Научная статья на тему 'Отношение орловской молодежи к танцам как способу проведения досуга'

Отношение орловской молодежи к танцам как способу проведения досуга Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
196
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСУГ / КУЛЬТУРА / МОЛОДЕЖЬ / СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ / ТАНЕЦ / LEISURE / CULTURE / YOUTH / FREE TIME / DANCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Изотов М.О.

В статье обосновывается актуальность исследования особенностей молодежного досуга в связи с необходимостью такой его организации, которая будет способствовать всестороннему развитию личности молодых людей. В целях углубления представлений о характере свободного времени молодежи города Орла был проведен анкетный опрос, который был направлен на выявление степени востребованности танцев как формы досуга в молодежной среде. В результате исследования было установлено примерное соотношение в этой социальной группе лиц, которых привлекают или не интересуют танцы в качестве досуговой деятельности. Выявлены факторы, препятствующие желанию учиться танцевать и стимулирующие его.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отношение орловской молодежи к танцам как способу проведения досуга»

DOI 10.26105/SSPU.2019.59.2.023 YAK 316.454:379.8.093(470.319) ББК 60.543.1 72(2Рос-40рл)-6в6

M.O. ИЗОТОВ

M.O. IZOTOV

ОТНОШЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ МОЛОДЕЖИ К ТАНЦАМ КАК СПОСОБУ ПРОВЕДЕНИЯ ДОСУГА

THE ORYOL YOUTH' ATTITUDE TO DANCES AS TO LEASURE ACTIVITY

В статье обосновывается актуальность исследования особенностей молодежного досуга в связи с необходимостью такой его организации, которая будет способствовать всестороннему развитию личности молодых людей. В целях углубления представлений о характере свободного времени молодежи города Орла был проведен анкетный опрос, который был направлен на выявление степени востребованности танцев как формы досуга в молодежной среде. В результате исследования было установлено примерное соотношение в этой социальной группе лиц, которых привлекают или не интересуют танцы в качестве досуговой деятельности. Выявлены факторы, препятствующие желанию учиться танцевать и стимулирующие его.

The relevance of the research of features of youth leisure is proved by the need of its organization in a way to contribute to multifaceted development of a young personality. For deepening the ideas of the nature of free time of youth of the city of Oryol the questionnaire directed at identification of degree of demand of dances as leisure forms among young people was conducted. As a result of the research the approximate ratio in this social group of young people, who are attracted or not interested in dances as leisure activity was established. The factors interfering and stimulating the desire to learn to dance are revealed.

Ключевые слова: досуг, культура, молодежь, свободное время, танец.

Key words: leisure, culture, youth, free time, a dance.

Введение. Одной из специфических и значимых сфер жизнедеятельности, что «играет важную роль в формировании личности молодого человека, во многом определяет его становление и развитие» [3, с. 96], является досу-говая. Досуг принято определять как «деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда» [6, с. 205].

Необходимость исследования особенностей процесса досуговой активности молодых людей обусловливается тем, что в совершенной, идеальной форме этот процесс должен приводить к одновременному достижению двойного результата. Как считают Н.В. Григорьева, О.М. Маслова, он должен служить «в качестве рекреационного средства, позволяющего, с одной стороны, восстанавливать интеллектуальный, культурный и физический потенциал, с другой - развивать всю совокупность духовных и физических качеств личности, исходя из ее социокультурных потребностей» [5, с. 109]. Однако в реальной жизни желаемый результат не всегда достижим, и в настоящее время в этом аспекте для российского социума сложилась негативная тенденция. Структуру предпочитаемых молодежью форм проведения свободного времени «в большей части составляет простой вид досуга (телевидение, музыка, радио, видео, отдых, посещение развлекательных заведений) в отличие от серьезного вида досуга» [8, с. 52]. Поэтому, как отмечают Е.М. Аку-лич и Л.Ю. Антонова, «изучение влияния досуга на формирование образа жизни людей, их ценностных ориентаций» [1, с. 119] является актуальной задачей для социально-гуманитарного знания. Благодаря таким исследованиям возможна разработка рекомендаций, направленных на то, чтобы «досуг становился более широкой сферой жизнедеятельности молодежи, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала» [4, с. 80] этой социально-демографической группы населения.

Цель статьи состоит в расширении представлений о тенденциях развития свободного времяпрепровождения молодежи города Орла.

Материалы и методы. Сотрудниками кафедры Естественнонаучных и гуманитарных дисциплин Орловского государственного аграрного университета с декабря 2018 года по февраль 2019 года был проведен социологический опрос в форме анкетирования на тему «Востребованность танцев как формы досуга в молодежной среде». Это исследование было направленно на выявление степени заинтересованности молодых людей в занятиях танцами. Объем выборки составил 500 человек. Из них респонденты распределились по следующим параметрам:

- по гендерному признаку опрошенные разделились ровно пополам: 50% мужчин и 50% женщин;

- по возрасту участники опроса распределились на 3 относительно сопоставимые по количеству группы: от 14 до 19 лет - 40%; от 20 до 25 лет -32%; от 26 до 30 лет - 28%;

- по характеру получаемого/полученного образования респонденты выборки характеризуются следующим образом: представители социально-гуманитарного образования - 36%, технического - 29%, естественно-научного - 35%.

Результаты и их обсуждение. Анализ результатов анкетирования позволяет утверждать, что орловская молодежь в целом положительно относится к танцам как к жанру искусства. Большинство молодых людей не отказывают себе в возможности потанцевать в свободное время, либо посещая соответствующие развлекательные заведения (клубы, дискотеки, танцевальные вечера, концерты и проч.), либо просто слушая любимую музыку. Подобные установки респондентов отразились в следующих вариантах ответов на вопрос «Нравится ли Вам танцевать под любимую музыку?»:

- «Предпочитаю только подпевать или просто слушать» (20,0%).

- «Иногда, под настроение» (48,4%).

- «Достаточно часто двигаюсь под ритм своих мелодий» (24,4%).

- «Всегда и везде танцую под любимую музыку» (7,2%).

Только пятая часть респондентов категорично не испытывает желание танцевать под любимую музыку. Ровно столько же из них предпочитают не посещать массовые места, на которых люди обычно танцуют, или не танцевать при их посещении (табл. 1).

Таблица 1

Варианты ответов на вопрос «Когда Вы посещаете места, где люди танцуют (клубы, дискотеки, танцевальные вечера и т.д.), то...» (%)

Варианты ответа Доля респондентов

«Не только люблю танцевать в общественных местах, но и выступаю с танцевальными номерами перед публикой» 8,0

«Всегда танцую так, что привлекаю взгляды окружающих людей» 15,2

«Сначала немного стесняюсь, но затем веселюсь и отрываюсь» 40,6

«Танцую, но только когда другие начинают это делать» 16,2

«Стою в сторонке. А вообще, предпочитаю на них не ходить» 20

Следовательно, подавляющему большинству молодых людей (80% респондентов) в различной степени нравится танцевать. Для многих из них танец является одним из способов отдохнуть или приято провести свободное время.

Достаточно многие представители молодого поколения не только любят танцевать в целях приятного времяпрепровождения, но и прилагают

целенаправленные усилия по обучению различным танцевальным техникам и направлениям. В частности, 18,2% орловской молодежи отметили, что регулярно посещают занятия в соответствующих клубах, кружках, а также 22,4% из них пробуют самостоятельно освоить интересные для себя танцы в процессе просмотра соответствующего обучающего видео. Формированию такой достаточно большой доли респондентов, предпочитающих делать самостоятельные попытки освоения танцевальных стилей и направлений, способствует развитие информационных технологий, благодаря которым стала доступной необходимая информация для такого времяпрепровождения. Как отмечает Д.С. Палагина, в настоящее время «компьютер, общение через интернет занимает основную часть досуга молодежи» [7, с. 111].

В таблице 2 отражено, обучению каким видам танцев отдает свое предпочтение орловская молодежь. Из нее видно, что спектр практикуемых современной молодежью танцевальных практик достаточно разнообразен.

Таблица 2

Предпочитаемые молодежью разновидности танцев (%)

Варианты ответа Доля респондентов

Бальные 8,2

Восточные 1,2

Классические 7,4

Латино-американские 4,0

Русские народные 0,8

Современные клубные 12,8

Социальные (танго, бачата, хастл и т.д.) 6,2

Другое 0,6

Систематически занимающаяся танцами молодежь отмечает, что таким способом ей удается реализовать целый комплекс своих интересов и целей, в котором удовлетворяются потребности как физиологического и витального характера, так и экзистенциального и высшего духовного уровня (табл. 3). Этим респонденты показывают свою удовлетворенность такой формы организации досуга и отмечают его положительное воздействие на физическое и эмоциональное состояние, умственное и общекультурное развитие.

Таблица 3

Удовлетворяемые молодежью потребности в процессе обучения танцам (%)

Варианты ответа Доля респондентов

Развлечение, способ приятно провести время 25,6

Возможность поправить свою физическую форму 9,2

Способ вырваться из рутины и выплеснуть негативные эмоции 12,8

Возможность выступить на сцене и стать знаменитым 8,0

Сфера для личного развития 32,4

Способ познакомиться с интересными людьми 12,4

Потенциальная или реальная возможность для заработка работой тренера, профессионального танцора 1,2

Другое 0,4

На выбор молодых людей места занятий танцами повлияли следующие параметры: известность тренера/клуба (2,2%), комфортные условия (16%), привлекательная цена занятий (14,6%), рекомендация знакомых (11,8%), удобное местоположение рядом с домом, удобный подъезд и прочее (28%).

Молодежь отметила в качестве основных, важных, с ее точки зрения, показателей работы танцевального клуба: стоимость занятий (15,2%), удобное местоположение (12,8%), комфортные условия (1,6%), достижение быстрого результата (10,8%), возможность выступать на сцене (15,4%), профессионализм тренера (7,2%), возможность выбрать одно из нескольких танцевальных направлений (24,2%).

Интересной является настроенность той группы молодых людей, которая регулярно и целенаправленно обучается танцевать, намерена не останавливаться на достигнутом, начать пробовать себя в каких-нибудь других видах танцев помимо тех, которые они уже освоили. Только 10% из них ответили, что вряд ли начали пробовать себя на новом поприще. Остальные на вопрос о желании попробовать изучить новые танцевальные техники ответили следующими утвердительными формулировками: «Для разнообразия можно немного совместить привычные занятия с занятием новых танцев» (50%), «Мне обязательно хотелось бы попробовать что-то новое» (40%).

Очень много респондентов (39,4%) в ходе опроса отметили, что, к сожалению, не имеют возможности обучаться красиво танцевать. В этой группе респондентов были выделены препятствующие началу обучения танцам факторы. В частности, к таким факторам отнесены следующие: боязнь курьезно выглядеть в процессе обучения танцам (12,4%), высокая стоимость занятий (6,5%), ограничение по здоровью (1,2%), отсутствие свободного времени (40,6%), отсутствие доступного места для обучения (2,4%), сложность освоения танцевальной техники (3,2%), другое (1,4%).

Также эта часть орловской молодежи отметила обстоятельства, способные изменить их позицию и побудить начать учиться танцевать. К этим обстоятельствам были отнесены следующие: желание вырваться из рутины и выплеснуть негативные эмоции (32,4%), потребность поправить свою физическую форму (3,6%), открытие удобного по местоположению места для занятий танцами (21,4%), предложение скидок за обучение танцами (8,2%), рекомендация и помощь знакомых (12,6%), тактичное поведение учителей танцев (2,8%), другое («Ничего не побудило бы» - 3,8%). Соответственно, исходя из отмеченных обстоятельств, можно утверждать, что «желание почувствовать вкус к жизни, жить полной жизнью на основе того увлечения, которое он выбрал сам» [2, с. 43] является для молодежи определяющим при выборе формы досуга.

Эта группа молодых людей указала, что в случае появления интереса они потенциально склоняются в сторону обучения следующих видов танцев: бальные - 3,6%, восточные - 11,4%, классические - 1,8%, латиноамериканские - 15,4%, русские народные - 0,8%, современные клубные - 28,1%, социальные (танго, бачата, хастл и т.д.) - 14,2%, другое (чечетка, твист) - 0,2%. Именно в этих разновидностях танца респонденты видят возможность для удовлетворения следующего ряда важных для них потребностей и интересов: желание вырваться из рутины и выплеснуть негативные эмоции (24,4%), желание развлечься и приятно провести время (17,6%), саморазвитие (25,4%), поправить свою физическую форму (3,2%), попробовать выступить на сцене (11,8%), познакомиться с интересными людьми (15,2%),

Выводы. Таким образом, проведенный опрос орловской молодежи позволяет утверждать, что она в целом положительно относится к танцам как форме проведения досуга. Многим молодым людям нравится как просто потанцевать в свое удовольствие, так и целенаправленно посвящать свободное время для обучения танцевальным техникам и направлениям в соответствующих специализированных местах. Достаточно большое количество респондентов, не имея возможности обучаться танцевать, также отметили,

что при определенных обстоятельствах хотели бы попробовать свои силы в этой развлекательной и развивающей сфере деятельности. Этот факт указывает на то, что если создать соответствующие условия, то танцы станут более распространенным способом проведения свободного времени современной молодежи.

Литература

1. Акулич Е.М., Антонова Л.Ю. Социальные аспекты культурного досуга жителей Тюменской области // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2018. № 5 (56). С. 119-124.

2. Аронов А.А., Кайдалова Н.С. Досуг как средство патриотического воспитания молодежи // Мир образования - образование в мире. 2015. № 3 (59). С. 42-46.

3. Газалиева З.Б. Досуг студенческой молодежи Дагестана в 1965-1985 гг. // Общество: философия, история, культура. 2018. № 10. С. 96-100.

4. Григорьева Е.С., Зайцев В.А. Взгляд студенческой молодежи на активный и пассивный досуг // Инновационные технологии в науке и образовании: сб. статей VI Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. 2017. С. 77-80.

5. Григорьева Н.В., Маслова О.М. Молодежный досуг в условиях современного города // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. История. Политология. Социология. 2013. № 2. С. 109-113.

6. Дятлова Е.А. Ценностные ориентации и досуг студенческой молодежи // Вестник торгово-технологического института. 2010. № 3. С. 204-209.

7. Палагина Д.С. Досуг современной молодежи // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2016. № 45. С. 109-112.

8. Рожкова Л.В., Дубина А.Ш., Голубев И.А. Досуг современной молодежи регионов Поволжья // Вестник науки. 2018. Т. 1. № 6 (6). С. 51-57.

References

1. Akulich E.M., Antonova L.Yu. Social aspects of cultural leisure of residents of the Tyumen region. The Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2018, N 5 (56), pp. 119-124.

2. Aronov A.A., Kaidalova N.S. Leisure as means of patriotic education of youth. The World of education - education in the world. 2015, N 3 (59). C. 42-46.

3. Gazalieva Z.B. Leisure of student's youth of Dagestan in 1965-1985. Society: philosophy, history, culture. 2018, N 10, pp. 96-100.

4. Grigor'eva N.V., Maslova O.M. Youth leisure in the conditions of the modern city. The Bulletin of Voronezh State University. Series: History. Political science. Sociology. 2013, N 2, pp. 109-113.

5. Dyatlova E.A. Valuable orientations and leisure of student's youth. Bulletin of trade Institute of Technology. 2010, N 3, pp. 204-209.

6. Palagina D.S. Leisure of modern youth. Problem and the prospect of development of education in Russia. 2016, N 45, pp. 109-112.

7. Rozhkova L.V., Dubina A.Ch., Golubeev I.A. Leisure of modern youth of regions of the Volga region. Messenger of science. 2018. T. 1, N 6 (6), pp. 51-57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.