Научная статья на тему 'Первые советские женские журналы 1920-х годов: история развития'

Первые советские женские журналы 1920-х годов: история развития Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2787
351
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКИЕ ЖЕНСКИЕ ЖУРНАЛЫ / SOVIET WOMEN''S MAGAZINES / ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ / HISTORY OF DEVELOPMENT / ТИПОЛОГИЯ / TYPOLOGY / ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / CHARACTERISTIC FEATURES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Коломийцева Елена Юрьевна

В статье рассматриваются особенности развития первых женских журналов в России, изучаются их типологические характеристики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FIRST SOVIET WOMEN''S MAGAZINES IN THE 1920S: HISTORY OF DEVELOPMENT

The article considers the peculiarities of development of the first women's magazines in Russia, study their typological characteristics.

Текст научной работы на тему «Первые советские женские журналы 1920-х годов: история развития»

Первые советские женские журналы

1920-х годов: ИСТОРИЯ РАЗБИТИЯ

УДК 396+050:070.19

Е. Ю. Коломийцева

Московский государственный университет культуры и искусств

Б статье рассматриваются особенности развития первых женских журналов в России, изучаются их типологические характеристики.

Ключевые слова: советские женские журналы, история развития, типология, характерные особенности.

E. U. Kolomiytseva

Moscow State University of Culture and Arts

THE FIRST SOVIET WOMEN'S MAGAZINES IN THE 1920S: HISTORY OF DEVELOPMENT

The article considers the peculiarities of development of the first women's magazines in Russia, study their typological characteristics.

Keywords: soviet women's magazines, history of development, typology, characteristic features.

События 1917 года в России привели к кардинальным изменениям в духовной, общественной, культурной, экономической жизни общества. Придя к власти, партия большевиков совершила ряд серьёзных преобразований в системе общественного управления, что не могло не коснуться СМИ. Пресса вместе с литературой стала одним из основных средств идеологического воздействия: «Установление в России большевистской власти предопределило утверждение в стране однопартийной системы. Важнейшим идеологическим и организационным институтом её стала советская журналистика... пресса формировалась как многонациональная дифференцированная система средств информации, создаваемая по единой унифицированной идейно-органи-

зационной схеме» [8, с. 39]. Выпуск всей печатной продукции после издания специального Декрета был взят под контроль РКП(б). Начала складываться система партийной журналистики, в теории предполагавшая типологическое многообразие, но на практике обернувшаяся идейно-структурной унификацией прессы. Не избежала этой участи и женская печать: «Политика идеологизации советской прессы привела к тому, что на протяжении ряда десятилетий единственным типом женского издания являлся массовый общественно-политический и литературно-художественный тонкий иллюстрированный ежемесячный журнал с устойчивой моделью оформления, структуры, тематического и жанрового наполнения» [12, с. 34]. Отметим, что сначала, без-

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (56) ноябрь-декабрь 2013 199-205

199

условно, преобладала общественно-политическая составляющая.

В постановлении Оргбюро ЦК ВКП/б/ от 1 марта 1926 года было заявлено о «необходимости усиления партийного руководства женской печатью» и борьбы с влиянием частных изданий типа «Журнал для женщин», «Журнал для хозяек» [7, с. 141]. Женская пресса переходила под жёсткий государственный контроль и должна была стать отражением политики, проводимой властью в отношении женщин: задействовать их в производственно-экономическом процессе наравне с мужчинами, проведя «революцию быта».

Для активизации этой работы создавались специальные органы: отдел ЦК партии по пропаганде и агитации среди женщин, женотделы при местных партийных комитетах. Перед ними были поставлены определённые задачи: «привлечение работниц и крестьянок к борьбе за коммунизм и к советскому строительству», «к борьбе с производственной и продовольственной разрухой, общественным питанием и воспитанием,... с безграмотностью» и т.п. [6, с. 114].

Не случайно первый советский журнал, появившийся в 1920 году, «Коммунистка» (1920—1930), был адресован руководящим работницам, уровень грамотности которых был значительно выше и которые должны были вести пропагандистскую работу среди женского населения. В авторский коллектив входили Н. Крупская, Л. Сталь, С. Смидович, А. Коллонтай и другие. Выходил журнал с разной периодичностью: в 1920—1921 годах вышло 17 номеров, 1922—1928 — ежемесячник, с 1929 года — двухнедельное издание.

Главной задачей «Коммунистки» было воспитание советской женщины и руководство женорганизаторами. Практически все её тексты выдержаны в императивном стиле, что проявилось и в характере заголовков: «Усилить рост ленинской партии», «Взять классовую установку в работе», «Готовить кадры безбожников», «Подготовить новые кадры для выдвижения», «Решительнее выдвигать на руководящую

работу», «Наладить руководство выдвиженками», «Достижения должны быть закреплены» и т.п., — ив названиях рубрик: «Вопросы организации», «Вопросы пропаганды», «Вопросы коммунистического воспитания». Это задавало журналу деловую, официальную интонацию, не допускающую субъективного и индивидуального письма, и не предполагало «обратной связи» с читателем: до его сведения лишь доводилась необходимая информация.

Помимо агитационно-пропагандистской деятельности, на «Коммунистку» была возложена и функция организации женской прессы (Л. Сталь «Наша печать и участие в ней работниц и крестьянок», С. Гопнер «Ко "Дню печати"», Н.Торнская «Задачи массовой женской печати», Е. Шестакова «Подвергнуть контролю масс» и другие). На страницах журнала была предложена программа по созданию целой сети женских журналов и обеспечению спроса на них (увеличение количества рабочих и сельских корреспонденток, открытие специальных кружков, выездные бригады, комиссии, тематические совещания). Так были заложены основные типологические черты женского советского политического журнала: издание определило «цели и задачи новой женской прессы, её аудиторию — работницы, крестьянки и женский партактив, авторский состав — наряду с членами редколлегий рабкоры и селькоры. программа будущих женских журналов строилась, исходя из структуры «Коммунистки». Обязательным было наличие отделов по коммунистическому воспитанию женщин, освещения их деятельности на производстве и в сельском хозяйстве, жизни зарубежных современниц и раздел беллетристики (который исчез со страниц «Коммунистки» после возникновения ряда женских журналов, и она полностью сосредоточилась на темах организации, агитации и воспитания)» [1, с. 74].

По образцу центрального издания в 1920-е годы начинают активно создаваться региональные женские журналы на русском («Красная сибирячка» (Новосибирск),

«Работница и крестьянка» (Симбирск и Ленинград), «Красная тулячка» (Тула), «Труженица Северного Кавказа» (Ростов-на-Дону)) и национальных («Коммунарка Украины» (Харьков), «Женщина Азербайджана» (Баку), «Труженица» (Тбилиси), «Работница Армении» (Ереван), «Свободная женщина» (Казань) и другие) языках. Здесь интерпретация партийных установок и работа с женским населением проводилась с учётом особенностей местного производства, истории, обычаев регионов.

В 1922 году в Москве начал выходить двухнедельный иллюстрированный журнал с названием, чётко обозначающим целевого адресата, — «Крестьянка» (позже периодичность выхода менялась). Его издавал отдел ЦК РКП(б) по работе среди женщин. В первом номере традиционно помещена редакционная статья с указанием цели издания: «..агитация среди крестьянок, пропаганда коммунистических идей, внедрение в сознание крестьянок знаний, необходимых в их повседневной жизни и работе». Читательнице обещали: «Этот журнал расскажет тебе и про новые законы о земле, и про устройство твоего крестьянского хозяйства, и как твою жизнь облегчить, и как детей получше вырастить. Он тебе расскажет, как крестьянки и работницы в других местах живут и что они делают, чтобы легче стало жить трудящимся» [5, 1922, № 1—2, с. 2].

Простым, понятным языком журнал пытался донести суть партийной политики в деревню: как увеличить количество хлеба в стране и поднять крестьянские хозяйства (А. Кравченко «Город и деревня»), в чем состоит необходимость покупки сельскохозяйственной машины и получения агрономических знаний (А. Г. «Бабы и машина», И. Доронин «В огороде», М. Горев «От чего зависит урожай»): «В первую очередь крестьянам нужны: агрономические знания, хорошая машина, правильное использование рабочей силы» [2, с. 11]. Подробно разъяснялось, как организовывать комитеты взаимопомощи, пункты общественного питания, ясли, детские сады, прово-

дить ликвидацию безграмотности, создавать женсоветы (З. Теттенборн «Что такое крестьянская взаимопомощь», «Комитеты взаимопомощи в борьбе с голодом», Архип «Крестьянки, стройте школы», Мойро-ва «Крестьянка — член совета», П. Сулегин «Как организовать кустарную артель в деревне» и т.п.).

Крестьянка активно вовлекалась и в политическую жизнь. Так, в статье И. флеров-ского «Рабоче-крестьянский суд над эсэ-ровскими вожаками» рассказывалось о наказании за бандитские налёты и высказывалось осуждающее отношение к ним. В материале «Перевыборы в Советы» говорилось о том, что в советах должно быть больше крестьянских представителей, что будет способствовать порядку в хозяйстве. При этом женщин сразу лее предупреждают о тех трудностях, которые они встретят на своём пути только из-за того, что они женщины: «"Сидели бы лучше по хатам... да детей рожали", — такие речи не раз услышит крестьянка — член рабоче-крестьянского Совета. Вот тут-то не сдавайте, крестьянки! Тому, кто такие речи ведёт, крестьянка должна указать на то, что не детей только рожать она может, а и сеять, и пахать — все умеет и все делает» [5, 1922, № 8, с. 10]. Статья «Как учиться управлять» И. Петровича убеждала, что участие в волостных крестьянских конференциях научит каждую крестьянку управлять государством. Для ликвидации безграмотности выпускалось специальное приложение «Долой неграмотность». О значении Октябрьской революции напоминали регулярные специальные материалы (Мойрова «Коммунистическая партия и крестьянка», М.Куйбышева «Что дала крестьянке октябрьская революция», М. К. «Какие задачи октябрь поставил перед крестьянкой» и т.п.).

Отдел беллетристики публиковал произведения, отражающие целевую направленность издания и пропагандирующие новую жизнь при помощи художественных образов и ситуаций. Так, в рассказе «Женщина» П.Дорохова описываются изменения, про-

изошедшие с простой крестьянкой Натальей Мосевой, которая научилась писать и на сходке поставила самостоятельно подпись на документе, получив общественное признание: «тридцать лет была бабой и вдруг стала женщиной» [5, 1922, № 9, с. 15]. «Комитет» А.Неверова рассказывает о мужицком комитете взаимопомощи, организованном вдовой Анюткой Струминой для поддержки сирот и голодных. Его же рассказ «Ясли» — об организации яслей в деревне. «Матрёна-воин» Н. Платоныча повествует о женщине, мужественно и активно отстаивающей свою землю, которую незаконно выманили у её мужа. Матрёне удалось и остальных женщин поднять на борьбу: «Не те уж времена. Теперь и баба права имеет» [11, с. 4].

Стихи, публикуемые в журнале, тоже носили соответствующую направленность:

.Наш труден путь, но цель уж близко, гляжу в грядущее смелей. Я буду верной коммунисткой, Работницей родных полей. А. П. «Моя песня» [5, 1922, № 1—2, с. 10].

Бросьте, девки, хороводиться,

В посиделках толку нет.

Вы ступайте делегатками

В деревенский свой совет.

Не в церквах дышать нам ладаном,

Не по улице гулять.

Поучиться нынче надо нам,

Как хозяйством управлять.

«Песня делегатки» [5, 1922, № 1—2, с. 19].

«Весёлая страничка» в поэтической форме высмеивала старые устои и нарушителей нового порядка: Архип «Кулак и новый земельный закон», «Про Антошку-хулигана», А.Архангельский «Поповская молитва», Деревенский «Молитва и уголёк» и другие.

Созвучным «Крестьянке» изданием стала

выходившая в 1925 году «Батрачка» (1925— 1929). Она была ориентирована на сельских женщин с самым низким уровнем образования и вовлечённости в общественную жизнь, поэтому делала упор на иллюстрации, упрощённые по стилистике тексты и набиралась крупным шрифтом.

В 1923 году был возобновлён выпуск журнала «Работница». Он также выходил под патронатом отдела по работе среди женщин ЦК РКП(б) и ставил своей целью «стремление на фоне мировой борьбы пролетариата за коммунизм всеми мерами способствовать организованному сопротивлению женского пролетариата против тлетворного влияния мелкобуржуазной стихии» [9, с. 1], освещение всех актуальных политических вопросов и важнейших проблем, непосредственно касающихся жизни женщин. Редактировала журнал сначала С.Н. Смидович, затем, в 1925 году, её сменила А. В. Артюхина. Периодичность издания менялась: сначала двухнедельный, затем еженедельный, ежемесячный (были и годы, когда периодичность «плавала»).

Большинство материалов отражало важную задачу редакции — воспитание женщины как общественницы и производственницы, члена компартии. Так, С. Смидович в статье «Коммунистическая партия и работница» писала следующее: «Что такое коммунистическая партия, это должна знать каждая работница, потому что коммунистическая партия — её партия, которая делает все, что только можно, чтобы работница вышла из положения безгласной рабыни и стала жить, как подобает сознательной пролетарке.. Всякая работница должна быть коммунисткой, чтобы силы свои приложить к борьбе за новый строй» [14, с. 15]. Статья «От тьмы к свету» ставила вопрос о необходимости вовлечения работниц в политическую жизнь, рассказывая о женщинах-делегатках: «Они являются аккуратными посетительницами всех собраний и начинают понимать, что им необходимо знакомиться с Советским строительством, всеми распоряжениями и мероприятиями,

и стремлениями к улучшению жизни трудящихся, быта работницы и крестьянки» [13, 1924, № 1, с. 3]. В обязанности делегатки входит «выполнение заветов Ильича», «усиление рядов компартии», «удовлетворение интересов работниц» [10, с. 7]. Пропаганда работы в советах считалась настолько важной, что со временем была введена специальная рубрика «Вокруг делегатских собраний».

Распространению политических знаний и их истории служили рубрики «Из истории революции» и «Из прошлого», помещавшие статьи Гырло «Герои недавнего прошлого», С.Любимовой «Исторический документ», Е.Балуевой «Как я стала коммунисткой», Н.Гурвич «Первая «маёвка», работница Кутузова «Октябрь в Питере» и т.п.

В каждом номере содержались статьи, пропагандирующие различные специальности, которые может освоить женщина: А. Туголуков «На фабрике», А.Соколов «Фабричная идиллия», В.Досекин «Кооперация — друг работницы и крестьянки», Горнячка «Среди горнячек», М.Луговико-ва «Жизнь ткачихи», В. Ногин «О текстильной промышленности», Крымов «О рыбных промыслах», Юшкина «Как работают саратовские грузчицы» и т.д. Несмотря на тяжёлые условия труда, работница должна искать силы в коллективе, не унывать и не опускать руки.

Важным моментом стала пропаганда «революции быта», освобождения женщины от домашнего хозяйства, увеличения рядов женского пролетариата за счёт домохозяек. С этой целью, с одной стороны, публиковались различные советы и указания, как эффективнее управляться с домашними делами, высвобождая время для общественной жизни и получения образования («Знание и труд вместо молитвы», «Открытие детских яслей» и другие). С другой стороны, помещались статьи, порицающие «зацикливание» на хозяйстве: «Большую роль играет то, что комсомолка перестаёт быть помощницей в семье. у неё масса своих обязанностей, она занята и не может отдавать своё

время кухне и всей прочей домашней работе» [13, 1924, № 1, с. 5].

Как и крестьянок, работниц призывали активно участвовать в общественных делах: ликвидировать безграмотность (для этого была создана специальная рубрика «Грамотный, обучи неграмотного!»), создавать женотделы, устраивать общественные столовые, детские дома, помогать нуждающимся, вести культмассовую работу (М. Рас-топчина «Работница в клубе», Н.Крупская «О нашей школе», работница Н. «Работницы ликвидируют свою безграмотность», Маша «Школа вместо церкви» и другие).

Постоянными рубриками журнала стали «Комсомолка», «От станка в школу», «Работница в производстве», «Революция быта», «По Советской России», «Строительство новой жизни», «Что говорит наука», «На помощь работнице», «Почтовый ящик», «Ленинский набор», «За границей». Первоначально включение отделов педагогики, медицины и домоводства, являвшихся характерными для массовой дореволюционной женской периодики, не планировалось, но затем они также вошли в программу журнала, однако занимали незначительную часть его объёма (одну-две страницы).

Литературно-художественный отдел был подчинён общим задачам издания и помещал соответствующие произведения, либо пропагандирующие труд работниц («Пряха» Н. Алексеевского, «Ткачиха» С. Неунывающего), либо прославляющие советскую жизнь («Чудесный день» Ал. Ширяевца).

Прозаические произведения — небольшие рассказы и эскизы — также призваны были освещать новую жизнь и доказывать её преимущество перед старой: рассказ «В февральские дни» Н. Платоныча посвя-щён сознательной работнице Анне, просвещающей своего несознательного мужа Прокофия; рассказ Телешева «Нарвались» повествует о купцах, забранных в комиссариат за несоблюдение норм советского общежития; эскиз Р. Т. «Живчик» — об энергичной работнице швейной фабрики; «Старый груз» М.Ильиной — об организации

детского сада и счастливых детях.

Сатирический отдел «Крапивная грядка» высмеивал зарвавшееся начальство (Архип «Мастер Иванов», «Нэповский угар»), представителей церкви (А. Васютин «Дела поповские», Архип «Баптистский мастер»), недостатки на производстве (Архип «Не фабрики — аптеки») и т.п.

В том же 1923 году стал выходить ещё один журнал, посвящённый пропаганде новой политики, — «Делегатка» (1923—1931), ориентированный на активисток из среды работниц и домохозяек и призванный воспитывать в новом духе женскую аудиторию и способствовать «революции быта», то есть освобождению женщины от домашнего хозяйства с целью привлечения её к общественной деятельности.

В 1926 году была предпринята попытка создания советского издания, выделившего в качестве социальной общности домохозяек, — «Женского журнала» (1926—1930), черно-белого (кроме раздела «Мода в красках») иллюстрированного ежемесячника. Детище акционерного издательского общества «Огонёк» было призвано сформулировать общие интересы, ценности, проблемы данной группы и указать ей сферы для приложения нереализованной доныне потребности в свободном общественном труде (в отличие от порабощающего домашнего труда): организация общественного питания (на производстве) и налаживание коллективного отдыха детей. Предполагало издание и оказание помощи женщине в различных сферах её жизнедеятельности с целью «лучшего устроения женской жизни, выработки лучших, наиболее совершенных форм женского быта» [4, с. 1].

С одной стороны, издание ввело актуальные для политической ситуации рубрики «Передовая статья» и «Общественная и политическая жизнь», основной задачей которых было представление новых возможностей советской женщины, знакомство с неизвестными для неё сферами деятельности, приобщение к новому образу жизни (статьи «Помогайте школе», «Октябрь и воз-

рождение женщины», «Самодеятельность», «Первое мая», «Быт и дети» и др., материалы М. К. «Беспризорные должны быть обустроены», Л.Бронштейн «Охрана женского труда», А.Коллонтай «Женщины-борцы в дни Великого Октября» и др.). С другой стороны, много внимания уделялось отделам «Рукоделие», «Кройка и шитье», «Питание», «Краткий курс кулинарии», «Дом и хозяйство», «Двор, сад, огород», «Мать и ребёнок», «Здоровье женщины», «Моды в красках», «Детский уголок».

Многие из этих рубрик были знакомы дореволюционному читателю. Однако появилось и нечто новое. Так, в рубрике «Здоровье женщины» стали публиковаться научно-популярные статьи, написанные врачом Н. Микулиной-Ивановой, «Оплодотворение и наследственность», «Гигиена беременности», «Гигиена послеродового периода», рассказывающие о том, что раньше никогда не являлось предметом серьёзного обсуждения в прессе. В рубрике «Юридическая консультация» публиковались ответы на вопросы читательниц, связанные с последствиями предоставленной гражданам Декретом о браке возможностью свободного регистрирования и расторжения семейных отношений. Волновали женщин и вопросы, возникшие вследствие их активного вовлечения в трудовые отношения: порядок начисления и размер пенсий, обжалование увольнений, социальное обеспечение, получение премий.

Через рубрики «Почтовый ящик», где предлагались разъяснения на самые разные темы и рекомендации по чтению литературы, и «Беседы с читательницами», где ведущая Т. Плетнева пропагандировала новый образ женщины и семьи, «Женский журнал» воспитывал идеальную советскую женщину: труженицу, жившую интересами производства, для которой заботы о семье отходили на второй план. Любовь должна раскрываться не в семье, а в преданности государству, родине, правительству. Эти идеи поддерживались и разделами «Беллетристика», «Статьи и очерки».

Под давлением партийных структур в 1928 году журнал пытался изменить тематику, отказавшись от освещения таких вопросов, как беседы о любви, кризисе семьи, правах женщин. Больше внимания стало уделяться политической и производственной тематике, советским юбилейным датам, вождям, публиковались письма общественниц, бичевалось «мещанство». Соответственно изменилась и структура журнала: усилился общественно-политический элемент и, напротив, уменьшился хозяйственно-прикладной.

Однако, несмотря на все попытки реформировать издание, деятельность «Женского журнала» была приостановлена. Причины этого разъяснил А. Субботин в журнале «Книга и революция»: «"Женский журнал" являлся внеклассовым, у него отсутствовала чёткая читательская установка». Вместо

подробного освещения важнейших политических задач издание «со смаком описывало "шик" парижских магазинов», поэтому его необходимо либо закрыть, либо «коренным образом реорганизовать, превратить., из обывательского и внеклассового "журнала для хозяек" в орган, обслуживающий широкие женские массы, в первую очередь, домашних хозяек — общественниц» [15, с. 49]. Партийные структуры постановили, что издание лучше закрыть.

Так на несколько десятилетий в отечественной периодике для женщин воцарился политический журнал, чутко реагировавший на новые требования «политической ситуации», помещавший нужные на данный момент статьи и не обращавший внимание на то, что часто противоречит сам себе, отражая тем самым и противоречивость официальной политики.

Примечания

1. Боннер-Смеюха В. В. Отечественные женские журналы: историко-типологическое исследование : дис. ... канд. филол. наук. Ростов-на-Дону, 2001. 172 с.

2. Горев М. От чего зависит урожай // Крестьянка. 1922. № 1—2. С. 11.

3. Женский журнал. 1926—1930.

4. Задачи «Женского журнала» // Женский журнал. 1926. № 1. С. 1.

5. Крестьянка. 1922—1930.

6. О работе среди женского пролетариата. Резолюция VIII съезда РКП(б), 1919 г. // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Москва : Политиздат, 1983. Т. 2. С. 114—115.

7. Об очередных задачах партии по работе среди крестьянок // О партийной и советской печати, радиовещании и телевидении : [сб. документов и материалов]. Москва : Мысль, 1972. С. 141—142.

8. Овсепян Р. П. История новейшей отечественной журналистики. Москва : Изд-во МГУ, 1999. 304 с.

9. От редакции // Работница. 1923. № 1. С. 1.

10. Памятка делегатке-работнице // Работница. 1925 № 5. С. 7.

11. Платоныч Н. Матрена-воин // Крестьянка. 1922. № 5. С. 4.

12. Пленкина Е. А. Элитарный женский журнал: типологические и профильные особенности : дис. ... канд. филол. наук. Москва, 2004. 153 с.

13. Работница. 1924—1930.

14. Смидович С. Коммунистическая партия и работница // Работница. 1923. № 4. С. 15.

15. Субботин А. «Женский журнал» // Книга и революция. 1929. № 24. С. 49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.