^ 0 "Культурная жизнь Юга России"
№ 1 (35), 2010
4. ЮсуповХ. А., МуталимовМ. А. Харбукцы: история и культура. Махачкала, 1997. С. 148, 228.
5. Гильденштедт И. А. Путешествие по Кавказу в 1770-1773 гг. / под ред. Ю. Ю. Карпова. СПб., 2002. С. 350.
6. Сефербеков Р. И., Чабталова Р. Г. К характеристике некоторых мифологических персонажей даргинцев-мегебцев // Научное обозрение: сб. ст. ассоциации молодых ученых Дагестана. Махачкала, 2004. Вып. 7. С. 119.
7. Сефербеков Р. И., Шигабудинов Д. М. Мифологические персонажи традиционных верований аварцев-хунзахцев. Махачкала, 2006. С. 79.
8. МусаеваМ. К. Хваршины. XIX - начало XX в.: ист.-этнографич. исслед. Махачкала, 1995. С. 171.
9. Даркевич В. П. Топор как символ Перуна в древнерусском язычестве // Советская археология. 1961. № 4. С. 91-102; Купер Дж. Энциклопедия символов. М., 1995. С. 63.
10. Курбанов М. Ю. Сюргинцы. XIX - начало XX в.: ист.-этнографич. исслед. Махачкала, 2006. С. 178.
11. Курбанов М. Ю. Буркун-Дарго. История, культура, быт: прошлое и настоящее // Рукописный фонд Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН. Ф. 3. Оп. 3. Д. 897. Л. 62.
12. Маммаев М. М. Зирихгеран - Кубачи: очерки по истории и культуре. Махачкала, 2005. С. 124.
13. Халидова М. Р. Формы космогонических представлений и верований в повествовательном фольклоре народов Дагестана // Проблемы мифологии и верований народов Дагестана. Махачкала, 1988. С. 36.
14. КурбановМ. Ю. Сюргинцы ... С. 178.
15. КурбановМ. Ю. Буркун-Дарго ... Л. 62.
16. ЮсуповХ. А., МуталимовМ. А. Харбукцы ... С. 228.
17. Там же. С. 235.
18. КурбановМ. Ю. Буркун-Дарго ... Л. 63.
19. Магомедова М. А. Календарные обряды даргинцев (XIX - начало ХХ в.): дис. ... канд. ист. наук. Махачкала, 1986. С. 147.
20. Алимова Б. М. Кайтаги. XIX - начало XX в.: ист.-этнографич. исслед. Махачкала, 1998. С. 167.
21. ЮсуповХ. А., МуталимовМ. А. Харбукцы ... С. 276.
22. Магомедова М. А. Обряды вызывания дождя у даргинцев (XIX - начало ХХ в.) // Календарь и календарные обряды народов Дагестана. Махачкала, 1987. С. 92.
23. ЮсуповХ. А., МуталимовМ. А. Харбукцы ... С. 22, 248.
Z. A. ISRAPILOVA, R. I. SEFERBEKOV. THE MYTHOLOGICAL PERSONAGES OF DARGINIANS' TRADITIONAL BELIEFS
This article is devoted to the description of the pagan mythological personages that were members of the pantheon of one of Dagestan's ethnos - Darginians.
Key words: the Dagestan's ethnos, ritual culture, pagan pantheon of Darginians.
Е. В. ГАЙМАН0ВА
ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПРЕССЫ ДЛЯ СТУДЕНЧЕСТВА
(На примере корпоративных вузовских изданий)
Автор статьи анализирует трансформации прессы для студенчества в историческом и современном аспекте и подробно характеризует газету Московского государственного университета культуры и искусств «Аудитория».
Ключевые слова: студенческая пресса, газета «Аудитория», типологическая трансформация молодежных изданий.
В последние годы наблюдается активное развитие молодежной прессы как особой отрасли российской журналистики. На рынке появилось много газет и журналов развлекательного, рекреативного характера. По словам С. Г. Корконосенко, «вновь образованные молодежные издания ни в какой мере не могут рассматриваться как продолжатели традиций своих предшественников. Они выработали особую искусственную псевдокультуру и закодированный язык общения, отгораживающий юных читателей от иного мира, а не адаптирующий к нему» [1]. Этот авторитетный иссле-
дователь функций СМИ настаивает на том, что молодежная пресса призвана способствовать формированию мировоззрения людей, вступающих в жизнь, помогать их социализации, а не создавать псевдокультуру, изолированную от реальности.
В отечественной науке проблема молодежной журналистики недостаточно разработана. Анализ публикаций «Вестника Московского университета» (серия «Журналистика») за 1960-2005 годы показывает, что в разное время исследователи лишь эпизодически обращались к изучению различных аспектов функционирования печати
№ 1 (35), 2010 "Культурная жизнь Юга России"
для молодежи. Ведущим направлением являлось изучение аудиторного фактора, проблем воздействия прессы на молодежь. Лишь в последнее время были опубликованы историко-типологические работы, в частности, диссертационное исследование Ю. А. Носовой [2]. По мнению этого автора, типологизация печатной продукции для студенчества осложнена тем, что, во-первых, современная система молодежной периодики претерпевает серьезные изменения; во-вторых, чаще всего она воспринимается аналитиками как непрофессиональная и не входит, с их точки зрения, в систему СМИ; в-третьих, исследовательская практика не располагает в этом вопросе устоявшейся структурой, поэтому возможны разные классификации и определения [3].
Подсчитать точное количество и проанализировать все реально выходящие в настоящее время молодежные издания не представляется возможным: многие из них имеют небольшой тираж и не регистрируются. В этой связи целесообразно дать краткий анализ типологической трансформации такого вида прессы для студенческой молодежи, как корпоративное вузовское издание, проследив определенный период его существования.
Отметим, что в качестве типологической категории термин «молодежная журналистика» появился в 90-е годы XX века. Молодежь в широком смысле слова есть совокупность групповых общностей, образующихся на базе возрастных признаков и основных видов деятельности. В более узком - это социально-демографическая группа, выделяемая по принципу обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их функций в структуре общества, специфических интересов и ценностей. Нижнюю возрастную границу (14-16 лет) можно считать более устойчивой, чем верхнюю (25-29), поскольку для категории «молодые ученые» эта граница отодвигается до 33-35 лет [4].
На основе социологических данных молодежная читательская аудитория дифференцируется на учащуюся и работающую. Исходя из этого, можно выстроить и соответствующую типологическую классификацию.
Студенчество представляет собой особый, довольно многочисленный в современной России, постоянно изменяющийся, неоднородный социальный слой. Несмотря на временный характер пребывания молодого человека в статусе студента, эта общность выделяется как вид из родового понятия «молодежь». Издания для студенчества также являются частью общего понятия «молодежная пресса» не только по возрастным параметрам аудитории, но и по такому ее типологическому признаку, как социальный статус.
Понятие «вузовская печать» - более широкое, чем «пресса для студенческой молодежи». Особую отрасль составляют вузовские научные публикации. Подробную характеристику типологических признаков этой печатной продукции как специальной дает А. И. Акопов [5]. Такого рода издания предназначены, в первую очередь, для преподавателей и аспирантов и в меньшей сте-
пени для студентов, поскольку информационное поле журналов ограничено рамками научной деятельности вуза.
По мнению Ю. А. Носовой, официальные разделы дореволюционных академических журналов (научного направления), содержавшие сообщения о событиях жизни университетов, можно считать предшественниками «многотиражной» вузовской прессы, которая приобрела распространение в советский период [6]. Мы полагаем, что формированию такой прессы способствовали также и некоторые феномены собственно студенческой периодической печати. Исходя из современной классификации периодики для учащейся молодежи по признаку «широта информационного поля», мы считаем важным поддержать идеи этой исследовательницы и выделить как собственно студенческие, так и корпоративные вузовские издания. Последние, на наш взгляд, стали наиболее широко распространенной формой печатных изданий, предназначенных для студенческой молодежи, за весь период развития СМИ для детей и юношества.
Уже в дооктябрьский период становления отечественной журналистики (1910) существовало несколько достаточно однородных групп вузовских студенческих изданий, хотя их типологические признаки были еще недостаточно развиты. Так, газета «Жизнь студентов психоневрологов» (СПб., 1911-1915) выходила два раза в неделю, финансировалась за счет дохода от рекламы и продажи тиража, не имела указаний на отдельные рубрики, часто меняла свой формат и название, что объяснялось цензурными соображениями. Она выпускалась учащимися медицинского вуза. Кроме студенческой информации, большую ее часть занимали материалы официального характера (этим она сродни современным вузовским изданиям корпоративного типа).
1917-1990 годы характеризовались активными типологическими трансформациями прессы для студенчества. К этому времени такая пресса существовала как уже сложившийся тип, количественно увеличивавшийся за счет многотиражных выпусков. Окончательно сложившись в 20-е годы ХХ века, этот тип изданий информировал о жизни студентов и профессорско-преподавательского состава. Классическим примером является выходившая с 1 мая 1927 года газета МГУ имени М. В. Ломоносова (с 1938-го установилось ее название - «Московский университет»). В этот период вся студенческая пресса была унифицированной и являлась инструментом пропаганды и агитации.
Можно предположить, что многотиражная вузовская пресса дала толчок развитию современных корпоративных вузовских изданий, типологическую категорию которых в настоящее время определяют по следующим признакам:
- целевая аудитория (студенты и профессорско-преподавательский состав конкретного вуза);
- направление (информационно-аналитическое);
- содержательное наполнение (в основном вопросы внутренней жизни вуза);
у 2 "Культурная жизнь Юга России"
№ 1 (35), 2010
- дополнительная функция (создание положительного имиджа учебного заведения как внутри него, так и за его пределами);
- финансирование ректоратом;
- принадлежность издательских полномочий ректорату или студенческому профкому;
- коллектив авторов, в большей своей части состоящий из студентов, в меньшей из преподавателей;
- рубрикация, соответствующая направлениям работы вуза;
- назначение двух редакторов (из числа студентов и преподавателей);
- баланс между официальной (от лица ректората и профкома) и неофициальной (студенческой) информацией;
- разнообразие жанров (интервью, отчеты, репортажи, портретные очерки, новости и т. п.);
- классическая верстка;
- периодичность (обычно 1 раз в месяц);
- объем (в среднем 4-8 полос);
- тираж (до 1000 экземпляров, что не требует регистрационного номера);
- локальное, бесплатное распространение;
- отсутствие коммерческой рекламы;
- наличие обязательной развлекательной рубрики, поэтической странички.
Примером такого корпоративного вузовского издания, отвечающего вышеперечисленным параметрам, является газета «Аудитория» Московского государственного университета культуры и искусств (МГУКИ). Ее направление - аналитическое; периодичность - один раз в месяц; объем - восемь полос; тираж - 999 экз. Цель газеты - формировать позитивный имидж вуза. Издание финансируется ректоратом МГУКИ. В
редколлегию входят представители ректората, ре-дакционно-издательского отдела, преподаватели.
Состав редакции формируется из студентов кафедры журналистики: главным и выпускающим редакторами, верстальщиками, помощниками редакторов, корреспондентами являются студенты 1-3-х курсов, обучающиеся по специальности «Журналистика».
Основные рубрики газеты «Аудитория» таковы: «Территория МГУКИ», «Студвопрос» (о проблемах студентов), «Особое мнение», «Интернет-рубрика @», «Книжная полка», «Звуки МУ», «Культпросвет», «Кинолента», «Наши люди». Обязательна поэтическая страничка под названием «Литературная каморка».
Нет сомнения в том, что у современных вузовских изданий есть перспектива. Они продолжают активно развиваться и совершенствоваться, что требует все более пристального исследовательского внимания к ним.
Литература
1. Корконосенко С. Г. Основы журналистики. М., 2001. С. 318.
2. Носова Ю. А. Отечественная пресса для студенческой молодежи: историко-типологический аспект. Ростов н/Д, 2007.
3. Там же. С. 117-118.
4. Социология молодежи: энциклопедич. словарь / под. ред. Ю. А. Зубок, В. И. Чупрова. М., 2008. С. 267.
5. Акопов А. И. Методика типологического исследования периодических изданий (На примере специальных журналов). Иркутск, 1985. С. 57-59.
6. Носова Ю. А. Отечественная пресса для студенческой молодежи ...
YE. V. GAIMANOVA. TYPOLOGICAL TRANSFORMATION OF MODERN PRESS FOR STUDENTS (By example of corporate press for students)
The author analyses transformation of modern press for students, considering historical and modern aspects. Also the author defines the newspaper of the Moscow State University of Culture and Arts «Auditorium».
Key words: student press, the newspaper «Auditorium», typological transformation of youth publications.