную информацию, которая легко воспринимается благодаря упрощенному стилю изложения.

В 1995 г. на русском языке начал издаваться "Домашний очаг" (Good Housekeeping), собственность The Hearst Corporation. Отечественную аудиторию журнал также привлек своей тематической направленностью, образ женщины на страницах "Домашнего очага" был представлен следующим образом: привлекательная современная женщина (раздел "Модница-красавица"), уделяющая внимание себе, своему физическому здоровью ("Здоровье"), "мудрая" жена - в разделе "Ваш дом" стали публиковаться интервью с известными женщинами, которые делились секретами семейного счастья. Кроме того, авторы материалов этого раздела исследовали социальные проблемы современной семьи: ранние браки, частые разводы, неполные семьи и т.д., а также помогали посредством советов и бесед преодолевать личные кризисы, нормализовать климат в семье; умелая и опытная хозяйка ("На кухне", « Лаборатория "Домашнего очага"» - материалы экспертов о новинках пищевой промышленности, бытовой техники), любящая и современная мать ("Детский мир").

Сегодня модель отечественного издания "Домашний очаг" формируют следующие разделы: "Наша жизнь" (материалы об известных женщинах, семейной жизни "звезд") "Красота / мода", "Здоровье / секс", "Эмоции / отношения", "Дети", "Домашняя жизнь", "Свободное время".

Женские элитарные журналы. Одним из результатов экономического реформирования начала 90-х гг. стало социальное расслоение общества, в стране обозначились "социально обеспеченные", "средний класс" и "социально необеспеченные слои населения". Материальный достаток первых двух социальных структур ориентировал производителей на выпуск дорогостоящей продукции, к которой стали

относиться и определенные типы прессы. Женские элитарные журналы адресовались девушкам и женщинам со средним и высоким уровнем достатка. Издания от остальной отечественной периодики для женщин отличал большой объем, качество полиграфии, насыщенность иллюстративным материалом, большой процент рекламы (преимущественно элитная косметика, парфюмерия, одежда, обувь, мебель). Данные журналы, как правило, представляли русскоязычные аналоги зарубежных женских изданий крупных издательских концернов, чья продукция выходила во многих странах мира.

В 1994 г. компания "Херст Индепендент Медиа Паблишинг" стала распространять в России журнал "Cosmopolitan", являвшийся собственностью известного американского издательского концерна The Hearst Corporation. В США, Германии, Великобритании, Австралии, Японии и других странах, где журнал пользуется большим успехом, он известен как женское издание, активно популяризирующее "стиль Cosmo" - молодость, независимость, успех в карьере, красоту, здоровье, моду, спорт. Женщина, читающая этот журнал, сама выбирает свой путь и добивается намеченной цели, в чем издание старается оказывать ей постоянную помощь. Особый образ жизни от популярного журнала стал пропагандироваться и среди русских читателей. Издание отказалось от популяризации образа женщины -жены и домохозяйки, зависящей полностью от мужа.

Сегодня в отечественном "Cosmopolitan" действует ряд следующих рубрик: "История с обложки", "Cosmo shopping", "Перед зеркалом", "Ты и он", "Dolce vita. Вся правда", "Cosmoэксперимент", "Твоя жизнь", "Только в сosmo", "Твоя карьера", "Непростая история", "Секс sex", "Путешествие", "Мода и красота", "Твое здоровье" и др.

"Cosmopolitan" удерживает лидирующие позиции на мировых рынках прессы, однако массовое распространение женских журналов лишило издание возможности быть первым среди журналов данного типа.

К женским элитарным журналам можно отнести "Elle", "Харперс Базар", "Vogue" и др.

Литературно-художественные журналы. Историко-типологическое исследование отечественной женской периодики показывает, что одним из популярных типов изданий для женщин был литературный журнал -

в дореволюционный период получили широкое распространение массовые литературно-общественные издания. Несмотря на типологическую модификацию изданий 90-х гг., сегментирование аудитории, литературный тип женского издания не получил массового развития. В 1998 г. появился литературно-художественное женское издание "Берегиня" с подзаголовком "журнал для семейного чтения", издательство "Либерия - Бибинформ" адресовало его женщинам, интересовавшимся развитием отечественной литературы и культуры. В этом же году издательский дом "Семь дней" открыл ежемесячный журнал "Караван историй". Издание стало специализироваться на публикации материалов о жизни знаменитостей, его основными рубриками стали "Искусство жить", "Звездный след", "Факт", "Love Story", "Династия, Фантазии", "Штрих", "Гороскоп", "Империя". В 2006 г. начал выходить мини-журнал «Коллекция "Каравана Историй"», где публикуются лучшие "истории" из "Каравана". Интервью, биографические очерки, сопровождаемые красочными фотоиллюстрациями, знакомят читателей с подробностями жизни знаменитых людей. Фото-проект Е. Рождественской "Ассоциации", в котором "звезды" показаны в образах известных исторических личностей, литературных персонажей позволяет его издателям рассматривать журнал в качестве "высокохудожественного".

Феминистские журналы. В 90-х гг. в стране стали выходить феминистские журналы, в отличие от Запада они не получили массового распространения. Появившееся на данном этапе отечественное женское движение не являлось феминистским - в нем присутствовали лишь отдельные его идеи. В 1992 г. редакция самиздатовского журнала "Женское чтение" объявила об изменении форм своей деятельности, он был преобразован в дайджест, после чего превратился в журнал. В 1993 г. московский женский клуб "Преображение" стал инициатором выпуска периодического издания для женщин под аналогичным названием "Преображение" с подзаголовком "русский феминистический журнал".

На современном этапе не наблюдается активного, массового движения женских организаций, в связи с чем отсутствует читательский интерес к журналам данного типа.

Женские профессиональные журналы. В 90-х гг. на рынке печатных СМИ стали появляться женские профессиональные

журналы. Женщины занимают значительную часть рабочих мест, а в некоторых профессиональных отраслях процент женской занятости настолько превышает мужскую, что их можно считать феминизированными. Однако рост профессиональных журналов для женщин сдерживается экономическим фактором, потому данная группа изданий немногочисленна. Основная задача таких изданий - удовлетворение как специальных интересов женщин, связанных с родом их социальной деятельности, так и личных, диктуемых местом и стилем женщины, сформированных обществом (журналы "Сестринское дело"; "Секретарь и офис"; "Секретарь").

Женские религиозные журналы. Смена идеологических, социальных ориентиров общества в конце прошлого столетия привела к изменению его убеждений, миропонимания. В 90-х гг. стали открываться религиозные издания, некоторые из них обращались только к женщине, что позволило говорить о возникновении женских религиозных журналов.

Основой женских религиозных периодических изданий является религиозное мировоззрение и связанное с ним мироощущение, вследствие чего этой прессой культивируется тип поведения женщины, определяемый идеологией религиозного познания мира, верой, утверждающий в качестве первоосновных задач женщины ее функции в рамках института семьи.

В 1993 г. Российско-Американская Ассамблея Бога, Союза Христиан Веры Евангельской - пятидесятников начала выпуск иллюстрированного периодического органа "С Верой, Надеждой, Любовью" с подзаголовком "христианский журнал для женщин". В 1998 г. появился первый номер иллюстрированного издания "Сестра" с подзаголовком "журнал для порядочных женщин".

В 2006 г. издательство "Русская линия" выпустило православный женский журнал "Славянка", в роли его редактора выступил книгоиздатель, директор православного издательства "Ковчег" В. Тимченко. Появление православного женского издания было отмечено аудиторией, ведь оно стало предлагать темы, исследовать проблемы, от которых "отказалась" большая часть массовых журналов для женщин. Кроме того, массовая женская периодика знакомит аудиторию с весьма ограниченным спектром женских образов, основанных на стремлении современниц к

достижению успехов в политике, бизнесе, науке, приближении к параметрам "модной красоты", при этом духовный мир женщины не затрагивается. Журнал "Славянка", анализируя массовые идеалы, предлагает аудитории другие образы: "Сегодня массовая культура навязывает неприемлемый идеал женской красоты, когда тело выставляется напоказ и красоту измеряют обхватом груди, талии и бедер, длиной ног. Это чуждо русской православной традиции. В России всегда обращали внимание в первую очередь на глаза, выражение лица, улыбку. Внешняя сторона жизни, в частности одежда, влияет на наше внутреннее состояние, мысли, пожелания и, в конечном счете, поступки. Одежда, прежде всего, должна охранять стыдливость женщины и не уязвлять взгляда мужчин. Поэтому, чтобы не навредить внутреннему миру, одежда должна быть целомудренной, несоблазняющей и невызывающей. А также соответствующей полу, возрасту владельца и принятым традициям" [7].

Основную часть читательской аудитории православных изданий составляют женщины. Например, аудитория известного журнала "Фома" выглядит следующим образом, %: 36 - читатели-мужчины, 64 - читатели-женщины [7]. Следовательно, женское православное издание имеет многочисленную потенциальную аудиторию, однако его выпуск связан с рядом экономических проблем - в отличие от массовых женских журналов в его задачу не входит привлечение рекламных капиталовложений.

Журналы для девушек. В советский период женская аудитория не была сегментирована по возрастному признаку, только в 60-70-х гг. в ней стали появляться специальные рубрики для девушек. Но молодежная советская пресса была представлена рядом изданий, некоторые из которых продолжили свою деятельность после распада СССР, вместе с тем в структуре молодежной прессы стали появляться журналы для девушек. Возрастные характеристики данной аудитории от 12 до 24 лет, среди читателей - школьницы, студентки.

Пресса данного типа занялась обсуждением таких вопросов, как духовное развитие подростков, их профориентация, воспитание, мода, здоровье, развлекательная информация (новости кино и шоу-бизнеса, литературная проза, кроссворды, гороскопы), домоводство.

Возрастной фактор определяет особую степень внимания авторов к выбору тем и постановке проблем: важным является не просто соблюдение дидактической направленности материалов, что присуще всей женской прессе, а обучение девочек, будущих женщин нормам поведения в обществе, формированию собственного имиджа, общению со сверстниками и взрослыми, интимным отношениям.

В 1991 г. вышел первый номер иллюстрированного ежемесячного периодического органа "Маруся". В 1996 г. появились иллюстрированные ежемесячные издания "Штучка" и "Между нами, девочками". В 2001 г. стал выходить на русском языке журнал "Seventeen", в 1997 г. - журнал издательского дома "Бурда" "Cool Girl".

Отечественные журналы для девушек заняли свою нишу. В 1998 г., по данным рейтингов московских продаж журналов, "Cool Girl", "Штучка", "Между нами, девочками", "Маруся" входили в список наиболее популярных изданий [8]. В 2005 г. по охвату аудитории (AIR) в рейтинг TNS Gallup Media "10 популярных молодежных изданий" вошли "Cool Girl", "Elle Girl". Исследователи отмечают, что, несмотря на популярность рассматриваемых изданий, их тиражи будут падать, в связи со снижением читательского спроса. Данная тенденция объясняется сокращением читательской аудитории, по данным Госкомстата, в 1990 г. родилось около двух млн человек, а в 2003 г. - меньше 1,5 млн. Руководитель проекта NRS TNS Gallup Media М. Лучина считает, что в ближайшее время "вряд ли можно ожидать сильного увеличения аудитории молодежных журналов - численность этой группы снижается из года в год. Причина заключается в демографическом кризисе в России" [9].

Журналы для матерей. Журналы для женщины-матери - популярная и распространенная группа изданий на современном рынке прессы. Основная задача этих журналов - помочь женщине подготовиться к материнству, воспитать здорового ребенка в соответствии с последними направлениями в акушерстве, педиатрии, педагогике. Основной принцип данных изданий - "здоровая мама - здоровый малыш, счастливая мама - счастливый малыш", в соответствии с чем в журналах прослеживаются два направления - забота о матери (советы врачей) и забота о ребенке

(медицинские, педагогические рекомендации).

На современном этапе данный тип представляют журналы "Лиза. Мой ребенок", "9 месяцев", "Мама и малыш" и др.

Журналы о женском здоровье. Данные издания помогают женщинам заботься о себе, своем здоровье, предлагают консультации и советы медиков.

Журнал "Женское здоровье" издается с 1996 г., он адресован женщинам 20-45 лет, его цель - помочь предупредить и вылечить различные заболевания, правильно ухаживать за собой и выстраивать семейные взаимоотношения. Жур -нал "Красота. Здоровье. Фитнес" адресован тем, кто стремится к ведению здорового образа жизни, заботится о поддержании физической формы.

Женские журналы, специализированные по интересам. Этот тип имеет довольно широкое распространение, например, "За рулем", "Катера и яхты", "Радио" и др. Подобные издания существуют и внутри анализируемого вида женских журналов. В отличие от социально-бытовых, семейно-бытовых и других изданий, где, так или иначе представлен широкий спектр женских интересов, в прессе данного типа превалирует какая-либо одна из сфер, связанная с женским трудом внутри семьи, рукоделием. Как правило, в таких изданиях отсутствуют журналистские материалы, основными авторами выступают художники, модельеры, кулинары, дающие советы, рекомендации. В зависимости от освещаемой отрасли быта, существуют журналы мод, вышивки, вязания, кулинарии: "Диана моден", учредитель ЗАО "Кон-лига", "Special Boutigue. Вязание и вышивка", издатель "Sturmkross AG", "Золушка вяжет", учредитель и издатель ЗАО "КЭЙ", "Валентина", швейцарский журнал по рукоделию (вязание крючком, вышивка крестом, филейное вязание), "Смак", издатель "ОВА-ПРЕСС". Однако в ряде изданий практикуется одновременное присутствие всех названных разделов.

Наиболее известным и популярным среди изданий данного типа на отечественном рынке прессы является журнал "Бурда моден", выпускаемый немецким концерном "Бурда". Мода и шитье - главные темы журнала (раздел "Шитье"), в издание включены так же рубрики "Вязание", "Своими руками", "Кулинария" и др.

Сегодня наблюдается активное развитие женской периодики, в 2005 г. ЗАО "Сити

Пресс Сервис" составило рейтинг женских изданий, приносящих наибольшую прибыль, согласно полученным данным лидерами на рынке являлись "Cosmopolitan mini", "Cosmopolitan", "Лиза", "Караван", "Glamour", "Harper's Bazaar", "Mini" и др. [10]. В 2006 г. Левада-Центр с целью определения перечня массовых изданий, пользующихся предпочтением у аудитории, провел опрос среди читателей, в ходе которого "самым интересным" был признан журнал "Лиза", среди других женских журналов, отмеченных вниманием публики, оказались "Cosmopolitan", "Burda", "Glamour" [11].

Итак, современные женские журналы представляют один из наиболее многочисленных элементов системы СМИ. Данные издания стремятся активизировать поведение женщины, помочь ей достичь идеалов красоты и внутренней гармонии, научить организовывать личную жизнь, быт в соответствии с собственными устремлениями, направлены на укрепление семьи. Но журналы редко обращаются к социальным проблемам общества (условия женского труда и их улучшение, повышение эффективности охраны материнства и детства, методы борьбы с женской и детской наркоманией, алкоголизмом, преступностью, повышение жизненного уровня социально необеспеченных семей и др.), освещение негативных сторон действительности не соответствует функциональной направленности женских журналов - в прессе данного типа размещаются материалы, способствующие развитию потребительской социализации, что обеспечивает к ним интерес со стороны читательской аудитории, нацеленной на совершенствование внешних данных, и со стороны рекламодателей.

ЛИТЕРАТУРА 1. Семенников В.П. "Модное ежемесячное издание", журнал 1779 г. // Русский библиограф. 1913. № 6. С. 32-54; Покровский В. Журнал для милых. 1804-1905. М., 1905; Пирожкова Т.Ф. Журнал для "прекрасного пола" // Вест. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1994. № 6. С. 26-34;

Стыкалина О.С. К истории создания журналов для детей А.О. Ишимовой "Звездочка" и "Лучи" // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2002. № 6. С. 51-61.

2. Ямпольская Р.М. Женская пресса. Ее типологические особенности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1995. № 1. С. 17-25; Она же. Женская пресса: основные проблемно -тематические направления // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1995. № 6. С. 3-12; Она же. Типологические особенности изданий для женщин // И. А. Руденко. Детская пресса России на современном этапе. М.: 1996. С. 1-21; Ямпольская Р.М. Типологические особенности изданий для женщин. М., 1996.

3. Лу Мими. Женская печать: эволюция типологической структуры в условиях рефорирования общества: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1998. 20 с.; Жукова А.В. Женская пресса как фактор социализации личности: Автореф. дис. . канд. филол. наук. СПб., 1999. 18 с.

4. Без глянца о жизни. Интервью с редактором журнала "Работница" З. Крыловой / Полит.РУ. [Электронный ресурс]. М., 2006. Режим доступа: http://www.polit.ru/culture/2006/03/30/krylova.htm. свободный. Загл. с экрана. Яз. рус.

5. Письмо редактора // Крестьянка. 2007. Фев. С. 4; Нояб. С. 2.

6. Путин В. Коллективу редакции журнала "Крестьянка" // Крестьянка. 2007. Июнь. С. 3.

7. Между миссией и медиа: православные СМИ в России // Медиаатлас. ПОЛИТ.РУ. [Электронный ресурс]. М., 2007. Режим доступа: http://www.poht. ru/author/2007/10/12/pravoslavniesmi.html, свободный. Загл. с экрана. Яз. рус.

8. Средства массовой информации России. 1997 год. М.: Аспект-Пресс, 1998. 382 с.

9. Обзор рынка молодежной и подростковой прессы // Ассоциация распространителей печатной продукции. [Электронный ресурс]. М., 2005, 2006. Режим доступа: http://www.arpp.ru/content/ view/Ш20, свободный. Загл. с экрана. Яз. рус.

10. Формат - мини, прибыль - макси. Опубликован рейтинг прибыли изданий в категории "женские" // Медиаатлас. [Электронный ресурс]. М., 2006. Режим доступа: http://www.mediaatlas.ru/ news/?id=19233, свободный. Загл. с экрана. Яз. рус.

11. Левада-Центра. [Электронный ресурс] / Аналитический центр Юрия Левады. М., 2005. Режим доступа: http//www.levada.ru/press/2005122903.html. свободный. Загл. с экрана. Яз. рус.

29 мая 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.