УДК 316.472.4
DOI: 10.24411/2070-0695-2019-10322
Е. А. Шумакова
Челябинский государственный университет,
Челябинск
ВЛИЯНИЕ ТРЕНДОВ В ДИЗАЙНЕ НА ВИЗУАЛЬНЫЙ КОНТЕНТ БРЕНДОВ
В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда,
проект № 18-18-00007
В данной статье рассмотрены основные тренды дизайна в 2019 году. Выделяется восемь трендов: градиент, яркие цвета, наложение цвета, анимация, естественные фото, асимметричность, иллюстрации и типографика. Автор исследует влияние этих трендов на визуальный контент сообществ брендов сотовой связи в социальной сети ВКонтакте и выделяет наиболее актуальные.
Ключевые слова: дизайн, визуальный контент, тренды, социальные сети, визуализация, бренд.
Сегодня визуальная коммуникация является одним из главных инструментов получения информации. Важно, чтобы каждый из нас понимал, какое воздействие оказывают визуальные образы на человека, как научиться «читать» и интерпретировать различные их формы. Визуальная коммуникация стала центральным аспектом жизни человека, и значительная ее часть осуществляется косвенно, символическими средствами: словами, знаками и символами всех видов. Мы используем их для выражения своего эмоционального состояния, развития и реализации творческих импульсов [1. С 18].
В настоящее время информационный дизайн направлен не только на представление информации в виде картинки или рисунка, но преследует цель донести информацию точно по адресу. В современном мире информация накапливается в огромном количестве, перерабатывается и обрабатывается в соответствии с различными целями. В связи с этим такая ситуация затрагивает и вопросы, касающиеся оформления сообщения.
Маршал Маклюен отмечал, что «средство передачи послания - это и есть послание». Этим он говорит о том, что средство передачи информации (телевидение, радио, пресса) считается более важным, чем содержание передаваемого им материала. Маклюен акцентировал внимание на значении средства подачи информации и, таким образом, на визуальных образах.
Французский картограф и теоретик семиотики Ж. Бертен [10] вывел классификацию использования визуальных элементов для отображения данных и их взаимоотношений, показал возможности графического изображения числовых и картографических данных. Его система состоит из семи переменных визуализации: расположение, форма, ориентация, цвет, текстура, значение и размер, с помощью которых отображаются качественные и количественные данные. Эти понятия служат теоретической основой современной визуализации данных.
При рассмотрении вопроса визуального контента мы обратились к таким исследователям, как М. Маклюен[4], С. И. Симакова [7], В. Э. Шевченко [9], С. С. Распопова [5], В. В. Волкова [2], И. Г. Елинер [3], В. В. Тулупов [8] и др. В этих работах авторы рассматривают место визуальной коммуникации в современной науке, влияние на ее становление теории дизайна, журналистики, искусства, психологии, эстетики, информационных технологий, социологии, семиотики, издательского дела.
Shopper Experience Index показывает, что потребители по-прежнему в значительной степени опираются на визуальный контент в социальных сетях, воспринимают через него опыт и поведение других людей и узнают таким образом о продуктах, которые используют похожие, в чем-то близкие им люди. В 2019 году мы каждый день сталкиваемся с огромным объемом контента. Все вокруг хотят «быть медиа» и доносить до аудитории что-то интересное и важное.
Параллельно с этим для нас стали доступны простые и понятные технологии, позволяющие создавать красивый дизайн для любых сообщений. Поэтому, появление трендов в дизайне диктует особенность визуального контента, в том числе в социальных сетях.
Цель данной статьи - понять, как тренды, сформированные в дизайн-культуре, влияют на бренды и их визуальный контент в социальных сетях.
Основные тренды дизайна в 2019 году:
1. Градиент.
Несмотря на то, что использование градиентов несколько лет назад было популярным (тренд начал оформляться в 2017-ом году), сейчас этот прием укрепился и стал еще актуальнее. Градиенты можно использовать практически с любым цветом, в качестве фона или наложения, а также со статичными и подвижными изображениями и элементами.
Цветовые градиенты имеют различные установки:
• использование фирменных цветов бренда;
• создание фокуса на конкретном продукте;
• создание акцента на текстовых элементах, улучшая читабельность;
• использование в качестве фильтра изображений для создания идентичности между каналами (например, веб-сайт и социальные сети).
Большинство дизайн-проектов используют два или три цвета в градиенте. Мы можем встретить использование градиента в брендинге у компании«Арр1е» или социальной сети Instagram.
2. Яркие цвета.
В 2018 году дизайнеры использовали в основном яркие цвета, и эта тенденция только усиливается в 2019 году. Цвета будут еще более смелыми, а дизайнеры будут использовать перенасыщенные тона в своей работе. Влияние ярких цветовых палитр видно из дизайна таких брендов, как Spotify, Nike и Pepsi.
Яркий цвет лучше всего работает при использовании следующих способов:
• когда применено не слишком много других визуальных элементов, конкурирующих за привлечение внимания;
• для заголовков и призывов к действию в блогах и в текстовых областях;
• когда использовано несколько связанных изображений с цветными блоками, а также задействующих одинаковые оттенки;
• с определенной темой дизайна, такой как брутализм или ретро, где цвет является большой частью общей эстетики;
• смелый выбор фона;
• для акцентов и деталей, которые должны поддерживать внимание пользователей при восприятии разных элементов.
Следует отметить, что в этой цветовой тенденции бренды используют яркие цвета вне собственной цветовой палитры, что дополнительно подчеркивается «Цветом года» Pantone на 2019 год - «Living Coral». Этот яркий оттенок соответствует эмоциональным связям, которые пытаются создать дизайнеры.
Яркие оттенки, как правило, светлее, менее серьезны и «моложе», чем многие другие цвета. Эти простые ассоциации помогают усилить связь бренда с определенными группами пользователей и персонами через цветовые параллели. Это основная причина, почему мы видим так много ярких цветов в дизайнерских проектах.
3. Наложение цвета
Наложение цвета - это отличный способ сохранить все изображения бренда, улучшить читаемость над изображениями или видео и добавить немного чего-то дополнительного, когда фотографии не настолько динамичны, как хотелось бы. Наложение следуют тем же цветовым тенденциям, что и описанные выше, с градиентами и выбором ярких цветов. Но есть еще один цветовой тренд, который отвечает актуальным требованиям, когда мы говорим о наложении, - это темные, почти черные оттенки. Наложения темного цвета исключительно удобны для работы и помогают с точки зрения читабельности, особенно с белым текстом. Темные цветовые схемы кажутся серьезными, сильными или формальными и несколько капризными. Темное наложение может быть отличной альтернативой ярким цветам или градиентам.
4. Анимированная графика
Подвижные элементы на страницах сайта, в рекламных материалах и в составе мобильных приложений вовлекают пользователей во взаимодействие. Анимация уже несколько лет остается в тренде, объем работы с анимацией за последние два года вырос в несколько раз. Она отлично подходит для реализации микровзаимодействий в социальных сетях, а также для того, чтобы разбавить контент анимированными иллюстрациями. Также хороший отклик получают видеоинфографика и обычные ролики с использованием GIF-анимации.
5. Естественные фото
То, как бренд выглядит на фотографиях, может быть большой частью того, что он есть. Это особенно актуально в Интернете, где многие пользователи могут взаимодействовать в цифровой форме с брендом, с которым они никогда не «встречаются» лично. Брендинг, основанный на изображениях, существует уже давно, но в большей степени стал тенденцией в дизайне благодаря социальным сетям, где бренды используют только изображения для общения с подписчиками. Стоковые фотографии стали уже не просто моветоном, а предметом безудержного сарказма. Сайты с улыбающимися любым жизненным ситуациям «зарубежными» людьми невозможно воспринимать всерьез. Дизайнеры берут в руки фотоаппараты и делают фотографии своих коллег или сотрудников клиента.
6. Асимметричность
Дизайнеры применяют асимметрию для создания гармонии и баланса всей композиции, намеренно избегая традиционного баланса. Для достижения уникального результата используют различные элементы и их компоновку: типографика, геометрические фигуры, Sd-рендеринг.
7. Иллюстрации
Иллюстрация становится таким же актуальным трендом, как анимация. Согласно последним статистическим данным, сделанные на заказ иллюстрации могут конвертироваться лучше, чем любая фотография. Уникальная иллюстрация с дерзкими цветами делает бренд выделяющимся.
8. Типографика
Типографика становится все больше и смелее, что делает ее важным элементом дизайна, который мы можем найти в прогнозах каждого года. Выигрышная комбинация, когда в брендинге используется большой шрифт: минимализм, иначе дизайн может быть переполнен и не очень привлекателен. Когда типографика становится все более популярной, многие гиганты, такие как «Apple», предпочитают делать заявление с помощью смелой типографики. Во многих случаях типографика заменяет изображения.
Для анализа применения существующих трендов мы выбрали сообщества брендов операторов сотовой связи «МТС», «МегаФон» и «Yota» в социальной сети ВКонтакте и установили количественную корреляцию между публикуемым контентом и описанными выше трендами (таб. 1). Выборку составили публикации в период с 1 июня по 1 августа 2019.
Таблица 1
Количество постов в сообществах брендов сотовой связи
Бренд Градиент Яркие цвета Наложение цвета Анимация Естественные фото Асимметричность Иллюстрации Типографика
МТС 3 7 7 5 - 3 3 8
МегаФон - 8 2 6 3 1 4 2
Yota - 3 - 6 8 - 23 6
На основе полученных результатов мы можем заключить, какие тренды сегодня активно используются брендами в социальных сетях, а какие совсем игнорируются.
1. Градиент
Несмотря на то, что это один из самых популярных и устойчивых трендов, сообщества операторов сотовой связи не проявляют к нему высокого интереса. В ходе анализа медиаподукции мы встретили использование градиента только в визуальном контенте бренда «МТС». Как правило, градиент в данном случае использован в качестве подложки и акцентирует внимание на основном тексте. Например, «Конкурс, выиграй билеты на Раг^гуе» (рис. 1), а также «Выиграй билеты на RhymesShowв Санкт-Петербурге»
(рис. 2). В качестве основных цветов градиента выбраны фирменные цвета бренда красный и белый.
Рис. 1
Рис. 2
2. Яркие цвета
Один из главных трендов 2019 года в дизайне отлично реализуется в социальных сетях брендов сотовой связи. Например, сообщество «МегаФон» использует в качестве основных цветов фирменные зеленый и фиолетовый, разбавляя их более светлыми и темными оттенками (рис. 3). Часто такие посты представляют собой иллюстрации или коллажи (совмещение фото и иллюстрации). В сообществе «МТС» также применяются коллажи и игра цветов, на этот раз фирменного красного и синего (рис. 4). Как уже было отмечено ранее, часто бренды предпочитают яркие цвета вне собственной цветовой палитры. У сообщества «Yota» это - синий и оранжевый, они используются в качестве фона или подложки.
Рис. 3 Рис. 4
3. Наложение цвета
Данный тренд хорошо продемонстрирован в визуальном контенте сообщества «МегаФон». Здесь на основное фото накладывается подложка темно-зеленого цвета (рис. 5). Таким образом, работают и цветовые акценты (бренд использует фирменный цвет), и удобочитаемость (текст на подложке прочитывается лучше). В случае с сообществом «МТС» наложение функционирует так же, как и в предыдущем примере, но в качестве основного цвета использован фирменный красный (рис. 6).
4. Анимированная графика
Данный тренд работает во всех анализируемых нами сообществах, так как он находит большой отклик у аудитории брендов (просмотры и лайки). Как правило, это gif-анимация, в которой в том числе используется еще один тренд - яркие цвета. Анимированная графика в сообществе «МегаФон» представляет собой коллаж, в котором использованы фирменные цвета бренда и фотография человека, который двигается. Анимация в сообществе «Yota» - это, как правило, статистические данные или цифры, которые растут или меняются на глазах пользователя (рис. 7).
В анимации «МТС», помимо этого тренда, присутствует также асимметрия, иллюстрации и использование типографики (рис. 8).
se«tWj
МЕГАФОН I -^теЦ. :
t - i г, Т*
ШШР
УЧАСТВУЙ В КОНКУРСЕ
И ПОПАДИ НА ESQUIRE WEEKEND
Рис. 5
УВ1/1ДЕ ЛУН 1С
Рис. 6
Рис. 7
Рис. 8
5. Естественные фото
Тренд на естественные фото подхватило сообщество бренда «Yota». Компания активно использует в социальных сетях UGC (User-generatedcontent, или пользовательский контент) - это оригинальный контент, который создается аудиторией бренда. Это может быть все, что угодно -начиная с отзывов и комментариев в блоге и заканчивая фото- и видеороликами. Компания может использовать его в своих целях - на сайте или в социальных сетях для продвижения бренда, и часто UGC оказывается намного эффективнее обычного контента [6]. Среди естественных фото также можно выделить фотографии сотрудников, которые часто публикует бренд в своих социальных сетях (рис. 9).
Рис. 9
6. Асимметричность
Этот тренд не находит у брендов сотовой связи большого отклика, но мы встречаем его в сообществе оператора «МТС». Главная задача такого способа - выделить основной элемент и привлечь к нему внимание. В данном случае ключевым компонентом является текст, именно поэтому он представлен самым крупным блоком на изображении (рис. 10). Вторничные элементы (фреймы, надписи, иконки) создают настроение и не отвлекают от центральной фигуры.
Рис. 10
7. Иллюстрации
Это один из самых популярных трендов, используемых при создании визуального контента брендов сотовой связи. Причины популярности мы видим в простоте создания таких иллюстраций, красочность и яркость, отклик аудитории. Например, в сообществе «МТС» иллюстрации используются как полноценный комикс со своим героем и сюжетом (рис. 11). Чаще всего иллюстрации встречаются в сообществе бренда «Yota». Стандартная публикация имеет следующую структуру: голубой фон (фирменный цвет бренда), иллюстрация, текст и логотип компании (рис. 12).
Рис. 11 Рис. 12
8. Типографика
Во многих публикациях шрифт, расположенный на изображении, играет важную роль, а иногда и доминирующую. Чаще всего бренды сотовой связи используют текст в визуальном контенте, чтобы донести важную мысль (в формате высказывания или цитаты). Один из кейсов бренда «Yota» заключается в том, что пользователи бренда могли сами придумать рекламу (в основу легла фраза «Я на «Yota, потому что...») и выбрать площадку для размещения, в том числе социальные сети (рис. 13). В визуальном контенте отсутствуют элементы графики, работает только текст.
Я НА УОТА, ПОТОМУ ЧТО НЕ НУЖНО ЧАСАМИ СЛУШАТЬ МУЗЫКУ В ОЖИДАНИИ ОТВЕТА ОПЕРАТОРА
Ульяна Казармина vk.com/digb5
Рис. 13
Таким образом, можно отметить, что использование трендов в дизайне оказывает значительное влияние на визуальный контент. Бренды прислушиваются к актуальным техникам и способам передачи графической информации. Особенно четко это проявляется в социальных сетях, так как это один из самых оперативных каналов распространения и реагирования. Наиболее популярными сегодня остаются тренды на графические изображения, анимацию и использование ярких цветов. Это связано с тем, что внимание пользователя в потоке информации удержать практически невозможно без применения грамотного визуального контента, который способен «зацепить» аудиторию. Яркие цвета, изображения и движущиеся элементы - те способы, которые работают лучше всего и активнее всего внедряются в визуальный контент брендов.
Список литературы
1. Бергер А. Видеть - значит верить. Введение в зрительную коммуникацию / пер. с англ. Д. Н. Ищенко М: Издат. дом «Вильямс», 2005. 288 с.
2. Волкова В. В. Специфика медиадизайна // Вестник Московского университета. 2014. № 4. С. 5-21.
3. Елинер И. Г.Роль медиадизайна в мультимедийной культуре // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 4 (13). С. 97-101.
4. Маклюен М. Галактика Гутенберга / пер. с англ. А. Юдин. Киев: Издат. дом Дмитрия Бураго, 2003. 444 с.
5. Распопова С. С. Автор мультимедийного текста // Журналист. Социальные коммуникации. 2012. № 2. С. 84-90.
6. Самоткан К. Что такое UGC: особенности, типы и способы применения пользовательского контента // TexTerra. 2016. URL: http://bit.do/e4B3z (дата обращения 14.08.2019).
7. Симакова С. И. Инфографика как способ визуализации журналистского контента // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2015. №. 1 (15). С. 34-40.
8. Тулупов В. В. Выпуск современных СМИ в условиях конвергентности // Дизайн СМИ: тренды ХХ1века. 2014. С. 76-83.
9. Шевченко В. Э. Визуальная история как новый вид журналистского сообщения (на примере украинских журналов) // Журналистский ежегодник. 2013. № 2. Ч. 2. С. 49-52.
10. Bertin J. SemiologieGraphique. Les diagrammes, les reseaux, les cartes // J. Bertin, M. Barbut [et al.]. Paris, 1967. 454 с.
INFLUENCE OF DESIGN TRENDS ON THE VISUAL CONTENT IN SOCIAL NETWORKS
Shumakova E. A., Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, [email protected]
This article discusses the place of visual communication in modern society. Currently, information design is not only aimed at presenting information in the form of a picture or drawing, but is aimed
at delivering information exactly to the address. The author highlights the main trends in design for 2019: gradient, bright colors, color overlay, animation, natural photos, asymmetry, illustrations and typography. Based on these trends, it analyzes the community of mobile communication brands in the «VKontakte» social network. Examines the impact of highlighted trends on the visual content of brands. The author comes to the conclusion that the appearance of trends in design has a significant impact on visual content. This is especially evident in social networks, as it is one of the most efficient channels for distribution and response. The most popular today is the trend for graphic images, animation and the use of bright colors. This is due to the fact that it is almost impossible to retain the user's attention in the flow of information without the use of competent visual content that can catch the attention of the audience.
Key words: design, visual content, trends, social networks, visualization, brand.
References
1. Berger, A.(2005).Videt' - znachit verit'. Vvedeniye v zritel'nuyu kommunikatsiyu [Seeing is Believing: An Introduction to Visual Communication].M: Publ. Williams House. 288 p.
2. Volkova, V. V (2014). Specifika mediadizajna [Media Design Specifics]. Vestnik Moskovskogo universiteta [Bulletin of Moscow University], 4, pp. 5-21.
3. Eliner, I. G. (2012).Rol' mediadizajna v mul'timedijnoj kul'ture [The role of media design in multimedia culture].Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the St. Petersburg State University of Culture and Arts], 4 (13),pp. 97-101.
4. McLuhan, М. (2003). Galaktika Gutenberga [The Gutenberg Galaxy]. Kiev: Publ. House of Dmitry Burago. 444 p.
5. Raspopova, S. S. (2012). Avtor mul'timedijnogo teksta [Author of multimedia text]. ZHurnalist. Social'nye kommunikacii [Journalist. Social communication], 2, pp. 84-90.
6. Samotkan, K. (2016). Chto takoe UGC: osobennosti, tipy i sposoby primeneniya pol'zovatel'skogo kontenta [What is UGC: Features, Types, and Methods of Using Custom Content]. TexTerra [TexTerra], available at: http://bit.do/e4B3z, accessed 14.08.2019.
7. Simakova, S. I. (2015).Infografika kak sposobvizualizacii zhurnalistskogo kontenta [Infographics as a way of visualizing journalistic content]. Znak: problemnoye pole mediaobrazovaniya [Sign: Problematic Field Of Media Education], 1 (15), pp. 34-40.
8. Tulupov, V. V. (2014). Vypusk sovremennyh SMI v usloviyah konvergentnosti [Issue of modern mass media in the conditions of convergence]. DizajnSMI: trendyXXIveka [Media Design: 21st Century Trends], pp. 76-83.
9. Shevchenko, V. E. (2013). Vizual'naya istoriya kak novyj vid zhurnalistskogo soobshcheniya (na primere ukrainskih zhurnalov) [Visual history as a new kind of journalistic communication (on the example of Ukrainian magazines)]. Zhurnalistskij ezhegodnik [Journalistic Yearbook], 2, part 2, pp. 49-52.
10. Bertin J., Barbut, M. [et al.] (1967). Semiologie Graphique. Les diagrammes, les reseaux, les cartes. Paris. 454 p.
Шумакова Елена Артемьевна - лаборант-исследователь кафедры журналистики и массовых коммуникаций Челябинского государственного университета.