Научная статья на тему 'Социальные аспекты культурного досуга жителей Тюменской области'

Социальные аспекты культурного досуга жителей Тюменской области Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
299
32
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЙ ДОСУГ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / КУЛЬТУРНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ / CULTURAL LEISURE / SOCIAL ACTIVITY / CULTURAL NEEDS / CULTURAL PRACTICES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Акулич Е. М., Антонова Л. Ю.

В статье предпринимается попытка рассмотреть социальные аспекты культурного досуга жителей Тюменской области, а также выявить универсальные культурные практики, определяющие сферу досуговых интересов людей, на основе анкетного опроса. Рассматривая возрастающую роль досуга в жизни различных категорий людей, авторы исходят из того, что досуг является одновременно как сферой свободной жизнедеятельности на основе социальных потребностей человека, так и сферой потребления им различных культурно-досуговых услуг. На основании проведенного опроса определена ранговая таблица привлекательности идей в обществе. Первые три позиции в ней заняли следующие идеи: стабильность, безопасность, свобода и права человека, его личное достоинство. Развитие информационных технологий, значительное ускорение темпов жизни негативно повлияло на уровень читательской культуры жителей России. По результатам данного исследования каждый десятый респондент не читает книги вообще. Вместе с тем в совокупности количество тех, кто редко читают книги, составляет более половины респондентов. Необходимо в рамках региональной культурной политики обеспечивать системную организацию свободного времени граждан, что полезно для успешного социально-культурного и экономико-технологического развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Акулич Е. М., Антонова Л. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные аспекты культурного досуга жителей Тюменской области»

DOI: 10.26105/SSPU.2019.56.5.01 3 YAK 316.334.56:379.8(571.12) ББК 60.546.21(2Рос-4Тюм)-6

Е.М. АКУЛИЧ, Л.Ю. АНТОНОВА

СОиИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО ДОСУГА ЖИТЕЛЕЙ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

E.M. AKULICH, L.Yu. ANTONOVA

SOCIAL ASPECTS OF CULTURAL LEISURE OF RESIDENTS OF THE TYUMEN REGION

В статье предпринимается попытка рассмотреть социальные аспекты культурного досуга жителей Тюменской области, а также выявить универсальные культурные практики, определяющие сферу досуговых интересов людей, на основе анкетного опроса. Рассматривая возрастающую роль досуга в жизни различных категорий людей, авторы исходят из того, что досуг является одновременно как сферой свободной жизнедеятельности на основе социальных потребностей человека, так и сферой потребления им различных культурно-досуговых услуг. На основании проведенного опроса определена ранговая таблица привлекательности идей в обществе. Первые три позиции в ней заняли следующие идеи: стабильность, безопасность, свобода и права человека, его личное достоинство. Развитие информационных технологий, значительное ускорение темпов жизни негативно повлияло на уровень читательской культуры жителей России. По результатам данного исследования каждый десятый респондент не читает книги вообще. Вместе с тем в совокупности количество тех, кто редко читают книги, составляет более половины респондентов. Необходимо в рамках региональной культурной политики обеспечивать системную организацию свободного времени граждан, что полезно для успешного социально-культурного и экономико-технологического развития региона.

This article attempts to consider the social aspects of cultural leisure of the inhabitants of the Tyumen region as well as to identify universal cultural practices that determine the scope of leisure interests of people on the basis of a questionnaire. Observing the increasing role of leisure among people of different categories, the authors state that leisure is a sphere of free life being based on social needs of a person as well as a sphere of different cultural and leisure services consumption. On the basis of the survey the range table of ideas attraction in society was defined. The first three places are under such ideas as stability, safety, freedom and a person's right, his personal dignity. Information technologies development, significant increase of life tempos negatively influenced on reading culture level of Russian people. According to the research results, every tenth respondent doesn't read at all. At the same time the quantity of those who seldom read books is more than half of the respondents. It's necessary to provide people with systematic organization of free time in the field of regional cultural policy that is useful for socio-cultural and economic-technological development of the region.

Ключевые слова: культурный досуг, социальные активность, культурные потребности, культурные практики.

Key words: cultural leisure, social activity, cultural needs, cultural practices.

Проблема исследования категории досуга актуальна и интересна для ученых-исследователей исходя из того, что досуг является одновременно как сферой свободной жизнедеятельности на основе социальных потребностей человека, так и сферой потребления им различных культурно-досуговых услуг и наблюдается возрастающая роль досуга в жизни различных категорий людей. Анализируя предметное поле социологии досуга, мы выделяем также такие позиции, как изучение влияния досуга на формирование образа жизни людей, их ценностных ориентаций. Теоретико-методологической базой социологии досуга в ряде случаев становится теория социально-культурной деятельности.

Согласимся здесь с утверждением А.Д. Жаркова, что объектами социологии досуга являются природа, функции, педагогические, образовательные, социально-экономические и творческие противоречия, создающие

проблемную ситуацию - избирательность ценностных ориентиров и предпочтений форм досуговой деятельности у различных групп, с одной стороны, и возможности их реализации - с другой [1, с. 89].

Кафедра социально-культурной деятельности, культурологии и социологии Тюменского государственного института культуры (далее ТГИК) на протяжении десяти последних лет системно занимается в рамках социологии досуга изучением поведения людей и социальных групп жителей Тюменской области в свободное время, а также возможностей культурно-досуговых учреждений региона в удовлетворении потребностей граждан в отдыхе, развлечениях, развитии личностных ценностных качеств, влиянии досуга на формирование образа жизни людей.

Проводимые в ТГИК социологические исследования по изучению влияния досуга на культурные потребности жителей Тюменской области позволяют глубже рассмотреть досуг в качестве объекта научного исследования как с позиции социологии, так и культурологии, педагогики, социального управления, экономики и других научных направлений.

Показательными в этом отношении стали результаты массового опроса жителей Тюменской области, проведенного нами в 2017 году в рамках научно-исследовательского проекта «Культурные потребности и приоритеты населения Тюменской области [2].

Исследование проводилось при помощи анкетного опроса жителей Тюменской области. Данный метод является наиболее информативным в нашем случае, и позволил получить информацию от непосредственного «участника культурного потребления».

Объем выборочной совокупности - 1274 респондента в возрасте от 16 лет и старше, постоянно проживающих на территории юга Тюменской области. Тип выборочной совокупности: случайная квотная с распределением по месту проживания, полу, возрасту. Ошибка выборки не превышает 5%, что позволяет говорить о достаточно высоком уровне репрезентативности исследования. Опрос проводился в 13 муниципальных образовательных образованиях юга Тюменской области.

Специфические проблемы, связанные с формированием и реализацией культурных потребностей, имеют определенное отношение с более общими понятиями. Такими как, идентификация с местом проживания (как один из аспектов, культурная укорененность), социальная активность, информированность о различных аспектах социокультурного пространства места жительства и т.д.

Поэтому, прежде чем обратиться к исследованию непосредственно культурных потребностей и культурных практик в пространстве тюменского региона, был выяснен общий уровень самочувствия респондентов, их жизненные планы в зависимости от территориальной укорененности, а также некоторые аспекты ценностных ориентаций.

Первый вопрос был связан с выяснением отношения к месту проживания. Необходимо отметить, большинство (76,6%) респондентов в целом довольны, что живут в Тюменской области. Но в данной группе респондентов 22,4% это доля тех, кто признает наличие факторов негативного свойства. То есть в целом они довольны, что живут в Тюменской области, но при этом их не устраивает ряд позиций.

В данном вопросе присутствовал открытый вариант ответа, то есть респондент мог сам ответить на вопрос, если ни один из предложенных вариантов ответа не подходил ему. Наиболее показательные высказывания содержатся в таблице.

Вместе с тем в различных районах и городах Тюменской области показатели удовлетворенности местом жительства могут существенно различаться. Наибольшая удовлетворенность местом жительства отмечена в Тюмени (61%), Тюменском районе (59,5%), Исетском район (49,2), Ялуторовском район (42,3%), Тобольске (42%), Ишиме (34,9%).

Таблица

Ответы на открытый вопрос об отношении к месту проживания

Текст Населенный пункт

Хороший город, на данный момент меня всё устраивает Тюмень

Город как город Ишим

Хочу, чтобы город был в западном стиле Тюмень

Уеду после обучения в город Ялуторовск, более спокойный город Тюмень

Просто принимаю как должное Тобольский район

Я люблю Голышманово Голышмановский район

В принципе мне здесь нравится, но я здесь только потому, что учусь Тюмень

Мне нравится город, но не нравятся люди Ишим

Лучший город Земли - Тюмень Тюмень

Нравится работать, жить хотела бы в другом городе Ялуторовск

Мне нравится здесь жить, но я не знаю, уеду или нет Тобольск

Очень люблю свой город, прожила всю жизнь Тобольск

Хочу уехать в Лос-Анджелес Ялуторовск

Соответственно наибольшая неудовлетворенность местом жительства зафиксирована в Ярковском районе (13,6%), Ишимском районе (12,5%), Заво-доуковском районе (12,3%).

Таким образом, если судить по ответам респондентов, наиболее комфортным местом проживания в Тюменской области являются Тюмень и Тюменский район.

В Тюменской области сохраняется достаточно высокий уровень уверенности в завтрашнем дне. Об этом свидетельствуют полученные данные (рис. 1). Так, позиции «вполне уверен» и «скорее уверен» указали в совокуп-

□ Нет ответа

■ Вполне уверен (уверена) □Скорее уверен

□ Не могу сказать точно ■Скорее не уверен □Совершенно не уверен ■Затрудняюсь ответить

Рис. 1. Ответы на вопрос: «Уверены ли вы в завтрашнем дне?» (в %)

Анализируя данный показатель в разрезе территориальной принадлежности респондентов, необходимо отметить следующее. Наибольший показатель уверенности, когда выбрана позиция «вполне уверен», наблюдается в Тюмени (48%), Ялуторовском районе (42,3%), Тобольске (39%), Ярковском районе (38,6%), Заводоуковском районе (33,3%). Наименьший показатель «вполне уверенных» отмечен в Исетском районе (9,9%).

Вероятно, опять же по причинам экономических проблем в стране, могли измениться ориентации респондентов относительно основных идей устройства общества. Если в начале 90-х популярностью пользовались такие идеи, как развитие рыночных отношений и свободное предпринимательство, свобода и права человека, его личное достоинство, то в 2017 году социологи

ности 48,8% респондентов.

отмечали рост поддержки таких идей как стабильность, возрождение сильной России, сильная центральная власть.

На основании проведенного опроса можно построить ранговую таблицу привлекательности идей в обществе. Первые три позиции в ней заняли следующие идеи: стабильность (57,5%), безопасность (55,3%), свобода и права человека, его личное достоинство (35,2%).

Анализ структуры досуга опрошенных респондентов выявил 5 явно выраженных способов проведения свободного времени, связанных, судя по всему, с нахождением в своем жилище (рис. 2). Почти половина респондентов (49,0%), что весьма предсказуемо, проводит время у телевизоров. На втором и третьем месте в данном рейтинге общение с друзьями и домашние дела (44,3% и 43,5% соответственно). Показательно, что общению с друзьями отводится несколько большее время, нежели домашним делам. На 4-м месте -общение с семьей (37,4%), на пятом - нахождение в Интернете (31,1%).

□ Процент

0,0 10,0 20,0 30,0 40,0 50,0 60,0

Рис. 2. Структура досуга

Стоит отметить, что культурный досуг и занятие физкультурой и спортом занимает в структуре свободного времени респондентов также значительное место.

На частоту посещений вышеобозначенных учреждений и мероприятий влияют как субъективные, так и объективные факторы (рис. 3). Судя по выявленному в процессе исследования желанию чаще посещать культурные мероприятия (67,7%), в большей степени влияют все-таки объективные факторы (либо респонденты определяют их как объективные).

14,1

□ Нет ответа ■Да

□ Нет

□ Затрудняюсь ответить

Рис. 3. Наличие желания чаще посещать культурные мероприятия

В некоторых муниципальных образованиях данный показатель выше, чем в целом по выборке. Так, в Тюмени количество опрошенных, желающих чаще посещать культурные учреждения (мероприятия) составляет 73,7%, в Тюменском районе - 78,4%.

Какие именно культурные, досуговые и спортивные учреждения хотели бы посещать чаще опрошенные респонденты, подробно представлено на рисунке 4.

Как видно из данной диаграммы, существует потребность в посещении кинотеатров (35,8%), театров (32,3%), концертов популярных исполнителей (25,4%), спортивных секций (23,9%), турбаз (21,8%). На достаточно высоком уровне развита потребность в посещении музеев, филармонии.

На вопрос: «Почему респонденты посещают культурные заведения реже желаемого?» ответы распределились следующим образом: отсутствие свободного времени (44,9%), финансовые ограничения (18,6%), респондентам посещение культурных заведений (мероприятий) недоступно по цене, отдаленность от места жительства (11,3%).

Остальные отмеченные причины менее выражены. Но, например, тот факт, что 7,1% опрошенных указали на недостаточное качество, достаточно существенен. Необходимо обратить на него внимание учреждениям культурно-досугового профиля.

Развитие информационных технологий, значительное ускорение темпов жизни негативно повлияло на уровень читательской культуры жителей России. И хотя наша страна все еще остается одной из самых читающих, данный показатель постоянно снижается.

По результатам данного исследования (рис. 5) каждый десятый респондент не читает книги вообще. Этот показатель почти в 3 раза ниже того, который отражает позицию «регулярно нахожу время для чтения». Вместе с тем, в совокупности количество тех, кто редко читают книги, составляет более половины респондентов - 58,2%.

13,2 70 7 10,8 О

19,0

■ Нет ответа

■ Музеи

■ Театры

■ Кинотеатры

■ Концерты популярных исполнителей Библиотеки

■ Филармония Фитнес-центры Боулинг-клубы

■ Спортивные секции

■ Кафе, бары

Дворцы и Дома культуры

Казино

Цирк

Дискотеки, ночные клубы Клубы но интересам Турбазы

Рис. 4. Потребность в более частом посещении досуговых учреждений (в %)

10,0 4'7

■ Не! 01 веч а

■ Регулярно нахожу время для чтения Редкочитаю книги, только когда придется

■ Редкочитаю книги, не хватает времени

■ Не читаю книги вообще

Рис. 5. Место книги в жизни респондента (в %)

В проведенном исследовании была также выявлена оценка деятельности учреждений культурно-досуговой сферы, роль физической культуры и спорта в структуре сознания и деятельности жителей Тюменской области и другие показатели. Очевидна важность социологических исследований по анализу среды досуга, в которой реализуются социальные функции различных типов учреждений культуры; в том числе музеев, театров, библиотек, культурно-досуговых центров, кинотеатров и других.

Особую значимость досугу, как возможности удовлетворения культурных потребностей человека через свободный выбор, придает необходимость реализации Указа Президента РФ «Об утверждении основ государственной культурной политики» [3].

В сфере досуга пересекаются интересы, как государства, так и каждой конкретной личности.

В рамках региональной культурной политики создается возможность системной организации свободного времени граждан, что непосредственным образом полезно для успешного социально-культурного и экономико-технологического развития региона.

Литература

1. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности. М.: МГУКИ, 2010. 480 с.

2. Культурные потребности и приоритеты населения Тюменской области: научно-исследовательский проект: Тюмень, ТГИК, 2017.

3. Об утверждении Основ государственной культурной политики: Указ Президента РФ от 24.12.2014 г. № 808 // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/ukaz-prezidenta-rf-ot-24122014-n-808/ (дата обращения: 15 марта 2018).

References

1. Zharkov A.D. Theory and technology of cultural and leisure activities. Moscow, Moscow state University, 2010. 480 p.

2. Cultural needs and priorities of the population of the Tyumen region: research project: Tyumen, TGIK, 2017.

3. About the statement of Bases of the state cultural policy: the Decree of the President of the Russian Federation of 24.12.2014 No. 808. Laws, codes and regulations of the Russian Federation. Available at: http://legalacts.ru/doc/ukaz-prezidenta-rf-ot-24122014-n-808/ (date accessed 15 March 2018) (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.