Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БОКСЕРОВ 17-18 ЛЕТ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ГОДИЧНОГО ЦИКЛА ПОДГОТОВКИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БОКСЕРОВ 17-18 ЛЕТ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ГОДИЧНОГО ЦИКЛА ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
134
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОКСЕРЫ 17-18 ЛЕТ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ БОКСЕРОВ / СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ БОКСЕРОВ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ БОКСЕРОВ / СПЕЦИАЛЬНАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ильичёва Ольга Владимировна, Беликов Константин Константинович, Молодцов Андрей Дмитриевич

В статье предложена методика совершенствования специальных скоростно-силовых способностей и выносливости, а также интегральных проявлений специальной работоспособности боксеров, как ведущих компонентов подготовленности спортсменов в боксе, практическая значимость внедрения которой определяется выраженным положительным эффектом, заключающемся в улучшении параметров скоростно-силовых компонентов техники ударных действий боксеров, в двух- и трехударных комбинаций, а также повышении показателей специальной выносливости боксеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ильичёва Ольга Владимировна, Беликов Константин Константинович, Молодцов Андрей Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF SPECIAL MOTOR ABILITIES OF BOXERS 1718 YEARS OLD IN THE COMPETITIVE PERIOD OF THE ANNUAL TRAINING CYCLE

The article proposes the method for improving the special speed-strength abilities and endurance, as well as integral manifestations of the special performance of boxers, as the leading components of athletes' fitness in boxing, the practical significance of the introduction of which is determined by the pronounced positive effect, consisting in improving the parameters of speed-strength components of the technique of striking actions of boxers, in two- and three-stroke combinations, as well as increasing the indicators of special endurance of boxers.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БОКСЕРОВ 17-18 ЛЕТ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ГОДИЧНОГО ЦИКЛА ПОДГОТОВКИ»

мающихся наиболее значимых в их структуре элементов и параметров. В качестве таких компонентов, в зависимости от специфики изучаемого приема или действия выступали его начальное положение тела, амплитуда или траектория, постановка ног и распределение веса тела, согласование движений частей тела, акцентирование воздействия в определенной точке и т.п. Говоря о технологичности, разработанной ЭМ, следует отметить, что ее реализация не потребовала дополнительного времени, применения специального оборудования, специальной подготовки преподавателей, а также была доступна обучаемым со средним уровнем физической подготовленности. Полученные в результате внедрения ЭМ показали ее эффективность, что выразилось в сокращении необходимого учебного времени, обычно требуемого для изучения приема или действия, в среднем на 18%. Это позволило за отведенные на РБ часы изучить большее количество приемов и действий. Важно отметить, что применение ЭМ способствовало достоверному повышению показателей качества формирования у обучаемых вузов навыков базовых приемов и действий. Обобщенные данные качества выполнения изучаемых приемов и действий (по данным экспертной оценки) превысили среднегодовые показатели более чем на 20%. Таким образом, внедрение ЭМ в педагогический процесс вузов показало перспективность разработки и применения, обоснованных с психологической стороны подходов, в интересах повышения качества подготовки выпускников вузов СВ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность / Н.А. Бернштейн. - Москва : Наука, 1990 - 495с.

2. Боген М.М. Физическое воспитание и спортивная тренировка: обучение двигательным действиям: теория и методика / М. М. Боген. - изд. 2-е, доп. - Москва : Либроком, 2009 - 191 с.

3. Ивахненко Г.А. Психолого-педагогические основы обучения сотрудников силовых ведомств России рукопашному бою / Г.А. Ивахненко, В.В. Кузьмин. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский Университет МВД, 2005 - 151 с.

4. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности / О.А. Конопкин. - изд. 2-е, испр. и доп. - Москва : Ленанд, 2011 - 320 с.

5. Платонов В.Н. Двигательные качества и физическая подготовка спортсменов / В.Н. Платонов. - Киев : Олимпийская литература, 2017 - 656 с.

REFERENCES

1. Bernstein, N.A. (1990), Physiology of movement and activity, Science, Moscow.

2. Bogen, M.M. (2009), Physical education and sports training: teaching motor actions: theory and methodology, Librocom, Moscow.

3. Ivakhnenko, G.A. and Kuzmin, V.V. (2005), Psychological and pedagogical foundations of hand-to-hand combat training for employees ofpower departments of Russia, St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs, St. Petersburg.

4. Konopkin, O.A. (2011), Psychological mechanisms of activity regulation, Lenand, Moscow.

5. Platonov, V.N. (2017), Motor qualities and physical fitness of athletes, Olympic literature, Kiev.

Контактная информация: ivakhnenko@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 04.10.2021

УДК 796.83

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БОКСЕРОВ 17-18 ЛЕТ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ГОДИЧНОГО ЦИКЛА ПОДГОТОВКИ

Ольга Владимировна Ильичёва, кандидат биологических наук, доцент, Константин Константинович Беликов, магистрант, Андрей Дмитриевич Молодцов, магистрант,

Московская государственная академия физической культуры, п. Малаховка

Аннотация

В статье предложена методика совершенствования специальных скоростно-силовых способностей и выносливости, а также интегральных проявлений специальной работоспособности боксеров, как ведущих компонентов подготовленности спортсменов в боксе, практическая значимость внедрения которой определяется выраженным положительным эффектом, заключающемся в улучшении параметров скоростно-силовых компонентов техники ударных действий боксеров, в двух- и трехударных комбинаций, а также повышении показателей специальной выносливости боксеров.

Ключевые слова: боксеры 17-18 лет, специальные физические способности боксеров, ско-ростно-силовые способности боксеров, специальная выносливость боксеров, специальная работоспособность, соревновательный период.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.10.p137-144

IMPROVEMENT OF SPECIAL MOTOR ABILITIES OF BOXERS AGED 17-18 YEARS OLD IN THE COMPETITIVE PERIOD OF THE ANNUAL TRAINING

CYCLE

Olga Vladimirovna Ilicheva, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Konstantin Konstantinovich Belikov, the master's student, Andrey Dmitrievich Molodtsov, the master's student, Moscow State Academy of Physical Education, Malakhovka

Abstract

The article proposes the method for improving the special speed-strength abilities and endurance, as well as integral manifestations of the special performance of boxers, as the leading components of athletes' fitness in boxing, the practical significance of the introduction of which is determined by the pronounced positive effect, consisting in improving the parameters of speed-strength components of the technique of striking actions of boxers, in two- and three-stroke combinations, as well as increasing the indicators of special endurance of boxers.

Keywords: boxers 17-18 years old, special physical abilities of boxers, speed-strength abilities of boxers, special endurance of boxers, special performance, competitive period.

ВВЕДЕНИЕ

Характерной особенностью тренировочных нагрузок в соревновательном периоде является их направленность на совершенствование специальной скоростно-силовой подготовленности и ведущего компонента специальной выносливости спортсменов - выносливости при работе анаэробного характера. Основными требованиями к таким упражнениям является их соответствие структуре основных двигательных действий боксеров [1, 2]. Эффективность подготовки к соревнованиям связана с использованием широкого спектра вне тренировочных воздействий, усиливающих эффекты традиционной системы средств. Вместе с тем, ощущается явный недостаток воздействий, которые по структуре движений и воздействию нагрузок соответствовали требованиям соревновательной деятельности [1, 2].

Скоростно-силовая подготовка является доминирующим компонентом спортивной подготовки в единоборствах. Бокс - один с тех контактных видов единоборств, где уровень скоростно-силовой подготовленности существенно влияет на результат соревновательных поединков, поскольку удар в боксе зависит от скорости движений, наносимых одиночных и серий ударов, использования наиболее мощных мышц и веса тела, а, в свою очередь, скорость движений зависит от способности мышц к быстрым сокращениям и расслаблениям и от способности нервных центров молниеносно передавать приказы мозгу к мышцам. Только те удары, которые имеют высокие силовые показатели, могут оказывать негативное влияние на боеспособность соперника, и только те, которые наносятся за минимальный промежуток времени, позволяют опережать его защитные действия. Это обуславливает актуальность поиска и выбора эффективных средств и методов развития и

совершенствования скоростно-силовых способностей юных боксеров с учетом необходимости воздействия на силовые и временные показатели ударных приемов в процессе специальной физической подготовки в соревновательном периоде. Таким образом, система упражнений скоростно-силовой подготовки боксеров направлена на решение основных задач: развитие скорости движений в ударных приемах и силы определенных группы мышц [3].

Однако, в современной теории и практики бокса не выявлено достаточного числа исследований, посвященных комплексному совершенствованию ведущих компонентов специальной двигательной подготовленности боксеров 17-18 лет в соревновательном периоде. В этой связи, в практике спортивной тренировки в боксе в большей степени ощущается дефицит тренировочных нагрузок, направленных на совершенствование компонентов специальной выносливости и специальных скоростно-силовых способностей с учетом целевых установок соревновательного периода подготовки боксеров, мало или недостаточно эффективно используются внетренировочные и тренировочные средства мобилизации функциональных возможностей организма боксеров, активизации психомоторных функций спортсменов. Все вышесказанное актуализирует направление настоящего исследования.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для проведения эксперимента были сформированы 2 группы (контрольная и экспериментальная) боксеров по 10 подростков 17-18 лет в каждой, обучающихся в ДЮСШ. Участники эксперимента имели стаж занятий боксом 6-7 лет, 1-11 взрослые разряды. Занятия в обеих группах проводились по утвержденному расписанию: 3 раза в неделю по 2 академических часа (90 минут), экспериментальная методика применялась два раза в неделю. Общая продолжительность эксперимента составила 5 месяцев. Цель педагогического эксперимента состояла в проверке эффективности разработанной методики совершенствования специальных скоростно-силовых способностей и выносливости, а также интегральных проявлений специальной работоспособности боксеров, как ведущих компонентов подготовленности спортсменов в боксе.

В традиционную программу подготовки по виду спорта «бокс» для ДЮСШ внедрялся разработанный комплекс специальных упражнений для совершенствования ско-ростно-силовых компонентов техники двух-трехударных комбинаций, реализуемый на основе метода контрастного выполнения специализированных упражнений, а в микроциклах непосредственной подготовки к конкретным соревнованиям спортсмены тренировались по разработанной нами программе с использованием специально подобранных тренировочных занятий со значительной и средней нагрузками, имеющими выраженный стимуляционный эффект реакции кардиореспираторной системы, а также специальной мобилизационной разминки. Боксеры контрольной группы использовали традиционные методы спортивной тренировки.

Разработанный комплекс специализированных упражнений, направленный на совершенствование скоростно-силовых способностей боксеров 17-18 лет, в работе со снарядами для бокса основывается на решении следующих педагогических задач:

- максимальное повышение силы ударов при увеличенном времени их выполнения;

- максимальное повышение частоты ударов путем максимального снижения их

силы;

- повышение силы и частоты ударов благодаря мобилизации организма спортсменов максимального их проявления.

Таким образом, метод контрастного выполнения специализированных упражнений предполагает применение компенсаторных колебаний между скоростно-силовыми характеристиками ударов, что предоставляет возможность частого поочередного проявления

более высоких показателей силы и частоты движений, эффективно влияет на повышение специальных физических способностей боксеров. Данный эффект объясняем разрушением старого стереотипа навыков ударов, а также стабилизацией более высоких показателей благодаря частому применению компенсаторных колебаний в структуре движений, вследствие стимулирования организма спортсменов к поочередному максимальному проявления силы и частоты ударов.

Эффект долгосрочного и срочного компенсаторного воздействия специальных силовых качеств на скоростные заключается в том, что, чем большую силу ударов способен развить боксер в тренировочном занятии, тем более высокую скорость он способен развить при выполнении комбинации.

Предложенный метод применяется в работе с боксерским мешком при совершенствовании специальных физических качеств боксеров и не идет в противоречие со всей программой подготовки. Его следует рассматривать как один из многих методов повышения скоростно-силовых компонентов техники серийных ударов.

Следовательно, для повышения силы и скорости ударов предлагается применять метод контрастного выполнения специализированных упражнений с изменением времени и силы ударов.

Педагогические задачи на определенные микроциклы и соотношение распределения объема специализированных упражнений для развития скоростно-силовых характеристик ударов боксеров экспериментальной группы такие:

- максимальное повышение силы ударов на увеличенном времени их выполнения в каждом первом и пятом микроцикле месяца;

- поочередное выполнение ударов с максимально повышенной силой на увеличенном времени и с максимально повышенной скоростью на максимально пониженной силе с соотношением упражнений в соответствии 2:1 во втором микроцикле, а также 1:2 - в третьем микроцикле;

- максимальное повышение, как силы, так и скорости ударов в четвертом микроцикле, а также в микроциклах, непосредственно предшествующих соревнованиям.

То есть, за период подготовки происходит два цикла изменения применения контрастного проявления силы и скорости ударов.

Таким образом, метод повышения силы и скорости реализуется на основе следующих принципов:

- повышение скорости ударов на основе применения эффекта неравномерного влияния силы акцентированного удара на количество увеличенных интервалов времени в структуре комбинации: до акцентированного удара увеличенных интервалов времени больше, чем после.

- достижение и стабилизация высокой скорости ударов, выполняемых с наименьшей силой; формирование способности к быстрому переходу от ударов, производимых с силой, к ударам с малым приложением силы для чего акцентированный удар выполняется в начале комбинации, и только после овладения этой способностью - в конце.

- повышение скоростно-силовых компонентов техники ударов благодаря методу контрастного применения силы и времени ударов при решении следующих задач: максимально повысить силу ударов благодаря увеличению времени между ними в комбинации; максимально повысить скорость ударов на основе снижения их силы; одновременно максимально повысить силу и скорость ударов.

- повышение силы ударов на основе применения прямопропорционального влияния уровня возбуждения нервной системы на силу ударов: чем выше уровень возбуждения нервной системы, тем большую силу ударов способен развить боксер.

В начале нашего исследования были проанализированы тренировочные средства общей физической подготовки, которые включали режимы упражнений, направленных на

развитие компонентов выносливости спортсменов в видах спорта с субмаксимальной интенсивностью работы при переменных режимах нагрузки. Анализ проведен с целью выбора наиболее эффективных режимов тренировочных нагрузок для разработки специализированных тренировочных средств, направленных на стимуляцию работоспособности в процессе предстартовой подготовки боксеров. Были разработаны 10 вариантов тренировочных занятий, направленных на совершенствование выносливости при работе анаэробного и аэробного характера, которые применялись в микроциклах непосредственной подготовки к конкретным соревнованиям в каждом тренировочном занятии (5 раз в неделю).

Важную роль в процессе разработки вариантов тренировочных занятий сыграло выделение основных компонентов специальной выносливости, на которые были ориентированы тренировочные воздействия: скоростная специальная выносливость, выносливость при работе анаэробного характера и специальная работа, направленная на комплексное совершенствование специальной выносливости. Работа была построена таким образом, что первые три дня микроцикла, предшествующего непосредственно соревнованиям, спортсмены занимались стимуляцией тех сторон функциональных возможно -стей, которые влияют на развитие скоростной выносливости, а также специальной выносливости. Следующие два дня спортсмены занимались стимуляцией функциональных возможностей, которые влияют на проявления выносливости при работе анаэробного характера и специальной выносливости.

Условием выбора режимов упражнений, направленных на развитие выносливости при работе анаэробного и аэробного характера являлась параллельная стимуляция реактивных свойств кардиореспираторной системы. Исходили из того, что увеличение реактивных свойств кардиореспираторной системы является условием увеличения реализационных возможностей спортсменов в процессе тренировочной и соревновательной деятельности.

Для оценки эффективности предлагаемой экспериментальной методики нами повторно была проведена оценка скоростно-силовых компонентов техники комбинаций ударов у боксеров 17-18 лет после эксперимента в контрольной и экспериментальной группах, которые до эксперимента были однородны, о чем свидетельствует низкое значение коэффициента вариации по показателям тестовых упражнений.

В таблицах 1 и 2 представлены результаты повторного анализа компонентов техники в двух- и трех-ударных комбинациях ударов (прямой-прямой и прямой-боковой-прямой) у боксеров 17-18 лет

Согласно данным таблиц 1 и 2, разница между силой 1-го удара в двухударных комбинациях в ЭГ и КГ составила 13,8% (р<0,05), между силой 2-го удара - 15,1% (р<0,05), разница между временем выполнения 1-го удара в группах - 32,4% (р<0,01), разница между временем выполнения 2-го удара - 30,3% (р<0,01), разница общим временем выполнения комбинации составила 38,1% (р<0,01).

Анализ результатов оценки скоростно-силовых компонентов трехударных комбинаций показал достоверно более высокие результаты в экспериментальной группе. Так, разница между силой 2-го удара в КГ и ЭГ составила 16% (р<0,05), разница между силой 1-го удара - 19,2% (р<0,05), разница между силой 3-го удара составила 20,7% (р <0,01).

Разница между временем выполнения 2-го удара составила 35,3% (р<0,01), между значением показателя времени выполнения 1-го удара - 33,8% (р<0,01), между показателем времени 3-м удара - 31,5% (р<0,01), между общим временем выполнения комбинации разница составила 57,3% (р<0,01).

Корреляционный анализ, представленный в таблице 3, позволяет сделать следующие выводы. В экспериментальной группе после эксперимента выявлены достоверные обратные корреляционные связи, демонстрирующие положительную динамику результатов сопряжения скоростно-силовых компонентов техники в ударных комбинациях. Положительные связи выявлены только по двум показателям - взаимосвязи между силой 2-го

удара и временем выполнения 2-го удара, а также силой 3-го удара и временем его выполнения в трехударной комбинации.

Таблица 1 - Скоростно-силовые компоненты техники в двух-и трех-ударных комбинациях ударов (прямой-прямой задней рукой и прямой-боковой-прямой задней рукой) у боксеров^_

Группа Комбинации Сила 1-го удара, кг Сила 2-го удара, кг Сила 3-го удара, кг Время 1-го удара, мс Время 2-го, мс Время 3-го удара, мс Время выполнения комбинации

ЭГ Двухударные 166,5 171,5 - 135,8 142,7 - 278,5

X - -

о 13,6 11,9 - 14,2 20,1 - 19,8

У% 8,2 6,9 - 10,4 14,1 - 7,1

КГ Двухударные 144,7 150,7 - 179,8 204,7 - 384,5

X

о 18,2 17,6 - 22,7 26,9 37,9

У% 12,6 11,7 - 12,6 13,1 9,9

ЭГ Трехударные 161,5 174,4 168,1 138,3 147,4 152,3 438

X

о 19,6 19,5 22,2 13,8 13,7 17,4 34,7

У% 12,1 11,1 13,2 10 9,3 11,4 7,9

КГ Трехударные 130,5 146,5 133,3 187,1 197,2 200,2 584,5

X

о 18,3 18,5 17,5 21,9 25,8 27,6 67,6

У% 14 12,6 13,1 11,7 13,1 13,8 11,6

Таблица 2 - Достоверность различий между контрольной и экспериментальной группами по силе ударов и времени их выполнения в конце педагогического эксперимента_

Комбинации р (Сила 1-го удара КГ-ЭГ) р (сила 2-го удара КГ-ЭГ) р (сила 3-его удара КГ -ЭГ) р (время 1-го удара КГ-ЭГ) р (время 2-го удара КГ-ЭГ) р (время 3-го удара КГ-ЭГ) р (время выполнения комбинации КГ-ЭГ)

Двухудар-ные комбинации <0,05 <0,05 <0,01 <0,01 <0,01

Трехударные комбинации <0,05 <0,05 <0,01 <0,01 <0,01 <0,01 <0,01

Таблица 3 - Взаимосвязь между скоростно-силовыми компоненты техники в двух- и трехударных комбинациях ударов у боксеров 17-18 лет контрольной и экспериментальной групп в конце педагогического эксперимента_

Показатели Время 1-го удара Время 2-го удара Время 3-го удара Время выполнения комбинации

ЭГ (п=10) | КГ (п=10) ЭГ (п=10) | КГ (п=10) ЭГ (п=10) | КГ (п=10) ЭГ (п=10) | КГ (п=10)

Двухударная комбинация

Сила 1-го удара -0,726 0,402 -0,778 -0,478 - - -0,707 0,455

Сила 2-го удара -0,741 0,355 -0,715 -0,706 - - -0,698 0,311

Трехударная комбинация

Сила 1-го удара -0,702 -0,336 -0,609 0,458 -0,756 0,333 -0,704 0,389

Сила 2-го удара -0,683 0,455 0,455 0,344 -0,754 0,411 -0,655 0,378

Сила 3-го удара -0,689 0,451 -0,511 0,477 0,603 0,344 -0,609 0,404

В контрольной группе выявлены только единичные обратные взаимосвязи - между силой 1-го удара и временем выполнения 2-го удара в двухударной комбинации, между силой и временем выполнения 2-го удара в двухударной комбинации, силой и временем выполнения 1-го удара, в трехударных комбинациях. Корреляционные связи в контрольной группе средней и слабой силы - по модулю г от 0,333 до 0,477.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При определении влияния экспериментальной методики на специальную выносливость и анаэробную производительность боксеров 17-18 лет были применены стандарт-

ные тесты, апробированные в практике исследований в боксе (тесты «8 с», «40 с», «3х3»). Так, при анализе данных, полученных во время проведения повторного теста «3х3» (таблица 4), был выявлен достоверный прирост количества ударов в первом 3-х минутном периоде в экспериментальной группе - на 37% (р<0,05); количество ударов во втором 3-х минутном периоде достоверно увеличилось на 40,7% (р<0,05); прирост количества ударов в третьем 3-х минутном периоде составил 36,4%; прирост общего количества ударов за все время выполнения теста составил 31,7% (р<0,05). Прирост суммарного силовой показателя ударов во втором 3-х минутном периоде составил 8,9% (р<0,05); в третьем 3-х минутном периоде - 9,8% (р<0,05). Суммарный силовой показатель увеличился на 8,3% (р<0,05).

Таблица 4 - Показатели уровня специальной работоспособности боксеров КГ и ЭГ до и после эксперимента в тесте «3х3», Х±о_

Показатели До эксперимента После эксперимента

ЭГ (п=10) КГ (п=10) Р ЭГ (п=10) КГ (п=10) р

Удары в первом 3-х минутном периоде, кол-во 184,47 169,58 >0,05 194,23 232,24 <0,05

Удары во втором 3-х минутном периоде, кол-воо 188,11 172,99 >0,05 192,35 243,38 <0,05

Удары в третьем 3-х минутном периоде, кол-во 198,39 182,44 >0,05 203,62 248,77 <0,05

Удары на протяжении всего теста, количество 570,9 550 >0,05 590,2 724,41 <0,05

Суммарный силовой показатель ударов в первом 3-х минутном периоде, у. е. 10917 10862 >0,05 11092 11207 <0,05

Суммарный силовой показатель ударов во втором 3-х минутном периоде, у. е. 10083 10064 >0,05 10112 10464 <0,05

Суммарный силовой показатель ударов в третьем 3-х минутном периоде, у. е. 10507 10531 >0,05 10539 10868 <0,05

Суммарный силовой показатель ударов на протяжении всего теста, у. е. 31507 31465 >0,05 31643 32339 <0,05

Таким образом, можно сделать вывод, что изменение уровня специальной выносливости боксеров 17-18 лет произошло благодаря достоверному увеличению количества ударов и их суммарного силового показателя не только во время первого трехминутного периода, но и во время второго и третьего. Это свидетельствует о том, что применение экспериментальной методики позволило влиять на уровень специальной выносливости и работоспособности боксеров в условиях нарастающего утомления, на протяжении времени, отводимого на соревновательный поединок.

ВЫВОДЫ

Эффективность экспериментальной методики совершенствования специальных скоростно-силовых способностей и выносливости, а также интегральных проявлений специальной работоспособности боксеров 17-18 лет, как ведущих компонентов подготовленности спортсменов в боксе, подтвердилась в ходе эксперимента, что выразилось в более выраженном, статистически достоверном приросте показателей специальной ско-ростно-силовой подготовленности боксеров, в частности, силовых и скоростных параметров комбинаций ударов, их взаимосвязи, а также повышении показателей специальной выносливости.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александров А.Ю. Повышение специальной работоспособности боксеров 17-18 лет в соревновательном периоде / А.Ю. Александров, О.В. Ильичёва // Университетский спорт: здоровье и процветание нации. Материалы VI Международной научной конференции студентов и молодых ученых. Малаховка : Московская государственная академия физической культуры, 2016. - С. 6-10.

2. Киприч С.В. Совершенствование управления тренировочным процессом боксеров на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям / С.В. Киприч, А.В. Донец, Махди Омар Али // Физическое воспитание студентов. - 2013. - № 6. - С. 20-24.

3. Осколков В.А. Показатели силы и времени выполнения боксерских ударов в сериях с заданной ритмо-темповой структурой / В. А. Осколов // Ученые записки университа им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 6 (52). - С. 49-52.

REFERENCES

1. Alexandrov, A.Yu. and Ilicheva O.V. (2016) "Improving the special performance of boxers aged 17-18 in the competitive period", University sports: health and prosperity of the nation. Materials of the VI International Scientific Conference of Students and Young Scientists, Moscow State Academy of Physical Culture, Malakhovka, pp. 6-10.

2. Kiprich, S.V., Donets A.V. and Mahdi Omar Ali (2013), "Improvement of the management of the training process of boxers on the stage of direct preparation for competitions", Physical education of students, No. 6, pp. 20-24.

3. Oskolkov, V.A. (2009), "The strength and run-time Boxing strikes in series with a given rhythmic-rate structure", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 6 (52), pp. 49-52.

Контактные данные: ilichovao@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 18.10.2021

УДК 37.015.3

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ИНСТИТУТА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Галина Михайловна Казантинова, доктор медицинских наук, профессор, Нина Аркадьевна Линева, доцент, Сергей Юрьевич Линев, преподаватель, Волгоградский государственный аграрный университет

Аннотация

В работе дан анализ типологических особенностей личности первокурсников ИНО (института непрерывного образования). Используя метод К.Г. Юнга, было установлено, что среди них преобладают лица с амбиверсией и экстраверсией. Среди наблюдавшихся студентов интроверты составили 14,9%. Дана подробная характеристика личностных особенностей студентов амбивертов, экстравертов и интровертов. Выявлено, что лица с амбиверсией имеют ряд схожих черт личности с экстравертами и интровертами, касающихся их отношением к социуму, жизненным переживаниям. Полученные данные дают основание дифференцированно проводить учебно-воспитательную работу среди обследованных студентов.

Ключевые слова: амбиверт, интроверт, студенты, тип личности, экстраверт.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.10.p144-148

TYPOLOGICAL FEATURES OF THE PERSONALITY OF THE FIRST-YEAR STUDENTS OF THE INSTITUTE OF CONTINUING EDUCATION

Galina Mikhailovna Kazantinova, the doctor of medical sciences, professor, Nina Arkadyevna Lineva, the senior lecturer, Sergey Yurievich Linev, the teacher, Volgograd State Agricultural

University

Abstract

The article analyzes the first-year students' typological features of the personality, who study at the ICE (Institute of Continuing Education). Using Carl Gustav Jung's method, it was found that among them there are people with ambiversion and extroversion. Among the observed students, introverts made up 14.9%. The detailed description of the personal characteristics of ambivert, extravert and introvert students is given. It was revealed that people with ambiversion have a number of similar personality traits with extroverts and introverts, concerning their attitude to society, life experiences. The obtained data provide a basis for differentiated educational work among the surveyed students.

Keywords: ambivert, introvert, students, personality type, extravert.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в различных сферах общественной практики все шире используется психологическое тестирование, позволяющее выявить личностные качества буду-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.