Научная статья на тему 'Типографика как элемент интерактивной среды'

Типографика как элемент интерактивной среды Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1827
308
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИНЕТИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН / ИНТЕРАКТИВНАЯ ТИПОГРАФИКА / ШРИФТ / ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ / KINETIC DESIGN / INTERACTIVE TYPOGRAPHY / FONT / VISUAL PERCEPTION OF GRAPHICAL INFORMATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Филиппова М. Г.

В статье рассматривается роль и место типографики в современной виртуальной среде, представлен краткий исторический обзор и дается сравнительный анализ кинетический и интерактивной типографики. Также в работе впервые предложена научная формулировка термина «интерактивная типографика», обозначены актуальные тенденции и перспективы развития данной области дизайна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPOGRAPHY AS PART OF AN INTERACTIVE ENVIRONMENT

The article discusses the role of typography in the modern virtual environment provides a brief historical overview and provides a comparative analysis of kinetic and interactive typography. Also in the paper first proposed the scientific formulation of the term «interactive typography», indicated by the current trends and prospects of development of the field of design.

Текст научной работы на тему «Типографика как элемент интерактивной среды»

УДК 766:003.07

Philippova M.G. TYPOGRAPHY AS PART OF AN INTERACTIVE ENVIRONMENT. The article discusses the role of typography in the modern virtual environment provides a brief historical overview and provides a comparative analysis of kinetic and interactive typography. Also in the paper first proposed the scientific formulation of the term «interactive typography», indicated by the current trends and prospects of development of the field of design.

Key words: kinetic design, interactive typography, font, visual perception of graphical information.

М.Г. Филиппова, ст. преп. каф. теории и методики проектно-графических дисциплин художественнографического факультета Шадринского гос. педагогического института, г. Шадринск,

E-mail: aspirant-marina@yandex. ru

ТИПОГРАФИКА КАК ЭЛЕМЕНТ ИНТЕРАКТИВНОЙ СРЕДЫ

В статье рассматривается роль и место типографики в современной виртуальной среде, представлен краткий исторический обзор и дается сравнительный анализ кинетический и интерактивной типографики. Также в работе впервые предложена научная формулировка термина «интерактивная типографика», обозначены актуальные тенденции и перспективы развития данной области дизайна.

Ключевые слова: кинетический дизайн, интерактивная типографика, шрифт, зрительное восприятие графической информации.

В начале XXI века в дизайне наметилась тенденция всеобщей интерактивности. Многие виды графической информации, ранее в конечной форме воспроизводимые на материальных носителях, перестали покидать виртуальную среду. Речь идет об электронных книгах, журналах, видеороликах, приложениях для мобильных телефонов и всём интернет-пространстве. Эти обстоятельства позволили развиться новым формам типографики — кинетической и интерактивной. На сегодняшний день данная область шрифтового дизайна обладает наибольшим проектным потенциалом.

Термин «интерактивная типографика» появился сравнительно недавно и не имеет достаточной теоретической базы. Изучению аспектов данного явления и раскрытию содержания рассматриваемого понятия будет посвящена данная статья.

Внедрение интерактивных средств в окружающую нас действительность в последние годы приобрело массовый характер. Суть этого явления сводится к взаимодействию между человеком и видами графической информации посредством компьютерных систем. Типографика в данном контексте трансформировалась в качественно новую мобильную форму печатного текста.

Исторически интерактивная типографика является эволюционной ветвью кинетического искусства (от греч. Kineticos — «приводящий в движение»). Зародилось оно в 20-х годах ХХ столетия как вид пластического искусства, в основе которого лежит идея движения формы посредством внешнего физического или механического воздействия. Наиболее знаменитые работы этого периода — проект «Памятник III Интернационалу» В. Татлина (1920), проект памятника Колумбу К. Мельникова (1929) и др. Своего расцвета данное направление достигло в 1950-60-е гг. (тогда же появился и термин) [1]. Примерно в это же время кинетическое искусство начинает распространяться и на области графического дизайна. Естественно, возникновение моушн-дизайна (англ. motiot — «движение») частью которого и является кинетическая типографика, в первую очередь обязано кинематографу [2].

Первой картиной, использовавшей в своих титрах кинетическую типографику, традиционно считается фильм режиссера Альфреда Хичкока «На север через северо-запад» (North by

Northwest, 1959). Сейчас эффекты с движущимся текстом кажутся нам примитивны и незаслуживающими внимания, но на тот момент это был революционный шаг в дизайне. Автором титров был Сол Басс (Saul Bass), известный американскиий дизайнер, работавший с Хичкоком и в дальнейшем (рис. 1), [3].

Стоит так же отметить, что пример анимированных букв был впервые создан ещё в 1899 году в рекламной работе талантливейшего французского режиссера Джорджа Мельеса.

Долгое время область использования кинетической типографики ограничивалась все теми же титрами и информационной бегущей строкой. Но в начале 1980-х годов особенности визуального восприятия информации попали в сферу пристального внимания психологов. С начала 1990-х годов ведущую роль в изучении свойств кинетической типографики занимает университет Карнеги-Меллона (Carnegie Mellon University), США. Их исследования сконцентрированы в области разработки инструментов коммуникации в дизайне и проектировании цифровых средств связи. В частности, доцент кафедры Сугуру Ишезаке (Suguru Ishizaki), ведущий специалист данного направления, занимается исследованием изменения восприятия письменного текста при воспроизведении его с помощью анимации [4].

Хорошо известен метод быстрой последовательной визуальной презентации текста (Rapid Serial Visual Presentation, RSVP) [5], позволяющий на ограниченном пространстве небольшого дисплея посредством последовательной демонстрации слов передавать большой объем текста. Исследования показали, что помимо адаптации к современным мобильным устройствам данный метод дает возможность увеличить скорость считывания информации на 33% без существенной потери понимания материала [6].

Линейная протяженность во времени и срежиссированность повествования — два качественных отличия визуализированного текста от напечатанного. В отличие от «классического» вида подачи материала, где информация может считываться выборочно и в произвольной последовательности, при анимированной форме представления сообщения реципиент выступает в роли пассивного зрителя. Наиболее активное применение в наши дни кинетическая типографика нашла в телевизионных роликах, создании титр, музыкальных клипов, рекламных посла-

Ф

Рис. 1. Кадры из титров к фильму «На север через северо-запад». Движущиеся во встречных направлениях части фраз производят впечатление бега, погони. Таким образом, дают нам намек на содержание и погружают в атмосферу будущего фильма. При этом смысл фраз носит справочный характер

ниях. «Развитие во времени - неотъемлемая часть нашего существования, наиболее наглядно проявляется в движении и подсознательно связывается с естественной средой (в реальном мире любой движущийся объект неосознанно воспринимается как живой). Донесение информации посредством изменения во времени - одно из важнейших преимуществ видеоизображения или анимации, позволяющее рассказать больше меньшими средствами и один из основных инструментов современных визуальных коммуникаций» [7, с. 15].

Анимированный текст обладает огромнейшим потенциалом эмоционального воздействия на зрителя. Помимо традиционных правил типографики описывающих причинно-следственные связи поведения акцидентных шрифтов в заголовках, логотипах и разнообразной рекламной полиграфии характер движения надписи подсознательно связывается с манерами поведения человека, приписывая шрифту соответствующий психологический портрет (рис. 2).

«Видеотехнологии (и их продолжение в компьютерных технологиях) оказали огромное влияние и на классическую «статическую» картинку в графическом дизайне. «Экранная эстетика» стала одним из ведущих мотивов второй глобальной парадигмы 20 века — постмодернизма. Визуальное буйство и многослой-ность в оформлении телеканалов, растровые компьютерные шрифты и фактура изображений в низком разрешении нашли свое отражение в принципиально другой среде — полиграфии, где до сих пор в основном царствовали каноны типографики модернизма» [7, с. 14]. Если говорить о современном потенциале использования кинетической типографики, то нельзя не упомянуть о инфографике. Цельный текст и его отдельные буквы способны отражать статистические данные через свое перемещение в пространстве экрана, увеличение и уменьшение в размере, искажения и т.д. Подобный визуальный прием более наглядно демонстрирует динамику роста и развития чем традиционные графики и диаграммы. При этом скучный в большинстве своем презентационный материал благодаря симбиозу текстовой информации и кинетики становится более содержательным и комфортным для восприятия.

Типографика есть графическое оформление печатного текста посредством набора и верстки, моделирование облика произведений печати [8; 9]. В данном контексте кинетическая типографика — это художественное оформление типографского

текста посредством анимации, служащее для передачи эмоций и особой авторской идеи зрителю. Сложилась определенная традиция различать два вида кинетической типографики — «жидкую» и «движущуюся». В «жидкой» буквы и слова видоизменяются, трансформируются, оставаясь при этом на одном месте, в «движущейся» же они дополнительно могут перемещаться в пространстве экрана. Первый вид анимированной типографики является прямым развитием метода RSVP и как следствие обладает всеми присущими данному методу свойствами. Вторая форма кинетической типографики, используя потенциал современных электронных технологий, вылилась в новую на сегодняшний день область проектной деятельности — интерактивный дизайн.

Как правило, графический дизайн воспроизводит информацию на традиционных материальных носителях, таких как бумага или пленка, поэтому сообщение может быть сохранено и передано в неизменной форме. With interactive media and continuously updated information, communication entails a new, more dynamic set of design problems. Пространство виртуальной среды оперирует интерактивными средствами массовой информации, характеризующимися её постоянным обновлением, коммуникацией в формате диалога, возможностью персональной адаптации графического оформления в соответствии с художественными предпочтениями пользователя. Данные аспекты ставят перед дизайнерами новые задачи, сводящиеся к организации алгоритмов взаимодействия пользователя и интерфейса, визуального отражения процесса коммуникации, передаче через данный диалог дополнительного содержания. Мы говорим о новом виде проектной деятельности — дизайне взаимодействия. «Интерактивный дизайн - это не какая-либо форма или структура, а что-то более эфемерное - это, скорее, понятие того «почему» и «когда», а не «что» и «как» [10].

Кинетическая и интерактивная типографики являются родственными, но не тождественными терминами. Разница между понятиями заключается в том, что кинетическая типографика представляет собой текст, который движется по заранее заданному сценарию, интерактивная же — представляет собой текст, приходящий в движение после воздействия на него пользователя. На основе анализа вышеизложенного материала можно сделать вывод, что интерактивная типографика — это разновидность кинетической типографики, изменяющей во времени свою фор-

IAN FLE№IMrVS

^W-'ssia^'Thlove"

VCing

I

ь triton by LIONEL BART

EUMCE QAYSON

WALTER GO TELL FRANCIS d« WOLFF GEORGE PASTE LL NAOJA REGIN Lots MAXWELL AUZA CUR MARTIN BESW1CK VLAOtK 5HEYBAL ■*•41 LEILA

Рис. 2. Кадры из титров к фильму «Из России с любовью» (режиссер Теренс Янг, автор титров Роберт Браунджон, 1963 г.). Проекция изображения на танцующие модели дала очень эффектный результат — текст приобрел плавучесть, обольстительную притягательность, его движение завораживает. Прием использования человеческого тела в качестве проектного экрана использовался в титрах «Бондианы» в последующем еще не раз, но никогда позже это не давало столь гармоничного эмоционального слияния

Шаблоны

_ _ Ве

Создание сайта

Хостинг

Оптимизация cam

Сайты

Продвижение сайта

Флэш анимация

.Создание сайт

Готовый сайт

Доменное имЯа..,.

Продвижение сайта

Шаблон бесплатнбайты

Веб дЛЭвыдвижение сайта Доменное имя

Продвижени^с^1ф;а

лэш анимация

Программы

изаин

Флэш анимац:

Регистрация сайта

Создание сайтг

Оптимизация сайта готовый сайт Решсгграция сайта

Рис. 3. Интерактивная типографика превращает пассивного читателя в активного пользователя. В современном информационно и материально изобилующем мире нам важна возможность самостоятельного выбора, адаптации среды (в том числе и виртуальной) под собственные предпочтения. Не менее существенна и визуализация взаимодействия с системой, мобильность, скорость получения информации

Рис. 4. Интерактивная инсталляция «С целью контроля I In Order to Control», турецкой многопрофильной студии NOTA BENE для фестиваля Freemote'11 & Fiber Festival, Нидерланды. Установка: «Все, что является законным, не всегда справедливо. Все что является справедливым не всегда законно». Текст, предлагающий подискутировать на тему этики и морали, проецировался на пол. Людям, желающим его прочесть, приходилось входить в текстовое пространство, материализуя при этом на стене свое отражение, что и служило началом процесса взаимодействия [11]

Рис. 5. Мобильное приложение «Живая Азбука», разработчик Оксана Гривина. Дети очень легко адаптируются к современным электронным новинкам, и это подталкивает разработчиков мобильных приложений к созданию развивающих игр на основе сенсорных технологий. В данном случае алгоритмы несложных детских задачек, основанные на действиях «нажми», «перемести», «проведи» идеально вписались в возможности планшетных устройств

му, размер, цвет и положение в пространстве в результате воздействия на неё пользователя. При этом целью данного взаимодействия является не только создание визуальных эффектов и привлечение внимания зрителей, но и сообщение дополнительного содержания, не выявляемого в статичной картинке.

Характерным примером использования интерактивной типографики в виртуальном пространстве может стать «Облако тегов» — визуального представления ключевых слов применяемых на сайте. Динамичный формат отображаемых категорий представляет собой элемент навигации в виде гиперссылок разного размера и, иногда, цвета, причём размер тем больше, чем больше объём данной категории (чем чаще используется тег) (рис. 3).

Видеоинсталяция — ещё одна область использования возможностей интерактивной типографики, благодаря эффекту еуе-

stopper потенциально интересна рекламным дизайнерам и может использоваться как в коммерческих, так и социальных проектах. Текст в данном случае выступает как двухуровневая система кодирования информации — через сумму условных знаков (букв) и визуальный контекст (графику, цвет, механизм взаимодействий) (рис. 4).

«В качестве основного достоинства интерактивной среды можно указать возможность сочетания в одном пространстве двух разных систем подачи информации — статической текстовой и динамической аудиовизуальной, благодаря чему реализуется комплексный подход к раскрытию любой темы» [7, с. 15]. Принцип взаимодействия пользователя и интерфейса приводящего к определённому результату, на основе которого базируется интерактивная типографика как явление, органично вписывается в концепции обучающих и развивающих игр. Например, «Живая Азбука», приложение для iPad (рис. 5), [12].

Говоря о тенденциях в отношении дальнейшего развития типографики, можно с большой долей вероятности предположить, что шрифт будет продолжать адаптироваться к новым технологиям. Тенденция «слияния» реальных и виртуальных миров приводит ко все большему проникновению в нашу повседневность сенсорных экранов, позволяющих имитировать прямой контакт с программами. Достаточно давно (по современным меркам) известна функция написания текста при помощи стилуса. Стремление к имитации физической реальности привели к появлению технологии Tesla Touch, позволяющей через изменение силы электростатического трения между пальцами и сенсорным экраном ощущать различные текстуры поверхности, и трансформирующихся панелей от компании Tactus. Эти технологии, безусловно, в будущем обогатят функциональные и художественные возможности типографики, сделают тактильную информацию не только новой «игрушкой» для большинства пользователей, но и адаптируют электронные устройства для людей с плохим зрением.

В заключении хотелось бы отметить, что восприятие текста на традиционном бумажном носителе и дисплее современного цифрового устройства имеет ряд значительных отличий. Подробно данная тема рассмотрена в диссертационном исследовании Д.А. Золотарева «Дизайн печатных изданий в интерактивной среде» [7]. В рамках нашей статьи мы лишь ограничимся упоминанием отдельных аспектов затрагивающих непосред-

Библиографический список

ственно тему типографики. В первую очередь стоит сказать, что все правила, принципы и традиции, сформировавшиеся за более чем пятисотлетнюю историю существования печатного текста в полной мере применимы и для его виртуального формата. Расширение возможностей «заэкранного» текста связано, прежде всего, с иллюзорной безграничностью пространства интерактивной среды. Это в свою очередь выражается в возможности масштабирования, как всего содержимого документа, так и его текстовой части, а также в отсутствии фиксированных размеров страниц, пропорций, объема и настраивание этих параметров под индивидуальные предпочтения пользователя. Еще одним весомым отличием электронного информационного носителя от бумажного является структурная особенность, а именно возможность создания на странице сложной навигации и перекрестных гиперссылок. К третьему важнейшему аспекту относится совмещение в рамках одного документа или страницы различных форматов воспроизведения информации — статичной, интерактивной, аудио и видео. И, наконец, существенным отличием электронной страницы от бумажной является мобильность размещенной на ней информации, её постоянная изменяемость. Все эти аспекты позволяют на новом уровне управлять вниманием пользователя, улучшают коммуникацию между участниками, изменяют формы информационного потребления, одновременно усложняя структуру пространства, процесс его проектирования и в частности, работу с типографикой.

1. Можейко, М. А. Кинетическое искусство 50-60-х гг. [Э/р]. — Р/д: http://visaginart.narod.ru/POST/kin.htm

2. Куренков, А. Что такое моушн-дизайн, дискуссия от 22 ноября 2009 // [кАк) [Э/р]. — Р/д: http://kak.ru/columns/moveit/a9476/

3. Кинетическая типографика. - Ч. 1 [Э/р]. — Р/д: http://www.movienations.com/article/78 (26.02.2013)

4. Сугуру Ишезаке (Suguru Ishizaki): биография [Э/р]. — Р/д: http://www.cmu.edu/hss/english/news/2012/suguru-ishizaki-wins-2011-joenk-award.html

5. Potter, M.C. Быстрое серийный визуального представления (RSVP): метод изучения языка обработки. Rapid serial visual presentation (RSVP): A method for studying language processing. В D. Kieras & M. Just (Ред.), Новые методы в понимании прочитанного исследований. In D. Kieras & M. Just (Eds.), New methods in reading comprehension research. - Hillsdale, Нью-Джерси. Erlbaum Hillsdale, NJ: Erlbaum.

6. ^uist, G. Adaptive Rapid Serial Visual Presentation / Gustav ^uist, Master's Thesis, Language Engineering Programme, Department of Linguistics, Uppsala University, December 2001.

7. Золотарев, Д.А. Дизайн печатных изданий в интерактивной среде: автореф. дис. ... канд. иск. наук. — Екатеринбург, 2012.

8. Чихольд, Я. Новая типографика. Руководство для современного дизайнера; пер. с нем. Л. Якубсона. - М., — 2001.

9. Рудер, Э. Типографика. Руководство по оформлению. - М., 1982.

10. Дэвид Малауф Основы интерактивного дизайна [Э/р]. — Р/д: http://artpeter.com/interactive_design/

11. Burak G^ge. In Order to Control // Nota Bene visual [Э/р]. — Р/д: http://notabenevisual.com/interactive-typographic-installation/

12. Гривина, О. Живая азбука // Third Bird Party! [Э/р]. — Р/д: http://www.thirdbirdparty.com/

13. Кожухова, Е. Дэvид ^гсон — могильщик типографики. По материалам книг The End Of Print (1995 г.) и Ray Gun Out Of Control (1997 г.),

а также журнала Ray Gun (1995-1997 гг.) [Э/р]. — Р/д: http://hostinfo.ru/articles/web/rubric48/rubric49/1368

14. 21 блестящий пример кинетической типографики [Э/р]. — Р/д: http://net-scout.ru/21-blestyashhij-primer-kineticheskoj-tipografiki

Bibliography

1. Mozheyjko, M. A. Kineticheskoe iskusstvo 50-60-kh gg. [Eh/r]. — R/d: http://visaginart.narod.ru/POST/kin.htm

2. Kurenkov, A. Chto takoe moushn-dizayjn, diskussiya ot 22 noyabrya 2009 // [kAk) [Eh/r]. — R/d: http://kak.ru/columns/moveit/a9476/

3. Kineticheskaya tipografika. - Ch. 1 [Eh/r]. — R/d: http://www.movienations.com/article/78 (26.02.2013)

4. Suguru Ishezake (Suguru Ishizaki): biografiya [Eh/r]. — R/d: http://www.cmu.edu/hss/english/news/2012/suguru-ishizaki-wins-2011-joenk-award.html

5. Potter, M.C. Rapid serial visual presentation (RSVP): A method for studying language processing. In D. Kieras & M. Just (Eds.), New methods in reading comprehension research. - Hillsdale, NJ: Erlbaum.

6. Oquist, G. Adaptive Rapid Serial Visual Presentation / Gustav Oquist, Master's Thesis, Language Engineering Programme, Department of

Linguistics, Uppsala University, December 2001.

7. Zolotarev, D.A. Dizayjn pechatnihkh izdaniyj v interaktivnoyj srede: avtoref. dis. ... kand. isk. nauk. — Ekaterinburg, 2012.

8. Chikholjd, Ya. Novaya tipografika. Rukovodstvo dlya sovremennogo dizayjnera; per. s nem. L. Yakubsona. - M., — 2001.

9. Ruder, Eh. Tipografika. Rukovodstvo po oformleniyu. - M., 1982.

10. Dehvid Malauf Osnovih interaktivnogo dizayjna [Eh/r]. — R/d: http://artpeter.com/interactive_design/

11. Burak Golge. In Order to Control // Nota Bene visual [Eh/r]. — R/d: http://notabenevisual.com/interactive-typographic-installation/

12. Grivina, O. Zhivaya azbuka // Third Bird Party! [Eh/r]. — R/d: http://www.thirdbirdparty.com/

13. Kozhukhova, E. Dehvid Karson — mogiljthik tipografiki. Po materialam knig The End Of Print (1995 g.) i Ray Gun Out Of Control (1997 g.), a takzhe zhurnala Ray Gun (1995-1997 gg.) [Eh/r]. — R/d: http://hostinfo.ru/articles/web/rubric48/rubric49/1368

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. 21 blestyathiyj primer kineticheskoyj tipografiki [Eh/r]. — R/d: http://net-scout.ru/21-blestyashhij-primer-kineticheskoj-tipografiki

Статья поступила в редакцию 11.07.13

УДК 785.161.(571.17)

Harsenyuk O.N. PAGES OF HISTORY KUZBASS JAZZ: DEVELOPMENT PROBLEMS. The article highlights the stages of development of pop - jazz music in the Kuzbass in the context of the problems that arose at the turn of the century. It must be recognized that in today’s time of jazz music, in spite of keen interest to her audience is not in the best position: significantly reduced the number of jazz ensembles, orchestras, ceased operations a number of jazz clubs. All this causes insufficient promotion of original art. Such a situation generally has a negative impact on the upbringing of the young generation of musicians pop-jazz direction, which, in turn, led to a reduction in the number of entrants in the music educational institutions. The article suggests ways to solve this problem.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.