Научная статья на тему 'ДОСУГ ПЕРВОКУРСНИКОВ ВУЗОВ'

ДОСУГ ПЕРВОКУРСНИКОВ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
422
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСУГ / ПЕРВОКУРСНИКИ / МОЛОДЕЖЬ / ВУЗЫ / УСПЕВАЕМОСТЬ / ИНТЕРЕС К УЧЕБЕ / ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕЛИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ / РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ И РЕКРЕАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ДОСУГА / СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Явон Снежана Владимировна

В статье анализируется досуг первокурсников высших учебных заведений во взаимосвязи с такими факторами, как индивидуальные особенности личности, успеваемость, интерес к учебе; образовательные и профессиональные планы, жизненные цели и устремления. Проведенный анализ позволил сделать вывод о взаимозависимости и взаимообусловленности данных факторов и досуга первокурсников вузов. Первокурсники с высокой успеваемостью характеризуются стремлением к самосовершенствованию, активным, разнообразным проведением своего досуга и оптимистичным отношением к будущему. Обучающиеся с невысоким уровнем успеваемости «убивают время», не удовлетворены проведением свободного времени по причине отсутствия денег, неуверенно воспринимают будущее. На получение высшего образования по программам магистратуры ориентированы первокурсники, активно проводящие свое свободное время, увлекающиеся чтением, спортом, посещающие концерты, театры. У первокурсников, опасающихся не завершить обучение в вузе, преобладает пассивно-созерцательное проведение свободного времени. Эмпирической базой статьи послужили результаты исследования, проведенного в июне 2021 г. по выборке, репрезентативной для молодежи в возрасте от 18 до 19 лет, в вузах г. о. Тольятти: анкетирование (N = 700 обучающихся первых курсов четырех вузов города) и формализованное интервью (N = 114 обучающихся четырех вузов города).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEISURE OF FRESHMEN OF UNIVERSITIES

The article analyzes the leisure time of first-year students of higher educational institutions in relation to such factors as individual personality traits, academic performance, interest in learning; educational and professional plans, life goals and aspirations. The analysis made it possible to draw a conclusion about the interdependence and interconditionality of these factors and the leisure of first-year university students. Freshmen with high academic performance are characterized by a desire for self-improvement, active, varied leisure time activities and an optimistic attitude towards the future. Students with a low level of academic performance “kill time”; they are not satisfied with the way they spend their free time due to lack of money, and are uncertain about the future. Freshmen who actively spend their free time, are fond of reading, sports, attending concerts, and theaters are focused on obtaining higher education in Master's programs. For freshmen who are afraid of not completing their studies at university, passive-contemplative spending of free time prevails. The empirical basis of the article was formed by the results of a study conducted in June 2021 on a sample representative of young people aged 18 to 19 in universities of the city district of Togliatti: a questionnaire survey (N = 700 1st year students from four city universities) and a formalized interview (N = 114 students from four city universities).

Текст научной работы на тему «ДОСУГ ПЕРВОКУРСНИКОВ ВУЗОВ»

Pushaev, Yu. V. (2006) Liberalism, quasiliberalniye mifi i svoboda SMI (Karl Popper o roli televideniya v obshestve). Voprosy Filosofii, no. 8, pp. 3-14. (In Russ.).

Rovinskaya, T. L. (2008) Metodi vozdeistviya SMI na obhestvennoe soznanie. Mirovaia eko-nomika i mezhdunarodnye otnosheniia, no. 6, pp. 100-103. (In Russ.).

Steshin, D. (2019) Serial Chernobyl — podarok dla konkurentov Rosatoma? Komsomolskaya Pravda. 24 May [online] Available at: https://www.kp.ru/daily/26981.7/4039993/ (accessed: 20.07.2021) (In Russ.)

Sulakshin, S. S. (2014) Nravstvennost' rossiyskogo obshestva I faktori vliyaniya (Internet, tele-videniye). Politika I obshestvo, no. 9, pp. 1065-1081 (In Russ.).

Tretyakov, V. T. (2015) Teoria televideniya. TV kak neoyazichestvo I kak karnaval. Moscow, Ladomir, 664 р. (In Russ.).

Bridge, M. (2018) Children's show is propaganda for Putin, say critics. The Times. 17 November [online] Available at: https://www.thetimes.co.uk/article/childrens-show-is-propaganda-for-putin-say-critics-j9wxcvslm (In Russ.) (accessed: 20.07.2021).

Submission date: 01.08.2021.

Дубровин Владимир Леонидович — кандидат социологических наук, старший научный сотрудник сектора социокультурной и медиакоммуникации Института социологии ФНИСЦ РАН. Адрес: 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5, каб. 213. Тел. +7 (499)907-98-78. Эл. адрес: vladimir.dubrovin@gmail.com

Dubrovin Vladimir Leonidovich, Candidate of Sociology, Senior Researcher, Sector of Socio-Cultural and Mediacommunication, Institute of Sociology — Branch of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences. Postal address: 24/35, Krzhizha-novskogo St., Bldg. 5, room 213, Moscow, Russian Federation, 117218. ТеЬ +7 (499) 907-98-78. E-mail: vladimir.dubro-vin@gmail.com

РО!: 10.17805^ри.2021.4.14

Досуг первокурсников вузов*

С. В. Явон Поволжский государственный университет сервиса

В статье анализируется досуг первокурсников высших учебных заведений во взаимосвязи с такими факторами, как индивидуальные особенности личности, успеваемость, интерес к учебе; образовательные и профессиональные планы, жизненные цели и устремления. Проведенный анализ позволил сделать вывод о взаимозависимости и взаи-

* Исследование «Досуг первокурсников вузов» проведено под руководством автора статьи в июне 2021 г. по выборке, репрезентативной для молодежи в возрасте от 18 до 19 лет, в вузах г. о. Тольятти: ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет» (ТГУ) — 54%, ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет сервиса» (ПВГУС) — 30%, ЧОУ ВО «Тольяттинская академия управления» (ТАУ) — 8%, АНО ВО «Поволжский православный институт им. Святителя Алексия, Митрополита Московского» (Православный институт) — 8%. Анкетирование (N = 700 обучающихся первых курсов четырех вузов города) и формализованное интервью (N = 114 обучающихся четырех вузов города).

мообусловленности данных факторов и досуга первокурсников вузов. Первокурсники с высокой успеваемостью характеризуются стремлением к самосовершенствованию, активным, разнообразным проведением своего досуга и оптимистичным отношением к будущему. Обучающиеся с невысоким уровнем успеваемости «убивают время», не удовлетворены проведением свободного времени по причине отсутствия денег, неуверенно воспринимают будущее. На получение высшего образования по программам магистратуры ориентированы первокурсники, активно проводящие свое свободное время, увлекающиеся чтением, спортом, посещающие концерты, театры. У первокурсников, опасающихся не завершить обучение в вузе, преобладает пассивно-созерцательное проведение свободного времени.

Эмпирической базой статьи послужили результаты исследования, проведенного в июне 2021 г. по выборке, репрезентативной для молодежи в возрасте от 18 до 19 лет, в вузах г. о. Тольятти: анкетирование (N = 700 обучающихся первых курсов четырех вузов города) и формализованное интервью (N = 114 обучающихся четырех вузов города).

Ключевые слова: досуг; первокурсники; молодежь; вузы; успеваемость; интерес куче-бе; жизненные цели; профессиональные планы; развлекательные и рекреационные формы досуга; содержательная организация досуговой деятельности

ВВЕДЕНИЕ

Социальная жизнь человека рассматривается в социологии как особая форма организации и регулирования его жизнедеятельности. Социальная регуляция осуществляется как внешними по отношению к индивидам и группам управляющими воздействиями, так и их внутренними побуждениями (Зубок, Безрукова, Вишневский и др., 2021: 10). Досуг молодых людей характеризует их социально-психологические особенности и склад характера. Ни в какой другой сфере человек так не проявляется, как в сфере досуга, где границы реального и идеального нарушаются, и человек предстает не только таким, каким его сделала необходимость, но и таким, каким он хотел бы себя видеть, каким он мог бы стать при других обстоятельствах. «В современном обществе в сфере досуга молодые люди имеют наибольшие возможности для самостоятельных действий, что дает им необходимый опыт независимости» (Веселкова, Прямикова, 2005: 109).

Проблема досуга широко изучалась исследователями как зарубежной, так и отечественной науки. Особое внимание этим вопросам уделялось в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, Ж. Дюмазедье, М. Фурастье и др. Досуг рассматривается в различных аспектах как социально существующая реальность; внутренняя потребность; качество вознаграждения и т. п. К. Маркс предложил концепцию свободного времени как пространства для свободной деятельности и развития способностей (Э. В. Ильенков ... , 2018).

Различные авторы предлагают понимать досуг как время для осуществления жизненно важных форм деятельности, в том числе в социально-культурной и социально-педагогической областях. Досуг представляется временем «для осуществления отдыха, повышения мастерства, образования, занятия спортом и самодеятельным творчеством, воспитанием детей и прочими личностно значимыми видами деятельности» (Маршак, 2008: 107).

Существуют концепции досуга как «пространства для свободной деятельности», институциализации досуга, подготовки к жизни индивида, взросления молодых людей, «самовыражения» (Веселкова, Прямикова, 2005; Ильин, 2007; Омель-ченко, 2000).

При этом российские авторы отмечают: «.за прошедшие десятилетия произошли заметные изменения культурных потребностей молодых людей. При том что основные виды деятельности остались практически прежними, иными стали их формы и удельный вес в структуре досуга. Всё более значимыми в среде молодежи становятся зрелищные формы потребления культуры, направленные на удовлетворение познавательной, эмоциональной и гедонистической потребностей» (Зубок, Чупров, 2018: 175).

Одна из задач исследования — анализ досуга первокурсников высших учебных заведений во взаимосвязи с такими факторами, как успеваемость, интерес к учебе; образовательные и профессиональные планы, жизненные цели и устремления.

УСПЕВАЕМОСТЬ КАК ФАКТОР ВЫБОРА ПЕРВОКУРСНИКАМИ ФОРМ ПРОВЕДЕНИЯ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ

Успеваемость обучающихся тесно связана с их интересом к учебе. Интерес к учебе — одновременно и причина, и следствие высокой успеваемости: «Я хорошо учусь потому, что мне интересно, и мне интересно учиться потому, что у меня это хорошо получается». Успеваемость — это внешний фактор. Уровень успеваемости выступает определенной статусной характеристикой обучающегося, которая формирует соответствующее отношение к первокурснику преподавателей, однокурсников. Оценки — это признание, одобрение способностей, добросовестности и старательности обучающегося или наоборот — порицание и неодобрение. А интерес к учебе — внутренний фактор, показывающий, насколько первокурснику нравится процесс обучения в вузе.

Хотя успеваемость и интерес к учебе взаимосвязаны, но не совпадают полностью. Определенная группа первокурсников с высоким уровнем успеваемости утверждает, что особого интереса к учебе нет или — «учусь по необходимости, по инерции». С другой стороны, некоторые обучающиеся, имеющие «удовлетворительно», подчеркивают, что учатся с интересом, стараются учиться как можно лучше. Такое несовпадение интереса к учебе и уровня успеваемости закономерно, поскольку есть много других факторов «успешности» обучающегося — таких, как уровень способностей, особенностей характера и пр.

Вследствие вышеизложенного необходимо рассматривать успеваемость и интерес к учебе как отдельные факторы, влияющие на проведение свободного времени первокурсников.

Согласно ответам респондентов, 61% первокурсников имеют средний уровень успеваемости (разные оценки, в том числе «удовлетворительно»). Четверть учатся на «хорошо» и «отлично», 5% — «отличники», 8% опрошенных имеют низкий уровень успеваемости (преобладают «удовлетворительно», часто бывают «неудовлетворительно», «не зачтено»).

Среди девушек учатся на «хорошо» и «отлично» 36%, а среди юношей — только 24%. Соответственно, имеют разные оценки, в том числе «удовлетворительно», 58% девушек, что на 6% меньше, чем юноши. Только 6% девушек учатся «слабо», что в два раза реже, чем юноши.

По показателям успеваемости девушки существенно опережают юношей.

В обыденном представлении досуг «троечника» и «отличника» существенно различается. «Отличники» имеют мало свободного времени, поскольку долго и тщательно готовят задания/работы по предметам. В свободное время они занима-

ются дополнительным образованием, помогают по дому. Они редко посещают вне-учебные мероприятия, общаются с друзьями, поскольку не хотят тратить время на развлечения. А «троечники», согласно распространенному мнению, наоборот, имеют много свободного времени, тратят его «впустую», не заботясь о будущем.

Согласно ответам респондентов, «отличники» и «хорошисты» в два раза чаще, чем «троечники», любят в свободное время читать/слушать книги. Первокурсники с высоким уровнем успеваемости чаще, чем другие, занимаются дополнительным образованием, посещают внеучебные мероприятия.

Отвечая на вопрос: «Что мешает более интересному проведению Вашего досуга?», «отличники» и «хорошисты» чаще, чем другие, жаловались на недостаток свободного времени. А первокурсники с «низким» уровнем успеваемости — на недостаток денежных средств.

При ответе на вопрос: «Что для Вас главное в организации своего свободного времени?» — «отличники» и «хорошисты» чаще, чем «троечники», отмечали возможность общения, узнать что-нибудь новое, приобрести полезные умения и навыки. А респонденты с «низким» уровнем успеваемости намного чаще, чем другие, подчеркивали возможность «убить время».

Характеризуя свой досуг в целом, две трети «отличников» считают, что проводят досуг полезно и интересно: с этим согласна половина «хорошистов», что на 9-13% превышает ответы респондентов с более низким уровнем успеваемости.

Как видно, хорошо успевающие первокурсники имеют меньше свободного времени, чем «троечники»; они считают, что проводят досуг полезно и интересно, тогда как слабо успевающие первокурсники чаще стараются просто «убить» время. Подтвердилось представление о том, что «отличники» и «хорошисты» чаще, чем другие, читают/слушают книги, стремятся к собственному интеллектуальному и духовному развитию, готовятся к будущему профессиональному становлению. С другой стороны, «отличники» не настолько однообразно проводят свой досуг: так же как и их сверстники, они посещают внеучебные мероприятия и общаются с друзьями.

ИНТЕРЕС К УЧЕБЕ КАК ФАКТОР ВЫБОРА ПЕРВОКУРСНИКАМИ ФОРМ ДОСУГА

Отвечая на вопрос: «Насколько Вам интересно учиться в вузе?», больше половины опрошенных утверждали, что особого интереса к учебе нет. Четвертая часть респондентов учатся с интересом. 6% первокурсников учатся по необходимости, по инерции. 9% участников опроса затруднились с ответом.

Интересно, что по уровню успеваемости девушки опережают юношей. А их ответы об интересе к учебе практически полностью совпадают. Это лишний раз подтверждает, что успеваемость и интерес к учебе хотя и взаимосвязаны, но, по сути, разные стороны учебной деятельности: внешняя статусная и внутренняя мотива-ционная характеристики.

Первокурсники, которые учатся с интересом, на 9-15% чаще, чем другие, в свободное время любят заниматься домашними делами. Они на 8-15% реже находятся в сети «Интернет». Эта группа опрошенных чаще, чем другие, в свободное время читает/слушает книги, занимается дополнительным образованием.

Респонденты, которым неинтересно учиться в вузе, на 10% чаще проводят время на улице, на 24% больше проводят время за компьютером или телефоном.

Эта группа опрошенных на 12-19% реже, чем другие, в свободное время слушает музыку.

Обучающиеся, которые учатся с интересом, в два раза реже, чем другие, жалуются, что в их окружении мало людей, близких по духу и интересам. В проведении свободного времени для них главное — улучшить здоровье, подготовиться к будущей профессии, узнать что-то новое. Намного реже, чем другие, они стремятся развлечься.

Интерес первокурсника к учебе и проведение им досуга связаны между собой. Интересно учиться тем юношам и девушкам, которые любят проводить свободное время дома, читать/слушать книги, заниматься домашними делами, слушать музыку. И наоборот, неинтересно учиться респондентам, которым нравится проводить время вне дома. В свободное время для них главное — развлечься.

Интерес к учебе первокурсника и специфика проведения им досуга зависят от особенностей личности.

Интерес к учебе влияет на специфику проведения досуга, поскольку первокурснику, которому нравится учиться, необходимо хорошо подготовиться к предметам, в свободное время он читает, занимается дополнительным образованием, расширяет свой кругозор, стремится узнать что-то новое.

С другой стороны, специфика проведения досуга влияет на интерес к учебе. Обучающийся, который любит общаться со сверстниками, гулять по улице, «зависать в сетях», имеет меньше возможностей качественно выполнять домашние задания, расширять свои знания и т. д.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ ПЕРВОКУРСНИКОВ КАК ФАКТОР ВЫБОРА ФОРМ ДОСУГА

На специфику проведения первокурсниками досуга оказывают влияние их ближайшие образовательные планы и представления о достаточном уровне образования.

На основе образовательных запросов сформировались три группы респондентов: первая группа — самая многочисленная (65%) — считает достаточным закончить вуз на ступени бакалавриата; вторая группа (25%) планирует поступить в магистратуру; третья группа (10%) надеется закончить обучение в вузе.

Первокурсники, которые намерены поступать в магистратуру, чаще, чем первокурсники первой группы, в свободное время читают/слушают книги, занимаются спортом, дополнительным образованием.

Наименее организован досуг первокурсников третьей группы. Они не занимаются спортом, не участвуют во внеучебных мероприятиях вуза, не любят читать, посещать концерты, театры и т. д.

Респонденты, планирующие работать в сфере искусства, средств массовой информации, намного чаще, чем другие, в свободное время любят проводить время в Интернете, читать книги и журналы, посещать театры, заниматься любительским творчеством, участвовать во внеучебных мероприятиях вуза. В организации досуга они чаще, чем другие, считают важным духовное развитие и возможность узнать новое.

Первокурсники, мечтающие о работе в сфере бизнеса, чаще, чем другие, в свободное время путешествуют, подрабатывают, а в организации досуга для них менее важно духовное развитие.

Первокурсники, которые собираются работать в промышленном производстве, реже, чем другие, участвуют во внеучебных мероприятиях вуза, занимаются любительским творчеством. В свободное время для них важно узнать что-нибудь новое.

Респонденты, выбравшие сферу обслуживания, реже, чем другие, читают, практически не посещают театры, не участвуют в самодеятельности.

Почти половина первокурсников занимают оптимистическую позицию по отношению к своему будущему. 22% полагают, что могут возникнуть неожиданные трудности и препятствия. 7% предполагают, что в будущем возникнет много проблем и трудностей. 1% крайне пессимистично представляет свое будущее. Четвертая часть занимает неопределенную позицию по этому вопросу.

Чем выше уровень успеваемости первокурсников, тем более оптимистично они относятся к будущему, и наоборот — чем хуже учится респондент, тем меньше у него уверенности, что все сложится удачно.

Первокурсники, которые занимаются спортом чаще по сравнению с другими, уверены, что сумеют добиться поставленных целей. А респонденты, которые испытывают недостаток денежных средств, чаще полагают, что в будущем могут возникнуть неожиданные трудности и препятствия. При этом первокурсники, удовлетворенные собственным проведением досуга, чаще занимают оптимистическую позицию по отношению к будущему. А те обучающиеся, которым скучно и нечем себя занять, чаще, чем другие, неуверенно воспринимают будущее.

ВЛИЯНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕЛЕЙ РЕСПОНДЕНТОВ НА ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИМИ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ

Среди наиболее значимых жизненных целей первокурсников — «хорошие и верные друзья», «образование» и «здоровье».

Для 54% респондентов важна «высокая заработная плата», 47% — «здоровые и умные дети».

Две пятых участников опроса подчеркнули такие позиции, как «хорошие отношения в семье», «быть нужным людям», «знакомства, связи, возможность решать проблемы».

Треть первокурсников отметила «интересную работу», «реализацию своих способностей и талантов».

17% опрошенных отметили «внешний вид преуспевающего человека», 16% — «свободу выбора образа жизни», 12% — «душевное равновесие».

Молодые люди, для которых интересная работа представляется значимой жизненной установкой, чаще, чем другие, любят читать книги, посещать театры. В организации свободного времени для них важна подготовка к будущей профессии. Интересная работа важна для 38% девушек и 27% юношей.

Реализация способностей и талантов — эта жизненная ориентация значима для 47% «отличников», 42% «хорошистов» и только для четверти учащихся с более низким уровнем успеваемости. Чем выше успеваемость респондентов, тем чаще они подчеркивали этот вариант ответа.

Участники опроса, которые подчеркнули важность реализации своих способностей и талантов, чаще, чем другие в свободное время стремятся узнать что-нибудь новое, для них важно их духовное развитие, они реже отмечали желание просто развлечься в свободное время. Эта группа опрошенных чаще занимается

дополнительным образованием, самодеятельностью, любительским творчеством, читает книги и посещает театры, музеи, выставки.

Обучающиеся, подчеркнувшие высокую заработную плату как жизненную ориентацию, чаще, чем другие, зарабатывают деньги на личные расходы, посещают молодежные клубы и реже просто гуляют по городу. В свободное время они гораздо реже, чем другие, отмечают свое стремление к духовному развитию.

Респонденты, подчеркнувшие такое жизненное устремление, как наличие знакомств, связей, возможность решать проблемы, чаще, чем другие, в часы досуга гуляют по городу, посещают молодежные клубы, кафе, бары, «зависают в сетях», реже читают книги. В свободное время они чаще, чем другие, отмечали стремление развлечься. Эту группу молодежи характеризуют развлекательные способы проведения свободного времени.

Представители учащейся молодежи, которые считают важной целью иметь внешний вид преуспевающего человека, чаще, чем другие, «зависают в сетях» и отмечают, что в часы досуга стремятся «убить время».

Молодые люди, которые считают важной целью душевное равновесие, чаще, чем другие, читают/слушают книги, посещают театры, занимаются любительским творчеством. Для них важно в часы досуга приобрести полезные навыки и духовно самосовершенствоваться. Они реже, чем другие, подчеркивали стремление просто развлечься.

Первокурсники, для которых важно уважение окружающих, чаще, чем другие, в часы досуга общаются с друзьями.

Респонденты, считающие жизненной целью быть нужным людям, чаще, чем другие, стремятся в свободное время узнать что-нибудь новое, принести пользу людям.

Участники опроса, которые считают важной жизненной задачей хорошие отношения в семье, в часы досуга любят заниматься домашними делами.

Первокурсники, указавшие на такую цель, как здоровые, умные дети, чаще, чем другие, любят рыбачить/охотиться, заниматься домашними делами. В часы досуга для них важно улучшить свою физическую форму, здоровье.

Свободу выбора образа жизни отметила пятая часть респондентов со средним или ниже среднего уровнем материального положения, 12% «хорошистов» и только 8% «отличников».

Как показывают результаты исследования, жизненные цели и ориентации молодежи являются одним из факторов проведения ими свободного времени. От того, какие цели ставит перед собой юноша или девушка, зависит то, как он проводит свой досуг, что он любит делать: читать/слушать книги, зарабатывать деньги, «зависать в сети», развлекаться или просто «убивать время».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, подводя итог проделанному анализу, можно констатировать, что индивидуальные особенности первокурсников, успеваемость, интерес к учебе, образовательные, профессиональные планы, жизненные цели, устремления и специфика проведения ими досуга — взаимозависимые и взаимообусловленные характеристики.

Досуг первокурсников вузов связан с их учебной деятельностью. «Отличники» и «хорошисты» отдыхают не так, как «троечники». Первые больше читают, посе-

щают театры, занимаются дополнительным образованием, им не хватает времени, но в целом они удовлетворены своим досугом. А обучающиеся с невысоким уровнем успеваемости жалуются на отсутствие денег, часто стремятся просто «убить время», они меньше удовлетворены проведением свободного времени.

Интерес первокурсника к учебной деятельности в вузе влияет на досуг иначе, не так, как успеваемость. Интересно учиться тем, кто любит проводить время дома — читать/слушать книги, заниматься домашними делами и т. д.

Получается некоторое противоречие — «отличники» и «хорошисты» более активно, разнообразно и организованно проводят свой досуг, чем «троечники». Но тем, кто любит проводить досуг вне дома, учиться менее интересно, чем «домоседам».

Активный, разнообразный и организованный досуг стимулирует высокие показатели успеваемости, но снижает интерес к учебе. Такой досуг способствует развитию личности первокурсника, расширению кругозора, формированию умений и навыков, уверенности в себе, что позитивно сказывается на успеваемости. Но у первокурсников, активно проводящих свой досуг, появляются другие, более интересные, чем учеба в вузе, формы деятельности, поэтому интерес к учебе снижается.

Именно в проведении досуга проявляется то, к чему человек стремится в жизни, чего хочет достичь. Досуговая деятельность первокурсника — это прообраз его будущих жизненных устремлений.

Кто мечтает о высокой заработной плате в будущем — уже сейчас зарабатывает деньги на личные расходы и готовится к будущей профессии. Молодые люди, которые считают важным «знакомства и связи», в свободное время гуляют по городу, пребывают в соцсетях, посещают клубы, кафе, бары — в общем, находятся в компании других подростков, устанавливая связи и приобретая новые знакомства. Кто стремится к хорошим отношениям в семье в будущем, любит в свободное время заниматься домашними делами, помогать по дому.

Наверное, существует и обратная связь между проведением досуга и жизненными целями. Если молодого человека увлечь самодеятельностью, любительским творчеством, книгами, театром и пр., то он будет стремиться в будущем к реализации способностей и талантов и интересной работе. Если он почувствовал, что значит самореализоваться в кружке, студии, факультативе, — он будет стремиться к этому и дальше. Именно поэтому очень важно не только изучать формы проведения свободного времени молодежи, но и формировать досуг молодежи. С этой точки зрения досуговая деятельность первокурсников представляется даже более значимой, чем учебная.

список литературы

Веселкова, Н. В., Прямикова, Е. В. (2005) Социальная компетентность взросления. Екатеринбург : Изд-во Уральского университета. 290 с.

Зубок, Ю. А., Чупров, В. И. (2018) Культура в жизни молодежи: потребность, интерес, ценность // Вестник института социологии. № 4. С. 171-191.

Зубок, Ю. А., Безрукова, О. Н., Вишневский, Ю. Р. и др. (2021) Саморегуляция жизнедеятельности молодежи: методология и социальные практики / науч. ред. Ю. А. Зубок. Белгород : ООО «Эпи-центр». 500 с.

Ильин, В. И. (2007) Быт и бытие молодежи российского мегаполиса: социальная структу-рация повседневности общества потребления. СПб. : Интерсоцис. 388 с.

Ковалева, А. И. (2008) Тезаурусная концепция молодежи // Социология молодежи. Энциклопедический словарь / отв. ред. Ю. А. Зубок и В. И. Чупров. М. : Academia. 608 с. С. 507-508.

Луков, Вал. А. (2012) Теории молодежи. Междисциплинарный анализ. М. : Канон+ РООИ «Реабилитация». 528 с.

Маршак, А. Л. (2008) Досуг // Социология молодежи. Энциклопедический словарь / отв. ред. Ю. А. Зубок и В. И. Чупров. М. : Academia. 608 с. С. 107-108.

Омельченко, Е. Л. (2000) Молодежные культуры и субкультуры. М. : Изд-во «Институт социологии РАН». 264 с.

Поколения.пе^ хроники событий (2007) / под ред. Е. Омельченко. Ульяновск : Изд-во Ульяновского государственного университета. 200 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Э. В. Ильенков и философия Маркса : сб. науч. трудов (2018) / под общ. ред. Г. В. Лобас-това, Е. В. Мареевой, Н. В. Гусевой. Усть-Каменогорск : Изд-во Казахстанско-Американ-ского свободного университета. 361 с.

Дата поступления: 15.10.2021 г.

leisure of freshmen of universities S. V. Yavon Volga Region State University of Service

The article analyzes the leisure time of first-year students of higher educational institutions in relation to such factors as individual personality traits, academic performance, interest in learning; educational and professional plans, life goals and aspirations. The analysis made it possible to draw a conclusion about the interdependence and interconditionality of these factors and the leisure of first-year university students. Freshmen with high academic performance are characterized by a desire for self-improvement, active, varied leisure time activities and an optimistic attitude towards the future. Students with a low level of academic performance "kill time"; they are not satisfied with the way they spend their free time due to lack of money, and are uncertain about the future. Freshmen who actively spend their free time, are fond of reading, sports, attending concerts, and theaters are focused on obtaining higher education in Master's programs. For freshmen who are afraid of not completing their studies at university, passive-contemplative spending of free time prevails.

The empirical basis of the article was formed by the results of a study conducted in June 2021 on a sample representative of young people aged 18 to 19 in universities of the city district of Togliatti: a questionnaire survey (N = 700 1st year students from four city universities) and a formalized interview (N = 114 students from four city universities).

Keywords: leisure; freshmen; young people; universities; academic performance; interest in learning; life goals; professional plans; entertaining and recreational forms of leisure; substantial organization of leisure activities

references

Veselkova, N. V. and Pryamikova, E. V. (2005) Sotsial'naia kompetentnost' vzrosleniia. Yekaterinburg, Ural State Univ. 290 p. (In Russ.).

Zubok, Yu. A. and Chuprov, V. I. (2018) Kul'tura v zhizni molodezhi: potrebnost', interes, tsen-nost'. Vestnik instituta sotsiologii, no. 4, pp. 171-191. (In Russ.).

Zubok, Yu. A., Bezrukova, O. N., Vishnevsky, Yu. R. et al. (2021) Samoreguliatsiia zhizne-deiatel'nosti molodezhi : metodologiia i sotsial'nye praktiki / ed. by Yu. A. Zubok. Belgorod, Epi-Center LLC. 500 p. (In Russ.).

Ilyin, V. I. (2007) Byt i bytie molodezhi rossiiskogo megapolisa: sotsial'naia strukturatsiia povsednevnosti obshchestva potrebleniia. St. Petersburg, Intersotsis. 388 p. (In Russ.).

Kovaleva, A. I. (2008) Tezaurusnaia kontseptsiia molodezhi. In: Sotsiologiia molodezhi. Entsiklopedicheskii slovar' / ed. by Yu. A. Zubok and V. I. Chuprov. Moscow, Academia. 608 p. Pp. 507-508. (In Russ.).

Lukov, Val. A. (2012) Teorii molodezhi. Mezhdistsiplinarnyi analiz. Moscow, Kanon+ ROOI «Reabilitatsiia», 528 p. (In Russ.).

Marshak, A. L. (2008) Dosug. In: Sotsiologiia molodezhi. Entsiklopedicheskii slovar' / ed. by Iu. A. Zubok and V. I. Chuprov. Moscow, Academia. 608 p. Pp. 107-108. (In Russ.).

Omelchenko, E. L. (2000) Molodezhnye kul'tury i subkul'tury. Moscow, RAS Institute of Sociology. 264 p. (In Russ.).

Pokoleniia.net: khroniki sobytii (2007) / ed. by E. Omelchenko. Ulyanovsk, Ulyanovsk State Univ. 200 p. (In Russ.).

E. V. Il'enkov i filosofiia Marksa: Election of scientific works (2018) / ed. by G. V. Loba-stov, E. V. Mareeva and N. V. Guseva. Ust-Kamenogorsk, Kazakh-American Free University. 361 p. (In Russ.).

Submission date: 15.10.2021.

Явон Снежана Владимировна — доктор социологических наук, доцент, профессор, заведующая кафедрой социальных технологий и гуманитарных наук Поволжского государственного университета сервиса. Адрес: 445677, Россия, Самарская область, г. Тольятти, ул. Гагарина, 4. Тел.: +7 (8482) 22-90-31. Эл. адрес: kaf_st@tolgas.ru

Yavon Snezhana Vladimirovna, Doctor ofSociology, Associate Professor, Professor, Head, Department of Social Technologies and Humanities, Volga Region State University of Service. Postal address: 4, Gagarina St., Togliatti, Samara Region, Russian Federation, 445677. Tel.: +7 (8482) 22-90-31. E-mail: kaf_st@tolgas.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.