УДК 004.5: 655.245
ПРИМЕНЕНИЕ ТИПОГРАФИКИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ КОНТЕНТА
Петрова Валентина Владимировна
доцент кафедры информатики и информационных технологий, кандидат технических наук, доцент Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550 Россия, г. Москва, ул. Прянишникова, д. 2А уу.рв&оуа@уапйвх. ги
Калугина Дарья Александровна
студентка Института принтмедиа и информационных технологий Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550 Россия, г. Москва, ул. Прянишникова, д. 2А daгykalugina@gmail. сот
Аннотация. Рассматриваются основные правила и методы типографики, которые формировались совместно с развитием книгопечатания. Рассказывается об основных изобразительных и выразительных средствах типографики, рассматривается построение типографической структуры при подготовке контента в веб-индустрии.
Ключевые слова: типографика, шрифт, контент, изобразительные и выразительные средства типографики, графика, дизайн, лигатура.
При публикации обучающего контента в сети интернет или в книжном формате следует соблюдать правила типографики, которые позволят получить удовольствие при чтении, привлечь и заинтересовать читателя, легко запоминать и передавать главные мысли текста, прояснять его структуру и последовательность и вызывать необходимую эмоциональную окраску созданного материала. Это связано с тем, что именно типографика в макросмысле отвечает за правильность движения глаз читателя по массиву информации, а в микросмысле следит за равномерностью повествования, локальными акцентами и паузами в соответствующих по смыслу местах.
Эти правила и методы зародились при появлении книгопечатания, развивались и совершенствовались совместно ним, дошли до наших дней и таких областей применения, как реклама, журналы, графический и веб-дизайн и прочие сферы деятельности, которые хоть как-то связанны с текстом на любом возможном носителе информации. Как и у любой другой сферы искусства, у типографики есть свои изобразительные и выразительные средства. Не трудно догадаться, что главным изобразительным средством типографики является текст, который должен донести до любого читателя главную мысль вашего контента. Однако помимо необходимости устранять усилием творческой и композиционной мысли разномасштабность шрифтов и прочих элементов, в задачи художника-типографа теперь еще входит работа над белым пространством вокруг шрифта, о котором многие специалисты забывают, получая в итоге страницы, перегруженные информацией, глядя на которые читатель моментально устает и не хочет продолжать дальнейшее чтение, несмотря на интересность написанного материала. К выразительным средствам типографики
можно отнести такие понятия, как «масштаб», «ритм», «фактура», «контраст» и «цвет». Используя данные средства, можно управлять размерами общей композиции и отношениями размеров отдельных элементов, создавать единые или разрозненные композиции, привносить в композицию элементы, имеющие определенную частоту, регулярность и логику появления, а также продумывать характер сочетания данных элементов. Типографическая фактура, складывающаяся из ритмов и цветности отдельных букв и знаков, пробелов между буквами, словами, строками или блоками текста, позволяет создавать контраст между элементами одной композиции. Добавление цвета в композицию помогает добиться как общей выразительности типографической композиции, так и ее образности. В дальнейшем это позволяет художнику-типографу наиболее полно передать содержание и эмоциональную окраску материала, над которым он работает.
В своей работе авторы хотели бы подробнее остановиться на правилах веб-типографики, потому что они становятся очень актуальны из-за стремительного развития сети интернет. Как говорит Оливер Рейчен-стейн в своем эссе, «95% веб-дизайна является типо-графикой». А создание качественной веб-типографики позволит увеличить последующую конверсию сайта. Проводимые исследования позволили определить, что пользователю достаточно 50 миллисекунд, чтобы решить, следует ли ему оставаться на том или ином сайте и что для 75% пользователей дизайн сайта компании является основой для доверия. Поэтому необходимо, чтобы дизайн сайта позволял пользователю моментально уловить главную идею контента абсолютно с любого устройства.
Вспоминая утверждение ведущего типографа Роберта Брингхерста о том, что «типографика существу-
ет для прочтения контента», нельзя не отметить, что перед началом типографической интерпретации текста типограф-художник должен прочесть и понять текст, с которым ему предстоит работать, затем проанализировать и структурировать его. Данные этапы необходимы для того, чтобы конечный продукт не получился бессмыслицей, а материалы о рождественской елке и про очередное собрание депутатов не были одинаково оформлены.
Анализ подготавливаемого текста необходим еще и для того, чтобы более конкретно ориентировать его на определенную аудиторию, позволить сайту «говорить» с ней. Например, для мужской аудитории подойдут угловатые и обрывистые шрифты, а женской будут ближе более тонкие и элегантные шрифты с засечками или гладкие. Большое значение имеет и то, где данный материал будет использоваться: для вебсайтов и электронной почты большинство пользователей предпочитают применять шрифты без засечек, но для деловых документах более употребительным становится шрифт с засечками; для сайтов, связанных с творчеством, могут больше пригодиться художественные шрифты, в то время как университетам необходимо использовать для своих материалов более структурированные и строгие шрифты, чтобы вызывать доверие и показать свой авторитет.
После проведенного анализа материала и понимания целевой аудитории можно переходить к созданию дизайна. Чтобы создать успешный динамический дизайн, важно изначально сформировать сильную типографическую структуру. Первым этапом в этом деле является правильный выбор шрифтов для контента.
Выбирая шрифты, опираясь на тематику сайта, следует помнить, что на цифровых носителях отображение шрифта может не совпадать со стилем шрифта, применяемого для печатных СМИ. Поэтому необходимо ограничить набор шрифтов, используемых в дизайне, и проверять правильность их отображения в различных браузерах. Оптимальным считается наличие всего лишь двух шрифтов на сайте: один, художественный и интересный, для коротких заголовков, второй должен быть приглушенным и применяться для основного текста. Это позволит посетителям сайта сконцентрироваться на основном дизайне и не будет напрягать глаза. Выбирая шрифты для дизайна, стоит предпочесть те, которые подходят для нескольких размеров и веса, а также имеют легко различимые буквы, чтобы сохранить читаемость и удобство в каждом размере. При этом рекомендуется избегать популярных шрифтов и сочетаний серьезных serif шрифтов с игривыми sans serif или декоративных serif с строгими sans serif. Выполнение этих требований позволит задать общий тон для сообщения и предоставит небольшое преимущество над другими ресурсами.
Необходимость отдельного шрифта для заголовков обусловливается тем, что заголовки должны транслировать посетителю сайта главную мысль контента и заинтересовать его на дальнейшее прочтение оставшегося материала. Проводимые исследования по веб-типографике показывали, что веб-типографика «заставляет» заголовки выделяться. Использование глиф и лигатур в оформлении заголовков может придать им
уникальный вид даже при применении широко используемых шрифтов.
Длина строки является следующим важным элементом типографической структуры. На основе исследований о движении глаз при различных способах чтения можно говорить об оптимальной длине строки, которая варьируется между 45-75 символами вместе с пробелами и знаками пунктуации. Конечно, длину строки можно увеличить до 45-85 знаков, но вместе с этим увеличится нагрузка на глаза читателя. Чтобы создать гибкую веб -типографику и, следовательно, адаптивное оформление, необходимо создать модулированную строку. Основываясь на движениях глаз слева направо при чтении, некоторые эксперты рекомендуют выравнивать текст по левому краю.
При создании типографической структуры не следует забывать о белом пространстве, ведь оно при правильном использовании придает сообщению должное значение. Сайт, переполненный текстом, вряд ли будет иметь четкую структуру даже при соблюдении всех рассмотренных ранее рекомендаций. Чтобы элементы дизайна смогли легко донести вложенную в них информацию, необходимо дать им достаточное количество пространства, что в целом придаст общую чистоту создаваемому дизайну. Но это совершенно не означает, что сайт получится пустым и простым. Это значит, что необходимо грамотно и с максимальной пользой использовать предоставляемое пространство. Правильное использование белого пространства позволит сфокусировать внимание посетителя на важных деталях дизайна. Белое пространство является инструментом, играющим огромную роль в создании визуальной структуры.
Кроме того, для классифицирования и придания большей индивидуальности информации при создании типографической структуры могут быть использованы цвета. Ведь они, кроме простого привлечения внимания и выполнения роли указки, могут влиять на эмоциональное восприятие информации. Цвет может стать подтекстом для размещаемого контента, потому что отдельно взятый цвет несет определенные эмоции, а это уже является аспектом визуальной структуры. Например, при использовании ярко-розового цвета можно установить общий тон сообщения, который будет восприниматься игривым, легким, чувственным или живым. Используя цвет шрифта, фона или других элементов, присутствующих на сайте, можно усиливать настроение, которое несет в себе текст, или придать новое значение тем или иным элементам.
Рассмотренные рекомендации позволят создать дизайн сайта с продуманной структурой и адаптивной типографикой. При реализации рассмотренных принципов для создания лучшего оформления можно увидеть, как они материализуются в физической реальности, привлекая больше посетителей и деловых предложений.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Брингхерст Р. Основы стиля в типографике. — 2013. — С. 142.
2. Келейников И. Дизайн книги: от слов к делу. 4. Комбинирование шрифтов теория 2012.. — М.: РИП-Холдинг, 2012. — 142с. [Электронный ресурс].
3. Онлайн-журнал о дизайне для веб-дизайнеров и http://arwix.net/combining-typefaces разработчиков [Электронный ресурс]. URL: обращения: http://www.webdesignmagazine.ru (дата
обращения: 14.11.2015).
APPLICATION TYPOGRAPHY TO CONTENT PREPARATION
Valentina Vladimirovna Petrova
Moscow State University of Printing Arts 127550Russia, Moscow, Pryanishnikova st., 2А
Darya Alexandrovna Kalugina
Moscow State University of Printing Arts 127550Russia, Moscow, Pryanishnikova st., 2A
Annotation. The paper deals with the basic rules and techniques typography, which were formed in conjunction with the development of printing. It covers the basic graphic and expressive means of typography and discussed in more detail the construction of typographic structure of the preparation of the content in the web industry.
Keywords: typography, font, content, visual and expressive means of typography, graphic, design, ligature.
и практика URL: (дата 14.11.2015)