Научная статья на тему 'Социальные танцы как средство гармонизации коммуникативной составляющей личности'

Социальные танцы как средство гармонизации коммуникативной составляющей личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1869
254
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ / SOCIAL DANCES / КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / ГАРМОНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / HARMONIZATION OF PERSONALITY / ФУНКЦИИ / FUNCTION / ПАРНАЯ ХОРЕОГРАФИЯ / STEAM CHOREOGRAPHY / СРЕДСТВО / ДОСУГ / LEISURE / ОРГАНИЗАЦИЯ / ORGANIZATION / ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИЕ ТАНЦЫ / LATIN AMERICAN DANCING / ФОРМИРОВАНИЕ / СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД / MODERN APPROACH / VEHICLE / SHAPING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мочалова Н.В.

Рассмотрена роль социальных танцев как действенного средства гармонизации коммуникативной составляющей личности. Показаны факторы активной организации досуга средствами социальных танцев. Выявлены проблемы и предложены направления создания пласта социальных танцев в российской хореографической практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные танцы как средство гармонизации коммуникативной составляющей личности»

УДК 379.82

Н. В. Мочалова

СОЦИАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ КАК СРЕДСТВО ГАРМОНИЗАЦИИ

КОММУНИКАТИВНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЛИЧНОСТИ

Ключевые слова: социальные танцы, коммуникация, гармонизация личности, функции, парная хореография, средство, досуг, организация, латиноамериканские танцы, формирование, современный подход.

Рассмотрена роль социальных танцев как действенного средства гармонизации коммуникативной составляющей личности. Показаны факторы активной организации досуга средствами социальных танцев. Выявлены проблемы и предложены направления создания пласта социальных танцев в российской хореографической практике.

Key words: social dances, communication, harmonization of personality, function, steam choreography, vehicle, leisure, organization,

Latin American dancing, shaping, modern approach.

Discuss the role of social dancing as an effective means of harmonizing the communicative component of the personality. Shows the factors active leisure means of social dancing. Identified problems and proposed direction of creating a reservoir of social dancing in the Russian choreographic practice.

Проблема исследования определяется как организационно -педагогические условия

формирования коммуникативной составляющей личности средствами хореографии социальных танцев.

Social dance, в переводе с английского социальные танцы, определяют ту категорию танцев, которые преимущественно используются в качестве обмена положительными эмоциями между партнерами во время досуга, организация которого доставляет немало забот в современных условиях, так как человек не только трудится, он еще и восстанавливает свою трудоспособность для повышения производительности, что возможно только во время досуга от организации которого это становиться возможным и достижимым. То есть получается цепь взаимосвязанных событий, где одним из факторов активной организации досуга являются социальные танцы. [1]

Социальные танцы, как правило, парные танцы, в которых порой происходит обмен партнёрами, что повышает их коммуникативную значимость.

Приводя примеры социальных танцев, следует вспомнить наиболее популярные среди них - это группа латиноамериканских танцев, распространенных в сфере досуга, которые доступны благодаря кружковой работе в домах культуры, в центрах массового досуга практически всем, не зависимо от возраста и профессий.

Можно перечислить социальные танцы, популярные и в России, в число которых входят аргентинское танго, буги-вуги, самба, сальса. Но это не весь перечень, поскольку природа латиноамериканских танцев достаточно

разнообразна, и они бывают не только простыми, то есть доступными для исполнения дилетантов, что делает их привлекательными при организации досуга, но и сложными в исполнении, то есть требующими определённого навыка исполнения. К ним можно отнести бальбоа, бачата, машише, самба де гафиейра, ирландские сетовые танцы, форро,

хастл, руэда, вест кост свинг, зук, линди хоп, реггетон, кизомба, меренге и еще ряд других.[2]

Социальные танцы, например, в отличие от бальной хореографии, как правило, легки в исполнении, поскольку в них нет сложных и длинных схем, большинство современных социальных танцев представляют собой импровизацию. Отсутствие чётких схем при построении танца вызывает необходимость в обучении техники танца и в первую очередь партнера, который ведет в танце, а партнерша в этом случае играет роль ведомой и ее главная задача красиво выполнять свои движения, преподнести гармонию танца. Таким образом, сущность социальных танцев заключается в активном контакте между партнерами, для которых танец становится формой общения. Если посмотреть на афиши, то можно заметить, что в большинстве клубов регулярно проводятся танцевальные вечеринки и другие мероприятия, связанные с праздничными датами на которых можно практиковать обучение социальным танцам, наряду с другими танцами. Как показывают данные проведенных исследований относительно популярности социальных танцев среди населения, поклонники социальных танцев самостоятельно организовывают танцевальные вечеринки, совместные праздники и выезды на природу. Данные мероприятия способствуют формированию тесного контакта между участниками сообщества, что особенно актуально в наши дни, когда большая часть времени проводится на работе, а на отдых, тем более активный, его катастрофически не хватает. [3] Здесь хотелось бы добавить еще и тот факт, что люди любой возрастной категории хотели бы танцевать доступные танцы, но, к сожалению, на танцевальные вечера ходит в большей степени женский пол, а социальные танцы это парные танцы, отсутствие партнера не позволяет их реализовать. Причиной отсутствия на танцевальных вечеринках мужчин объясняется тем, что это не мужское занятие, а те которые хотели бы они стесняются своей необученности, а многим просто

не интересно переминаться с ног на ноги, или как они говорят топтаться на месте, несмотря на то, что все ждут, когда же будет медленный танец. А как только медленный танец начинается, танцпол редеет, ввиду нехватки пар.

Первые русские массовые танцы были хороводными, водили хоровод в основном девушки. Исстари юношей для парных танцев тоже не хватало, поскольку несмотря на высокую рождаемость, до сих пор сохраняется высокая смертность среди мужской половины общества. Если в старину юноши вели кулачные бои, чтобы показать свою удаль, то сегодня они выбирают также экстремальные вещи. В этой связи создание новых видов социальных танцев в России должно проходить с ориентацией на семейный досуг, чтобы на танцевальные вечеринки ходили семейные пары. Такой вид досуга, то есть общение языком танца может иногда решить многие семейные проблемы, поскольку в танце можно прожить маленькую историю, хоть на какое-то время, забывая о проблемах и тревогах. Помимо всего прочего социальные семейные танцы это полезное с точки зрения здоровья вещь. Человек находится в движении в гармонии с музыкой, при этом улучшается осанка, повышается гибкость. Выплескивая свои эмоции в танце, то есть, вытанцовывая все свои проблемы, человек становиться свободным и готовым к новым свершениям, повышая свою производительность во всех областях деятельности. [4]

Если рассматривать социальные танцы как танцы социума, понимая под этим доминирующую культуру в определенной социальной территории, в которой формируются традиции, то можно сказать что именно эти традиции и формируют социальные танцы в данной географической местности. Встает вопрос, были ли в российской практике танцы социума? Наверное, да, если вспомнить о том, что в любой русской вечеринке танцевали барыню, в татарских - эпипэ, в цыганских - цыганочку, причем каждый танцующий импровизировал по своему, но в целом повторял те движение, которые наряду с музыкальным сопровождением различали танец как таковой. К танцу с давних времен относились с глубоким уважением, аристократы организовывали балы, где происходило общение. Детей с раннего детства обучали танцевальным движениям, рисунку танца, поскольку танец является единственным видом искусства, в котором человек являясь главным инструментом, может выразить не словами свои чувства.

Многие социальные танцы представляют собой своего рода лекарства от стеснительности и скромности. Это не в том плане, что человек теряет самообладание и нарушает определенные нормы поведения, напротив, в социальных танцах роль самообладания и норм поведения повышается. Любое движение как шаг и гарантия здоровой жизни усиливает в танце приписанный эффект за счет музыкального сопровождения, делая танцевальные занятия максимально приятными, интересными и увлекательными.

Таким образом, основными

характеристиками социальных танцев или их функциями является, прежде всего, коммуникативная, поскольку социальные танцы выступают как повод для общения, которого в настоящее время не достает людям в силу разных причин. Помимо коммуникативной социальные танцы включают в себя эмоциональную, социализирующую, рекреационную,

психотерапевтическую и информативную функции, которые в общей сложности определяют возможности данной танцевальной хореографии в совершенствовании и развитии коммуникативной сферы личности. [5]

Еще раз отметим, что среди социальных танцев наиболее распространенными и популярными являются латиноамериканские танцы, именно они вызывают особый интерес у желающих научиться танцевать. Причиной тому является тот факт, что латиноамериканские социальные танцы это отличный способ самовыражения для людей любой возрастной категории. Кроме всего прочего они не требует специальной физической подготовки, особенностью их является большое количество импровизаций во время танцевальных па. Еще одним условием популярности являются зажигательные ритмы музыки латиноамериканской, которые сегодня бьют все рекорды по популярности. Услышав их, у большинства людей появляется желание отбросить прочь рутинные дела и окунуться в атмосферу латиноамериканского танца.

Сегодня Россия, пожалуй, одна из немногих стран, где существует государственная система профессиональной подготовки

хореографов. Профессиональный педагог танца, зная основы хореографического искусства, владея искусством классического и народного танца, может ли быть автором социальных танцев? Для профессионала балетмейстера сегодня социальные танцы явление недостойное, что-то связанное с клубной работой, работой с дилетантами, которые никогда не занимались хореографией, а танцевать хотят. И вот здесь рождается еще одна проблема, проблема повышения интереса к социальным танцам со стороны педагога-хореографа, который принимая всерьез необходимость создания российских социальных танцев, может не только создать ряд их, включая в постановку не сложные парные движения, с частотой повторения позволяющей увидеть рисунок танца и прививающей интерес к нему.

Как показывает опыт и практика молодые люди увлекающиеся латиноамериканскими социальными танцами более общительны, они уверены в себе, в них в большей степени проявляется способность контролировать аффективные вспышки, преобладает

сотрудничество как стиль поведения в конфликте.

Таким образом, можно выделить проблемы формирования пласта социальных танцев в российской практике

Первой и наиболее значимой является отсутствие российских социальных танцев вообще.

Второй проблемой является создание социальных танцев, в работе над которыми должны быть привлечены хореографы, деятельность которых должна быть ориентирована на потребности социума.

Третьей проблемой является создание музыкального сопровождения российских социальных танцев, ритмы которых должны не только зажигать, но и иметь некую ориентацию на российские музыкальные ритмы.

Четвертой проблемой является пропаганда российских социальных танцев, которые должны стать не только формой для организации семейного досуга, но и в целом быть ориентированными на развитие коммуникативной составляющей личности на ее гармонизацию.

Пятой проблемой, возможно не последней, является обучение российским социальным танцам как можно с раннего детства и через всю жизнь человека.

Социальные танцы в российской практике должны стать ценностными ориентирами,

воспитывающими гражданские позиции,

патриотизм, повышающими культуру общества,

человека, личности. [6]

Литература

1. Novikova I.A., Tolstova D.A. Salsa: Just Dance, or Lifestyle Change? // International Psychology Bulletin. -2013. - Volume 17. - № 3. - P. 65.

2. Кабурнеева Е.О. Педагогические традиции хореографического образования в России / Е.О. Кабурнеева //Вестник Московского университета МВД России.- 2010.- № 7.- С.14-16.

3.Пасынкова Н. Б. Влияние музыкального движения на эмоциональную сферу личности / Н. Б. Пасынкова // Психол. журнал. - 2002. - № 4. - С. 142-146.

4. Мочалов Д.В. Развитие творческой личности в самодеятельном хореографическом коллективе /Д.В.Мочалов // Вестник Каз. технол. ун-та. - 2012.- №7.-С.257 - 263.

5. Гейхман Л.К. Информационное общество: от педагогики преподавания к педагогике учения // Вестник Каз. технол. ун-та. - 2010.- № 12.- С.102 - 104.

6.Зинурова Р.И. Особенности гражданского самосознания и патриотизм в молодежной среде Республики Татарстан / А.Р.Тузиков, С.А. Алексеев, Т.Н. Липатова // Вестник Каз. технол. ун-та. - 2013.- № 6.- С.265 - 269.

© Н. В. Мочалова - старший преподаватель, кафедры народного танца КазГУКИ, mdev2401@mail.ru. © N. V. Mochalova - senior lecturer, Department of folk dance, Kazan state University of culture and art, mdev2401@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.