Научная статья на тему 'ТИПИЧНЫЕ ФОРМЫ ДОСУГА ПЕРВОКУРСНИКОВ ВУЗОВ'

ТИПИЧНЫЕ ФОРМЫ ДОСУГА ПЕРВОКУРСНИКОВ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
200
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСУГ / ПЕРВОКУРСНИКИ / МОЛОДЕЖЬ / ВУЗЫ / ОБЩЕНИЕ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ / МУЗЫКА / ПРОГУЛКИ / РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ ДОСУГА / РЕКРЕАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ДОСУГА / СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Явон Снежана Владимировна

На основе результатов анкетирования и интервью с путеводителем анализируются наиболее типичные и популярные формы проведения досуга первокурсников вузов г.о. Тольятти. Содержательная досуговая деятельность отмечена у меньшей части респондентов, преобладают развлекательные, рекреационные формы досуга первокурсников вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPICAL FORMS OF LEISURE FOR FIRST-YEAR UNIVERSITY STUDENTS

Taking the results of an questionnaire and guided interviews into account, the author analyzes the most typical and popular forms of leisure activities for first-year students of Togliatti universities. Meaningful leisure activities are typical for the minority of the respondents. Entertaining and recreational forms of leisure prevail among first-year students of HEIs.

Текст научной работы на тему «ТИПИЧНЫЕ ФОРМЫ ДОСУГА ПЕРВОКУРСНИКОВ ВУЗОВ»

DOI: 10.17805/ggz.2021.3.3

Типичные формы досуга первокурсников вузов*

С. В. Явон

Поволжский государственный университет сервиса, г. Тольятти

На основе результатов анкетирования и интервью с путеводителем анализируются наиболее типичные и популярные формы проведения досуга первокурсников вузов г.о. Тольятти. Содержательная досуговая деятельность отмечена у меньшей части респондентов, преобладают развлекательные, рекреационные формы досуга первокурсников вузов.

Ключевые слова: досуг; первокурсники; молодежь; вузы; общение; компьютерные игры; музыка; прогулки; развлекательные формы досуга; рекреационные формы досуга; содержательная организация досуговой деятельности

Typical Forms of Leisure for First-year University Students

S. V. Yavon

Volga Region State University of Service, Togliatti

Taking the results of an questionnaire and guided interviews into account, the author analyzes the most typical and popular forms of leisure activities for first-year students of Togliatti universities. Meaningful leisure activities are typical for the minority of the respondents. Entertaining and recreational forms of leisure prevail among first-year students of HEIs.

Keywords: leisure; first-year students; youth; HEIs; communication; computer games; music; walking; entertaining forms of leisure; recreational forms of leisure; meaningful organization of leisure activities

ВВЕДЕНИЕ

В современном обществе в сфере досуга молодые люди имеют наибольшие возможности для самостоятельных действий, что дает им необходимый опыт независимости (Веселкова, Прямикова, 2005). С точки зрения социологии, «свободное время» или «досуг» есть часть времени индивидуума, свободного от труда в общественном хозяйстве и посвященная удовлетворению личных физиологических, бытовых и т. д. потребностей и домаш-

* Статья подготовлена на основе доклада, представленного на IV Общероссийской (национальной) научной конференции «Моисеевские чтения» (Московский гуманитарный университет, 15-16 апреля 2021 г.).

нему хозяйству. В свободное время человек удовлетворяет свои личные духовные, физические и социальные потребности, отдыхает (Маршак, 2008). Поскольку в данном исследовании речь идет о досуге учащейся молодежи (первокурсников), свободное время понимается как внеучебное, не занятое непосредственно учебой и самоподготовкой.

ДОСУГ ПЕРВОКУРСНИКОВ: ДАННЫЕ АНКЕТИРОВАНИЯ В данном исследовании приняли участие 700 обучающихся первокурсников вузов г.о. Тольятти. При формировании выборки учитывалось статистическое распределение обучающихся тольяттинских вузов: ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет» (ТГУ) — 54 %, ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет сервиса» (ПВГУС) — 30 %, ЧОУ ВО «Тольяттинская академия управления» (ТАУ) — 8 %, АНО ВО «Поволжский православный институт им. Святителя Алексия, Митрополита Московского» (Православный институт) — 8 %. В опросе приняли участие 45 % юношей и 55 % девушек.

Одна из задач исследования — определение наиболее типичных и популярных форм проведения досуга первокурсников.

Таблица 1. Формы досуга Table 1. Leisure activities

Формы досуга в % Рейтинг

Общение с друзьями 86 1

Прослушивание музыки 83 2

Прогулки по городу 57 3

Бывать за городом, на природе, на даче 48 4

Просмотр телепередач 47 5

Игра, работа на компьютере, электронные игры 41 6-7

Посещение дискотек, молодежных клубов 41 6-7

Занятия спортом, туризмом 39 8

Просмотр видео в домашних условиях 38 9

Чтение газет и журналов 34 10

Посещение кафе, баров 33 11

Чтение книг 27 12

Бывать на концертах 25 13

Рыбалка, охота и т. д. 22 14

Зарабатывать деньги на личные расходы 19 15

Заниматься домашними делами 19 16

Посещение театров, музеев, выставок 14 17

Дополнительное образование 13 18

Самодеятельность, любительское творчество 12 19

Исходя из представленных результатов анкетирования, можно выделить несколько групп досуговой деятельности респондентов.

В первую группу, отмеченную подавляющим большинством участников исследования (86-83 %), вошли две позиции: «общаться с друзьями» и «слушать музыку». И то и другое можно расценивать как некую универсальную составляющую свободного времени юношей и девушек, не мыслящих себя вне привычного круга общения и коммуникации. А музыка, по сути дела, сопровождает их повсюду и, возможно, прослушивание музыки зачастую не воспринимается ими как некое целенаправленное действие — скорее, как естественный и неотъемлемый атрибут повседневности.

Во вторую по частоте упоминания группу вошли позиции, отмеченные примерно половиной респондентов (57-47 %). 57 % первокурсников отмечают, что любят гулять по городу. Чуть меньше половины опрошенных (48 %) предпочитают отдых за городом, на природе и даче, и почти столько же (47 %) проводят время перед телевизором. В целом, эта группа форм досуга скорее может быть отнесена к рекреации, отдыху и восстановлению, нежели к содержательной, развивающей деятельности.

Среди любителей посмотреть телевизор не очень много тех, кто считает свой досуг полезным и интересным. Большинство (51 %) пытается его разнообразить «с переменным успехом», а каждый десятый и вовсе считает его скучным. Зато респонденты, занимающиеся в свободное время дополнительным образованием, оценивают свой досуг достаточно высоко — в 60 % случаев, а «скучающих» среди них практически нет.

Третью группу видов досуга составляют позиции, пользующиеся вниманием трети и чуть более респондентов (41-33 %). В нее вошли как развлекательные формы проведения свободного времени («посещать дискотеки, молодежные клубы и т. д.» — 41 %, «смотреть видео в домашних условиях» — 38 %; «посещать кафе, бары» — 33 %), так и содержательные, требующие определенной подготовленности, предрасположенности или интеллектуальных усилий («играть (работать на компьютере) в электронные игры» — 41 %; «заниматься спортом, туризмом» — 39 %, «читать газеты и журналы» — 34 %).

Формы досуга, отмеченные четвертой-пятой частью респондентов (2719 %) образовали следующую — четвертую частотную группу. 27 % опрошенных отметили, что в свободное время любят читать книги (очевидно,

остальные три четверти респондентов не относят себя к «читающим»). Ровно четверть респондентов (25 %) с удовольствием бывают на концертах. Чуть меньше (22 %) участников опроса — «рыболовы, охотники или грибники». Наконец, каждый пятый из опрошенных первокурсников — человек вполне деловой и практичный: позиции «зарабатывать деньги на личные расходы» и «заниматься домашними делами» отметили по 19 % респондентов.

Последнюю группу видов досуга составили упомянутые сравнительно небольшим числом респондентов (14-12 %), причем эти формы проведения досуга как раз и относятся традиционно к содержательным, «развивающим». Посещать театры, музеи, выставки склонны 14 % опрошенных, «заниматься дополнительным образованием» — 13 % и «заниматься самодеятельностью, любительским творчеством» — 12 %.

Кроме анкетирования, модель исследования предполагала использование метода формализованного интервью с путеводителем, т. е. первокурсникам был предложен ряд вопросов относительно наиболее типичных форм досуга, а ответы на них представляли высказывания в свободной форме.

Такой метод исследования призван конкретизировать количественные распределения. В анкетном опросе мы получаем информацию о том, как часто молодежь посещает дискотеки, театры и т. п., какие виды досуга наиболее предпочтительны для подростков. При этом мы не знаем, что именно привлекает молодых людей в том или ином виде проведения свободного времени, какой смысл они им придают. А высказывания респондентов позволяют понять их представления по поводу проведения досуга, проанализировать мнения относительно идеального, с их точки зрения, проведения свободного времени.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ О МОДЕЛИ ИДЕАЛЬНОГО ДОСУГА

В интервью приняли участие 114 обучающихся первых курсов из четырех вузов города. Распределение респондентов по полу примерно одинаково: 55 юношей и 59 девушек.

Какие виды досуга предпочитают молодые тольяттинцы? Что им необходимо для хорошего проведения свободного времени? Эти вопросы были заданы респондентам в ходе интервью.

Оказывается, что для некоторых первокурсников проблемы свободного времени, как таковой не существует, поскольку учебный день подобен железнодорожному расписанию: «А у меня свободного времени нет. В 7 проснулся, до 16 в вузе, до 19 выполнение заданий. А там и на покой, в смысле — спать. Меня все устраивает» (Евгений, ТГУ). Как ни парадоксально, некоторые респонденты такое положение дел считают вполне нормальным:

«А где оно свободное время-то? Хватает времени только книжку почитать. Редкий случай выдается куда-то сходить по личным надобностям» (Андрей, ПВГУС). Быть может, это объясняется чрезмерным усердием в учебе, а быть может, просто организацией учебного процесса, когда обычный студент вынужден большую часть времени проводить в вузе или корпеть дома над заданиями. Поэтому для части обучающихся основная проблема организации досуга — это само наличие свободного времени: «Я бы хотел, чтобы свободного времени было больше, а то в академии загружают сильно» (Валерий, ТАУ).

Если ликвидировать дефицит свободного времени, то для его хорошего проведения не так уж много надо: как пишет юноша из ТГУ, «...хорошая компания, благоприятная погода». Однако Антон (Православный институт) перечисляет более многочисленные условия для идеального досуга: «Хорошо отдыхать это: 1. иметь деньги, чтобы можно было отдыхать; 2. иметь хороших друзей; 3. иметь хорошую работу. Если выполняются пункты 1, 2, 3, то это не жизнь, а сказка».

Размышляя над этой проблемой, Лена (ПВГУС) пишет: «У меня редко получается провести свое свободное время идеально, так как, когда есть деньги, идти некуда, а если даже нет, то идти все равно некуда. А если и есть куда, то там мне не нравится или не с кем, потому что люди у нас не умеют культурно отдыхать и весь отдых превращают в большую пьянку и извращение (горькая, но правда)». Подобные пессимистичные высказывания об условия организации досуга нетипичны для молодежи, хотя в них есть доля правды: действительно, многое зависит от материальных условий и от круга общения, однако многое зависит и от самого человека и сферы его интересов.

Озадачивая молодежь вопросом об идеальном досуге, мы не имели в виду некую универсальную схему, которая подходит всем, а стремились понять, что привлекательно для конкретного первокурсника. Девушка из ТАУ отмечает: «Почти никогда не получается провести отдых идеально. Это что-то из области фантастики». С этим можно согласиться, однако подобное высказывание свидетельствует, кроме неудовлетворенности досугом, еще и о неопределенности интересов респондента, пассивной жизненной позиции.

Среди ответов респондентов иногда встречаются крайне парадоксальные. Например, Константин (ПВГУС) пишет о том, что в свободное время ему хотелось бы заняться спортом, но на это не хватает денег, поскольку «надо купить брючки, рубашечку, ботиночки, да и за обучение надо платить, да и учиться надо и все такое». Читая эти строки, хочется прослезиться, сочувствуя бедственному материальному положению молодого чело-

века. Однако далее он пишет: «...поэтому единственным способом проведения свободного времени остается отравление организма и заглушение сознания дешевыми антидепрессантами (но не героином и ему подобными веществами). Ни к чему другому на улице больше не тянет. Ну, изредка поиграть в настольный теннис или съездить на пляж. А если сижу дома, то читаю книжки (печально, конечно, но не учебные), да играю в компьютерные игры. Молодежь и алкоголь — сегодня на 98 % неразрывные понятия. Конечно, есть исключения, но их количество ничтожно мало, это люди, запертые дома, которых родители не выпускают гулять. Такой уж нам отдых. Под конец хотелось бы привести текст одной старой песни, близкой мне и моим друзьям по духу на 100 %». Далее приводится текст известной песни группы «ДДТ» «Белая река», своего рода гимн национальному русскому напитку. Насколько известно, алкогольные напитки стоят довольно дорого, и если ограничить их потребление, или вообще исключить, то, может быть, денег как раз на оплату занятий в спортивной секции хватит? Вряд ли положение современной молодежи столь безысходно, как пытается представить этот молодой человек. Конечно, в последнее десятилетие отмечается общая тенденция увеличения потребления алкоголя молодежью, в особенности подростками, но вопрос «Пить или не пить?» решается индивидуально. Никто никого насильно водкой поить не будет, также и в спортивную секцию затащить человека помимо его воли невозможно. Свободное время, если оно появляется, предоставляет человеку свободу выбора, поэтому способ его проведения свидетельствует об уровне социальной зрелости молодого человека.

Неопределенные высказывания философского плана (например, «Мое любимое занятие — это получать удовольствие от своей, не то что бы уж очень длинной жизни» (Женя, Православный институт)) встречаются редко. Большинство первокурсников более сознательно подходят к организации свободного времени, поэтому смогли сформулировать свои пожелания. Например, Екатерина (ТГУ) пишет: «У всех представление об идеальном досуге разное, и поэтому всем не угодишь. В нашем городе много центров, клубов и др., где можно провести свой досуг. Для меня идеальный досуг — это: во-первых, я очень люблю лошадей и хотела бы заниматься в конной секции, кружке. Я хочу посещать секцию игры на гитаре. Но, мне 18 лет, а в музыкальных школах возраст ограничен. Неужели я опоздала? У многих на все это не хватает ни времени, ни средств. Хотелось бы, чтобы мечты об идеальном досуге сбылись у многих». В качестве комментария к этому высказыванию необходимо добавить, что если относиться к организации досуга как к мечте, то она так и останется мечтой. Неизвестно, насколько сложно попасть в секцию конного спорта, но в кружок игры на гитаре уж точно можно записаться в любом возрасте, было бы желание и стремление его реализовать.

Ряд высказываний респондентов содержат пожелания относительно улучшения социокультурной среды города, поскольку она рассматривается в качестве условия для организации досуга молодежи:

«Для того, чтобы идеально проводить свое время, надо создать для этого нужные условия: 1) снизить цены; 2) сделать город безопаснее» (Зинаида, ПВГУС).

«Мне не нравится малое количество концертов проводимых в городе. Хотелось бы большое количество бесплатных кружков и секций, ориентированных на выбор специализации» (Алексей, ТАУ).

«Я считаю, что для хорошего проведения свободного времени необходимо больше бесплатных кружков, секций, чтобы больше проводилось дискотек, чтобы чаще проводились рок-концерты. Больше свободного времени и денег» (Мышь, ТГУ).

«Еще было бы прекрасно, если бы проводились массовые мероприятия. Нравится, когда приезжают разные артисты и певцы, но не нравится смотреть на них в толпе, лучше в клубе» (Антонина, Православный институт).

«По-моему, для занимательного проведения досуга необходима хорошая библиотека с новейшими книгами, а не разным старьем. К тому же, всегда поджимают финансы, в театры и кино часто не сходишь — дорого. В городе нормально отмечают только День города, нет и хорошего театра, как в Самаре. По-моему, для молодежи необходимо делать скидки на все концерты, кино и тем уж более спектакли» (Яна, ТГУ).

Большинство информантов являются сторонниками активного отдыха, только каждый, по-видимому, вкладывает в это понятие свой смысл. Так, например, Сергей (ТАУ) пишет: «Уменя есть несколько видов времяпрепровождения в свободное время, например, активный отдых: лежу дома и смотрю телевизор или отдыхаю с друзьями». О вкусах, как говорится, не спорят, лежание на диване тоже можно рассматривать как проявление относительной активности, поскольку до дивана нужно, по крайней мере, дойти.

Юноша из ПВГУС считает, что смотреть телевизор, лежа или сидя на диване, не самое лучшее времяпрепровождение, он предпочитает читать книжки, играть в футбол, ходить с друзьями в кафе, играть на компьютере. Девушка Агапи (Православный институт) в свободное время, кроме чтения книг, общается с друзьями, ходит на дискотеки, гуляет в парке.

Мария (ТГУ) в часы досуга предпочитает «активные занятия спортом, помощь семье, прогулки с друзьями», а Валера (ПВГУС) также придерживается мнения, что активный отдых включает занятия спортом в университетской спортивной секции, общение с друзьями, что помогает отвлечься от насущных проблем.

Для многих подростков хорошее проведение свободного времени связано с прогулками в лесу, выездом за черту города:

«Для меня хорошее проведение свободного времени — это поход в лес с собакой Лорой (у меня своей нет, но я беру ее у бабушки) и другом Кириллом. Я люблю играть на компьютере, смотреть ТВ, слушать Моцарта, Баха, Бетховена (это серьезно, в последнее время мне очень нравится классика). Я очень люблю путешествовать. Я люблю ухаживать за моим конем, он вороной масти, русской рысистой породы, зовут Оригинал» (Анастасия, ТГУ).

«Для меня интересно было бы проведение времени, где-нибудь в лесу, парках, например, Победы, в которых много зелени, где можно погулять, посидеть с друзьями, также можно сходить на каток» (Анна, ТАУ).

Первокурсники, предпочитающие активный отдых, любят перемену мест, движение как пешком, так и на различных видах транспорта (велосипед, машина, яхта и т. д.):

«Мне нравится проводить свободное время вне города, на природе. Я люблю активный вид отдыха: ездить на велосипеде, машине или просто гулять» (Наталия, ТГУ).

«Идеальный досуг — поехать на дачу с друзьями, половить рыбу, поиграть в футбол, съездить на Волгу, почитать книгу» (Яковлев, ПВГУС).

« "Хорошее проведение " свободного времени для меня означает отдых от института. Я очень люблю лето, ходить на пляж, загорать, купаться. Все это хорошее проведение времени. Во время учебы я гуляю на улице, зимой хожу в лес. В общем, я пытаюсь постоянно чем-то заниматься, ну а если остается время, то я сплю. Общение с друзьями, я думаю, тоже хорошее проведение свободного времени. Еще я люблю путешествовать, знакомиться с новыми людьми, ездить на яхте, ходить по модным магазинам за одеждой» (Анна, Православный институт).

Трудно не согласиться с Ольгой (ТГУ), которая считает, что хороший досуг обязательно должен быть разнообразным, в зависимости от времени года, обстоятельств, настроения и т. д.:

«Для каждого человека есть свой идеальный досуг, для меня нет одного, определенного. Лето, например, люблю проводить на даче со своими друзьями, братом и зелеными грядками. Вечерами нравится гулять, днем — купаться, кататься на велосипеде, мотоцикле. Еще я люблю готовить, особенно что-то вкусненькое.

В учебный период в выходные мы семьей ездим за город, иногда даже на дачу прорываемся (зимой прыгаем из бани голышом в сугробы). Катаемся с братом на коньках, иногда на лыжах с мамой и папой. А после школы иногда гуляю с подругой — мне нравится ее общество, иногда смотрю телеви-

зор, иногда читаю, разгадываю сканворды, глажу, готовлю, как любая девочка в моем возрасте, помогаю маме».

Активный досуг в понимании молодежи редко связан с интеллектуальными видами деятельности. Высказывание Саши (Православный институт) является нетипичным, поскольку творчество — удел немногих:

«Что такое свободное время? В широком смысле этого слова — это время, свободное время от занятий по обязанности. В таком случае я провожу его вполне активно и с пользой. По-моему, главной особенностью "идеального досуга" во время учебы должна быть его направленность на творческую деятельность обучающегося, отражающую его интересы. Для меня — это и научная работа, и лекции по словесности, и занятия в газете, хотя с журналистикой я связывать свою жизнь не собираюсь. Досуг — это отдых. Но каждый человек отдыхает по-своему, поэтому и свободное время занимает разными вещами. Для меня главным отдыхом является общение с друзьями, к сожалению, большинство из них учится в других городах, поэтому видимся мы редко, но, тем не менее, во время встреч основным нашим занятием было и будет общение, прежде всего — творческое общение на различные темы».

В зависимости от уровня активности в организации досуга первокурсников их можно разделить на несколько групп. Первая группа включает респондентов, которые пытаются разнообразить свой досуг сменой различных видов деятельности (занимаются спортом, читают книги, ходят на дискотеки и т. д.). Ко второй группе относятся те, кто любят проводить досуг на лоне природы, предпочитая перемену места, используя различные виды транспорта. Третью группу сторонников активного досуга составляют респонденты, которые увлеченно занимаются каким-либо видом творческой деятельности.

Общение с друзьями — это один из самых распространенных видов досуга первокурсников. Большинство респондентов не любят проводить свободное время в одиночестве, хорошая компания — одно из важнейших условий полноценного досуга.

«Свое свободное время я люблю проводить в компании замечательных друзей, которые меня понимают и уважают. Мне нравится слушать от них какие-либо интересные истории, с которыми ты в будущем можешь столкнуться, но уже будешь знать, как в таких ситуациях нужно вести себя. А уже потом можно подумать о разнообразных развлечениях, которые по карману моим друзьям» (Алевтина, ТГУ).

«Я люблю проводить свободное время со своим любимым человеком, мы очень мало видимся» (До-Нина, ПВГУС).

«Идеальным я считаю общение с подругами и друзьями. Когда можно пойти спокойно погулять, поболтать на разные темы» (Антонина, ТГУ).

Респондентов, которые пишут о содержательной стороне общения, мало. Чаще всего общение с друзьями рассматривается как своего рода альтернатива другим видам досуга, иногда — доминирующая, иногда — дополнительная:

«Идеальный досуг — проведение времени с любимой подругой, хождение по магазинам, прогулки по городу, просмотр телепередач, хождение в гости к друзьям» (Анна, ТАУ).

«Я хочу побольше общаться с друзьями (и подругами), заниматься спортом, играть на компьютере. Но самое главное — общение, его ничем не заменишь» (Антон, Православный институт).

«Лучшее проведение свободного времени — это общение с друзьями, еще я люблю играть на компьютере, лазать в Интернете, слушать любимую музыку, еще очень люблю ходить в кино и путешествовать (особенно за границу)» (Гриша, ТГУ).

«В свободное время я люблю гулять с моими лучшими друзьями, общаться с ними, ходить в кино. Еще я люблю слушать любимую музыку и смотреть телевизор. Большую часть свободного времени я провожу в кругу своих друзей. Для меня очень важно общаться. Но не все свободное время я уделяю прогулкам, я сочиняю стихи, смотрю телевизор, читаю книги. Но часто получается, что свободного времени не хватает. Поэтому я считаю, что каждый человек проводит свой досуг по-своему. Но самое главное для меня — это быть на природе и дышать свежим воздухом» (Юлия, ТГУ).

Некоторые информанты особо подчеркивают, что общение с друзьями дает им возможность организовывать совместные мероприятия:

«Мне нравится проводить свое свободное время среди друзей, и мне без разницы, куда мы пойдем, главное, что я среди своих друзей и мне весело. Мы предпочитаем ходить на вечеринки, в кафе» (Саша, ТАУ).

«Я думаю, что свой досуг нужно проводить с хорошей компанией друзей, а с ними можно сходить в бассейн, в кино, в театр или просто поиграть в волейбол на улице, посмотреть дома хороший фильм с попкорном и чипсами, поиграть в карты. А одной — просто почитать интересную книгу со счастливым концом» (Настя, ТГУ).

Несмотря на то, что общение является важнейшим видом досуговой деятельности первокурсников, они придают ему разные значения. Некоторые респонденты особо ценят встречи с близкими друзьями или подругами, возможность поделиться своими мыслями, переживаниями, проблемами. Для других важен круг общения, т. е. люди, разделяющие общие интересы. Третьи предпочитают проводить свободное время в большой и шумной компании, где главное — веселье.

Из приведенных высказываний становится ясно, что для хорошего проведения свободного времени необходимы не только друзья, не менее важны места проведения досуга (улицы города, учреждения культуры, развлекательные центры). Например:

«Ялюблю гулять по городу, ходить в кино и в театры. Я считаю, что это будет всегда приятно для любого молодого человека» (Светлана, Православный институт).

«Люблю гулять на свежем воздухе с друзьями, не завися ни от кого, отдыхая от повседневной жизни и банальных забот» (Оксана, ПВГУС).

«Хорошим проведением времени я считаю: ходить в магазины, делать покупки, собираться с друзьями. По-моему, это самое хорошее проведение времени» (Диана, ТГУ).

«Гулять на улице, отдыхать на природе, заниматься спортом, ходить в кино, КВН, можно немного посидеть за компьютером, танцевать на дискотеках, в ночных клубах (ну, почему меня туда не отпускают родители!), общаться с интересными людьми, весело проводить время с друзьями, а в принципе это все лучше делать с друзьями (а лучше — с настоящими)» (Сержик, ТАУ).

«В свободное время мне нравится гулять с друзьями, посещать ночные клубы» (Наташа, ТГУ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Хорошим проведением свободного времени я считаю: погулять по парку с друзьями, посидеть в кафе, сходить в кино» (Катя, ТГУ).

«Для меня самое лучшее свободное время — это время, проведенное с моими друзьями. Но я не люблю просто сидеть на лавочке или ходить кругами вокруг квартала. Я люблю гулять в парке Победы или ходить на каток "Волгарь" или "Торпедо", на набережную. Но, к сожалению, так проводить время удается редко. Хотя гораздо приятнее сидеть на лавочке и смотреть на зелень, чем на проезжую часть и обшарпанный подъезд. А на праздниках, например, на День города, в парке вообще уйма народу, можно встретить тех, кого уже сто лет не видел и еще столько же не увидела бы. А вообще я очень люблю музыку, обожаю танцевать, поэтому хотела бы чаще ходить на дискотеки, но все они начинаются поздно, мама боится меня отпускать. Поэтому мне недостаточно того, что музыка играет постоянно у меня дома. Вообще, веселиться и хорошо проводить время можно везде и всегда, надо только уметь это делать и хотеть этого» (Анна, ПВГУС).

Среди высказываний нередко встречаются пожелания относительно улучшения озеленения города, поскольку парки, аллеи, пляжи являются любимыми местами отдыха молодежи:

«Я хочу гулять по красивой аллее, но у нас таких мало. Хотела бы посидеть в недорогом кафе» (До-Нина, ПВГУС).

«Хотелось бы, чтобы было больше места в городе и чтобы можно было спокойно чувствовать себя на улицах города» (Антонина, ТГУ).

«А так, я предпочитаю проводить свое время на природе, в лесу, на пляже, в парках. Или просто гулять. В нашем городе мало достопримечательностей, культурных мест и мероприятий. Надо сделать какие-нибудь марафоны, игры (на природе). Было бы весело» (Зинаида, ТГУ).

«Впрочем, мест для отдыха в нашем городе хватает, но мне бы хотелось, чтобы в нашем городе было больше аллей, парков, в которых можно просто отдохнуть» (Анна, ТАУ).

Отметим, что городская среда рассматривается первокурсниками как пространство их неформального общения. Респонденты очень редко пишут о том, что ходят к кому-либо в гости или принимают у себя гостей. Быть может, это связано с устройством современного быта, а может — с нежелательным присутствием родителей, а может — с желанием совместить полезное с приятным — прогулку со встречами с друзьями. Общение со сверстниками, как правило, происходит на улицах города, поэтому они уделяют особое внимание их внешнему виду, озеленению.

Для представителей современной молодежи хорошее проведение свободного времени ассоциируется с посещением кафе, баров, дискотек. В наше время — это престижный вид досуга, который предпочитают многие:

«Чтобы хорошо провести время с друзьями, нужно сходить в кафе, пойти погулять, пообщаться, главное — чтобы была хорошая компания» (Юля, ТГУ).

«Хорошо провести время для меня — значит пойти с друзьями на какие-нибудь массовые гуляния, в ночной клуб, просто погулять по городу в хорошей компании» (Олег, ТАУ).

«Для меня, чтобы хорошо провести досуг, например, можно сходить с друзьями или с любимым человеком в кинотеатр, пообедать в хорошем ресторане, а потом погулять по ночному городу, когда мало людей, тишина» (Лика, ТГУ).

"Я считаю, что идеальный досуг — это когда есть время (свободное), хорошее место, где можно погулять и отдохнуть. Чтобы можно было поехать с друзьями в какой-нибудь модный клуб или на дискотеку, в кафе. Можно провести свой досуг и одной. Сходить к кому-нибудь из знакомых в гости, походить по магазинам, сходить в кино или просто погулять в красивом месте (на набережной). Можно съездить с родителями на природу или на дачу» (Лиана, ПВГУС).

«Для меня хорошее проведение времени — это посидеть с какой-нибудь компанией где-нибудь в баре, или с друзьями и подругами сходить на дискотеку, или просто с подругой прогуляться, например, по парку. Вообще,

мне нравится проводить время в кругу людей, а еще лучше со своими друзьями и подругами. Мне бы хотелось, чтобы свободно в ночное время выходить гулять по городу, и чтобы никто не приставал, хорошо проводить время и знать, что ничего не случиться» (Кирилл, Православный институт).

«Хорошим проведением свободного времени для меня является отдых с друзьями где-нибудь на природе, в кафе или на дискотеке. А если нет такой возможности, то можно почитать какую-нибудь интересную книгу хорошего писателя или сходить в театр» (Тоня, ТГУ).

«Хорошее проведение свободного времени: 1. общение с друзьями; 2. путешествовать; 3. ходить в ночные клубы и знакомиться с новыми людьми; 4. спать; 5. ходить по магазинам за одеждой» (Юля, ПВГУС).

«Чтобы было весело, не менялось настроение, чтобы чувствовать себя в своей тарелке, ходить в развлекательные места» (Аня, ТГУ).

Предпочтения многих первокурсников относительно организации досуга связаны с посещением развлекательных заведений (кафе, баров, ресторанов, дискотек и т. д.). Эти виды проведения свободного времени нельзя назвать повседневными, они довольно дорогие.

Некоторые первокурсники в свободное время предпочитают посещать футбольные или хоккейные матчи, бывать в театрах и кино. Любителей зрелищных и массовых мероприятий среди современной молодежи сравнительно немного:

«Я думаю, что проводить свободное время нужно интересно и с пользой. И то, что у нас в городе Тольятти есть театры, кинотеатры, бассейны, катки — это очень хорошо, хотя их и немного» (Женя, ТГУ).

«Посещение театров, кинотеатров, дискотек, секций и кружков, подготовка к учебе, поездки в другие города» (Кирилл, Православный институт).

«Я люблю в свободное время, ходить на футбол, хоккей и в театр, читать книги» (B@ndiga, ПВГУС).

«Мне нравится ходить в кино» (Катя 13, ТАУ).

«Я люблю ходить на хоккей, на различные вечеринки, иногда, когда нечего делать, выйдешь с друзьями на улицу, купишь по банке "Пепси" и пообщаешься на разные темы. Иногда меня устраивают различные фестивали, на них тоже можно сходить. Ну, а если совсем делать нечего, и друзья все разъехались, то возьми книгу и почитай» (Валерий, ТГУ).

«Заполнением этой анкеты занимался человек, безумно влюбленный в российский футбол и тольяттинскую "Ладу", в частности. И, к сожалению, меня не устраивает отношение народа, городских и заводских властей к нашему футболу. Я считаю, что команда, играющая в таком большом и очень не бедном городе, минимум должна бороться за высшую лигу, а не как в данный момент, за выживание в первой. Команда по своему составу, в

принципе, неплохая, и играть может на более высоком уровне, чем сейчас, что и продемонстрировали в клубной игре с не самой слабой командой высшего дивизиона "Аланией"» (Страстный любитель тольяттинского футбола Саня П., ТГУ).

Некоторые первокурсники лучшим видом проведения досуга считают домашний досуг. Как ни парадоксально, но подобные предпочтения выражают в основном юноши:

«Когда у меня появляется свободное время, я играю на гитаре, гуляю, смотрю ТВ, слушаю музыку. Не люблю, когда я отдыхаю, а мама достает меня с учебой. Вечером я выхожу на улицу и отдыхаю с друзьями, пью пиво» (Александр, ТАУ).

«Для меня идеальный досуг — это, наверное, общение с друзьями, поиграть на гитаре, сидя на подоконнике (так лучше думается). В дождливый день почитать книжку. А вообще надо просто жить, жить каждую минуту» (Б.ИЖР., ТГУ).

«Я люблю в свободное время посидеть за компьютером, попечатать некоторые документы. Отдохнуть на диване, посмотреть телевизор, но и не увлекаться тоже. Наверно, придя из универа, надо сначала поесть, потом погулять, отдохнуть, и к вечеру, когда голова и тело отдохнули, садиться за домашку. Это чисто мое мнение. А еще в свободное время я люблю рисовать масляными красками. Но это получается очень редко, потому что нам задают много» (Ольга, ПВГУС).

«Хорошее проведение свободного времени для меня — это телевизор, компьютер и книги. Все это образовывает, развивает и убивает время. Всегда не хватает свободного времени, оно пролетает очень быстро за любимым занятием» (Вострецов А., ТГУ).

«В свободное время мне нравится быть в кругу семьи, друзей, читать книги, играть на флейте» (Андрей, Православный институт).

«Проведение свободного времени должно, в первую очередь, снимать усталость и давать заряд энергии, необходимой для работы. Хорошо провести свободное время — это значит почитать хорошую книгу, послушать музыку, погулять (но не загуливаться), заняться спортом. Но также неплохо поваляться на диване перед телевизором» (Руслан, ПВГУС).

«Для меня хорошее проведение своего времени — это прослушивание музыки, чтение книг, болтание по улице. В редких случаях — посещение концертов» (Алексей, ТГУ).

Домоседы разнообразят свой досуг прослушиванием музыки, просмотром телепередач, чтением книг, общением с членами семьи. Некоторые из них играют на музыкальных инструментах, занимаются хобби. В последние годы появилось такое развлечение, как компьютер.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, рейтинг популярности различных форм проведения досуга достаточно наглядно демонстрирует преобладание развлекательных, достаточную распространенность рекреационных форм отдыха. Содержательная досуговая деятельность отмечена, в целом, меньшей частью первокурсников.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

Веселкова, Н. В., Прямикова, Е. В. (2005) Социальная компетентность взросления. Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та. 290 с.

Маршак, А. Л. (2008) Досуг // Социология молодежи : энциклопедический словарь / отв. ред. Ю. А. Зубок, В. И. Чупров. М. : Academia. 608 с. С. 107-108.

Дата поступления: 23.04.2021 г.

REFERENCES

Veselkova, N. V. and Priamikova, E. V. (2005) Sotsial'naia kompetentnost' vzrosleniia [Social competence of growing-up]. Yekaterinburg : Ural University Publ. 290 p. (In Russ.).

Marshak, A. L. (2008) Dosug [Leisure]. In: Sotsiologiia molodezhi [Sociology of youth] : An encyclopedic dictionary / ed. by Yu. A. Zubok and V. I. Chuprov. Moscow : Academia Publ. 608 p. Pp. 107-108. (In Russ.).

Submission date: 23.04.2021.

Явон Снежана Владимировна — доктор социологических наук, доцент; профессор, заведующий кафедрой социальных технологий и гуманитарных наук Поволжского государственного университета сервиса. Адрес: 445017, Россия, Самарская область, г. Тольятти, ул. Гагарина, д. 4. Тел.: +7 (8482) 2290-31. Эл. адрес: kaf_st@tolgas.ru

YAVON Snezhana Vladimirovna, Doctor of Sociology, Associate Professor; Professor, Head, Department of Social Technologies and Humanities, Volga Region State University of Service. Postal address: 4 Gagarina St., 445017 Togliatti, Samara Oblast, Russian Federation. Tel.: +7 (8482) 22-90-31. E-mail: kaf st@ tolgas.ru

Для цитирования:

Явон С. В. Типичные формы досуга первокурсников вузов [Электронный ресурс] // Горизонты гуманитарного знания. 2021. № 3. С. 18-32. URL: https://journals.mosgu.ru/ggz/article/view/1450 (дата обращения: дд.мм.гггг). DOI: 10.17805/ggz.2021.3.3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.