Научная статья на тему 'Досуг старших городских подростков: научная диагностика и задачи в сфере государственной политики'

Досуг старших городских подростков: научная диагностика и задачи в сфере государственной политики Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
976
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА / СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ / ДОСУГ / МОЛОДЕЖНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / YOUTH PUBLIC POLICY / FREE TIME / LEISURE / OLDER TEEN AGE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Селиванова З. К.

В статье изложена динамика результатов серии социологических исследований, проведенных автором в городах Республики Башкортостан в 1993, 1995, 1997, 1999, 2010, 2014 годах. Объектом исследования была городская молодежь старшего подросткового возраста (14-18 лет). Целью исследований являлся анализ ценностных предпочтений, в том числе в сфере досуга через диагностику реального состояния и желаемых форм свободного времяпровождения подростков, а также выявление направлений возможной их коррекции при осуществлении государственной молодежной политики. Выявлено, что доминирует воспроизводство традиционных здоровых ценностей в проведении досуга, но у большой части подростков существуют значительные резервы свободного времени, плодотворность использования которого можно повысить организованными формами при осуществлении государственной молодежной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEISURE of SENIOR URBAN ADOLESCENTS: A SCIENTIFIC DIAGNOSIS AND TASKS IN THE SPHERE OF PUBLIC POLICY

The dynamics of the results of a series of sociological studies conducted by the author in the cities of the Republic of Bashkortostan in 1993, 1995, 1997, 1999, 2010, 2014 years are described in the article. The object of the study was urban older adolescents (14-18 years). The aim of our research was the analysis of value preferences, including in the sphere of leisure through the diagnosis of the actual state and desired forms of spending leisure time by teenagers, as well as identifying areas of possible correction in the implementation of state youth policy. It is revealed that reproduction of traditional healthy values dominates in leisure activities, but a large part of the teenagers has significant reserves of free time, which fruitfulness can be improved by implementation of organized forms in the youth state policy. In this regard, systematic diagnostic study should be held and improved designs be applied, both in learning activities and in practices of interaction between state and public organizations in the youth field and educational institutions to improve their operations with the use of modern management techniques and information resources.

Текст научной работы на тему «Досуг старших городских подростков: научная диагностика и задачи в сфере государственной политики»

УДК 316.752

ДОСУГ СТАРШИХ ГОРОДСКИХ ПОДРОСТКОВ: НАУЧНАЯ ДИАГНОСТИКА И ЗАДАЧИ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

© З. К. Селиванова

Московский энергетический институт Россия, 111250 г. Москва, ул. Красноказарменная, 14.

Тел.: +7 (495) 362 77 07.

Email: [email protected]

В статье изложена динамика результатов серии социологических исследований, проведенных автором в городах Республики Башкортостан в 1993, 1995, 1997,1999, 2010, 2014 годах. Объектом исследования была городская молодежь старшего подросткового возраста (14-18 лет). Целью исследований являлся анализ ценностных предпочтений, в том числе в сфере досуга через диагностику реального состояния и желаемых форм свободного времяпровождения подростков, а также выявление направлений возможной их коррекции при осуществлении государственной молодежной политики. Выявлено, что доминирует воспроизводство традиционных здоровых ценностей в проведении досуга, но у большой части подростков существуют значительные резервы свободного времени, плодотворность использования которого можно повысить организованными формами при осуществлении государственной молодежной политики.

Ключевые слова: молодежь старшего молодежная государственная политика.

Молодежь - это будущее страны и завтрашние участники взрослой жизни. В современной России молодежь составляет треть от всего населения [1]. Спектр молодежных проблем обширен, среди которых особо выделяется проблема досуга молодежи. И это понятно, ведь во многом именно от того, насколько продуктивно и каким образом используется свободное время, зависит качество дальнейшей жизни молодых людей, характер привычек и система ценностей. Поэтому проблема проведения свободного времени молодежью во всех странах была и остается актуальной и постоянно привлекает внимание ученых. И хотя в настоящее время в России результаты научных исследований слабо используется в практике выработки и осуществления государственной молодежной политики, но опыт развитых и интенсивно развивающихся стран (особенно Китая и Индии), да и опыт советского периода в истории нашей страны показывает, что обойтись без этого невозможно.

В разное время многие ученые, как зарубежные (например, М. Каплан, Р. и Х. М. Линд, М. А. Смит), так и отечественные (М. К. Горшков, Б. А. Грушин, Ю. А. Зубок, Г. Е. Зборовский, С. Н. Иконникова, И. С. Кон, В. Т. Лисовский, Б. Г. Мосалев, В. Д. Патрушев, Б. А. Трегубов, В. И. Чупров, Ф. Э. Шереги, В. А. Ядов и другие) занимались изучением досуга и свободного времени населения, в том числе молодежи, выявлением структуры досуговых предпочтений, анализом различий в способах проведения свободного времени.

Сегодня известно, что свободное время может оказаться как компонентом воспитания и самовоспитания, так и бесполезного и даже деструктивного, разрушительного по отношению к личности времяпровождения. Поэтому важно понять, как организован досуг подростков, как им помочь

подросткового возраста, свободное время, досуг,

конструктивно использовать свободное время - не секрет, что значительная часть подростков не способна самостоятельно конструировать и даже использовать существующие организованные фор -мы проведения досуга.

Показатели свободного времени введены в науку еще в начале ХХ века. Так, в интерпретации академика С. Г. Струмилина они выглядят следующим образом: физическое развитие (физкультура, спорт, прогулки, туризм); культурная самодеятельность (общественные обязанности, учеба, посещение лекций, музеев, чтение книг...); художественная самодеятельность; культурный отдых (кино, театр, домашние игры...); прочие развлечения (прием гостей, хождение в гости), бездеятельный отдых [2]. И действительно, в российском обществе сложилась традиция, с точки зрения которой ожидается, что свободное время молодежь должна преимущественно использовать на саморазвитие и совершенствование подростком себя в плане физическом, нравственном, эстетическом, на повышение культурного уровня, на развитие и реализацию своих творческих способностей, развитие навыков общения в своей социальной среде, а также на психологический и физиологический отдых, что также является здоровой формой проведения досуга. Бездеятельный отдых за пределами физиологической необходимости с точки зрения традиции не одобряется, а деконструктивные формы отдыха, разлагающие личность - осуждаются.

Современным городским подросткам урбанистический образ жизни предоставляет значительное время для досуга. В советское время свободное время было более организовано - молодежь была задействована через пионерские и комсомольские организации в различных трудовых мероприятиях в особенности посредством общественно полезного

труда, начиная со сбора металлолома, макулатуры, помощи ветеранам, вплоть до помощи колхозам в сборе урожая и т.д. Большое образовательное и воспитательное значение имели политинформации; поощрялись и мотивировались организованные формы досуга (кружки, секции, спортивные соревнования и т.д.). Мотивация для участия усиливалась посредством соревнований, контролем со стороны пионерских и комсомольских организаций, классных руководителей. Одновременно контроль и коллективное моральное неодобрение позволяло достаточно эффективно ограничивать возможности неконструктивных и деструктивных форм проведения досуга.

В настоящее время подростки в значительно большей степени предоставлены самим себе. Да, для них работает огромное количество различных организаций в сфере досуга, особенно в городах. К исторически сложившимся типам организации досуга в сфере культуры и искусства, таким как спортивные секции, школы по искусству, центры творчества, дворцы культуры, музеи, парки культуры и отдыха, кинотеатры, театры, клубы, библиотеки, центры досуга и т.д., добавилось большое число самодеятельных фондов, объединений, центров, союзов. Например, в Башкортостане существует сеть детских и молодежных общественных организаций - на сайте Министерства молодежной политики и спорта Республики Башкортостан размещен список 18 молодежных общественных организаций, расположенных в городе Уфе [3]. Однако при этом сама молодежь не всегда активно стремится к участию в организованных формах досуга, да и существующее число и спектр молодежных организаций не могут охватить досуговую деятельность всех возрастных когорт молодежи и всех групп интересов.

Каких же систем ценностей, форм досуга придерживаются современные городские подростки? Приведем результаты серии социологических исследований, проведенных автором в городах Республики Башкортостан (Опросы в разные годы проводились в следующих городах: Уфа, Кумертау, Октябрьский, Стерлитамак, Салават, Мелеуз, Туймазы. Выявилось отсутствие различий в распределении мнений респондентов по месту жительства.) в 1993, 1995, 1997, 1999, 2010, 2014 годах. Объектом исследования является городская молодежь старшего подросткового возраста (14-18 лет). Целью исследований является анализ ценностных предпочтений в сфере досуга через диагностику состояния, динамики и желаемых форм свободного времяпровождения подростками, выявление резервов свободного времени для возможной коррекции при осуществлении государственной молодежной политики.

Для выявления динамики нами использована методика повторных исследований с соблюдением единых процедур, единой анкеты и квотно-гнездовой выборки, обеспечивающей репрезентативность свыше 95%.

Опросы проводились в средних школах, училищах, колледжах, техникумах. В 1993 г. выборочная

совокупность составила 936 человек; в 1995 г. - 400 чел.; в 1997 г. - 455 чел.; в 1999 г. - 860 чел.; в 2010 г. - 893 чел.; в 2014 г. - 991 чел. Все исследования проводились с соблюдением единых процедур опроса, в один временной период (май месяц), на основе однотипных анкет, обеспечивающих понимание респондентами задаваемых вопросов и возможность последующей однозначной интерпретации ответов.

Для выявления прожективных предпочтений способов времяпровождения респондентам предлагалось ответить на вопрос «Как бы тебе хотелось проводить свободное время?» с правом выбора до 5-ти вариантов ответов — причем, этот вопрос органически включает в себя элемент внутренних целевых установок в виде мечтаний подростков [4]. Для выявления реальной структуры времяпровождения использовался вопрос «Как ты чаще всего проводишь свободное время?», также с правом выбора до 5-ти вариантов ответов.

Полученные результаты целесообразно разделить по половому признаку, поскольку в данных вопросах это единственно значимая корреляция (принципиальных различий по возрасту не наблюдается, по национальному признаку различий также нет).

Рейтинг во всех таблицах выстроен по 2014 году.

Вначале рассмотрим, как юноши предпочитают проводить свободное время и как на самом деле проводят его (табл. 1, 2).

Не комментируя таблицу 1 в целом ввиду ее наглядности, обратим внимание лишь на наиболее яркие элементы динамики. В 2014 г. в рейтинге лидируют два варианта ответа «заниматься спортом» и «отдыхать в компании друзей», увеличившись на 67% по сравнению с 2010 г. Начиная с 1997 г. вариант ответа «поездить по свету» устойчиво удерживался в рейтинге на первом месте, но в 2014 г. уменьшился процент юношей, желающих «поездить по свету» и этот вариант ответа опустился в рейтинге на 3-е место. Вариант ответа «заняться коммерцией, открыть свое дело», начиная с 1993 г. постепенно набирая проценты, увеличившись втрое, в 2010 году занимает в рейтинге 5-е место, потом уменьшается в процентном значении и переходит на 6-е место. В 2014 г. желание юношей проводить свой досуг вместе с родными, родителями или со своей семьей вновь увеличилось по сравнению с предыдущими годами, а по отношению к 1993 г. возросло в два раза, хотя в рейтинге этот вариант ответа остается на 8-м месте. Вариант ответа «учеба, овладение науками, искусством, получение профессии», постепенно «набиравший вес» в динамике и в 2010 г. перейдя в первую десятку, в 2014 г. вновь снижается до 14-го места. В 2014 г. доля юношей, желающих проводить свое свободное время за чтением книг, снизившаяся начиная с 1997 г. до 14%, остается примерно такой же. Процент желающих ходить на «танцы, дискотеки, в клубы, на опен-эйры» по сравнению с 1993 г. уменьшился в три раза и по сравнению с 2010 г. в два раза. Одновременно растет процент желающих

Таблица 1

Динамика рейтинга предпочтений способов проведения свободного времени юношами* _(в % от числа опрошенных с разбивкой по годам)_

№ Вариант ответа Год

1993 1995 1997 1999 2010 2014

1 Заниматься спортом 43.4 59 44.5 47 41.6 47.3

2 Отдыхать в компании друзей (плюс со своими ребятами с 1997 г.) 49 49 49.5 59.8 40.9 47.3

3 Поездить по свету 28 40 58.5 60.3 51.4 43.1

4 Рыбалка, лес, туризм (отдых за городом с 1997 г.) 40 54 45 47.8 33 39.2

5 Слушать музыку (с 1997 г) 0 0 34 47 27 33.7

6 Заняться коммерцией, открыть свое дело 11.7 12.5 26.5 32 31.7 24.5

7 Заниматься своим увлечением, хобби 0 17 19 14 22 23.7

8 С родными, родителями или со своей семьей 10.8 17.5 15 10.7 16 21.2

9 Общаться в социальных сетях («В контакте», «Одноклассники» и т.п. с 2010 г.) 0 0 0 0 14.6 17.5

10 Играть в многопользовательские онлайн игры через Интернет (с 2010 г) 0 0 0 0 16 15.9

11 Чтение интересных книг 24 16.7 18 14.5 13.6 14.3

12 Смотреть кино, видео (с 2010 г. DVD) 26.4 15 27 35.3 18 10

13 Почаще бывать в кафе, барах, ресторанах 5.5 9 6 14.5 14.8 9.6

14 Учеба, овладение науками, искусством (плюс иностранными языками с 1997 г.), получение профессии 6 10.8 13.5 11 16.7 9

15 Приобщаться к высокому искусству, музыке, живописи (плюс ходить в театры, на концерты, выставки и т.д. с 1997 г) 1 1.7 3.5 3.6 10 8.4

16 Ухаживать за огородом (плюс отдыхать на даче с 1997 г.) 6.4 5.8 5.5 6.8 5.4 8.4

17 Танцы, дискотеки (плюс ходить в клубы, на опен-эйры с 2010 г.) 20.9 20.8 20 26 15.7 6.5

18 Играть в однопользовательские игры без подключения к сети Интернет (с 2010 г.) 0 0 0 0 7.8 4.5

19 Свой вариант ответа 2 3.3 0 0.2 2 4.4

20 Ничего не делать (с 1997 г) 0 0 0.5 2.5 2 2.6

Примечание: В скобках указаны дополнения к формулировке вариантов ответов, введенные в разные годы.

Таблица 2

Динамика рейтинга способов проведения свободного времени юношами*

_(в % от числа опрошенных с разбивкой по годам)_

Вариант ответа Год

1997 1999 2010 2014

1 Слушаю музыку 63.5 70 58.7 60.8

2 Отдыхаю в компании друзей, с ребятами 60 65.5 56 59.6

3 Занимаюсь спортом 46.5 50.2 51.6 50

4 Общаюсь в социальных сетях («В контакте», «Одноклассники» и т.п.) 0 0 38 49.2

5 Играю в многопользовательские онлайн игры через Интернет 0 0 26.5 35.3

6 Занимаюсь своим увлечением, хобби 18.5 18 27 28.8

7 Рыбалка, лес, туризм, отдых за городом 46.5 43 30.8 27.8

8 Смотрю ТВ, кино, видео, DVD 64.5 69.7 43.4 25.9

9 Провожу время с родными, родителями или со своей семьей 25 21 22.5 20.6

10 Читаю интересные книги 30 24.5 16.9 18.2

11 Ухаживаю за огородом, отдыхаю на даче 15 16 5 16.7

12 Играю в однопользовательские игры без подключения к сети Интернет 0 0 18.8 12.8

13 Дополнительная учеба (овладение науками, иностранными языками и т.д.) 0 0 13.6 11.2

14 Ничего не делаю 3 3 3 6.3

15 Свой вариант ответа 3 4 3.5 5.7

16 Хожу в кафе, бары, рестораны 1.5 10 11.5 5.7

17 Свободного времени практически нет 4 4 5.6 3.9

18 Хожу на танцы, дискотеки, в клубы, на опен-эйры 21.5 26.5 13.4 3.1

19 Хожу в театры, на концерты, выставки и т.д. 1.5 1.9 1.9 2.6

общаться в социальных сетях и играть в компьютерные игры. Хотя, начиная с 1999 года частота выбора варианта ответа «почаще бывать в кафе, барах, ресторанах» увеличилась вдвое, но в 2014 году мы наблюдаем, что среди предпочтений проведения свободного времени этот вариант набирает меньший процент по сравнению с предыдущими годами. Все большее число юношей предпочитают «ухаживать за огородом и отдыхать на даче».

Теперь покажем, как в реальности юноши проводят свой досуг, для чего проанализируем таблицу 2. Начиная с 1997 года, удерживают лидирующие первое и второе места варианты ответа «слушаю музыку» и «отдыхаю в компании друзей, с ребятами», набрав по 60%. Юноши активно «занимаются спортом» и «общаются в социальных сетях» (по 50%). Кроме этого молодые люди выбирают варианты ответов, набирающие по 30-35% в следующей последовательности: «играю в многопользовательские онлайн игры через Интернет», «рыбалка, лес, туризм, отдых за городом», «занимаюсь своим увлечением, хобби», «смотрю ТВ, кино, видео». Вариант ответа «рыбалка, лес, туризм, отдых за городом» в динамике набирает все меньший процент, уменьшившись на 20% по сравнению с 1997 г., а вариант «занимаюсь своим увлечением, хобби» наоборот «набирает вес», увеличившись на 10% по отношению к 1997 г., и вариант «смотрю ТВ, кино, видео» в процентном соотношении уменьшился на 40% по сравнению с 1997 г. В таблице 2 прослеживается, что юноши все больше увлекаются своим хобби и можно предположить, что это слушание музыки; занятия спортом; отдых в компании друзей, так как в предложенном варианте «свой вариант ответа» небольшой процент юношей прописывают «катание на велосипедах» или «сплю». Остальные предложенные варианты набирают значительно более низкие проценты.

Сравнительный анализ прожективного и реального способов проведения свободного времени юношей показывает также следующее. В 2014 г. на первое место в рейтинге способов проведения свободного времени юношами (табл. 2) выдвигается вариант ответа «слушаю музыку», набрав больше 60% опрошенных, хотя предпочитающих слушать музыку в разные годы набирается чуть больше 30%.

Более 50% юношей не только предпочитают «заниматься спортом», «отдыхать в компании друзей», но и проводят свободное время именно этими способами, динамика показывает устойчивость в рейтинге (2-3-и места) и незначительные изменения в процентах по годам.

Динамика показывает, что юноши все активнее общаются в социальных сетях (почти 50% респондентов) и играют (больше 35% опрошенных) в компьютерные игры в режиме онлайн. Хотя всего лишь 15-17% подростков при возможности выбора и дальше предпочли бы общение в социальных сетях и компьютерные игры. Отметим особо, что игры и

социальные сети - это не фатальность, не рок современного поколения, а его реакция на отсутствие иных форм организованного общения, иных возможных форм коллективной активности со сверстниками.

Вариант ответа «поездить по свету», находящийся в лидирующей тройке в рейтинге предпочтений, в реальности не реализовывается, по всей видимости, по объективным причинам.

Кроме того, юноши все интенсивнее не желают и не читают интересные книги и книги вообще, а также не хотят и не смотрят ТВ, кино, видео, DVD. В действительности меньше проводят времени с родными, родителями или со своей семьей, хотя желали бы это делать и, наверное, поэтому в динамике растет постепенно процент желающих и ухаживающих за огородом, отдыхающих на даче.

Рейтинги подтверждают снижение у юношей мотивации получения знаний и дополнительного образования (см. табл. 1 и 2), а также снижение интереса к: «походам» в кафе, бары, рестораны, посещению танцев, дискотек, клубов.

Одновременно 8.4% юношей хотели бы «приобщаться к высокому искусству, музыке, живописи», на самом же деле только 2.6% ходят в театры, на концерты, выставки, этот вариант ответа занимает последнее место в рейтинге способов проведения свободного времени юношами, хотя количество выбора этого варианта постепенно выросло на 1 % по сравнению с предыдущими годами.

Теперь рассмотрим, как девушки предпочли бы проводить свободное время и как на самом деле проводят его (табл. 3, 4). Также остановимся лишь на некоторых выделяющихся позициях динамики.

Среди предпочтений у девушек выделяется вариант ответа «поездить по свету», опережая другие больше чем на 20% и набирая 70%.

В 2014 г. резко возрастает процент желающих девушек «заниматься спортом, танцами» и «чтением интересных книг». И процент желающих «приобщаться к высокому искусству, музыке, живописи, плюс ходить в театры, на концерты, выставки» по сравнению с 1997 г. увеличился в два раза.

Число выборов варианта «заняться коммерцией, открыть свое дело», поднявшись в рейтинге с 12 до 5 места, вновь опустилось на 11-е.

В 2014 году у девушек резко снизилось желание на посещение «танцев, дискотек, клубов» и стремление смотреть ТВ, кино.

При ответе на вопрос: «Как ты чаще всего проводишь свое свободное время?» (см. табл. 4.) выяснилось, что девушки в реальной жизни общаются в социальных сетях (и динамика по годам показывает увеличение процента таких до 65%, хотя желающих только около 11%); отдыхают в компании друзей и слушают музыку (хотя динамика по годам показывает снижение процента отдыхающих и слушающих). Среди девушек, желающих «заниматься спортом, танцами» почти 50%, на самом деле занимаются

Таблица 3

Динамика рейтинга предпочтений способов проведения свободного времени девушками* _(в % от числа опрошенных с разбивкой по годам)_

№ Вариант ответа Год

1993 1995 1997 1999 2010 2014

1 Поездить по свету 55.5 55.6 74.4 74.7 70 69.4

2 Заниматься спортом, танцами 13.8 27.8 18 18.2 38 46.8

3 Отдыхать в компании друзей (плюс со своими ребятами с 1997 г.) 61 68.9 56.7 66.9 37 45

4 Читать интересные книги 39 31 21.7 21 16.7 30.6

5 Приобщаться к высокому искусству, музыке, живописи (плюс ходить в театры, на концерты, выставки и т.д. с 1997 г.) 6 4 15 15.4 22 27.5

6 С родными, родителями или со своей семьей 24 27 18.1 15.4 20.6 26.6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Рыбалка, лес, туризм (плюс отдых за городом с 1997 г.) 25 30 24.8 23 23 25.6

8 Учеба, овладение науками, искусством, (плюс иностранными языками с 1997 г.), получение профессии 9 19.9 25.6 19.3 26 23.5

9 Заниматься своим увлечением, хобби (с 1997 г.) 0 0 15 15.9 20.8 22.6

10 Слушать музыку (с 1997 г.) 0 0 27.6 38.9 14.6 21.4

11 Заняться коммерцией, открыть свое дело 8 8.6 34 30.6 26 18.7

12 Почаще бывать в кафе, барах, ресторанах 8 12 16.5 20 18.4 15.3

13 Общаться в социальных сетях («В контакте», «Одноклассники» и т.п. с 2010 г.) 0 0 0 0 13 10.7

14 Танцы, дискотеки (плюс ходить в клубы, на опен-эйры с 2010 г.) 38 29.8 31 43 19.5 9.4

15 Ухаживать за огородом (плюс отдыхать на даче с 1997 г.) 9 7.2 10.2 5.8 4.5 8.4

16 Смотреть кино, видео (плюс DVD с 2010 г.) 21 12.6 9.5 14.9 8.6 5.5

17 Играть в однопользовательские игры без подключения к сети Интернет (с 2010 г.) 0 0 0 0 0.6 1.3

18 Ничего не делать (с 1997 г.) 0 0 1 1 0 1.3

19 Играть в многопользовательские онлайн игры через Интернет (с 2010 г.) 0 0 0 0 2.4 1.1

20 Свой вариант ответа 1 0 1.6 2.3 1.5 1.1

Таблица 4

Динамика рейтинга способов проведения свободного времени девушками*

_(в % от числа опрошенных с разбивкой по годам)_

Вариант ответа Год

1997 1999 2010 2014

1 Общаюсь в социальных сетях («В контакте», «Одноклассники» и т.п.) 0 0 52.3 65.2

2 Отдыхаю в компании друзей, с ребятами 68.1 64.8 63.8 61

3 Слушаю музыку 66.9 78.4 66 59.5

4 Провожу время с родными, родителями или со своей семьей 25 40.7 43 42.1

5 Читаю интересные книги 44 36.6 28 39

6 Занимаюсь спортом, танцами 11 16.8 32 37.1

7 Занимаюсь своим увлечением, хобби 18.5 18.4 28 31.7

8 Смотрю ТВ, кино, видео 62.2 63.7 43.3 27.3

9 Дополнительная учеба (овладение науками, иностранными языками и т.д.) 0 0 23.8 23.7

10 Ухаживаю за огородом, отдыхаю на даче 22.4 17 4.3 11.7

11 Свободного времени практически нет 6.3 7 9.6 9.6

12 Хожу в кафе, бары, рестораны 4 10 11 8.4

13 Рыбалка, лес, туризм, отдых за городом 19.7 10.3 10.5 8.4

14 Хожу в театры, на концерты, выставки и т.д. 1.2 4.4 4.5 5

15 Ничего не делаю 3 7.8 2.6 4.8

16 Хожу на танцы, дискотеки, в клубы, на опен-эйры 40.2 40.9 11 4

17 Играю в многопользовательские он-лайн игры через Интернет 0 0 4 3.6

18 Свой вариант ответа 5.9 4.8 4 3.4

19 Играю в однопользовательские игры без подключения к сети Интернет 0 0 3 2.5

только 37%. В 2014 г. вновь вырастает больше чем на 10% желающих и читающих интересные книги. В вышеуказанном году процент девушек, проводящих время с родителями, родными или со своей семьей выше в 1.6 раза, чем желающих. В числе предпочтений девушек, выбирающих вариант «рыбалка, лес, туризм, отдых за городом» в три раза больше, чем реализовывающих это желание. Еще девушки ходят в кафе, бары, рестораны в два раза меньше, чем этого желают.

Сравнительный анализ таблицы 1 и таблицы 4 показывает, что стремление девушек обогатить свой духовный мир выше, чем у юношей. Например, процент желающих девушек «приобщаться к высокому искусству, музыке, живописи, плюс ходить в театры, на концерты, выставки» выше в 5.5 раза, чем делающих это, а у юношей этот показатель составляет 3.2 раза. Кроме того, девушки желают заняться дополнительной учебой (овладевать науками, иностранными языками и т.д.) и реализовывают это в отличие от юношей, которые в два раза меньше желают и реализовывают. К тому же, процент девушек, читающих интересные книги в 2.1 раза выше, чем юношей. Интересно и то, что юноши больше, чем девушки заняты играми на компьютере (например, в многопользовательские Интернет-игры в режиме онлайн в 9.9 раза больше; в однопользовательские игры без подключения к сети Интернет - в 5.2 раза). Зато большее число девушек общаются в социальных сетях. Примерно одинаковое число и девушек, и юношей отдыхают в компании друзей, слушают музыку и смотрят ТВ, кино, видео, DVD. Юноши больше, чем девушки занимаются спортом. Одновременно со всем этим больше на 5% юношей ухаживают за огородом, отдыхают на даче. Как уже отмечалось выше, не только юноши, но и девушки не посещают танцы, дискотеки, клубы. В 2014 г. по сравнению с 1997 г.

юноши стали в 7 раз меньше ходить на танцы, дискотеки, в клубы, а девушки - в 10 раз.

По сравнению с юношами девушки на 3% чаще выбирают вариант «хожу в кафе, бары, рестораны», хотя в динамике по годам наблюдается снижение интереса к подобным походам и у девушек, и у юношей.

Вариант ответа «свободного времени практически нет» указывает, что девушки почти в три раза более организованы, чем юноши. И «ничего не делающих» юношей больше, чем девушек.

Ответы на вопрос: «Если удается вместе с родителями проводить время, то как вы это делаете?» (см. табл. 5) уточняют вышеописанные результаты таблиц 1-4.

Анализ также показывает, что по сравнению с юношами процент девушек, которые вместе с родителями смотрят кино, телевизор, видео (37% девушек и 27% юношей) и делают домашние дела больше на 10% (48% и 38%), также большее количество девушек (примерно на 8-11% больше чем юноши) вместе с родителями совершают поездки к родственникам, в деревню и ходят в гости. Еще в 2 раза больше процент девушек, посещающих вместе с родителями театры, цирк, культурные мероприятия и одновременно в два раза больше процент девушек, ругающихся с родителями, когда проводят время вместе. Как следствие, процент девушек, выбравших вариант ответа «время вместе не проводим» в два раза меньше, чем у юношей. Хотя меньшее число юношей предпочитают не проводить время вместе с родителями, но наряду с этим больше на 10% юношей, выбравших вариант ответа «ходим на огород, дачу» и, наверное, это связано с осознанием того, что на даче требуется мужская сила. Остальные варианты ответов набрали у девушек и юношей примерно одинаковый процент.

Таблица 5

Динамика способов совместного семейного времяпровождения*

_(в % от числа опрошенных с разбивкой по годам)_

Вариант ответа Год

1997 1999 2010 2014

Делаем домашние дела 47 38.6 45 42.6

Ходим на огород, дачу 58 43 23 37.5

Поездки к родственникам, в деревню 45 38.7 35.7 36.7

Совершаем прогулки в лес, за город, на рыбалку, в походы 26 29 29 34.3

Смотрим кино, телевизор, видео 55 46 41.9 31.8

Ходим в гости (или они приходят), сидим за столом 20 30 30.4 25.7

Поездки в другие города, на курорты 10 12.6 20 20.3

Никак, каждый занимается своими делами 15 14.8 12.4 14.4

Театры, цирк, культурные мероприятия 2 3.6 3.8 6

Когда вместе, то чаще всего ругаемся 7.9 5.9 7 5.6

Играем в домашние игры, читаем книги, занимаемся спортом 8 5.5 5 3.8

Время вместе не проводим 0.4 1.8 1.7 1.8

Свой вариант ответа 2.4 2 2 1.1

*Допускался выбор нескольких вариантов ответов.

Отметим, что многие результаты нашего исследования по сопоставимым позициям совпадают с результатами исследований других авторов [5-7].

Таким образом, анализ результатов исследования показывает, что традиционные для российского общества формы проведения досуга (и ценности этих форм, соответственно) в значительной степени продолжают воспроизводиться. Что отражается в высоких рейтингах стремления к общению с друзьями, сверстниками, родителями; в превалировании духовных форм проведения досуга (особенно в прожективном плане) над бездуховными, в том числе через постоянно возрастающее желание подростков «приобщаться к высокому искусству, музыке, живописи, плюс ходить в театры, на концерты, выставки» в особенности у девушек (почти 28%) и «заняться дополнительной учебой (овладевать науками, иностранными языками и т.д.)». Юноши и девушки стремятся и активно занимаются спортом, что является еще одной безусловно конструктивной и традиционной формой времяпровождения. Известно, что такие подростки меньше подвержены рискам вовлечения в деконструктивные формы времяпровождения, включая криминальные сообщества. Да, к сожалению, часть современной молодежи чрезмерно много, зачастую совершенно неконструктивно общается в социальных сетях, тратит время на компьютерные игры - но именно здесь скрыты большие резервы для организации здорового досуга. В целом же внутренняя мотивация на неконструктивное времяпровождение у подростков существенно снижена. Так, несмотря на сохранение в целом тенденций к развлекательному времяпровождению (особенно отдыху в компании друзей, слушанию музыки) начали снижаться рейтинги некоторых форм развлекательного времяпровождения: подростки стали меньше читать развлекательные (интересные) книги; меньше смотреть ТВ, DVD (акцентируем внимание на том, что просмотр телепередач, во многом ориентированных на западную культуру, и фильмов, также во многом иностранных, трансформирует ценности молодежи [подробнее см. [8-10]]); меньше стремятся посещать кафе, бары, рестораны; ходить на танцы, дискотеки, в клубы. Подростков, предпочитающих ничего не делать в свободное время, вообще практически нет.

Подводя итог анализу полученных данных, отметим, что определенную долю свободного времени у части современных городских подростков, к сожалению, поглощают неконструктивные формы проведения досуга, не соответствующие темпам развития современной культуры, возрождающимся запросам общества на высокий уровень профессионализма и культуры личности. Одновременно со стороны подростков существует значительный запрос на соответствующие ее интересам организованные формы досуга, готовность включиться в него. Такие формы организации досуга могут быть разработаны и внедрены в практику посредством государственной молодежной политики.

Однако в настоящее время управление организацией проведения досуга подростками осуществляется недостаточно полно, не охватывает всего возможного спектра. В этой связи необходимо, чтобы государственные институты по работе с молодежью, образовательные учреждения и общественные молодежные организации постоянно совершенствовали свою деятельность в этой сфере, в том числе с использованием современных управленческих технологий и информационных ресурсов. Для этого, естественно, нужно возобновление систематических диагностических научных исследований (особенно структуры мотивации молодежи) и прикладных проектных разработок, направленных на конструктивное использование подростками свободного времени в интересах собственного будущего, на формирование культуры досуга, осознанных потребностей в этом, на внедрение в практику научно выработанных методов организации досуга, в особенности молодежи старшего подросткового возраста. Более того, необходимо не только создавать организационные формы, но и превращать их в точки притяжения, в своеобразные «аттракторы», в том числе, например, через идею «общее дело для подростков». Кроме того, необходимо постоянное изучение деятельности государственных и общественных организаций в молодежной сфере, изучение практики взаимодействия государственных и негосударственных организаций. При этом автор придерживается той точки зрения, что в России именно государственные институты должны брать на себя наибольшую нагрузку в сфере организации свободного времени, используя ресурсы СМИ, Интернета, социальных сетей, в том числе для воспроизводства традиционных здоровых ценностей в организации досуга.

ЛИТЕРАТУРА

1. Российский статистический ежегодник. М.: Росстат, 2013. 717 с.

2. Струмилин С. Г. Проблемы свободного времени. Новосибирск: изд-во Сиб. отд-ния АН СССР, 1961. 256 с.

3. Сайт Министерства молодежной политики и спорта Республики Башкортостан. URL: http://www.mmpsrb.ru/yo uth_policies_rb/young_org.php

4. Андреев А. Л. О чем мечтают в России? // Философские науки. 2014. №>6. С. 37-48.

5. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодежь России: социологический портрет. М.: ЦСПиМ, 2010. 592 с.

6. Румянцев В. А. Досуговые предпочтения московских старшеклассников // СОТИС - социальные технологии, исследования. М., 2013. №4 (60). С. 20-37.

7. Шереги Ф. Э. Российская молодежь: настроение, ожидания, ценностные ориентации // СОТИС - социальные технологии, исследования. М., 2013. №4 (60). С. 20-37.

8. Селиванова З. К. Динамика места телевидения и Интернет в информационном воздействии на старших подростков в современной России: социологический аспект // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. №06 (53). М., 2013. С. 375-377.

9. Селиванова З. К. Ценностный мир российских подростков: формирование, динамика, управление (социологический аспект). М.: Издательство МЭИ, 2013. 200 с.

10. Селиванова З. К. Динамика и взаимосвязь ценностных ори-ентаций и жизненных целей городских подростков // Социологические исследования. №8. М.: Наука, 2013. С. 80-86.

Поступила в редакцию 08.10.2014 г.

LEISURE OF SENIOR URBAN ADOLESCENTS: A SCIENTIFIC DIAGNOSIS AND TASKS IN THE SPHERE OF PUBLIC POLICY

© Z. K. Selivanova

National Research University, Moscow Power Engineering Institute 14 Krasnokazarmennaya St., 111250 Moscow, Russia.

Phone: +7 (495) 362 77 07.

Email: [email protected]

The dynamics of the results of a series of sociological studies conducted by the author in the cities of the Republic of Bashkortostan in 1993, 1995, 1997, 1999, 2010, 2014 years are described in the article. The object of the study was urban older adolescents (14-18 years). The aim of our research was the analysis of value preferences, including in the sphere of leisure through the diagnosis of the actual state and desired forms of spending leisure time by teenagers, as well as identifying areas of possible correction in the implementation of state youth policy. It is revealed that reproduction of traditional healthy values dominates in leisure activities, but a large part of the teenagers has significant reserves of free time, which fruitfulness can be improved by implementation of organized forms in the youth state policy. In this regard, systematic diagnostic study should be held and improved designs be applied, both in learning activities and in practices of interaction between state and public organizations in the youth field and educational institutions to improve their operations with the use of modern management techniques and information resources.

Keywords: older teen age, free time, leisure, youth public policy.

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at [email protected] if you need translation of the article.

REFERENCES

1. Rossiiskii statisticheskii ezhegodnik [Russian Statistical Yearbook]. Moscow: Rosstat, 2013.

2. Strumilin S. G. Problemy svobodnogo vremeni [Problems of Spare Time]. Novosibirsk: izd-vo Sib. otd-niya AN SSSPp. 1961.

3. Sait Ministerstva molodezhnoi politiki i sporta Respubliki Bashkortostan. URL: http://www.mmpsrb.ru/youth_policies_rb/you ng_org.php

4. Andreev A. L. Filosofskie nauki. 2014. No. 6. Pp. 37-48.

5. Gorshkov M. K., Sheregi F. E. Molodezh' Rossii: sotsiologicheskii portret [Youth of Russia: Sociological Portrait]. Moscow: TsSPiM, 2010.

6. Rumyantsev V. A. SOTIS - sotsial'nye tekhnologii, issledovaniya. M., 2013. No. 4 (60). Pp. 20-37.

7. Sheregi F. E. SOTIS - sotsial'nye tekhnologii, issledovaniya. M., 2013. No. 4 (60). Pp. 20-37.

8. Selivanova Z. K. Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk. No. 06 (53). M., 2013. Pp. 375-377.

9. Selivanova Z. K. Tsennostnyi mir rossiiskikh podrostkov: formirovanie, dinamika, upravlenie (sotsiologicheskii aspekt) [Value World of Russian Teenagers: Formation, Dynamics, Management (Sociological Aspect)]. Moscow: Izdatel'stvo MEI, 2013.

10. Selivanova Z. K. Sotsiologicheskie issledovaniya. No. 8. Moscow: Nauka, 2013. Pp. 80-86.

Received 08.10.2014.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.