Научная статья на тему 'Жизненные ориентации студенчества: тенденции изменения'

Жизненные ориентации студенчества: тенденции изменения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
297
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЕ ПЛАНЫ / МОТИВЫ / ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ДОСУГА / НРАВСТВЕННАЯ САМООЦЕНКА / ЦЕННОСТИ / ЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / LIFE PLANS / THEME / AFORM OF LEISURE / THE MORAL SELF / VALUES / LIFE ORIENTATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Трошкова Елена Анатольевна

На базе авторских исследований анализируются цели и планы студенчества в различные исторические периоды, дается оценка динамики жизненных ориентаций студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Based on the author's research analyzes the objectives and plans of students in different historical periods, assesses the dynamics of life orientations of college students.

Текст научной работы на тему «Жизненные ориентации студенчества: тенденции изменения»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 3 (257).

Управление. Вып. 7. С. 114-118.

Е. А. Трошкова

ЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНЧЕСТВА: ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ (ИТОГИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

На базе авторских исследований анализируются цели и планы студенчества в различные исторические периоды, дается оценка динамики жизненных ориентаций студенческой молодежи.

Ключевые слова: жизненные планы, мотивы, формы проведения досуга, нравственная самооценка, ценности, жизненные ориентации.

Происходящие в России социально-экономические трансформации затронули все сферы жизни общества. Современные ценностные ориентиры студенческой молодежи формируются под воздействием рыночной экономики, новой политической реальности, совершенно иных по сравнению с 90-ми гг. идеологических установок. Цель данной статьи - проследить тенденции жизненных ориентаций студенчества по материалам исследований, проведенных в разные исторические периоды.

В феврале 2010 г. нами проводился анонимный опрос студентов 1-2 курсов специальности «Государственное и муниципальное управление» факультета управления Челябинского государственного университета (обработано 154 анкеты). Справа для сравнения даются ответы студентов 4 курса Челябинского государственного технического университета (нынешнего ЮУрГУ), опрошенных в 1995 г. (свыше 1000 анкет) [1]. Такое сравнение на большой временной дистанции представляет интерес, поскольку дает возможность проследить динамику жизненных ориентаций студенчества в постсоветской России. Все данные приводятся в процентах от числа опрошенных.

1. Гендерный состав респондентов:

2010 г. 1995 г.

девушки 69,5 28,1

юноши 30,5 71,9

Как видим, соотношение полов практически противоположное, и этот фактор будет многое определять в содержании ответов.

2. Ваша главная жизненная цель (один выбор) (2010 г.):

• высокий заработок, материальное благополучие - 13,2

• дело по душе, интересная работа - 14,3

• хорошие отношения в семье - 20,1

• удовлетворенность в любви, личное счастье - 9,1

• возможность поездить по миру - 4,5

• свое дело, успех в предпринимательстве - 29,9

В ответах студенческой аудитории ЧелГУ ни один из возможных вариантов не получил абсолютного большинства. Показательно, что на первое место студенты поставили открытие собственного дела, успех в предпринимательстве. На втором месте - хорошие отношения в семье, на третьем - интересная работа, и только на четвертое место респонденты вывели материальное благополучие. Таким образом, среди жизненных приоритетов лидирует профессиональная самореализация в той или иной сфере. При этом не совсем понятна связь между ориентацией на карьеру предпринимателя и выбранной специальностью. Получается, что жизненные планы значительной части наших студентов не имеют отношения ни к государственному, ни к муниципальному управлению.

3. Оценка перспектив своего материального положения по окончании вуза:

а) улучшится 77,9 18,1

б) не изменится 3,9 33,4

в) ухудшится 0 18,4

г) затрудняюсь с ответом 18,2 30,1

По сравнению с «лихими девяностыми», в

настроениях сегодняшних студентов заметно больше оптимизма. Более трех четвертей опрошенных позитивно оценивают перспективы своего материального положения, тогда как в 1995 г. таким образом были настроены менее одной пятой респондентов. Видимо, в то время продолжал сказываться эффект «шоковой терапии» начала девяностых, которую эти студенты-старшекурсники пережили в сознательном возрасте.

4. Мнение о будущей работе :

а) содержание - главное,

зарплата - второстепенное 0

б) содержание - главное,

зарплата - важное 46,1

в) зарплата - главное,

содержание - важное 52,6

г) зарплата - главное,

содержание - второстепенное 1,3

Как показал опрос, среди современных студентов совсем нет романтиков-бессеребренни-ков и практически не встречаются откровенные циники. Большинство настроено вполне прагматично: считают размер зарплаты ведущей характеристикой профессиональной деятельности и вместе с тем существенную роль отводят содержанию будущей работы.

В ходе анкетирования выяснилось, что открыть собственное дело готовы 78,6 % опрошенных в ЧелГУ студентов; в 1995 г. среди студентов ЮУрГУ таких было только 17,1 %. Интересно, что за 15 лет оценки перспектив занятия предпринимательством изменились почти зеркальным образом: сегодня намерение стать предпринимателями высказывает подавляющее большинство студентов ЧелГУ (причем среди них преобладают девушки), в 1995 г. практически такую же долю составляли респонденты, не связывавшие свои планы с бизнесом. С одной стороны, хорошо, когда появляются новые возможности, и молодые люди стремятся ими воспользоваться. С другой стороны, вновь встает вопрос о связи предпринимательской карьеры и специальности, получаемой в университете. Видимо, диплом для большинства наших студентов определяет не столько род занятий, сколько статус, необходимый для жизненного успеха.

5. Оценка условий для предприниматель-

ства в России:

а) очень хорошие 4,5 7,4

б) средние 59,7 40,6

в) плохие 22,7 38,3

г) затруднились ответить 13,1 13,7

Почти 60 % опрошенных оценивает условия для бизнеса в России как средние, плохими считает их меньше четверти респондентов. 15 лет назад оба показателя были практически равны и составляли около 40 %. Видимо, за эти годы действительно произошли перемены к лучшему.

6. Мотивы возможного занятия предпри-

нимательством:

а) интересная работа 19,0 31,3

б) личная свобода 41,3 22,9

в) большие заработки 27,3 40,0

г) боязнь безработицы 1,7 4,7

д) другие 10,7 1,1

Характерно, что для нынешних студентов главным мотивом занятия бизнесом является личная свобода, в то время как в середине 90-х в качестве такового выступали большие заработки. Вместе с тем явно снизилось значение интересной работы: со второго места она отодвинулась на третье, пропустив вперед материальный фактор. Можно сказать, что либеральные ценности постепенно внедряются в сознание студенческой молодежи. Проблема безработицы практически не беспокоит наших студентов даже в условиях кризиса.

7. Времяпрепровождение:

а) физически активное 46,1 39,5

б) духовно активное 37,7 52,7

в) пассивное 16,2 7,8

Здесь впору посыпать голову пеплом: как

духовно активное оценили свое времяпрепровождение чуть больше одной трети нашей аудитории (преимущественно женской!); это заметно ниже показателя, зафиксированного у студентов ЮУрГУ образца 1995 г.

8. Посещают кинотеатры:

а) раз в неделю 14,9 1,2

б) раз в месяц 61,0 1,2

в) раз в год 20,1 51,5

г) никогда 4,0 34,1

Популярность этой формы досуга суще-

ственно выросла, что можно объяснить как ростом благосостояния, так и развитием сети современных мультиплексов.

9. Посещают драмтеатры:

а) раз в неделю 0, 0 0,6

б) раз в месяц 12,4 10,0

в) раз в год 55,8 51,5

г) никогда 31,8 37,9

На первый взгляд, посещаемость драма-

тических театров осталась на том же уровне. Но не нужно забывать о разнице в гендерном составе респондентов, опрошенных в ЧелГУ и ЮУрГУ. Сегодня драматический театр среди девушек-гуманитариев пользуется такой же популярностью, какую он имел 15 лет назад среди юношей-«технарей». Не секрет, что театральная публика в России во все времена была преимущественно женской. Можно предположить, что на самом деле востребованность театра как формы досуга среди нынешней студенческой молодежи существенно снизилась.

10. Посещают оперный театр:

а) раз в неделю 0,0 0,0

б) раз в месяц 3,8 2,6

в) раз в год 36,4 24,9

г) никогда 59,8 72,5

Наши чуть более пристойные показатели посещаемости оперного театра не должны особенно радовать, во многом они такие благодаря разнице в гендерном составе опрошенных. Почти 60 % современных студентов-гуманита-риев никогда не бывают в опере - это так же неприлично, как и показатель 72,5 %, зафиксированный среди студентов технического вуза 15 лет назад!

11. Посещают эстрадные и рок-концерты:

а) раз в неделю 0,6 0,4

б) раз в месяц 4,5 3,2

в) раз в год 43,5 41,9

г) никогда 51,4 54,5

12. Посещают спортивные зрелища:

а) раз в неделю 11,7 1,8

б) раз в месяц 23,3 7,7

в) раз в год 40,3 31,3

г) никогда 24,7 59,2

Популярность эстрадных и рок-концертов осталась практически на том же уровне, зато посещаемость спортивных зрелищ заметно выросла.

13. Посещают танцы, дискотеки:

а) раз в неделю 20,2 3,1

б) раз в месяц 47,4 14,7

в) раз в год 28,6 34,2

г) никогда 3,8 48,0

14. Посещают кафе, рестораны:

а) раз в неделю 51,9 7,0

б) раз в месяц 38,3 20,6

в) раз в год 7,8 31,2

г) никогда 2,0 41,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как можно оценить эти данные? «Жить стало лучше, жить стало веселей!» Среди форм проведения досуга у наших студентов лидирует «легкий жанр»: на первых местах по посещаемости - кафе, кинотеатры, дискотеки. Драматический и оперный театры занимают скромные последние места в списке культурно-развлекательный учреждений, посещаемых студенческой молодежью.

15. Занимаются в свободное время учебой,

самообразованием:

а) регулярно 34,4 37,4

б) изредка 60,4 56,0

в) не занимаются 5,2 6,5

К сожалению, по этому показателю наша аудитория студентов-гуманитариев (преимущественно девушек) практически не отличается от студентов-старшекурсников ЮУрГУ образца 1995 г. Последние еще превосходят наших по доле студентов, регулярно занимающихся учебой, самообразованием.

16. Занимаются в свободное время обще-

ственной работой:

а) регулярно 9,0 1,4

б) изредка 34,4 13,4

в) не занимаются 56,6 85,2

17. Занимаются в свободное время художественной самодеятельностью, спортом:

а) регулярно 46,1 23,1

б) изредка 40,3 44,6

в) не занимаются 13,6 32,3

По двум последним позициям студенты ЧелГУ выглядят лучше, что связано, видимо, с разными традициями, вузовскими и факультетскими.

18. В свободное время читают художе-

ственную литературу:

а) ежедневно 9,7 29,8

б) несколько раз в неделю 27,2 28,7

в) несколько раз в месяц 27,9 22,3

г) редко 35,2 19,8

Здесь мы заметно уступаем показателям студентов ЮУрГУ пятнадцатилетней давности. Объяснить это отставание можно несколькими причинами: общее снижение культурного уровня молодежи, катастрофическое падение качества издаваемой литературы «массового спроса», распространение новых форм получения информации (Интернет).

19. Если было бы больше свободного време-

ни (3 выбора)... :

а) больше занимались учебой 35,0 0

б) больше читали 24,7 43,7

в) чаще ходили в кино, театры 39,6 18,9

г) чаще бывали на, дискотеках 36,4 11,3

д) больше времени уделяли семье 50,0 27,4

е) чаще встречались с друзьями 57,1 50,8

ж) больше занимались спортом,

худ. самодеятельностью 40,6 40,0

На первое место в том и другом опросах респонденты поставили возможность чаще

встречаться с друзьями. На втором месте у студентов ЧелГУ - семья, у студентов ЮУр-ГУ - чтение; на третьем месте с практически одинаковой долей (40 %) - занятия спортом и художественной самодеятельностью. Большее значение семьи для наших студентов, видимо, объясняется преобладанием девушек.

20. Имеют друзей:

а) много 44,2 23,4

б) немного 55,2 74,7

в) совсем нет 0,6 1,9

21. Нравственная самооценка:

а) высокая 33,1 25,0

б) средняя 64,3 73,1

в) низкая 2,6 1,9

Современные студенты более общительны и отличаются более высокой нравственной самооценкой.

22. Наличие жизненных принципов:

а) много 49,4 49,5

б) немного 49,4 47,3

в) нет совсем 1,2 3,2

23. Лгут:

а) часто 11,7 8,4

б) иногда 81,2 83,5

в) никогда 7,1 8,1

По двум последним позициям изменения минимальные; видимо, потому, что здесь затронуты базовые личностные характеристики, на которые мало влияют внешние обстоятельства.

24. Идеал для подражания:

а) не имеют 50,0 80,5

б) имеют 50,0 19,5

Разница в показателях может объясняться как преимущественно женским составом респондентов в ЧелГУ и их более юным возрастом, так и относительно благоприятными внешними условиями. Ситуация «лихих девяностых», когда рухнули прежние ценности и традиции, вряд ли способствовала сохранению идеалов.

25. Считают высшей ценностью (один вы-

бор):

а) Родину 1,3 7,1

б) мир 11,7 8,7

в) жизнь 33,8 29,3

г) семью, детей 40,9 59,3

д) благосостояние 5,8 10,3

е) бог 3,9 6,6

ж) другое 2,6 3,5

На первом месте среди высших ценностей и том, и в другом случае семья, но в 1995 г. такой выбор сделало абсолютное большинство респондентов, сейчас - только 41 % опрошенных. На втором месте - жизнь как высшая ценность, причем доля «жизнелюбов» повысилась с 29,3 % до 33,8 %. Наших студентов меньше волнуют материальные вопросы: пятнадцать лет назад благосостояние выбрали 10,3 % опрошенных, сейчас - почти вдвое меньше. Родину как высшую ценность воспринимают менее полутора процентов студентов - этот показатель заметно хуже, чем в 1995 г.

26. Считают себя верующими людьми:

а) считают 63,0 21,1

б) сомневаются 24,7 47,9

в) не считают 12,3 31,0

Доля студентов, считающих себя верующими, повысилось практически втрое. Конечно. это может быть связано с гендерными различиями (женщины, как известно, более религиозны). Но, видимо, повлияли и перемены последних лет в отношении российского общества к религии и религиозным ценностям.

27. Отмечают религиозные праздники:

а) часто 21,4 8,0

б) изредка 64,3 66,6

в) никогда 9,8 25,4

28. Бывают в храме (церкви, мечети и т. п.):

а) систематически 5,2 0,7

б) изредка 64,3 49,4

в) никогда 30,5 49,9

29. Читали ли Вы религиозную литературу?

а) много раз 3,9 9,1

б) кое-что читали 66,2 57,3

в) не читали 29,9 33,6

Из ответов понятно, что религиозность наших респондентов на самом деле имеет поверхностный характер. Верующим любой из трех основных конфессий предписывается посещать храм хотя бы раз в неделю, то есть систематически. По нашим опросам таких немногим более 5 %. Основательное знакомство

с религиозной литературой отметили только 4 % опрошенных - вдвое меньше, чем в 1995 г. Очевидно, распространение религиозных настроений идет «вширь», а не «вглубь». Заимствуются ритуалы, а не сущностные моменты веры.

30. Мотивы религиозности (возможны были 3 выбора):

а) желание делать добро 71,4 23,5

б) стремление к общению 39,3 29,9

в) желание быть лучше,

очиститься 82,1 55,7

г) семейная традиция 47,3 22,3

д) влияние знакомых 3,6 11,1

е) нравится ритуал 7,1 6,5

ж) мода, поветрие 0,0 34,4

На первом месте в обоих опросах - стремление к нравственному совершенствованию, на втором месте в 1995 г. - мода, поветрие, в 2010 г. - желание делать добро. На третье место в 1995 г. респонденты поставили стремление к общению, в 2010 г. - семейную традицию. Интересно, что моду в качестве мотива религиозности в 2010 г. не упомянул никто. Может быть, в наше время не рискуют признаться в том, в чем было не стыдно признаться 15 лет назад?

31. Как Вы относитесь к введению школьного курса «Основы светской этики и религи-

озной культуры»?

а) положительно 36,3 12,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

б) затруднились ответить 33,8 35,7

в) отрицательно 29,9 52,0

В 1995 г. вопрос был задан несколько по-другому: «Как Вы относитесь к преподаванию в школе религиозных дисциплин?». Сейчас мы сформулировали его более конкретно. Из ответов видно, что отношение респондентов стало более терпимым. Хотя доля положительных ответов чуть превысила треть, доля отрицательных оказалась еще меньше - 29,9 %. В 1995 г. абсолютное большинство респондентов

(52 %) высказалось против введения в школьный курс религиозных дисциплин.

Подведем итоги. Под влиянием происходящих в стане перемен постепенно меняются жизненные установки студенческой молодежи. Формируется новый тип поведения, в котором существенную роль играют соображения материального толка, прагматический расчет и разного рода гедонистические устремления. В то же время сохраняют свое значение некоторые традиционные ценности, прежде всего семья. Важной составляющей в представления студентов о жизненном успехе стала профессиональная самореализация.

Религиозность современного студенчества, как показали данные опроса, имеет скорее поверхностно-подражательный характер. Сегодняшние студенты меньше читают художественной литературы, реже посещают театр, отдавая предпочтение «легким» формам проведения досуга. В то же время они более активны и общительны по сравнению со своими предшественниками из «лихих девяностых»; в их настроениях заметно выше «градус социального оптимизма».

Современные студенты готовы рассматривать различные варианты будущей карьеры, в том числе и перспективу предпринимательской деятельности. С одной стороны, это показатель их мобильности и открытости, с другой, может быть свидетельством осознания своей потенциальной невостребованности на рынке труда. В целом жизненные ориентации и поведение современной студенческой молодежи являются более или менее адекватной реакцией на окружающую реальность в условиях, когда сведено к минимуму влияние государства и общества на формирование у подрастающего поколения высоких нравственных стандартов.

Список литературы

1. Политическая активность : условия, факторы, взаимосвязи : одномерные статистические распределения. Челябинск : Изд-во Челяб. техн. ун-та, 1996. 36 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.