Научная статья на тему 'Диагностика досуговых потребностей как реализация возможностей студенческой молодежи в городской среде'

Диагностика досуговых потребностей как реализация возможностей студенческой молодежи в городской среде Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
771
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСУГ / ДОСУГОВЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ГОРОДСКАЯ СРЕДА / ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА / СОДЕРЖАНИЕ ДОСУГА / ФОРМЫ ДОСУГА / ГОРОДСКАЯ ДОСУГОВАЯ СРЕДА / LEISURE / LEISURE PREFERENCES / STUDENT YOUTH / URBAN ENVIRONMENT / ORGANIZATION OF LEISURE TIME / THE CONTENT OF LEISURE ACTIVITIES / FORMS OF LEISURE / URBAN LEISURE ENVIRONMENTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Исаева Екатерина Юрьевна, Павлова Ирина Валерьевна, Бондаренкова Анжелика Константиновна

В статье предлагается обзор результатов вторичного и авторского социологического исследования, изучавшего досуговые потребности современной студенческой молодежи в социальном пространстве города. Рассматриваются особенности проведения досуга студенческой молодежью: где предпочитают проводить свой досуг; частота посещения досуговых центров; уровень соответствия мест досуга потребностям молодежи; предпринимается попытка оценить дефицит досуговых мест в городской среде.The article provides an overview of the results of the secondary and author's sociological research, which studied the leisure needs of modern student youth in the social space of the city. The features of students’ leisure activities are considered, namely: where they prefer to spend their leisure time; frequency of visits to leisure centers; level of compliance of leisure places with the needs of youth; and an attempt to assess the shortage of leisure places in the urban environment is being made.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диагностика досуговых потребностей как реализация возможностей студенческой молодежи в городской среде»

УДК 316.4

DOI 10.18522/2227-8656.2020.2.8

ДИАГНОСТИКА ДОСУГОВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ

Исаева Екатерина Юрьевна

Кандидат социологических наук, доцент, кафедра социальных наук и этнонациональных процессов, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, г. Орел, Россия, e-mail: sheva2977@mail.ru

Павлова Ирина Валерьевна

Кандидат социологических наук, доцент,

кафедра социологии

и ювенальной политики,

Орловский государственный университет

имени И.С. Тургенева,

г. Орел, Россия,

e-mail: pavlirinogu@gmail.com

Бондаренкова Анжелика Константиновна

Студентка магистратуры, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, г. Орел, Россия,

e-mail:jusyafrusya 1505@gmail.com

DIAGNOSTICS OF LEISURE NEEDS AS IMPLEMENTATION OF POSSIBILITIES OF STUDENT YOUTH IN THE URBAN ENVIRONMENT

Ekaterina Yu. Isaeva

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Department of Social Sciences and Ethno-national Processes, Turgenev Orel State University, Orel, Russia, e-mail: sheva2977@mail.ru

Irina V. Pavlova

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Department of Sociology and Juvenile Policy, Turgenev Orel State University, Orel, Russia, e-mail: pavlirinogu@gmail.com

Angelika K. Bondarenkova

Student of the Master's degree, Turgenev Orel State University, Orel, Russia, e-mail: jusyafrusya1505@gmail.com

В статье предлагается обзор результатов вторичного и авторского социологического исследования, изучавшего досуговые потребности современной студенческой молодежи в социальном пространстве города. Рассматриваются особенности проведения досуга студенческой молодежью: где предпочитают проводить свой досуг; частота посещения досуговых центров; уровень соответствия мест досуга потребностям молодежи; предпринимается попытка оценить дефицит досуговых мест в городской среде.

Ключевые слова: досуг; досуговые предпочтения; студенческая молодежь; городская среда; организация досуга; содержание досуга; формы досуга; городская досу-говая среда.

The article provides an overview of the results of the secondary and author's sociological research, which studied the leisure needs of modern student youth in the social space of the city. The features of students' leisure activities are considered, namely: where they prefer to spend their leisure time; frequency of visits to leisure centers; level of compliance of leisure places with the needs of youth; and an attempt to assess the shortage of leisure places in the urban environment is being made.

Keywords: leisure; leisure preferences; student youth; urban environment; organization of leisure time; the content of leisure activities; forms of leisure; urban leisure environments.

Введение

На данном этапе развития российского общества под воздействием социокультурных трансформаций происходят значительные изменения содержания и структуры досуговой деятельности. Изменение системы предпочтений и ценностных ориентиров молодежи, развитие многофункциональной социальной инфраструктуры, развитие информационных технологий, новых видов развлечений приводят к возрастанию интереса к социологическим исследованиям свободного времени и досуга молодежи в регионах. Все вышеперечисленное говорит об актуальности выбранной темы и необходимости анализа досуговых предпочтений молодежи, находящейся в самой активной стадии процесса социализации.

Обзор вторичной базы исследования

Ни для кого не секрет, что досуговая сфера жизни способна формировать устойчивые формы поведения личности, ее привычки, интересы. Она занимает в активном процессе социализации одно из ведущих и значимых мест. О.Д. Коврова, описывая результаты социологического исследования, говорит о предпочтениях во время досуга (табл. 1).

Согласно данным проведенного социологического исследования, на вопрос о частоте посещения мероприятий, проводимых учреждениями культуры для молодежи, большинство респондентов (40 %) ответили, что один раз в месяц, 38 - один раз в неделю, 22 % - один раз в

полгода. Полученные результаты могут говорить о том, что молодежь не всегда устраивают те мероприятия, которые предлагают культурно-досуговые учреждения.

Таблица 1

Ответы на вопрос «Где Вы предпочитаете проводить свой досуг?»

Вариант ответов %

Предпочитаю проводить свой досуг дома 24

Посещаю ТРЦ 23

Хожу в кинотеатры города 18

Люблю прогулки по городу 14

Посещаю библиотеки 2

Хожу в спортивный зал или фитнес-клуб 10

Хожу в ночные клубы 5

Другой вариант ответа 3

На вопрос «Как Вы считаете, может ли молодежь принять активное участие в организации своего досуга?» были получены следующие ответы респондентов: 88 % ответили, что да, могут, 12 - неспособны этого сделать.

Исследование показало, что на вопрос «Какие из форм организации досуга Вам больше подходят?» респонденты выбрали первый вариант ответа: «неформальный любительский молодежный клуб в соответствии со своими интересами» - 23 %, что может говорить о том, что студенты хотят реализовать свой творческий потенциал (табл. 2) (Коврова, 2013. С. 112-117).

Таблица 2

Выберите из предложенных форм организации досуга

те, которые Вам больше подходят

Варианты ответов %

Неформальный любительский молодежный клуб в соответствии со своими интересами 23

Молодежные шоу-программы 17

Использование высоких технологий при организации досуга 13

Предпринимательство при организации досуга 12

Организация игровых развлекательных программ 7

В досуговой деятельности современной студенческой молодежи превалирует следующая тенденция: ежегодно уменьшаются ценность и актуальность мероприятий, которые можно связать со стандартными коллективными формами развлечений, такими как дискотеки, ночные клубы

и проч. За 10 лет их посещаемость снизилась в 4 раза: 42,4 % - в 2006 г., 29 - в 2011 г., 11,1 % - в 2016 г. В последнее время особую значимость начинают приобретать формы досуга, которые позволяют аккумулировать личные, эмоциональные переживания и впечатления. Недаром за последние 10 лет число предпочитающих гулять, проводить время на свежем воздухе увеличилось в 10 раз (Филоненко, 2017. С. 74).

Нарастающая популярность интернет-приложений, «Инстаграма», «ВКонтакте», Facebook и других социальных сетей позволяет сделать вывод о массовом желании запечатлеть свои и иные ощущения о событиях жизни, представить на всеобщее обозрение субъективные образы мира и самого себя. Эта перемена ориентаций с внешнего (утилитарного) на внутреннее состояние (эмоциональное) определена в концепции общества переживания немецкого социолога Г. Шульце (Schulze, 1992). Время проведения в Интернете - это одна из новых форм реализации активности молодежи. Так, материалы исследования О.В. Алексеевой позволяют говорить о том, что студенческая молодежь довольно много времени проводит в сети Интернет. Среди опрошенных респондентов 17,1 % используют ресурсы Интернета до 2 часов в день; 16,2 - до 4 часов в день, 24,4 % не могут себя ограничить во времени и пользуются Интернетом неограниченно (Алексеева, 2017. С. 4).

Обзор результатов авторского социологического исследования

Анализ результатов авторского социологического исследования до-суговых потребностей студенческой молодежи в городской среде проводился с помощью метода анкетирования, который базировался на использовании теоретической модели исследования, содержащей два индикатора, отражающих формы досуговой деятельности. Индикаторы форм досу-говой деятельности представлялись в виде совокупности переменных (табл. 3).

Таблица 3

Операционализация форм досуговой деятельности

Активная форма досуговой деятельности Любительские и творческие занятия, занятия физической культурой и спортом, общение (активные формы межличностного и межгруппового взаимодействия)

Пассивная форма досуговой деятельности Пассивное потребление продукции СМИ (радио, телевидение, Интернет и проч.), пассивный отдых дома

Далее нами рассматривалась структура досуга студенческой молодежи (рис. 1).

Рис. 1. Структура досуга студенческой молодежи, %

Как видно из рис. 1, в структуре студенческого досуга основное место занимает пассивная форма досуга - отдых дома, просмотр телевизионных передач и использование различного контента Интернета. Второе место занимает развлекательная форма, это объясняется важностью самопрезентации и общения в этом возрасте. Вечеринки, кафе, дискотеки - это возможность знакомства и веселого времяпрепровождения, что вполне соответствует эмоциональности и основным потребностям в молодости.

На рис. 2 видно, что чуть больше половины (68 %) студентов часто посещают места досуга - один или несколько раз в неделю. Этот показатель, в принципе, дублирует представленные выше результаты вторичного исследования, проведенного О.Д. Ковровой: 38 % респондентов посещают досуговые мероприятия 1 раз в неделю и 40 % -1 раз в месяц. Это вполне соответствует уровню социальной активности студенчества и отражает потребность в активном досуге, за пределами дома. Важно выяснить, почему 32 % остаются в общежитии (дома) или редко выходят за пределы жилого помещения в столь активной жизненной фазе. Одной из причин может быть отсутствие потребности в использовании разных сторон обогащения собственного самосознания, другая причина - недоступность досуговой среды для бюджета студента.

На рис. 3 представлена оценка студентами соответствия мест досуга в городской среде потребностям.

Рис. 2. Показатели частоты посещения досуговых центров

Рис. 3. Уровень соответствия мест досуга в городской среде потребностям современной молодежи

В целом оценка отражает дефицит хороших, привлекательных мест досуга и расхождение с потребностями. Каждый третий респондент (31 %) указал на отсутствие мест, соответствующих потребностям. Это указывает на необходимость мониторинга качества городской среды в целях построения стратегии, ориентированной на всю структуру населения. Сегодня много внимания стало уделяться обору-

дованию и ремонту дворовых территорий, точнее, детских площадок возле многоквартирных домов. Есть практика строительства спортивных объектов в инфраструктуре строящихся микрорайонов. Однако данное исследование показывает неполноту учета интересов студенческой молодежи.

На рис. 4 представлена иерархия потребностей досуговых площадок в городском пространстве в оценках студенческой молодежи.

Рис. 4. Оценка студентами дефицита досуговых мест

Вопрос предполагал выбор недостающих типов досуга в городе Орле. Примечательно, что выстроились приоритеты, не соответствующие всем активным видам досуга. Замысел настоящего исследования предполагал определить преобладающие виды досуга - рекреационный, творческий, развивающий. Ответы на этот вопрос показали, что доминирует наиболее пассивный - рекреационный, расслабляющий вид досуга в структуре желаемых форм студенчества. Это указывает на необходимость стимулирования активных форм, обогащающих и расширяющих горизонты молодежи. Культурные и формирующие здоровый образ жизни, как видно из рисунка, значительно отстают от форм, реализующих восстановление сил и коммуникативные потребности студенчества, которые также важны.

По мнению Ж.Т. Тощенко, предложение в досуговой сфере должно соответствовать следующим критериям: добровольность использования досугового времени - эта форма активности является частью свободного времени, молодежь вправе выбирать различные формы досуга самостоятельно; устойчивость сферы досуга - предполагает институциональный

характер, так как имеет цель, функции и сферу деятельности института и представляет собой сферу самореализации и удовлетворения каких-либо потребностей; выявление различных новых форм и видов досуга - регулярные и одноразовые; активные и пассивные; развлекательные и познавательные; особенности среды протекания молодежного досуга - молодежь больше проводит свой досуг вне семейно-родительской среды, с друзьями и сверстниками (Тощенко, 2005).

Согласно теоретическому анализу актуальных проблем в организации досуга и данным проведенного социологического исследования, были разработаны следующие рекомендации, ориентированные на совершенствование досуговой деятельности в регионе. По нашему мнению, городскому управлению по делам молодежи, физической культуре и туризма стоит привлекать к организации досуга активистов и всех заинтересованных в организации досуга молодежи (речь идет о строительстве локальной городской культурной среды), работников домов культуры и творчества, максимально и с пользой использовать и насыщать пустующие городские площадки тематическими мероприятиями для различных возрастных групп, использовать территории городских парков, скверов и открытые территории при торговых центрах. Городские власти и соответствующие учреждения не должны этому препятствовать.

Стоит отметить, что сейчас, как никогда, остро назревает необходимость ежегодной организации мониторинга, изучающего насущные, актуальные предпочтения горожан. Сама система организации массового досуга должна учитывать запросы населения и мнения жителей при разработке культурно-досуговых программ. Социокультурная инфраструктура представляется как пространство безграничных возможностей для творчества, самореализации, а городская инфраструктура может предлагать широкий выбор способов организации свободного времени и досуга (Луке, 2005).

За последние 3 года коммерциализация культуры, искусства, спорта набирает обороты. Возрастает популярность проведения массовых зрелищных спортивных мероприятий, число участников и зрителей, принимающих в них участие, ежегодно уведичивается. Для населения городов организуются городские велосипедные заезды (акции «Велодень», «Вело-ночь»), различные спортивные забеги (марафоны, эстафеты по городу и другие виды спортивных состязаний) и прочие мероприятия. Крупные спортивные мероприятия могут сопровождаться организованными концертами (выступления популярных звезд эстрады, коллективов народного творчества и др.), демонстрируются новинки среди продуктов здорового питания (ярмарки выходного дня), организуются тематические выставки

(спортивного инвентаря, спортивной одежды и проч.), что еще больше привлекает внимание горожан, имеющих в наличии некоторое количество свободного времени и готовых пассивно созерцать или активно принимать участие в предлагаемых мероприятиях.

Строительство спортивных площадок, возрождение спортивных городков по программе доступной среды будут демонстрировать и культивировать здоровый образ жизни населения, откроют новые возможности проведения свободного времени для всех заинтересованных возрастных групп населения. Обозначенная выше тенденция имеет позитивную динамику, будет мотивировать молодежь на добровольные занятия спортом не только в учебных заведениях и специализированных спортивных сооружениях, но за их пределами. Масштабная интеграция культурно-досуговых программ вузов с общегородскими программами будет способствовать расширению возможностей проведения досуга студенческой молодежи (Зубов, 2010).

Решение актуальной проблемы совершенствования деятельности по организации досуга должно идти планомерно по всем направлениям - от разработки продуманной концепции деятельности единичного учреждения культуры до планирования и управления учреждениями сферы досуга комплексно (Михалева, 2006).

В инновационных условиях развития общества в целом и городов в частности основное внимание организаторы досуговой деятельности уделяют принципам комплексности (активному использованию новейших достижений различных наук), создают инновационные программы развития досуга и свободного времени, разрабатывают социально-культурные проекты, внедряют инновационные формы работы, которые способствуют восстановлению эмоционального равновесия, участию населения в возрождении культурного наследия, народных праздников, гуляний, обострению внимания на свободном творческом поиске любительских объединений и клубов по интересам (Мрочко, 2016. С. 112-116).

Выводы

Таким образом, можно сделать некоторые выводы: - современный подход к организации городского молодежного досуга связан с качественной разработкой и реализацией культурных и до-суговых программ в системе единой социальной политики, но ценовая политика многих организованных мероприятий не по средствам молодежи, а от этого страдают обе стороны взаимодействия;

- ситуация сложившегося многообразия культур общества усложнила структуру досуга и вместе с этим создала прецедент множественности форм и видов досуговой деятельности;

- молодежь как самая активная часть населения желает заполнять свое свободное время и проводить досуг с пользой, но испытывает трудности в получении своевременной информации о предстоящих мероприятиях, проводимых в городе.

Литература

Алексеева О.В. Социологический анализ социальной активности молодежи в сетевых сообществах // Современные исследования социальных проблем. Белгород, 2017.

Зубов Ю.А. О предпочтениях городской молодежи // Молодежные тенденции. 2010. № 2. С. 132-184.

Коврова О.Д. Социально-культурное проектирование досуга молодежи в Республике Саха (Якутия) // Ценности и смыслы. 2013. С. 112-117.

Луке Г.А. Социальное инновационное проектирование в молодежной политике: социологический анализ : дис. ... д-ра социол. наук. Самара, 2005. 146 с.

Михалева А.Б. Культура досуга студента // Междунар. студ. науч. вестн. 2006. № 5, ч. 1. Режим доступа: http://xn6kcacl4bbcan8aha p5e2c.xn--p 1 ai/konfer3 8/249.pdf.

Мрочко О.Г., Ишенбаева С.В. О создании инновационных многофункциональных культурных центров («домов новой культуры») // Экон. и соц.-гуманит. исследования. 2016. № 4 (12). С. 112-116.

Тощенко Ж. Т. Организация молодежного досуга // Социология власти. 2005. № 5. С. 23-44.

Филоненко В.И., Штомпель Л.А., Штомпель О.М. Культурно-досуговые предпочтения российских студентов в трансформирующемся обществе // Власть. 2017. № 11.

Schulze G. Erlebnisgesellschaft: Kultursoziologie der Gegenwart. Frankfurt; N.Y.: Campus Verlag, 1992. 612 p.

References

Alekseeva, O.V. (2017). Sociological analysis of youth social activity in online communities. Sovremennye issledovaniya social'nyh problem. Belgorod. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Zubov, Yu.A. (2010). On the preferences of urban youth. Molodezhnye tendencii, 2, 132-184. (in Russian).

Kovrova, O.D. (2013). Socio-cultural design of youth leisure in the Republic of Sakha (Yakutia). Cennosti i smysly, 112-117. (in Russian).

Luke, G.A. (2005). Social innovative design in youth policy: sociological analysis: dis. ... dr. sociol. sciences. (Doctoral Dissertation, Samara). (in Russian).

Mihaleva, A.B. (2006). The culture of leisure of the student. Mezhdunar. stud. nauch vestn., 5, ch. 1. Available at: http://xn-6kcacl4bbcan8ahap 5e2c.xn-p1ai/konfer38/ 249.pdf. (in Russian).

Mrochko, O.G., Ishenbaeva, S.V. (2016). On the establishment of an innovative multifunctional cultural centres ("houses of new culture"). Ekon. i soc.-gumanit. issledovaniya, 4 (12), 112-116. (in Russian).

Toshchenko, Zh.T. (2005). Organization of youth leisure. Sociologiya vlasti, 5, 23-44. (in Russian).

Filonenko, V.I., Shtompel', L.A., Shtompel', O.M. (2017). Cultural and leisure preferences of Russian students in a transforming society. Vlast', 11. (in Russian).

Schulze, G. (1992). Erlebnisgesellschaft: Kultursoziologie der Gegenwart. Frankfurt, N.Y.: Campus Verlag.

Поступила в редакцию

21 февраля 2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.