Первые советские женские журналы
1920-х годов: ИСТОРИЯ РАЗБИТИЯ
УДК 396+050:070.19
Е. Ю. Коломийцева
Московский государственный университет культуры и искусств
Б статье рассматриваются особенности развития первых женских журналов в России, изучаются их типологические характеристики.
Ключевые слова: советские женские журналы, история развития, типология, характерные особенности.
E. U. Kolomiytseva
Moscow State University of Culture and Arts
THE FIRST SOVIET WOMEN'S MAGAZINES IN THE 1920S: HISTORY OF DEVELOPMENT
The article considers the peculiarities of development of the first women's magazines in Russia, study their typological characteristics.
Keywords: soviet women's magazines, history of development, typology, characteristic features.
События 1917 года в России привели к кардинальным изменениям в духовной, общественной, культурной, экономической жизни общества. Придя к власти, партия большевиков совершила ряд серьёзных преобразований в системе общественного управления, что не могло не коснуться СМИ. Пресса вместе с литературой стала одним из основных средств идеологического воздействия: «Установление в России большевистской власти предопределило утверждение в стране однопартийной системы. Важнейшим идеологическим и организационным институтом её стала советская журналистика... пресса формировалась как многонациональная дифференцированная система средств информации, создаваемая по единой унифицированной идейно-органи-
зационной схеме» [8, с. 39]. Выпуск всей печатной продукции после издания специального Декрета был взят под контроль РКП(б). Начала складываться система партийной журналистики, в теории предполагавшая типологическое многообразие, но на практике обернувшаяся идейно-структурной унификацией прессы. Не избежала этой участи и женская печать: «Политика идеологизации советской прессы привела к тому, что на протяжении ряда десятилетий единственным типом женского издания являлся массовый общественно-политический и литературно-художественный тонкий иллюстрированный ежемесячный журнал с устойчивой моделью оформления, структуры, тематического и жанрового наполнения» [12, с. 34]. Отметим, что сначала, без-
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (56) ноябрь-декабрь 2013 199-205
199
условно, преобладала общественно-политическая составляющая.
В постановлении Оргбюро ЦК ВКП/б/ от 1 марта 1926 года было заявлено о «необходимости усиления партийного руководства женской печатью» и борьбы с влиянием частных изданий типа «Журнал для женщин», «Журнал для хозяек» [7, с. 141]. Женская пресса переходила под жёсткий государственный контроль и должна была стать отражением политики, проводимой властью в отношении женщин: задействовать их в производственно-экономическом процессе наравне с мужчинами, проведя «революцию быта».
Для активизации этой работы создавались специальные органы: отдел ЦК партии по пропаганде и агитации среди женщин, женотделы при местных партийных комитетах. Перед ними были поставлены определённые задачи: «привлечение работниц и крестьянок к борьбе за коммунизм и к советскому строительству», «к борьбе с производственной и продовольственной разрухой, общественным питанием и воспитанием,... с безграмотностью» и т.п. [6, с. 114].
Не случайно первый советский журнал, появившийся в 1920 году, «Коммунистка» (1920—1930), был адресован руководящим работницам, уровень грамотности которых был значительно выше и которые должны были вести пропагандистскую работу среди женского населения. В авторский коллектив входили Н. Крупская, Л. Сталь, С. Смидович, А. Коллонтай и другие. Выходил журнал с разной периодичностью: в 1920—1921 годах вышло 17 номеров, 1922—1928 — ежемесячник, с 1929 года — двухнедельное издание.
Главной задачей «Коммунистки» было воспитание советской женщины и руководство женорганизаторами. Практически все её тексты выдержаны в императивном стиле, что проявилось и в характере заголовков: «Усилить рост ленинской партии», «Взять классовую установку в работе», «Готовить кадры безбожников», «Подготовить новые кадры для выдвижения», «Решительнее выдвигать на руководящую
работу», «Наладить руководство выдвиженками», «Достижения должны быть закреплены» и т.п., — ив названиях рубрик: «Вопросы организации», «Вопросы пропаганды», «Вопросы коммунистического воспитания». Это задавало журналу деловую, официальную интонацию, не допускающую субъективного и индивидуального письма, и не предполагало «обратной связи» с читателем: до его сведения лишь доводилась необходимая информация.
Помимо агитационно-пропагандистской деятельности, на «Коммунистку» была возложена и функция организации женской прессы (Л. Сталь «Наша печать и участие в ней работниц и крестьянок», С. Гопнер «Ко "Дню печати"», Н.Торнская «Задачи массовой женской печати», Е. Шестакова «Подвергнуть контролю масс» и другие). На страницах журнала была предложена программа по созданию целой сети женских журналов и обеспечению спроса на них (увеличение количества рабочих и сельских корреспонденток, открытие специальных кружков, выездные бригады, комиссии, тематические совещания). Так были заложены основные типологические черты женского советского политического журнала: издание определило «цели и задачи новой женской прессы, её аудиторию — работницы, крестьянки и женский партактив, авторский состав — наряду с членами редколлегий рабкоры и селькоры. программа будущих женских журналов строилась, исходя из структуры «Коммунистки». Обязательным было наличие отделов по коммунистическому воспитанию женщин, освещения их деятельности на производстве и в сельском хозяйстве, жизни зарубежных современниц и раздел беллетристики (который исчез со страниц «Коммунистки» после возникновения ряда женских журналов, и она полностью сосредоточилась на темах организации, агитации и воспитания)» [1, с. 74].
По образцу центрального издания в 1920-е годы начинают активно создаваться региональные женские журналы на русском («Красная сибирячка» (Новосибирск),
«Работница и крестьянка» (Симбирск и Ленинград), «Красная тулячка» (Тула), «Труженица Северного Кавказа» (Ростов-на-Дону)) и национальных («Коммунарка Украины» (Харьков), «Женщина Азербайджана» (Баку), «Труженица» (Тбилиси), «Работница Армении» (Ереван), «Свободная женщина» (Казань) и другие) языках. Здесь интерпретация партийных установок и работа с женским населением проводилась с учётом особенностей местного производства, истории, обычаев регионов.
В 1922 году в Москве начал выходить двухнедельный иллюстрированный журнал с названием, чётко обозначающим целевого адресата, — «Крестьянка» (позже периодичность выхода менялась). Его издавал отдел ЦК РКП(б) по работе среди женщин. В первом номере традиционно помещена редакционная статья с указанием цели издания: «..агитация среди крестьянок, пропаганда коммунистических идей, внедрение в сознание крестьянок знаний, необходимых в их повседневной жизни и работе». Читательнице обещали: «Этот журнал расскажет тебе и про новые законы о земле, и про устройство твоего крестьянского хозяйства, и как твою жизнь облегчить, и как детей получше вырастить. Он тебе расскажет, как крестьянки и работницы в других местах живут и что они делают, чтобы легче стало жить трудящимся» [5, 1922, № 1—2, с. 2].
Простым, понятным языком журнал пытался донести суть партийной политики в деревню: как увеличить количество хлеба в стране и поднять крестьянские хозяйства (А. Кравченко «Город и деревня»), в чем состоит необходимость покупки сельскохозяйственной машины и получения агрономических знаний (А. Г. «Бабы и машина», И. Доронин «В огороде», М. Горев «От чего зависит урожай»): «В первую очередь крестьянам нужны: агрономические знания, хорошая машина, правильное использование рабочей силы» [2, с. 11]. Подробно разъяснялось, как организовывать комитеты взаимопомощи, пункты общественного питания, ясли, детские сады, прово-
дить ликвидацию безграмотности, создавать женсоветы (З. Теттенборн «Что такое крестьянская взаимопомощь», «Комитеты взаимопомощи в борьбе с голодом», Архип «Крестьянки, стройте школы», Мойро-ва «Крестьянка — член совета», П. Сулегин «Как организовать кустарную артель в деревне» и т.п.).
Крестьянка активно вовлекалась и в политическую жизнь. Так, в статье И. флеров-ского «Рабоче-крестьянский суд над эсэ-ровскими вожаками» рассказывалось о наказании за бандитские налёты и высказывалось осуждающее отношение к ним. В материале «Перевыборы в Советы» говорилось о том, что в советах должно быть больше крестьянских представителей, что будет способствовать порядку в хозяйстве. При этом женщин сразу лее предупреждают о тех трудностях, которые они встретят на своём пути только из-за того, что они женщины: «"Сидели бы лучше по хатам... да детей рожали", — такие речи не раз услышит крестьянка — член рабоче-крестьянского Совета. Вот тут-то не сдавайте, крестьянки! Тому, кто такие речи ведёт, крестьянка должна указать на то, что не детей только рожать она может, а и сеять, и пахать — все умеет и все делает» [5, 1922, № 8, с. 10]. Статья «Как учиться управлять» И. Петровича убеждала, что участие в волостных крестьянских конференциях научит каждую крестьянку управлять государством. Для ликвидации безграмотности выпускалось специальное приложение «Долой неграмотность». О значении Октябрьской революции напоминали регулярные специальные материалы (Мойрова «Коммунистическая партия и крестьянка», М.Куйбышева «Что дала крестьянке октябрьская революция», М. К. «Какие задачи октябрь поставил перед крестьянкой» и т.п.).
Отдел беллетристики публиковал произведения, отражающие целевую направленность издания и пропагандирующие новую жизнь при помощи художественных образов и ситуаций. Так, в рассказе «Женщина» П.Дорохова описываются изменения, про-
изошедшие с простой крестьянкой Натальей Мосевой, которая научилась писать и на сходке поставила самостоятельно подпись на документе, получив общественное признание: «тридцать лет была бабой и вдруг стала женщиной» [5, 1922, № 9, с. 15]. «Комитет» А.Неверова рассказывает о мужицком комитете взаимопомощи, организованном вдовой Анюткой Струминой для поддержки сирот и голодных. Его же рассказ «Ясли» — об организации яслей в деревне. «Матрёна-воин» Н. Платоныча повествует о женщине, мужественно и активно отстаивающей свою землю, которую незаконно выманили у её мужа. Матрёне удалось и остальных женщин поднять на борьбу: «Не те уж времена. Теперь и баба права имеет» [11, с. 4].
Стихи, публикуемые в журнале, тоже носили соответствующую направленность:
.Наш труден путь, но цель уж близко, гляжу в грядущее смелей. Я буду верной коммунисткой, Работницей родных полей. А. П. «Моя песня» [5, 1922, № 1—2, с. 10].
Бросьте, девки, хороводиться,
В посиделках толку нет.
Вы ступайте делегатками
В деревенский свой совет.
Не в церквах дышать нам ладаном,
Не по улице гулять.
Поучиться нынче надо нам,
Как хозяйством управлять.
«Песня делегатки» [5, 1922, № 1—2, с. 19].
«Весёлая страничка» в поэтической форме высмеивала старые устои и нарушителей нового порядка: Архип «Кулак и новый земельный закон», «Про Антошку-хулигана», А.Архангельский «Поповская молитва», Деревенский «Молитва и уголёк» и другие.
Созвучным «Крестьянке» изданием стала
выходившая в 1925 году «Батрачка» (1925— 1929). Она была ориентирована на сельских женщин с самым низким уровнем образования и вовлечённости в общественную жизнь, поэтому делала упор на иллюстрации, упрощённые по стилистике тексты и набиралась крупным шрифтом.
В 1923 году был возобновлён выпуск журнала «Работница». Он также выходил под патронатом отдела по работе среди женщин ЦК РКП(б) и ставил своей целью «стремление на фоне мировой борьбы пролетариата за коммунизм всеми мерами способствовать организованному сопротивлению женского пролетариата против тлетворного влияния мелкобуржуазной стихии» [9, с. 1], освещение всех актуальных политических вопросов и важнейших проблем, непосредственно касающихся жизни женщин. Редактировала журнал сначала С.Н. Смидович, затем, в 1925 году, её сменила А. В. Артюхина. Периодичность издания менялась: сначала двухнедельный, затем еженедельный, ежемесячный (были и годы, когда периодичность «плавала»).
Большинство материалов отражало важную задачу редакции — воспитание женщины как общественницы и производственницы, члена компартии. Так, С. Смидович в статье «Коммунистическая партия и работница» писала следующее: «Что такое коммунистическая партия, это должна знать каждая работница, потому что коммунистическая партия — её партия, которая делает все, что только можно, чтобы работница вышла из положения безгласной рабыни и стала жить, как подобает сознательной пролетарке.. Всякая работница должна быть коммунисткой, чтобы силы свои приложить к борьбе за новый строй» [14, с. 15]. Статья «От тьмы к свету» ставила вопрос о необходимости вовлечения работниц в политическую жизнь, рассказывая о женщинах-делегатках: «Они являются аккуратными посетительницами всех собраний и начинают понимать, что им необходимо знакомиться с Советским строительством, всеми распоряжениями и мероприятиями,
и стремлениями к улучшению жизни трудящихся, быта работницы и крестьянки» [13, 1924, № 1, с. 3]. В обязанности делегатки входит «выполнение заветов Ильича», «усиление рядов компартии», «удовлетворение интересов работниц» [10, с. 7]. Пропаганда работы в советах считалась настолько важной, что со временем была введена специальная рубрика «Вокруг делегатских собраний».
Распространению политических знаний и их истории служили рубрики «Из истории революции» и «Из прошлого», помещавшие статьи Гырло «Герои недавнего прошлого», С.Любимовой «Исторический документ», Е.Балуевой «Как я стала коммунисткой», Н.Гурвич «Первая «маёвка», работница Кутузова «Октябрь в Питере» и т.п.
В каждом номере содержались статьи, пропагандирующие различные специальности, которые может освоить женщина: А. Туголуков «На фабрике», А.Соколов «Фабричная идиллия», В.Досекин «Кооперация — друг работницы и крестьянки», Горнячка «Среди горнячек», М.Луговико-ва «Жизнь ткачихи», В. Ногин «О текстильной промышленности», Крымов «О рыбных промыслах», Юшкина «Как работают саратовские грузчицы» и т.д. Несмотря на тяжёлые условия труда, работница должна искать силы в коллективе, не унывать и не опускать руки.
Важным моментом стала пропаганда «революции быта», освобождения женщины от домашнего хозяйства, увеличения рядов женского пролетариата за счёт домохозяек. С этой целью, с одной стороны, публиковались различные советы и указания, как эффективнее управляться с домашними делами, высвобождая время для общественной жизни и получения образования («Знание и труд вместо молитвы», «Открытие детских яслей» и другие). С другой стороны, помещались статьи, порицающие «зацикливание» на хозяйстве: «Большую роль играет то, что комсомолка перестаёт быть помощницей в семье. у неё масса своих обязанностей, она занята и не может отдавать своё
время кухне и всей прочей домашней работе» [13, 1924, № 1, с. 5].
Как и крестьянок, работниц призывали активно участвовать в общественных делах: ликвидировать безграмотность (для этого была создана специальная рубрика «Грамотный, обучи неграмотного!»), создавать женотделы, устраивать общественные столовые, детские дома, помогать нуждающимся, вести культмассовую работу (М. Рас-топчина «Работница в клубе», Н.Крупская «О нашей школе», работница Н. «Работницы ликвидируют свою безграмотность», Маша «Школа вместо церкви» и другие).
Постоянными рубриками журнала стали «Комсомолка», «От станка в школу», «Работница в производстве», «Революция быта», «По Советской России», «Строительство новой жизни», «Что говорит наука», «На помощь работнице», «Почтовый ящик», «Ленинский набор», «За границей». Первоначально включение отделов педагогики, медицины и домоводства, являвшихся характерными для массовой дореволюционной женской периодики, не планировалось, но затем они также вошли в программу журнала, однако занимали незначительную часть его объёма (одну-две страницы).
Литературно-художественный отдел был подчинён общим задачам издания и помещал соответствующие произведения, либо пропагандирующие труд работниц («Пряха» Н. Алексеевского, «Ткачиха» С. Неунывающего), либо прославляющие советскую жизнь («Чудесный день» Ал. Ширяевца).
Прозаические произведения — небольшие рассказы и эскизы — также призваны были освещать новую жизнь и доказывать её преимущество перед старой: рассказ «В февральские дни» Н. Платоныча посвя-щён сознательной работнице Анне, просвещающей своего несознательного мужа Прокофия; рассказ Телешева «Нарвались» повествует о купцах, забранных в комиссариат за несоблюдение норм советского общежития; эскиз Р. Т. «Живчик» — об энергичной работнице швейной фабрики; «Старый груз» М.Ильиной — об организации
детского сада и счастливых детях.
Сатирический отдел «Крапивная грядка» высмеивал зарвавшееся начальство (Архип «Мастер Иванов», «Нэповский угар»), представителей церкви (А. Васютин «Дела поповские», Архип «Баптистский мастер»), недостатки на производстве (Архип «Не фабрики — аптеки») и т.п.
В том же 1923 году стал выходить ещё один журнал, посвящённый пропаганде новой политики, — «Делегатка» (1923—1931), ориентированный на активисток из среды работниц и домохозяек и призванный воспитывать в новом духе женскую аудиторию и способствовать «революции быта», то есть освобождению женщины от домашнего хозяйства с целью привлечения её к общественной деятельности.
В 1926 году была предпринята попытка создания советского издания, выделившего в качестве социальной общности домохозяек, — «Женского журнала» (1926—1930), черно-белого (кроме раздела «Мода в красках») иллюстрированного ежемесячника. Детище акционерного издательского общества «Огонёк» было призвано сформулировать общие интересы, ценности, проблемы данной группы и указать ей сферы для приложения нереализованной доныне потребности в свободном общественном труде (в отличие от порабощающего домашнего труда): организация общественного питания (на производстве) и налаживание коллективного отдыха детей. Предполагало издание и оказание помощи женщине в различных сферах её жизнедеятельности с целью «лучшего устроения женской жизни, выработки лучших, наиболее совершенных форм женского быта» [4, с. 1].
С одной стороны, издание ввело актуальные для политической ситуации рубрики «Передовая статья» и «Общественная и политическая жизнь», основной задачей которых было представление новых возможностей советской женщины, знакомство с неизвестными для неё сферами деятельности, приобщение к новому образу жизни (статьи «Помогайте школе», «Октябрь и воз-
рождение женщины», «Самодеятельность», «Первое мая», «Быт и дети» и др., материалы М. К. «Беспризорные должны быть обустроены», Л.Бронштейн «Охрана женского труда», А.Коллонтай «Женщины-борцы в дни Великого Октября» и др.). С другой стороны, много внимания уделялось отделам «Рукоделие», «Кройка и шитье», «Питание», «Краткий курс кулинарии», «Дом и хозяйство», «Двор, сад, огород», «Мать и ребёнок», «Здоровье женщины», «Моды в красках», «Детский уголок».
Многие из этих рубрик были знакомы дореволюционному читателю. Однако появилось и нечто новое. Так, в рубрике «Здоровье женщины» стали публиковаться научно-популярные статьи, написанные врачом Н. Микулиной-Ивановой, «Оплодотворение и наследственность», «Гигиена беременности», «Гигиена послеродового периода», рассказывающие о том, что раньше никогда не являлось предметом серьёзного обсуждения в прессе. В рубрике «Юридическая консультация» публиковались ответы на вопросы читательниц, связанные с последствиями предоставленной гражданам Декретом о браке возможностью свободного регистрирования и расторжения семейных отношений. Волновали женщин и вопросы, возникшие вследствие их активного вовлечения в трудовые отношения: порядок начисления и размер пенсий, обжалование увольнений, социальное обеспечение, получение премий.
Через рубрики «Почтовый ящик», где предлагались разъяснения на самые разные темы и рекомендации по чтению литературы, и «Беседы с читательницами», где ведущая Т. Плетнева пропагандировала новый образ женщины и семьи, «Женский журнал» воспитывал идеальную советскую женщину: труженицу, жившую интересами производства, для которой заботы о семье отходили на второй план. Любовь должна раскрываться не в семье, а в преданности государству, родине, правительству. Эти идеи поддерживались и разделами «Беллетристика», «Статьи и очерки».
Под давлением партийных структур в 1928 году журнал пытался изменить тематику, отказавшись от освещения таких вопросов, как беседы о любви, кризисе семьи, правах женщин. Больше внимания стало уделяться политической и производственной тематике, советским юбилейным датам, вождям, публиковались письма общественниц, бичевалось «мещанство». Соответственно изменилась и структура журнала: усилился общественно-политический элемент и, напротив, уменьшился хозяйственно-прикладной.
Однако, несмотря на все попытки реформировать издание, деятельность «Женского журнала» была приостановлена. Причины этого разъяснил А. Субботин в журнале «Книга и революция»: «"Женский журнал" являлся внеклассовым, у него отсутствовала чёткая читательская установка». Вместо
подробного освещения важнейших политических задач издание «со смаком описывало "шик" парижских магазинов», поэтому его необходимо либо закрыть, либо «коренным образом реорганизовать, превратить., из обывательского и внеклассового "журнала для хозяек" в орган, обслуживающий широкие женские массы, в первую очередь, домашних хозяек — общественниц» [15, с. 49]. Партийные структуры постановили, что издание лучше закрыть.
Так на несколько десятилетий в отечественной периодике для женщин воцарился политический журнал, чутко реагировавший на новые требования «политической ситуации», помещавший нужные на данный момент статьи и не обращавший внимание на то, что часто противоречит сам себе, отражая тем самым и противоречивость официальной политики.
Примечания
1. Боннер-Смеюха В. В. Отечественные женские журналы: историко-типологическое исследование : дис. ... канд. филол. наук. Ростов-на-Дону, 2001. 172 с.
2. Горев М. От чего зависит урожай // Крестьянка. 1922. № 1—2. С. 11.
3. Женский журнал. 1926—1930.
4. Задачи «Женского журнала» // Женский журнал. 1926. № 1. С. 1.
5. Крестьянка. 1922—1930.
6. О работе среди женского пролетариата. Резолюция VIII съезда РКП(б), 1919 г. // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Москва : Политиздат, 1983. Т. 2. С. 114—115.
7. Об очередных задачах партии по работе среди крестьянок // О партийной и советской печати, радиовещании и телевидении : [сб. документов и материалов]. Москва : Мысль, 1972. С. 141—142.
8. Овсепян Р. П. История новейшей отечественной журналистики. Москва : Изд-во МГУ, 1999. 304 с.
9. От редакции // Работница. 1923. № 1. С. 1.
10. Памятка делегатке-работнице // Работница. 1925 № 5. С. 7.
11. Платоныч Н. Матрена-воин // Крестьянка. 1922. № 5. С. 4.
12. Пленкина Е. А. Элитарный женский журнал: типологические и профильные особенности : дис. ... канд. филол. наук. Москва, 2004. 153 с.
13. Работница. 1924—1930.
14. Смидович С. Коммунистическая партия и работница // Работница. 1923. № 4. С. 15.
15. Субботин А. «Женский журнал» // Книга и революция. 1929. № 24. С. 49.