Научная статья на тему 'ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ИНСТИТУТА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ИНСТИТУТА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
106
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АМБИВЕРТ / ИНТРОВЕРТ / СТУДЕНТЫ / ТИП ЛИЧНОСТИ / ЭКСТРАВЕРТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Казантинова Галина Михайловна, Линева Нина Аркадьевна, Линев Сергей Юрьевич

В работе дан анализ типологических особенностей личности первокурсников ИНО (института непрерывного образования). Используя метод К.Г. Юнга, было установлено, что среди них преобладают лица с амбиверсией и экстраверсией. Среди наблюдавшихся студентов интроверты составили 14,9%. Дана подробная характеристика личностных особенностей студентов амбивертов, экстравертов и интровертов. Выявлено, что лица с амбиверсией имеют ряд схожих черт личности с экстравертами и интровертами, касающихся их отношением к социуму, жизненным переживаниям. Полученные данные дают основание дифференцированно проводить учебно-воспитательную работу среди обследованных студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Казантинова Галина Михайловна, Линева Нина Аркадьевна, Линев Сергей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIRST-YEAR STUDENTS' TYPOLOGICAL FEATURES OF THE PERSONALITY OF THE INSTITUTE OF CONTINUING EDUCATION

The article analyzes the first-year students’ typological features of the personality, who study at the ICE (Institute of Continuing Education). Using Carl Gustav Jung’s method, it was found that among them there are people with ambiversion and extroversion. Among the observed students, introverts made up 14.9%. The detailed description of the personal characteristics of ambivert, extravert and introvert students is given. It was revealed that people with ambiversion have a number of similar personality traits with extroverts and introverts, concerning their attitude to society, life experiences. The obtained data provide a basis for differentiated educational work among the surveyed students.

Текст научной работы на тему «ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ИНСТИТУТА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

REFERENCES

1. Alexandrov, A.Yu. and Ilicheva O.V. (2016) "Improving the special performance of boxers aged 17-18 in the competitive period", University sports: health and prosperity of the nation. Materials of the VI International Scientific Conference of Students and Young Scientists, Moscow State Academy of Physical Culture, Malakhovka, pp. 6-10.

2. Kiprich, S.V., Donets A.V. and Mahdi Omar Ali (2013), "Improvement of the management of the training process of boxers on the stage of direct preparation for competitions", Physical education of students, No. 6, pp. 20-24.

3. Oskolkov, V.A. (2009), "The strength and run-time Boxing strikes in series with a given rhythmic-rate structure", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 6 (52), pp. 49-52.

Контактные данные: ilichovao@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 18.10.2021

УДК 37.015.3

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ИНСТИТУТА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Галина Михайловна Казантинова, доктор медицинских наук, профессор, Нина Аркадьевна Линева, доцент, Сергей Юрьевич Линев, преподаватель, Волгоградский государственный аграрный университет

Аннотация

В работе дан анализ типологических особенностей личности первокурсников ИНО (института непрерывного образования). Используя метод К.Г. Юнга, было установлено, что среди них преобладают лица с амбиверсией и экстраверсией. Среди наблюдавшихся студентов интроверты составили 14,9%. Дана подробная характеристика личностных особенностей студентов амбивертов, экстравертов и интровертов. Выявлено, что лица с амбиверсией имеют ряд схожих черт личности с экстравертами и интровертами, касающихся их отношением к социуму, жизненным переживаниям. Полученные данные дают основание дифференцированно проводить учебно-воспитательную работу среди обследованных студентов.

Ключевые слова: амбиверт, интроверт, студенты, тип личности, экстраверт.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.10.p144-148

TYPOLOGICAL FEATURES OF THE PERSONALITY OF THE FIRST-YEAR STUDENTS OF THE INSTITUTE OF CONTINUING EDUCATION

Galina Mikhailovna Kazantinova, the doctor of medical sciences, professor, Nina Arkadyevna Lineva, the senior lecturer, Sergey Yurievich Linev, the teacher, Volgograd State Agricultural

University

Abstract

The article analyzes the first-year students' typological features of the personality, who study at the ICE (Institute of Continuing Education). Using Carl Gustav Jung's method, it was found that among them there are people with ambiversion and extroversion. Among the observed students, introverts made up 14.9%. The detailed description of the personal characteristics of ambivert, extravert and introvert students is given. It was revealed that people with ambiversion have a number of similar personality traits with extroverts and introverts, concerning their attitude to society, life experiences. The obtained data provide a basis for differentiated educational work among the surveyed students.

Keywords: ambivert, introvert, students, personality type, extravert.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в различных сферах общественной практики все шире используется психологическое тестирование, позволяющее выявить личностные качества буду-

щего работника [3-5]. Оно особенно важно в профессиях, которые требуют хорошие мыслительные способности или принятие быстрых решений в экстремальных условиях работы.

В практике педагога высшей школы и специальных средне образовательных учреждений также важно знать типологические особенности личности студентов, чтобы эффективно проводить с ними учебную и воспитательную работу. Следует отметить, что у поступившего на первый курс студента интеллектуальные и эмоциональные особенности личности были определены процессом обучения в средней школе. Однако обучение в специальных средних образовательных учреждений предъявляет повышенные требования к структуре личности студента. Это связано с особенностями студенческого труда, основанные на самоконтроле и сознательного отношения к процессу обучения [2, 6]. Кроме того, осознанная необходимость усвоения большого объема информации по общеобразовательным и профессиональным вопросам определит благоприятный прогноз работы по специальности.

Цель исследования: выявить типологические особенности личности у студентов ИНО (институт непрерывного образования), полученные данные использовать для повышения уровня образовательно-воспитательной работы среди них.

В работе использован метод определения типа личности по К.Г. Юнгу [8], в основу которого положен принцип направленности психологических характеристик и личностных качеств.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Обследован 161 студент (47,2% юноши, 52,8% девушки) первого курса ИНО при Волгоградском государственном аграрном университете в возрасте 16-17 лет.

В процессе обследования у студентов выявлены различные особенности личности на темпераментном и характерологическом уровне (таблица 1). Таблица 1 - Общепсихологическая типология личности обследуемых

Тип личности абс. количество %

Экстраверт 41 25,5

Интроверт 24 14,9

Амбиверт 96 59,6

Материалы таблицы 1 показывают, что среди студентов преобладали личности с амбиверсией и экстраверсией.

У 90,2-97,8% студентов-экстравертов выявлена повышенная активность. Они быстры в движениях, любят посмеяться от души, легко завязывают знакомства с людьми, считают себя необидчивыми. Приняв решение, быстро переходят к действию и любят организовывать различные мероприятия. При этом вполне довольны собой. Эти студенты не беспокоятся о возможных неприятностях. Даже, совершив дурной поступок, более 60% из них не испытывают острых переживаний и не любят их анализировать. Большинство из них (61%) для постоянного общения предпочитают узкий круг близких людей, а не большую товарищескую компанию. 90% студентов экстравертов предпочитают читать книги с занимательным сюжетом, но не с раскрытием переживаний героев. Находясь в обществе, они любят говорить, быть достаточно откровенными, при этом большая часть из них стремиться навязывать свое мнение по разбираемому вопросу. В затруднительных случаях в жизни большинство из них спешит обратиться за помощью и лишь 30% предпочитают решать свои проблемы самостоятельно. Обращает внимание отношение студента-экстраверта к труду. В своей работе они предпочитают лучше допустить ошибку (65,8%), чем опоздание (34,2%).

В отличие от студентов-экстравертов студенты-интроверты (83,4-100%) медлительны в движениях, скрытны, очень осторожно идут на контакт с людьми, часто беспокоятся о возможных для себя неприятностях и остро переживают, если совершат дурной

поступок. Часто испытывают чувство недовольства собой. 50% студентов этой группы считают себя обидчивыми, медленно меняют свое настроение, получив предложение, долго обдумывают принятие решения, прежде чем перейти к исполнению. 83,4% студентов-интровертов, находясь в обществе, при беседе предпочитают слушать и не любят навязывать собеседнику свое мнение по обсуждаемому вопросу. В общении студенты-интроверты (95,8%) выбирают узкий круг близких людей. В затруднительных случаях свои жизненные проблемы предпочитают решать самостоятельно. Анализ отношения студентов-интровертов к труду показал, что для большинства из них (59%) лучше опоздать на работу, чем допустить в ней ошибку.

Данные таблицы 1 показывают, что у большинства обследованных студентов выявлена амбиверсия. На темпераментном уровне у них определяются общие со студентами-экстравертами личные особенности. Например, студенты-амбиверты (72,1-85,4%) также активны, быстры в движениях, веселы и любят посмеяться от души. Большинство считают себя откровенными и быстро налаживают контакт с людьми. Приняв решение, быстро переходят к исполнению. Наряду с этим, у части студентов-амбивертов выявляются черты интроверсии. Так, 85,4% из них беспокоятся о возможных жизненных неприятностях, а, совершив дурной поступок, резко переживают. Им свойственен анализ своих переживаний. В беседах с людьми они осторожны, предпочитают слушать и не высказывать своего мнения. В общении с людьми они не отдают четкого предпочтения привычке: любят общаться с небольшим кругом близких людей, но и не отказывают себе побыть в большой компании. Для повышения общеобразовательного уровня читают книги не только с занимательным сюжетом (65,8%), но и с раскрытием переживаний героев (33,4%). В сложных жизненных ситуациях самостоятельно решают свои проблемы (50%), но и не отказываются от помощи товарищей (50%). Отношение к труду у студентов-амбивертов совпадает с точкой зрения со студентами-интровертами. Выбирая между ошибкой и опозданием, они предпочитают лучше опоздать, чем допустить ошибку в работе.

Для выяснения степени общепсихологической типологии личности студента проведена бальная оценка показателей у каждого обследованного студента (таблица 2).

Таблица 2 - Бальная оценка типологических особенностей личности обследуемых

Типологическая особенность личности Степень выраженности типологических особенностей личности (в баллах) Норма (в баллах)

Экстраверты 76±2,4 66-100

Интроверты 29±1,0 0-35

Амбиверты 53±1,5 36-66

Материалы таблицы указывают, что степень выраженности типологических показателей у студентов-экстравертов выше нижней границы нормы, а у студентов-интровертов и амбивертов приближается к верхней границе нормы. Полученные данные указывают, что формирование общепсихологических особенностей личности у обследованного контингента студентов еще не закончено.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Проведенные исследования установили, что среди первокурсников ИНО преобладают студенты с амбивертностью и экстравертностью общепсихологических проявлений личности. Большинство из студентов-экстравертов отличаются оптимистической открытостью, энергичны, стремятся активно участвовать в жизни учебного заведения. Вместе с тем, обращает внимание, что студенты-экстраверты легкомысленно относятся к сложным жизненным ситуациям, не заботятся о трезвой оценке их и, совершая иногда нехорошие поступки, не заботятся об их последствиях и не раскаиваются в них. Настораживает их отношение к труду: они предпочитают в работе делать ошибки, чем опаздывать на нее. В отличие от них, студенты-интроверты не столь откровенны и открыты. Они медлительны в своих действиях, долго обдумывают принятие решений и не любят их менять. Эта

группа студентов остро переживает возможные неблагоприятные жизненные ситуации, тщательно их анализирует. Отмечая их отношение к труду, следует подчеркнуть, что они придерживаются противоположного мнения студентов-экстравертов - на работу лучше опоздать, чем допустить в ней ошибки.

Оценивая эти полярные личностные типы обследованных студентов, следует заметить, что студенты-амбиверты, представляющие среди них большинство, приятно сочетают положительные качества тех и других.

Установленная типологическая личностная характеристика студентов первого курса не позволяет считать какой-то тип лучше или хуже. В этом отношении мы разделяем мнение психологов [1, 7, 8]. Однако неоднозначная характеристика типа личности у обследованных студентов дает основание дифференцированно подходить к их образованию и воспитанию. Вероятно, в образовательном процессе необходимо тщательно учитывать принцип педагогики - доступность. Изложение образовательного материала следует проводить с учетом психологических возможностей студентов и типологических особенностей личности. В воспитательных целях оптимистическую направленность темперамента студентов-экстравертов направлять в «русло целесообразности» и, сочетая с обстоятельным характером студентов-интровертов, повышать воспитательный уровень среди них.

ВЫВОДЫ

1. Среди студентов первого курса ИНО преобладают типологические личности с амбиверсией и экстраверсией.

2. Отмеченные типологические особенности личности обследованных студентов должны учитываться в дифференцированном подходе к их образованию и воспитанию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айзенк, Г.Ю. Проверьте свои способности / Г. Ю. Айзенк. - Санкт-Петербург: Лань, 1996. - 158 с.

2. Казантинова, Г.М. Психофизиология умственного труда: монография / Г.М. Казантино-ва. - Волгоград : 2013. - 116 с.

3. Ковалев, А.Г. Психология личности / А.Г. Ковалев. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Просвещение, 1970. - 391 с.

4. Немов, Р. С. Общая психология / Р.С. Немов. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2019. - 726 с.

5. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: учебное пособие / Е. И. Рогов. -2-е изд., перераб. и доп. - Москва: ВЛАДОС-Пресс, 2008. - 476 с.

6. Трахтенберг, И.М. Гигиена умственного труда студентов / И.М. Трахтенберг, С.М. Раш-ман. - Киев : Здоровья, 1973. - 170 с.

7. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - Москва: Институт Психотерапии, 2002. - 348 с.

8. Юнг, К.Г. Психологические типы / К.Г. Юнг. - Москва : Академический проект, 2019. -

538 с.

REFERENCES

1. Eysenck, G.Yu. (1996), Testyour abilities, Lan, St. Petersburg:

2. Kazantinova, G. M. (2013), Psychophysiology of mental work: monograph, Volgograd state agrarian university, Volgograd.

3. Kovalev, A. G. (1970), Psychology of personality, Prosveshchenie, Moscow.

4. Nemov, R.S. (2019), General psychology, Yurayt, Moscow.

5. Rogov, E. I. (2008), The handbook of a practical psychologist: textbook, VLADOS-Press, Moscow.

6. Trachtenberg, I.M. and Rashman, S.M. (1973), Hygiene of students' intellectual labor, Zdo-rovya, Kiev.

7. Fetiskin, N.P., Kozlov, V.V. and Manuilov, G.M. (2002), Socio-psychological diagnostics of the development of personality and small groups, Institute of Psychotherapy, Moscow.

8. Yung, K.G. (2019), Psychological types, Academic project, Moscow.

Контактная информация: tcharova@mail.ru

Статья поступила в редакцию 02.10.2021

УДК 796.011.3

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ВЫСШЕГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАРЕЛИИ

Елена Александровна Калинина, доктор исторических наук, Владимир Павлович Ум-нов, кандидат педагогических наук, доцент, Петрозаводский государственный университет, Петрозаводск

Аннотация

Изучение векторов эволюции высшего физкультурного образования, преемственности ступеней образования, обобщение имеющегося опыта организации системы и ее поддержки на государственном и региональном уровне имеет кардинальное значение для улучшения системы образования по физической культуре, как на местном уровне, так и в стране. Название предлагаемой статьи четко определяет ее основные цели и задачи - это изложение и обсуждение итогов становления и развития высшего физкультурно-спортивного образования в Республике Карелия (от военно-физкультурной кафедры Карельского педагогического института к Институту физической культуры, спорта и туризма Петрозаводского государственного университета) и определение путей его дальнейшего развития в новом тысячелетии. Методологическая основа исследования базируется на принципах историзма и объективности, который позволяет рассматривать процессы развития высшего образования в регионе с конкретно-исторических позиций и более полно учитывать исторический и современный социокультурный контекст. Новизна исследования определяется введением в научный оборот не опубликованных ранее источников. Впервые на локальном уровне выделены и описаны основные этапы создания данной системы, начиная с создания военно-физкультурной кафедры и до наших дней.

Ключевые слова: высшее образование; педагогический институт; университет; факультет физической культуры; спорт.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.10.p148-153

FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF HIGHER PHYSICAL

EDUCATION IN KARELIA

Elena Aleksandrovna Kalinina, the doctor of historical sciences, Vladimir Pavlovich Umnov,

the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Petrozavodsk State University, Petrozavodsk

Abstract

The study of the vectors of the evolution of higher physical education, the continuity of the levels of education, the generalization of the existing experience of organizing the system and its support at the state and regional levels is of fundamental importance for improving the system of education in physical culture both at the local level and in the country. The title of the proposed article clearly defines its main goals and objectives - it is a presentation and discussion of the results of the formation and development of higher physical culture and sports education in the Republic of Karelia (from the military physical culture department of the Karelian Pedagogical Institute to the Institute of Physical Culture, Sports and Tourism of Petrozavodsk State University) and the definition of ways of its further development in the new millennium. The methodological basis of the research is based on the principles of historicism and objectivity. This approach allows us to consider the processes of development of higher education in the region from specific historical positions and more fully take into account the historical and modern socio-cultural context. For the first time at the local level, the main stages of this system from the creation of the military-physical culture department to the present day are highlighted and described.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.