УДК 379.82
И. А. Пантелеева, Е. А. Ноздренко, О. Ф. Морозова, В. С. Лузан, Г. Ю. Прокопьева
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ДОСУГ ЖИТЕЛЕЙ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ: ВОЗМОЖНЫЕ ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)
Представлены результаты социологического исследования интеллектуального досуга жителей Красноярского края, проведенного исследовательской группой Сибирского федерального университета осенью 2013 г. Среди проблемных областей, интересующих исследователей, - объем и структура свободного времени респондентов, сущность интеллектуального досуга, качество услуг, предлагаемых учреждениями досуговой сферы, финансовые возможности жителей Красноярского края при приобретении услуг досуга, реклама и продвижение досуговых мероприятий и учреждений сферы интеллектуального досуга. По результатам исследования даны рекомендации по развитию сферы интеллектуального досуга в Красноярском крае.
Ключевые слова: досуг, культурно-досуговая деятельность, Красноярский край, интеллектуальный досуг, досуговые практики, информационное обеспечение досуга, анкетный опрос, учреждения досуговой сферы.
На сегодняшний день проблема проведения досуга с пользой становится все более актуальной [1, 2]. Для крупных городов с их поликультурностью, стремлением к инновационности, желанием быстрых перемен деятельность учреждений сферы интеллектуального досуга является одним из показателей уровня жизни. Учреждения интеллектуального досуга в небольших городских и сельских населенных пунктах становятся центрами культурной жизни [3]. В связи с этим осмысление феномена интеллектуального досуга представляется достаточно интересным и продуктивным. Данная статья имеет целью представить результаты социологического исследования, обобщающего опыт проведения досуга жителей региона и определяющего перспективные направления организации свободного времени современных красноярцев. Сбор эмпирических данных осуществлялся в течение осени 2013 г.
В целом в исследовании приняли участие 1066 респондентов в возрасте от 16 лет и старше, проживающих как в Красноярске (68 %), так и в иных городских (22 %) и сельских (10 %) населенных пунктах Красноярского края. Респонденты, попавшие в выборку, имеют различный уровень образования (рис. 1).
Они заняты в различных сферах профессиональной деятельности: это и студенты (39 %), и специалисты в бюджетном и коммерческом секторе (29 %), государственные или муниципальные служащие (9 %), квалифицированные и неквалифицированные рабочие, включая сельское хозяйство (5 %), бизнесмены, предприниматели (5 %), пенсионеры (2 %), безработные (11 %). В целом можно сказать, что в исследовании приняли участие все основные группы взрослого населения.
В основном блоке анкеты респондентам были предложены вопросы закрытого и открытого типа, в совокупности составляющие следующие несколько групп:
Рис. 1. Уровень образования респондентов исследования
1) объем и структура свободного времени респондентов;
2) сущность интеллектуального досуга и его значение для жизненного цикла человека;
3) качество услуг, предлагаемых учреждениями досуговой сферы;
4) финансовые возможности респондентов при приобретении услуг досугового характера;
5) информационное обеспечение досуговых мероприятий и учреждений сферы досуга.
1. В группе «Объем и структура свободного времени респондентов» были получены следующие результаты: ежедневно респонденты располагают несколькими часами (от 1 до 3) свободного времени. Еженедельно в выходные дни у респондентов имеется от трех до шести часов.
Как же жители Красноярского края проводят свое свободное время? В сети Интернет (14 %), перед телевизором (7 %), в кинотеатрах (7 %), кафе, ресторанах (7 %), в магазинах и торгово-развлекательных комплексах (6 %), за чтением книг (11 %) и на прогулках с друзьями (12 %). При этом в сети Интернет наибольшей популярностью пользуется общение в социальных сетях и на форумах, прос-
мотр электронной почты и новостных лент. Можно сказать, что основным каналом получения информации и важнейшим каналом общения для современных красноярцев является именно Интернет.
Незначительное количество ответов набрали такие позиции, как посещение концертов эстрадной и классической музыки, посещение музеев, арт-галерей, библиотек, учреждений религиозного характера.
Как красноярцы хотели бы проводить свое свободное время? Посещать театры (8 %), заниматься спортом (10 %), читать книги (9 %), гулять с друзьями (9 %), посещать музеи и арт-галереи (8 %), путешествовать (13 %).
При этом респонденты хотели бы посещать (рис. 2):
- театры, музеи, арт-галереи как минимум один раз в месяц (а посещают значительно реже - примерно один раз в год);
- заниматься спортом - несколько раз в неделю (в то время как посещают от случая к случаю).
Среди причин, мешающих посещать учреждения культурно-досуговой сферы, респонденты в первую очередь называют отсутствие свободного времени, информации и интересных предложений.
Дискотеки, ночные клубы респонденты желали бы посещать реже, чем в настоящее время, что может говорить о переизбытке предложений в этой досуговой области и необходимости изменения формата учреждений, предлагающих такого рода досуговые услуги [4, 5, 6].
Кружки, хобби-студии и библиотеки не имеют, как показали результаты исследования, на сегодняшний день четко сформированного спроса на свои услуги досугового характера. Больше половины респондентов ответили, что не принимают участия в работе кружков или хобби-студий. Среди причин были названы отсутствие свободного времени, интересных предложений, неудобный график работы такого рода учреждений, отсутствие средств и мотивации. Те же, кто принимает участие в работе секций, называли кружки и студии творческой (музыкальной, художественной), интеллектуальной (философской), религиозной (христианской, буддистской) и спортивной направленности.
Таким образом, свободного времени у современных красноярцев достаточно, а именно: в среднем от часа до трех ежедневно, от трех до шести часов - еженедельно в выходные дни. Современные красноярцы проводят свое свободное время преимущественно дома (перед экраном монитора,
Рис. 2. Сравнительный анализ фактических и желательных предпочтений жителей Красноярского края относительно проведения досуга (не более пяти вариантов фактических/предпочитаемых от каждого респондента)
телевизором или за чтением книг) или в учреждениях, предлагающих досуговые услуги как дополнение к основным (торговля или общепит). В то же время существующая ситуация в сфере организации собственного свободного времени респондентов не устраивает, они желали бы свое свободное время проводить иначе - посещать театры, музеи, заниматься спортом и путешествовать. Однако для такого рода занятий личные ресурсы респондентов (временные, финансовые и т. д.), как правило, не запланированы.
2. В группе «Сущность интеллектуального досуга и его значение для жизненного цикла человека» можно говорить о следующих результатах:
Во-первых, термин «досуг» понимается респондентам преимущественно как отдых (17 %), развлечение (14 %) и восстановление физических и душевных сил (15 %) (рис. 3).
Во-вторых, респонденты проводят свой досуг преимущественно с членами семьи (28 %), друзьями по работе/учебе (25 %), любимым человеком (20 %) или в одиночестве (16 %). То есть необходимо в первую очередь обратить внимание на такие формы досуга, как домашний досуг, семейный досуг, а также досуг по месту работы/учебы. Неактуален для респондентов оказался досуг по месту жительства.
В-третьих, ответы респондентов на вопрос о сущности интеллектуального досуга позволяют сделать вывод о том, что подавляющее большинство из них имеют уже сложившееся представление о том, что же такое интеллектуальный досуг. Интеллектуальный досуг понимается респондентами прежде всего как расширение кругозора (25 %) и самосовершенствование (24 %). Среди практик интеллектуального досуга наиболее интересными для опрашиваемых показались образовательные (22 %), культуротворческие (19 %) и коммуникационные (17 %) (рис. 4).
Получается, что интеллектуальный досуг воспринимается жителями Красноярского края как особое напряжение душевных и физических сил, работа над собой, преодоление себя, освоение новых компетенций, но не как развлечение или отдых, т. е. в их понимании собственно досугом и не является.
При этом, в-четвертых, 82 % респондентов оценили значимость интеллектуального досуга в жизненном цикле человека как высокую, очень высокую или определяющую. 88 % респондентов отметили, что интеллектуальный досуг помогает повысить качество жизни.
Таким образом, красноярцы имеют сложившееся представление о том, что такое досуг, и понимают
Восстановление физических и душевных сил Получение нового опыта Творчество Самосовершенствование Развлечение Просто времяпрепровождение Интеллектуальная деятельность Смена видов деятельности Отдых Прочее
494
1244
1382
1319
1455
1352
555
125
0 100 200 300 400
Рис. 3. Содержание термина «досуг» (согласно ответам респондентов)
500
600
Образовательные Культуротворческие Коммуникационные Игровые Спортивные Экстремальные Рекреативные (восстановительные)
Другое
0 100 200 300 400 500 600
Рис. 4. Наиболее предпочтительные для респондентов практики интеллектуального досуга
его как отдых, развлечение, восстановление физических и душевных сил после тяжелого трудового дня и забот, направленных на обеспечение бытового комфорта. Феномен интеллектуального досуга несколько противоречит пониманию досуга, бытующему в умах красноярцев, поскольку воспринимается ими как особый вид работы - самообразование, самосовершенствование, работа над собой, что, вероятно, является одной из причин предпочтения учреждений, предоставляющих услуги развлекательного досуга, перед учреждениями, работающими в сфере интеллектуального досуга. При этом красноярцы осознают огромное значение интеллектуального досуга в жизни человека, стремятся попробовать себя в новых видах деятельности, заниматься самосовершенствованием, но где-то даже испытывают сожаление от того, что уделяют этому слишком мало внимания.
3. Вопросы, посвященные «Качеству услуг, предлагаемых учреждениями досуговой сферы», позволяют провести сравнительной анализ оценки респондентами работы досуговых учреждений различного характера. В ходе опроса было предложено оценить качество услуг, предоставляемых различными учреждениями интеллектуального и развлекательного досуга, по 10-балльной шкале (рис. 5).
250
123456 789 10
— Оценка работы учреждений интеллектуального досуга —1 Оценка работы учреждений развлекательного досуга
Рис. 5. Сравнительная оценка респондентами работы учреждений интеллектуального досуга и учреждений развлекательного досуга
Средневзвешенный балл, выставленный респондентами за работу учреждений интеллектуальнодосуговой сферы, составил 5,84, в то время как средневзвешенный балл за работу учреждений, оказывающих услуги по проведению развлекательного досуга, составил 6,71. Разница практически в один балл является достаточно серьезной на таком количестве респондентов и говорит, вероятно, с одной стороны, о недостаточной мотивации сотрудников учреждений интеллектуально-досуговой сферы, а, с другой стороны, о возможно большем объеме инвестиций в средства производства, методы работы, персонал и т. д. в учреждениях развлекательного досуга. Ведь учреждения развлекательного досуга - как правило, коммерческие организации, находящиеся в частной собственности, стоя-
щие перед жизненно важной необходимостью получения финансовой прибыли от своей деятельности.
4. Группа вопросов «Финансовые возможности респондентов при приобретении услуг досугового характера» нацелена на определение не только абсолютной суммы, которую готов тратить на свой досуг средний житель Красноярского края, но и на выявление субъективного ощущения респондентов относительно уровня стоимости досуговых услуг. Так, большинство опрашиваемых согласились с утверждением, что «качественный досуг стоит денег» (73 %). Однако при этом более половины отметили, что бывают исключения из этого правила. Две трети респондентов (66 %) показали, что в целом, хотя их желания в области досуга и финансовые возможности совпадают, в некоторых случаях они вынуждены себя ограничивать. Только около 10 % респондентов могут позволить себе любой по стоимости досуг. На вопрос о той сумме, которую жители Красноярского края готовы тратить на проведение своего досуга, большинство ответило, что это от 100 до 1000 рублей ежемесячно (61 % - для интеллектуального досуга, 58 % - для развлекательного досуга). Причем обозначенная сумма одинаково актуальна как для досуга развлекательного, так и для интеллектуального. Таким образом, учреждения, предоставляющие услуги по организации и проведению интеллектуального досуга (театры, музеи, библиотеки), сегодня, как и 15-20 лет назад, вынуждены конкурировать с кафе, барами, ресторанами, ночными клубами, дискотеками, торгово-развлекательными комплексами.
5. Группа вопросов «Информационное обеспечение досуговых мероприятий и учреждений сферы досуга» дала следующие результаты:
- основной информационный канал, поставляющий сведения об учреждениях и мероприятиях интеллектуального и развлекательного досуга, вызывающий доверие респондентов, - сеть Интернет (более трети респондентов);
- второй, наиболее популярный канал информации, вызывающий особое доверие, - «сарафанное» радио (друзья и знакомые). Эмоциональная передача информации «из уст в уста» об учреждениях и мероприятиях досугового характера выступает в качестве самой лучшей рекламы. Радио, периодическая печать, специализированные издания о досуге набрали незначительное число ответов.
На вопрос «Достаточно ли информации о досуговых мероприятиях и учреждениях поступает из местных СМИ?» две трети респондентов ответили: «Нет, недостаточно».
Из учреждений, предлагающих услуги по организации и проведению интеллектуального/развле-
кательного досуга, наиболее посещаемые респондентами учреждения представлены в таблице (в порядке убывания частоты припоминания).
Учреждения, предлагающие услуги интеллектуального/развлекательного досуга, наиболее посещаемые респондентами
Услуги по организации и проведению интеллектуального досуга
Красноярский музейный комплекс
Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина Художественный музей им. В. И. Сурикова Театр оперы и балета Красноярский музыкальный театр
Красноярский краеведческий
музей
Дом кино
Культурное пространство «Каменка»
Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края
Красноярская краевая филармония
Дом искусств
Услуги развлекательного досуга
Торгово-развлекательный центр «Планета» Кинотеатры «Луч», «Киномакс», «Эпицентр» Ночные клубы «Че Гевара», «Пещера», «Подиум», «Эра», «Иксы», «Лофт»
Кафе и рестораны «Булгаков», «Харатс», «Джеймс Шарк паб» Развлекательные комплексы «Колизей», «Космос»
Фан-парк «Бобровый лог»
Центральный парк культуры и отдыха им. М. Горького Красноярский цирк
Таким образом, при разработке информационного сопровождения учреждений и мероприятий сферы интеллектуального досуга актуальной пред-
ставляется ориентация именно на предпочитаемые респондентами каналы - Интернет, в некоторых случаях - телевидение и «сарафанное» радио для наиболее интересных, содержательных и эксклюзивных мероприятий.
Проведенное социологическое исследование дает возможность предложить несколько альтернативных векторов развития сферы интеллектуального досуга:
1) уход от противопоставления «интеллектуальный досуг» - «развлекательный досуг». Необходимо формировать понимание интеллектуального досуга с акцентом на слово «досуг», а не на слово «интеллектуальный»;
2) «сближение» интеллектуального досуга и досуга развлекательного через использование механизмов, приемов, схем действия, присущих мероприятиям и учреждениям досугово-развлекательной сферы (в том числе в области информационного сопровождения);
3) на взгляд авторов исследования, наибольшая ценность услуг учреждений досуговой сферы заключается в их уникальности. Эта уникальность, эксклюзивность предложений интеллектуальнодосугового характера должны быть использованы как мощнейшее конкурентное преимущество;
4) решение задачи формирования спроса на услуги, предоставляемые учреждениями, работающими в сфере интеллектуального досуга.
Статья опубликована при финансовой поддержке ФБГУ «Российский гуманитарный научный фонд» (№ проекта 14-13-24002) и КГАУ «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научнотехнической деятельности».
Список литературы
1. Батнасунов А. А. Досуг как сфера жизнедеятельности современной российской молодежи: дис. ... канд. социол. наук. Ставрополь, 2004. 178 с.
2. Nozdrenko E. A. Peculiarities of Training of the Socio-Cultural Activity (SCA) Manager in the Integrity of Technological Approach and Formation of High Spiritual and Intellectual Potential // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2011. 4 (1). P. 128-142.
3. Жаркова Л. С. Организация деятельности учреждений культуры: учебник для вузов культуры и искусств. М.: Издательский дом МГУКИ, 2010. 396 с.
4. Карлова О. А., Ноздренко Е. А., Пантелеева И. А. и др. Креативная лаборатория: диалог творческих практик. М.: Академический проект, 2009. 476 с.
5. Журавлев В. А. Интеллектуальный потенциал креативного общества - элементы и характеристика // Креативная экономика. 2009. № 8 (32).
6. Теория и практика креативной деятельности (учебное пособие с грифом/рецензией уполномоченного вуза) / Е. А. Ноздренко,
О. А. Карлова, И. А. Пантелеева, И. А. Карлов. Красноярск: СФУ, 2012.
Пантелеева И. А., кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры.
Сибирский федеральный университет.
Пр. Свободный, 82, Красноярск, Россия, 660041.
E-mail: [email protected]
Ноздренко Е. А., кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой.
Сибирский федеральный университет.
Пр. Свободный, 82, Красноярск, Россия, 660041.
E-mail: [email protected]
Морозова О. Ф., доктор культурологии, профессор.
Сибирский федеральный университет.
Пр. Свободный, 82, Красноярск, Россия, 660041.
E-mail: [email protected]
Лузан В. С., кандидат философских наук, доцент.
Сибирский федеральный университет.
Пр. Свободный, 82, Красноярск, Россия, 660041.
E-mail: [email protected]
Прокопьева Г Ю., менеджер по связям с общественностью.
КГАУ «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности».
Ул. К. Маркса, 134, Красноярск, Россия, 660021.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 18.02.2014. I. A. Panteleeva, E. A. Nozdrenko, O. F. Morozova, V. S. Luzan G. YuProkopieva
INTELLECTUAL LEISURE-TIME OF KRASNOYARSK REGION RESIDENTS, POTENTIAL DEVELOPMENT VECTORS (BASED ON THE RESULTS OF SOCIOLOGICAL RESEARCH)
The article presents the results of the sociological research of intellectual leisure-time of Krasnoyarsk region residents, conducted by the research team of Siberian Federal University in the fall of 2013. Among the areas of concern, in which researchers are interested - the scope and the structure of free time of the respondents, the essence of intellectual leisure, the quality of services offered by agencies recreational areas, the financial resources of Krasnoyarsk region residents when purchasing leisure services, advertising and promotion of leisure activities and institutions offering intellectual leisure. The study provides recommendations for the development of the intellectual leisure activities in the Krasnoyarsk region.
Key words: leisure, cultural and leisure activities, Krasnoyarsk region, intellectual leisure, leisure practices, information support concerning leisure activities, survey, leisure institutions.
References
1. Batnasunov A. A. Leisure as a sphere of life of modern Russian youth. Dis. cand. soc. sci. Stavropol, 2004. 178 p. (in Russian).
2. Nozdrenko E. A. Peculiarities of Training of the Socio-Cultural Activity (SCA) Manager in the Integrity of Technological Approach and Formation of High Spiritual and Intellectual Potential. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, 2011, 4 (1), pp. 128-142.
3. Zharkova L. S. Organization of the activities of cultural institutions: textbook for high schools of culture and arts. Moscow, MGUKI Publ., 2010. 396p. (in Russian).
4. Karlova O. A., Nozdrenko E. A., Panteleeva I. A. et al. Creative Laboratory: dialogue of creative practices. Moscow, Akademicheskiy proyekt Publ., 2009. 476 p. (in Russian).
5. Zhuravlev V. A. Intellectual potential of creative society - elements and characteristics. Creative Economics, 2009, no. 8 (32) (in Russian).
6. Nozdrenko E. A., Karlova O. A., Panteleeva I. A., Karlov I. A. Theory and practice of creative activity. Krasnoyarsk, SFU Publ., 2012 (in Russian).
Panteleeva I. A.
Siberian Federal University.
Pr. Svobodny, 82, Krasnoyarsk, Rossia, 660041.
E-mail: [email protected] Nozdrenko E. A.
Siberian Federal University.
Pr. Svobodny, 82, Krasnoyarsk, Rossia, 660041.
E-mail: [email protected] Morozova O. F.
Siberian Federal University.
Pr. Svobodny, 82, Krasnoyarsk, Rossia, 660041.
E-mail: [email protected] Luzan V. S.
Siberian Federal University.
Pr. Svobodny, 82, Krasnoyarsk, Rossia, 660041.
E-mail: [email protected] Prokopieva G.U.
KSAI “Krasnoyarsk regional fund of supporting scientific and technological activities”.
Ul. K. Marksa, 134, Krasnoyarsk, Rossia, 660041.
E-mail: [email protected]