Обучение в высшем учебном заведении открывает для современных студентов огромный спектр возможностей. Действительно, и сама система образования находится в динамике, постоянно видоизменяется, открывая все новые способы совершенствования своих способностей для будущих специалистов всех областей знания. Однако процесс социализации студенческой молодежи невозможно рассматривать в отрыве от свободного времени. Культура проведения свободного времени в значительной мере влияет на отношение к учебе, а также во многом определяет ценностные и мировоззренческие установки молодежи. В свое свободное время студенты не ограничены строгими правилами поведения, четким расписанием, и они вольны делать то, что будет максимально соответствовать их интересам. Именно поэтому анализ досуговых предпочтений молодежи позволяет получить наиболее полное представление о социализации студенчества.
В проведенном социологическом исследовании «Социализация и воспитание студенческой молодежи вузов Ростовской области» (научный руководитель проекта - доктор социологических наук В.И. Филоненко) было уделено особое внимание различным аспектам культуры свободного времени современного студенчества.
Как показали результаты проведенного исследования, наиболее приоритетным способом проведения досуга оказались прогулки, встречи с друзьями - им отдает предпочтение абсолютное большинство опрошенных (74,7 %). Учитывая тот факт, что больше половины респондентов поддерживают крепкие дружеские отношения с учащимися своего вуза (31,7 % имеют друзей среди различных групп на своем факультете, а 26,6 % поддерживают отношения в основном со студентами своей учебной группы), а 23,1 % дружат с учащимися других высших учебных заведений, можно сделать вывод о довольно высокой интеграции студенческого сообщества. Причем интеграция проявляется как на «макроуровне», в поддержании дружеских отношений между студентами различных вузов, так и внутри студенческого сообщества отдельных высших учебных заведений. И стремление студентов проводить со своими товарищами по вузу как можно больше свободного времени служит весомым подтверждением сплоченности студенческого сообщества.
Практически такое же количество респондентов любят коротать свободное время, читая книги, слушая музыку и смотря фильмы на видео - 74 %. То есть абсолютное большинство студентов любит также и спокойное времяпрепровождение, погружаясь в мир музыкальных композиций, литературных произведений и художественных фильмов. Можно предположить, что именно прослушиванию музыки студенческая молодежь отдает предпочтение среди всех способов проведения культурного досуга в домашних условиях. Однако музыкальные пристрастия, а точнее, их схожесть или различия, могут выступать и в качестве группообразующего фактора. Именно по музыкальным пристрастиям зачастую формируются группы единомышленников: имея общие музыкальные пристрастия, молодые люди могут обмениваться дисками с записями любимых исполнителей, обсуждать творчество тех или иных музыкантов, вместе посещать музыкальные концерты. Хотя, безусловно, общность взглядов на кинематограф и творчество тех или иных писателей также может сыграть положительную роль. На самом деле этот момент заслуживает внимания, т.к. он во многом объясняет специфику формирования групп по интересам внутри студенческих коллективов. Согласно результатам исследования, большинство студентов (63,2 %) назвали именно различия в культурных интересах основными причинами, которые вызывают разобщенность в их учебных группах. В то же время существование дифференциации по национальному признаку, по социально-профессиональному положению родителей и по материальному положению респонденты единогласно опровергли: 80,4 %, 83,9 % и 83 %, соответственно. Таким образом, общность взглядов на современную культуру является одним из наиболее важных факторов, которые могут повлиять как на сплочение студентов в группе, так и на ее разобщенность.
Однако, помимо удовлетворения своих культурных интересов, дома студенты также занимаются и решением бытовых проблем: домашним обязанностям уделяют внимание более половины опрошенных - 53,9 %. Действительно, со временем у молодых людей появляются все новые обязанности. Однако подобное отношение к решению домашних, бытовых проблем говорит, прежде всего, о высоком уровне ответственности студенческой молодежи. Следует отметить, что внимание домашним заботам больше уделяют студенты, не имеющие дополнительных видов заработка - 58,7 %, тогда как среди постоянно работающих бытовыми проблемами занимаются 47,1 %, а среди
имеющих временную работу - 48,7 %. Также домашними делами занимаются 50,5 % студентов, подрабатывающих эпизодически. Решению бытовых проблем больше времени уделяют студенты, имеющие семью - 60,3 % состоящих в браке без детей и 59,7 % имеющих детей активно занимаются домашними делами. Среди студентов, еще не вступивших в брачные отношения, бытовым делам уделяют внимание 54,2 %. Действительно, семейная жизнь подразумевает гораздо большую ответственность и весомый круг обязанностей, выполнение которых необходимо для обеспечения нормального функционирования семьи. Причем большая часть обязанностей по выполнению работы по дому ложится на женские плечи - 64 % студенток занимаются домашним хозяйством, в то время как среди юношей бытовыми проблемами озабочены 40 %.
Помимо бытовых проблем, молодых людей дома удерживает и наличие компьютера. Как показали полученные данные, 53,1 % студенческой молодежи являются активными пользователями компьютера: они предпочитают проводить свой досуг за изучением бескрайних просторов информационного пространства «всемирной паутины» - сети Интернет, а также играя в различные компьютерные игры. Безусловно, столь заметная популярность компьютера у молодого поколения обусловлена спецификой современного информационного общества. Одной из главных причин, обусловивших возрастание количества пользователей «всемирной паутины» в последние годы, стало появление социальных сетей как популярного способа коммуникации, в первую очередь, в молодежной среде. В то же время не менее велика и роль компьютерных игр в среде виртуальных развлечений. Индустрия компьютерных игр развивается стремительно, создавая ежегодно все новые игровые хиты, которые становятся основным времяпрепровождением большинства молодых людей. Чрезмерное увлечение виртуальными развлечениями заметно сказывается на учебном процессе: Интернет и компьютерные игры являются основными интересами для 63,6 % постоянных «задолжников», 64,1 % «троечников» и 58,4 % студентов, которые уделяют время учебе, но все же иногда получают оценку «удовлетворительно». Среди «отличников» возможностями виртуального пространства пользуются 46,7 % опрошенных, которые в основном, видимо, занимаются только поиском необходимой информации в сети Интернет. Возможности киберпространства интересуют прежде всего юношей: 63,8 % против 45,6 % среди девушек. Вероятнее всего, юноши отдают большее предпочтение как раз компьютерным играм, особенно если принять во внимание специфику жанров современной игровой индустрии. Необходимо выделить и «профессиональную» специфику пользования компьютером - интерес к компьютерной технике и виртуальному пространству больше всего проявляют студенты технических вузов - 57,3 %. Однако Интернет представляет собой и огромное пространство для получения необходимой для учебы информации. Следует сказать и еще об одном аспекте - интеграции студентов посредством приобщенности к киберпространству. В первую очередь, конечно, речь идет о компьютерных играх, которые выступают одним из общих интересов в молодежной среде, наравне с литературой и кинематографом. И это не только обмен дисками с новинками игровой индустрии, но и совместное участие в баталиях сетевых игр, «армии» которых в настоящее время исчисляются многими тысячами игроков по всему миру. Безусловно, не все представители студенческой молодежи являются геймерами. Однако основным средством интеграции в виртуальном пространстве выступают социальные сети. Действительно, абсолютное большинство современной молодежи имеют в них зарегистрированные аккаунты. Посредством социальных сетей осуществляется заметная часть коммуникации студенческой молодежи - через виртуальные группы студенты могут, в первую очередь, более скооперированно готовиться к экзаменам, обмениваться информацией к семинарским занятиям, а также решать свои личные вопросы.
Для половины представителей студенческой молодежи (50,8 %) наиболее предпочтительным способом проведения свободного времени является посещение различных культурных мероприятий: концертов, театров, кино. Можно предположить, что главенствующую позицию среди всего спектра культурного досуга занимает посещение кинотеатров. Действительно, кинематограф является одним из самых популярных видов искусства в настоящее время. Сети кинотеатров развиты практически в каждом городе, и репертуар показываемых в них кинофильмов удовлетворяет интересам любого кинолюбителя. К тому же поход в кино является одним из наиболее доступных способов проведения досуга для студенческой молодежи - цены на билеты сравнительно невысоки, а в большинстве кинотеатров существуют скидки на киносеансы по предъявлению студенческого билета. Таким
образом, жанровое разнообразие и сравнительная доступность делают кино одним из наиболее популярных способов проведения досуга студенческой молодежи. Достаточно активно студенты посещают и музыкальные концерты. Однако этот способ проведения досуга доступен не всем -стоимость билета на концерт некоторых известных исполнителей может быть равна нескольким студенческим стипендиям. В то же время проводятся различные массовые музыкальные мероприятия - концерты и фестивали, приуроченные чаще всего к каким-либо праздникам либо общественным акциям. Обычно на подобные концерты вход свободный, и любой желающий может послушать живую музыку абсолютно бесплатно. Однако музыкальные мероприятия и такой вид культурного досуга, как посещение театра, не столь популярны в студенческой среде, как кино и концерты. Стоит отметить, что культурный досуг пользуется наибольшей популярностью у студентов, проявляющих усердие в учебном процессе: 56,2 % «отличников» и 52,7 % студентов, иногда получающих отметку «хорошо», тогда как среди «троечников» таковых - 41,7 %, а среди постоянных «задолжников» -всего 25,5 %. Посещение культурных мероприятий становится более затруднительным для студентов, которые уже успели обзавестись детьми: только 38,8 % могут найти время для похода в кино или на концерт, тогда как среди холостых культурные мероприятия посещают 52,1 %. Также можно выделить и гендерную специфику заинтересованности учащихся вузов в культурном досуге. Как показало проведенное исследование, девушки намного чаще посещают культурные мероприятия, нежели юноши: 58 % против 41,1 %.
Таким образом, современные студенты вузов проявляют заметный интерес к культурному досугу, выраженному в различных формах. Тем не менее большинство представителей молодежи предпочитают приобщаться к культуре, не выходя из дома, - слушать музыку и смотреть кинофильмы на цифровых носителях. Безусловно, этому способствуют и возможности сети Интернет - любой фильм, запись спектакля или музыкального концерта можно без особого труда «скачать», а 53,1 % проводят значительную часть времени за компьютером. Следует отметить, что культурный досуг предпочитают, в основном, студенты естественно-гуманитарных вузов: театр, концерты и кино посещают 59,6 %, а музеи и выставки - 10,2 %. Таким образом, современные студенты имеют тягу к познанию современного искусства и истории, но она выражена намного слабее, чем другие стремления, зачастую носящие гедонистическую направленность.
Среди подобных способов проведения свободного времени можно выделить несколько наиболее распространенных среди студенческой молодежи. Третья часть опрошенных студентов (29,3 %) посещают ночные клубы и дискотеки, отдавая, таким образом, предпочтение ночному образу жизни. Следование подобному образу жизни отражается и на успеваемости: среди «троечников» данный вид досуга распространен у 38,3 %, а среди постоянных «задолжников» - у 34,5 %, в то время как среди «отличников» таковых только 23,5 %. Однако посещение ночных клубов является доступным не для всех, поэтому 39,6 % студентов посещают бары и кафе. Девушки чаще проводят свободное время в кафе, нежели юноши: 42,5 % против 35,7 %. Полученные нами данные подтверждаются и результатами общероссийских социологических исследований под руководством академика РАН М.К. Горшкова [1, с. 471-475].
Стоит обратить внимание на тот факт, что довольно большое количество студентов высших учебных заведений предпочитают спокойный отдых, который чаще всего связан с получением новой информации. Так, 40,7 % респондентов смотрят телевизор, а также слушают радиопередачи. Телевидение и радио являются источниками получения самой разной информации - в эфир выходят не только развлекательные передачи, но и познавательные программы. Тем не менее, телевидению и радио уделяют больше внимания студенты, которые постоянно имеют задолженности (50,9 %), и «троечники» - 42,5 %. Среди «отличников» смотрят телепередачи 34,4 %. Таким образом, телевидение и радио в настоящее время по-прежнему являются одними из основных источников получения информации, однако, по сравнению с Интернетом, их роль заметно ниже. К печатной продукции как средству получения новой информации студенты обращаются заметно реже - газеты и журналы в свободное время читают 28,3 % опрошенных. Больше всего читают студенты, учащиеся на «отлично» - 31,4 %, а также те, кто иногда получает отметку «хорошо» - 29,6 %. То есть студенты, уделяющие должное внимание учебе, как правило, стараются быть в курсе новостей науки, а также событий социально-политической жизни общества. Среди постоянных «задолжников» газеты и
журналы читают только 14,5 %. Также стоит отметить, что девушки чаще читают газеты и журналы, нежели юноши, - 29,9 % против 26,1 %. Кроме того, интерес к чтению печатной продукции чаще проявляют студенты, имеющие семью: 33,6 % среди тех, у кого пока нет детей, и 34,3 % уже ставших родителями. Среди «холостой» части студенчества к чтению проявляют интерес 28,3 %.
Заслуживает внимания и еще один вид спокойного отдыха, предпочитаемого многими респондентами. Около половины опрошенных студентов - 47,9 % - стараются проводить время на природе. Причем девушки чаще предпочитают гулять на свежем воздухе, чем юноши: 49,7 % против 45,5 %.
Необходимо отметить, что 39,5 % студентов в свободное время занимаются в различных спортивных секциях и спортклубах. То есть студенческая молодежь проявляет стремление к поддержанию своей физической формы и достижению результатов в спорте. Спортивный образ жизни ближе всего юношам: 54,4 % парней посещают различные секции, тогда как среди девушек предпочтение спорту отдают только 28,8 %. Вполне вероятно, что подобное гендерное распределение приоритетов в отношении к спорту обусловлено спецификой предоставляемого выбора спортивных секций. Однако отношение к модели здорового образа жизни в целом - не столь однозначно: 46 % считают ее не очень популярной, а 7,6 % убеждены, что она полностью безразлична молодому поколению. Тем не менее, 35,5 % все же полагают, что идея здорового образа жизни по-прежнему присутствует в сознании молодежи. Вероятнее всего, сомнения по поводу популярности здорового образа жизни возникают у молодых людей в связи с наличием вредных привычек. Как показали результаты исследования, абсолютное большинство студентов - 78,7 % - не курят, а 11,2 % курят несколько сигарет в день. Заядлых курильщиков среди студенческой молодежи только 10 % (5,3 % курят до 10 сигарет в день, а 4,6 % выкуривают до пачки в день). Однако с употреблением спиртных напитков дела обстоят несколько иначе. Треть опрошенных студентов не употребляют алкоголя вообще - 29,3 %, чуть больше половины - 52 % - выпивают только по большим праздникам. Довольно часто употребляют спиртное почти пятая часть студентов: 15,2 % выпивают несколько раз в месяц, а 3,4 % - несколько раз в неделю. Необходимо отметить тенденцию к снижению вредных привычек у студентов вузов за последние 5 лет. Проведя сравнительный анализ с результатами социологического исследования 2006 г., можно сделать вывод, что количество некурящих студентов увеличилось на 11,3 %, а число заядлых курильщиков уменьшилось почти вдвое (выкуривающих до 10 сигарет в день - с 9,5 % до 5,3 %, а тех, кто выкуривает до пачки в день, - с 7,7 % до 4,3 %). Количество непьющих студентов увеличилось на 12 %. Модель здорового образа жизни приобретает все большую популярность в среде студенческой молодежи. Вполне вероятно, что этому во многом поспособствовала увлеченность представителей студенческой молодежи различными видами спорта.
Студенты стремятся не только к развитию своих физических способностей, но и к творческой самореализации: 12,3 % занимаются в различных кружках и секциях, а 27,6 % имеют увлечение, хобби, которому посвящают большую часть своего досуга. Увлечение творческой деятельностью, участие в разного рода самодеятельности служит и довольно сильным интегрирующим фактором. Пятая часть респондентов - 19,1 % - в качестве одного из главных факторов, способствующих приобретению авторитета в студенческой среде, отметили внеучебную активность своих товарищей. То есть студенты, обладающие какими-либо талантами, участвующие в творческой деятельности (КВН, различные конкурсы талантов), получают заметное признание у своих сверстников.
Отдельного внимания заслуживает отношение студентов к повышению своих профессиональных способностей. Согласно полученным данным, чуть больше пятой части опрошенных - 21,5 % -посещают дополнительные занятия, курсы для совершенствования своих знаний, повышения квалификации. Однако данное стремление характерно, в основном, лишь для тех студентов, которые учатся с максимальной отдачей: дополнительные курсы посещают 32 % «отличников», 21,3 % студентов, изредка получающих отметку «хорошо», и только 11,9 % «троечников» и 9,1 % постоянных «задолжников».
Уровень общественной активности среди студенческой молодежи довольно низок: только 9 % респондентов принимают участие в деятельности общественных организаций и ассоциаций, и всего лишь 3 % участвуют в работе политических организаций, посещают политические собрания и митинги. Наиболее активны студенты, проявляющие заметное усердие и в учебе: 13,2 %
«отличников» являются членами действующих общественных организаций, тогда как среди «троечников» таковых только 6,9 %, а среди постоянных «задолжников» - всего 5,5 %. Интересна и гендерная специфика общественной активности. Как показали результаты исследования, в деятельности общественных организаций чуть более активно участвуют девушки: 9,6 % против 8,3 % среди парней. А вот политические организации, собрания и митинги больше интересны юношам: 4 % против 2,4 % у студенток. Церковь посещают всего лишь 7,7 % респондентов.
За последние 5 лет студенты стали меньше интересоваться социальной информацией из газет и журналов: общая динамика обращения к печатной продукции уменьшилась с 42,2 % в 2006 г. до 28,3 % в 2011 г. В то же время студенты стали намного больше проводить времени за компьютером: если в 2006 г. компьютерная сфера интересовала 40,3% учащихся вузов, то сейчас таковых уже 53,1 %. Безусловно, данный факт не выглядит удивительным на фоне широкой доступности Интернета и развития социальных сетей. С другой стороны, у представителей студенческой молодежи усилилось стремление к творческой самореализации: за 5 лет у 27,6 % появились различные увлечения, хобби, тогда как в 2006 г. подобным интересовались только 18,4 %.
Самые заметные изменения произошли в сфере межличностных отношений студентов. Молодые люди не просто стали чаще встречаться с друзьями, но сделали этот способ проведения досуга наиболее приоритетным для себя. Если, по данным социологического исследования 2006 г., встречам с друзьями уделяли время только 19,1 %, то среди нынешних студентов проводят время со своими товарищами уже 74,7 %. Учитывая тот факт, что большинство друзей нынешних студентов являются их товарищами по вузу, можно подтвердить заметную интегрированность студенческого сообщества.
Таким образом, рассмотрев все разнообразие предпочтений студенческой молодежи в способах проведения свободного времени, можно сказать, что студенческая молодежь имеет определенные субкультурные особенности. Студенческое сообщество предстает довольно интегрированным образованием, внутренние связи которого поддерживаются на основе культурных и личностных факторов. Большое значение в студенческой среде придается различным способам творческой и личностной самореализации. Именно они, в той или иной мере, определяют разнообразие студенческого досуга. В стремлении студентов к активному и разнообразному проведению своего досуга можно убедиться и обратившись к распределению ответов на вопрос «Какая модель студенческого образа жизни Вам ближе?». Подавляющее большинство опрошенных молодых людей -75 % - считают, что студенчество - это особая пора жизни, поэтому нужно использовать все преимущества своего возраста и «брать от жизни все». Только 16,6 % считают, что нужно полностью отдавать себя учебе, даже за счет самоограничения в развлечениях во имя успешной карьеры. И студенты всеми способами стараются использовать максимум возможностей, чтобы провести свободное время как можно интересней. В то же время они не забывают и об учебе, стараются улучшить свои способности. Безусловно, формирование основных приоритетов в проведении свободного времени во многом обусловлено культурой современного информационного общества. Однако огромную роль в этом играет и социальное окружение студенческой молодежи. Поэтому только при активном участии в социальной жизни студентов высшее учебное заведение сможет наиболее полно исполнить свою роль в процессе социализации современного студенчества.
Литература
1. Горшков М.К. Российское общество как оно есть: Опыт социологической диагностики. М.: Новый хронограф, 2011.
2. Седова Н.Н. Российская повседневность в условиях кризиса / Под ред. М.К. Горшкова, Р. Крумма, Н.Е. Тихоновой. М.: Альфа-М, 2009.